Гонка Ле Ман. Самые яркие моменты истории. Экскурсия по достопримечательностям культуры Ле Мана. Что посетить - музеи, храмы, дворцы Ежегодные гонки Ле-Мана

В этом году знаменитейшая гонка Европы отмечает 90-летний юбилей. Пока вы готовитесь следить за очередной 24-часовой каруселью на трассе Сартэ, мы решили вспомнить самые яркие, драматичные, а порой и трагичные моменты истории Ле-Мана. Погнали!

1. Самый первый раз. Chenard-Walcker. 1923

Тогда все было иначе. Вместо ровного как стекло асфальта - слегка выровненная грунтовка, вместо стационарных трибун - временные. Правила - и те читались совершенно иначе. Изначально почетный кубок от фирмы Rudge Whitworth планировали вручать экипажу, который преодолеет наибольшее расстояние по итогам... трех ежегодных гонок подряд!

К счастью, достаточно быстро довольно абсурдный регламент упразднили. Зато герои у первого Ле-Мана были самые настоящие. Только взгляните на Chenard-Walcker 3 litre Sport, на котором Андрэ Легаш и Рене Леонар первыми пересекли финишный створ 27 мая 1923 года, ровно сутки спустя после старта.

К слову, ни Андрэ, ни Рене не являлись профессиональными пилотами, а работали простыми инженерами-технарями на фирме Chenard-Walcker. Всерьез гонять вот на такой посудине?! Ну разве не герои они после этого?!

2. Непобедимые и легендарные. Bentley Speed Six. 1929

«Не вижу особого смысла участвовать в этой странной гонке... Положительно, 24 часа Ле-Мана нам неинтересны!» Слова Уолтера Бентли, одного из основателей легендарной британской марки, особенно забавно цитировать сейчас, когда на счету бренда шесть побед в абсолютном зачете.

Причем мнение главы компании в любом случае не совпадало с точкой зрения частных пилотов - уже на самом первом Ле-Мане-1923 экипаж канадца Джона Даффа и британца Фрэнка Клемента пришел к финишу 4-м, а на следующий год интернациональная команда гонщиков-любителей стала первой.

Но настоящая эра Bentley началась в 1927-м, когда на старт впервые вышла заводская «конюшня». Результат - четыре победы кряду, причем в 1929-м знаменитые «Бентли бойз» и вовсе оккупировали верхние четыре строчки абсолютного зачета.

3. Итальянское наступление. Alfa Romeo 8C. 1931

Эпоху Bentley в Ле-Мане сменила эра властвования Alfa-Romeo. Начиная с 1931-го, гоночные автомобили из Милана четыре года подряд приходили к финишу первыми в абсолютной классификации.

Любопытно, что на финише гонки 1933 года Alfa-Romeo 8C 2300 экипажа Реймон Соммэ-Тацио Нуволари опередил такую же «Альфу» занявших второе место одноклубников Луиджи Чинетти-Филиппа де Гинзбурга, всего на 9,5 секунд. Для 24-часовой гонки это называется ноздря в ноздрю!

4. Без перерывов. Луиджи Чинетти. 1948

Быстро завоевав популярность, Ле-Ман стал неотъемлемой частью гоночного календаря старушки Европы. Прогулы случались лишь по уважительным причинам. В 1936 году гонку отменили из-за общенациональной забастовки во Франции, а в период с 1940-го по 1947-й и всей Европе было не до спорта.

Когда же в 1948-м состоялся первый послевоенный Ле-Ман, он стал истинным символом вернувшейся мирной жизни. Кстати, победивший в тот год итальянец Луиджи Чинетти принес первый триумф тогда еще малоизвестной марке Ferrari. У «Гарцующих жеребцов» все было еще впереди...

5. Монстр, просто монстр. Cadillac Le Monstre. 1950

Занятных, чудных и просто устрашающих конструкций на старте Ле-Мана за 90 лет мы повидали немало. Но самой страшной кракозяброй следует, наверное, признать вот это чудовище. Хотя бы потому, что это не просто поделка неизвестных кулибиных от автоспорта, а машина весьма уважаемой американской марки. Команда американского пилота Брюса Каннингема заявила на Ле-Ман 1950 года сразу два Cadillac.

Совершенно серийный DeVille и прототип Cadillac Spider, с обтекаемым кузовом, разработанным авиаинженером Говардом Вайнманом. Спорить можно о его аэродинамических качествах, но не эстетических. Французская пресса сразу назвала машину Le Monstre - перевод, думается, не требуется. В самой же гонке Spider преследовали проблемы с надёжностью, и к финишу «Монстр» доковылял лишь 11-м, на одну позицию позади совершенно стандартного Cadillac DeVille. Вот она гримаса фортуны!

6. Дисковые тормоза решают. Jaguar C-type. 1951

Та победа Jaguar в 24-часовой карусели стала знаковой сразу по нескольким причинам. Во-первых, для марки из Ковентри гонка 1951-года была дебютным стартом в Ле-Мане, и тут сразу, безо всякой раскачки, такой успех!

Важнее, что гоночный C-type, представлявший собой, по сути, спортивный родстер серии XK, облаченный в специальный аэродинамический кузов, дал путевку в жизнь дисковым тормозам, без которых современный автомобиль и представить невозможно. Во многом благодаря дисковым «когтям» Стирлинг Мосс показал быстрейшее время, а победителем стал другой экипаж Jaguar - Питер Уокер и Питер Уайтхед.

7. 24 часа за рулем. Пьер Левек. 1952

Этого замечательного французского пилота обычно вспоминают в связи с трагедией Ле-Мана-55 - ведь именно Пьер был за рулем того самого Mercedes-Benz, оказавшегося в эпицентре трагической заварушки...

Пьер Левек

Жаль, немногие слышали об истинной геройской для Левека гонке 1952 года. Тогда французский пилот отважился на отчаянный поступок, решив преодолеть расстояние 24-часового марафона в одиночку! Самое потрясающее, Пьер был буквально в шаге от победы в абсолютном зачете.

