Палаты юсуповых. Юсуповский дворец Дворец волковых юсуповых режим работы

Точная дата постройки дворца Юсуповых неизвестна. По одним данным, здание появилось в конце 17 в., по другим - особняк построили ещё в 16 в. по желанию Ивана Грозного. Он в этих местах часто охотился с ручными соколами на разную живность. По легенде Иван Грозный повелел построить здесь Сокольничий дворец для отдыха. Так это, или нет – неизвестно, есть только повод для данного предположения: в росписях в Охотничьей комнате на первом этаже присутствуют мотивы охоты с соколами.

В 1727 г. дворец пожаловали князю Юсупову, представителю знатного дворянского рода. Поместье стало передаваться по наследству последующим поколениям Юсуповых. Дворец достраивался, перестраивался, расширялся. Так в 1770-х была присоединена соседняя усадьба Измайловых. Род Юсуповых владел большими богатствами, и на рубеже 18 – начала 19 веков Юсуповым принадлежали уже 3 дома.

Убранство дворца выполнено в русском стиле. Здесь, как нигде, можно полюбоваться отсутствием руки европейских зодчих. Интерьеры просто поражают и впечатляют яркими красками, множеством росписей, барельефов, картин. Есть уникальные, невероятной красоты печи и камин, которые сохранились в оригинальном виде.

Общая площадь помещений для музейного показа составляет 817 кв. м. Это преимущественно восточная половина дворца, где еще сохранились росписи и оформление интерьеров конца 19 в. На первом этаже посетителей ошеломят вестибюль, сени (или холл), Красная и Охотничья залы. На втором этаже, куда ведет примечательная парадная лестница, можно осмотреть Китайскую комнату, холл, Гербовую и портретную комнаты, Тронный зал с печью, выложенной голландскими изразцами, кабинет князя, Столовую (Трапезную). На третьем этаже расположена домовая церковь, правда без иконостаса, состоящая из сеней, самой церкви и придела.

Реставрацию дворца проводили дважды. Первый раз – в начале 2000-х. Вторая реставрация еще продолжается, поэтому дворец пока закрыт для посещения. Приблизительная дата открытия не известна. После окончания ремонта администрация дворца сразу же обновит информацию на официальном сайте.

Экскурсии

До реставрации музей принимал посетителей по понедельникам, вторникам и воскресеньям с 10 до 19 часов. Во дворце проводились обзорные и тематические экскурсии. Тематически-экскурсионные программы включали в себя лекции и беседы, рассказы о легендах и тайнах постройки, о самой семье Юсуповых. Также во дворце часто проходили такие мероприятия, как тематические интерактивные спектакли для детей, выставки картин, экскурсии на иностранном языке (для русских школьников 10-11 классов). Скорее всего, эта традиция сохранится и после открытия музея.

Дворец Юсуповых в Москве — одна из наиболее старинных гражданских построек. Возведение здания относят к XVII веку или началу XVIII, хотя датировки до сих пор подвергаются сомнению. Старинные палаты Юсуповых - настоящее архитектурное чудо, прославившее переулок Большой Харитоньевский близ Чистых прудов, знакомый всем москвичам. Своей протяженностью и количеством примечательных сооружений переулок может многим улицам.

Дворец Юсуповых в Москве (фото в статье представляет особенности архитектуры здания) является настоящей достопримечательностью столицы. Строение считается одним из крупных объектов культурного наследия.

Для тех, кто интересуется, где находится в Москве - адрес: ЦАО, Басманный р-н, Б. Харитоньевский пер., д. 21, стр. 4.

Конец XVII века считают самой вероятной датой постройки. В это время был сформирован комплекс двухэтажных построек, декорированный в стиле московского барокко. Вероятно, существовал еще и третий деревянный этаж, который был жилым. Строение представляло собой парадные сводчатые помещения на подклетах. В начале XVIII в. к северо-восточному углу дворца была пристроена так называемая Столовая палата с характерным широким проездом. При Петре І вся Мясницкая улица была превращена в парадную дорогу для царского выезда. В округе начали селиться приближенные.

