Характеристики надувных лодок. Что надо знать о пвх, выбирая лодку Армированный пвх купить

1. «Пятислойный ПВХ»

Самый распространенный миф, связанный с надувными лодками.

С этим мифом сталкивается каждый, кто выбирает надувную лодку. Его влиянию подвержены все — от покупателей до продавцов. Причем и те и другие являются абсолютно адекватными людьми, но, что называется «не ведают, что творят». Чтобы развеять этот миф, необходимо немного рассказать о самом материале ПВХ, из которого производят надувные лодки пвх.

Итак, сам поливинилхлорид (ПВХ) это очень тонкий слой материала, который по своей прочности немного выше обычных полиэтиленовых пакетов из магазина. Для того, чтобы увеличить его прочность, производится так называемое армирование — на достаточно жесткую сетку из переплетенных между собою полимерных нитей с двух сторон приклеивают по слою ПВХ. Склейка происходит с помощью высокоадгезивного связующего (адгезия — свойство частиц одного материала проникать в другой) которое обеспечивает связку ПВХ и жесткого корда на молекулярном уровне, то есть, по сути, делает их единым целым. Полученная таким образом многослойная ткань отличается высокой степенью прочности на разрыв, порез, прокол и истирание. Но где же здесь пять слоев?

Так вот, некоторые производители используют хитрый маркетинговый ход и уверяют, что адгезивное связующее тоже является двумя дополнительными слоями. Это очень удобно при «грязном» PR своей продукции, так как всегда можно сказать: — Вот у нас материал пятислойный, а вот у тех-то он трех и даже двухслойный! Если детально разобраться, то получается следующая картина структуры этой ткани: пленка — корд — пленка, и ничего другого там нет. Так что правильно будет называть материал для лодок — «армированный ПВХ» и навсегда забыть понятие «пятислойный». Но здесь необходимо сделать дополнение, помимо армированного ПВХ существуют надувные лодки из хайполона, но это совершенно другой материал с другими свойствами. Есть еще китайские гребные лодки из неармированного ПВХ, но рассматривать их как серьезное плавсредство нельзя ни при каких обстоятельствах.

2. «Плотность больше — лодка прочнее»

Вторым по популярности стоит миф о плотности ткани, из которой сделана лодка. Он гласит, что чем больше плотность ткани, тем она прочнее. Это — чистой воды маркетинг! Дело в том, что ткань ПВХ, которую используют в производстве надувных лодок, делают в Европе (Финляндии, Германии и Чехии) и Южной Корее. Нельзя сказать однозначно — какой производитель лучше, но факт остается фактом — корейская ткань всегда немного больше по плотности, чем европейская (самый распространенный корейский лодочный ПВХ имеет плотность 1100 г/м2).

Сначала для производства лодок большинство отечественных производителей использовали европейскую ткань, но «азиатская» оказалась намного дешевле, и поэтому практически все плавно перешли на нее. В виду этого было как-то необходимо внушить покупателю, что такая ткань чем-то лучше, и — бинго!!! Решение было найдено в классическом маркетинговом ходе, когда какая-то умная голова выдала мысль: «А давайте скажем, что она прочнее…». Если сравнивать между собой лодочную ткань европейского производства плотностью, например, 850 г/м2 и такую же «азиатскую» 1100 г/м2, то окажется, что характеристики на истираемость, разрыв и прокол у них одинаковые! Но сделанная из «азиатской» ткани лодка будет весить немного больше аналогичной, сделанной из европейского материала.

Но тут немаловажен и другой аспект — помимо ткани ПВХ, специально сертифицированной для производства надувных лодок, есть ткани для производства тентов, бассейнов и.т.д., которые по цене обходятся дешевле лодочных. Так вот, некоторые недобросовестные производители делают свои лодки из таких материалов. И, как правило, именно эти ткани имеют небольшую плотность. Так что если хотите прочную лодку — не смотрите на плотность ткани, а просто спросите сертификат соответствия.

3. «Гарантия пять лет»

Тому, кто это придумал, необходимо поставить памятник, как это в свое время сделали немцы для Гинденбурга в 1914 году. Когда в связи с жесткой нехваткой металла поставили ему памятник из …дерева. Там же лежала куча гвоздей и молоток. Желающим выразить свое уважение предлагалось «засадить» гвоздь в памятник, и тем самым его «металлизировать».

Но ближе к теме. Давайте внимательно посмотрим, на что дается такая гарантия? А дается она на швы и материал. Если рассматривать детально, то шов — это самое прочное место в лодке, так как клеющие составы, которые используют в производстве надувных лодок из ПВХ, имеют крайне высокую адгезию. По сути — шов лодки, это монолит, где связь между тканью происходит на молекулярном уровне. С течением длительного времени (гораздо более пяти лет) от воздействия внешней среды может пострадать ткань, но нормально склеенный шов при этом останется невредимым! Если со швом что-то не так и хоть где-то он имеет дефект склейки, то это в 99,9% случаев выявляется на первом спуске лодки на воду и оставшийся 0,01% — при втором! Не заметить дефект шва при этом просто невозможно. Здесь расчет очень простой — если с лодкой хоть что-то не так, то это выявится сразу, а если все хорошо — то так оно и будет в дальнейшем.