За полчаса до финиша Левек уверенно лидировал, но титаническая усталость, накопившиеся за сутки безостановочной езды, дала о себе знать. Переключаясь вниз, он ошибся с передачей и перекрутил мотор своего Talbot-Lago T26. Увы и ах, победа, которая была на расстоянии вытянутой руки, ушла к заводским пилотам Mercedes-Benz...

8. Черная суббота. 1955

Вспоминая самые-самые моменты одной из известнейших гонок мира, никак, к сожалению, не пройти мимо трагичной страницы - страшной аварии 1955 года, унесшей жизни 84 человек. Дело было так. Лидировавший Jaguar D-type Майкла Хоторна только что обошел на очередном круге Austin Healey 100 британца Лэнса Маклина и выскочил на прямую старт-финиш.

Вдруг из боксов появилась табличка, призывавшая лидера срочно заехать на дозаправку, и, чтобы не проскочить въезд на пит-лейн, англичанин ударил по тормозам. Резко замедлившаяся «Дикая кошка» стала полной неожиданностью для пилота Austin Healey. Лэнс Маклин рефлекторно рванул руль в сторону, подрезав как раз обгонявший его в этот момент Mercedes-Benz SLR300 Пьера Левека. Удар!

Austin Healey отшвырнуло в сторону, машина закрутилась волчком, но в конце концов остановилась - Маклин отделался легким испугом. Увы, то же самое нельзя было сказать про французского пилота Mercedes-Benz. «Серебряная стрела», ударившись о земляную насыпь, взмыла в воздух, развалилась на части и взорвалась. Горящие обломки гоночного автомобиля, словно картечь, стали косить зрителей на центральной трибуне...

9. Последний триумф. Ferrari. 1965

С тех пор как Луиджи Чинетти выиграл первый послевоенный Ле-Ман, роман итальянской Ferrari с французской трассой завертелся не на шутку. Девять побед в абсолюте - какие уж тут могут быть игрушки?! Ну а первая половина 60-х и вовсе превратилась в сплошное доминирование красных - шесть титулов подряд!

Не будет большой ошибкой сказать, что именно тогда и закладывался фундамент легендарной славы Ferrari, сегодня выросшей до небес. Но все когда-нибудь заканчивается - гонка 1965 года, победу в которой одержал австрийско-американский экипаж Йохен Риндт (на снимке)-Мастен Грегори, так по сей день и остается последним триумфом «Гарцующих жеребцов» в Ле-Мане.

10. Загнавшие лошадей. Ford GT40 Mk.II. 1966

Внук Генри Форда, Генри Форд Второй, руководивший империей «Голубого овала» с 1945-го по 1979-й, слыл страстным фанатом автоспорта. Именно с его легкой руки компания стала тратить огромные средства на гонки по обе стороны океана, при этом заветной мечтой Генри была победа в Ле-Мане, который в первой половине 60-х полноправно принадлежал Ferrari.

Говорят, Форд даже обращался к «Коммендаторе» с предложением... купить всю компанию с потрохами, но получил категорический и жёсткий отказ. Тогда Генри распорядились во чтобы то ни стало построить машину, которая побила бы «Гарцующих жеребцов». Так появился Ford GT40, с гениальным шасси от конструктора Эрика Бродли и 7-литровым мотором от Ford Galaxie.

Разработка машины обошлась «Голубому овалу» в огромную сумму, но цель была достигнута - в 1966-м Крис Амон и Брюс МакЛарен на Ford GT40 Mk.II выиграли марафон в Сартэ. Впрочем, и в следующие три года «сороковым» также не было здесь равных.

11. Шампанского - всем! Дэн Герни. 1967

Мы уже привыкли - после финиша пилоты скачут по пьедесталу, обливаясь шампанским. Многие не сомневаются - этой веселой и мокрой традиции уже сто лет в обед. Но это не совсем так. На самом деле, вплоть до 1967 года никто не устраивал душ из игристого. Первым же стал американский пилот Дэн Герни.

После победного для себя финиша 24-часовой гонки в Ле-Мане Герни, выступавший за рулем Ford GT40, увидел в толпе у пьедестала Генри Форда Второго. Желая разделить радость победы с хозяином «Голубого овала», Дэн хорошенько встряхнул трехлитровую бутыль Moet Chandon и щедро обдал Форда благородным напитком.

12. Старт пешком. Жаки Икс. 1969

Старт типа «Ле-Ман» - неотъемлемая часть шарма французской гонки. По сигналу стартера пилоты бегут через прямую к своим машинам, на ходу заводят моторы и уходят на трассу. Поистине зрелище, которое невозможно забыть. Чтобы гонщикам удобнее было запускать двигатели, Porsche даже расположила замок зажигания слева - правой рукой одновременно втыкалась первая передача в коробке. Отчаянная борьба за мгновения приводила к тому, что пилоты пренебрегали ремнями безопасности и организаторы закрывали на это глаза. До поры...

Вот этот кадр в свое время облетел все спортивные газеты мира. Сигнал стартера, давшего отмашку 24-часовой гонке 1969 года уже прозвучал, все пилоты стремглав несутся к машинам и только один из них неспешно, сохраняя чувство собственного достоинства, идет к автомобилю пешком. Так бельгиец Жаки Икс протестовал против пренебрежения правилами безопасности.

Как же он был прав! Не пройдет и пяти минут, как один из торопыг - частник Джон Вульфи, «забывший» пристегнуться, насмерть разобьётся на своем Porsche 917. А никуда не спешивший Икс сутки спустя преодолеет финишный створ победителем.

Кстати, начиная со следующего года, старт типа «Ле-Ман» отменили.

13. Porsche. Самый главный чемпион. 1970

Это началось в 1970-м, а закончилось лишь на пороге нового века. За славную тридцатилетку автомобили Porsche стали настоящими королями Ле-Мана, одержав в общей сложности 16 побед в абсолютном зачете. Больше до сих пор нет ни у кого. Ну а наиболее запоминающимся, пожалуй, стал самый первый успех 1970 года.

