В Сирии пропал самолет с российскими военными. LIVE. Сбитый в Сирии самолет: почему не сработала система «свой — чужой»? Сбили российский самолет в сирии израиль

Одним из самых главных достижений XX-го века стала реактивная гражданская авиация. Современные экономичные и комфортные самолёты связали весь мир, позволяя добраться в любую точку планеты за считанные сутки. Поначалу реактивные самолёты демонстрировали низкую надёжность. Но уже к концу столетия летать самолётом стало безопаснее, чем ездить на машине. И с растущей надёжностью техники стало расти значение человеческого фактора. Человеческих ошибок. Сегодня катастрофы в авиации случаются только после многих ошибок разных людей, участвующих в обеспечении полёта.

Однако иногда катастрофы случаются и по совершенно чудовищным причинам, когда самолёты сбивают военные. Чаще всего это происходит из-за человеческих ошибок или стечения обстоятельств. Но были в истории ситуации, когда катастрофу совсем тяжело объяснить случайной ошибкой. Одна из них — сбитый 1 сентября 1983 года над Сахалином южнокорейский Боинг-747.

Причины катастрофы Boeing 747-230B авиакомпании Korean Air Lines (рейс KE007) берут своё начало в 1979 году. СССР ввёл свои войска в Афганистан, после чего резко ухудшились отношения с США. Вялотекущая после Вьетнама холодная война получила новый импульс. Показательное бряцанье оружием, провокации на границах, грандиозные военные учения с обеих сторон. Всё это происходило и на дальнем востоке. На протяжении 1982-83 годов американские авианосные ударные группы регулярно приближались к советским военным объектам в регионе. А например 4 апреля 1983 года 6 американских штурмовиков вошли в советское воздушное пространство на несколько десятков километров вглубь и устроили имитацию бомбометания. Обстановка была накалена, оставалось дождаться малейшей ошибки.

И ошибка произошла. Комиссии ИКАО, проводившие расследование катастрофы, наиболее вероятной причиной отклонения рейса KE007 от маршрута сочли ошибку пилотов, которые неправильно настроили автопилот, а затем не выполнили соответствующие проверки.

Boeing 747-230B HL7442

Южнокорейский Boeing 747 летел по обычному маршруту Нью-Йорк — Сеул с промежуточной посадкой в Анкоридже. Полёт должен был проходить над Тихим океаном восточнее Камчатки, огибая СССР. Однако из-за неправильно работающего навигационного оборудования лайнер с самого начала отклонился от курса. Ситуация осложнилась пересечением с находящимся в воздухе американским самолётом разведчиком RC-135. Советская сторона впоследствии представила данные, что в какой-то момент метки самолётов на экранах локаторов слились в одну. С этого момента советские радары вели пассажирский самолёт считая, что это американский военный разведчик. Гражданские пилоты летели в сторону советских границ, не подозревая о страшной ошибке.

При приближении Boeing 747 к советским границам на перехват были подняты истребители Су-15ТМ с аэродрома Елизово. Думая, что на них летит американский разведчик, советские военные прогнозировали развитие дальнейших сценариев. Они считали, что «RC-135» пройдёт вплотную к границе СССР, но не будет входить в советское воздушное пространство. И наводили перехватчики, исходя из этих соображений. Но пассажирский самолёт пошёл напрямик через границы. Пока ошибочно наведённые перехватчики пытались его догнать, они сожгли топливо, а Boeing 747 мирно прошёл практически над их аэродромом и вышел из воздушного пространства СССР. Теперь он находился над Охотским морем вне официального воздушного пространства СССР.

Американский разведчик RC-135

После такого «прорыва границ» СССР «вражеским самолётом» на командных пунктах царила двойственная атмосфера. С одной стороны, военных охватил охотничий азарт, ведь цель была «заперта» в Охотском море. С другой стороны, они боялись наказания за такой «прорыв». На перехват поднимаются новые истребители. И один из них, Су-15ТМ из дежурного звена 777-го истребительного авиаполка с аэродрома Сокол под управлением Геннадия Николаевича Осиповича, догоняет пассажирский самолёт. Отклонение от маршрута на этот момент составляло 500 км.