Гарантию на материал лодки дает сам производитель ткани, но она действуют не с даты продажи изделия, а с даты производства. Пятилетняя гарантия не распространяется на фурнитуру лодки — весла, помпу, банки и.т.д. Никто Вам ее не даст больше, чем на год! И это в лучшем случае. Так что пятилетняя гарантия дается на швы, которые не могут подвергнутся гарантийному ремонту по определению, если изначально сделаны качественно. И на материал, за который сам производитель не несет никакой ответственности.

4. «Сварка или склейка»

Действительно, что лучше, сварной шов в надувной лодке или склеенный? Дело в том, что по сути эти два метода одинаковы. Просто при сварке эту операцию выполняет аппарат, а при склейке — человек. В производстве лодок используется адгезивное связующее, для активации которого необходима высокая температура, поэтому при ручной склейке это делается с помощью высокотемпературного фена, а в случае сварки это делает аппарат. Ручная склейка — процесс достаточно дорогой и трудоемкий, поэтому для удешевления и ускорения его можно автоматизировать. Но сама аппаратура для сварки — далеко не дешевое удовольствие.

К вопросу о качестве и долговечности. При использовании автоматики неизбежны сбои в настройке системы, когда свариваемую ткань можно пережечь или наоборот — недодержать. Такое встречается довольно часто на всех сварных лодках, от элитных до бюджетных. Ну а при склеивании вручную работает человеческий фактор, когда у склейщика, например, плохое настроение. Так что все очень относительно. В любом случае — ни один из этих способов производства не лучше и не хуже. Как говорится — все одинаково!

5. «Лодки из ПВХ не пригодны к ремонту»

Этот миф придумали сами пользователи, которые после появления в России надувных лодок из ПВХ постоянно пытались сравнивать их с лодками из резиноткани. К счастью, этот миф себя уже изжил. Дело в том, что если сравнивать лодки из ПВХ по ремонтопригодности с резиновыми, то действительно, их ремонт более трудоемок. Но на этом сравнение и заканчивается.

Любой прокол или порез меньше пяти сантиметров в длину на лодке из ПВХ можно отремонтировать даже в походных условиях. Для этого достаточно воспользоваться ремкомплектом, который обязательно прилагается в стандартной комплектации, куда входят кусочки ткани и специальный клей для ПВХ. Для проведения ремонта необходимо внимательно прочитать инструкцию на ремкомплекте или на тюбике с клеем и четко им следовать. Не надо пытаться приклеивать заплатку на не высушенную, влажную поверхность, делать это при температуре ниже 0°С или затыкать пробитое место на не сдутом баллоне!

Кто-то сейчас наверное улыбнулся, а ведь это реальные случаи, после которых пользователи «свято» уверовали в непригодность лодок из ПВХ к ремонту и начали активно распространять это мнение среди других! Естественно, что метровый порез на баллоне можно отремонтировать только в специализированном сервисцентре, так же как и лодку, расстрелянную дробью в упор.

Необходимо отдавать себе отчет, что на рыбалке, охоте, да и вообще в процессе эксплуатации может произойти все, что угодно. Ведь бывает, что и космические корабли терпят крушения, а ведь там все просчитано тысячекратно. Самое простое — по возможности избегать неприятных эксцессов, ну а если они и произошли, то стараться быть к этому максимально подготовленными.

13 600 руб.

Гребная лодка Flinc 260L

. Дно - надувное. С разборным пайолом. Транец - отсутствует. С насосом. С веслами. Длина лодки 260 см. Тип - гребная. Количество воздушных отсеков - 2. Грузоподъемность 170 кг. С ремкомплектом. Ширина лодки 124 см. Количество мест - 2.0. С леерным тросом. С жестким сиденьем. Материал пайола - фанера. Киль - отсутствует. Регистрация в ГИМСе - не требуется. С уключинами. Вес: 14.0 кг.

купить в интернет-магазине GoodGarden

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

3 140 руб.

Bestway, 61083 BW, Надувная лодка Hydro-Force Raft Set 228х121 см с вёслами и насосом

Ручки для переноски. Материал лодки - армированный ПВХ . Тип шва - ручное склеивание. С длиной лодки 228 см. Дно - надувное. Держатель для удочки. Транец - отсутствует. Уключины. Леерный трос. Ремкомплект. Киль - отсутствует. С количеством мест 2.0. Регистрация в ГИМСе - не требуется. С грузоподъемностью 190 кг. С шириной лодки 121 см. С количеством воздушных отсеков 2. Тип - гребная. Насос. С весом: 6.2 кг.

купить в интернет-магазине Mnemalo.ru

возможен самовывоз

фото

3 059 руб.

