Латеранская базилика в риме. Латеранская базилика Сан Джованни в Риме: Первый собор Святого Престола. Расположение и часы работы

Сентябрь 30, 2018

Столица Италии богата всевозможными архитектурными изваяниями, среди которых особое место занимает архитектура религиозных сооружений. Церквей в Риме настолько много, что далеко не каждый урожденный римлянин сможет назвать хотя бы примерное их количество. Одним из самых монументальных и прекрасных соборов города, да и наверное всей Италии, по праву считается латеранская базилика Сан Джованни, ставшая первой из четырех папских базилик и одной из важнейших христианских церквей Европы.

История базилики Сан Джованни ин Латерано

История знаменитого собора уходит далеко вглубь столетий. В конце III века на этом месте располагалось роскошное поместье знатного римского рода Латерано, которое во времена правления Нерона было конфисковано в пользу Римской Империи и перешло в собственность императора. Позже владения были переданы Константину Великому в качестве приданого его второй жены Фаусты, дочери императора Максимиана.

Константин Великий, будучи первым римским императором, принявшим крещение и отличавшимся особым благочестивым отношением к христианству, подарил роскошный Латеранский дворец, находящийся на холме Целий, главе римской Церкви.

Первую базилику, построенную на этом месте, освятил Папа Римский Сильвестр I в начале IV века, и уже с первых лет своего существования она смогла сыграть важную роль в становлении и развитии христианства. Базилика Сан Джованни ин Латерано хранит в себе множество ценнейших реликвий, среди которых Святая лестница, привезенная из Иерусалима, по которой когда-то поднимался Иисус, ведомый на суд, небольшая часть Ризы Пресвятой Богородицы, а также мощи святых Петра и Павла.

На протяжении десяти столетий латеранская базилика оставалась главенствующим собором христианского мира, а роскошный Латеранский дворец - официальной резиденцией Пап Римских. В XIV веке, во времена продолжительного Авиньонского пленения Пап, собор несколько раз был подвержен пожарам и со временем пришел в запустение. С возвратом главы католической Церкви в Рим, по настоянию Папы Сикста V, старую базилику было решено снести, а на ее месте возвести новый собор, значительно превосходящий прежний не только по своим размерам, но и по красоте.

Архитектура и внутреннее убранство латеранской базилики

Здание, которое мы можем увидеть сегодня на Целии, представляет собой смешение архитектурных стилей разных периодов. Латеранская базилика многократно перестраивалась, меняя свой внешний вид. Серьезное влияние на формирование облика одного из самых знаменитых соборов Европы оказали такие мастера как Доменико Фонтана, принимавший непосредственное участие в крупнейшей реконструкции собора во второй половине XVI века, Франческо Барромини, добавивший в архитектуру здания элементы стиля барокко, а также Алессандро Галилеи, благодаря которому появился роскошный фасад и, венчающие его, грандиозные скульптуры религиозной тематики.

Внутреннее убранство базилики поражает своим великолепием и роскошью. В центральном нефе по обе стороны можно увидеть грандиозные по своим размерам и исполнению монументальные статуи апостолов, над которыми работали знаменитые итальянские скульпторы конца XVII века.

Над главным алтарем возвышается киворий, датированный XIV веком, хранящий одну из важнейших святынь базилики Сан Джованни ин Латерано - реликварий, где помещены мощи Святых апостолов Петра и Павла.

Кроме этого, особую ценность представляет собой апсида центрального нефа, расположенная непосредственно за главным алтарем. Свод украшен потрясающей мозаикой, выполненной во второй трети XIII века в византийском стиле. В верхней части на голубом фоне можно увидеть изображение Иисуса Христа в окружении ангелов, а ниже - фигуры апостолов Петра и Павла, Франциска Ассизского, Пресвятой Богородицы, а также других библейских персонажей. Здесь же находится кафедра Папы Римского.

Кафедральный храм Святого Иоанна Крестителя или, как его называют, Базилика Сан-Джованни на Латеранском холме (оригинальное название Archibasilica Sanctissimi Salvatoris) находится в Риме, где расположилась кафедра римского епископа и трон римского папы.

