Сбежать от нефти. Почему в ОАЭ нет кризиса. ОАЭ: население, территория, столица, экономика, флаг, президент, культура. История Объединённых Арабских Эмиратов Арабские эмираты структура экономики

Россия упустила возможность перестроить экономику, когда нефть была дорога. Но есть слабое утешение: на эти грабли наступила не только Россия

Денежный фонтан

Прямых подсчетов, сколько принесла дорогая нефть экспортирующим ее странам, нет. Косвенный показатель — размер созданных почти во всех этих государствах суверенных фондов, призванных стать подушкой безопасности на случай таких кризисов, как нынешний. По данным Sovereign Wealth Fund Institute, если до 2001 года активы таких фондов в Катаре, Норвегии, России и Саудовской Аравии составляли менее $1 трлн, то в феврале 2015 года они достигли $7 трлн.

В России поток нефтедолларов позволил на порядок​ увеличить пенсии и зарплаты. В 2000 году пенсия по старости была менее 1 тыс. руб. в месяц, в 2015-м она превысила 12 тыс. руб. В 2000-м среднедушевой доход был чуть более 2 тыс. руб. в месяц, в 2015-м — более 30 тыс.

В арабских монархиях Персидского залива нефтедолларов было еще больше. В 2001-2014 годах средний суточный уровень добычи нефти в России составлял 52% от совокупной добычи пяти стран региона — Саудовской Аравии, Катара, Кувейта, ОАЭ и Омана. К тому же стоимость нефти Arabian Light выше основного российского бенчмарка Urals, а на экспорт шло более 80% добытого сырья против примерно половины у России. При этом население региона почти втрое меньше российского — его численность не дотягивает до 55 млн человек, причем 21,8 млн из них, по данным ООН за 2013 год, составляют гастарбайтеры, которые полностью исключены из системы социального обеспечения.

Монархии Персидского залива создали у населения высокие стандарты потребления. Власти Саудовской Аравии, например, в период высоких цен на нефть успели принять девять программ по поддержке подданных с низкими доходами, в том числе страховой помощи, дополнительной поддержки, меблировки, покупки продуктов по льготным ценам и т.д. Условие участия в программе предполагает месячный доход ниже 1725 риялов ($460). За время «арабской весны» (2011 год), которая грозила распространиться на монархии залива, затраты на социальную поддержку граждан в Саудовской Аравии составили $36 млрд, а власти Кувейта распорядились выделить каждому гражданину единовременно почти по $4 тыс. и гарантировали бесплатную еду более чем на год.


Госслужба как субсидия

Но основной источник благосостояния граждан — занятость в госсекторе. До 70% уроженцев региона так или иначе работают на государство, получая при этом бо льшую зарплату, чем могли бы в частной компании. ​

В частном секторе преобладают низкоквалифицированные иностранные рабочие. По данным переписи 2010 года, доля трудовых мигрантов (из Пакистана, Бангладеш, Индии, Египта и Йемена) в населении Саудовской Аравии составила 31%. ОАЭ, по данным ООН, является мировым лидером по этому показателю — 83,7%. Согласно выкладкам МВФ, с 2000 по 2010 год в частном секторе нефтедобывающих экономик Персидского залива (кроме ОАЭ) было создано 5,4 млн рабочих мест, 88% из них заняли иностранные рабочие.

Уроженцы государств региона не хотят работать в частных компаниях, которые в основном действуют в секторах, не создающих экспортные товары (например, в сфере услуг и строительстве). В 2005 году исламский богослов Юсуф Карадави, проживающий в Катаре, сказал во время проповеди: «Мы можем позволить себе самые роскошные вещи и машины, мы владеем ими, но не производим их. Мы импортируем все, от гвоздей до ракет». Его выступление попало в YouTube и сделало Карадави звездой интернета.

Сочи по-арабски

В «тучные годы» страны Персидского залива увлеклись инвестициями в будущее — в современную инфраструктуру и инновационные города. На конец 2014 года, согласно подсчетам CG/LA Infrastructure, в регионе реализовывался 41 мегапроект на общую сумму $247 млрд.

