Индия джамму и кашмир. Открыть левое меню джамму и кашмир. В Кашмире расселены несколько народностей

Кашмир - одна из наиболее сияющих драгоценностей в короне Индии. Однажды посетив это место, понимаешь, что здесь сказочная мечта воплощается в незабываемой реальности. Здесь Вы сможете насладиться великолепием индийской природы в сочетании с заснеженными горными вершинами.

Согласно древней легенде, когда-то в незапамятные времена между Средними и Большими Гималаями было огромное озеро. Могущественные Боги осушили его и заполнили живописными лесами, синими озерами и благоухающими цветами. Так появилась Кашмирская долина – одно из самых прекрасных мест на земле - воздух звенит, словно горный хрусталь, а раскидистые сады рассказывают удивительные истории о Великих Моголах, которые оставили здесь свое сердце.

Кашмир называют индийской Венецией – десятки плавучих отелей покачиваются на плавных водах озер и каналов. Путешествие на лодке-шикхаре – одна из самых романтичных и впечатляющих экскурсий. Украшением столицы штата по праву считаются уникальные озера: Дал, Нагин и Анчар. Озеро Дал обрамлено горными кряжами, амфитеатром спускающимися к водной глади. Плавучие огороды сменяются плантациями розовых лотосов, в зарослях которых снуют молодые утята. Многоцветие зеленых лугов, склоны гор, погруженных в тишину, нарушаемую лишь перезвоном колокольчиков неторопливо бредущих коров… идеальная картина для вдохновения.

Столица штата, расположена в живописной долине около лотосового озера, наполненного хрустальной водой горных ледников. Шринагар – это не только давних лет фруктовых садов, это и террасные Могольские сады, «трон Соломона», могила Моисея, Шивалингам в пещере Амарнатх и беломраморная мечеть Хазратбал. Существуют многочисленные свидетельства о том, что тело Иисуса покоится именно здесь - в центре Шринагара, в усыпальнице Розабал. Всемирную славу этому штату принесли кашмирские шали и ковры, изделия мастеров-резчиков по дереву и металлу, драгоценные камни и ювелирные украшения.

Кашмир, спорная область на крайнем севере Индийского субконтинента.

Индия предъявляет права на всю ее территорию площадью 222 236 кв. км.

Кашмир граничит с Пакистаном на западе, Афганистаном — на севере, Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами Китая - на востоке и штатами Индии Химачал-Прадеш и Пенджаб - на юге.

Пакистан и Китай оспаривают права Индии, причем Пакистан вначале выдвигал претензии на обладание всей областью, а в настоящее время фактически включил в свой состав северо-западную часть Кашмира площадью 78 932 кв. км.

В административном отношении она преимущественно выделена в т.н. Азад («свободный») Кашмир.

Под китайским контролем находится северо-восточная часть территории Кашмира площадью 42 735 кв. км.

Остальную часть занимает индийский штата Джамму и Кашмир площадью 100 569 кв. км.

Исторические факты

Кашмир, расположенный на перекрестке торговых путей, связывавших Китай, Индию и Центральную Азию, издавна привлекал внимание соседних держав. В 3 в. до н.э. он стал частью государства Маурья, при одном из властителей которого - Ашоке - распространился буддизм. На протяжении последующих нескольких столетий на территории Кашмира царила феодальная раздробленность.

Распространение ислама в Кашмире восходит к середине 14 в., оно усилилось, когда область была присоединена к державе Великих Моголов при императоре Акбаре в 1587. С развалом этой империи Кашмир захватили патаны (годы их владычества с 1752 по 1819).

Земли в Джамму были разделены между местной знатью, а впоследствии были объединены под эгидой догрской династии. В 1819 догрское государство было аннексировано Ранджит Сингхом, сикхским правителем Пенджаба с 1801 по 1839. В 1846, после поражения сикхов в первой войне с англичанами, глава видного догрского рода Гулаб Сингх, ранее министр при дворе Ранджит Сингха, приобрел у британской короны за 7,5 млн. рупий право на управление Кашмиром.

Махараджи из догров-индусов, пользовавшихся покровительством англичан, были популярны в Кашмире, где большинство населения исповедует ислам. Тем не менее они продолжали управлять княжеством вплоть до обретения независимости Индией и Пакистаном в 1947, несмотря на требования провести демократические реформы, выдвигавшиеся политической оппозицией и ее лидером шейхом Абдуллой.

Власть англичан в Кашмире закончилась с принятием в 1947 «Закона об управлении Индией». Княжество имело возможность войти в одно из двух государств. Махараджа-индус Хари Сингх стремился сохранить автономию Кашмира, но подвергался давлению со стороны Индии и Пакистана. С ними была достигнута договоренность, что решение вопроса откладывается. Но вскоре Пакистан предпринял блокаду Кашмира, ибо тогда единственная магистраль вела из Кашмирской долины на юг и имела выход непосредственно на пакистанскую территорию.

В октябре 1947 вооруженные пакистанцы-мусульмане, включая патанов, были доставлены автотранспортом к границе с Кашмиром и вторглись в западные и северо-западные районы княжества. Махараджа обратился за помощью к Индии и 26 октября согласился на вхождение Кашмира в ее состав. В итоге эти акции привели к сражениям между индийскими и пакистанскими войсками. Обе страны обратились в ООН, и в январе 1949 при посредничестве этой организации была достигнута договоренность о прекращении огня. В середине 1949 Индия и Пакистан согласились с временной демаркационной границей. Позднее была принята резолюция ООН о выводе вооруженных сил обоих государств из Кашмира и о проведении референдума о будущем статусе Кашмира, что так и не было выполнено.

В 1959 индийские воинские части обнаружили, что китайцы проложили дорогу через пустынное плато Аксайчин в северо-восточном Кашмире. Индия усмотрела в этом строительстве попытку КНР усилить свое влияние в этом регионе. Не ограничиваясь отдельными вооруженными конфликтами, китайцы в 1962 предприняли вторжение в глубь Кашмира, но затем отступили, сохранив тем не менее контроль над высокогорной территорией Кашмира, расположенной к востоку от Каракорума.

В 1971 возобновились столкновения между пакистанскими и индийскими войсками, что совпало со временем выхода Бангладеш из состава Пакистана. Соглашение в Шимле, подписанное в середине 1972 после одержанной Индией быстрой победы, закрепило сложившуюся демаркационную линию между пакистанскими и индийскими районами Кашмира.