Дворец Волковых-Юсуповых в Москве: первые владельцы

Первым, о ком достоверно известно как о владельце дворца в Б. Харитоньевском, стал один из сподвижников Петра І, вице-канцлер, кавалер ордена св. Андрея Первозванного, известный дипломат П. П. Шафиров. Историки считают, что именно Шафировым были построены наиболее ранние из частей комплекса, составляющего будущий дворец Юсуповых в Москве.

Сделав успешную карьеру, в 1723-м чиновник попал в немилость к императору. Его приговорили к смертной казни, которая в последний момент была заменена ссылкой в Сибирь. Бывшего дипломата лишили титулов, чинов, всего имущества.

Петр Андреевич Толстой

Строение в Харитоньевском переулке (будущий дворец Юсуповых в Москве) было передано графу П. А. Толстому. Начальник Тайной канцелярии в те времена наводил ужас на современников. Его потомками являются знаменитые писатели Толстые - Алексей Константинович и Лев Николаевич. Вследствие участия в дворцовой интриге против Петр Андреевич был сослан на Соловки.

Доверенный обер-секретарь А. Я. Волков

Следующим, в чьем владении находился дворец Юсуповых в Москве, был ближайший сподвижник «светлейшего князя» А. Я. Волков. Если судить по характеру возложенных на него обязанностей, которые в большинстве случаев были весьма щекотливыми, Волков принадлежал к числу его наиболее доверенных слуг. После свержения вельможи Волкова лишили генеральского чина, а также дворца в Харитоньевском переулке.

Проклятие рода

Владение было передано в казну, а 1727-м пожаловано князю Г. Д. Юсупову - представителю одного из наиболее знатных дворянских родов России, чья история своими корнями восходит к мусульманскому средневековью.

Историки считают, что его основателем был Юсуф-Мурза - хан великой Ногайской Орды, наводивший страх на Русь. В 1563 году в Москву прибыл его сын Иль-Мурза, которому удалось отличиться на службе у царя. Во времена внук Иль-Мурзы, Абдулл, по незнанию в пост накормил гусиным мясом патриарха Иоакима, который, узнав об обмане, был в страшном гневе. Чтобы спастись от опалы и разорения, Абдул-Мурза решился принять православие. Ему были дарованы прощение государя, титул князя и имя Дмитрий Юсупов. Но как утверждает семейное предание, в эту же ночь ему во сне явился сам пророк Мухаммед, который за вероотступничество проклял весь род Юсуповых. Отныне в каждом его поколении лишь одному мужчине суждено было дожить до возраста 26 лет.

Новый владелец, Борис Юсупов

Борис Григорьевич был генерал-губернатором Москвы, а также занимал должность директора Шляхетского кадетского корпуса. Благодаря ему императрицей Елизаветой в 1756 году был подписан указ о создании в Санкт-Петербурге первого публичного театра.

В 1770-х владения Юсуповых были расширены: с западной стороны вместе с каменным домом к участку присоединили приобретенную соседнюю усадьбу Измайловых.

Легендарные богатства рода Юсуповых

Начало легендарным богатствам, хранившимся в старинных палатах Харитоньевского переулка, было положено еще при первых владельцах. О Юсуповых известно, что они по всей России владели множеством дворцов, домов и усадеб. Число крепостных крестьян, принадлежавших им, исчислялось десятками тысяч, земли насчитывалось сотни тысяч десятин. Принадлежащие Юсуповым палаты в Петербурге по аналогии также стали называть дворцом.

На рубеже XVIII и XIX вв. к их владениям присоединился дом купца Чирьева (жилой, одноэтажный). Теперь в Харитоньевском переулке Юсуповым принадлежали целых три дома. В те времена владельцем участка был самый знаменитый из Юсуповых - Николай Борисович, министр департамента уделов, сенатор, действительным тайный советник, член Государственного совета, первый директор Эрмитажа. Вельможа, слывший просвещеннейшим человеком своего времени и талантливым политиком, большую часть жизни проводил за границей.

Знаменитый квартирант

Часть строений дворцового комплекса Николаем Борисовичем сдавались внаем. В 1801-м средний дом вместе со всеми хозяйственными службами снимал отец великого поэта Александра Сергеевича Пушкина - Сергей Львович. К этому времени вблизи дома уже существовал фруктовый сад, в котором маленький Пушкин гулял со своей няней. Позже свои детские впечатления он перенес в поэму «Руслан и Людмила». Хотя будущему поэту довелось прожить в доме лишь три года, переулок Харитоньевский увековечен в его творчестве. Неказистый одноэтажный деревянный дом на углу переулка, по одной из столичных легенд, упоминается в седьмой главе знаменитого «Евгения Онегина». Его так и называют - «домом Татьяны» или «Ларинским».

