Церковь успения пресвятой богородицы на успенском вражке. Храм в газетном переулке Церковь успения пресвятой богородицы в газетном переулке

В старину между современными улицами Тверской и Большой Никитской проходил глубокий овраг, по которому вода стекала в реку Неглинную. Возле оврага с первой половины XVI века находилась церковь Успения Божией Матери. По ней вся местность получила наименование Успенский Вражек. Москвовед С.К. Романюк в книге «Из истории московских переулков» пишет: «Большая территория между двумя этими улицами рассечена хитро переплетенной сетью переулков. Один из них следовал направлению притока реки Неглинной и назывался так же, как и он, – Успенский вражек. Эта небольшая речка и сейчас проходит под старым зданием университета, под аркой в центре его».

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке в своем роде уникальная. История этого храма неразрывно связана с местностью, в которой она находится. Топонимическое уточнение «на Успенском вражке» сохранилось в названии еще одного московского храма – Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. А более двухсот лет назад церквей на Успенском вражке было как минимум в два раза больше: известны храмы Леонтия епископа Ростовского на территории Московского университета и пророка Елисея в том же Брюсовом переулке. Первый упразднили в конце XVIII столетия, а второй – на несколько десятилетий позже.

Точное время появления здесь первых поселений определить достаточно трудно, но доподлинно известно, что в XIV веке от Кремля были проложены две дороги в Великий Новгород. Одна шла через Тверь и называлась Тверской, а другая – через Волоколамск и носила название Волоцкой. Отрезки этих дорог, установившиеся на рубеже XV и XVI веков, превратились соответственно в Тверскую и Большую Никитскую улицы. Вдоль этих важных московских трасс возникли первые дворы и слободки, а потом стала заселяться и территория между Тверской и Волоцкой дорогами. Район Успенского вражка упоминается в Воскресенской летописи под 1531 годом:

«И в той же пяток, на семом часу дни, загореся внезапу зелие пушечное на Москве, на Успленском враге, на Алевизовском дворе; делаша бо его на том дворе градские дюди и згореша делателей тех от зелия того в един час боле двою сот человек; а ко двору тому и к иным двором Божиим хранением не прикоснуся огнь». В XVI веке здесь был устроен пороховой завод. Взрыв в 1531 году оказался настолько мощным, что даже попал в летопись. Летописец сообщает, что пожар произошел «на Алевизовском дворе». Есть версия, что архитектору Алевизу Фрязину царь пожаловал двор, на котором после смерти зодчего стали производить «зелие пушечное» – порох.

Упоминания об Успенском вражке встречаются и во многих документах Посольского приказа – правительственного учреждения в Москве, ведавшего сношениями с иностранными государствами. В записях 1536, 1555 и 1556 годов говорится, что «за Неглимною, на Успленском враге» на посольском дворе останавливались литовские послы. Согласно этим документам, еще раньше на месте Литовского двора был «цесаревых послов двор», где жили послы императора Священной Римской империи. К середине XVI века район Успенского вражка был плотно заселен, а после сооружения мощной стены вокруг Москвы, Успенский вражек вошел в черту Белого города.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы появилась как центр одного из древних поселений. Московский краевед В.Б. Муравьев отмечает: «Эта местность называлась Овраг или На Овраге. Поэтому построенную здесь неизвестно когда, но ранее XVI века деревянную церковь называли церковью Успения на Вражке (или на Враге). Затем топонимические роли поменялись: здешний овраг в отличие от других московских оврагов стали называть Успенским по находящейся на нем церкви. В нынешнем названии церкви Успения Божией Матери на Успенском Вражке соединились оба топонима. Первая, деревянная, церковь Успения сгорела в пожаре 10 апреля 1629 года».

В 1647 году на месте сгоревшего храма построили новую каменную Успенскую церковь. Храмоздателем выступил знатный московский дворянин Григорий Горихвостов. Основателем этого известного рода является владимирский боярин Федор Васильевич Горихвостов, прозванный Голова. Род Горихвостовых внесен в родословные книги Московской и Санкт-Петербургской губерний. Григорий Иванович решил устроить в храме паперть и два придела – Никольский и Иоанно-Предтеченский. В церкви Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке находилась родовая усыпальница Горихвостовых: в так называемой «колокольной палатке» – специальном помещении под колокольней.