Геннадий Осипович, сблизившись с Боингом, доложил, что наблюдает аэронавигационные огни самолёта. В то же время он затруднялся с определением конкретного типа. Попытки запросить Боинг автоответчиком «свой-чужой» оказались безуспешными. С земли ещё раз уточнили, горят ли навигационные огни, на что получили утвердительный ответ. Пилоту перехватчика поставили задачу принудить наблюдаемый самолёт к посадке. Находясь вне зоны видимости пилотов Боинга, Геннадий Осипович на некоторое время включил свои навигационные огни. После этого с земли последовал приказ открыть предупредительный огонь из пушки. Су-15 сделал несколько длинных очередей израсходовав более 200 снарядов.

Су-15ТМ.

Тем временем пилоты Боинга принимают решение подняться на новый эшелон, где меньше расход топлива. Самолёт начинает набор высоты и снижает скорость. И в этот же момент Осипович получает приказ от находящегося на командном пункте Анатолия Корнукова (в тот момент командир 40-й истребительной авиационной дивизии в Войсках ПВО страны на Дальнем Востоке) на уничтожение цели. Из-за манёвра Боинга перехватчик проскакивает вперёд и оказывается ниже и впереди. Чтобы выйти на позицию открытия огня, он резко снижает скорость и проваливается вниз на 2 километра.

Нарушившему Боингу остаётся лететь в воздушном пространстве СССР всего 3 минуты. Его пилоты до сих пор не подозревают, что отклонились от курса и находятся во враждебном воздушном пространстве. А в это время нарастает нервозность советских военных. С земли требуют срочно уничтожать цель, пока она не улетела. Осипович включает форсаж, задирает нос и с интервалом две секунды выпускает по пассажирскому Боингу две ракеты Р-98. Первая ракета попадает в заднюю часть фюзеляжа, вторая сносит часть левого крыла. На земле напряжённо смотрят на экраны локаторов, потому что отметка огромного разваливающегося в воздухе самолёта не спешит исчезать. На отметку пытаются навести находящийся поблизости Миг-23, чтобы не упустить "врага". Но отметка исчезает. Вместе с 23 членами экипажа и 246 пассажирами.

На следующий день 2 сентября советские СМИ выдали следующее сообщение:

В ночь с 31-го августа на 1-e сентября самолет неустановленной принадлежности со стороны Тихого океана вошел в воздушное пространство над полуостровом Камчатка, затем вторично нарушил воздушное пространство СССР над о. Сахалин. При этом самолет летел без аэронавигационных огней, на запросы не отвечал и в связь с радиодиспетчерской службой не вступал.

Поднятые навстречу самолету-нарушителю истребители ПВО пытались оказать помощь в выводе его на ближайший аэродром. Однако самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал и продолжал полет в сторону Японского моря.

Но, несмотря на желание советской пропаганды не замечать сбитый самолёт, в окружающем мире остались другие государства. В Южной Корее и США прошли многотысячные акции и шествия против действий СССР. Были сожжены советские флаги. 5 сентября выступил президент США Рональд Рейган, назвавший атаку корейского самолёта «преступлением против человечества» и «актом варварской жестокости». Заодно Рейган прорекламировал создающуюся систему GPS.

В СССР в это время лихорадочно соображали, как объяснять случившееся. 6 сентября американцы на заседании Совбеза ООН представили детальные расшифровки советских радиопереговоров и карты полёта пассажирского лайнера с отклонением от курса. Отрицать сбитый самолёт было безумием. К 9 сентября была подготовлена пресс-конференция, на которой начальник Генштаба маршал Огарков представил советскую версию произошедшего.

Маршал выразил сожаление из-за гибели людей и возложил вину за произошедшее на... Америку. По советской версии произошедшее было тщательно спланированной американцами акцией по вскрытию системы советской противовоздушной обороны.