Этот собор носит самый высокий титул - «Великая базилика». Она же превосходит все остальные церкви, включая даже крупнейшую историческую христианскую церковь в мире - собор святого Петра, о чем гласит надпись над входом «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава». Ранее на месте собора располагалось знаменитое поместье семьи Латеранов. Правитель Константин I после посвящения в христианство преподнес в дар Латеранское поместье епископу Рима Сильвесру I, который в 324 году освятил заново возведенную церковь во имя Христа Спасителя, а ее ангелом хранителем стал проповедник Иоанн Предтеча. Через 2 века ангелом хранителем был объявлен апостол Иоанн Богослов.

За время существования храма в первую тысячу лет Латеранский дворец был домом для всех римских пап, где осуществлялось собрание епископата христианской Церкви в ее вселенской полноте. Императоры одаривали храм драгоценностями и дорогими подаркам, за что церковь получила прозвание «золотая базилика». К сожалению, в V веке Рим был захвачен вандалами, и все ценности в храме были разграблены.

Главной особенностью собора во все века считалась «Святая лестница», которая по легенде была доставлена святой Еленой из дворца римского префекта Понтия Пилата в Иерусалиме. По ней Иисус Христос поднимался на суд. В особом сооружении, табернакле XVI века, в сакральных вместилищах из серебра хранятся бюсты апостолов, имена которых знает каждый из нас - Петр и Павел. Здесь же можно видеть сохранившуюся часть одежды, по преданию принадлежавшую Деве Марии, и кусочек пропитанной уксусом губки, которым напоили Христа при распятии. Пока в беспокойном Риме между аристократами проходили конфликты, папы находились в Авиньоне, а базилика подвергалась пожарам, после чего она пришла в негодность. После возвращения пап в Рим, церковь снесли, и епископы переместились в Ватикан. По велению папы Сикста V снесли и старую базилику, а взамен построили храм еще больший. Был он богато украшен. Такие архитекторы, как Доменико Фонтане, а также известный всему миру Франческо Борромини стали основными создателями строения, которым довелось оставить огромный след в постройке храма. В 1735 году Алессандро Галилеи осуществил строительство пристройки в виде огромного фасада, вид которого больше подошел бы дворцу, нежели храму. Само же строительство на этом закончилось.

В собор можно попасть через 5 дверей, одна из которых юбилейная. Её открывают в Святой год, в течение которого отпускались все грехи. Итальянский художник и иконописец Джотто написал фреску для собора, на которой изображен папа Бонифаций VIII, провозглашающий юбилейный 1300 год. Неподалеку от собора расположились несколько исторических объектов. Среди которых раннехристианская крестильня 440 года, долгое время остававшаяся единственной в Риме, а также несколько построек в готическом стиле XII века. Перед храмом установлен гранитный обелиск, привезенный из египетской деревни Карнак. Гигантские статуи апостолов охраняют стены базилики. Здесь же захоронены папы - Мартин V, Лев XIII, Александр III, Климент XII, Сергий IV и Иннокентий III.

Часы работы: 7:00-18:30.

Адрес, часы работы, как добраться

  • Basilica di San Giovanni in Laterano
  • Адрес : Piazza di San Giovanni in Laterano, 4, Roma, Италия
  • 123 4567
  • Координаты : 41.885877 , 12.505652
  • http://сайт/crop_t/200/150/images/sights/1882_4.jpg

Оценить!

Piazza di San Giovanni in Laterano, 4, пн-вс 7.00-18.30.

Это самая главная церковь Рима и одна из древнейших христианских церквей в Европе. В католической иерархии базилика Сан Джованни-ин-Латерано стоит выше всех остальных храмов мира, включая и собор Св. Петра, о чём свидетельствует надпись над входом: “Святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава”.

Базилика Сан Джованни-ин-Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano, базилика святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме; офиц. название Archibasilica Sanctissimi Salvatoris) - кафедральный собор города Рим, место нахождения кафедры римского епископа и папского престола. Базилика, основанная в эпоху императора Константина, была разрушена и восстановлена несколько раз. Нынешнее здание восходит к XVII в.

Несколько выступающий вперед фасад здания украшен балюстрадой, которая оживляет весь собор, придавая ему ярко выраженный барочный характер. Над балюстрадой возвышаются колоссальные статуи Христа, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и Учителей Церкви.