В 1728 году соседнее с Успенской церковью владение приобретает Даниил Иванович Яньков. Его отец Иван Васильевич Яньковский бежал из Македонии из-за притеснений турок и был вынужден поселиться в Польше. Вскоре он перебрался в Россию и поступил на военную службу. Даниил Иванович Яньковский (он стал называть себя Яньков) пошел по стопам отца и при дворе императрицы Анны Иоанновны дослужился до помощника гоф-интенданта – чиновника, который заведовал всем дворцовым хозяйством. После участия в строительстве Анненгофского дворца в Кремле ему был пожалован чин майора, а через некоторое время Даниил Иванович стал гоф-интендантом.

В 1730-х годах в глубине двора своей усадьбы Яньков выстроил двухэтажный особняк, богато украшенный пилястрами, белокаменными капителями и узорными наличниками. Ближе к красной линии переулка были построены два флигеля. Церковь Успения на Успенском вражке оказалась окруженной с двух сторон усадебными корпусами. На собственные средства Даниил Иванович построил придел Николая Чудотворца. По долгу службы Яньков постоянно находился в столице и в своей московской усадьбе бывал редко. Умер он в Петербурге в 1738 году и был похоронен в Александро-Невской лавре. Усадьбу унаследовал сын Даниила Ивановича Александр Даниилович Яньков.

Мемуаристка Е.П. Янькова – дальняя родственница московских Яньковых – в книге воспоминаний пишет: «Александр Даниилович прекрасно говорил по-французски и по-немецки, изучал разные науки: историю, математику и астрономию. Он был очень красив собою, умен, да к тому же еще и состояние получил после отца большое, и по всему был принят в лучшем кругу… Он женился в 1745 году. Свадьба была в Москве, в приходе Успения на Овражке, в Газетном переулке, где у них был свой дом. Он жил очень хорошо и открыто; когда он женился, у него была золотая карета, обитая внутри красным рытым бархатом, и вороной цуг лошадей в шорах с перьями».

Яньковы оставались владельцами усадьбы до конца XVIII века. Все это время они были главными жертвователями церкви Успения Божией Матери на Успенском вражке. В 1760-х годах Александр Данилович вместо придела Николая Чудотворца на церковной земле построил отдельную Никольскую церковь. В 1766 году Яньков скончался и был погребен в Никольском храме рядом со своими детьми, умершими в малолетнем возрасте. В 1790 году церковь Успения обновлялась последний раз на средства семьи Яньковых. В 1802 году владельцем усадьбы становится премьер-майор Яков Михайлович Маслов, который был восприемником П.В. Нащокина – близкого приятеля А.С. Пушкина.

После московского пожара 1812 года восстановленная усадьба сменила несколько хозяев, а в 1832 году ее приобрел богатый купец Сергей Афанасьевич Живаго. Сергей Афанасьевич – представитель древнего рязанского купеческого рода, известного в деловых и общественных кругах с XVIII века. Он был крупным предпринимателем, членом московской городской думы, неоднократно избирался на различные должности в органы городского управления. В начале 1860-х годов Живаго выступил инициатором создания Московского кредитного общества. Живаго пожертвовал двадцать тысяч рублей на создание Рязанского городского общественного банка.

Сергей Афанасьевич разработал систему благотворительной деятельности банка, чтобы «поднять в массе бедного класса людей уровень образования, повысить нравственность, спасти от нищеты и погибели детей бесприютных и услужить здоровью тех, которые по уставу монастырскому изнуряют в физическом и духовном труде силы телесные». До конца своей жизни Живаго оставался старостой церкви Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке. По заказу Сергея Афанасьевича академик архитектуры, будущий строитель Теплых торговых рядов на Ильинке, А.С. Никитин разработал проект перестройки храма. В 1860 году возведение новой церкви было завершено.