Лидер тут Саудовская Аравия: Эр-Рияд запланировал различные проекты на $93 млрд. Наиболее масштабный — строительство так называемых экономических городов: пяти мегаполисов, специальных экономических зон на побережье Красного моря с общим объемом инвестиций $69 млрд. Самый крупный — Экономический город короля Абдаллы, в него планируется инвестировать $27 млрд. В городе, строительство которого должно завершиться к 2035 году, может быть создано до 1 млн рабочих мест. В нем будут современный морской порт, промышленный район и «финансовый остров», где должны разместиться офисы крупных банков (правда, реализация последней части проекта была отменена еще в «тучные годы»). Визитной карточкой города должно стать изучение и разработка возобновляемых источников энергии. Другой экономический город — Джизан должен стать центром тяжелой и аграрной промышленности. Он включит в себя порт, алюминиевый комбинат и сталелитейный завод. В проект планируют инвестировать $27 млрд, его реализация поможет создать дополнительные 500 тыс. рабочих мест.

Для каждого из пяти городов планируется собственный производственный профиль. Отдельный «город знаний» будет возведен в Медине, инвестиции в него составят $7 млрд, туда планируется привлекать IT-компании.

В числе других крупных проектов — строительство транспортных систем в крупных городах королевства. На метро в Джидде, которое планируют закончить к 2020 году, хотят потратить $10 млрд, возвести три подземные линии, а дизайн станций поручить бюро известного британского архитектора Нормана Фостера. Еще $22,5 млрд запланировано на строительство метро в саудовской столице Эр-Рияде, а на развитие транспортной системы Мекки — $39 млрд.

В Бахрейне власти вложили миллиарды долларов в коммерческую недвижимость: только в проект «Финансовая гавань Бахрейна» было инвестировано $1,5 млрд. В марте 2014 года было объявлено о планах инвестировать в серию крупных девелоперских проектов (общие инвестиции должны составить $24,5 млрд).

Катарские инвестиции сосредоточены на транспортной инфраструктуре — строительстве метро в Дохе ($36 млрд) и аэропорта в Хамаде ($15,5 млрд). Главным инвестиционным проектом Катара должен стать чемпионат мира по футболу, который пройдет в стране в 2022 году. На проведение чемпионата, как заявил в феврале 2016 года глава оргкомитета чемпионата Хасан аль-Тавади, Катар потратит $30 млрд. При этом страна теперь вынуждена экономить: вместо изначально заявленных 12 стадионов будут возведены всего восемь. Катар уже откладывает некоторые крупные проекты на период «после 2022 года». В частности, был заморожен проект возведения транспортной развязки в окрестностях населенного пункта Шарк, оцененный в $12 млрд.

Ставка не сыграла

«Снижать зависимость от нефти в период падения нефтяных цен — это как действовать, когда тебе направлен в голову пистолет. Если ты должен принимать решения под давлением, скорее всего, эти решения будут неправильными», — говорил в марте 2015 года замминистра нефти Омана Салим аль- Ауфи. Тогда стоимость барреля марки Brent достигла $60, потеряв за полгода почти 50%; сейчас цена — около $30. По данным МВФ, в среднем по региону доля энергоносителей в общей структуре экспорта к концу 2014 года составляла более 80%.

Падение нефтяных цен привело к резкому ухудшению базовых экономических показателей. Так, в бюджете на 2016 год Саудовская Аравия заложила рекордный для королевства дефицит — $87 млрд. У России, для сравнения, — $37 млрд, и министр финансов Антон Силуанов предупредил, что при сохранении цены на нефть в районе $30 за баррель эта сумма может удвоиться. Бюджет Кувейта на финансовый год с апреля 2015-го по апрель 2016 года был одобрен с дефицитом $27 млрд. Дефицит бюджета Бахрейна — порядка $3,9 млрд.

Суверенные фонды помогут нефтяным странам какое-то время чувствовать себя достаточно спокойно и не прибегать к «шоковым» мерам по сокращению государственных расходов. Такое мнение высказал в разговоре с РБК глава миссии МВФ в Саудовской Аравии Тимоти Каллен. В крупнейшей кубышке стран региона суверенном инвестиционном фонде ADIA (ОАЭ) — $773 млрд. В российских Резервном фонде и Фонде национального благосостояния — $124 млрд.