В горниле войны

В начале XIX в. дом, где жили родители великого русского поэта, перешел во владение князя А. И. Вяземского. Известно, что дворец сильно пострадал в пожаре 1812 года. Внутри спасти почти ничего не удалось. После изгнания из Москвы французов палаты были отремонтированы, былое декоративное убранство удалось восстановить. В ходе перестроек в середине XIX столетия дом приобрел в плане П-образную форму.

Последний из рода владельцев

Борис Николаевич Юсупов (следующий владелец) был церемониймейстером императора Николая I, действительным тайным советником. Он жил преимущественно в Петербурге и в Москву наведывался лишь мельком.

Но в 1860-х жизнь во дворце Юсуповых по-настоящему забила ключом. Палаты были вновь отремонтированы, когда ими стал владеть Юсупов-младший, князь Николай Борисович, который выкупил у надворного советника Племянникова дом, бывший некогда жилищем семьи Пушкиных. Гофмейстер императорского двора Юсупов был известен как большой ценитель музыки, талантливый исполнитель и сочинитель.

К сожалению, этот незаурядный человек был последним из представителей мужской линии старинного дворянского рода Юсуповых. Княжна Зинаида Николаевна, его единственная дочь, наследница огромного состояния, стала женой графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстона, праправнука М. И. Кутузова, которому императором Александром III, по просьбе Николая Борисовича, было разрешено именоваться князем Юсуповым.

Крупномасштабная реставрация

Старый князь Юсупов не жалел средств в стремлении придать палатам в Харитоньевском дворцовое великолепие. В конце XIX в. началась его крупномасштабная реставрация, в ходе которой перестроили западную часть палат, изменили стилизованный под XVII век декор фасадов, выполнили перепланировку помещений. Тогда же к палатам пристроили третий этаж. Был восстановлен также декор кровли, представляющий собой высокие покрытия с каменными дымниками и флюгерами. В окна были вставлены стекла - имитацияю слюдяных окошек XVII в.

«Византийская» роскошь

Приемы, которые устраивались в Юсуповском дворце, поражали гостей своею пышностью, называемой многими «византийской». Хозяева разрешали осмотреть роскошные интерьеры дворца всем желающим. Особенно поражал своим богатым убранством и размерами тронный зал, куполообразный потолок которого был расписан зодиакальными созвездиями, а стены украшены изображениями дракона, сказочной птицы Сирин и райскими цветами. Вели в зал три бронзовые ажурные двери. По моде того времени имелась также китайская комната с птицами, драконами, стилизованными фонариками и характерным орнаментом.

В портретной висели изображения всех представителей рода Юсуповых. В гербовом зале были размещены скульптурные медальоны с гербами. Этот зал был украшен роскошной хрустальной люстрой, венецианскими зеркалами в тяжелых резных рамах и старинной мебелью. Во дворце содержалась богатая коллекция произведений искусства.

Во времена княгини Юсуповой

Зинаида Николаевна, прославившаяся благодаря своей красоте, богатству и гостеприимству, была одним из наиболее известных меценатов России. На ее средства в Москве и других городах построены церкви, школы и многие богоугодные заведения.

В 1908-м, незадолго до своего двадцатишестилетия, погиб на дуэли ее сын Николай Феликсович. Сбывалось родовое проклятье. Феликс Феликсович, единственный продолжатель рода и наследник всех богатств, стал участником убийства Распутина, в те времена одной из ключевых фигур, оказавшей влияние на ход истории. До сих пор тайна его смерти остается одной из неразрешенных загадок.

Национализация

После революции Ф. Ф. Юсупов с семьей выехал в Европу. Их имущество было национализировано. Известно, что большевики пытали дворецкого, чтобы узнать место, где князем спрятаны сокровища, но тайна так не была раскрыта.

С 1928-го Юсуповский дворец стал местом, где размещались различные советские учреждения.

