Памятник Царю-освободителю, София, Болгария: описание, фото, где находится на карте, как добраться. Александр II — Царь Освободитель Болгарии Парк с памятником александру 2 в софии

Если вы считаете себя любителем путешествий,и, в случае вам довелось побывать в Софии, вы уже должны знать, что сам по себе город этот не велик. А это, в свою очередь, может означать лишь одно, что достопримечательностей в нем не так уж и много. Но одним из самых известных мест, куда обязательно следует сходить является монумент памяти Василя Левски.

Более того, у этого памятника архитектуры очень удачное место расположения, и вам никуда не придется ехать, так как вы можете поселиться в отеле, который будет располагаться недалеко от монумента, и сможете лицезреть эту достопримечательность прямо из окна своего номера.

Памятник был возведен прямо на месте казни героя Болгарии в 1880 году. Достопримечательность сама по себе не больших размеров. Но все же, своих героев нужно обязательно помнить и знать. Особенно тех, кто даровал свободу своему народу.

Памятник Царю-освободителю

Памятник Царю-освободителю - монумент, посвященный российскому императору Александру II, который освободил Болгарию от османского владычества. Памятник расположен в городе София, на Площади народного собрания.

Торжественное открытие памятника состоялось в 1907 году. На церемонии присутствовал весь цвет политической элиты Болгарии и России, включая болгарского царя Фердинанда I, а также русского князя Владимира Александровича - сына Александра II.

Памятник Царю-освободителю по праву признан лучшим творением итальянского скульптора Арнольдо Дзокки. Монумент изготовлен из полированного гранита, а в его внешнем облике четко прослеживаются черты ренессанса. На вершине памятника установлена конная статуя Александра II, а чуть ниже расположена скульптурная группа, изображающая его армию. У подножия постамента находится бронзовый венок, который был добавлен к памятнику румынским правительством, чтобы увековечить память о румынских солдатах, также погибших на войне.

Памятник Царю-освободителю считается одним их самых узнаваемых символов Софии. Этот монумент неизменно привлекает внимание всех туристов, знакомящихся с достопримечательностями болгарской столицы.

Soviet Army Monument (Памятник Воину Освободителю) находится в столице Болгарии Софии на бульваре Царя-освободителя. Установлен памятник был в 1954 году, в год празднования десятилетия с момента освобождения Болгарии от фашистских захватчиков.

На высоком постаменте стоит русский солдат, держащий на вытянутой руке пулемет, а по сторонам от него болгарские крестьянка и рабочий. У основания памятника имеются и другие композиции, рассказывающие о подвиге русских солдат.

Руководили проектом создания памятника скульптор Фунев и архитектор Митов. Основной мыслью памятника явилась признательность Болгарии советским солдатам, освободивших ее от фашистского гнета.

Памятник Советской армии является военным мемориальным комплексом, установленным в память об освобождении Болгарии от фашистских оккупантов. Комплекс включает в себя несколько скульптурных композиций в честь советских воинов-освободителей. На главном монументе возвышаются фигуры солдата с пистолетом-пулеметом и болгарских крестьянки и рабочего. Памятник был установлен в 1954 году.

Начиная с 1993 года, предпринимаются попытки о сносе мемориального комплекса под действием антисоветских настроений, однако до сих пор они оказались несостоятельными. В 2011 году вандалы перекрасили статуи солдат в героев американских комиксов.

Во время празднования 9 мая здесь собираются ветеранские организации Болгарии. В канун праздника общественных организации и российские дипломаты очищают памятник от граффити и нанесенной нацистской символики.

Памятник неизвестному солдату

Памятник неизвестному солдату находится у Собора Святой Софии на площади Александра Невского. Мемориал был торжественно открыт в 80-е годы XX века, событие приурочено к празднованию 1300-летия освобождения Болгарии от Османского гнета.

Памятник это дань болгарского народа своим солдатам, которые когда-либо сражались в боях за свою страну. На основании памятника выгравированы слова знаменитого болгарского поэта Ивана Вазова, которые посвящены всем тем, кто героически погиб, защищая свою отчизну.