Лодка BestWay 61083В

С держателем для удочки. Тип - гребная. Транец - отсутствует. Количество воздушных отсеков - 2. Регистрация в ГИМСе - не требуется. Материал лодки - армированный ПВХ . С насосом. Количество мест - 2.0. С ремкомплектом. Дно - надувное. Тип шва - ручное склеивание. С ручками для переноски. С уключинами. С леерным тросом. Длина лодки 228 см. Ширина лодки 121 см. Грузоподъемность 190 кг. Киль - отсутствует. Вес: 6.2 кг.

купить в интернет-магазине Плеер.Ру

возможен самовывоз

фото

14 100 руб.

Гребная лодка Flinc 280L

Насос. С количеством мест 2.0. С количеством воздушных отсеков 2. Уключины. Жесткое сиденье. С длиной лодки 280 см. Ремкомплект. Киль - отсутствует. С шириной лодки 130 см. Материал лодки - армированный ПВХ . Дно - надувное. Леерный трос. Весла. Регистрация в ГИМСе - требуется при использовании мотора. С грузоподъемностью 220 кг. Тип - гребная. Транец - отсутствует. Разборный пайол. Материал пайола - фанера. С весом: 16.5 кг.

в интернет-магазине GoodGarden

возможен кредит | возможен самовывоз

фото

7 400 руб.

Intex, 68350, Надувная лодка Seahawk 4 (до 400кг) 351х145х48см + 2подушки

Материал лодки - армированный ПВХ . С держателем для удочки. Количество мест - 4.0. Транец - отсутствует. Тип - гребная. Дно - надувное. Количество воздушных отсеков - 2. Максимальная мощность мотора 1.5 л.с.. С леерным тросом. С надувным сиденьем. С ремкомплектом. Ширина лодки 145 см. Киль - отсутствует. С ручками для переноски. С насосом. Регистрация в ГИМСе - требуется. Длина лодки 351 см. С веслами. С уключинами. Грузоподъемность 400 кг. С весом: 21.5 кг.

в интернет-магазине Mnemalo.ru

возможен самовывоз

видеообзор фото

3 248 руб.

Лодка Intex Seahawk 2 68347

С количеством мест 3.0. Держатель для удочки. Транец - отсутствует. Дно - надувное. Регистрация в ГИМСе - требуется. Насос. Весла. Ремкомплект. Киль - отсутствует. Материал лодки - армированный ПВХ . С шириной лодки 127 см. Тип - гребная. С грузоподъемностью 300 кг. Надувное сиденье. Ручки для переноски. С количеством воздушных отсеков 3. С длиной лодки 297 см. С максимальной мощностью мотора 1.5 л.с.. Уключины. Леерный трос. Вес: 21.6 кг.

в интернет-магазине Плеер.Ру

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

15 100 руб.

Надувная лодка Flinc 280TL

С ремкомплектом. Количество воздушных отсеков - 2. Транец - навесной. Тип - гребная. Количество мест - 2.0. С леерным тросом. С уключинами. Киль - отсутствует. Материал лодки - армированный ПВХ . Ширина лодки 130 см. Грузоподъемность 220 кг. С разборным пайолом. С жестким сиденьем. Дно - надувное. Материал пайола - фанера. С насосом. Длина лодки 280 см. Регистрация в ГИМСе - требуется при использовании мотора. С веслами. С весом: 16.5 кг.

в интернет-магазине GoodGarden

возможен кредит | возможен самовывоз

фото

7 604 руб.

Лодка Intex 68319

Дно - надувное. Киль - отсутствует. С грузоподъемностью 300 кг. С шириной лодки 157 см. Транец - отсутствует. Регистрация в ГИМСе - требуется. Тип - гребная. Материал лодки - армированный ПВХ . Насос. Ремкомплект. Весла. Уключины. С количеством воздушных отсеков 2. Ручки для переноски. Леерный трос. С длиной лодки 262 см. С количеством мест 3.0. Надувное сиденье. С весом: 19.5 кг.

в интернет-магазине Плеер.Ру

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

16 300 руб.

Надувная лодка Limus SLD-235

С уключинами. С веслами. Количество воздушных отсеков - 2. С разборным пайолом. Материал пайола - фанера. Грузоподъемность 200 кг. Регистрация в ГИМСе - требуется. Материал лодки - армированный ПВХ . С леерным тросом. С жестким сиденьем. С насосом. Тип - моторная. Киль - отсутствует. Длина лодки 235 см. Транец - встроенный. Максимальная мощность мотора 3.0 л.с.. Дно - надувное. С якорным рымом. Количество мест - 2.0. С ремкомплектом. С клапаном для слива воды. Ширина лодки 135 см. Вес: 16.0 кг.

в интернет-магазине GoodGarden

возможен кредит | возможен самовывоз

фото

7 715 руб.

Лодка Intex Seahawk 3 Set 68380

Тип - гребная. С количеством воздушных отсеков 3. Надувное сиденье. Леерный трос. С длиной лодки 295 см. Киль - отсутствует. Регистрация в ГИМСе - не требуется. Материал лодки - армированный ПВХ . Весла. Уключины. Ремкомплект. Транец - отсутствует. С шириной лодки 137 см. Дно - надувное. С грузоподъемностью 360 кг. Насос. С количеством мест 3.0. С весом: 9.2 кг.