Тем не менее инфраструктурные и девелоперские мегапроекты в условиях низких цен на нефть оказались под угрозой. В сентябре 2015 года министр финансов Саудовской Аравии Ибрагим аль-Ассаф заявил, что власти страны будут снижать «необязательные затраты». Бюджетные траты королевства на развитие транспортной сети и инфраструктуры сократились в 2016 году на 63% (к 2015 году), до $6,4 млрд. Как сообщал Bloomberg , Эр-Рияд по полгода не платит подрядчикам строительства метро. Осенью рейтинговое агентство Standard & Poor’s отмечало, что «чем дольше нефтяные цены будут оставаться на низких отметках, тем выше вероятность, что многие инфраструктурные проекты будут свернуты или отложены».

В целом готовность стран Персидского залива к низким ценам на нефть можно оценить как неудовлетворительную. «У стран Залива было десять лет изобилия, чтобы провести структурные реформы постепенно и с позиции силы. Сейчас цены на нефть упали, запрос на перемены сильнее, но требуемые преобразования слишком сложны и болезненны, чтобы проводить их быстро», — говорил Financial Times главный специалист банка HSBC по Ближнему Востоку Саймон Уилльямс весной 2015 года.

Каллен из МВФ в разговоре с РБК отметил, что некоторые ключевые условия для диверсификации в последние годы все-таки были выполнены: развивалась инфраструктура, росли инвестиции в образование, улучшался бизнес-климат. Теперь властям арабских монархий необходимо дать частным компаниям стимулы для производства товаров, которые можно реализовать на внешних рынках. По мнению Каллена, страны региона должны переориентировать свои бюджетные траты и усилить роль конкуренции среди частных компаний.

Частный случай Дубая

Ставка на уменьшение зависимости от углеводородов сработала только в ОАЭ, а именно в эмирате Дубай. «В Дубае удалось создать современную инфраструктуру и сделать его привлекательным для бизнеса, торговым и финансовым центром региона», — говорится в докладе МВФ. Создавать современную инфраструктуру эмират начал еще в конце 1970-х: тогда был запущен проект крупнейшего алюминиевого предприятия DUBAL, тогда же был построен один из крупнейших портов мира Джебель-Али. В 1980-е годы была создана одна из крупнейших мировых авиакомпаний Emirates Airlines. А в 2004 году — Дубайский международный финансовый центр, свободная экономическая зона, в которой работают более 800 компаний.

«Дубай использовал преимущество первопроходца в авиабизнесе, финан​совых услугах, морских грузоперевозках и даже легкой промышленности. Другие страны региона теперь должны будут искать такой сектор экономики, где Дубай еще не проявил себя», — говорил исследователь Университета Райса Джим Крэйн Bloomberg .

Нефтяные экономики

Бахрейн

Площадь, кв. км — 765

Население, тыс. чел. — 1404,9

ВВП по паритету покупательской способности, $ млрд — 64,9

Экспорт, $ млрд — 18

Запасы нефти, млрд барр. — 0,12

88

109,5

11,1

Катар

Площадь, кв. км — 11586

Население, тыс. чел. — 2423,2

324,2

Экспорт, $ млрд — 131,6

25,7

Доля нефтегазовых доходов в бюджете, % — 50

Стоимость нефти, необходимая для безубыточности бюджета на 2016 год, $/барр. — 61,1

Размер крупнейшего суверенного фонда, $ млрд — 256

Кувейт

Площадь, кв. км — 17 818

Население, тыс. человек — 4183,7

ВВП по паритету покупательской способности на 2015 год, $ млрд — 288,8

Экспорт, $ млрд — 101,1

Запасы нефти на конец 2014 года, млрд барр. — 101,5

Доля нефтегазовых доходов в бюджете, % — 82

Стоимость нефти, необходимая для безубыточности бюджета на 2016 год, $/барр. — 48,1