В 1980-х годах разные мусульманские общественные объединения, включая Фронт освобождения Джамму и Кашмира, развернули агитацию за независимый Кашмир или его вхождение в состав Пакистана.

Обстановка резко обострилась в начале 1990, когда мусульмане Джамму и Кашмира провели массовые выступления против индийских властей, и особенно накалилась в мае, когда индийские войска открыли огонь по огромной толпе, собравшейся на похороны убитого Маулви Мухаммед Фарука, ведущего мусульманского деятеля Кашмира.

В итоге значительная часть индусского населения Кашмирской долины (ок. 150 тыс. человек) была вынуждена укрыться в специально созданных временных лагерях. Конфликт между Индией и Пакистаном по поводу принадлежности территории Джамму и Кашмира продолжается до сих пор, хотя и перешел в менее явные и агрессивные формы.

Джамму и Кашмир - самый северный индийский штат и один из самых популярных среди любителей активного отдыха. Это необычайно притягательный край лесов, ледяных горных вершин, прозрачных ручьев и рек.

Многие пешеходные маршруты начинаются в столице штата – городе Сринагаре. Главные из них - в синие горы Забарван и Шанкарачарья. Три другие основные туристические базы - это Пахалгам (100 км от Сринагара) в долине Лиддер, откуда маршруты ведут в священный Амарнахт, Ару, Лиддерват и к ледниковым озерам Тарсар и Тулиан; Гулмарг (51 км от Сринагара), откуда можно отправиться в поход к хрустальным шпилям Апхарват и Альпатер, горным озерам Вишансар и Гангабал и леднику Тадживас; Сунамарг, город в долине Синдх, база для отправляющихся в окружающие его горы.

Сринагар еще и начало дороги на удаленное плато Ла-дакх, в страну неутихающих ветров, родину диких мулов и яков, где склоны гор украшены самыми большими ледниками за пределами полярной зоны. Лех, столица области, лежит на древнем шелковом пути, и отсюда идут живописные маршруты по замечательной красоты местам.

Географические особенности

Строение поверхности и климат.

  1. В Кашмире можно обособить несколько природных районов, различающихся прежде всего по рельефу и геологическому строению.
  2. На крайнем юго-западе тянется узкая полоса Пенджабской равнины с сильно эродированными землями, которые в значительной степени утратили свое плодородие.
  3. К северо-востоку она сменяется холмистыми грядами Сивалика высотой до 600-700 м над у.м. и затем Малыми Гималаями (хребет Пир-Панджал с вершиной Татакути, 4743 м).
  4. За Малыми Гималаями находится знаменитая Кашмирская долина - обширная межгорная котловина длиной 135 км и шириной 40 км. Средняя высота ее днища 1600 м над у.м. Это самая густонаселенная часть Кашмира с крупнейшим городом Сринагаром на берегу р.Джелам близ оз. Дал. Среди озер этого района самое крупное - оз. Вулар.
  5. На северо-востоке над Кашмирской долиной нависает Большой Гималайский хребет с заостренными скалистыми гребнями, где отдельные пики превышают 7000 м (высшая точка гора Нункун, 7135 м).
  6. Далее к востоку простирается обширное нагорье Ладакх, известное также под названием Малый Тибет. Оно прорезано долиной верхнего Инда.
  7. К северу от Ладакха находится величественная горная система Каракорум, где много крутосклонных пиков с высотами более 7000 м, а некоторые из них даже превышают 8000 м. Особо выделяется вторая вершина мира - гора Чогори (8611 м), известная также под названиями К2, Годуин-Остен и Дапсанг. Крайний восток Кашмира занимает плато Аксайчин, захваченное Китаем.
  8. Северные районы Кашмира, контролируемые Пакистаном, представляют собой систему труднодоступных высоких горных хребтов, между которыми в узких теснинах текут быстрые реки. Здесь Каракорум и Гиндукуш образуют дугу, вогнутую к югу. Средние высоты гор превышают 5000-6000 м над у.м. Характерна сильная расчлененность рельефа с преобладанием крутых и нередко отвесных склонов.
  9. В высокогорных районах Кашмира широко развито современное оледенение. Особенно выделяется в этом отношении Каракорум, где площадь ледников превышает 14 тыс. кв. км. Здесь находятся многие крупнейшие ледники мира: Сиачен (длина 76 км, площадь 750 кв. км), Биафо, Балторо, Батура, Хиспар и др. Эти гигантские ледниковые системы дендритового типа состоят из основного долинного ледника со множеством боковых ледников-притоков. Конец ледника Батура находится близко от русла р.Хунза и проходящего по ее берегу Каракорумского шоссе, поэтому имеется опасность перекрытия этой стратегически важной магистрали.
  10. В Больших Гималаях тоже имеется значительное число ледников, но по размерам они уступают каракорумским (крупнейший ледник Ганготри в Кумаонских Гималаях достигает в длину 32 км и имеет площадь ок. 300 кв. км).
  11. Климат в Кашмире сильно меняется даже на небольших расстояниях. Среднее годовое количество осадков в Сринагаре 640 мм,в Джамму - более 1000 мм, а в городе Лехе в Ладакхе - лишь 80 мм. В Кашмирской долине 40-50% осадков приходится на период с февраля по апрель.
  12. Сельское хозяйство в северных районах Кашмирах сильно зависит от снежно-ледникового питания рек. На юге Кашмира климат гораздо теплее, чем в его северных районах. Средняя температура января в Сринагаре составляет -1° С, июля +21° С.

Население

Наиболее достоверные данные о численности населения имеются лишь для штата Джиму и Кашмир. Перепись Индии 1991 зафиксировала на этой территории 7718,7 тыс. человек. Преобладает сельское население, рассеянное по многочисленным деревням. В последнее время быстрыми темпами происходит урбанизация. Значительно выросло население обеих столиц Кашмира - зимней Джиму (206,1 тыс. жителей) и летней Сринагара (594,8 тыс. жителей). В пакистанской части Кашмира, управляемой из города Музаффарабада, в конце 1980-х годов проживало ок. 2,8 млн. человек.

В Кашмире расселены несколько народностей.