Тогда пятерке заводских Porsche противостояла пятёрка заводских Ferrari. И эпическая битва закончилась убедительной победой немецкого оружия. Первым к финишу примчался Porsche 917 Ханса Херманна и Ричарда Эттвуда, опередивший лучший из Ferrari на - страшно даже и подумать - целых 30 кругов!

14. Фильм, фильм, фильм! Стив МакКуинн. 1971

Парадокс - известный актер Стив МакКуинн хоть и считался неплохим гонщиком, но в самом Ле-Мане никогда не участвовал. Тем не менее, его имя золотыми буквами вписано в историю гонки. Еще бы, ведь полнометражный фильм «Ле-Ман», вышедший в прокат в 1971-м, как несложно догадаться из названия, посвящен 24-часовой гонке во Франции. В ленте крайне мало диалогов, зато полным полно автомобилей, шума и скорости.

При съемках использованы кадры хроники и сюжетная канва Ле-Мана 1970 года, вошедшего в историю как "Битва Титанов" - заруба заводских команд Porsche и Ferrari. В США фильм провалился, но среди поклонников автоспорта «Ле-Ман» наряду с «Гран-при» Джона Франкенхаймера справедливо считается одной из лучших кинематографических работ, посвященных гонкам.

15. Гоночный хет-трик. Грэм Хилл. 1972

В мире кольцевых автогонок с Ле-Маном по части престижа и статуса могут сравниться разве что «500 миль Индианаполиса» и Гран-при Монако F1. Причем на текущий момент только единственному пилоту в истории удалось выиграть все три соревнования. Обладателем уникального гоночного хет-трика является англичанин Грэм Хилл.

Гонку в карликовом княжестве он выиграл еще в 1963-м, спустя пять лет добавил к этому успеху вторую часть эпического достижения, победив в «Инди-500», наконец, в 1972-м, уже завершив карьеру в F1, Хилл за рулем Matra MS670 выиграл и в Ле-Мане.

16. Лучший гонщик среди актеров. Пол Ньюман. 1979

В отличии от Стива МакКуинна, другой известнейший голливудский актер Пол Ньюман действительно принимал участие в Ле-Мане. Причем в распоряжении американца был хороший автомобиль - Porsche 935 Turbo, профессиональная команда Dick Barbour racing и быстрые напарники, включая экс-пилота F1 Рольфа Штомеллена.

Так что итог - второе место в абсолюте - не должен особо удивлять, учитывая, что и сам Ньюман слыл вполне быстрым пилотом. Другое дело, что впечатления от гонки у американца остались не самые приятные. В паддоке и боксах его буквально преследовала толпа папарацци, причем назойливые фотографы порой даже мешали Ньюману при пересменке экипажей в пит-лейне! Как результат - первый ле-мановский опыт Пола так и остался единственным.

17. Все своё! Жан Рондо. 1980

Среди победителей Ле-Мана немало французов, да и местные автомобильные бренды не раз праздновали успех на трассе Сартэ. При этом достижение Жана Рондо уникально и, весьма вероятно, так и останется единичным.

Ведь в 1980 году этот француз одержал победу в Ле-Мане, выступая на автомобиле собственной конструкции! Конечно, во многом этот результат стал счастливым стечением обстоятельств.

В тот год Porsche решила не посылать на гонку заводскую команду, а сильнейшей из клиентских экипажей Жаки Икс-Райнольд Йост преследовали технические неполадки. И, тем не менее, победа есть победа!

18. Быстрее не бывает! Welter Project 400. 1988

Необычайная притягательность Ле-Мана не только в захватывающих дух поединках великих пилотов и команд. Прелесть гонки и в шансе отличиться для простых смертных. Причем речь не только о разнообразии классов, но и просто о любопытных достижениях. Наверное, немногим известно, что рекорд максимальной скорости на трассе Сартэ принадлежит не Ferrari, Porsche или Jaguar, а команде Welter Racing - детищу бывшего главного дизайнера Peugeot Жерара Вельтера. Аэродинамически изощренный прототип WM P88 с 3-литровым мотором Peugeot, созданный, что называется, в свободное от основной работы время, на гонке 1988 года установил скоростной рекорд.

В конце прямой «Мульсанн» ему намерили 405 км/ч! И неважно, что в поворотах WM P88 был практически неуправляемым, да и до финиша в итоге прототип не добрался, зато установленный рекорд - это уже на века. Ведь модернизированная из соображений безопасности конфигурация трассы даже современным спортпрототипам не позволяет разогнаться быстрее четырех сотен...

19. Роторный триумф. Mazda 787B. 1991

Ле-Ман всегда был довольно либерален в плане технических нововведений. В 50-х годах здесь стартовали машины с газотурбинными силовыми установками, в конце 70-х победу в классе праздновал Porsche 911, заправленный этанолом, но первым по-настоящему громким успехом «альтернативных силовых агрегатов» стала победа роторно-поршневой Mazda 787B. Триумф сколь заслуженный, столь и нежданный.

Достаточно сказать, что до сих пор ни один японский автомобиль не выигрывал в Ле-Мане. Кроме того, 2,6-литровый роторный мотор Mazda выдавал лишь 700 л.с., и она была далеко не самой быстрой машиной на трассе, зато - самой надежной. Джонни Херберт, Бертран Гашо и Фолькер Вайдлер к финишу привезли второму призеру два круга.

20. Вив ля Франс! Peugeot 905. 1993

Парадокс - самая французская в мире гонка самим французам покорялась не так уж и часто. Достаточно сказать, что британские и немецкие команды добыли на Сартэ больше побед, нежели доморощенные бренды. Тем сильнее в Ле-Мане болеют за своих, а в случае успеха - так и вовсе сходят с ума.