В церковь ведут пять входов с расположенными над ними лоджиями. Крайний вход справа известен под названием Порта Санта (Святые Ворота) и используется только по церковным праздникам. Центральный фасад этой базилики Рима называют самым красивым в городе. Силуэт собора виден с любой римской возвышенности.

В античности на месте базилики находилось поместье знатного семейства Латеранов. Приняв христианство, император Константин Великий подарил Латеранский дворец, перешедший в его владение, римскому епископу. Папа Сильвестр I в 324 году освятил вновь построенную базилику в честь Христа Спасителя, в X веке её небесным покровителем был объявлен Иоанн Предтеча, а ещё через двести лет - Иоанн Богослов. Несмотря на эти перемены в посвящении, храмовым праздником всегда оставалось Преображение Господне.

В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце, здесь же состоялись пять Вселенских соборов. Храм был убран драгоценными дарами императоров, из-за чего его прозвали “золотой базиликой”. Все украшения были утрачены при разграблении Рима вандалами в V веке. Главной реликвией храма во все времена считалась Святая лестница, привезённая св. Еленой из Иерусалима и, по преданию, находившаяся прежде во дворце Понтия Пилата. Предполагается, что именно по этой лестнице поднимался несколько раз Христос. Сегодня Святая лестница находится в церкви Св.Лаврентия-ин-Паллатио (Chiesa di San Lorenzo in Palatio ad Sancta Sanctorum), расположенной рядом с главной базиликой.

Среди реликвий базилики самыми ценными являются фрагмент Ризы Богородицы и часть губки со следами крови, с помощью которой, по преданию, был напоен уксусом Иисус Христос во время своих мучений на кресте. Кроме того, за ажурной решёткой табернакля XVI века, расположенного над папским алтарем, в двух реликвариях из позолоченного серебра, выполненных в форме поясных бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла.

В период Авиньонского пленения пап базилика дважды горела и вскоре пришла в упадок. По возвращении в Рим папы обосновались в Ватикане, а обветшавший Латеранский дворец был снесён. Сикст V повелел снести и древнюю базилику, решив построить на ее месте более крупный и богаче украшенный храм. Многие поколения архитекторов приложили руку к возведению здания, ведущая роль среди них принадлежит архитекторам Доменико Фонтане и Франческо Борромини. В 1735 году, на завершающем этапе строительства, Алессандро Галилеи пристроил к собору фасад колоссальных пропорций из травертина, подобающий скорее дворцу, чем храму. В самом соборе сохранилась фреска Джотто, изображающая папу Бонифация VIII, впервые объявляющего 1300 год юбилейным.

Алтарная часть базилики обращена на запад, как и у некоторых других раннехристианских церквей. На подобном расположении сказалось влияние восточного культа бога Митры. Лишь в V в. ориентация церквей на восток стала непреложным правилом при строительстве храмов. В папском алтаре хранится драгоценная реликвия - грубая деревянная доска, которой, как считается, пользовался Святой Петр во время богослужения в катакомбах.

Величественное здание собора Святого Иоанна Крестителя представляет собой латинский крест, его внутреннее пространство разделено на пять нефов. Роскошный потолок, предположительно, был расписан Пирро Лигорио. Вдоль стен размещены статуи пророков, святых и апостолов, выполненных по эскизам Борромини его учениками в XVIII веке. В самом храме похоронены шесть пап - Александр III, Сергий IV, Климент XIII, Мартин V, Иннокентий III и Лев XIII.

Там, где центральный неф пересекается с трансептом, находится сердце Латеранского собора - табернакль, выполненный Джованни ди Стефано.

Мраморный узорчатый пол в базилике является одной из самых ярких работ знаменитых мастеров семейства Космати, называвших себя римскими мраморщиками. Инкрустационный стиль, разработанный ими, совершенствовался несколькими поколениями и во многом определил неповторимый облик Вечного города. Стиль этот заключался в отделке стен и полов тонкими мраморными плитами разного цвета. Белые, розовые, синие, зеленые и черные плитки тщательно подгоняли друг к другу. В результате получался причудливый узор из геометрических фигур: квадратов, окружностей, ромбов, прямоугольников и полос различной длины и ширины.