Успенский храм с колокольней практически вплотную примыкал к Никольской церкви. В новом храме устроили три престола: Успения Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Сергия Радонежского – небесного покровителя храмоздателя. Односветная зала церкви была разделена на три нефа рядами столбиков. Никитин выстроил приземистую одноярусную колокольню, в которой звонило шесть колоколов. Внутри церковь представляла собой квадратную палату с каменным полом и была отделана белым, черным и голубым мрамором. Над западным входом были устроены хоры, пройдя под которыми, прихожане попадали в просторное помещение храма.

Выходящий на улицу южный фасад украсили рельефными изображениями. Скульптурное убранство главного фасада является уникальным для Москвы, хотя довольно часто встречается на церквях Петербурга. В то же самое время в Первопрестольной столице возводился храм Христа Спасителя. Новаторские приемы той грандиозной стройки были применены и в скромной церкви Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке. Скульптуры выполнил знаменитый скульптор Н.А. Рамазанов, который украшал храм Христа Спасителя и сделал посмертную маску Н.В. Гоголя. В скульптурах Успенской церкви впервые был применен английский портланд-цемент.

Освящал храм в 1860 году митрополит Филарет, который отметил «особенную прочность, красоту постройки и изящество отделки» церкви и сказал, что она «принадлежит к числу лучших и наиболее посещаемых молящимися церквей Москвы». Митрополит выразил благодарность Сергею Афанасьевичу за все, что он сделал для храма. Священник и прихожане просили о представлении его к заслуженной награде, но Живаго от высокой награды отказался. Вместо него золотую медаль получил его брат Иосиф Афанасьевич, который на протяжении многих лет также являлся жертвователем храма. После смерти Сергея Афанасьевича Иосиф Афанасьевич стал старостой церкви.

После Октябрьской революции 1917 года богослужения в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке продолжались только до 1924 года. После закрытия в здании храма располагался Государственный исторический архив Московской области. Некоторое время первый этаж Успенской церкви занимали мастерские метростроя и жилая квартира. В 1955 году был полностью разрушен придельный храм Николая Чудотворца, на месте которого так ничего и не построили. В 1960-х годах на первом этаже Успенской церкви находилась московская фабрика швейных изделий, а на втором – Исторический архив архивного управления Министерства внутренних дел.

В книге П.Г. Паламарчука «Сорок сороков» сообщается: «С 1979 года исторический архив из здания был выселен, внутри проведен ремонт и открыта телефонная станция для международных переговоров. В царских вратах размещено окошко для размена монет. Главы храма и колокольни с крестами сломаны, сбит кокошник с барельефами, помещавшийся над южным фасадом, окна звона колокольни заложены». В 1992 году церковь Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке была возвращена верующим. Однако общине во главе с настоятелем отцом Владимиром Лапшиным пришлось долго бороться за свой храм. Только в 1996 году прихожанам отдали первый подвальный этаж.

В этом помещении с крысами и тараканами никогда до этого момента не было освященной церкви, а до революции там располагались дровяные склады и всевозможные подсобные помещения. Отец Владимир освятил новую церковь в честь святителя Николая – в память о разрушенном в советские годы придельном храме. Через два года общине возвратили верхнюю Успенскую церковь, а в 1999 году в праздник Отдания Успения Пресвятой Богородицы был освящен главный престол. Сегодня при храме работает приходская группа «Милосердие», которая оказывает духовную и материальную помощь бездомным, неимущим, больным и сиротам.

Церковь Успения сохранила для нас память об уникальной древней местности. Трудно поверить, что несколько столетий назад во время весенних паводков добраться с Тверской на Никитскую можно было только на лодке: вода в Успенском овраге поднималась очень высоко. За годы советской власти церковь утратила свой первоначальный облик. К счастью, на сегодняшний день храм восстановлен и вновь радует глаз. Кстати говоря, над воссозданием скульптурного убранства трудился скульптор А.П. Семынин, который работал также и над восстановлением храма Христа Спасителя. Мистическим образом наш современник повторил судьбу своего предшественника Н.А. Рамазанова.

Денис Дроздов

Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке, 1881 г.

В былые времена между Большой Никитской и Тверской пролегал овраг, возле которого стояла Успения Пресвятой Богородицы. По ней получили название и окрестности – «Успенский вражек». Поскольку этот топоним встречается в Никоновской летописи, созданной между 1526 и 1530 годами, то предположительно здесь появилась в это время или ещё раньше.

