Волчанск — самый маленький город России с трамвайным движением. PROMFOTO из ЖЖ: Волчанский трамвай Город Волчанск на карте

Волчанск - самый маленький город в России с трамвайным движением . Его население - около 10 тыс. жителей. На однопутной трамвайной линии протяженностью 8 километров в одну сторону ходит один необычный вагон. Держится это все на чистом энтузиазме работающих там людей и скудных бюджетных средств.

Трамвайное движение в Волчанске открылось 31 декабря 1951 года. В то время Волчанск ещё не имел статуса города (он получил его только в 1956 году), однако население достигало тридцати тысяч жителей.

В прошлом в Волчанске было две городских трамвайных линии: на Лесную Волчанку и на угольный разрез № 5. Последняя линия была закрыта в 1994 году в связи с постоянными кражами контактного провода.

Также существовала междугородная трамвайная линия до Карпинска, которая действовала с 1953 года по 22 апреля 1965 года, разобранная по причине перегона своим ходом из Карпинска в Волчанск огромного экскаватора «ЭВГ-15» по дороге между этими двумя городами. Следы этой линии до сих пор читаются вдоль дороги на Карпинск.



Волчанский трамвай состоит из одной линии, соединяющей южную и северную части города. Протяженность линии - около 7-8 километров. Линия одноколейная, ранее существовавшие разъезды полностью разобраны. Трамвайный путь проходит через заросшие луга и тайгу. На фотографии - кузов вагона «МТВ-82», который используется в качестве склада:

Пути изношены, однако волчанцы проводят обслуживание путей, насколько это возможно при существующих материалах, технике и средствах: перекладка путей, замена шпал, сглаживание стыков в кривых, установка шунтов. Случаются сходы вагонов, однако в последнее время таких случаев стало меньше.

Трамвайное депо расположено в южной части города и является конечным пунктом маршрута. Оно представляет собой одноэтажное административное здание, кирпичный бокс на два вагона, промплощадку для отстоя трамваев и хозяйственное помещение:

Существует только один маршрут. Время в пути составляет примерно 25-30 минут. На линии работает один вагон:

С мая 2010 года движение прекращается на период с 10:00 до 16:00. Первоначально остановка трамвая днем осуществлялась из-за трудностей с оплатой электроэнергии (днем отключалось электричество на тяговой подстанции). Затем даже после погашения долгов было принято решение не выпускать трамвай днем, так как пассажиропоток в это время довольно низкий.

В депо где-то сохранилась платформа от вагона КТМ-1, которую, прицепляя к пассажирскому вагону, волчанцы используют для транспортировки материалов и инструментов к местам проведения работ на пути.

Депо отапливается печкой:

Пассажирские вагоны оборудованы бугельными токосъёмниками, что обусловлено особенностями контактной сети:

Помимо трамвая, в Волчанске работает пассажирский автотранспорт: маршрутное такси и автобус, принадлежащие одному и тому же перевозчику и работающие по маршруту «Волчанск - Карпинск», при этом практически полностью дублируя трамвайный маршрут, а также легковые такси.

Поскольку администрация города перестала с 2009 года обеспечивать разумную конкуренцию, а эксплуатационная скорость движения автотранспорта выше, чем трамвая, а также вследствие того, что маршрутное такси и автобус ходят в два раза чаще, чем трамвай, зачастую выбор платежеспособного пассажира оказывается не в пользу трамвая. Тем не менее, трамвай являлся в Волчанске неким эталоном стабильности и постоянства: неуклонно соблюдается расписание движения, оперативно (насколько это возможно) исправляются неисправности на пути, даже в условиях экстремально низкого пассажиропотока на ранних утренних и поздних вечерних рейсах руководство трамвайного парка не намеревается отменять эти рейсы.

Склад ходовых электродвигателей.:

В ванне разводят мальков:

Существовали опасения, что если на 2011 год из областного бюджета не будет выделено средств на содержание трамвая, то электротранспорт в Волчанске может остановиться. Однако в марте 2011 года (когда были сделаны эти фотографии) трамвай ходил. Что сейчас - не знаю. Но информации о закрытии не нашел.