На постаменте установлен бронзовый лев, издавна считающийся символом Болгарии. Он преисполнен достоинства и величия. Около льва стоят урны с землей, привезенной с места боев при Старой Загоре и Шипке. Всю композицию дополняет вечный огонь.

Памятник довольно скромный без обычной помпезности, характерной для архитектуры Болгарии. Возле мемориала постоянно проходят церемонии с участием президента Болгарии

Памятник Василю Левски

Васил Левски, настоящая фамилия Кунчев, был активным революционным деятелем конца XIX века и принимал участие в национально-освободительном движении Болгарии против Османских завоевателей.

Прячась от властей, он часто менял подпольные клички, наиболее известной стала Левски, которую он получил после битвы с турками, и образовалась от слова «лев», полностью соответствующего характеру Василя.

После его поимки, Османский суд приговорил его к казни и в феврале 1873 года Левски был повешен. На месте его казни в Софии был установлен памятник. Монумент возвышается на маленькой площади между улицами Московская и Янко Сакызов. Хотя монументу уже более 130 лет, но он до сих пор в отличном состоянии. Ежегодно жители города приносят к подножию цвета, в знак благодарности.

Всего в Болгарии насчитывается около четырех памятников Василю Левски, один из которых стоит на его родине в городе Карлове. Он олицетворяет героя-освободителя, который поднимает народ на борьбу с османцами, а у его ног расположился грозный лев, с которым его часто сравнивали.


Достопримечательности Софии

Меткий на прозвища русский народ дал этому императору прозвище Миротворец. За то, что главной особенностью его правления было полное отсутствие каких бы то ни было войн. Речь идет об императоре Александре III. Стоит упомянуть и о том, что при нем были проведены весьма значительные политические и экономические реформы: отмена подушной подати, обязательный выкуп земли, понижение выкупных платежей. Кроме того, народ уважал своего самодержца за его глубокую религиозность и патриотизм на благо России. Все это стало причиной того, что сразу же после смерти императора Александра III было принято решение об установке ему памятника в Москве.

Памятник императору Александру III около Храма Христа Спасителя

В год смерти - 1894 - была объявлена всенародная подписка на сбор средств для создания памятника Александру III. Работа над монументом длилась почти 18 лет и завершилась в 1912 году, за это время было собрано 2 миллиона 388 тысяч 586 рублей, исключительно только народных денег. Таково глубокое уважение русского народа к императору из Дома Романовых (что старательно пытались закамуфлировать в советское время историки от коммунистической идеологии). Памятник символизировал единение православной России и русского Самодержавия. "Это была статуя, изображавшая русского императора как помазанника Божия ", – писал американский ученый Ричард Уэртман.

Вид на Храм Христа Спасителя и памятник Александру III с Москвы-реки

Автором памятника императору Александру III стал знаменитый скульптор, действительный член Академии художеств, А.М.Опекушин, известный по монументу А.С.Пушкину на Страстном бульваре в Москве. Так же в соавторстве с ним работали известный московский зодчий А.Н. Померанцев и инженер-архитектор К.А. Грейнерт. Памятник, выполненный из бронзы, изображал Императора сидящим на троне при всех царских регалиях: со скипетром, державой, короной и мантией монарха. Мантия спускалась одним концом на пьедестал из красного гранита. Гранитный пьедестал покоился на таком же гранитном постаменте. На уступе цокольной части помещались четыре бронзовых двуглавых орла в коронах с распростертыми крыльями. На пьедестале была высечена надпись:

Благочестивейшему, Самодержавнейшему Великому Государю Нашему

Александру Александровичу всея России

1881-1894

Первоначально памятник планировалось установить в Кремле, но затем решено было поменять место и выбрана была площадка перед Храмом Христа Спасителя на Пречистенской набережной, лицом к Москве-реке, как более выгодная с точки зрения архитектурной перспективы.