Так было и в 1993-м, когда спортпрототипы Peugeot 905 оккупировали три верхние строчки по итогам 24-часовой карусели. И пусть в тот год у заводской команды Peugeot-Talbot Sport, возглавляемой, к слову, небезызвестным Жаном Тодтом, по сути, не оказалось серьезных соперников - неважно. Вся Франция в тот летний день не спала до утра, празднуя победу своих!

21. Серийный чемпион. McLaren F1. 1995

«Больше всего на свете мне не хотелось, чтобы на моей машине участвовали в настоящих гонках!» Слова Гордона Марри, человека, подарившего миру McLaren F1, не стоит считать пафосной бравадой. До опыта с дорожным гиперкаром Марри создавал Brabham и McLaren в настоящей Формуле 1, так что как никто другой южно-африканец знал - разница между спортивной и гоночной машинами колоссальная.

Другое дело, что покупатели сверхбыстрых и сверхдорогих McLaren F1 заваливали штаб-квартиру фирмы просьбами подготовить версию модели для кольцевых гонок... И, как оказалось, Марри зря боялся - уже первый выход в большой гоночный свет оказался для его детища чемпионским. В 1995-м экипаж Янник Дальма-Юрки-Ярви Лехто-Масанори Секия привел McLaren F1 LM к первому месту.

22. Полет валькирии. Mercedes-Benz CLK-GTR. 1999

Неприятности для немцев начались еще до старта. В квалификации вдруг взлетел Mercedes-Benz CLK-GTR Марка Уэббера. У машины были проблемы с аэродинамикой - при движении в слип-стриме, особенно на неровных участках трассы, на переднюю часть CLK-GTR действовала избыточная подъемная сила.

Тем не менее, «трехлучевые» приняли решение стартовать в гонке. Зря. Всего через несколько часов Mercedes-Benz Питера Дамбрека неожиданно взмыл в воздух, совершил несколько сальто и приземлился уже за пределами трассы. Удивительно, но сам шотландский пилот отделался испугом, хотя легким его и не назовешь. Впечатляющий полет зафиксировали телевизионные камеры, и сегодня эффектное видео можно легко отыскать в YouTube.

И хотя жертв и разрушений удалось избежать, сразу после аварии Mercedes-Benz немедленно снял с гонки оставшиеся экипажи. От греха подальше.

23. Дизель рулит! Audi R10 TDI. 2006

Конечно, турбодизель на спортпрототипе Audi R10 появился скорее забавы ради, нежели из насущной необходимости. В условиях тотального доминирования «Четырех колец» в нулевые годы нынешнего века такой шаг кажется даже логичным - победу спортпрототипа, работающего на тяжелом топливе, можно более эффективно использовать для рекламных целей, особенно в Европе, где все без ума от дизельных моторов. Так оно и вышло.

Неожиданным стало лишь то, что дизельную моду вслед за Audi подхватили и французы из Peugeot, на 908HDI выигравшие гонку 2008 года.

24. Есть восемь раз! Том Кристенсен. 2008

За 90 лет истории у Ле-Мана набралось немало многократных героев. По пять раз знаменитый марафон выигрывали Дерек Белл, Эммануэлле Пирро и Франк Биела, 6 триумфов у уже знакомого нам Жаки Икса, но абсолютный рекорд - 8 первых мест - принадлежит скромному датчанину Тому Кристенсену.

И пусть завистники говорят, что большинство успехов Кристенсена пришлись на эру безраздельного властвования Audi, когда не выиграть было сложнее, чем выиграть. На все это мы отвечаем - ерунда. Случайно выиграть Ле-Ман 8 раз, причем из них 6 раз подряд, просто невозможно.

Ле-Ман (Франция) - самые главные достопримечательности с фото и описанием. Подробная информация о городе и интересные маршруты по Ле-Ману на карте.

Город Ле-Ман (Le Mans)

Ле-Ман - город на западе Франции, расположенный на берегах реки Сарт в долине Луары, который был известен еще с галло-римских времен. Ле-Ман также является административным центром департамента Сарт. Это довольно крупный город, в котором проживает более 140 тыс. человек.

Ле-Ман - это город истории и искусства, это 20 гектаров старинных мощенных улиц и множество исторических зданий и достопримечательностей. В архитектуре города сплелись разные архитектурные стили: готика, романский стиль, ренессанс. Здесь отлично сохранились достопримечательности времен Римской империи и Средневековья.

Река Сарт - главная водная артерия Ле-Мана. Именно здесь, на правом берегу реки, после победы над галлами Цезарь основал город, ставший центром всего региона. Рекомендуем прогуляться по парку ILE AUX PLANCHES PARK, посмотреть на Port du Mans (речной порт).

Ле-Ман - один из самых зеленых городов Франции. Здесь даже в историческом центре достаточно много парков и зеленых насаждений. Многие парки насчитывают несколько веков своего существования.

География и климат

Климат города во многом определен близостью океана. Здесь довольно часто идут дожди. Летом здесь тепло. Зимой возможны небольшие морозы, часто выпадают осадки, но в целом зима мягкая.


История

Первые поселения на месте Ле-Мана существовали еще со времен неолита - более 4 тыс. лет назад. В 1 веке до нашей эры здесь существовал крупный галльский город, который был завоеван римлянами в 56 году до н.э.

Римляне принесли в город цивилизацию: построили бани, форум, проложили акведуки и окружили город крепкой стеной, фрагменты которой сохранились до наших дней.

В 5 веке с развалом могучей Римской Империи Ле-Ман завоевали франки. С этого времени Ле-Ман становится важным город французского королевства.


В 9 веке Ле-Ман подвергался многочисленным набегам - бритты, викинги, норманны. Кто только не грабил и не завоевывал город.

В первой половине 12 века Ле-Ман становится столицей графства Мэн, в составе английской короны.

В 1448 году при Людовике XI Ле-Ман снова входит в состав Франции.

17-18 века в городе настал промышленный бум - росло население, открывались мануфактуры и ремесленные лавки.