Размер крупнейшего суверенного фонда, $ млрд — 592

Объединенные Арабские Эмираты

Площадь, кв. км — 83 600

Население, тыс. человек — 9856

ВВП по паритету покупательской способности на 2015 год, $ млрд — 641,9

Экспорт, $ млрд — 222

Запасы нефти на конец 2014 года, млрд барр. — 97,8

Доля нефтегазовых доходов в бюджете, % — 69

Стоимость нефти, необходимая для безубыточности бюджета на 2016 год, $/барр. — 76,4

Размер крупнейшего суверенного фонда, $ млрд — 773

Оман

Площадь, кв. км — 309 500

Население, тыс. человек — 4370,8

ВВП по паритету покупательской способности на 2015 год, $ млрд — 171,7

Экспорт, $ млрд — 50,7

Запасы нефти на конец 2014 года, млрд барр. — 5,2

Доля нефтегазовых доходов в бюджете, % — 88

Стоимость нефти, необходимая для безубыточности бюджета на 2016 год, $/барр. — 97

Размер крупнейшего суверенного фонда, $ млрд — 34

Саудовская Аравия

Площадь, кв. км — 2 149 690

Население, тыс. человек — 32 248,2

ВВП по паритету покупательской способности на 2015 год, $ млрд — 1681,2

Экспорт, $ млрд — 349,7

Запасы нефти на конец 2014 года, млрд барр. — 267

Доля нефтегазовых доходов в бюджете, % — 80

Стоимость нефти, необходимая для безубыточности бюджета на 2016 год, $/барр. — 101,8

Размер крупнейшего суверенного фонда, $ млрд — 623,2

Данные об экспорте и доле нефтегазовых доходов в бюджете за 2014 год, остальные — за 2015 год.

Обзор экономики: У ОАЭ открытая экономика с высоким доходом на душу населения и значительным профицитом внешней торговли. Основой процветания служит добыча нефти и газа (примерно 33% ВВП), и потому цены на эти товары сильно влияют на состояние экономики. С 1973 г. ОАЭ превратилась из нищего региона маленьких пустынных княжеств в современную страну с высоким уровнем жизни. При нынешнем уровне добычи запасов нефти и газа должно хватить еще более, чем на 100 лет. Несмотря на возросшие в 1999-2000 гг. доходы от продажи нефти, правительство не отказалось от экономических реформ, предпринятых после падения цен на нефть в 1998 г. Правительство увеличило ассигнования на создание рабочих мест и расширение инфраструктуры, и открывает все больше возможностей для развития частного сектора.
ВВП: по паритету покупательской способности - $54 млрд США (2000 оц.).
Уровень реального роста ВВП: 4% (2000 оц.).
ВВП на душу населения: по паритету покупательской способности - $22 800 США (2000 оц.).
Состав ВВП по секторам экономики: сельское хозяйство: 3%; промышленность: 52%; сфера услуг: 45% (1996 оц.).
Доля населения, находящегося за чертой бедности: нет данных.
Процентное распределение семейного дохода или потребления: на 10% наименее обеспеченных семейств: нет данных. на 10% наиболее обеспеченных семейств: нет данных.
Уровень инфляции по потребительским ценам: 4,5% (2000 оц.).
Рабочая сила: 1,4 млн чел. (1998 оц.); примечание: 75% населения в возрасте от 15 до 64 лет являются иностранными гражданами (июль 1998 оц.).
Структура занятости: сфера услуг 60%, промышленность 32%, сельское хозяйство 8% (1996 оц.).
Уровень безработицы: нет данных.
Бюджет: доходы: $6,5 млрд; расходы: $7,3 млрд, в том числе капиталовложения - нет данных (2000 оц.).
Сферы экономики: нефтедобыча, рыболовство, нефтехимическая промышленность, производство стройматериалов, судостроение, ремесленное производство, добыча жемчуга.
Рост промышленного производства: 4% (2000).
Производство электроэнергии: 36,7 мпрд кВт-ч (1999).
Источники производства электроэнергии: ископаемое топливо: 100%; гидроэнергия: 0%; ядерное топливо: 0%; другие: 0% (1999).
Потребление электроэнергии: 34,131 млрд кВт-ч (1999).
Экспорт электроэнергии: 0 кВт-ч (1999).
Импорт электроэнергии: 0 кВт-ч (1999).
Продукция сельского хозяйства: финики, овощи, арбузы, домашняя птица, яйцо, молокопро-дукты; рыба.
Экспорт: $46 млрд (франко-борт, 2000 оц.).
Статьи экспорта: сырая нефть 45%, природный газ, реэкспорт, вяленая рыба, финики.
Партнеры по экспорту: Япония 30%, Индия 7%, Сингапур 6%, Южная Корея 4%, Оман, Иран (1999).
Импорт: $34 млрд (франко-борт, 2000 оц.).
Статьи импорта: производственное и транспортное оборудование, химикалии, продукты питания.
Партнеры по импорту: Япония 9%, США 8%, Великобритания 8%, Италия 6%, Германия Южная Корея (1999).
Внешний долг: $12,6 млрд (2000 оц.). Получатель экономической помощи: нет данных.
Донор экономической помощи:
Валюта: эмиратский дирхам. чщ
Код валюты: AED.
Валютный курс: AED/USD (средний курс цент рального банка) - 3,6725 (с 1998 г.); 3,6711 (1997), 3,6710 (1995-96). -:d
Финансовый год: календарный год. Щ