Зимняя защита от холода:

Стоимость проезда составляет 14 рублей (март 2011):

Такое ощущение, что время здесь остановилось.

Юрьевич ловит звуки внеземных цивилизаций:

Приблизительно 2,5 км линии на междугороднем отрезке между южным и северным поселениями проходят по девственному таежному лесу:

Вот такой вот необычный трамвай.

Пожалуй, главная достопримечательность Волчанска - это его трамвайная система. Во многом именно благодаря трамваю город, состоящий из двух частей с общей численностью населения 9.5 тыс.чел, сохраняет статус города.

Трамвай начал работу здесь в 1951 году, тогда он соединял Северную Волчанку с кирпичным заводом. Чуть позже линия была продлена в южную часть тогда еще не города.

Работали вагоны МТВ-82 и КТМ/КТП-1

На линии было три разъезда, под эксплуатацию 4 поездов. Всего, вместе с междугородней линией на Карпинск, работали 7 поездов.

01. Вагон прибыл на конечную

02. Догоняем его

Трамвай здесь работает утром и вечером с интервалом около часа.

03. И отправляемся!

Вагон немного потряхивает в стороны, но грохота нет.

05. Тут сохранились старые билеты, те самые, которые по 3 копейки. Но с надпечаткой "16 руб".

06. Выезжаем из этой части города

07. Путь пролегает по лесу

09. Густой лес иногда сменяется небольшими полянками.

10. Трасса делает несколько поворотов. Кстати, каждый поворот, или, если правильно, "кривая", имеет свое название.
"Кривая "Вольф"", "Кривая "Манасьян"", Большая и Малая кривые.
Необычно.

Раньше на линии были разъезды, поскольку работали два вагона, а в прежние времена - даже 4, что обеспечивало интервал в 15 минут.

(фото А. Оландера, 1995)

13. На прямых участках трамвай разгоняется до 30 км/ч, а средняя скорость по трассе - 24.5 км/ч, что соответствует скоростному трамваю!

14. Въезжаем в Волчанку
(Это может быть волчанка …)

16. Застройка представлена в основном хрущевками, а в центре более старые трехэтажные здания

17. Есть и заброшенные

18. По улице Карпинского подъезжаем к центральной площади, где линия поворачивает на ул. Советскую.

19. Остановка с киосками

20. Улица Советская

22. Конечная

23. Вагон уезжает на разворотное кольцо, проходящее через депо

24. Работники депо показали нам в кабинете директора диплом Книги рекордов России

Самый маленький город с трамвайным движением.
25. Руководство интересуется мировыми трендами в транспортной сфере

26. Чуть позже подъехал и сам директор МУП «Волчанский автоэлектротранспорт» Криницин А.В. . В краткой беседе с ним мы выяснили, что трамвай в Волчанске работает благодаря ежегодному финансовому обеспечению от региона. Депутаты областного законодательного собрания поддерживают интересы этого небольшого города.

В качестве сувенира мы подарили директору значок с эмблемой нашей инициативной группы

27. Самый новый вагон в Волчанске - КТМ-19 2007 года выпуска. Работает в основном зимой

28. В ремонтном боксе находится вагон КТМ-5 №8

21. Новые шпалы. Они пропитаны не креозотом, а специальным антисептиком, который имеет зеленоватый цвет. Такие шпалы могут служить до 60 лет, в отличие от обычных

22. На территории депо стоит кузов вагона МТВ-82

23. Также в депо стоит вагон "Спектр", который выведен из эксплуатации все по той же причине, что и аналогичные вагоны в Краснотурьинске - проблемы с электроникой

25. Рельсы здесь достаточно старые.

27. Вагон №7, модели КТМ-5

28. Совершив последний утренний рейс, вагон 71-608КМ №1 возвращается в депо. Кстати, вагон этот достаточно молодой - 2000 г выпуска.

29. Днем в движении перерыв, вагон стоит на кольце у здания депо

30. Кольцо, часть пути проходит вдоль дороги

Кольцо - направо, а в направлении дороги до 1995 года было продолжение линии, которая шла на угольный разрез №5, а в 1953-1965 гг здесь также была междугородняя линия, соединявшая Волчанск и Карпинск:

В Карпинске до 1994 года тоже было трамвайное движение, кольцевой маршрут через город. Не сохранили...