Преобразования

В 1940-х проездная арка под Столовой палатой была заложена. Этим оказался искажен весь облик здания. Во времена Советского Союза памятник архитектуры не реставрировали. К 1990-м дворец Юсупова в Москве был уже в крайне ветхом состоянии.

В 1999-м частично были отремонтированы также кровля и кованая решетка.

Наши дни

В 2000-х началось масштабное проведение ремонтно-реставрационных работ: был восстановлен разрушенный северный фасад (постройка XIX в.), разобраны наружные стены в проездной арке. В ней остеклили витражами проемы, а также укрепили кровлю. В соответствии с историческими материалами были восстановлены северное и южное крыльцо, паркетные и каменные полы на этажах, историческая окраска фасадов и росписей. После реставрации для всех посетителей были открыты двери во дворец Юсупова в Москве. Экскурсия в знаменитые палаты была интересной и желанной для многих, кто хотел воочию увидеть эту уникальную красоту. Благодаря усилиям Комитета по культурному наследию столицы состоялось настоящее возрождение уникального памятника архитектуры.

В связи с очередными ремонтно-реставрационными работами в настоящее время опять является недоступным для осмотра дворец Юсуповых в Москве. Когда откроется достопримечательность для посетителей, интересует многих. По мнению специалистов, не исключено, что в массовом порядке посещения возобновлены уже не будут.

Путеводитель по архитектурным стилям

Точная дата возведения палат и имена архитекторов не известны. Строителями дома называли Барму и Постника, создателей собора . Но эта версия не подтверждена.

В 1727 году Петр II пожаловал их князю и подполковнику Преображенского полка Г.Д. Юсупову. Этой семье палаты принадлежали до 1917 года. Попутно к ним присоединили владения на четной стороне переулка.

Юсуповы были образованными и обеспеченными людьми, и в их доме часто устраивали балы, спектакли, музыкальные и литературные вечера. Со временем напротив старинных палат появился трехэтажный каменный дом для праздников и приема гостей.

Этот дом окружал парк в духе версальских садов: с прямыми дорожками, статуями, круглым прудом и каменными террасами. Когда семья А.С. Пушкина жила в Большом Харитоньевском переулке, маленького Сашу водили гулять в «Юсупов сад». Он вспоминал об этом в стихах «В начале жизни школу помню я». В Юсуповом саду рос огромный дуб, обвитый золоченой цепью. По ней ходил пушистый игрушечный кот и разговаривал на голландском, а из пруда поднимались фигуры богатырей. Все это Пушкин описал в поэме «Руслан и Людмила».

В 1812 году почти все деревянные дома в переулке и сад Юсупова сгорели. Исчез и Юсуповский театр, где танцовщицы скидывали с себя полупрозрачные одеяния и представали перед публикой обнаженными. Так что можно сказать, что в Харитоньевском переулке зародился российский стриптиз.

В 1892 году П.Р. Султанов отреставрировал палаты Юсуповых в стилистике XVII века. Сохранились богатые интерьеры здания, где каждая комната оформлена в своем стиле.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Парадные сени украшены разноцветным травным орнаментом, а на парадной лестнице золотые львы держат герб Юсуповых. Китайская приемная стала данью моде XIX века - до сих пор здесь можно увидеть драконов и слонов, больше похожих на кабанов и медведей. Парадная столовая палата (тронный зал) предназначалась для торжественных приемов и по пышности убранства могла соперничать с кремлевскими царскими палатами: золоченая роспись, медальоны со знаками зодиака и фантастическими птицами, бронзовые двери, печь с голландскими изразцами. Гербовый зал отделан шелковыми обоями, декорирован скульптурными медальонами с фрагментами герба рода Юсуповых.

На третьем этаже располагается домовая церковь в честь Великомученицы Татьяны и Николая Чудотворца. Охотничий зал расписан сюжетами из строительства дворца Иваном Грозным. Крошечная портретная комната украшена портретами самых значимых представителей рода Юсуповых, начиная с князя Ногайской Орды Юсуф-Мурзы. А кованая ограда перед домом является копией ярославских решеток XVII века.

После революции в доме Юсупова устроили сначала музей дворянского быта, затем Военно-исторический музей. С 1928 года в здании размещались различные организации и Сельскохозяйственная академия. Сейчас в части дома работает музей «Палаты Волковых-Юсуповых».