Императорская чета - Николай II и Александра Федоровна -

На открытии памятника царю Миротворцу

Открытие памятника состоялось 30 мая 1912 года. Церемониал торжеств представлял скромную копию ритуала освящения Храма Христа Спасителя. В 8 часов утра пятью пушечными выстрелами с Тайницкой башни Кремля возвестили о начале торжества. Около памятника выстроились войска. К 10 часам к памятнику прибыла императорская чета: Николай II и Александра Федоровна. Их сопровождала свита в лице членов Государственного Совета, Государственной Думы, сенаторов, генералов и адмиралов, фрейлин и статс-дам, разнообразных губернских и уездных предводителей. Крестный ход из Храма во главе с Митрополитом Владимиром и царствующими особами сопровождался колокольным звоном близлежащих церквей. У памятника состоялось благодарственное молебствие с коленопреклонением. После 360 выстрелов салюта и исполнения Преображенского марша с памятника было снято покрывало, и Митрополит Владимир окропил монумент святой водой. Вечером город и памятник были иллюминированы. За московский памятник Александру III император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей.



Снос памятника императору Александру III летом 1918 года

Памятник просуществовал лишь шесть лет. Летом 1918 года он был разрушен во исполнение декрета "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции". В пункте первом этого декрета в частности было написано следующее: "Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера." Таким образом опекушинский монумент был признан толпой малообразованных людей, захвативших власть, не представляющим интереса и не имеющим художественной ценности. Чуть позже таким же способом они будут "признавать и оценивать" ценности Эрмитажа, Русского музея, Кремля и т.п. хранилищ искусства, как не представляющие интереса для России и распродавать их направо и налево за бесценок ценителям настоящего искусства за рубежом...

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие
Культурные (и не очень) мероприятия
Интересная и полезная информация

Описание Статуи Царя Освободителя

Адрес: Улица Царя Освободителя

В случае, если вам интересно, кто этот человек на коне напротив болгарского парламента, то это Памятник Царю-Освободителю, посвященный русскому царю Александру II. В Болгарии он просто известен как Царь- Освободитель. Он известен в Болгарии за начало русско-турецкой войны 1877- 78. Чтобы спасти братские христианские народы Балканского полуострова русские войска, болгарские добровольцы и румынские часть наголову разбили Оттоманскую армию. 3 марта 1878 в Сан Стефано турки были вынуждены подписать Сан Стефанский договор, по которому ряд народов Балкан получили независимость. Если стоять спиной к памятнику то слева от болгарского парламента стоит бывшее здание посольства Российской Империи. Чуть дальше храм монумент Александра Невского, посвященная погибшим русским воинам.

Памятник Александру II (София)

То есть исторический центр по сути натыкан зданиями так или иначе связанный с Россией.

Памятник Царю-Освободителю представляет собой 4,5-метровую фигурку лошади Александра II, выполненную из бронзы, поставленную на черную полированный гранитный постамент. Общая высота составляет 12 метров. Средняя часть монумента украшен фигурами и массивным ренессансным карнизом, завершенный скульптурой русского царя. Кольцевидный, высокий рельеф из бронзы, окружающий середину пьедестала, изображает людей во главе с богиней победы, Нике. В рельефе изображены лица более 30 военачальников, государственных деятелей и общественных деятелей, в том числе генерал Михаил Скобелев, генерал Иосиф Гурко, граф Николай Игнатьев, князь Николай Николаевич старший. Три других меньших бронзовых рельефа изображают ключевые события, такие как битва при Старе Загоре, подписание мирного договора в Сан-Стефано и созыв Учредительного собрания. Фронтальная часть памятника увенчана бронзовым лавровым венком, подарком румынского короля Кэрола I в память о погибших румынских воинах и надпись «Царю Ослободителю / Признательна Болгария».