Мощная экономика – главный секрет процветания и высокого уровня развития ОАЭ. Эффективная экономическая система вывела Эмираты на качественно новый уровень и на несколько шагов обогнала европейские страны.

Сегодня Объединенные Арабские Эмираты являются одним из самых богатых и быстроразвивающихся государств в мире. Правительству ОАЭ удалось достичь невероятных высот в сфере экономики, о которых сегодня говорит весь мир. Известные журналы и газеты активно отслеживают новые тренды экономической системы Эмиратов, а иностранные предприниматели уже составили для себя план получения прибыли на основе экономики государства.

Особенности экономики ОАЭ

Объединенные Арабские Эмираты отличаются открытой экономикой с большим активным сальдо и высоким уровнем жизни. За сорок лет, начиная с 1971 года, в ОАЭ ВВП вырос более чем в 190 раз: с 6,5 млрд. дирхам до 1,2 трлн. дирхам. В 2011 году ВВП на душу населения составило 48,5 тыс. долларов, а уровень инфляции составил всего 2,5%. Это приблизило ОАЭ к уровню развитых государств, сделав арабскую страну еще более привлекательной для жизни и ведения бизнеса: практически 60% ВВП Эмиратов составляют доходы от иностранных капиталовложений.

Показателем высокой работоспособности экономики ОАЭ является также то, что по количеству миллионеров среди населения это арабское государство занимает 6 место в мире. Всего в стране проживает 53,8 тысяч долларовых миллионеров, из которых 778 имеют состояние более 30 млн долларов.

Уточнить стоимость открытия компании, счета в банке, получения ВНЖ, либо другой вопрос касательно бизнеса в Дубае и ОАЭ:

Основу экономики Объединенных Арабских Эмиратов составляет добыча и экспорт газа и нефти. В настоящее время в ОАЭ ежедневно добывается почти 2 млн баррелей «черного золота». Крупнейшие производители нефти находятся в Абу-Даби, Дубае, Шардже и Рас-эль-Хайме. Существенный вклад в экономическое развитие государства также вкладывают судостроение, производство строительных материалов и алюминия, текстильная промышленность, туристический бизнес и торговля. Кроме того, экономика ОАЭ славится различными традиционными отраслями, такими как ремесла и оазисное земледелие. Основными сельскохозяйственными продуктами, выращиваемыми в ОАЭ, являются арбузы, финики и овощи.

В последние несколько лет существенное влияние на национальную экономику ОАЭ оказывают в том числе инвесторы из России, которые вкладывают огромные деньги в промышленные предприятия. К примеру, в 2010 г. на средства российских бизнесменов в Шардже было построено крупное металлургическое предприятие.

Перспективы развития экономики ОАЭ

Ключевой задачей, которую ставит перед собой правительство Объединенных Арабских Эмиратов, являются преодоление нефтяной зависимости. В стратегических планах на ближайшие несколько лет – дальнейшая диверсификация экономики за счет развития туризма, финансовой сферы и других сфер услуг, а также за счет дальнейшего развития инфраструктуры.