Говорят, что... ...на месте палат Юсупова стоял охотничий домик Ивана IV. Подземный ход от него вел в . Этот подземный лабиринт позволял царю неожиданно появиться там, где его не ждали. Правитель часто переодевался в «смерда» и неузнанный подслушивал сплетни о себе.
Была в подземельях и тюрьма с пыточными камерами и подземными мешками. Подтверждение этим слухам нашли при ремонте в 1991 году: тогда обнаружили таинственное подземелье с останками узников, прикованных цепями к стенам.
...древний род Юсуповых прокляли за отступление от веры. Однажды правнук хана Юсуфа Абдул-Мурза угостил патриарха Иоакима в пост гусем под видом рыбы. Когда патриарх узнал, что отведал мяса, он впал в ярость. Скандал дошел до царя и тот потребовал, чтобы Юсупов принял православие. Абдул-Мурза крестился. В ту же ночь ему было видение, что в каждом колене его рода только один наследник мужского пола проживет больше 26 лет. С тех пор в каждом поколении Юсуповых остается лишь один наследник. И даже сейчас у потомков Юсуповых, живущих в Греции, мальчики умирают в юном возрасте. Проклятие действует. А в декоре Юсуповских палат как укор присутствует гусь.

Усадьба Волковых - Юсуповых на фотографиях разных лет:

Друзья, сегодня экскурсия в музей.

Юсуповский дворец расположенный в Большом Харитоньевском переулке, 21. В статье подробно рассказано

* об истории дома Юсуповых в Москве,
* интерьере дома с фотографиями комнат,
* истории рода Юсуповых,
* легенде дома Юсуповых
* воспоминания А.С.Пушкина о князе Н.Б.Юсупове
*истории женитьбы Ф.Юсупова на племяннице императора И.Романовой

По легенде, на его месте стояли в XVI веке палаты, в которых Иван Грозный отдыхал во время соколиной охоты, мучил узников и предавался самобичеванию. Отсюда же расходилась по Москве сеть подземных ходов, позволявшая царю появляться в разных частях города, наводя ужас на подданных. После смерти Ивана Грозного дворец долго пустовал, а потом достался сподвижнику Петра барону Петру Павловичу Шафирову. Именно он отстроил палаты в том виде, в котором мы их наблюдаем сейчас.

Эту версию популяризовал сам князь Феликс Юсупов в своих мемуарах. - Феликс Феликсович (младший): “В конце прошлого века родители мои обновляли дом и обнаружили тот самый подземный ход. Спустившись туда, они увидели длинный коридор и скелеты, прикованные цепями к стенам. В детстве я думал, что души замученных живут гдето здесь, и вечно боялся встретиться с призраком”

Что касается даты постройки этого дворца, то документально подтвержден 1698 год. Пётр Первый подарил некую постройку Петру Шафирову, когда праздновал окончательную победу над Софьей Алексеевной. Шафиров владел домом до 1723 года. Ещё при жизни Петра он был обвинён в казнокрадстве, сослан в Сибирь, его недвижимость отошла государству.
Местность, на которой возведены старинные жилые палаты близ церкви св. Харитония,
была хорошо известна в средневековой русской столице. В XVII веке между улицами
Мясницкая и Покровка (от нынешнего бульварного кольца и до Земляного вала)
находилась Огородная слобода, где жили царские огородники, которые выращивали
и поставляли свежие овощи к государеву столу, торговые люди, бояре,
дворяне, священники.
При Петре I проходящая здесь Мясницкая улица превратилась в главную дорогу
парадного царского выезда, именно тогда Огородная слобода стала одним и самых
престижных мест Москвы. Здесь имели дома царские приближенные — Юсуповы,
канцлер Бестужев-Рюмин, располагалась резиденция московского обер-полицмейст


Палаты Волковых-Юсуповых - одно из немногих жилых зданий XVII века,
почти полностью сохранивших как основной первоначальный объем,
так и первоначальную планировку (с древними сводчатыми потолками
комнат и даже изразцовыми печами).
Они были выстроены легендарными мастерами Бармой и Постником, но подтверждения тому нет.

Затем этот дом был пожалован Петру Толстому, начальнику Тайной Канцелярии. Но при правлении Петра Второго Меншиков изъял эту собственность, да и другую, впрочем, тоже и не только у Толстого. Толстой проводил следствие по делу отца юного императора, Алексея Петровича, поэтому Меншикову не составило труда добиться у Петра Второго ссылки Толстого, который умер в Соловецком монастыре.