Boeing 747 рейса KE007 вылетел из аэропорта Анкориджа с задержкой. И так вышло, что он очень точно синхронизировался с пролётами над Камчаткой американского спутника радиотехнической разведки Феррет-Д. Во время прохождения пассажирским самолётом воздушных границ СССР, спутник находился над регионом и наблюдал включающиеся советские системы ПВО.

Момент, когда Boeing 747 начал набирать высоту и при этом потерял скорость, советские военные представили как хитрую попытку оторваться от перехватчика, который не способен был лететь на столь низкой скорости.

Было заявлено, что отклонение от стандартного курса воздушных авиалиний и нарушение воздушного пространства СССР было намеренным действием пилотов.

«Неопровержимо доказано, что вторжение самолета южнокорейской авиакомпании в советское воздушное пространство было преднамеренной тщательно спланированной разведывательной операцией. Она управлялась с определенных центров на территории США и Японии. Гражданский самолет для нее был выбран сознательно, не считаясь, а возможно, и в расчете на человеческие жертвы. Отсюда и все тяжелые последствия этого чрезвычайного «инцидента», как называют его в западной прессе. Естественно, что вся ответственность за происшедшее целиком и полностью ложится на ее организаторов», — начальник Генерального штаба Вооруженный Сил СССР Николай Васильевич Огарков.

По мнению маршала советские перехватчики сделали всё возможное, чтобы предотвратить катастрофу: пытались выйти на связь, открывали предупредительный пушечный огонь, пытались принудить летящего без опознавательных огней «разведчика» к посадке. Всё это было ложью. Геннадий Осипович не пытался выйти на связь, потому что это требовало перехода на другие частоты. Предупредительный огонь открывался бронебойными снарядами, которые не видны ни ночью, ни днём. Пассажирский самолёт летел с включенными огнями.

Последней надеждой СССР доказать то, что это разведчик, была попытка поднять чёрные ящики сбитого Боинга раньше американцев. Чтобы оказаться первыми, была проведена целая спецоперация с фальшивыми маячками и имитацией работ над «найденными» маячками. Пока американцы отгоняли советский корабль и работали в этом районе, советские корабли подняли настоящие чёрные ящики. Но радости им это не принесло. Разведывательной миссией и не пахло. Корейские пилоты до самого последнего момента не подозревали о том, что отклонились от курса. Записи были засекречены и переданы в ИКАО только в 1993 году по указанию Бориса Ельцина. До того момента советская сторона говорила, что это была разведывательная миссия, и во всём виновата Америка, которая подставила пассажирский самолёт под советские ракеты.

Разные официальные точки зрения на произошедшее и засекреченность чёрных ящиков породили множество теорий об «истинных причинах» произошедшего. Среди них были и прекрасные истории про то, что СССР сбил разведывательный самолёт без пассажиров, а вот США, чтобы сделать кучу трупов и обвинить в этом СССР, специально сбили самолёт с пассажирами. Где-то вы уже слышали похожую историю, не правда ли?

Стоит упомянуть и то, что в 2015 году японский МИД рассекретил документы, в которых высокопоставленные представители администрации США сразу после катастрофы конфиденциально уведомляют японцев, что самолёт был перепутан с американским разведчиком и сбит по ошибке. В официальных заявлениях того времени Вашингтон настаивал, что Москва сбила самолёт преднамеренно.

Геннадий Николаевич Осипович.

К 20-летнему юбилею трагедии «Комсомольская правда» опубликовала интервью с пилотом Су-15ТМ Геннадием Осиповичем, которому на тот момент было почти 60 лет.

«Определить, что это именно "Боинг", я сначала не мог. Он далеко шел. А когда я приблизился, то увидел, что горят два ряда иллюминаторов. Людей я в салоне не видел. Особо не увидишь с трехсот метров. Потом мы корректировали запись нашего с землей радиообмена. Сделали так, будто я доложил: "Мигалка не горит". Чтобы убедить мир, будто мы не знали, что самолет гражданский. (Гражданские самолеты обязаны всегда идти с "мигалками" - включенными навигационными огнями. А военные - нет.) Хотя я честно докладывал, что "мигалка" горит. Чтобы на земле поняли, что это гражданский.