Городской транспорт

Городской транспорт Ле-Мана представлен автобусами и трамваями (две линии).


Кухня

В Ле-Мане, конечно, следует попробовать оригинальные местные блюда французской кухни - это блюда из различных видов мяса в зависимости от Ваших предпочтений и бутылочка местного вина, а также паштеты, колбасы, сыры, местные кондитерские изделия. Рекомендуем следующие заведения:

  • BISCUITERIE LA SABLESIENNE,
  • MAISON REIGNIER,
  • RESTAURANT AUBERGE DES 7 PLATS,
  • LA BOITE A DEJEUNER: REST URBAIN & EPICERIE BIO,
  • RESTAURANT L"EPI CURIEUX,
  • RESTAURANT LA BROCHETTE DU BOUCHER,
  • RESTAURANT LA BARAQUE A BOEUF,
  • RESTAURANT LE BISTROT DE LA VIEILLE PORTE.

Парковка в Ле-Мане

Как и во всех старых европейских городах в Ле-Мане узкие улочки и мало парковочных мест. Поэтому, если Вы путешествуете на авто, лучше парковаться на специальных платных парковках.

  • Place de République, въезд с улицы Avenue du Général De Gaulle
  • Rue du Vert Galant
  • Place des Jacobins

Проживание в Ле-Мане

Как в любом туристическом центре, в Ле-Мане большое количество отелей на любой вкус и кошелек: от хостелов и гостевых домов до шикарных отелей. Рекомендуем бронировать отель в историческом центре города. Для этого вполне подойдет любой сервис онлайн-бронирования, например, Booking. Также об проживании лучше позаботиться заранее.


Карты Ле-Мана с маршрутами и достопримечательностями

Старый город (2 км, примерно 30 мин) - сердце Ле-Мана. Здесь Вы можете осмотреть великолепный Сен-Жюльен, фрагменты галло-римских стен, исторические здания 16-18 веков.

Cathédrale Saint-Julien >Escaliers des Pans de Gorron > enceinte > rue Saint-Hilaire >Grande Poterne >rue de la Verrerie > rue du Bouquet >rue Saint – Pavin de la Cité > Cour d"Assé > Grande Rue > rue Saint – Honoré > place Saint- Pierre>rue Rostov-sur-le Don > Place Saint – Pierre > rue de l"Écrevisse > Grande Rue > Square Jacques Dubois > rue Reine Bérengère > place Saint- Michel


Район св. Николаса (1 км, примерно 15 минут)

Rue des Ponts Neufs >Place de la Sirène > rue Marchande >rue Bolton > rue Saint – Martin > rue de la Perle > rue Saint- Jacques > rue de l’Etoile > rue Jankowski > Place de la Sirène > rue Claude Blondeau > Carré Plantagenêt

Площадь республики (2,5 км примерно 30-40 минут)

Place de la République > boulevard René Levasseur > Place Aristide Briand > rue des Minimes > place de la République > rue Gambetta > rue Paul Courboulay > rue Pasteur > Place des Halles > rue du Vert Galant > rue Gambetta > Place de la République

Район Сент-Круа (3 км, 45-60 минут)

Rue du 33è Mobile > rue Gougeard > avenue Bollée > rue Jeanne d"Arc > rue Notre – Dame > rue de l"Éventail > Jardin des Plantes > rue Prémartine > rue Cauvin rue des Arène s> rue Bruyère > rue des Gladiateurs > Place (Esplanade) des Jacobins

Район Сент-Висент (примерно 60 минут, 4 км)

Avenue de Paderborn > rue Montesquieu > rue Lionel Royer > rue de l" Abbaye Saint – Vincent > rue de l’ Enclos > rue de Bellevue > rue Maurice Loutreuil > Place de la Croix de Pierre > boulevard Général de Négrier > rue de la Rivière > rue Julien Bodereau > rue de Tessé > Parc et jardins de Tessé

Район Рояль (4 км, примерно 60 минут)

Rue du Dr Galouëdec > Place de l’Église Notre – Dame du Pré > rue Ducré > rue Montoise > rue du Sergent Lebouc > rue Phillipe > rue de Beaulieu > Place du Souvenir Français >Cimetière de l" Ouest > avenue François Chancel > rue du Port à l" Abbesse > rue de la Blanchisserie > rue du Pré > rue Voltaire

Достопримечательности Лемана

Среди достопримечательностей Ле-Мана особенно выделяются старинные религиозные сооружения - соборы и монастыри.

Сен-Жюльен - одна из главных достопримечательностей Ле-Мана. Грандиозный кафедральный романско-готический собор, начинающий свою историю в 6 веке. Это одно из самых больших готических зданий Франции и Западной Европы.

Архитектура собора - это сложная смесь романского стиля и готики. Длина собора 134 метра, а высота в самой высокой части - 34 метра.


Сен-Жюльен - самая посещаемая достопримечательность долины Луары. Интерьер собора украшен старинными витражами, каменными барельефами. В соборе имеется старинный орган.

Аббатство Сен-Пьер - старинный монастырь, основанный в 11 веке. Это одно из самых больших и старых аббатств Западной Франции.


Адрес: 22 Rue Berthelot, 72000

Аббатство Сен-Винсент

Аббатство Сен-Винсент - бывший монастырь ордена бенедиктинцев, основанный в 6 веке. Архитектура монастыря - это интересная смесь романского стиля, готики и ренессанса.


Адрес: Rue de l"Abbaye Saint-Vincent

Сен-Пьер-ла-Кур - старинная церковь 10 века в Ле-Мане на юго-западе старого города.


Нотр-Дам-дю-Пре - католическая церковь 11 века, расположенная на правом берегу реки Сарт. Церковь была построена на руинах древней романской часовни в стиле готики.


Галло-римские стены - свидетели римского владения Галлией. Построены в 3 веке при Диоклетиане для защиты от варваров. Хорошо сохранился участок стен в почти полкилометра.