Догры, сосредоточенные на юго-западе в районе Джамму, близки к панджабцам, язык которых - панджаби - наряду с догри и хинди принадлежит к самым распространенным в регионе. По религии жители этого района преимущественно индуисты, конфессиональное меньшинство образуют сикхи.

В слабозаселенных восточных районах Кашмира народы тибетского происхождения - ладакхи и балти - исповедуют буддизм; их языки иногда рассматривают как диалекты языка бхотия, относящегося к тибето-бирманской группе. В остальной части Кашмира доминируют мусульмане.

В Кашмирской долине этнический субстрат составляют кашмирцы, основные языки - кашмири и урду. Штат Джамму и Кашмир - единственный в Индии, где численно преобладают мусульмане.

Экономика

В Кашмире растет экономическое значение туризма, но занятие сельским хозяйством еще дает средства к существованию примерно 4/5 населения. Возделываются прежде всего рис, пшеница, ячмень, нут, просяные культуры и кукуруза. Развивается и садоводство. Важным источником дохода остается лесное хозяйство. Кашмир известен своими ремеслами. Особенно славятся изделия ковроделов, резчиков по дереву, чеканщиков серебра и меди, мастеров папье-маше.

Транспорт

Транспорт в Кашмире развит слабо. Преобладают грунтовые дороги и караванные тропы, которые в сезон муссонных дождей становятся непроходимыми. Железнодорожная сеть замыкается на городе Джамму на крайнем юго-западе. Для связи Кашмирской долины с равнинами Индии важное значение имеет автомобильная дорога Сринагар - Джамму - Патханкот, пересекающая хребет Пирпанджал через перевал Банихал. Другая дорога Сринагар - Музаффарабад, обеспечивающая выход в Пакистан, в настоящее время пересекается демаркационной линией.

В Кашмире, несмотря на плохое состояние местных дорог, имеется автобусное сообщение, наиболее развитое на юго-западной равнине и в пределах Кашмирской долины. Организуются рейсы и в периферические районы. Например, из Сринагара на автобусе можно добраться в Ладакх и Занскар, минуя труднодоступный перевал Зоджи-Ла в Большом Гималайском хребте.

На севере Кашмира, преимущественно по долинам Инда, Гилгита и Хунзы, проходит стратегически важное Каракорумское шоссе, построенное в годы холодной войны. Оно соединяет Кашгар (КНР) и Исламабад (Пакистан) и пересекает Каракорум через перевал Хунджерад (4890 м).

В городах Джамму, Сринагар и Лех действуют аэропорты.

Достопримечательности

В Кашмире много объектов, представляющих историко-культурную ценность, включая прежде всего религиозные святыни.

  1. Мусульмане наиболее почитают мечеть Хазратбал в Сринагаре, в которой хранится волос, как полагают, из бороды пророка Мухаммеда.
  2. Индуистские места поклонения включают пещеру Амарнатх, к северо-востоку от Сринагара, и храм Вайшно-Деви близ города Джамму.
  3. Буддийские часовни и монастыри («гомпы») многочисленны в Ладакхе.
  4. На протяжении столетий Кашмир использовался для летнего отдыха индийских властителей. При Великих Моголах в 16-17 вв. в Кашмирской долине было разбито несколько «садов»-парков, в том числе самые знаменитые Нишат и Шалимар в Сринагаре.
  5. На оз. Дал базируется флотилия лодок, используемых в качестве постоянных жилищ. В Пахалгаме, Сунамарге и Гулмарге при британской колониальной администрации были основаны горные курорты, которые в настоящее время превратились в популярные места отдыха. Среди главных учебных заведений штата - университет Джамму (в городе Джамму) и Кашмирский университет (в Сринагаре).

Официальное название: Штат Джамму и Кашмир / the State of Jammu and Kashmir /

Столица: Летняя — Шринагар / Srinagar /, район Шринагар, зимняя — Джамму / Jammu /, район Джамму.

Общая площадь: 222 236 квадратных километров в пределах традиционных границ региона, из них только 101 387 квадратных километров находятся под фактическим управлением Индии.

Языки: Официальные — кашмири, урду, догри, пахари, балти, ладакхи, панджаби, годжри, дадри и киштвари. Также широко используются хинди и английский.

Лучшее время для посещения: В регионе Джамму — с марта по октябрь, пик туристической активности приходится на май и июнь. В регионе Кашмирская Долина — с апреля по октябрь летний туристический сезон, а с декабря по март — зимний, лыжный. В регионе Ладакх — с мая по октябрь. Туризм в штате напрямую зависит от сезонных дождей и снегопадов, когда закрываются горные перевалы по причине снежных завалов или оползней.

Краткий обзор: Джамму и Кашмир — самый северный штат Индии. Почти вся его территория располагается на западных отрогах Гималайских гор, поднимаясь от относительно низинных районов региона Джамму до многотысячных заснеженных пиков и вековых ледников региона Ладакх.

Исторически, религиозно и географически штат делится на три части — регион Джамму, состоящий из районов Катуа, Джамму, Самба (ранее входившего в район Джамму), Удхампур, Реаси (ранее входившего в район Удхампур), Раджаури, Пунч, Дода, Рамбан (ранее входившего в район Дода), и Киштвар (ранее входившего в район Дода); регион Кашмирская Долина, состоящий из районов Анантнаг, Кулгам (ранее входившего в район Анантнаг), Пулвама, Шопиан (ранее входившего в район Пулвама), Будгам, Шринагар, Гандербал (ранее входившего в район Шринагар), Бандипора (ранее входившего в район Барамула), Барамула и Купвара; регион Ладакх, состоящий только из двух районов — Каргил и Лех.

Местные легенды утверждают, что город Джамму был основан в 14 веке до н. э. раджой Джамбулочаном на том самом месте на берегу реки Тави, где во время охоты он увидел льва и козла, пьющих воду, стоя рядом друг с другом. Со временем, данное раджой своему городу имя Джамбу постепенно трансформировалось в Джамму. Название Кашмир происходит от слов «ка » и «шимира «, которые на санскрите означают «вода» и «иссушать», соответственно. Согласно индуистской мифологии, ведический мудрец и риши Кашьяпа осушил бывшее здесь когда-то озеро, чтобы создать на его месте живописнейшую долину, о которой впоследствии многие будут отзываться как о «рае на земле». Название третьего региона штата, Ладакх, на тибетском языке означает «Земля Высокогорных Перевалов», что полностью соответствует действительности этого захватывающего дух уголка, который ещё иногда называют индийским «Маленьким Тибетом».