Я считаю, на сбитом самолете был только экипаж. И, очевидно, разведчики. Они думали, что включатся наши наземные средства ПВО, и они все их зафиксируют. Я ведь говорю то, что знаю. Я - исполнитель. Мне сказали: "Хорек!" Я и не буду говорить, что это суслик. Сказали: "Завалить!" - завалил.

Мне кажется, что "Боинг" с пассажирами сбили американцы. Им нужна была провокация. Выйдет - хорошо. Не выйдет - тоже. ЦРУ все было выгодно. Так вот, было два самолета. Я сбил не пассажирский, а разведчика. А лайнер с пассажирами сбили американцы, чтобы потом заявить, что СССР - империя зла! И убедить мир в том, что на самом деле разведчика не было!

Раньше [дату 1 сентября] отмечал. Собирались в кругу семьи или на работе. И - за мою, так сказать, профпригодность... Ведь я сумел завалить самолет! А это же не так просто! А сейчас уже не отмечаю.

Вопросов у меня нет. Кроме одного. К начальству. Шкурного. Многие получили у нас за сбитый мной самолет двойные оклады. Все, кроме меня. Есть справедливость? А про орден даже говорить не хочу! Вручили через год! "За успехи в боевой и политической подготовке". Орден Красной Звезды, который всем дают! А я ведь выполнил боевую задачу!»

«Молельная башня» на мысе Соя в Японии. Мемориал погибшим рейса KAL 007

Все знают мудрость, что нужно учиться на ошибках. Анализировать, делать выводы, предпринимать меры, чтобы не допустить подобное. Опыт, полученный кровью, должен считаться бесценным. Однако реальность демонстрирует, что военные продолжают сбивать самолёты из-за собственной криворукости. Вместо того, чтобы брать ответственность за свои поступки, они оправдывают собственную некомпетентность теми же алгоритмами, что и десятки лет назад. И пока в армиях существуют Корнуковы, Осиповичи и Огарковы - безопасность мирных граждан будет оставаться под вопросом.

Пост подготовил Алекс Кульманов

Минобороны России сообщило детали исчезновения российского военного самолета в Сирии. Как заявил официальный представитель ведомства Игорь Конашенков, израильские истребители преднамеренно создали опасную ситуацию и подставили российский Ил-20 под огонь средств ПВО арабской республики. В результате 15 наших военнослужащих погибли.

Место падения самолета уже обнаружено, это в 27 километрах западнее от населенного пункта Баниас в провинции Латакия. В поисково-спасательной операции участвуют восемь кораблей ВМФ России, в том числе судно с глубоководными аппаратами.

Связь с самолетом-разведчиком Ил-20 пропала накануне около 10 часов вечера. В этот момент он находился над Средиземным морем, в 35 километрах от побережья Сирии. Об этом сообщили в министерстве обороны России. Лайнер возвращался на авиабазу Хмеймим.

Именно в этот момент израильские военные самолеты атаковали сирийские объекты в районе города Латакия. Они использовали управляемые авиационные бомбы. Что это были за цели, не сообщается. Всего в налете участвовали четыре самолета F-16. Заход на цели, как уточняют в российском оборонном ведомстве, осуществлялся на малой высоте именно со стороны Средиземного моря.

«При этом израильские самолеты преднамеренно создали опасную ситуацию для надводных кораблей и воздушных судов, находящихся в этом районе. Бомбометание выполнялось недалеко от места нахождения французского фрегата «Оверн» и в непосредственной близости от заходившего на посадку самолета Ил-20 ВКС России», – сообщили в Минобороны РФ.

Как отмечают в министерстве обороны, израильские летчики фактически подставили российский самолет под огонь средств противовоздушной обороны Сирии, которые отражали налет. Ил-20 - довольно большое судно, созданное на базе гражданского Ил-18, способного вместить до ста двадцати двух пассажиров. Его отражающая поверхность на порядок больше чем у F-16. Ракета, выпущенная сирийцами из комплекса С-200, попала именно в российский самолет.