Please enable JavaScript to view the

Стремительный рост экономики, вызванный обнаружением на территории ОАЭ залежей нефти , послужил толчком к активному развитию промышленности. Ее доля в ВВП ОАЭ (по данным на 2000 г.) составляла всего около 46%. Основой промышленного сектора Эмиратов является нефтегазовая отрасль, обеспечивающая на сегодняшний день порядка 33% ВВП страны.

В настоящее время Объединенные Арабские Эмираты – третий по объемам добытчик «черного золота» в Персидском заливе. В среднем за день в стране добывается почти 2,2 млн баррелей нефти, общие запасы ценного горючего оцениваются в 200 млрд баррелей, а природного газа – в 5600 млрд куб. м. Больше всего нефти добывается в Эмиратах Абу-Даби, Дубай и Шарджа.

Другие виды промышленности в ОАЭ

Среди других видов промышленности важную роль в экономике ОАЭ играют энергетика, производство строительных материалов и металлоконструкций, опреснение воды, а также текстильная и пищевая промышленности. Развитие всех этих отраслей вызвано в первую очередь строительным бумом, когда для возведения новых отелей, торговых центров и небоскребов понадобились тысячи километров пластиковых труб, тонны цемента, электрооборудования и прочих товаров. Кроме того, нужно было обеспечить постоянно растущее население товарами повседневного спроса и продуктами питания.

Строительная промышленность в ОАЭ активно развивается, начиная с 1960 года. Первоначально это были небольшие фабрики по производству кафеля, мраморных плит, черепицы, строительных блоков, сборных бассейнов и пр. Со временем были построены крупные заводы: цементные и пр. Кроме того, в ОАЭ функционируют небольшие компании, занимающиеся изготовлением ПВХ и полиэтиленовых листов, труб и прочих материалов и комплектующих для строительства. Они полностью удовлетворяют потребности рынка Эмиратов, а также экспортируют свою продукцию в другие страны.

С конца 60-х годов прошлого столетия в ОАЭ начали активно открываться фабрики, производящие прохладительные напитки и продукты питания. В их число входят консервные заводы, предприятия по производству рыбных, мясных, молочных продуктов, мелькомбинаты, предприятия по изготовлению газированных напитков и пр. Что касается легкой промышленности в ОАЭ, то она в, в основном сосредоточена в СЭЗ Джебель Али, Аджамана и Шарджи. Помимо крупных предприятий остальные – это средние и мелкие фабрики. Изготовление одежды занимает третье по значимости место (после нефтяной отрасли), уступая только производству алюминия.

Беспрецедентные в истории темпы экономического роста ОАЭ стали возможными благодаря добыче и экспорту нефти, которая обеспечила одни из самых высоких в мире показатели валового продукта на душу населения. ВВП ОАЭ, рассчитанный по паритету покупательной способности валют, составил 51 млрд долл.; ВВП на душу населения - 21 100 долл. (2001). Прирост реального ВВП 5% (2001). Доля ОАЭ в мировой экономике незначительна, однако страна обеспечивает 3,5% мировой добычи нефти. Численность экономически активного населения 1,6 млн чел. (2000), большая его часть представлена иммигрантами.

Отраслевая структура экономики по вкладу в ВВП (2000): сельское хозяйство 3%, промышленность 46%, сфера услуг 51%. Структура ВВП по занятости: сфера услуг 78%, промышленность 15%, сельское хозяйство 7% (2000).