В 1727 году дом переходит во владение Алексея Волкова. Интересно, что он владел этой недвижимостью меньше года, но благодаря ему дом вошёл в историю как палаты Волковых - Юсуповых.

В 1728 году Пётр Второй пожаловал палаты Григорию Дмитриевичу Юсупову-Княжеву, жившему в палатах до своей
кончины в 1730 году..
При нем было положено начало легендарным богатствам рода
Юсуповых, которые владели множеством дворцов, усадеб и деревень
по всей России (всем известен Юсуповский дворец на Мойке в Петербурге)

«Волковы палаты» считались главным родовым дворцом князей
Юсуповых в Москве, которым также принадлежала и красивейшая
усадьба в подмосковном Архангельском.
Именно в это время древние палаты в Большом Харитоньевском
стали называться Юсуповским дворцом.

Вид дворца с Большого Харьитоньевского

История дворца неразрывно связана с именем самого знаменитого представителя
княжеского рода — князя Николая Борисовича Юсупова (1750-1831),
«просвещеннейшего человека» своего времени и талантливого политика.
Князь являлся действительным тайным советником, сенатором, министром,
членом Государственного совета, был первым директором Эрмитажа,
Главноуправляющим московской экспедицией кремлевского строения
и мастерской Оружейной палаты, заведовал всеми театрами России,
был русским посланником в Италии.

Во дворце продолжительное время жила одна из самых красивых
и образованных женщин России, прямая наследница рода Юсуповых —
Зинаида Николаевна.
Самая богатая невеста России, она вышла замуж за праправнука
М. И. Кутузова и внука прусского короля, русского графа Сумарокова-Эльстон,
генерал-губернатора Москвы (1915).
Император Александр III разрешил носить графу имя князь Юсупов
и передал ему родовые титул и герб, чтобы не пресеклась знаменитая фамилия.

Последним владельцем дворца был их младший сын Феликс
Феликсович Юсупов-младший, известный как активный участник
кровавого заговора против Распутина.
Род Юсуповых владел палатами до 1917 года.

Вид со двора.
Около 200 лет.

Юсуповский дворец связан с именем А. С. Пушкина, который никогда не был владельцем
здания, но несколько лет в нем жил.
С 1801 по 1803 годы Сергей Львович Пушкин со своей семьей снимал западную
часть палат (флигель) «со всеми принадлежностями и хозяйственной частью».Как-то маленький Пушкин пошел гулять по большому саду вокруг дворца и увидел механического кота на цепи диковинку, привезенную Юсуповыми из Голландии. Не исключено, что детские воспоминания поэта нашли отражение в поэме «Руслан и Людмила».
На протяжении всей жизни Пушкин не терял связи с князем Н. Б. Юсуповым,
вплоть до его смерти.Узнав о смерти князя, в одном из писем Пушкин
напишет: «Мой Юсупов умер».

Будущий великий поэт вместе со своей няней любил гулять в прекрасном «Юсуповом саду».Позже Александр Сергеевич Пушкин посвятил насколько строк этому саду:

И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал.

Там нежила меня теней прохлада;
Я предавал мечтам свой юный ум,
И праздномыслить было мне отрада.

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум…
К сожалению, этот сад, впрочем, как и флигель, не сохранился. Все погибло во время великого пожара 1812 года.

В XX в. здание с имуществом национализировали. В 1925 году в нем устроили музей дворянского быта, который, однако, просуществовал недолго, всего 4 года. В год основания музея, в палатах был найден один из самых известных кладов сокровища Юсуповых, которые последний представитель семьи спрятал в надежде переждать время правления большевиков. Потом долгое время там располагался президиум знаменитой Сельскохозяйственной академии (ВАСХНИЛ). В постсоветское время дворец отреставрировали, и с 2010 г. он принимает посетителей.

Фундаментальная реставрация этого здания проводилась в 1892-94 годах, на средства Юсуповых. Инициатором и заказчиком реставрации была Зинаида Николаевна Юсупова. Муж З.Н.Юсуповой граф Сумароков - Эльстон был назначен генерал-губернатором Москвы, супруги переехали в древнюю столицу из Петербурга и поселились здесь, в Большом Харитоньевском.
Сейчас посетители могут осмотреть только парадную, восточную часть дворца. В ней никто не жил, эти залы использовались лишь в представительских целях - для приёмов гостей и важных встреч.