Как бы там ни было, а первое документальное упоминание про Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке датировано 1625 годом. Обитель была деревянной, и сгорела в пожаре в 1629 году. В 1647-м известный дворянин Григорий Горихвостов построил на её месте каменный с папертью и двумя пределами – в честь Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Здесь же, под колокольней, была устроена усыпальница Горихвостовых.

В 1760-х гг. (по некоторым данным в 70-х) владелец соседних земель А. Д. Яньков разобрал придел святителя Николая и построил вместо него отдельную . Долгое время Яньковы оставались основными жертвователями обители.

В 1857-1860 гг. был перестроен по проекту А. С. Никитина (того самого, который в будущем построит Тёплые торговые ряды) и на средства уважаемого купца Сергея Живаго. Нужно сказать, что Сергей Афанасьевич был известен не только в деловых кругах, но и как общественный деятель. До конца своих дней он оставался старостой Успенской обители.

В результате перестройки в храме появилось три придела: в честь Успения Богородицы, в честь Иоанна Предтечи и во имя Сергия Радонежского – покровителя храмоздателя.

Это был одноглавый храм с небольшой шатровой колокольней над крыльцом. Внутри он являл собою квадратную палату, разделённую рядами столбиков на 3 нефа. Церковная зала имела каменный пол и была отделана мрамором разных сортов. Над западным входом располагались хоры.

Как раз в то время в Москве возводили храм Христа Спасителя. Некоторые архитектурные приёмы, использованные при его строительстве, были применены и в экстерьере Успенской церкви. В частности, южный фасад здания был украшен рельефными изображениями, что разместились внутри декоративных фронтонов, а также полуколоннами и пилястрами. По низу фасада идёт ряд ширинок.

Автор скульптур – Николай Рамазанов, который создавал горельефы для храма Христа Спасителя, а также снял посмертную маску с лица Гоголя. В скульптурах храма Успения Пресвятой Богородицы впервые был использован особый вид цемента – английский портландцемент.

Если говорить о стиле, в котором построен храм, то это эклектика с элементами русского зодчества.

Закрылся в 1924 году. В его здании в разное время располагались исторический архив Московской области, мастерские метростроя, жилая квартира, швейная фабрика, архив управления МВД, телефонная станция.

В 1992 г. храм формально вернули верующим. Фактически только к 1996 году прихожане получили в распоряжение его подвальный этаж. Правда помещение облюбовали крысы и тараканы. Избавившись от этого «добра», церковь освятили во имя Николая Чудотворца – в честь придельного храма, который был разрушен в советские времена. В 1999 г. прихожанам отдали и верхний храм.

Сегодня при Успенской церкви действует воскресная школа, работает приходская группа «Милосердие».

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке. Описание.

Многие московские храмы из уцелевших в советское время теперь возвращены Русской Православной Церкви и в период 1991-1992 гг. большинство из них наполнились верующими, возобновились регулярные богослужения. Одним из таких храмов является храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке.

Успенский Вражек - древнее московское урочище между Тверской и Никитской улицами, по летописям упоминается с XVI в. Здесь находились дворы послов - Литовский двор и "цесаревых послов двор", т.е. Римской империи. Упоминается здесь и двор Алевиза Нового - знаменитого архитектора.

1601 г. - первое письменное упоминание о храме.
1629 г. - в большом пожаре сгорела деревянная Церковь Успения.
1634 г. - вновь выстроена.
1647 г. - выстроена первая каменная церковь на средства Г.И. Горихвостова.
1707 г. - деревянный придел Николая Чудотворца на погосте.

История храма тесно связана с владельцами соседней усадьбы Яньковыми, заботившимися о благосостоянии церкви.

1735 г. - Д.И. Яньков пристроил придельный храм Николая Чудотворца к самому зданию церкви Успения. Храм стал усыпальницей Яньковых.
1781 г. - Никольский придельный храм заново построен "за ветхостью".
1812 г. - церковь обгорела.

Успенский храм был летним, зимой служили в теплом придельном храме Николая Чудотворца.