Средневековый дворик Сан Джованни-ин-Латерано, окруженный изящными колоннами и украшенный мозаикой, выполнен Пьетро Вассаллетто. Рядом с базиликой сохранилось несколько сооружений незаурядной исторической значимости. Среди них примечателен баптистерий 440 года, который долгое время был единственной постройкой такого рода в Риме, и несколько зданий готического стиля XII века, сохранившихся от древнего Латеранского монастыря.

На площади перед базиликой стоит самый большой египетский обелиск не только в Риме, но и в мире – его высота составляет 47 метров. Когда-то он украшал египетский храм в Карнаке и был перенесен в Рим Констанцием, сыном императора Константина. Это один из самых древних обелисков города – его создание относят к эпохе правления фараонов Тутмоса III и Тутмоса IV (около 1449 г. до н.э.). На нынешнем месте, перед базиликой святого Иоанна Крестителя, монумент был установлен в XVI в.

Координаты для GPS: 41° 53" 10"" СШ, 12° 30" 23"" ВД

Адрес: Piazza di San Giovanni in Laterano, 4, Roma

Кафедральный собор Рима, место нахождения кафедры Папы Римского. Одна из красивейших базилик Рима и одна из древнейших христианских церквей. Находится в километре на юго-восток от .

В 4 в. римский император Константин Великий, принявший христианство, подарил римскому епископу поместье знатного семейства Латеранов с Латеранским дворцом, возле которого и была возведена базилика сначала в честь Христа Спасителя, а затем – Иоанна Крестителя. После чего резиденция римских пап переехала во дворец, здесь же проводились вселенские соборы вплоть до авиньонского пленения пап в 1309 г., когда папа Клемент V переехал в Авиньон.

После этого базилика и дворец перенесли два пожара и были частично разрушены, а вернувшиеся в Рим папы поселились уже в Ватикане. В 1589 г. папа Сикст V перестроил старую базилику. В строительстве участвовали такие архитекторы, как Джованни ди Стефано и Франческо Борромини. Окончательно же храм был закончен в 1735 г., когда Алессандро Галилеи пристроил к нему выступающий вперед грандиозный фасад, характерный скорее для дворцов.

Над фасадом базилики установлены большие мраморные статуи Иисуса Христа в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и апостолов. Надпись на фасаде гласит: "Святейшая Латеранская церковь, мать и глава всех церквей города и мира", что свидетельствует о главенстве церкви в иерархии католического мира. В церковь ведут пять дверей, последняя из которых справа называется Порта Санта (Святые Ворота) и открывается только в Юбилейный год.

Помещение базилики в плане имеет форму латинского креста с пятью нефами. Вдоль стен центрального нефа расположены большие статуи пророков, святых и апостолов, выполненные в 18 в. учениками Борромини по его эскизам. В центре над Папским алтарём расположен табернакль (ниша для даров), в котором в серебрянных реликвариях хранятся головы апостолов Петра и Павла и деревянная доска, использовавшаяся святым Петром для богослужения в римских катакомбах.

Из многочисленных произведений искусств, собранных в базилике, следует отметить: фрагменты фрески с изображением папы Бонифация VIII на ближайшей от входа справа колонне, как предполагают, выполненной Джотто; надгробную плиту папы Мартина V очень тонкой работы; апсиду с мозаикой 13 в. работы Торрити и Камерино. Мраморный пол базилики выполнен знаменитыми мастерами семьи Космати, разработавшими стиль мраморной инкрустации, использовавшийся в отделке многих других строений Рима. В соборе похоронены шесть пап: Александр III, Сергий IV, Климент XIII, Мартин V, Иннокентий III и Лев XIII.

Главной реликвией храма Сан Джованни ин Латерано считается Святая лестница (Скала Санта) , привезённая в 326 г., согласно преданию, святой Еленой из дворца Понтия Пилата в Иерусалиме, по которой на суд поднимался Иисус Христос. Лестница установлена в личной папской капелле Санкта-Санкторум (святая святых), построенной папой Николаем III в 1278 г. и находящейся наискосок через площадь от базилики. Ступени лестницы покрыты деревянными досками и верующие поднимаются по ней на коленях, читая молитвы на каждой из 28 ступеней.