Впервые идея воссоздания памятника Царя Освободителя была предложена в декабре 1892 года на II съезде Корпуса. Было принято единодушное решение о создании инициативного комитета по сбору средств, необходимых для подведения памятника Александру II и строительства дома для ветеранов апрельского восстания и русско-турецкой войны. Стоян Займов был избран председателем Комитета, а почетный председатель — принц Фердинанд, внесший первый взнос в размере 50 000 левов. Пожертвования в размере 300 000 левов были получены депутатами 10-го Национального собрания, а другие средства были собраны различными общественными организациями и массовыми закупками специально выпущенной почтовой марки с изображением Александра II.

На заседаниях комитета с 15 по 18 февраля 1900 года была создана программа конкурса по созданию памятника, которая фиксирует его обязательные элементы, материалы для ее строительства и определяет окончательные суммы реализации (300 000 франков) и призовой фонд (5000 франков за первый приз и 4000 франков за вторую-пятую награды). Условия конкурса были отправлены в академии искусств по всему миру и представляют большой интерес; Зарегистрировано 90 скульпторов, 32 из которых из 13 стран: девять из Парижа, три из Флоренции, три из Софии, двое из Цюриха, Берлина и Праги, один из Рима, Вены, Будапешта, Копенгагена, Лиссабона, Гааги, Ганновера, Турина, Бакса, Тифлиса и Смирны.

С 1 по 15 сентября 1900 моделей были изложены в королевском арене для просмотра общественности, а 20 сентября князь Фердинанд официально открыл заседание членов жюри в составе проф. Антонен Мерсие из Франции, проф. Этторе Феррари из Италии, проф. Роберта Баха из России, болгарские художники Ивана Мурвичка, Антона Митова, Петко Клисурова, архитектора. Никола Лазарова, инженера Стоймена Сарафова, Стояна Заимова и дипломатов.

Конкурс выиграл флорентийский скульптор Арнальдо Цоки. Второй на пятое место, классифицируется соответственно Германией Герхард Еберлайн, француз Антонен Лару и Гастон Мале, чех Франтишек Роус и француз Еужен Бовери. С похвальные отзывы присудили пять других претендентов, в том числе учителей школы искусств, Жеко Спиридонова и Борис Шац. Первый камень в фундамент был заложен 23 апреля 1901 года (День Святого Георгия победителя) в присутствии князя Фердинанда I. Работы по строительству памятника заканчивается 15 сентября 1903 года. Памятник Царю-Освободителю официально был открыт 30 августа 1907 г. в присутствие Фердинанда I с его сыновьями Бориса и Кирилла, великого князя Владимира Александровича, сына Александра II, его жена Мария Павловна и их сын Андрей, генная министр обороны. генерала Каулбарса, генерала Столетова, командующий Санкт-Петербургом, генерал Паренсов, а также Арнольдо Цоки.

Транспорт

Где поесть

Отели, хостелы и прочие

Культурные (и не очень) мероприятия

Интересная и полезная информация

blog comments powered by

123. Царь-освободитель переехал в деревню

Михаил Самуилович Качан

На фото: Памятник царю-освободителю Александру II (скульптор Арнольд Дзокки) ещё недавно стоял на пьедестале, пока современные геростраты не оттащили его в заброшенную деревню.

Царь-освободитель

Во время русско-турецкой войны императором России был Александр II (на фото), которого болгары называют царём-освободителем. Но когда мы говорим – освободитель, то имеем в виду, что он освободил крестьян от крепостничества, а для болгар он освободитель их страны от турецкого ига. В Софии бульвар Царя Освободителя – одна из главных улиц. Бульвар тянется с востока на запад мимо украшенной фресками русской православной церкви Святого Николая к собору Александра Невского.

На площади 9 сентября напротив собора Александра Невского я увидел конную статую и спросил Марию, кто это. Мария немного смутилась и тихо сказала мне, что это памятник царю-освободителю Александру II.

Александр II - Царь Освободитель Болгарии

Я понял, что экскурсоводам не рекомендовано говорить советским туристам о русском царе и, тем более, подходить с туристами к его памятнику. Но про себя я отметил, что болгары памятник царю не снесли, в отличие от нас. В Ленинграде, например, остались только памятники, считавшиеся произведениями искусства – памятник Петру – медный всадник, Екатерине II в сквере на Невском. А других царей снесли. Они советской властью не жаловались.