Красивые места Ле-Мана

Не одними соборами, аббатствами и стенами красив Ле-Ман. Очень рекомендуем прогуляться по следующим старинным улочкам, чтобы насладиться очарованием старого города:

  • rue du Chêne-Vert
  • Rue de Vaux
  • Rue de la Porte-Sainte-Anne
  • Rue Godard
  • Grande-Rue
  • rue Saint-Honoré

  • rue de Vaux
  • rue de la Pierre-de-Tucé
  • rue Saint-Pavin-de-la-Cité
  • rue des Chanoines
  • rue de la Reine-Bérangère
  • place du Cardinal-Grente
  • rue des Chanoines
  • Rue de la Porte-Sainte-Anne
  • Rue Saint-Flaceau
  • Rue Saint-Hilaire

  • Rue Saint-Flaceau
  • Rue de la Vieille-Porte
  • Rue de la Verrerie
  • Rue du Petit-Saint-Pierre
  • Rue des Chapelains
  • Rue du Château
  • Rue du Doyenné

Название этого города на слуху у каждого, кто хоть немного интересуется автомобильным спортом. «24 часа Ле-Мана» - знаменитейшая гонка на выносливость, самая старая из всех, проводится здесь с 1923 г. Но Ле-Ман - это не только автомобили. Это ещё и крупнейший город Франции со славным историческим прошлым. Здесь сохранились уникальные постройки галло-римской эпохи, подобных которым нет во всей стране, интересный Старый город, древние здания и лабиринт старых городских стен.

Как добраться до Ле-Мана

Аэропорт Ле-Мана расположен прямо за трассой Сарта, совсем рядом с городом. Поездом TGV можно доехать до Ле-Мана из Лиона, Нанта, Ренна и Парижа. Также из столицы в Ле-Ман ходят автобусы.

Поиск авиабилетов в город Париж (ближайший а/п к Ле-Ману)

Немного истории

Основали город галлы, со времён которых здесь остались куски городских стен 3 века. В 11 веке Ле-Ман захватил Вильгельм Завоеватель, а в Средневековье город был столицей графства и относился к английским владениям. Здесь был похоронен первый король из династии Плантагенетов, и здесь же родился Генрих II Плантагенет.

Развлечения и достопримечательности Ле-Мана

Многих туристов Ле-Ман удивляет своим богатым галло-римским наследием. Туристический офис расположен на расстоянии небольшой пешей прогулки от импозантной площади Республики, на улице л’Этуаль. Здесь можно, в том числе, купить билеты для посещения гоночных трасс в дни проведения чемпионатов.

Гонки в Ле-Ман

Главная архитектурная и историческая достопримечательность Ле-Мана - собор Св. Юлиана, который начали строить ещё в галло-римские времена. На базе старой постройки позднее возвели готическую и даже не одну. Сегодня самые старые из сохранившихся соборных построек датируются 11 веком. И хотя снаружи собор выглядит несколько неестественно в силу приближающегося к нему вплотную урбанистического пейзажа, внутри можно полюбоваться потрясающей красоты витражами, не уступающими оным в Шартрском соборе. Кроме того, очень привлекательна резная дверь южного входа и фрески в интерьере.

3 вещи, которые нужно сделать в Ле-Мане:

#Проехать по тоннелю, который соединяет площадь Якобинцев с мостом Иссуа, увидеть любопытную подсветку и интригующий монумент, поставленный здесь пионеру авиации, Уилбуру Райту.
  1. Увидеть Менир - большую скалу из песчаника, которая стоит у берега реки. Этот камень стоит тут уже 5 тыс. лет и видел ещё кельтов.
  2. Побывать на Ночи химер.

Если спуститься по лестнице от собора, вы окажетесь в Старом городе, а точнее - прямо на рыночной площади (рынок проходит по пятницам). Этот район отлично сохранился, здесь можно вдоволь налюбоваться узкими улицами и красивыми домами с палисадниками, посидеть в аутентичных ресторанчиках и заглянуть в сувенирные лавочки. Прелесть Старого Ле-Мана в том, что он не упоминается в туристических справочниках, так что большинство приезжих и знать не знают о его существовании. Поэтому здесь даже в сезон немноголюдно. Целенаправленно обойти Старый город можно за час-полтора, а неспешно - провести здесь полдня.

Летом в Старом городе можно побывать на завораживающем бесплатном аттракционе - Ночи химер. После того, как садится солнце, здесь устраивают световое шоу: на старые римские и соборные стены проецируют красочные и разнообразные изображения ангелов, святых, фантастических тварей и так далее.

Близ старого входа в собор находится цистерцианский монастырь л’Эпо, который был основан в первой половине 13 века супругой короля Ричарда Львиное Сердце, Беренгарией. Королева жила здесь после смерти мужа и похоронена тут же. Аббатство перестраивалось в 15 веке и с тех пор дошло до наших дней в почти неизменённом виде.

Наиболее древняя постройка на территории города - галло-римские стены 3 века, общая протяжённость которых составляет около 1 300 м. Здесь сохранилась даже дюжина башен с геометрическим чёрно-белым рисунком. А прежние римские термы на нынешней улице Ростова, которые датируются тем же временным периодом, были открыты только в 1980 г. Сейчас посетители могут походить по ним с экскурсией и осмотреть выставку, организованную Высшей школой изящных искусств.

Прогулки по Ле-Ману

Церковь Нотр-Дам-дю-Пре была выстроена на месте, где похоронен Святой Юлиан, но затем полностью реконструирована в 11 и 12 веках. Здесь особый интерес представляют прекрасные витражи 20 века, которые заменили оригинальные, уничтоженные во время Второй мировой войны. Привлекателен и церковный садик. А другая церковь Богоматери, Нотр-Дам-де-ля-Кутюр, представляет собой в архитектурном смысле столь любимую туристами классическую готику. Основанная в 6 веке бывшая монастырская церковь сохранила и витражи, и резные каменные украшения, и саван Святого Бернарда 9 века, и впечатляющую крипту.