32. Опоры контактной сети в направлении участка линии на разрез

34. На кольце лежат рельсы еще более старые, чем в депо

37. Этот рельс поддерживает опору. Изготовлен 100 лет назад

Трамвайная система Волчанска уникальна. Это один из самых интересных объектов, что мне доводилось видеть. Я очень надеюсь, что трамвай в этом городе будет продолжать работать и дальше. Хочется пожелать удачи работникам и руководству в их нелегкой работе!

В следующей части расскажу о неожиданной встрече, угольном разрезе, и о центральной части Волчанки.

Волчанск - самый маленький город в России с трамвайным движением. Его население - около 10 тысяч жителей. На однопутной трамвайной линии протяженностью 8 километров в одну сторону ходит один необычный вагон. Держится это все на чистом энтузиазме работающих там людей и скудных бюджетных средств. Трамвайное движение в Волчанске открылось 31 декабря 1951 года. В то время Волчанск ещё не имел статуса города (он получил его только в 1956 году), однако население достигало тридцати тысяч жителей.
В прошлом в Волчанске было две городских трамвайных линии: на Лесную Волчанку и на угольный разрез № 5. Последняя линия была закрыта в 1994 году в связи с постоянными кражами контактного провода.
Также существовала междугородная трамвайная линия до Карпинска, которая действовала с 1953 года по 22 апреля 1965 года, разобранная по причине перегона своим ходом из Карпинска в Волчанск огромного экскаватора «ЭВГ-15» по дороге между этими двумя городами. Следы этой линии до сих пор читаются вдоль дороги на Карпинск.
Волчанский трамвай состоит из одной линии, соединяющей южную и северную части города. Протяженность линии - около 7-8 километров. Линия одноколейная, ранее существовавшие разъезды полностью разобраны. Трамвайный путь проходит через заросшие луга и тайгу. На фотографии - кузов вагона «МТВ-82», который используется в качестве склада:
Пути изношены, однако волчанцы проводят обслуживание путей, насколько это возможно при существующих материалах, технике и средствах: перекладка путей, замена шпал, сглаживание стыков в кривых, установка шунтов. Случаются сходы вагонов, однако в последнее время таких случаев стало меньше.
Трамвайное депо расположено в южной части города и является конечным пунктом маршрута. Оно представляет собой одноэтажное административное здание, кирпичный бокс на два вагона, промплощадку для отстоя трамваев и хозяйственное помещение:
Существует только один маршрут. Время в пути составляет примерно 25-30 минут. На линии работает один вагон:
С мая 2010 года движение прекращается на период с 10:00 до 16:00. Первоначально остановка трамвая днем осуществлялась из-за трудностей с оплатой электроэнергии (днем отключалось электричество на тяговой подстанции). Затем даже после погашения долгов было принято решение не выпускать трамвай днем, так как пассажиропоток в это время довольно низкий.
В депо где-то сохранилась платформа от вагона КТМ-1, которую, прицепляя к пассажирскому вагону, волчанцы используют для транспортировки материалов и инструментов к местам проведения работ на пути.
Депо отапливается печкой:
Пассажирские вагоны оборудованы бугельными токосъёмниками, что обусловлено особенностями контактной сети:
Помимо трамвая, в Волчанске работает пассажирский автотранспорт: маршрутное такси и автобус, принадлежащие одному и тому же перевозчику и работающие по маршруту «Волчанск - Карпинск», при этом практически полностью дублируя трамвайный маршрут, а также легковые такси.
Поскольку администрация города перестала с 2009 года обеспечивать разумную конкуренцию, а эксплуатационная скорость движения автотранспорта выше, чем трамвая, а также вследствие того, что маршрутное такси и автобус ходят в два раза чаще, чем трамвай, зачастую выбор платежеспособного пассажира оказывается не в пользу трамвая. Тем не менее, трамвай являлся в Волчанске неким эталоном стабильности и постоянства: неуклонно соблюдается расписание движения, оперативно (насколько это возможно) исправляются неисправности на пути, даже в условиях экстремально низкого пассажиропотока на ранних утренних и поздних вечерних рейсах руководство трамвайного парка не намеревается отменять эти рейсы.
Склад ходовых электродвигателей.:
В ванне разводят мальков:
Существовали опасения, что если на 2011 год из областного бюджета не будет выделено средств на содержание трамвая, то электротранспорт в Волчанске может остановиться. Однако в марте 2011 года (когда были сделаны эти фотографии) трамвай ходил. Что сейчас - не знаю. Но информации о закрытии не нашел.
Зимняя защита от холода:
Стоимость проезда составляет 14 рублей (март 2011):
Такое ощущение, что время здесь остановилось.
Юрьевич ловит звуки внеземных цивилизаций:
Приблизительно 2,5 км линии на междугороднем отрезке между южным и северным поселениями проходят по девственному таежному лесу:
Вот такой вот необычный трамвай.