Памятник царю-освободителю, возведённый в 1903 году, считается одной из лучших работ флорентинского скульптора Арнольдо Дзокки. Он выполнен из полированного гранита. На пьедестале с фигурами и массивным карнизом стоит скульптура – Александр ІІ, восседающий на коне. Бронзовый венок в основании постамента - подарок Румынии, в память о румынских солдатах и офицерах, погибших в войне за освобождение Болгарии.

Каково же было моё удивление, когда в сентябре 2012 года я узнал, что памятник царю-освободителю был демонтирован. Официальной причиной было названо жеоание реставрировать памятник. Однако скульптор Велислав Минеков сказал, что отреставрировать его можно было за два дня, и это бы стоило недорого.

Памятник был вывезен в заброшенную деревню, сообщает Sofia News Agency
Там памятник был просто брошен, и теперь, по выражению того же скульптора, находится в окружении "полного бардака". По его словам в данном случае причиной всего происходящего является коррупция: демонтаж памятника был вызван намерением инвесторов построить на этом месте паркинг.

У демократов, пришедших к власти в Болгарии, память оказалась даже короче, чем у коммунистов.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/05/14/368

Copyright: Михаил Самуилович Качан, 2013
Свидетельство о публикации №213051400356

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Рецензии

Написать рецензию

Памятник Царю-Освободителю находится в самом центре Софии и является одной из важнейших исторических достопримечательностей города. Возведен в честь императора Российской империи Александра II, который в ходе русско-турецкого противостояния 1877-1878 годов освободил Болгарию от османского гнёта. Монумент многими признается одним из лучших произведений известного итальянского скульптора Арнольдо Цокки.

Построенный из полированного гранита, этот памятник состоит из пьедестала, средней части со скульптурами и массивным карнизом в стиле ренессанс. Венчает памятник статуя восседающего на коне императора Александра II. В основании монумента находится изготовленный из бронзы венок – это подарок Румынии, сделанный в память о погибших за освобождение Болгарии румынских солдатах.

Работа над его созданием была начата в конце апреля 1901 года и закончена 15.09.1903 г. Торжественное открытие произошло 30.08.1907 г., на нём присутствовали царь Болгарии Фердинанд, сын Александра II великий князь Владимир Александрович со своей семьей, известные российские, болгарские генералы и сам скульптор – Арнольдо Цокки.

К сожалению, в период Второй мировой войны памятник серьезно пострадал от бомбардировок и не ремонтировался с 1944 г. В настоящий момент находится на реставрации. Планируется, что церемония повторного открытия памятника состоится уже в 2013 году.

В феврале 1911 года вся Россия готовилась отметить 50-летие отмены крепостного права. Не осталось в стороне от этого юбилейного события и Козловское общество. Столь памятную дату на заседании Козловской городской Думы решено было ознаменовать постройкой памятника царю-освободителю Александру II. На основании этого решения Козловской городской управой было возбуждено ходатайство о разрешении открыть в пределах Тамбовской губернии подписку на добровольные пожертвования для сооружения в городе Козлове памятника императору Александру II. Памятник предполагалось установить в сквере против присутственных мест. (В наши дни здесь находится мемориал павшим борцам революции. Прим. автора). Ходатайство это 20 апреля 1911 года Высочайшею властью было удовлетворено.

На постройку памятника Александру II в Козлове сразу же начался сбор средств среди частных лиц и учреждений. 1 сентября 1911 года Козловская городская управа обратилась с ходатайством в уездное земское собрание с предложением «ассигновать какую-либо сумму на сооружение в городе Козлове вышеназванного памятника». Земство в стороне не осталось и выделило на постройку памятника 100 рублей.

В начале 1912 года уроженец города Козлова скульптор Валукинский, проживающий в то время в Киеве, предложил местной управе свои услуги. Он обязался вылепить для памятника царю-освободителю статую и представил соответствующие чертежи-эскизы вместе с пояснительной запиской. Эти документы и были рассмотрены Козловской городской думой 27 апреля 1912 года.