Парадная лестнца.

Для реставрации дворца были приглашены московские архитекторы Померанцев и Султанов. В росписях стен были использованы иллюстрации Константина Сомова.

В конце XIX века, когда во дворце проводились восстановительные работы, научной реставрации строений ещё не существовало, эта наука только зарождалась. Поэтому, с полным правом можно сказать что это - дом-мечта. Особняк восстановили по представлениям людей XIX века о том, как могли жить и украшать здания двумя веками ранее, в веке XVII-м.

Тогда же к двухэтажным каменным палатам был пристроен
третий этаж.
По указанию князя найденный в бывшей опочивальне подземный ход,
шедший к Кремлю, был засыпан.

В 1892 году по проекту архитектора П. Р. Султанова, приглашенного
княгиней З. Н. Юсуповой, была проведена реставрация восточной
части здания. (эта часть доступна для осмотра~817 кв. м
Лестница, которая видна выше, была пристроена в XIX веке, её украшают львы, держащие в руках очень сложный герб Сумароковых - Юсуповых.
В центре виден мусульманский полумесяц,что подчёркивает исламские корни рода Юсуповых. Все остальные элементы могут означать самые разные вещи.

Лев - фигура чрезвычайно популярная в XVII веке, его часто использовали как элемент украшения зданий, особенно жилых. Считалось, что лев даже спит с открытыми глазами и денно и нощно охраняет покой дома без сна и отдыха. Лев также символизирует ВЛАСТЬ и БОГАТСТВО.

Поэтому лев ещё раз изображён на лестничной стене. На пару к нему добавлен олень, который символизирует БЛАГОРОДСТВО И ЧИСТОТУ.

С этим помещением связана трагическая история юсуповских сокровищ. Юсуповы окончательно уехали из России в 1919 году, но увезти с собой все свои несметные богатства они не смогли. Часть сокровищ спрятали в Петербурге, другую же часть здесь, в Москве. Помогал Феликсу Юсупову его дворецкий по фамилии Буженинов. “Товарищи” арестовали Буженинова и подвергли пыткам. По одним сведениям он сознался, по другим - нет. Однако именно в парадной прихожей под лестницей был обнаружен тайник. Причастен ли Буженинов к обнаружению тайников или нет - неизвестно, но сокровища Юсуповых одновременно обнаружили и здесь, в Москве, и в Ленинграде Петербурге в 1925 году. В Москве было найдено более тысячи наименований предметов - диадемы, броши, браслеты и пр. Вес серебряных изделий был 1000 кг, золотых - 13 кг. Часть клада была передана в музеи, часть пропала, скорее всего была разворована чекистами.

Поднимаемся по лестнице вверх и оказываемся в небольшом помещении, которое условно называют...

Китайская комната.

Согласно моде конца XIX века.

Сто лет назад считалось, что в XVII веке Россию отождествляли со сказочной страной, отсюда такие яркие, броские орнаменты. Кроме того в то время существовала мода на китайское искусство. Китайский стиль был чрезвычайно популярен и повсеместно распространён.

В элементах декора этого зала заметны китайские фигуры, несущие в себе очень важную символику. Например, парное изображение птичек на сводчатом потолке символизирует счастливый семейный союз.

В центре свода над люстрой выписан пятипалый дракон - символ китайского императорского дома. Юсуповы отождествляли себя с китайскими императорским домом, считая, что их род происходит от китайских правителей. Дракон также является символом мудрости, символом плодородия и хранителем рода. Любопытно, что в отделке китайской комнаты использованы два вида драконов. Один из них - пятипалый, это символ самого императора.

У второго на лапах по четыре пальца. Такой дракон служил символом наследного принца.

В своды Китайской комнаты вмонтированы фарфоровые плато, изображающие экзотических животных. Как владельцы знаменитого фарфорового производства Юсуповы не могли упустить возможность продемонстрировать гостям совершенства своих художников.