В сентябре на улице Освобождения проходит Луковая ярмарка. В это время в Ле-Мане можно попробовать луковый суп, луковый тарт, луковый хлеб и луковое много что ещё.

В Ле-Мане на самом деле не одна, а несколько гоночных трасс. Главная - трасса Сарт, которая и используется для проведения «24 часов». Часть трассы составляют общественные шоссе, так что, когда соревнования не проводятся, любой может проехаться по кусочку знаменитого маршрута (достаточно ехать из Ле-Мана на юг, по направлению к Туру). А на короткой трассе Бугатти проходит чемпионат МотоGP и различные французские клубные состязания.

В грандиозном киношедевре «Мужчина и женщина» герой Трентиньяна попадает в аварию именно в ходе гонки «24 часа Ле-Мана».

Знаменит город и своими тематическими развлекательными парками. В аквацентре «Атлантида» взрослых и детей ждет множество бассейнов и горок, тобогганы, джакузи, сауны и пляж. В «Папеа-сити» - антураж Дикого Запада и множество американских горок, а также небольшая ферма с животными, катание на лодках в парковом озере и модельная железная дорога.

В городе есть несколько музеев, достаточно интересных. В автомузее Сарта, что на краю трасс Бугатти и Сарта, можно осмотреть обширную коллекцию транспортных средств. Здесь отражена самая ранняя история мотогонок, есть коллекция из 150 авто начала 19 века и гоночные машины знаменитейших пилотов прошлого и настоящего. В числе развлечений, предлагаемых музеем, - симулятор скоростного трека. Зелёный музей со множеством экспозиций, посвящённых натуральной истории, владеет 2 тыс. экспонатов животных. А в музее воды можно увидеть большие аквариумы и модели экосистем местных рек.

Музей Тессе - едва ли не самый известный в городе; он занимает бывший епископский дворец. В музее выставлены картины и артефакты времён Древнего Египта, а также панель гробницы Жоффрея Плантагенета 12 века. А в музее королевы Беренгарии, который расположен в одноимённом особняке и двух примыкающих к нему средневековых зданиях, хранится впечатляющая коллекция предметов искусства: картин, керамики, стеклодувных изделий и мебели.

Окрестности Ле-Мана

Местоположение Ле-Мана в долине Луары делает его отличной базой для того, чтобы исследовать различные небольшие городки и деревни вокруг. Отсюда удобно съездить на день в Анже, Сомюр или Тур .

Примерно в 40 км строго на юг от Ле-Мана расположен замок Ле Люд - одна из бесспорных жемчужин в короне замков Луары. Это невысокий ренессансный дворец, удивительно аккуратный, симметричный и чёткий. Он был построен в 10-11 веках, сперва из дерева. Сначала замком владели графы Анжуйские, затем, в 15 веке, его получил маршал Рец, который помог отбить Ле Люд у англичан. Во время Французской революции замок был уничтожен почти целиком, но в 19 веке наследники последней хозяйки, маркизы де Вьевиль, приступили к реставрации. Сегодня замком по-прежнему владеют потомки этой фамилии, но осмотреть его туристы могут.

Русская история «24 часов Ле-Мана» в ХХ-м веке достаточно коротка, но отнюдь не так безрадостна, как может показаться. Так в 1931 году наш соотечественник, русский эмигрант Борис Ивановский, после революции уехавший из России и выступавший уже под знаменами Франции, занял в легендарном марафоне второе место. Французский россиянин (хотя команда под его фамилией была заявлена под французским триколором, на гонку он вышел под русским флагом), на счету которого уже была победа в 24-часовой гонке в Спа в 1928 году, стартовал в Ле-Мане в паре с французом Анри Штоффелем за рулем огромного 7-литрового Mercedes-Benz SSK - самого мощного (более 250 л.с.), но и самого тяжелого (около 1700 кг) автомобиля, представленного в той гонке.

В «Ле-Мане» 1931 г. Ивановский и Штоффель выступали под №1, однако на финише их тяжелый и мощный Mercedes-Benz SSK c 7-литровым мотором оказался лишь вторым, уступив куда более скромной, легкой и экономичной Alfa Romeo 8C2300

Хотя на финише «24 часов Ле-Мана» Борис и Анри все же уступили куда более скромной 2,3-литровой Alfa Romeo 8C2300 лорда Хоу и Генри Бэкина, тем не менее это второе место в абсолютном зачете Ле-Мана, наряду с триумфом в Спа и победой на Гран При Северной Ирландии в 1929 году, стало одним из самых значимых событий в карьере Ивановского. В принципе, исходя из современных методов классификации можно даже сказать, что Ивановский и Штоффель выиграли тогда «Ле-Ман» в классе автомобилей с объемом двигателя 5001-8000 куб. см. К сожалению, о дальнейшей судьбе самого Бориса известно очень мало, вернее, почти ничего: через пару лет после старта в Ле-Мане Ивановский бесследно растворился в туманном лихолетье предвоенной Европы. А наша страна на долгие годы утратила всякую связь со знаменитым марафоном.

Борис Ивановский (слева) и Анри Штоффель принимают поздравления со вторым местом после финиша суточного марафона. Ле-Ман, 14 июня 1931 г

Следующая возможность пробиться в Ле-Ман с собственным автомобилем появилась у нас лишь в 2000-2001 годах. Тогда по заказу первого российского пилота «Формулы-3000» Виктора Маслова группа инженеров команды «Арден-Россия» во главе с Ником Васом, ранее участвовавшим в работах над знаменитыми Jaguar XJR, разработала проект российского спортпрототипа самого престижного в то время гоночного класса LMP900. Однако денег на постройку этой машины Маслову в России тогда найти так и не удалось, и проект остался реализованным лишь на бумаге. Тем не менее у самого Виктора шанс стать первым россиянином в Ле-Мане все-таки оставался.