На том же заседании для рассмотрения проектов чертежей памятника и для сбора добровольных пожертвований было решено создать комиссию в составе городской управы, а также гласных Думы: Н.А. Углянского, Н.А. Верещагина, А.М. Курочкина, А.И. Кожевникова, А.И. Калабина, Н.С. Резникова, Н.Т. Богатырёва, М.Н. Кириллова, Д.А. Полянского и К.М. Ильина.

21 августа 1912 года на заседании Козловской городской Думы городской управой был представлен протокол комиссии по вопросу о сооружении памятника императору Александру II. При этом рассматривались три варианта монумента: бронзовая фигура с гранитным основанием и пьедесталом стоимостью 10500 рублей; из цинка с оксидировкой из меди и основанием из железобетона, отделанным под гранит или мрамор, стоимостью около 5000 рублей и отлитый из меди на железобетонном основании, отделанном под мрамор или гранит стоимостью около 7500 рублей. После недолгих прений члены комиссии изъявили желание приобрести памятник императору Александру II по третьему варианту.

Спустя время от добровольных жертвователей стали поступать средства. Так, в декабре 1912 года на устройство памятника по сто рублей перечислили известные горожане В.П. Калмыков, Д.И. Умрихин, Я.Н. Стрельников, И.Я. Кожевников и С.Н. Курьянов, а также торговый дом Курочкиных и акционерного товарищества «Полянского сыновья». По 50 рублей передали козловские купцы М.Н. Курьянов и К.М. Ильин, по 25 – граждане Н.А. Углянский и А.Н. Дорохов.

Конечно же, это только малая часть имён жертвователей. Несомненно, их было гораздо больше. Судя по всему, поступления шли довольно хорошо, так как вскоре представители городского самоуправления озаботились воплощением проекта памятника в жизнь.

20 мая 1913 года на заседании Козловской городской Думы городской управой был представлен на рассмотрение собрания протокол комиссии по вопросу о сооружении и постановке в городе Козлове памятника императору Александру II. В нём говорилось: «По открытии заседания г-н председатель сообщил о своей поездке в Москву и переговорах с некоторыми фирмами, изготовляющими различные памятники и монументы, предложил вниманию комиссии имеющийся в деле управы проект на предполагаемое сооружение названного памятника. Заслушав это сообщение, дума после обмена мнений постановила: «Поручить заместителю городского головы Д.И. Умрихину, гласному Н.Т. Богатырёву и городскому инженеру М.В. Дёмину одновременно с поездкою в Москву по вопросу о приобретении двигателя Дизеля (для городской электростанции. Прим. автора) войти также в окончательные с соответствующими московскими фирмами переговоры по приобретению памятника императору Александру II в пределах суммы 7000 рублей».

18 июня 1913 года городской управой на имя Э. Виллера было отправлено письмо следующего содержания: «Милостивый государь Эрих Эдуардович. Городская управа просит Вас поспешить в возможно скорейшем времени высылкою в трёх экземплярах проекта, заказанного Вам Козловскою городскою комиссиею, памятника императору Александру II с приложением к нему объяснительной записки. Проект этот должен представлять точную копию самой фигуры царя-освободителя, постамента, фундамента и ограды, а объяснительная записка точно указывала бы о том, из каких металлов будет изготовлен этот памятник включительно до фундамента и ограды. Завтра (19 июня) управа сделает на Ваше имя перевод в сумме 2000 рублей. Независимо от сего управа просит сообщить о том, приступите ли Вы к литью памятника теперь же или выждете, пока последует утверждение проекта министерством. При сем прилагается переводный билет Козловского отделения Русского торгово-промышленного банка на 2000 рублей».