Основная отрасль промышленности - нефтегазовая, которая обеспечивает производство около 33% ВВП ОАЭ. Она контролируется государством через государственные нефтяные компании отдельных эмиратов. С сер. 1970-х гг. все запасы нефти и газа объявлены собственностью государства. 1 января 1981 в стране была также национализирована вся сбытовая сеть - бензоколонки, транспорт, хранилища, до этого принадлежавшие иностранным монополиям. Добыча нефти: в 1977 96,8 млн т, в 1997 121 млн т. При нынешнем уровне нефтедобычи запасов нефти ОАЭ хватит более чем на 100 лет. Значительное внимание уделяется утилизации попутного и природного газа. Осуществление проектов индустриализации в сфере нефтегазовой промышленности ОАЭ происходило почти исключительно за счёт государственного сектора. С сер. 1970-х гг. правительство решило перевести часть добываемой нефти на переработку внутри страны. Чётко наметился курс на экспорт нефтепродукции, а не сырой нефти. Осуществлялся план повышения мощностей по переработке нефти до 2,6 млн барр. в день в 2000 (по сравнению с 15 тыс. барр. в день в 1976). В последние 5 лет осуществлялась программа массированных многомиллиардных инвестиций в газовую промышленность, производство сжиженных газов. Добыча газа в 1997-2000 составляла 39 млрд м3 в год. Национальная нефтяная компания «Абу-Даби», на которую приходится более 90% газовых запасов, только в 2003-06 планирует инвестировать более 6 млрд долл., 2/3 из них - в разработку газа. В 1997 произведено около 3 млн т топлива для реактивных двигателей, 1,5 млн т бензина, около 2 млн т масел, 1,1 млн т нафты, 3,8 млн т дизельного топлива. Интенсивно развиваются связанные с нефтегазовой промышленностью производства нефтехимии. Введены в строй комплексы по производству хлорина, каустической соды, гранулированной серы, аммиака, карбамида и другой продукции, большая часть которой экспортируется.

Среди других отраслей промышленности широкое развитие получила энергетика (38,7 млрд кВт в 2000), опреснение воды (более 900 тыс. м3 в день, 1996), алюминиевая промышленность (около 370 тыс. т в 1997 - 2-е место на Ближнем Востоке), промышленность строительных материалов, текстильная, пищевая (включая рыбопереработку), некоторые виды судостроения, ремесленное производство и др.

Сельское хозяйство представлено в основном производством фиников, овощей и фруктов, птицеводством и производством яиц, скотоводством, рыболовством (около 100 тыс. т рыбы в год), добычей жемчуга. Потребление рыбы в ОАЭ - одно из самых высоких в мире - 140 кг на душу населения. В ОАЭ пригодны для обработки всего 0,48% земель. Неблагоприятные условия сельскохозяйственного производства компенсируются помощью государства.

В ОАЭ нет железных дорог. Протяжённость автомобильных дорог с покрытием 4835 км (1998). Все эмираты связаны первоклассным шоссе. Количество автомобилей превысило 350 тыс. в сер. 1990-х гг. Развит трубопроводный транспорт: 830 км нефтепроводов и 870 км трубопроводов для перекачки газа, в т.ч. сжиженного. Морской транспорт ОАЭ имеет в своём составе 341 судно. В их числе 56 судов общей вместимостью св. 1 тыс. т, включая 13 сухогрузов, 3 танкера для перевозки химических веществ, 7 контейнеровозов, 1 танкер для перевозки сжиженного газа, 25 нефтеналивных, 1 судно для перевозки птицы, общая грузоподъёмность этих судов 1,25 млн т (2002). В ОАЭ насчитывается 15 морских портов, через которые проходит грузопоток около 88 млн т в год, включая экспортируемую нефть. Крупнейший порт страны - Рашид в Дубае, через который проходит 70% импорта и реэкспорта. 2-й порт в зоне Джебель-Али в Дубае имеет самую большую в мире искусственную глубоководную гавань, 67 причалов и 15 км портовых набережных. Грузооборот обоих портов в сер. 1990-х гг. был более 25,3 млн т. Следующие по значению порты ОАЭ - Мина Заед в Абу-Даби, Халид в Шардже, Сакр в Рас-эль-Хайме и др. В ОАЭ 6 крупных современных аэропортов международного значения. По объёму перевозок в первую очередь выделяются аэропорты Дубая, Джебель-Али, в Шардже (обрабатывает 65% всего воздушно-морского грузопотока ОАЭ, более 2180 т груза в месяц). Весьма крупными являются аэропорты Фуджайры и Рас-эль-Хаймы. В ОАЭ создана и развивается современная система связи, по числу телефонов на 1 жителя ОАЭ занимают одно из первых мест на Ближнем Востоке. Всего более 1,05 млн стационарных и 1,9 млн мобильных телефонов (2001). С 1995 обеспечен доступ в Интернет, насчитывается св. 900 тыс. пользователей (2002). В ОАЭ 15 телевизионных и 2 радиостанции, выпускается 7 ежедневных газет.