В конце 90-х пилот «Арден-России» Виктор Маслов стал одним из инициаторов создания первого русского прототипа для «Ле-Мана»

В конце 2001 года знаменитая британская фирма Дэйва Ричардса Prodrive заключила контракт с Ferrari на участие нескольких «гарцующих жеребцов» 550 Maranello класса GTS в «24 часах Ле-Мана». Причем один из экипажей планировали набрать из пилотов, представлявших исключительно Восточную Европу. Свое согласие на выступления в «восточной связке» дал Томаш Энге (в то время – главная надежда чешского автоспорта), туда же пригласили и Маслова. Чтобы войти в экипаж Prodrive, Виктору нужно было собрать лишь 100 тысяч фунтов - мелочь по современным меркам Ле-Мана. Да и в те времена – сумма вполне приемлемая. Увы, но и этих денег в России не нашлось, так что дебют россиян в Ле-Мане третьего тысячелетия состоялся лишь двумя годами позднее, когда покорять кольцо Сарте отправились Алексей Васильев и Николай Фоменко, а год спустя к ним присоединился Сергей Злобин.

Проект открытого прототипа LMP900 Ника Васа остался не реализованным: найти необходимые инвестиции в России Маслову так и не удалось

Всего за последнее 10 лет в «24 часах Ле-Мана» приняли участие более десятка наших пилотов, а в прошлом году российская «конюшня» SMP Racing с Виктором Шайтаром и Алексеем Басовым даже выиграла в младшем классе LMGTE Am. В нынешнем сезоне за победу в Ле-Мане поборются пятеро россиян, причем впервые все они будут стартовать на спортпрототипах класса LMP2.

В эти выходные прошли 83-е по счету , которые проходят с 1923 года. В этом городе для проведения 24 часовых гонок часть дорожной сети превращается в спортивный трек, где гонщики целые сутки борются за победу. Давайте вспомним самые лучшие моменты из предыдущих 82 гонок.

10) Автомобиль взлетает в воздух - 1999 год

Этот был один из самых запоминающих моментов, когда весь мир узнал, как важна прижимная сила в спортивных мощных автомобилях. Вполне возможно, если бы не этот случай, то команда стала бы чемпионом в гонке 1999 года. Но, к сожалению, Немецкий гонщик стал героем по другой причине.

9) Автомобили Dodge Viper становились победителями Ле-Мана три года подряд (1998, 1999, 2000 года)

На гонках Ле-Мана больше всего . Именно поэтому когда на подиум попадает автомобили Японского или , то это событие привлекает огромное внимание публики.

Но когда Американский автомобиль три года подряд становится победителем гонок, то это уже сенсация. Так в 1998, 1999 и 2000 годах первое место в соревнованиях занимал спорткар Dodge Viper V10. Это было так удивительно, как и технологии двигателя, этого автомобиля.

8) Попытка продолжить гонку, несмотря на аварию (2012 год)

Сатоши Мотояма после удара в стену на своем , не хотел сходить с трассы и долго пытался что-то предпринять для того чтобы продолжить участие в соревнованиях на своем необычном спорткаре. К сожалению повреждения машины, были серьезными, и гонщику пришлось все-таки покинуть трек.

7) Рекорд скорости Пежо в 1988 году


Roger Dorchy на спорткаре Welter/Meunier WM P88 Peugeot в 1988 году во время гонок установил рекорд скорости, разогнавшись до 405 км/час.

Это был великий момент в Ле-Мане. Это был в мире в те годы. С тех пор мир скучает без таких мощных машин Французской марки. Но этот рекорд скорости помнит половина мира, и, наверное, именно поэтому продолжает покупать автомобили Пежо.

6) Первый гонщик Ле-Мана завершивший гонку один


Британский гонщик Эдвард Рамсден Холл Ле-Мана в 1936 году управлял 4,5 литровым

Bentley в Ле-Мане. Но эти соревнования были отменены из-за начала Мировой войны. Продолжить этот отмененный этап гонок удалось только в 1950 году.

Гонщик продолжил гонку на обтекаемом Бентли в гордом одиночестве. Водитель все 24 часа выдержал за рулем.

5) Ауди в 2011 году

Посмотрев победу , многим может показаться, что это скучно после очень частых побед этой команды в соревнованиях. Впервые в 24-часовых гонках команда Ауди стартовала в 1999 году. Но, несмотря на поздний дебют, Ауди уже смогла завоевать огромное количество титулов.

Именно только поэтому марка Ауди заслуживает всяческого уважения в автомире.

4) Появление на гонках Porsche 917 в 1969 году


Porsche становилось победителем Ле-Мана больше чем Ауди и любой другой автомобиль другой марки. Все началось в 1967 году, когда компания Порше решила впервые принять участие в соревнованиях на выносливость. Дебют в гонках начался с модели Порше 917, которая сначала перед гонкой не прошла проверку инспекторов на соответствие установленным техническим требованиям для участия в соревнованиях. Но механики решили проблему с помощью пивных ящиков.

С тех пор автомобили Порше стали фаворитами в легендарных гонках.

3) В 1980 году победителем гонок становится автомобиль Rondeau, произведенной частной мастерской


Как вы думаете, каковы были шансы на победу у гонщика этого ? Против Порше и других легендарных монстров Ле-Мана шансы автомобиля, который построен частной компанией, равнялись нулю. Но этот самодельный автомобиль в 1980 году удивил весь мир, выиграв гонку.

2) Ford GT в 1966-1969 году доказал Ferrari, что Итальянские спорткары не могут вечно оставаться первыми


Компания Форд создала удивительный спорткар GT, который смог превзойти легендарный автомобиль . Именно с тех лет мир и узнал, что сумасшедшие суперкары могут делать не только в Италии.

1) Победа McLaren в 1995 году


Победа в 1995 году в гонках Ле-Мана вошла в историю автоспорта из-за того что в гонках победил спортивный прототип. Примечательно, что это был дебют в соревнованиях, и с первой попытке компания McLaren вписала себя в историю победителей легендарных автогонок.