Очень живописно выглядит дворик Сан Джованни, окружённый витыми узорчатыми колоннами. В центре дворика сохранился колодец IX в., а по стенам развешены мраморные фрагменты старой церкви. Рядом с собором сохранился баптистерий 432 г., который долгое время был единственным в Риме. Здание имеет восьмиугольную форму, которая стала образцом для строительства большинства баптистериев.

На площади перед храмом установлен 47 м. египетский обелиск из красного гранита – самый высокий из находящихся в Риме и самый древний. Первоначально был установлен в 1449 г.до н.э. в Карнакском храме Тутмосом IV для своего отца Тутмоса III и перевезён в Рим при Констанции II. Рядом с Сан Джованни ин Латерано находятся ворота Асинара , которые располагались в стене Аврелиана и через которые в античные времена проходила одноименная улица. По другую сторону находятся остатки терм на улице Амба Арадам.

Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано является кафедральным собором Рима , самым важным и древнейшим храмом в западном мире.
Она входит в папские базилики и считается самой важной и древнейшей в западном мире.

Базилику основали в IV веке на месте Латеранских садов.
Первый храм имел восточно-западную ориентацию, что было типично для раннехристианских базилик. Фасад смотрел на восток, где восходило солнце. Апсида с алтарем наоборот была повернута на запад, в сторону заката. Восток считался местом, где находится Рай и Христос.
Базилика была повреждена в 410 году и в 455 году.
В 460 году церковь восстановили в былом великолепии по приказу папы Льва I.
Его последователь Иларий добавил роскоши и построил три оратория, таким образом, доведя их число до семи.
Позже базилика частично поглотила оратории и отсюда родилась традиция семи алтарей.

Церковь была свидетелем многих печальных событий, например, процесс папы Формоза.
Папа Формоз умер в 896 году, скорее всего, его отравили. На следующий год его последователь Стефано VI начал процесс против него. Мумию папы Формоза достали из могилы и посадили перед судом, чтобы она несла ответ за все выдвинутые обвинения. Действие происходило в присутствие кардиналом и епископов в Латеранской базилике, которые вынесли обвинительный вердикт, в результате все указы папы Формозы были отменены, папские одежды разорвали на мертвом теле, а три пальца правой руки, которые используются для благословления, отрезаны.
Труп демонстративно пронесли по улицам Рима и бросили в Тибр.
В тот же год случилось землетрясение, в результате которого рухнула крыша базилики. Посчитали, что это плохой знак для Стефано VI.
В X веке возвели новое здание.
Папа Сергий III освятил базилику в честь святого Иоанна Баптиста. В то время была построена колокольня, но она разрушилась в XII веке.

Период упадка начался в 1305 году, когда наступило Авиньонское пленение пап. Пары покинули Рим и в 1308 году базилика почти полностью сгорела.
Папа Климент V и папа Иоанн XXII из Авиньона посылали деньги на восстановление и содержание церкви, но она уже не вернулась к былому великолепию. В 1360 году храм опять сгорел и был восстановлен папой Урбином V.
Третья базилика сохранила древнюю форму. Она имела пять нефов, разделённых колоннами, фасад украшала мозаика с изображением Христа Спасителя и четырех Евангелистов.
От древнего собора сохранились пол косматеско и статуи Святых Петра и Павла, установленные сейчас во дворе.


Пол базилики Сан-Джованни-ин-Латерано

Трон из красного мрамора, на котором сидели папы во время коронации, хранится в музеях Ватикана.
В 1349 году базилика пострадала во время землетрясения, а в 1361 году опять случился пожар, принесший новые разрушения.
Папа Урбин V поручил реставрационные работы Джованни ди Стефано.
В 1370 году состоялась инаугурация дароносительницы, в которой хранились ценные реликвии - головы Святых Петра и Павла.
Сейчас она находится в главном алтаре базилики.
Когда папы вернулись из Авиньона в Рим, они выбрали Ватикан для своей резиденции.
И Латеран частично потерял свое значение.