В ведические времена, как говориться в Махабхарате, регионом правили Камбоджи, кшатрийское племя железного века. Их столицей был город Карна-Раджапурам-Гатва-Камбоджа-Нирджитастава, в котором многие учёные признают современный Раджаури. Немного позже, в районе 6 века до н. э., в Кашмире властвовали Панчалы, свидетельством об эпохе которых является название одной из частей современного штата — Пир Панджал. В 3 веке до н. э. регион вошёл в Империю Маурья, чей властитель Ашока сделал долину одним из главных центров изучения буддизма того времени. В 1 веке н. э. Ладакх ещё не относился к Камширу, а был частью Империи Кушана, а его смешанное индо-арийское население исповедовало свою древнюю религию — бонизм, доисторическое верование местных племён, имеющее шаманистские и анимистские черты. Постепенно, ко 2 веку н. э. проникающий из Камширской долины буддизм становился всё более популярен в Ладакхе, и число его последователей неуклонно увеличивалось. Монахи со всего Востока и Центральной Азии стекались сюда для обучения, о чём есть множество упоминаний в различных исторических источниках нескольких последующих веков. Регион Ладакх развивался сам по себе. К 8 веку «Маленький Тибет» оказался между двух огней — развивающимся «большим» Тибетом, надвигающимся с востока, и Китайским влиянием, проникающим всё сильней через перевалы из Центральной Азии. Власть над регионом несколько раз переходила от Тибета к Китаю и обратно, пока в 842 году бывший наместник Ньима-Гон не объявил о своём отделении от Тибетской Империи, и основании собственной династии в Ладакхе. За последующие несколько столетий регион ещё больше развился как центр изучения и проповедования буддизма, и почти всё его население того времени были последователями этой религии.

В 13 веке суфийские мистики принесли в Кашмир новую религию — ислам, и влияние индуизма с буддизмом в регионе быстро начало ослабевать. В 1323 году сам король Ринкана из новой ладакхской династии принял мусульманство, но большинство его соотечественников, тем не менее, предпочло буддистский путь развития, и покровительство Тибетских религиозных деятелей. Земли же современных регионов Джамму и особенно Кашмирской Долины под влиянием суфийских мудрецов довольно быстро исламизировались, и к 14 веку мусульмане уже составляли здесь большинство. Первое время мусульмане, индуисты и буддисты сосуществовали мирно, чему способствовали особенности суфийского ислама, во многом разделяющие индуистские традиции риши кашмирских пандитов , местного индуистского сословия. Представители всех трёх религий даже поклонялись в одних и тех же храмах одним и тем же святым, однако со временем некоторые мусульманские правители начали преследовать иноверцев и разрушать их святыни. Особенным усердием отличился султан Сикандар Бутшика (1389 — 1413 гг.), который вместе со своим министром, бывшим брахманом Саиф Уд-дином считаются самыми жестокими борцами с неверными. При их правлении индуистов открыто и повсеместно преследовали, стремясь к созданию исключительно мусульманского Кашмира. Был также отдан варварский приказ об уничтожении всех «золотых и серебряных изображений», к которым относилось, в том числе, и огромное количество индуистских и буддистских предметов религиозного культа. А в регионе Ладакх на протяжении нескольких столетий, с 1470 года, когда король Лхачен Бхаган объединил все земли под властью династии Намгиял, и до начала 17 века, основная часть населения оставались буддистами, традиции этой религии продолжали укрепляться и развиваться, несмотря даже на регулярные военные рейды соседей-мусульман и частичный переход ладакхского населения в ислам под воздействием этого.

В 1586 году император Акбар из династии Великих Моголов вторгся в Кашмир и через два года официально включил его в свою империю. Уходя, Акбар оставил своего советника Рамчандру I наместником этой территории. Рамчандра I, как официально считается, основал город Джамму, назвав его так в честь индуистской богини Джамва Мата. К началу 17 века Империя Моголов вплотную столкнулась с королевством Ладакх династии Намгиял, к этому времени расширившегося до границ Непала, и включившего в свой состав Занскар и Спити. Моголы разбили Намгиялов, но не стали захватывать Ладакх, и он сохранил свою независимость. Кашмирцы даже помогли ладакхцам восстановить эту независимость, когда в середине 17 века Намгиялы поддержали Бутан в его конфронтации с Тибетом, за что были завоеваны последним. Правда, в обмен за эту поддержку, кашмирцы построили в Лехе мечеть, а самого короля попросили принять ислам. В 1684 году было подписано окончательное соглашение между Тибетом и Ладакхом, урегулировавшее все спорные моменты между ними.

В 1752 году афганский султан Ахмад Шах Дуррани вторгся в Кашмир и подчинил его себе. Затем, в начале 1757 года он осадил Дели, но позволил династии Моголов оставаться на троне, поскольку они признали его власть над Пенджабом, Кашмиром и Синдхом. Оставив своего сына Тимур Шаха наместником, Ахмад Шах вернулся в Афганистан. В 1780 году после смерти Ранжита Део, потомка Рамчандры I, Королевство Джамму было завоёвано сикхами-дограми под предводительством Ранжит Сингха. Кашмирская Долина была занята ими в 1819 году, а в 1834 году сикхи, ведомые Зоравар Сингхом, генералом Ранжит Сингха, взяли Ладакх. Операция была проведена по приказу раджи Джамму Гулаб Сингха, внучатого племянника Ранжита Део, назначенного на эту должность в 1820 году в благодарность за проявленные при захвате Кашмира заслуги. Вспыхнувшее в 1842 году восстание ладакхцев было подавлено, и все три региона окончательно вошли в состав сикхского княжества Джамму и Кашмир.

В 1845 году началась Первая Англо-Сикхская война, но Гулаб Сингх осмотрительно оставался в стороне до 1846 года, когда после разгрома сикхов в битве при Собраоне, он выступил посредником в переговорах с британцами, и умудрился за денежную компенсацию получить от них право на управление от имени британской короны почти всеми землями княжества Джамму и Кашмир. После смерти Гулаб Сингха в 1857 году его сын Ранбир Сингх установил свой контроль также и над Ладакхом. Во время вспыхнувшего в этом же году Восстания Сипаев, Ранбир Сингх принял сторону британцев, за что получил в благодарность право на автономное княжество, подконтрольное Великобритании.