Волчанск — самый маленький город в России с трамвайным движением. Его население — около 10 тыс. жителей. На однопутной трамвайной линии протяженностью 8 километров в одну сторону ходит один вагон.

Держится это все на чистом энтузиазме работающих там людей и скудных бюджетных средств.

Основной текст взят с википедии.

Схема маршрута

Грустный фильм о Волчанском трамвае

1. Трамвайное движение в Волчанске открылось 31 декабря 1951 года. В то время Волчанск ещё не имел статуса города (он получил его только в 1956 году), однако население достигало тридцати тысяч жителей.

2. В прошлом в Волчанске было две городских трамвайных линии: на Лесную Волчанку и на угольный разрез № 5. Последняя линия была закрыта в 1994 году в связи с постоянными кражами контактного провода.

3. Также существовала междугородная трамвайная линия до Карпинска, которая действовала с 1953 года по 22 апреля 1965 года, разобранная по причине перегона своим ходом из Карпинска в Волчанск огромного экскаватора «ЭВГ-15» по дороге между этими двумя городами. Следы этой линии до сих пор читаются вдоль дороги на Карпинск.

4. Волчанский трамвай состоит из одной линии, соединяющей южную и северную части города. Протяжённость линии — около 7—8 километров. Линия одноколейная, ранее существовавшие разъезды полностью разобраны. Трамвайный путь проходит через заросшие луга и тайгу. На фотографии — кузов вагона «МТВ-82», который используется в качестве склада.

5. Пути изношены, однако волчанцы проводят обслуживание путей, насколько это возможно при существующих материалах, технике и средствах: перекладка путей, замена шпал, сглаживание стыков в кривых, установка шунтов. Случаются сходы вагонов, однако в последнее время таких случаев стало меньше.

6. Трамвайное депо расположено в южной части города и является конечным пунктом маршрута. Оно представляет собой одноэтажное административное здание, кирпичный бокс на два вагона, промплощадку для отстоя трамваев и хозяйственное помещение.

7. Существует только один маршрут. Время в пути составляет примерно 25-30 минут. На линии работает один вагон.

8. С мая 2010 года движение прекращается на период с 10:00 до 16:00. Первоначально остановка трамвая днем осуществлялась из-за трудностей с оплатой электроэнергии (днем отключалось электричество на тяговой подстанции). Затем даже после погашения долгов было принято решение не выпускать трамвай днем, так как пассажиропоток в это время довольно низкий.

9. Подвижной состав насчитывает два вагона 71-605 (бортовые номера 7 и 8), вагон 71-608КМ (бортовой номер 1), вагон 71-402 «СПЕКТР» (бортовой номер 2) и вагон 71-619КТ (бортовой номер 3).

10. В депо где-то сохранилась платформа от вагона КТМ-1, которую, прицепляя к пассажирскому вагону, волчанцы используют для транспортировки материалов и инструментов к местам проведения работ на пути.

11. Депо отапливается печкой.

12. Пассажирские вагоны оборудованы бугельными токосъёмниками, что обусловлено особенностями контактной сети.