«Израильские средства управления авиацией и летчики F-16 не могли не видеть российский самолет, так как он заходил на посадку с высоты пять километров. Тем не менее, они преднамеренно пошли на эту провокацию. О планируемой операции Израиль командование российской группировки войск в Сирии не предупреждал. По «горячей линии» уведомление поступило менее, чем за одну минуту до удара, что не позволило вывести российский самолет в безопасную зону», – добавил Игорь Конашенков.

В настоящее время поисково-спасательная операция в районе крушения Ил-20 продолжается. В министерстве обороны подчеркнули, что расценивают данные провокационные действия Израиля, как враждебные. В результате этих безответственных действий погибло 15 российских военнослужащих. А это абсолютно не отвечает духу российско-израильского партнерства. Российские военные заявляют, что оставляют за собой право на адекватные ответные действия.

Минобороны прояснило ситуацию вокруг исчезновения российского самолета-разведчика Ил-20. В понедельник, 17 сентября, около 22.00 часов, четыре израильских F-16 нанесли удар управляемыми авиационными бомбами по сирийским объектам в районе города Латакия .

Заход на цели осуществлялся на малой высоте со стороны Средиземного моря.

x HTML-код

Ракетные удары по Сирийским объектам в Латакии.

«При этом израильские самолеты преднамеренно создали опасную ситуацию для надводных кораблей и воздушных судов, находящихся в этом районе. Бомбометание выполнялось недалеко от места нахождения французского фрегата «Оверн» и в непосредственной близости от заходившего на посадку самолета Ил-20 ВКС России , - сообщили в российском оборонном ведомстве. - Прикрываясь российским самолетом, израильские летчики подставили его под огонь средств ПВО Сирии . В результате Ил-20, у которого эффективная отражающая поверхность на порядок больше чем у F-16, был сбит ракетой комплекса С-200. Израильские средства управления авиацией и летчики F-16 не могли не видеть российский самолет, так как он заходил на посадку с высоты 5 км. Тем не менее, они преднамеренно пошли на эту провокацию».

При этом, по данным Минобороны России, Израиль не предупреждал российскую сторону о готовящейся атаке заранее. По «горячей линии» уведомление поступило менее чем за одну минуту до удара, что не позволило вывести российский самолет в безопасную зону.

«Расцениваем данные провокационные действия Израиля как враждебные. В результате безответственных действий израильских военных погибло 15 российских военнослужащих. Это абсолютно не отвечает духу российско-израильского партнерства. Мы оставляем за собой право на адекватные ответные действия», - подчеркнули в Минобороны.

Ил-20 - это самолёт радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы на базе пассажирского самолёта Ил-18. Его не раз замечали в небе над Сирией. В режиме реального времени он может отслеживать как активность кораблей и самолетов натовской группировки, так и координировать действия российских войск на земле. К примеру, с борта Ил-20 координировались удары «Калибрами» по базам террористов. Минувшей ночью он мог отслеживать удары по сирийским объектам, которые, по свидетельствам очевидцев, наносились со стороны моря. К слову, судя по данным онлайн-сервиса, отслеживающего воздушное пространство, весь день накануне атаки вдоль побережья Сирии курсировал американский самолет разведчик.

Представители Пентагона сразу открестились и от ударов по сирийским объектам, и от причастности к судьбе Ил-20. При этом в американском правительстве первыми предположили, что российский самолет-разведчик был случайно сбит сирийскими средствами противовоздушной обороны во время отражения атаки. И для этой версии вообще очень много случайностей.

За несколько часов до этого в российском оборонном ведомстве предъявили железобетонные доказательства того, что малайзийский Боинг над Донбассом сбила Украина . За океаном с их техническими возможностями наверняка об этом давно знали, но поддерживали украинскую версию из своих геополитических соображений. А тут такая «подстава». Вдобавок к этому в Сочи президенты Путин и Эрдоган фактически завершили войну в Сирии , разработав план по демилитаризации провинции Идлиб без наземной операции. «И куда теперь девать завезенные бочки с хлором», - шутили по этому поводу в соцсетях. Действия России и Турции сорвали план провокации с применением отравляющих веществ и снизили уровень военного накала в регионе до исторического минимума. Что, конечно, вряд ли понравилось исповедующим за океаном «религию» тлеющего конфликта. Хотя именно в Идлибе был риск глобального столкновения в случае нанесения американцами ударов по расположению российских войск.