В середине 50-х годов старостой храма был избран московский купец С.А. Живаго, ранее купивший для себя усадьбу Яньковых. По заказу С.А. Живаго академик архитектуры А.С. Никитин составил проект обширного трех престольного храма с колокольней, примыкавшего к Никольской церкви.

30 мая 1857 г. - Высочайше утвержден проект храма Успения на Вражке.
1860 г. - завершено возведение ныне существующего здания храма. В новой церкви три престола: Успения Пресвятой Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Сергия Радонежского - небесного покровителя храмоздателя.
20 сентября 1860 г. - храм освящен митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).

Отделочные работы продолжались до 1890-х годов. Только в 1870 г. на средства старосты Иосифа Живаго (брата С.А. Живаго) храм был оштукатурен и окрашен, главы позолочены.

1910 г. - торжественно праздновалось 50-летие храма.
1920 г. - заключен договор между приходом и Московским Советом рабочих и красноармейцев о передаче в бессрочное и бесплатное пользование "богослужебных зданий".
1924 г. - Постановлением Президиума Моссовета договор с общиной расторгнут.

Храм передан Государственному историческому архиву Московской области. В советское время утрачены главы храма и колокольни, скульптурное убранство храма, декор, не говоря о внутреннем убранстве и церковном имуществе. Разобран придельный Никольский храм при постройке Дома композиторов.

1979 г. - в храме открыт междугородний телефонный узел.
1992 г. - Постановление Правительства Москвы о возвращении храма РПЦ.
1996 г. - Общине отдан в пользование подвал. Тогда же в Фомино воскресение была свершена первая в возвращенном храме Божественная литургия. В память утраченного придельного храма престол посвящен Николаю Чудотворцу.

1998 г. - возвращен верхний храм Успения Пресвятой Богородицы.
1999 г. - в праздник Отдания Успения Пресвятой Богородицы освящен престол во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Женщины не покрывают голову платком. Когда приходишь в храм чувствуешь благодать, а тут как секта с непонятными людьми.

Отзыв о бесплатной кормежке в Храме Успения Пресвятой Богородицы. Находится по адресу Москва Газетный переулок, дом 15. Лично бывал на этой кормежке и скажу так: страшный бред. Свиней в деревнях кормят лучше. В январе 2013 года лично посетил данную кормежку. Нас группу из 15 человек привели в подвал. Столов нет, стульев тоже. Всех рассадили по лавкам. Потом какие-то старушки-шизофренички принесли кашу и чай. Раздали куски черного хлеба. Все очень плохого качества. Есть невозможно. А на фото рекламирующих...

Это очень старинный православный храм, находящийся в центре столицы. Оригинальная архитектура поражает своей красото, хотя и на вид покажется кому-то сереньким. Конечно в нём нет ярких красок, но сам стиль интересен.

Эта московская церковь будто затерялась среди огромных зданий, окруживших ее со всех сторон. Аккуратненькие купола, белые стены смотрятся благородно. Внутри тоже царит атмосфера спокойствия и умиротворения.

Просто сказочное место, одновременно небольшой по размерам, но сказочной красоты. В данном храме можно послушать церковный хор, который своим исполнением просто затрагивает душу, поставить свечки, помолиться, и просто прикоснуться и побывать на том месте, в котором когда-то молились великие люди нашей страны.

Меня всегда привлекают старинные церкви, ведь даже если вот так подумать, здесь молились великие люди, они ходили по этим полам, притрагивались к этим иконам и тут теперь стоишь ты, обычный человек, пока ещё ничего такого не сделавший для мира. Там очень красиво, хоть церковь и небольшая, но как-то тепло там, уютно, много икон и очень красивый иконостас.

Здесь приятная атмосфера, не о многих местах, в Москве, я могла бы сказать подобное и, уж тем более, очень не о многих церквях, но здесь, несмотря на шумный центр, благодаря милому окружению или возможно хорошему батюшке, действительно хорошо
2012-09-17


Очень светлый, душевный. Всегда приятно, когда приходишь в храм и видишь, как прихожане поют вместе с хором. И нет гламурных девиц или личностей, пришедших замаливать грехи "для галочки". Вообще конечно, каждый сам выбирает храм, в котором ему комфортно и чувствуешь себя действительно ближе к Богу.