13. Помимо трамвая, в Волчанске работает пассажирский автотранспорт: маршрутное такси и автобус, принадлежащие одному и тому же перевозчику и работающие по маршруту «Волчанск — Карпинск», при этом практически полностью дублируя трамвайный маршрут, а также легковые такси.

14. Поскольку администрация города перестала с 2009 года обеспечивать разумную конкуренцию, а эксплуатационная скорость движения автотранспорта выше, чем трамвая, а также вследствие того, что маршрутное такси и автобус ходят в два раза чаще, чем трамвай, зачастую выбор платежеспособного пассажира оказывается не в пользу трамвая. Тем не менее, трамвай являлся в Волчанске неким эталоном стабильности и постоянства: неуклонно соблюдается расписание движения, оперативно (насколько это возможно) исправляются неисправности на пути, даже в условиях экстремально низкого пассажиропотока на ранних утренних и поздних вечерних рейсах руководство трамвайного парка не намеревается отменять эти рейсы.

15. Склад ходовых электродвигателей.

16. В ванне разводят мальков.

17. Существовали опасения, что если на 2011 год из областного бюджета не будет выделено средств на содержание трамвая, то электротранспорт в Волчанске может остановиться. Однако в марте 2011 года (когда были сделаны эти фотографии) трамвай ходил. Что сейчас — не знаю. Но информации о закрытии не нашел.

18. Зимняя защита от холода.

19. Стоимость проезда составляет 14 рублей (март 2011).

20. Трамвайная линия дважды пересекается с железной дорогой: в одном случае — с малоиспользуемой ж/д веткой, а в другом — с бoлее неиспользуемыми подъездными путями к бывшему лесозаводу.

21. Юрьевич ловит звуки внеземных цивилизаций.

22. Приблизительно 2,5 км линии на междугороднем отрезке между южным и северным поселениями проходят по девственному таёжному лесу.

23. Вот такой вот необычный трамвай.

Виртуальная экскурсия по линии.

Большое спасибо директору Волчанского трамвая и всем сотрудникам за гостеприимство и помощь!

Оригинал взят у griphon в Трамваи Волчанска и Краснотурьинска

На севере Свердловской области есть небольшой город Волчанск. Город совсем крошечный, практически деревня, так, что про него даже многие жители других районов Свердлощины никогда не слышали. Зато хорошо слышали про него транспортные фанаты. Ведь это самый маленький город России, в котором имеется свой трамвай! Рядом есть чуть более крупный Краснотурьинск, в котором также есть свой трамвай! Две маленькие, но такие душевные системы в глухой уральской глуши. Как они живут?


Попасть в этот медвежий угол Свердловской области не так то просто. От областного центра Екатеринбурга сюда ехать более 400 км. Напрямую можно доехать только на автобусах, и то, несколько раз в день. Однако можно добраться на поезде до Серова, который находится рядом.

Рядом-то рядом, да не тут то было. Если в Краснотурьинск отсюда ходят автобусы раз в полчаса, то в Волчанск отправляется всего один автобус в день. Оцените масштаб дырости.

Волчанский и краснотурьинские трамваи можно назвать "трамваем" в прямом смысле. Потому что в каждой из систем работает всего по одному вагону. Отправлясь в эти города второго мая, я реально боялся, что могу не застать движение - вдруг из-за праздников трамваи не ходят? Оба раза обстоятельства складывались так, что казалось, что уже всё, не будет трамвая..

Сперва я приехал в Краснотурьинск, т.к. до Волчанска автобус только днём, а автостопом рано утром ехать было лениво. Приехал в несусветную рань, где-то в 7.30 (поезд ЕКБ-Приобье приходит в Серов в 5.18, а там ещё надо ждать автобус). Рассудив логично, что когда трамваи точно ходят, так это с раннего утра, я сразу отправился обследовать линию. Однако трамваев на ней не было видно.

Подойдя к трамвайному депо, нашёл расписание, по которому в выходные и праздничные дни движение начинается с 9 утра. Ну ладно, пока погуляю по городу, благо он весьма интересный.

Застроен немецкими домиками, т.к. здесь жило множество пленных немцев.



Самая главная достопримечательность - градообразующее предприятие Богословский Алюминиевый завод.