И тут вдруг сразу после исторических брифинга МО и договоренностей между Путиным и Эрдоганом наносятся удары по сирийским заводам и пропадает российский самолет. Напряжение снова повисло не только над Сирией, но и над миром в целом.

Российский самолет ИЛ-20 сбит в Сирии.

Министерство обороны России представило записи данных радиолокационной системы комплекса ПВО С-400, на которых виден момент поражения Ил-20 в Сирии. Трансляцию брифинга представителя ведомства Игоря Конашенкова вел RT .

Картина событий представлена так, как она выглядит на экране в пункте боевого управления комплеса С-400. То есть отдельно показаны экраны по азимуту и дальности цели (проще говоря, вид сверху), а также по дальности и высоте. Российский самолет отображается зеленым (он распознан системой «Пароль» - то есть, «свой-чужой»), израильский - желтым, а сирийская зенитная ракета - красным цветом. Вот как это выглядело до поражения Ил-20:

По словам Конашенкова, когда ракета находилась над российским Ил-20, ее головка самонаведения переориентировалась на него, как на более крупную цель.

Судя по изображению, ракета за полминуты снизилась с 15 до 10 километров - высоты, на которой впереди нее находился израильский самолет. Но в этот момент непосредственно под ракетой (еще ниже, на 5 километрах) находился российский Ил-20. Ракета продолжила снижение и ударила по нему. Конашенков сказал, что такое развитие событий подтверждает версию Москвы: израильский самолет «укрылся» за российским от ракеты.

Российский военный самолет радиоэлектронной разведки с 15 военнослужащими на борту пропал над Средиземным морем при возвращении на авиабазу "Хмеймим". База потеряла с ним связь в понедельник, 17 сентября, около 23:00 по московскому времени, когда воздушное судно находилось над акваторией Средиземного моря в 35 километрах от побережья Сирии.

Самолет исчез в то же самое время, когда четыре истребителя F-16 ВВС Израиля нанесли ракетный удар по нескольким объектам в прибрежном городе Латакия. Официальное сирийское агентство новостей SANA сообщило, что батареи противовоздушной обороны перехватили несколько ракет. Утверждалось, что израильские ВВС со стороны моря атаковали "заводы по производству бытовой химии и алюминия, а также электростанцию в Сакубии". Однако базирующаяся в Лондоне организация Syrian Observatory for Human Rights сообщила, что ракетным ударом были уничтожены два склада вооружений в районе базы сирийских ВМС.

Командование российской авиабазы организовало поисково-спасательную операцию, однако судьба российских военных неизвестна, сообщили в Минобороны РФ.

По информации источника, катастрофа произошла, когда сирийские военные пытались сбить запущенные по территории Сирии израильские ракеты.

О том, что в Вашингтоне считают, что российский самолет был сбит сирийскими зенитными орудиями, сообщает и агентство Reuters со ссылкой на неназванного американского чиновника.

Однако официальный Дамаск пока никаких комментариев не дает.

Телеканал "Россия-24", ссылаясь на некие источники, сообщает, что сирийские силы противовоздушной обороны (ПВО) минувшим вечером, когда пропал самолет ИЛ-20, более получаса отбивали атаку израильских ВВС. "Сирийские системы ПВО работали более 40 минут. Часть ракет была перехвачена, однако некоторые попали в цель, поразив промышленные объекты, включая завод по производству алюминия, а также бытовой химии", - сообщает телеканал.

Пресс-служба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) не комментирует информацию об обстреле. "Мы не даем комментариев по поводу сообщений из-за рубежа", - сказала представительница пресс-службы израильской армии.