в интернет-магазине Плеер.Ру

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

18 700 руб.

Надувная лодка BoatMaster 310TR

С ремкомплектом. Грузоподъемность 330 кг. Регистрация в ГИМСе - требуется. Длина лодки 310 см. С разборным пайолом. С веслами. С уключинами. Тип - моторная. Материал лодки - армированный ПВХ . С жестким сиденьем. Дно - надувное. С насосом. Количество воздушных отсеков - 3. Ширина лодки 143 см. С ручками для переноски. Количество мест - 3.0. С леерным тросом. Транец - встроенный. Максимальная мощность мотора 6.0 л.с.. Материал пайола - фанера. Киль - отсутствует. С весом: 29.0 кг.

в интернет-магазине GoodGarden

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

7 209 руб.

Лодка Intex Seahawk 68350

Уключины. Дно - надувное. Ручки для переноски. Тип соединения - внахлест. Тип - гребная. Материал лодки - армированный ПВХ . Транец - отсутствует. Надувное сиденье. Тип шва - ручное склеивание. Регистрация в ГИМСе - требуется. Леерный трос. Держатель для удочки. С количеством воздушных отсеков 2. С количеством мест 4.0. С грузоподъемностью 400 кг. С длиной лодки 351 см. С шириной лодки 145 см. Ремкомплект. Киль - отсутствует. Вес: 19.4 кг.

в интернет-магазине Плеер.Ру

возможен кредит | возможен самовывоз

фото

19 700 руб.

Надувная лодка Flinc FT320L

Материал лодки - армированный ПВХ . Регистрация в ГИМСе - требуется. Грузоподъемность 320 кг. С ремкомплектом. С леерным тросом. Транец - встроенный. С жестким сиденьем. Дно - ненадувное. С насосом. Ширина лодки 138 см. Материал пайола - фанера. Длина лодки 320 см. С ручками для переноски. Количество мест - 3.0. С уключинами. С разборным пайолом. Количество воздушных отсеков - 3. Тип - моторная. Киль - отсутствует. С веслами. С весом: 30.0 кг.

в интернет-магазине GoodGarden

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

6 848 руб.

Лодка Intex Seahawk 4 68351

Держатель для удочки. Весла. С количеством воздушных отсеков 2. С количеством мест 4.0. Материал лодки - армированный ПВХ . С грузоподъемностью 400 кг. Транец - отсутствует. С длиной лодки 351 см. С максимальной мощностью мотора 1.5 л.с.. Регистрация в ГИМСе - требуется. Уключины. Тип - гребная. Дно - надувное. Надувное сиденье. Насос. Ручки для переноски. Леерный трос. С шириной лодки 145 см. Ремкомплект. Киль - отсутствует. С весом: 21.5 кг.

в интернет-магазине Плеер.Ру

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

18 100 руб.

Надувная лодка Flinc F280TLA

С ремкомплектом. Ширина лодки 130 см. Материал лодки - армированный ПВХ . Грузоподъемность 220 кг. С леерным тросом. Транец - отсутствует. С жестким сиденьем. Дно - ненадувное. Максимальная мощность мотора 3.0 л.с.. С насосом. Материал пайола - фанера. Количество воздушных отсеков - 2. Количество мест - 2.0. С уключинами. Длина лодки 280 см. С разборным пайолом. Тип - моторная. Киль - отсутствует. С веслами. Вес: 16.5 кг.

в интернет-магазине GoodGarden

возможен кредит | возможен самовывоз

фото

8 912 руб.

Лодка Intex Excursion 4 Set 315x165x43cm 68324

Весла. С количеством воздушных отсеков 2. С количеством мест 4.0. Материал лодки - армированный ПВХ . С грузоподъемностью 400 кг. Транец - отсутствует. С максимальной мощностью мотора 1.5 л.с.. Регистрация в ГИМСе - требуется. Уключины. Тип - гребная. С длиной лодки 315 см. Дно - надувное. Надувное сиденье. Насос. Ручки для переноски. Леерный трос. С шириной лодки 145 см. Ремкомплект. Киль - отсутствует. С весом: 23.2 кг.

в интернет-магазине Плеер.Ру

возможен кредит | возможен самовывоз

Надувные лодки характеризуются следующими частями:

  • Борта лодки состоят из независимых надувных секций.
  • Стрингера и профили их жесткости
  • Полы, надувные или жесткие.
  • Киль, который как правило надувной.
  • Транец для мотора - навесной или стационарный.
  • Воздушные клапана, для накачки и сдутия лодки.
  • Разборные весла.
  • Сиденья
  • Сумки для транспортировки.
  • Резина
  • Хайпалон
  • Неопрен
  • Полиуретан

Прорезиненная ткань

Лодки из такой ткани на данный момент уже устарели и были актуальны до применения современных технологий производства и материалов. Такие модели отличаются уязвимостью к проколам и разрывам, сильно размягчаются на солнце, подвергаются разрушению от морской соли и всяческих грибков, а также требуют постоянной очистки и сушки.