С реки открывается на него живописный вид!

К нему же и трамвайная линия ведёт.

Пошёл в другой конец, к набережной. Как раз уже настало 9 часов, по идее вагон мог бы уже выехать.

Но что-то нет его и нет. Где он там катается?

Вот уже больше часа хожу в непосредственной близости от линии, но трамвая не видать..

Конечная "Набережная".

Поднялся на холмик откуда открылся изумительный вид на заснеженный Уральский хребет.

Погуляв ещё по городу, не встретив никаких признаков движения травайчика я в расстройстве собрался заглянуть напоследок в депо, и ехать в Волчанск в надежде на большую удачу там. И тут.. Навстречу едет он!

Оказывается, трамвай в выходные работает не с 9, а вообще с 11! Прикольно, какие совы работают в краснотурьинском трампарке. Тых-тых-тых-тых! Тых-тых-тых-тых!

В этом вагоне нет вай-фая. А в другом, по словам кондукторши, есть. Жалко, интересно было бы посмотреть.

Конечная "Фабрика-кухня" около алюминиевого завода.

Сделав полный круг вдоль всей линии, я пошёл смотреть депо.

Депо очень смешное: территория размером с районный дворик, огорожена вот таким заборчиком. Пройти на территорию можно спокойно.

Я тщетно пытался найти кого-нибудь, кто бы мне разрешил фотографировать, но на всей территории не было ни души. Поэтому пришлось фотографировать без разрешения. :)

Увы, очень всё грустно. Где-то 6-7 нерабочих вагонов - всё имущество трампарка.

Есть "Спектры". Они, похоже, тут на линию вообще никогда не выходили.

В таком виде хранятся запчасти

Второй действующий вагон, который с вай-фаем.

Один из вагонов стоит в цеху.

Длина всей линии 3,5 км. Её можно быстро пройти пешком. Линия полностью однопутная, однако есть разъезды.

Трамвай пользуется не очень большой популярностью с его то интервалами. Больше людей на нём просто так катается. Хотя, может, это просто выходной день такой был.

Кстати, раньше в Краснотурьинске было два маршрута. Второй шёл от депо на запад и заворачивал. Тянулась она и в другую сторону. Сейчас линия совершенно в нерабочем состоянии..

Вот бывшее кольцо "Улица Чкалова".

Ладно, едем дальше в Волчанск. Из Краснотурьинска всего 4 рейса в день туда. Более часто можно добраться из города Карпинска (где до середины 90-х, кстати, тоже был трамвай!).

Если Краснотурьинск производит впечатление пусть и маленького, но города, то Волчанск сразу воспринимается, как разросшаяся деревня.

Состоит город из двух частей, удалённых друг от друга на несколько километров. Автобус сначала заезжает в "центр", потом возвращается на объездную и заезжает в другую, известную, как "4-й разрез", там находится автостанция. Впрочем, автостанция вообще крошечная, состоит из небольшой комнатки 4 на 4 м и кассы.. Вон там вдали.

Трамвай как раз и соединяет эти две части (схема отсюда).

Раньше возил из южной части города рабочих на угольный разрез, находящейся в северной части. Но сейчас предприятия позакрывались, город депрессивный, работы нет..

Кольцо прямо у автостанции. Удобно, не надо думать в какую сторону идти.

Местные жители мне сказали, что трамвай ждать бессмысленно, им никто не пользуется, т.к. он ходит совершенно непредсказуемо, и что мне лучше ехать на автобусе. Ага, конечно. Ради автобуса я, что ли, сюда ехал?

Пока вагона не было, пошёл навстречу ему по линии.

Помнится, на лурке про Волчанск написали примерно так: "собрались строить в тайге город, сначала построили для него трамвай, а потом на город денег уже не хватило". Как-то так оно и выглядит, линия проложена немного по сельским районам, а по большей части - по природе!

Немного новых домов.

Очень скоро жилые районы закончились, и пошёл глухой лес!

Характерная черта волчанского трамвая! Идти по лесной чаще.