В 1925 году на трон Джамму и Кашмира взошёл внук Ранбир Сингха Хари Сингх. Индуистский махараджа не пользовался популярностью у мусульманского населения, составлявшего большинство. Вдобавок, он принял множество законов, которые ещё больше отдалили его от народа, в том числе не допустил мусульман на гражданскую и военную службу, обложил налогами исламские религиозные церемонии, и запретил всякую политическую активность среди мусульманской части общества, составлявшей более 77 процентов всего населения княжества. Лишь начиная с 1930 этот запрет начал постепенно ослабляться. В 1931 году, в наказание за антиправительственные проповеди войска Хари Сингха разрушили три мусульманские деревни и сожгли заживо их обитателей.

Неудивительно, что с приближением Независимости, в январе 1947 года мусульмане создали нелегитимное, правда, официально законодательное собрание, которое потребовало присоединения территории к создаваемому Пакистану. Махараджа этого не сделал, а стал оттягивать принятие решения, которого от него ждали все: по условиям соглашения о разделении Британской Индии, автономные княжества были вольны самостоятельно выбирать к кому присоединяться — к Индии или к Пакистану. В исключительных случаях даже мог быть рассмотрен вариант их полной независимости. Некоторые историки считают, что Хари Сингх пытался добиться именно этого, тем не менее, когда в октябре 1947 подстрекаемые и поддерживаемые Пакистаном пуштунские ополчения вторглись в Кашмир, махараджа подписал соглашение о присоединении к Индии, в обмен на военную поддержку от индийской армии.

Индийская армия получила приказ войти в Джамму и Кашмир, предотвратить дальнейшее проникновение пуштунских боевиков и вытеснить их за пределы государственных границ. Во время последовавшей операции довольно большая часть территорий действительно была освобождена, однако вмешавшиеся вскоре после начала военных действий пакистанские регулярные войска позволили Пакистану зафиксировать фронт примерно по границе, известной как Линия Контроля. После завершения активной фазы боевых действий, Индийское правительство запросило ООН о принятии решения по сложившейся ситуации. ООН потребовало от Пакистана освободить оккупированные территории, а от Индии — провести на них всенародный плебисцит чтобы узнать мнение местного населения. Пакистан отказался отводить войска, утверждая, что махараджа подписал соглашение уже после ввода индийских войск, а Индия не стала проводить плебисцит, ссылаясь на то, что не все земли освобождены от боевиков. Тем не менее, в конце 1948 года соглашение о прекращении огня было подписано, но оккупированные Пакистаном районы так и остались под его контролем. В 1949 году Хари Сингх был вынужден покинуть штат Джамму и Кашмир, передав бразды правления популярному национальному лидеру Шейху Абдулле, который был сторонником широкой автономии штата в составе Индии. Ему удалось до самой своей смерти в 1982 году сохранять относительное спокойствие в регионе.

В том же 1949 году новое коммунистическое правительство Китая перекрыло границу между долиной Нубра и Синьцзяном, перерезав проходящий там древний торговый путь. Китайцы никогда не признавали существовавшие соглашения о границах в регионе, подписанные в 19 веке и начале 20 века между Великобританией, Тибетом, Афганистаном и Россией. Более того, в 1955 году они начали тайную постройку военной дороги для улучшения снабжения между Синьцзяном и Западным Тибетом по восточной территории бывшего княжества Джамму и Кашмир, ныне известной как Аксай Чин. До 1957 года Индия даже не догадывалась о существовании этой дороги, пока китайцы не опубликовали её на своих картах, обозначив эту безлюдную пустынную землю как принадлежащую Китаю. Обе стороны начали наводнять регион войсками, и в 1962 году пограничные стычки переросли в крупномасштабную Шино-Индийскую войну. В результате неё оккупированные территории были полностью захвачены Китаем, который после этого в одностороннем порядке прекратил огонь 20 ноября того же года. В 1963 году власти Пакистана передали под управление Китая также и оккупированную ими область транс-каракорумского тракта в долине Шаксгам, находящуюся к северо-западу от ледника Сиачен.

К 1965 году участились пограничные стычки между индийскими и пакистанскими войсками, плюс к этому, в августе спецслужбы Пакистана, посчитавшие, что население Кашмира с радостью поддержит освободительные движения, а ослабленная и разбитая китайцами в 1962 году индийская армия не будет большой проблемой в случае возможного начала крупномасштабных военных действий, начали секретную «Операцию Гибралтар», ставившей целью наводнить Кашмир подрывными элементами. При поддержке Пакистана несколько тысяч исламистских боевиков и пакистанских кадровых военных, переодевшись в гражданское, проникли через пограничную Линию Контроля на индийскую территорию. Очень быстро, вследствие плохой продуманности и координации, план был раскрыт, а многие его участники схвачены и допрошены спецслужбами Индии. В ответ на подобные действия Пакистана, 15 августа 1965 года индийская армия пересекла Линию Контроля, и началась Вторая Индо-Пакистанская война, закончившаяся фактической победой Индии после принятой Советом Безопасности ООН 22 сентября резолюции о безоговорочном прекращении огня, и возвращении статуса кво, предшествующего началу боевых действий.

В 1971 году в Восточном Пакистане, современной Бангладеш началась жестокая гражданская война, в которую очень скоро оказалась вовлечена и Индия. Кроме основного театра боевых действий, Пакистан также попытался вторгнуться в Кашмир, ошибочно полагая, что на двух фронтах индийская армия не сможет действовать эффективно, но его войска были остановлены и отброшены, при этом очень многие военнослужащие погибли или попали в плен. Индия даже захватила около 14 000 кв. км. территории, до этого оккупированного Пакистаном Кашмира, но после подписания мирного соглашения в Шимле 3 июля 1972 года вернула их Пакистану в качестве жеста доброй воли.

В 1984 году Индия ввела войска на ледник Сиачен, который также был предметом неопределённости между Индией и Пакистаном. В ответ Пакистан ввёл свои войска, и на высоте около 6400 метров образовалось самое высокогорное поле битвы в мире. С тех пор военные так и находятся там, изредка сталкиваясь в мелких стычках, но у Индии имеется подавляющее стратегическое преимущество.