Ответ в Козловской городской управе был получен 8 июля 1913 года. «Милостивые государи. Мы получили 20 июня Ваше заказное письмо с вложением перевода на сумму 2000 руб. и получили в Русском торгово-промышленном банке деньги, что настоящим имеем честь подтвердить Вам. Мы тотчас по получении Вашего письма приступили к исполнению заказа и просим Вас отсрочить нам его сдачу на 5 дней, т.к. перевод Ваш мы получили на пять дней позднее обещанного. Что касается испрошенного Вами от нас чертежа, то мы таковой изготовляем и вышлем его Вам для руководства на следующей неделе».

Хочется отметить, что к 50-летнему юбилею отмены крепостного права памятники Александру II устанавливались повсеместно как в крупных городах, так и в селениях. На заводе Э. Виллера по этому случаю стали отливать в большом количестве скульптуры императора. Права на изготовление её были приобретены у скульптора А.М. Опекушина и повторяли статую Александра II, установленную в Московском Кремле. Император был изображён в полный рост, в мантии, держащим в левой руке скипетр, а в вытянутой правой руке свиток манифеста. Вообще фирмой Виллера было сооружено более 500 памятников императору Александру II по всей России.

К сожалению, со временем сбор пожертвований стал менее активным, и строительство памятника, а также его открытие, первоначально намеченное на 1913 год, стали откладываться. Не был открыт памятник и в 1914 году.

На очередном заседании Козловской городской думы 16 июля 1914 года рассматривался протокол комиссии по вопросу сооружения памятника, после чего городской управе было поручено обратиться к Козловскому уездному и Тамбовскому губернскому земствам с ходатайством о дополнительном ассигновании на сооружение в городе Козлове памятника императору Александру II. В том же протоколе городская дума обращалась и к местным жителям с просьбой о сборе пожертвований.

Начавшаяся Первая мировая война отложила строительство памятника на неопределённый срок. Однако, несмотря на трудности военного времени, пожертвования продолжали поступать.

Газета «Тамбовский листок» от 14 августа 1915 года информировала читателей о том, что «постройка памятника-монумента, заложенного в сквере против полицейского управления, постепенно продвигается, и к октябрю месяцу предполагается его открытие». Но и в том году открытие памятника не состоялось. Не был открыт памятник и в 1916 году.
Косвенное подтверждение о том, что памятник императору Александру II всё-таки был установлен, мы находим в заметке, опубликованной в «Козловской газете» от 22 июня 1916 года. Речь в ней шла об очередном заседании городской Думы, где гласные, познакомившись с планом нового здания мужской гимназии, озаботились тем, что двор нового учебного заведения вплотную подойдёт к скверику, где установлен памятник. (Выделено автором этих строк). Сей примечательный факт вызвал в думской среде тревогу и продолжительные прения. Но не будем торопить события, надеюсь, что со временем и на этот вопрос найдётся ответ. А сегодня будем опираться лишь на имеющиеся факты.

Согласно воспоминаниям современников лишь к концу 1917 года памятник царю-освободителю был окончательно готов. Фигуру императора поставили на место и временно закрыли деревянным шатром. На следующий, 1918, год было назначено его открытие. Однако события октября 1917 года изменили отношение к нашему прошлому.

В козловской газете «Голос народа», вышедшей в воскресенье, 12 мая (29 апреля) 1918 года, была помещена заметка под заголовком «Упразднение памятника». Вот её содержание: «Советская власть решила упразднить памятник Александру II, сооружённый на бульварике против присутственных мест. Выполнение этого постановления, как нам передавали, назначено на сегодня».

По словам очевидца событий И. Нестерова, «Статую Александра II свалили с пьедестала и бросили сначала в пожарный сарай, а затем в железнодорожных мастерских, бронзу употребили на производство деталей к паровозам».

От памятника царю-освободителю оставлен был пьедестал, на который водрузили обтянутый красным материалом деревянный трапециевидный четырёхгранник, увенчанный пятиконечной звездой, высотой пять метров.

Открыли новый памятник 1 мая 1918 года в торжественной обстановке после парада красных партизан и частей РККА, а также демонстрации трудящихся и митинга. Но это уже другая история…