Кто-то даже на рельсах прямо костры жжёт. Удобно, наверное, можно же при желании поджечь дрова прямо от контактного провода:)

Длина всей линии - 8 км. Линия полностью однопутная, при этом на ней нет ни одного разъезда. Т.е. даже при желании невозможно будет пустить два вагона! Разве что только один за одним.

Большая часть линии (около 5 км) проходит по лесу!

Сразу обращаю внимание на состояние путей. Когда наступаешь на некоторые рельсы они хлюпают под тяжестью веса.. Страшно представить, как по таким путям вагоны ходят..

Иду и жду, когда навстречу трамвай проедет. Но его нет и нет! Я уже прошёл километров пять, шёл где-то полтора часа..

Неужто, всё же, не работает? Вот ведь расстройство. Также здорово бы было тут прокатиться на трамвайчике. Но если бы он ходил, то должен бы был уже проехать хоть раз за столько времени

Выйдя на прогалину, я решил сделать привал и сел на рельсы отдохнуть. Видимо придётся сюда ещё раз сюда приезжать, хоть и такая неудобная логистика. Может организовать аренду вагона, собрать любителей? Столько фотогеничных мест..

Вдруг... Вдали грохот! тых-тых-тых-тых-тых. тых-тых-тых-тых-тых. Не может быть! Второй раз уже я сегодня доведён до того, что этот звук вызывает у меня вселенскую радость и счастье.

И вот он показывается из-за поворота. Не составило труда трамвай застопить и уехать из леса.

Едем!

Пассажиров очень мало. В вагоне оказалось ещё двое фанатов из Ярославля. а так трамвай обычно ходит пустой..

Вернувшись в район Волчанка, где находится автовокзал, я сразу же на трамвае отправился назад, на южный конец линии. Опять лес.

Весь маршрут трамвай проезжает где-то минут за 40. В другом конце линии находится депо. В отличие от краснотурьинского тут даже нет забора и фиксированной территории. Просто разворотное кольцо, небольшое путевое развитие, пара цехов и простаивающие вагоны.

Пообщавшись со слесарями, я понял весь масштаб трагедии. Волчанский трамвай пребывает в предсмертной агонии. Запчастей нет, инструкций по трамваям тоже нет. Сами слесаря пришли в депо недавно: один с разреза, другой - с электровозов. Никто до этого с трамваями дела не имел, но вроде как у электровозов много общего с ними..

Поэтому даже элементарные проблемы, которые обычно в других городах решаются за 5 минут, тут могут привести к полной остановке движения единственного вагона. Просто никто не знает, как их устранять. А если знают, то может не быть нужных деталей или схем. Их нужно заказывать из Екатеринбурга или откуда-то ещё.

Директор депо не хочет особо тратиться на вызов квалифированных специалистов или хотя бы на инструкции к вагонам. Его подход "ездит и нормально".

Узнав, что я из Москвы и интересуюсь трамваями, слесаря стали пытаться у меня выяснить то, как какие резисторы подключать. Может я знаю. Но увы, мой уровень тут чисто дилетантский, я вообще не представляю, как трамвай внутри устроен, позор..

В депо есть несколько неработающих вагонов, в том числе недавно купленный новый КТМ-19. Стоит уже почти год из-за сгоревшей микросхемы. Больно смотреть.

Единственный действующий вагон КТМ-8 №1 называют "Росселем". По фамилии губернатора, который его подарил. Действующий он, конечно, условно. Слесаря проверяют его после каждого рейса, если тот оканчивается успешно.

А вообще ломается вагон практически постоянно, практически каждый рейс. Но если поломка незначительная, то обычно она устраняется водительницей с кувалдой. Тем не менее, каждый выезд вагона - как на войну. Неизвестно, вернётся ли?

Люди перестали вообще пользоваться трамваем. Ты ж видел сколько народу на нём ехало? Пустили автобус, и все стали ездить на нём. Раньше когда трамвай ходил стабильно, народ ездил. А сейчас кому охота по лесу по сугробам тащится несколько километров. Это сейчас ещё приятно прогуляться, когда хорошая погода. А представь себе каково это зимой, или в дождь?