После смерти Шейха Абдуллы в 1982 году, подстрекаемые Пакистаном кашмирские повстанцы начали активизироваться, а в 1989 году их ряды пополнили оставшиеся без дела после окончания советской военной операции в Афганистане моджахеды, и в регионе вспыхнуло вооружённое восстание, которое только в 1996 году начало стихать. За эти несколько лет обе стороны, и боевики и индийская армия, совершили большое количество военных преступлений, что подтверждено многочисленными задокументированными свидетельствами.

Поздней осенью 1998 года индийская армия оставила свои высокогорные укреплённые точки на Линии Контроля в районе Каргила, по причине невозможности организовать транспортное обеспечение в суровых зимних условиях на пятикилометровой высоте Гималайских отрогов. Подобная практика применялась и пакистанской армией по той же причине. В феврале 1999 года Пакистан начал возвращать свои войска на позиции, а заодно реализовывать секретный план «Операция Бадр» — проникновение вооружённых отрядов, переодетых в гражданское, на индийскую территорию с целью занять их пока ещё неохраняемые укреплённые районы. Стратегической задачей пакистанцев было отрезать Ладакх от Кашмира, вынудить индийцев отступить с Сиачена, привлечь внимание мировой общественности к кашмирскому вопросу, и заставить Индию начать переговоры на выгодных для Пакистана условиях.

Только ближе к середине мая возвращающиеся индийские войска обнаружили захватчиков, и началось стягивание дополнительных армейских частей к зоне вторжения. Более 200 000 человек было мобилизовано, и при массированной поддержке индийских ВВС с воздуха они вскоре начали понемногу выбивать основательно засевших на укреплённых высотах пакистанцев. Вследствие этого, а также при активном содействии мирового сообщества, оказывающего значительное дипломатическое давление, в июле Пакистан был вынужден отвести войска за Линию Контроля. И хотя официальные пакистанские власти отрицали своё участие в конфликте, и утверждали, что индийской армии противостояли исключительно кашмирские повстанцы, было обнаружено множество доказательств их глубокой причастности к этой войне, чуть не приведшей к использованию ядерного оружия, имеющегося у обеих сторон конфликта.

Это была последняя война в Кашмире. С тех пор ситуация постепенно становится всё лучше и лучше, хотя сопротивление в регионе живо, и террористические акты иногда ещё происходят. С начала 2000-х годов значительно возросло число туристов, желающих посетить Кашмирскую Долину, более спокойный Джамму, и абсолютно мирный Ладакх. В июне 2009, после участившихся обвинений в нарушении индийской армией прав человека в регионе, правительство заявило о решении и вовсе убрать военные патрули и технику из населённых пунктов штата Джамму и Камшир. Остаётся надеяться, что тенденция на улучшение сохранится и далее, и на эту красивейшую землю наконец придёт долгожданный мир.

В течение всего 19 века Камширская Долина была популярнейшим туристическим курортом из-за своего мягкого климата. Обычно, в год правительственные службы выдавали только 200 разрешений на посещение, и лишь немногие счастливчики могли попасть в «рай на земле». В наше время ограничений нет, за исключением некоторых приграничных территорий, и большое количество религиозных паломников, любителей альпинизма и треккинга, рафтинга и парапланеризма, зимних видов спорта, а также ценителей неповторимой летней красоты Джамму, Кашмира и Ладакха посещают штат круглый год, и их число только увеличивается. К текущему 2009 году регион вошёл в число наиболее посещаемых туристами в Индии.

Помимо туризма, который, конечно, очень сильно пострадал от конфликта 90-х годов прошлого века, население Джамму и Кашмира занимается земледелием, сельским хозяйством и животноводством. Изделия местных ремесленников — знаменитые кашмирские шали и ковры — также всемирно известны и пользуются неизменным спросом.

Почти 67 процентов населения штата — мусульмане, около 30 процентов — индуисты, 2 процента — сикхи, и около полутора процентов буддистов и представителей других религий.

Карта:

Достопримечательности: Штат Джамму и Кашмир — это уникальное смешение нескольких религий, ещё большего количества культур и народностей, населяющих регион, многочисленных памятников их культуры и истории, и потрясающей природной красоты. От низинных тропических районов Джамму до высокогорных ледников Ладакха, где бывают почти арктические морозы, простирается этот невероятный уголок Индии.

Совершенно бесспорно, главной достопримечательностью штата является его природа, притягивающая к себе настоящих ценителей круглый год. В Джамму и Кашмире много красивых мест, перечислить их все трудно, но самыми популярными являются, конечно, озёра Дал и Нагин в «индийской Венеции» — Шринагаре, с их плавучими домами-хаусботами, и расположенные там же многочисленные парки и сады, утопающие в цветах и зелени; заливные, почти альпийские луга «Долины Цветов» — Гульмарга в районе Барамула, летом покрытого полями для гольфа, а зимой превращающегося в наполненный экстремалами-фрирайдерами со всего мира горнолыжный курорт; хвойные леса некогда крайне популярного, но опустевшего после событий 90-х годов прошлого века Пахалгама в районе Анантнаг, чьи пейзажи очень напоминают американские Скалистые Горы, и где начинается путь индуистских паломников к ледяному лингаму пещеры Амарнатх; во многом похожий природой на Пахалгам городок Сонамарг в районе Анантнаг, в настоящее время переполненный военными, который раньше также был очень популярен среди любителей треккинга и гималайских пейзажей; горное поселение Патнитоп в районе Удхампур, живописнейший туристический ресорт, расположённый на покрытых хвойными и лиственными деревьями отрогах горной гряды Шивалик, где, помимо треккинга, можно заняться параглайдингом и парапланеризмом, альпинизмом, скалолазанием, или просто прогуливаться по окрестностям, любуясь местными красотами; не менее притягательны суровые, но захватывающие дух пейзажи высокогорной пустыни Ладакха, с её многочисленными зелёными долинами, такими как Нубра, Маркха, Чемрей, Рупсу, Шьок, Рангдум, Занскар, Суру и Драсс, холодными, наполненными ледниковыми водами озёрами Тсо Морири, Пангонг Тсо и Тсо Кар, и великой рекой Инд, протекающей через весь Ладакх с юго-востока на северо-запад.