Хайпалон (хипалон)

Лодки из этого материала в своём большинстве предназначены для использования в узких направлениях, например, в армии, спорте или работе, связанной с химвеществами. Для лодок из хайпалона характерен большой вес и такая же большая стоимость.

ПВХ (поливинилхлорид)

Лучшим материалом для надувных лодок в нынешнее время является поливинилхлорид и его модификации. Надувные лодки из такого материала имеют хорошие характеристики и умеренную цену. ПВХ именно для лодок отличается хорошей эластичностью и прочностью. Именно из ПВХ изготавливается большинство лодок по всему миру. По структуре ПХВ-ткани для надувных лодок делятся на армированные и неармированные.

Если вас звинтересовал именно этот материал, то советуем вам ПВХ лодки Nissamaran , хорошее качество, прекрассный вид и достойная цена.

Армированная ПВХ-ткань

И гребные, и моторные надувные лодки изготавливаются именно из армированной пятислойной ткани из ПХВ. Valmexboat - это пятислойная ткань, которая армируется полиэстеровой основой, характеризующейся прочностью нити в 1100 dtex.

Оригинальное внешнее покрытие способствует повышению скольжения на воде и делает материал более устойчивым к трению. ПВХ-ткань от фирмы WonPoong также отличается хорошими техническими характеристиками, отличной механической прочностью и стойкостью к выгоранию, полной водонепроницаемостью и большим температурным диапазоном возможного применения.

Армирование

В основе армированной ПВХ-ткани лежит корд, являющий собой синтетическую полиэфирную ткань, основные нити которой связываются тонкой скрепляющей нитью.

Многослойность

Ткань из ПВХ, используемая в производстве надувных лодок, имеет несколько слоев:

  1. Верхний слой ПВХ;
  2. Слой адгезива, отвечающий за прилипание ПВХ к основе;
  3. Корд (основа);
  4. Второй слой адгезива
  5. Нижний слой ПВХ.

Плотность

Плотность ткани-ПВХ, используемой в надувных лодках, - 600-1500 г/м. кв.

Для сравнения приведём пример плотности разной ПВХ-ткани:

  • ткань, используемая для баннеров: 200-300
  • ткань торговых палаток: 350-400
  • ткань полуприцепов грузовых автомобилей - 600

Прочность

Благодаря армированию, многослойности и высокому уровню плотности, надувные лодки из ПВХ имеют высокую прочность на разрыв и проколы, порезы и прочие негативные механические воздействия.

Этот фактор является очень важным при выборе лодки, особенно в случае интенсивного будущего использования. Прочность ПВХ-ткани позволяет без проблем проходить места водоема, заросшие тростником.

ПВХ-ткань содержит в себе разные добавки, которые могут придавать ей большей упругости, водонепроницаемости, а также обеспечивать устойчивость к ультрафиолету и смене температур. Кроме этого, высокая прочность ПВХ позволяет ставить на судна с жестким дном моторы с мощностью до 30 л.с..

Удобство в эксплуатации

Лодки из ПВХ обладают грязеотталкивающими свойствами, им не грозят процессы гниения и негативное воздействие грибков и плесени. Также они не требуют постоянной сушки и очистки после каждой рыбалки.

Сферы применения

Благодаря своему высокому качеству, удобству в эксплуатации и умеренной цене, лодки из ПВХ широко используются на всём постсоветском пространстве в рыбалке, охоте и просто отдыхе.

Статьи по теме:

Рыболовные самоделки своими руками

Обзор лучших балансиров для зимней рыбалки

Ловля на мормышки: разновидности, снасти, техника ловли

Виды рыбопоисковых эхолотов для рыбалки

Обзор алюминиевых лодок для рыбалки

Как выбрать катушку для спиннинга?

Электромоторы для надувных лодок(обзор)

Алюминиевые катера для рыбалки

Какую катушку выбрать для фидера - обзор характеристик

Характеристики и возможности фидерных удилищ

На сегодняшний день существует достаточно видов материалов пластотканевого типа, применяемых при производстве надувных лодок. Обычно полимерный состав производится на основе ПВХ.

Раньше производители использовали в производстве лодок прорезиненую ткань, но сейчас ситуация на рынке меняется и ткани с ПВХ покрытием занимают лидирующие позиции.

В зависимости от наполнителей различают несколько видов материалов для изготовления лодок. Далее изучим особенности материалов и их характеристики.

Первое, что следует сказать про большинство классических моторно-гребных надувных лодок - у основной группы производителей в своей конструкции они одинаковые. Известно, что хороший материал является пятислойным. В действительности дело обстоит просто.

Есть ткани ПВХ, сертифицированные для производства и не имеющие такого сертификата, то есть предназначенные для других целей. Самый простой способ проверить понравившуюся лодку - это спросить сертификат, копия которого должна быть у любого продавца. Особое внимание необходимо уделить комплектации лодки. В стандартный набор обязательно входят: помпа, весла и ремкомплект.

Также в лодке много сопутствующих аксессуаров, на основании которых можно сделать некоторые выводы. При изготовлении надувных лодок используется три основных материала – прорезиненая ткань, армированные и нет ПВХ материалы, хипалон и полиуретан. Материалы весьма различны по своим свойствам и эксплуатационным характеристикам, что оказывает существенное влияние на потребительские свойства лодок, изготовленных из них.