По данным Минобороны РФ, ракета зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) "Бук", которой сбили малайзийский Boeing, была произведена в городе Долгопрудный Московской области в 1986 году, однако почти сразу же отправлена на Украину, откуда в Россию больше не возвращалась. И на момент атаки на пассажирский лайнер четыре года назад эта ракета состояла на вооружении украинской армии.

Ракета с бортовым номером 886847379 прибыла в войсковую часть 20152 - 223-ю зенитно-ракетную бригаду. В 1986 году эта бригада входила в состав Прикарпатского военного округа и дислоцировалась в городе Теребовле Тернопольской области Украинской ССР. На ее вооружении стояли ЗРК "Бук". После распада СССР на территорию РФ эта военная часть не выводилась, а была включена в состав Вооруженных сил Украины. Сбившая самолет ракета стояла на вооружении ракетного полка, который привлекался к операциям на востоке Украины. Указом президента Украины Петра Порошенко эта часть была переименована в 223-й зенитно-ракетный полк. В настоящее время она дислоцирована в городе Стрый Львовской области, на ее вооружении по-прежнему состоят комплексы "Бук".

Справка: Ил-20 или "Лысуха"

Когда российские телеканалы транслируют в эфире изображение в режиме реального времени интерактивной карты с нанесением ударов штурмовиков по позициям боевиков в Сирии, то зачастую эти съемки - результат наблюдения самолета радиотехнической разведки Ил-20.

Ил-20 (по кодификации НАТО Coot, "Лысуха"), созданный ОКБ имени Ильюшина - самолет радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы (РЭБ), оснащенный ИК-сканером, оптическими датчиками, РЛС бокового обзора.

Самолет Ил-20, разработанный в 1965 году на базе пассажирского самолета Ил-18Д, большая дальность полета и вместительный фюзеляж которого позволяли создать такую машину в короткие сроки и с минимальными затратами, предназначался для комплексной разведки приграничной полосы без перелета государственной границы. Для решения этих задач был создан специальный комплекс средств разведки, аппаратуру которого разместили в пассажирской кабине самолета и его багажных отсеках на нижней палубе, напоминает РИА "Новости" .

21 марта 1968 года состоялся первый полет опытного самолета Ил-20. Испытания полностью оборудованного Ил-20 завершились летом 1969 года.

Самолет использовался для разведки вдоль пограничной полосы и госграницы и считается первым в Советском Союзе самолетом разведывательного типа. В подфюзеляжной гондоле самолета находилась антенна радиолокационной станции бокового обзора "Игла-1". Также на самолете устанавливалась станция детальной радиотехнической разведки "Квадрат-2" и аппаратура радиоперехвата "Вишня". В передней и средней части пассажирской кабины установлены кресла для шести (впоследствии восьми) операторов радиотехнических систем.

Самолеты Ил-20, а также последовавшие за ними модернизированные Ил-20М и Ил-20М1 с более совершенным оборудованием не входили в состав разведывательных авиаполков или эскадрилий ВВС Советского Союза, а подчинялись непосредственно командованию военных округов, в каждом округе имелось несколько таких самолетов.

В 1980 году на базе усовершенствованного пассажирского самолета Ил-18Д был создан Ил-20РТ, который использовался в качестве самолета телеметрии при испытаниях ракет и базировался в районе Байконура. Также в это же время создавался и воздушный командный пункт на базе Ил-18Д, получивший название Ил-22. Практически все самолеты Ил-20 и Ил-22 были окрашены в стандартные цвета "Аэрофлота", а также имели на бортах надпись "Ил-18".

В 2009 году было принято решение о начале работ по переоборудованию Ил-22 в самолет-постановщик помех, получивший обозначение Ил-22ПП. В 2011 году начались испытания готовой машины, а в 2016 году три самолета Ил-22ПП были переданы заказчику.

Размах крыла Ил-20 составляет 37,42 метра. Длина самолета - 35,9 метра, высота - 10,17 метра.

Максимальная взлетная масса - 64 тонны. Максимальная скорость - 675 километров в час, крейсерская скорость - 620 километров в час. Дальность полета - 6,2 тысячи километров. Экипаж - 13 человек.