Широко развиты оптовая и розничная торговля, сфера услуг, туризм. Имеется множество магазинов и торговых центров, среди них - популярные среди туристов район Дейры и рынок золотых украшений Голд Соук в Дубае, известные торговые центры в Шардже. Цены на большинство товаров ниже европейских. Доставка любого товара покупателю производится бесплатно. Для туристов предлагается широкий спектр услуг, в т.ч. экскурсии, сафари, оздоровительные мероприятия и т.п.

Наиболее широкое развитие инфраструктура туризма получила в Абу-Даби и Дубае. Только в Дубае насчитывается более 160 комфортабельных отелей. Ежегодно страну посещает более 1,5 млн туристов и прочих приезжих из других стран (2000).

Современная экономическая политика ОАЭ характеризуется сочетанием государственного регулирования основных пропорций экономического развития, присутствия государственных и квазигосударственных организаций в большинстве отраслей хозяйства с поощрением деятельности частнопредпринимательского сектора. Социальная политика включает предоставление гражданам эмиратов различных привилегий и материальных льгот, минимально необходимого жизненного уровня, возможностей трудоустройства, субсидирование жилищного строительства, развитие человеческого фактора через финансирование образования и программ профессиональной подготовки, здравоохранения.

Кредитно-денежная система ОАЭ характеризуется обеспечением национальной валюты с помощью инвалютных резервов, формируемых за счёт доходов от экспорта. Контроль за эмиссией денег и денежным обращением осуществляет Валютное управление ОАЭ (центральный банк). Валютный режим весьма либеральный. Валютное управление регулирует предельные размеры банковского кредитования и его обеспечение. Банковская система включает 19 национальных банков, в ряде которых присутствует государственный капитал, и 28 иностранных, несколько национальных страховых компаний. Для финансирования частных проектов в промышленности учреждён Национальный банк инвестиций и развития.

Особенность бюджетной системы - наличие собственных бюджетов эмиратов наряду с федеральным. Доходы бюджета ОАЭ 20 млрд долл. США, расходы 22 млрд (2000). Большая часть доходов образуется за счёт доходов от экспорта нефти. Наиболее крупными статьями финансирования были оборона и безопасность, образование, здравоохранение, государственные услуги. В 1970-80-е гг. в ОАЭ не было налогов, кроме религиозного и корпоративных на нефтедобывающие компании и банки с иностранным капиталом. Введение некоторых косвенных налогов началось только в кон. 1990-х гг.

Уровень жизни населения ОАЭ высокий. ВВП на душу населения с 1970-х гг. вырос почти в 20 раз и приблизился к уровню развитых стран. Заработная плата в промышленности около 8135,71 долл. США в год. Конечные потребительские расходы составили 39% ВВП (1991). Валовые капиталовложения 30,1% ВВП (1998).

Доходы от зарубежных вложений ОАЭ оцениваются на уровне до 60% ВВП страны. Торговый баланс - активный. В 2000 стоимость экспорта составила 47,6 млрд долл. Главные статьи экспорта: нефть (45%), природный газ, рыба, финики. Основные партнёры по экспорту: Япония (30%), Индия (7%), Сингапур (6%), Южная Корея (4%), Оман, Иран (1999). Импорт - 28,6 млрд долл. (2000). Импортируются промышленные и потребительские товары. Основные партнёры: Япония (9%), Великобритания (8%), Италия (6%), Германия, Южная Корея.

Информационный портал – является путеводителем в мире, где в 257 странах проживают народы разных религиозных взглядов и традиций. Вся информацию о стране предоставляется в свободном доступе. По материалам сайта можно хорошо ознакомиться с культурой, историей, географией и экономикой страны. Никогда не знаешь, в каком уголке мира можешь оказаться, лучше ознакомиться заранее с особенностями той или иной страны. Изучая доклад "Экономика ОАЭ" вы можете открыть для себя много интересного и неизведанного.