Важный параметр тканей для производства лодок ПВХ – это плотность готового материала. Обычно он выражается в граммах на квадратный метр.

Прорезиненная ткань

Весьма распространенный в нашей стране материал. Основные производители лодок из этого материала – Уфимский и Ярославский заводы. Наверное, единственное достоинство этого материала – низкая стоимость, что объясняет распространение и востребовательность лодок из этого материала.

Используется, в основном, для изготовления гребных надувных лодок различных размеров, хотя есть и серия моторно-гребных лодок – «Орион». Основные недостатки – низкая прочность, малое сопротивление к истиранию, подверженность гниению.

Неармированный ПВХ

Самый яркий представитель лодок из этого материала – Американская фирма Севилор со своим Фиш Хантером. Про эти лодки сказано было достаточно много и плохого, и хорошего. При всех своих недостатках – небольшой прочности, плохой эластичности при низких температурах и способности растягиваться при температурах высоких, имеет существенные достоинства – практически не гниет, лодки из этого материала имеют низкую стоимость, незначительный вес и весьма удобны в эксплуатации.

Еще одно немаловажное достоинство этого материала – возможность при производстве использовать сварку, а не склейку швов, что существенно повышает технологичность лодки при производстве и надежность швов.

Армированный ПВХ

Самый распространенный у нас материал. Используется при изготовлении надувных лодок и баллонов для лодок RIB. Представляет собой многослойный материал. Основа – синтетическое тканое полотно. Полотно покрывают с двух сторон слоями ПВХ. Сам по себе поливинилхлорид без добавок представляет собой не пластичное вещество, для придания пластичности в последний добавляют полиуретан.

На прочность, эластичность и истираемость, как видно из вышесказанного, влияет на качество тканой основы и количество добавленного полиуретана. Существует несколько разновидностей ткани ПВХ – тентовые ткани, ткани, специально разработанные для изготовления лодок, и строительные ткани. Ко всем этим разновидностям ткани предъявляются собственные специальные требования, и они не взаимозаменяемы.

Основной параметр, указываемый производителями лодок – плотность, а точнее, вес квадратного метра ПВХ ткани. Параметр этот скорее косвенный, ничего, кроме веса о ткани не сообщающий, если внимательно посмотреть, то можно найти и тентовые ткани плотностью 1050г/м.кв., не вполне подходящие для производства лодок, но существенно отличающиеся по стоимости.

Если вас интересует, из какого материала изготовлена лодка, стоит узнать не только страну и фирму-изготовителя, но и собственно марку ткани. Скажу сразу, получить такие сведения бывает практически невозможно у менеджеров в магазинах и очень сложно на фирме-производителе лодок.

Материал ПВХ– масло и бензостоек, хорошо сопротивляется ультрафиолетовому излучению, вполне ремонтопригоден при наличии специального клея, в походных условиях, достаточно сопротивляем к истиранию. Цвет материала получается введением в ПВХ специальных красителей, вообще-то, материал очень плохо окрашивается, имеется в виду нанесение надписей и рисунков, поэтому

если вы не уверены, что камуфляжная, например, раскраска нанесена при изготовлении ткани на заводе и при этом использовались специальные весьма дорогие краски, лодку такой расцветки во избежание неприятностей лучше не брать.

Хипалон и неопрен

Новые, весьма перспективные материалы. Обладают лучшими, по сравнению с ПВХ, свойствами. В основе также синтетический тканый материал. Последний покрывают сначала для лучшей адгезии слоем неопрена, а затем слоем хипалона. Материал получается достаточно дорогим, хотя и качественным.

Существует один маленький недостаток – этот материал нельзя сваривать, следовательно, он, по сравнению с ПВХ, менее технологичен при производстве и на собственную большую стоимость материала накладывается еще и удорожание производства. Лодки из этого материала весьма дороги, хотя и более долговечны по сравнению с лодками из ПВХ.

Полиуретан. Если ПВХ, до введения в его добавок, твердый материал, то полиуретан – материал пластичный. За счет достаточной пористости хорошо соединяется с тканевой основой, легко клеиться. Лодки из этого материала получаются очень прочными, стойкими к истиранию, долго сохраняют товарный вид. Для экстремальных условий лучший материал.

Факторов, влияющих на качество тканевой основы, существует великое множество, но оптимально совместить их влияние довольно сложно. Традиционно учитываются два главных параметра, а именно тип нити и плотность полотна. Большинство тканей изготавливаются из синтетического волокна, основой которого выступают полиэстер или же полиамид (нейлон).

Эти материалы отличаются хорошей прочностью, имеют доступную цену и стойки к процессам гниения. Полиэстеровой ткани характерна высокая жёсткость, ткань из полиамида же отличается гибкостью и большим сопротивлением возможному разрыву.

ПВХ ткань не имеет лицевой или изнаночной стороны, они равнозначны и все, что делается на одной стороне, зеркально происходит и на другой.