Ничуть не менее интересен штат будет и любителям старины и религиозных артефактов. Индуистские, мусульманские и буддистские династии так плотно наполнили ими Джамму и Кашмир, что просто разбегаются глаза: в районе Анантнаг находятся пещеры Амарнатх, священное для индуистов место поклонения Господу Шиве, ежегодно посещаемое более чем 500 000 паломников во время 45-ти дневного фестиваля ятры в июле-августе; в Джамму тянутся к небу многочисленные индуистские храмы, которыми знаменит этот город, иногда называемый «Городом Храмов»; недалеко от Джамму, в районе Удхампур, располагаются также известные своими храмами Шива Кхори и Вайшно Дэви; в Шринагаре находится мечеть Хазратбал, где хранится священная для всех мусульман реликвия — волос из бороды пророка Мохаммеда; здесь же, в Шринагаре, в тихом райончике Розабал, стоит неприметный мавзолей проповедника Иссы Юсуфа, в котором некоторые исследователи признают Иссу, второго по значимости пророка ислама, также известного под именем Иисус Христос; на территории Ладакха находятся несколько старинных буддистских монастырей, среди которых наиболее известны Ламаюру, Пхьянг, Спитук, Шей, Тиксей, Хемис, Стакна, Тактхок, Алчи и Сток; в самой столице Ладакха Лехе, в первую очередь, внимание привлекает монументальный королевский дворец династии Намгиял, построенный по модели дворца Потала в Тибете в 17 веке, возвышающийся на склоне горы над городом. И это — лишь малая часть из очень длинного списка сокровищ Джамму и Кашмира, открывать и изучать которые можно практически бесконечно, настолько их много на этой древней земле.

Любители этнотуризма приезжают в штат, чтобы своими глазами увидеть его многочисленные религиозные фестивали, в первую очередь, конечно, проходящие в Ладакхе, и сопровождающиеся традиционными буддистскими и бонистскими танцами в масках и ритуальных одеждах под старинную ладакхскую и тибетскую музыку. В Джамму и Камшире также проводятся фестивали, самые крупные из которых — Шри Амарнатх Джи Ятра и мусульманский праздник Рамадан.

В регионе отличная и колоритная национальная кухня, естественно, сильно различающаяся в индуистском Кашмире, буддистском Ладакхе и индуистском Джамму, но неизменно вкусная и недорогая. С жильём здесь также нет никаких проблем, за исключением некоторых нечистых на руку владельцев хаусботов в Шринагаре, идущих на всякие подлые ухищрения для выкачивания денег из клиентов. Следует всегда заранее обговаривать с ними все цены и все услуги, поскольку были случаи, когда коварные дельцы начинали требовать дополнительной оплаты за подвоз гостя от хаусбота до берега, или за еду, которые, по идее, должны входить в стоимость жилья. Увы, у предприимчивых кашмирцев в запасе ещё много трюков, и не стоит особенно расслабляться, поддаваясь сладким речам и очарованию этих потомственных торговцев.

Основным транспортом в регионе служат автобусы, джипы и такси. Цены на них довольно демократичны, разве что, частные джипы могут стоить несколько дороговато.

Внимание!!! Для посещения некоторых мест, таких, например, как Амарнатх, Пангонг Тсо, долины Нубра и Рупсу, и ледник Сиачен (не входящий, при этом, административно в состав Ладакха), требуется специальный пермит , который можно оформить через местные туристические агентства.

Из-за политической нестабильности, в регионе Джамму и особенно в Кашмирской Долине, всегда существует риск террористической угрозы или начала массовых беспорядков , поэтому обязательно следует узнавать текущую обстановку в каждом конкретном районе, прежде чем ехать туда . Регион Ладакх, к счастью, экстремисты практически не беспокоят.

Как добраться: За исключением воздушного сообщения, существует только две дороги в Джамму и Кашмир — на юго-западе, по хайвею через Катхуа и Джамму, и на юго-востоке, по закрываемой на зиму, и размываемой в сезон дождей трассе Лех — Манали.

Здесь широко представлено автомобильное сообщение — междугородные автобусы и многоместные джипы, государственные и частные, осуществляют регулярные рейсы в соседние районы Индии, как через Джамму и далее в Пенджаб, так и через высокогорные перевалы южного Ладакха, в населённые пункты штата Химачал Прадеш Сарчу и Кейлонг, и далее в Манали. Обычно, второй вариант включает в себя ночёвку в Сарчу или Кейлонге, но быстрые частные джипы могут покрыть всю дорогу за меньшее время, без необходимости делать остановку на ночь.

Авиакомпании Air India, Jet Airways, JetLite, Kingfisher Airlines, SpiceJet и GoAir, летающие из трёх аэропортов — в Шринагаре, Джамму и Лехе, связывают регион с такими городами Индии, как Дели, Мумбаи, Чандигарх, Бангалор и Лакхнау, штатом Гоа, а также между собой. Из Шринагара также летает международный рейс в Дубаи, осуществляемый авиакомпанией Air India Express.



Озеро Дал называют еще «Драгоценным камнем в короне Кашмира» и «Сринагарским сокровищем». Это не только туристическая достопримечательность, но и основной источник доходов для рыбаков.

Береговая линия озера протяженностью около 15 километров обустроена парками, отелями, каналами. Озеро площадью 18 квадратных километров замерзает при температуре от -11 градусов. Также к озеру примыкают болота, затопленные поля, сады и каналы. Максимальная его глубина – 6 метров.

В экосистему водоема входят макрофиты, фитопланктон и плавучие растения. На поверхности воды растут лотос Комарова, кувшинка белая, болотоцветник, сальвиния и другие растения, занимающие до 30 процентов поверхности озера. На плавучих садах местные жители выращивают помидоры, дыни и огурцы. Считаются, что овощи из плавучих садов сочные и очень вкусные.

В озере обитает много рыбы, что делает его важной частью кашмирского хозяйства.

Озеро Цоморири

Цоморири – крупнейшее высокогорное озеро Индии, известно своей водой сапфирово-голубого цвета и удивительной красоты пейзажами.