В XVII веке фарфор был на вес золота в буквальном понимании этого слова - на одну чашу весов клали фарфоровое украшение, а на другую - сыпали золото, то есть фарфор уравновешивался золотом, такие тарелки стоили очень дорого и использовались как украшение. Также следует помнить, что именно Юсуповы были владельцами императорских фарфоровых заводов, множество фарфоровых произведений искусства хранилось в их подмосковной усадьбе Архангельское. Сейчас коллекция юсуповского фарфора составляетоснову экспозиции музея керамики в Кусково.

Борис Николаевич Юсупов, который и основал свой фарфоровый завод в Архангельском, производил эти дорогие предметы не для продажи. Фарфор делали для собственных нужд - для украшения дворцов, подарков друзьям, высокопоставленным лицам и т.д.

Сейчас китайская комната используется как прихожая тронного зала.

Раньше в ней было больше мебели и здесь стояли чучела двух медведей, которых один из Юсуповых собственноручно убил на охоте.

Современную реставрацию проводили по чертежам, сделанным в 1928 году. По свидетельству некоторых тогдашних посетителей дворца, это помещение украшала чрезвычайной красоты люстра, о которой в данное время нет никаких сведений.

Тронный зал.

Этот зал также называют крестовой палатой, по названию главного помещения в княжеских и боярских хоромах XVII века. Юсуповы предпочитали называть этот зал Тронным, в память о том, что именно на этом месте, якобы, стоял дворец Ивана Грозного. По мнению Юсуповых именно в этом зале стоял трон государя

Структура этого зала подлинная. Многое было взято из русского деревянного зодчества, строители того времени стремились сохранить древние традиции, стараясь закрепить их при использовании новых материалов.

Отделка этого зала, росписи и декоративные орнаменты отличаются особой яркостью и броскостью красок.

Многие считают, что такие яркие росписи объясняются тем, что перед нами новодел, соответственно краски не успели потускнеть и отличаются лубочной яркостью. Эта трактовка не совсем верна.

В XVII веке использовались исключительно натуральные красители. Минеральные краски просто толкли, измельчали и сразу же использовали в росписях. В XIX веке об этом знали и помнили и нарочито использовали такие сочные цвета при воссоздании интерьеров помещений.


Два венецианских зеркала в простенках окон также подлинные. Оправа зеркал восстановлена во время реставрации дворца.
Комоды под зеркалами были расписаны по эскизам Султанова.
Размеры этого зала весьма велики. Его высота составляет 11 метров, общая площадь - 170 квадратных метров.
Люстры, освещающие помещение, были сделаны в XIX веке и в настоящее время реставрированы. Однако в XIX веке центральная люстра можно было опустить ниже или, при необходимости, поднять выше. Сейчас люстра закреплена неподвижно.
В росписи сводов использованы знаки зодиака и некоторые символические образы.

Например, павлин символизирует особость рода. Эта птица служит символом гордости в хорошем понимании слова, спеси - в плохом, а также особости, исключительности. Кроме того павлин - это символ возрождения. Ведь каждый год он меняет свой хвост.

Портреты Петра Первого и Петра Второго - подлинные. Представитель рода Юсуповых был ближайшим сподвижником Петра Великого, а этот дворец был подарен Юсуповым Петром Вторым.Также - портреты первых Романовых - Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича.


В зале есть и портреты первых Романовых - Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Портрет царя Алексея Михайловича - подлинный.

В старину Крестовая палата освещалась слюдяными окнами. В XIX веке в окна были вставлены стёкла, стилизованные под слюду. Переплетающиеся решётки установили специально, для более точной имитации средневековых слюдяных окон.

Тронный зал украшает подлинная печь. Она выложена настоящими голландскими изразцами. Теперь печь не действует, во дворце устроена современная система отопления.


Наличие во дворце современных аудиовизуальных средств вполне объяснимо. Дворец был взят в аренду большим строительным холдингом БАМО, который на свои средства провёл научную реставрацию с соблюдением всех реставрационных технологий. Поэтому арендатор понемногу окупает расходы на реставрацию и содержание - в залах дворца проводят свадьбы, банкеты, торжества, дни рождения. Очень часто здесь проводятся дипломатические конференции, дворец неоднократно использует Московская Патриархия. Кроме того здесь проводятся экскурсии. Поэтому для светских, не музейных мероприятий мониторы бывают необходимы.