Тем не менее, папа Григорий подарил базилике новый портал, украшенный львами, а в 1421 году обновили пол и потолок.
В конце XVI века папа Секст V приказал снести старый патриарший дворец, потому что он пришел в негодность. И поручил своему любимому архитектору Доменико Фонтане построить новый.
По этому случаю был реконструирован фасад трансепта и пристроена новая лоджия, на против которой находится древний обелиск.


Папа Иннокентий X решил полностью переделать базилику и поручил работу Борромини, но амбициозный проект не был воплощён в жизнь.
В 1660 году собор получил новый вход. А в 1734 году закончилась работа над фасадом.
От древней базилики сохранились только пол, дароносительница и мозаики в апсиде.
При папе Клименте VIII над внутреннем убранством церкви трудилась группа художников, среди которых Мораццоне, Франческо Борромини и другие.
Борромини реализовал нынешний блик базилики с рядами колонн и нишами, которые оставались пустыми несколько десятилетий.
В 1702 году в них установили фигуры 12 апостолов. Каждую статую оплатили знатные римляне, кардиналы или папа. Скульптуры выполнены в стиле позднего барокко. Большинство из них реализованы по рисункам Карло Маратта, который был любимым художником папы Климента XI.


Между окнами в овалах размещены Пророки.


До XIX века всех пап короновали в Латерано, но после взятия Рима во время объединения Италии эта традиция была забыта.

Фасад был спроектирован Алессандро Галилей в 1735 году и является одним из самых гармоничных в Риме.
На верху установлена мраморная группа, изображающая Христа с распятием в окружении святых.
Следует обратить внимание на пять дверей, соответствующих пяти нефам, на которые разделена базилика.
Центральные врата восходят к эпохе античного Рима, они размещались в Курии. Крайняя справа дверь называется Святыми вратами - они открываются только по случаю празднования Святого года.

Потолок центральной части выполнен в виде кессона, боковые нефы имеют маленькие купола.


В нишах центрального нефа установлены фигуры 12 апостолов: Петр, Андрей, Иоанн Зеведеев, Иаков Зеведеев, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев (Младший), Симон Зилот, Иуда Искариот.


Вдоль боковых нефов расположена серия капелл.
Самые важные находятся справа - капелла Массимо, Торлония и Казати. С левой стороны в капелле Корсини похоронены пара Климент XII, кардинал Нери Мария Корсини и кардинал Андреа Корсини.
Великолепный орган датируется XV веком.


В главном алтаре установлена дароносительница, выполненная в стиле барокко из ценных камней.
Над исповедальней, в которой находится деревянная статуя Святого Иоанна Батиста, расположен папский алтарь с великолепным балдахином в готическом стиле, выполненным по проекту архитектора Джованни ди Стефано.
Над перегородкой, которая закрывает алтарь, хранятся головы Святых Петра и Павла.
Вдоль внешнего карниза, который делит келью с реликвиями и зону алтаря, расположены фрески с изображением Святых и Распятия, Доброго Пастора и Мадонны с младенцем.
Сохранился дворик, окруженный витыми колоннами, в центре которого вырыт колодец. (пн-вс 9.00–18.00, вход - 4 евро)


Латеранский Дворец расположен рядом с базиликой, потом Лоджия Благославления и Латеранский Баптистерий.
Через дорогу от Дворца находится личная папская капелла Святая Святых (Sancta Sanctorum), именно там находится Святая Лестница . По священному приданию это именно та самая лестница, по которой поднимался Иисус Христос, когда посещал дом Пилата и на ее ступенях остались следы крови Спасителя.
В 326 году эту мраморную лестницу вывезли из Святой Земли. Сейчас лестница заключена в деревянную оболочку с несколькими застекленными окошками - над теми местами, куда капнула кровь Христа.
Считается, что тем, кто в дни великого поста поднимется на коленях на вершину священной лестницы, дается полное отпущение грехов.
Рядом с Сан Джованни ин Латерано находятся ворота Асинара (Porta Asinara) .



Название ворот происходит от древнеримской улицы. Они располагались в стене Аврелиана и не имели башен, но в 401-402 гг. император Онорио добавил укрепления.
В 1574 году ворота были закрыты, так как рядом построили новые. Открыли их только в 1954 году.