Длина озера - 19 километров. Название озера не простое - легенда гласит, что одна буддистская монахиня (по тибетски «чомо») ехала верхом на яке, и случайно оказалась на берегу озера. Як не мог переплыть озеро, и стал тонуть. Монахиня стала звать на помощь и кричать по-тибетски ри-ри. Монахиня утонула, а озеро получило название Цоморири.

К сожалению,полюбоваться на эту красоту можно только в летние месяцы.

А какие достопримечательности Джамму и Кашмира вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Озеро Пагонг

Пагонг переводится, как «длинный божественный океан», что верно: озеро находится на высоте 4250 метров, а длина его составляет 154 километра. Оно расположено в Гималайских горах на территории двух стран: Индии и Китая.

Соленая вода озера практически лишена жизни, а зимой и вовсе замерзает. Но вокруг жизнь кипит разнообразными птицами и животными.

Хоть озеро не считается священным, но его можно назвать местом удивительной красоты и гармонии, где можно побыть наедине с природой.

Сочетание многоцветных гор, бескрайних просторов темно-синей воды вызывают восхищение и молчаливое созерцание.

Ламаюру был основан в XI веке знаменитым махасидхой Наропой. Первоначально он состоял из пяти зданий, но до наших дней сохранился всего один. Монастырь получил своё название от плантации священного зерна, которая таинственным образом приняла форму свастики и символизирует новый Бон.

В настоящее время Ламаюру относится к направлению буддистской школы Дрикунг Кагью, но долгое время был прибежищем для последователей религии Бон.

Старейшее сохранившееся здание в монастыре - Сэнггеганг, на южной стороне скалы. Его постройку приписывают святому Ринчен Санпо. Он получил от царя Ладакха построить 108 монастырей в Ладакхе и прилегающих регионах.

Каждый год в Ламаюру проводится два праздника танцев, в котором участвуют жители ближайших городов.

Также проходит всеобщий сбор монахов Ламаюру и соседних монастырей на совместную молитву.

Монастырь Матхо

Деревня Матхо расположена в глубоком ущелье Занкарского хребта, монастырь же находится неподалеку от нее, на берегу Инда. Монастырь Матхо был основан в XVI веке знаменитым ламой Дугпой Дордже. Он является единственным монастырем в Ладакхе, принадлежащим школе тибетского буддизма Сакья. Количество монахов в нем постоянно растет.

Монастырь славится своими коллекциями тханок и мандал, резными деревянными украшениями фасадов. В маленьком монастырском музее хранятся костюмы лам, их маски и наряды, которые они одевают для своих священных танцев во время ритуальных церемоний. Каждый год в монастыре проходит праздник оракулов, в котором принимают участие монахи,проведшие долгий срок в затворничестве и медитациях. Такие ламы приобретают необыкновенные возможности и демонстрируют удивительные подвиги с ножами и мечами, а также умение ходить с завязанными глазами по возвышениям.

В дукханге (зале собраний) монастыря расположены статуи Авалокитешвары, Матрейи и Шакьямуни. На верхнем этаже здания находится небольшая башенка, в которой можно увидеть изображения Великого Учителя Сакья-пандита и других лам школы Сакья.

Монастырь Стакна Гомпа

Монастырь, основанный в XVI веке ученым из Бутана, Джамянгом Падкхаром, расположен на левом берегу реки Инд в округе Лех, в Ладакхе, Индия. Название монастыря означает "нос тигра", считается, что он находится на горе, напоминающей тигриную голову. Данный монастырь интересен прекрасными серебряными чортенами, уникальными настенными росписями, зал собраний (дукханг) украшен превосходными тханками.В монастыре находится знаменитая статуя Арья Авалокитешвары из Камрупа, в Ассаме.

Самой старой частью монастыря является Гонкханг, который,вероятно,был частью первоначальной постройки. От ворот можно пройти на центральный двор. Дукханг находится вдоль двора, и здесь хранится инкрустированный бирюзой серебряный чортен,множество тханок, на которых изображены Шакьямуни, Амитаюс, Падмасамбхава, тибетские цари-буддисты. В дукханге также находятся несколько статуй некоторых лам Друг-па. Комната за алтарем украшена красивейшей настенной росписью.

Мраморная статуя Авалокитесвары, привезенная из Ассама, является самой известной статуей в гомпе, а в маленьком музее можно полюбоваться великолепной коллекцией оружия.

В монастыре живёт около 30 монахов и тулку, которому подчиняются гомпы Стакримо, Бардан Гомпа и Сани Гомпа.По традиции ламы монастыря считаются реинкарнациями Стакна Тулку.

Перевал Зоджи Ла

Дорога на перевале поднимается до 3527 метров, поэтому он является вторым по высоте перевалом в Индии. Люди там не живут, а животные наоборот чувствуют себя комфортно на высокогорье. По мере приближения к Ладакху пейзажи становятся все более пустынными, контрастируя с зелеными красками Кашмира.

Часто бывает так, что с одной стороны перевала сияет солнце, а с другой уже несколько дней льёт непрерывный дождь. Дорога на перевале узкая и односторонняя, поэтому транспорт не может идти сразу в обе стороны. Несколько часов проезжают туда, а несколько следующих обратно.

Сезон открытия дороги приходится на конец мая и заканчивается в конце октября, иногда в зависимости от погоды продлевается на пару недель. В любое время года перевал с 16.00 до 4.00 утра закрыт.

А вам интересно знать насколько хорошо вы знаете достопримечательности Джамму и Кашмира? .

Долина Нубра

Долина была открыта для туристов в 1994 году, а раньше была частью Центрально-Азиатского маршрута, известного как Шёлковый Путь. По нему проходила дорога, связывающая Лех с Яркендом и далее в Среднюю Азию и Монголию. О тех временах напоминает популяция двугорбых верблюдов, неторопливо идущих по долине.

Нубра представляет собой довольно пустынное пространство с несколькими оазисами растительности и населенным пунктами, главные среди которых - Дискит (административный центр), Сумур, Хундер и Панамик.

Помимо природных красот в долине есть несколько буддийских монастырей. Основной и самый большой монастырь расположен в деревне Дескит и стоит на верху горы. Здесь же, в этой деревне находится школа буддийской иконографии и музей "танок".

Самые популярные достопримечательности в Джамму и Кашмире с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Джамму и Кашмира на нашем сайте.