Прочность и классификация швов

Безопасность на воде зависит не только от высокой прочности и устойчивости самих труб надувной лодки, но и от прочности швов.

При изготовлении надувных лодок используются два способа соединения материала – сварка и склейка швов. При современных технологиях и применяемых материалах, и то и другое соединение весьма надежны, хотя сварной шов более технологичен и имеет лучший внешний вид.

Некоторые фирмы при изготовлении лодок используют оба способа, например, Баджер сваривает продольный шов баллона, а поперечные швы клеит. При покупке надувной лодки необходимо обязательно обратить внимание на качество швов, на них не должно быть заломов, пузырей и непроклеенных участков.

Сам шов должен быть ровным, без изгибов и перетяжек. Особое внимание следует обратить на вклейку баллонов в днище. Все швы должны быть ровными, днище на накаченной лодке не должно иметь морщин и складок, и вклеено на одном уровне баллонов. Необходимо также обратить внимание на соединение днища с транцем, дно в этом месте не должно иметь уступа.

Российские любители рыбалки и водно-моторной техники открыли для себя материал ПВХ более 20 лет назад и с тех пор лодки из этого материала планомерно наращивают свою долю на рынке, вытесняя продукцию из обычной резины.

Преимущества ПВХ

Резиновые лодки превосходят продукцию из ПВХ только по двум компонентам: они легче и немного дешевле. На этом плюсы заканчиваются и начинаются сплошные минусы. Надежность, устойчивость к механическим повреждениям, прочность, долговечность… список можно продолжить, по всем этим показателям резиновые собратья уступают лодкам из ПВХ. Зацеп блесной о борт лодки, «десантирование» на каменистый берег, увеличение скорости передвижения с возможностью выхода на глиссирования, размещение на лодке значительного груза или большой компании – все эти трудность оказались решены. В результате, резиновые лодки были вытеснены в очень узкую рыночную нишу – рыбалка 1-2 человек, у которых нет автомобиля, на спокойном водоеме (как правило, небольшое озеро или речка). Для всех остальных случаев разумный выбор – это лодка из ПВХ.

Что и откуда

Первоначально на российский рынок попадала продукция ПВХ европейского производства. Начиналось все со стихийно организованного шопинга в Финляндии, когда производитель «на своем горбу» возил материал для производства (видимо, не случайно, что большинство производителей лодок из ПВХ базируются в Санкт-Петербурге). Но по мере роста популярности лодок из ПВХ и, соответственно, объемов закупок, поставки становились все более цивилизованными, а многие производители выходили на прямые контакты с производителями ПВХ. Производители ПВХ из Европы традиционно отличаются высоким качеством, однако это выливается и в приличную стоимость продукции. Поэтому, по мере роста конкуренции на российском рынке, производители стремились удешевить свою продукцию. И, конечно же, их взгляд упал на Юго-Восточную Азию, в первую очередь на китайских производителей.

Стоит отметить что, как и на большинстве других рынков, есть как минимум «три Китая». Первый, лицензионное производство, осуществляемое под жестким контролем других брендов, гарантирующих определенный уровень качества. Второе, ответственные местные производители, которые в процессе производства ориентируются на признанные стандарты качества. К ним тоже, как правило, минимум претензий. А вот третий, это мир непонятных производителей, не соблюдающий стандарты, закупающий некачественный материал и не дающий на свою «продукцию» никаких гарантий. Многие покупатели ориентируются, прежде всего, на цену лодки и по-житейски их легко можно понять. Однако необходимо задуматься, во-первых, о том, сколько прослужит такая лодка. А, во-вторых, собираясь на опасные водоемы, например, на Ладогу, вам вряд ли будет приятно, когда ваша лодка начнет разваливаться в приличном отдалении от берега. Так что далеко не всегда следует ориентироваться исключительно на качество, гораздо разумнее подходить к покупке лодки, как к долгосрочным вложениям и оценивать в первую очередь их качественные характеристики.

Свойства материала

Пленочные материалы на основе ПВХ (поливинилхлорид), используемые для производства надувных лодок, бывают армированные и не армированные. Неармированные материалы — это, по сути, пленка, которая используется для производства детских пляжных развлечений (в том числе и лодок). Несмотря на низкую цену и доступность в качестве плавательного средства такой материал использовать не стоит. Армированные материалы (как правило, трехслойные) формируются на основе полимерных армирующих тканей, придающих прочность на растяжение, разрыв и раздир. Любая ткань ПВХ, будучи товарным продуктом, имеет соответствующую спецификацию. Каждый параметр спецификации имеет ссылку на соответствующий стандарт, в соответствии с которым он определен. Основными положительными свойствами тканей ПВХ являются прочность, износостойкость, широкий предел рабочих температур использования, а так же химическая и биологическая инертность материала применительно к условиям эксплуатации. Рассмотрим основные свойства тканей ПВХ и проанализируем, каким образом они проявляются в надувных лодках.