Практически раз в 2-3 дня вагон где-нибудь ломается. Выезжаем на техничке, чиним на месте, или вытягиваем в депо. И хорошо, если вагон дотянет до жилых районов, а то если в лесу застрянет, приходится трактор вызывать. Вот так всё 1-е января провозились с ним. Раньше нам электровозы снились, а теперь трамваи снятся.

Пока я осматривал депо, трамвай уехал в очередной рейс. Я пошёл ему навстречу, думая как раз застать в лесу.

По дороге осмотрел южную часть Волчанска. Улица вдоль линии - практически весь город! Вдумайтесь в масштаб!

Тоже немецкие домики. Обратите внимание на малолюдность и маломашинность. Реально очень тихо и малонаселённо. И трамвай!

Но трамвай проехал маршрут быстрее, и я его встретил ещё до выхода из жилого квартала. На следующий круг трамвай не поехал, т.к. потребовался ремонт.

Я решил подождать, была надежда, что вагон починят - хотелось ещё раз прокатиться в северную часть. Ремонтировался трамвай около часа, и когда я уж собрался идти уезжать из Волчанска, он таки выехал!

По дороге была ещё аварийная остановка, когда водительнице пришлось полупить по контактам кувалдой. А я доехал до северной части, где ещё есть трамвайный ж.д. переезд!

Много ли вы знаете мест, где на железнодорожных переездах машины пропускают трамваи? Вообще, надо везде так сделать, чтобы неповадно было бензоглотам не уважать трамваи. :))

А вот ещё одно подтверждение того, что трамвай в Волчанске проложили по железнодорожной ветке!

Выйдя на той же прогалине, где и сел, я решил прогуляться по оставшейся части линии. И если по той части, что я шёл днём к линии параллельно идёт автодорога, то здесь реально глухой лес.

Когда-то в лесах были разъезды и на линии ходило несколько вагонов. А ещё раньше была вторая линия на 5-й разрез. А совсем в советские времена, в 50-е существовала междугородняя линия в Карпинск. Думаю, что тут могла бы вырасти крупная агломерация из трёх городов с единой трамвайной сетью. Было бы прикольно:) Но, вышло то, что вышло.

Слесаря из депо запугали меня активизировавшимися клещами, так что я шёл по этим путям с опаской.

Кстати, я тут упомянул вначале, что Волчанск - самый маленький ГОРОД с трамваем в России. Однако именно город! А не населённый пункт. Т.к. существуют ещё меньший, чем Волчанск посёлок Черёмушки

Да вообще, крошечные электротранспортные хозяйства всегда цепляют такой вот душевностью. Маленькое депо, порой вообще не охраняемые или не огороженные. Куда можно спокойно зайти, пообщаться с сотрудниками - водителями, слесарями. Они в таких местах часто приветливые - всё расскажут и покажут. Линии, проходящие по каким-то невероятно глухим совершенно нетипичным для такого вида транспорта местам. И впечатляешься, как оно тут вообще оказалось и работает?

Очень неоднозначное ощущение у меня оставил волчанский трамвай.. С одной стороны - такая уникальная система, ну как такую не сохранить хотя бы ради наследия?

С другой - определённо, если трамвай в Волчанске завтра исчезнет, транспортного коллапса в городе не случится. Просто Волчанск потеряет очень классную фишку. Но это уже будет прекращением издевательств на немногочисленными сотрудниками и водителями.

Реально жалко водительницу, для которой этот постоянно ломающийся вагон, похоже, вечная пытка.. И ладно бы, если б он людей ещё возил. Так ведь не пользуется трамваем никто. Сейчас выходит, что это реально "трамвай ради трамвая"..
Тем не менее, считаю, что Волчанску нужно сохранить этот вид электротранспорта, вложившись в модернизацию его инфраструктуры. Хотя бы ради наследия.

Вот так, спешите увидеть волчанский и краснотурьинский трамваи! Думаю, что приезжать лучше в будний день. И, конечно же, если едете, логично посетить оба города, объехать обе линии. Между городами где-то 20-25 км. При удачной логистике посещение обоих трамваев укладывается в один день. А вот если бы карпинский ещё существовал, то было бы сложнее.