Прочность на разрыв

Все надувные части лодок выполняются в виде герметичных цилиндров. Для придания корпусу надувного судна необходимой прочности все надувные элементы должны быть накачены до определенного рабочего давления. Для бортовых баллонов это, как правило, 250 мБар, для подпалубного кильсона и элементов надувного дна низкого давления — 400 мБар. Показателем спецификации, характеризующим прочность ткани ПВХ, является прочность на разрыв, измеренная по направлению и поперек к долевой нити тканевой основы. Обозначается в спецификации примерно так: 3000/3000 N/50mm. Такое значение говорит о том, что для разрыва ленты шириной 50 мм необходимо приложить силу 3000 ньютонов в любом из направлений. В переводе на бытовой язык: лента шириной 5 см выдерживает подвешенный груз весом примерно 300 кг.

Действие внутреннего давления — не единственная нагрузка на всю конструкцию судна. Следует также учесть нагрузки судна во время эксплуатации, вызванные дополнительными напряжениями при кручении и продольном изгибе корпуса, соударением с волной и распределением веса членов экипажа на бортовые баллоны. Чем более скоростное судно, тем выше дополнительные нагрузки. Поэтому при производстве небольших лодок с маломощными моторами используют ткань ПВХ с трехкратным запасом прочности, для более грузоподъемных и скоростных судов — пятикратным. Таким образом, для небольшой лодки ПВХ с навесным транцем и диаметром бортового баллона 40 см можно использовать ткань с прочностью на разрыв 750 N/50mm. Для лодки с вмонтированным транцем, расчитанной на движение в режиме глиссирования под мотором, скажем, 15 л.с., и бортовым баллоном такого же диаметра, следует использовать ткань с показателем прочности 1250 N/50mm. Для глиссирующих лодок ПВХ с диаметром бортового баллона 60 см показатель прочности ткани должен составлять 1875 N/50mm.


Плотность ткани ПВХ

Плотность ткани ПВХ — это, пожалуй, единственный показатель спецификации, известный продавцам лодок и дилерам фирм-производителей. Измеряется в граммах на квадратный метр. Например, показатель плотности 750 г/м² говорит о том, что квадратный метр такой ткани ПВХ весит, соответственно, 750 г. Плотность ткани ПВХ однозначно свидетельствует о ее износостойкости. Поэтому в тех местах судна, которые не подвергаются износу, нет смысла использовать плотную ткань. Для исполнения подводных частей судна, ввиду возможности контакта с дном или берегом используют ткань более высокой плотности.

Для дополнительной защиты от истирания и повреждения ткани используются противоабразивные ленты из поливинилхлорида шириной 5-9 см, которые наклеиваются на наиболее уязвимые места подводной части судна, например, низ бортовых баллонов, киль, нижний торец транцевой плиты и днище в местах расположения стрингеров. Применение дополнительных элементов защиты не избавляет от необходимости использовать ткань подходящей плотности и часто является опцией при продаже, предоставляя потребителю возможность самостоятельно влиять на износостойкость судна в зависимости от предполагаемых условий эксплуатации. Применение данных опций увеличивает цену судна на стоимость дополнительных работ и материалов, а также в среднем на 1-3 кг увеличивает вес комплекта.

Прочность ткани ПВХ на разрыв

Прочность ПВХ на раздир характеризует усилие, прилагаемое для разрыва предварительно надрезанного образца вдоль линии надреза. Ткани ПВХ для малого судостроения имеют значение показателя в диапазоне 170-500 Н.

Прочность клеевых соединений

На сегодняшний день основными способами соединения ткани ПВХ являются сварка и склеивание, причем последнее доминирует. Наиболее распространенный вариант — расположение ткани баллона «встык» с двухсторонней проклейкой лентами ткани ПВХ. Для склеивания используют двухкомпонентные клеи, обеспечивающие прочность соединений на разрыв 90 Н/см² и температурный предел использования порядка 105°С. Не вдаваясь в технические детали, скажем, что важной характеристикой лодки является величина нахлеста ткани. Увеличение этой величины, обеспечивает предел прочности. Использование клея, не предназначенного для производства лодок ПВХ, отрицательно сказывается на качестве изделия. Прочности соединений может оказаться недостаточно для пиковых нагрузок. Значительно страдает термостойкость шва. Полимер однокомпонентных клеев при увеличении температуры становится более пластичным. При нагреве лодки на берегу от солнца швы могут «поплыть», и надувной баллон лопнет. Владельцу такого судна придется обращать пристальное внимание на уровень давления в баллоне в солнечную погоду, если лодка находится на берегу.

Увеличение температуры воздуха в баллоне при нагреве под действием солнца с 27 до 57°С ведет к увеличению избыточного давления на 50% с 250 мБар до 375 мБар. Серьезные производители проектируются суда со значительным запасом прочности по отношению к действию избыточного давления (от 3 до 5 раз). Поэтому судно на берегу без воздействия дополнительных эксплуатационных нагрузок спокойно выдерживает пятидесяти процентный рост давления. А рассказы рыбаков о взорвавшихся на берегу лодках доказывают, что не все производители заботятся о качестве и пытаются всеми возможными способами снизить себестоимость.

Илья Алексеев