Свято троицкий махрищский женский монастырь. Свято-троицкий стефано-махрищский женский монастырь. Интересные факты о Стефано-Махрищском монастыре

Преподобный Стефан,
Махрищский чудотворец

Преподобный Стефан, великий угодник Божий и чудотворец, был духовным другом и собеседником преподобного Сергия Радонежского, первым наставником преподобного Кирилла Белозерского , святым, которого лично знали и почитали великие князья Симеон Иоаннович Гордый и Иоанн Иоаннович второй (Кроткий) , к советам которого прислушивался святой благоверный князь Димитрий Иоаннович Донской , к гробнице которого совершал паломничество царь Иоанн Васильевич Грозный. До XIV столетия на русском северо-востоке монастыри не имели еще своей истории, но почти одновременно в пределах Владимиро-Суздальской земли является несколько святых мужей, положивших начало иноческой жизни. Вслед за преподобным Сергием, создают монашеские общежития «Сергиевы собеседники» - преподобные Сергий Нуромский, Евфимий Суздальский, Димитрий Прилуцкий, Мефодий Пешношский, Стефан Махрищский, а затем, и их ученики - Роман Киржачский, Авраамий Галичский…

Владимирская земля в то далекое от нас время славилась громадными, непроходимыми дремучими лесами, отчего и города, возникшие здесь, именовались «Переяславль-Залесский» и «Владимир-Залесский». Избранники Божии, ищущие спасения не в суете мира сего, не в блеске и славе, могуществе и богатстве, а в созерцательном уединении, посте и молитве, уходили в овеянные легендами, воспетые в былинах и песнях владимирские дебри, и здесь, ревнуя о Господе, устрояли святые обители. Так основан был и Махрищский монастырь одним из избранных Божиих - преподобным Стефаном.

детстве и юности будущего подвижника известно очень немногое. Родился он в Киеве (в Киевских пределах) в самом начале XIV века и немало лет подвизался в Киево-Печерском монастыре, где принял постриг с именем Стефан, вероятно, в честь первомученика архидиакона Стефана (мирское же имя Святого осталось неизвестным). Родители Стефана, люди богобоязненные и благочестивые, в отрочестве отдали сына в учение «чтению и письму Божественных книг», в чем он легко преуспел еще до поступления в Святую обитель. Начав же подвизаться в монастыре под руководством опытных старцев, Стефан, как говорится в древнем Житии, приучился к воздержанию от страстей, непрестанному посту, неусыпной молитве и беспрекословному послушанию, подавая пример строгой иноческой жизни и более старшим насельникам. Прежде всех приходил он в храм и последним выходил из него, на молитве в церкви стоял неподвижно, не переходя с места на место до окончания пения или чтения, не приклоняясь к стене, не переминаясь с ноги на ногу, имея руки согбенны, как бы осужденный. Наставников своих он слушал беспрекословно и служил всем так безропотно и кротко, что за смирение свое приобрел любовь и доверие братии. Вероятно, в Киевском монастыре Преподобный подвизался довольно долго и был уже известен в южнорусских областях как опытный подвижник.

овременниками преподобного Стефана были многие, прославленные в лике святых, преподобные, чьи нетленные мощи до сего дня почивают в Дальних пещерах Лавры. Среди них - преп. Силуан схимник, архимандрит Игнатий, затворники Лаврентий и Руф, Ипатий целебник, воин Тит, Арсений трудолюбивый, диакон Макарий, канонарх Леонтий… Пострижениками Киево-Печерского монастыря, подвизавшимися в то же время, были святители Дионисий Суздальский и Арсений Тверской.
В середине 14 столетия преподобный Стефан оставляет родную Печерскую обитель и направляется в Московскую землю. Возможно, причиной ухода преподобного Стефана из Киева было общее неустройство южной Церкви или же начавшиеся уже в то время притеснения православных на юге Руси. В Москву Преподобный пришел, вероятно, еще при митрополите Феогносте, который и благословил подвижника на подвиг пустынножительства. Несмотря на уговоры великого князя московского Иоанна Иоанновича Кроткого (1353-1359) остаться в любом из московских монастырей, преподобный Стефан испросил дозволения поселиться в безлюдном и уединенном месте.

одвижник отправился на северо-восток и, после долгих поисков, избрал себе тихое место в дебри лесной, в 35 верстах от обители преподобного Сергия Радонежского, в бывшем княжестве Переяславля-Залесского, в волости Кинельской, при маленькой речке, именуемой Махрище. Здесь он водрузил крест, соорудил убогую келью и стал возделывать землю, а вскоре стали стекаться сюда окрестные жители, нуждавшиеся в духовном совете и благословении. Вняв неотступным просьбам, преподобный позволил поселиться рядом тем, кто желал разделить с ним труды и скорби пустынного жития. А вскоре (не позднее 1358 г.) святитель Московский Алексий благословил грамотой освящение церкви во Имя Святой Живоначальной Троицы и учреждение при ней иноческой обители, самого же Стефана поставил игуменом собранной братии. От великого князя Иоанна преподобный Стефан получил дарственную грамоту на пользование землей и значительные пожертвования на строительство монастыря.

Беседа с Иоанном Кротким

Преподобный Стефан воздвигает крест

Приход ученика Григория

лизость расположения двух монастырей и духовная дружба тесно связывали преподобного Стефана и игумена Земли Русской, преподобного Сергия. Они посещали друг друга, имели всякий раз между собой добрые и продолжительные беседы, взаимно утешавшие их в земных скорбях. Однажды, терпя скорби от братии, преподобный Сергий покинул родную обитель и пришел в Махрищскую пустынь. В ожидании его махрищский игумен благословил ударить в било и со всею братиею вышел к нему навстречу. Поклонившись взаимно до земли, подвижники просили друг у друга благословения, по великому смирению не желая принять на себя первенства. Едва был умолен преподобный Сергий, как гость, благословить Стефана и братию, после чего преподобные вошли в церковь и, по совершении молебного пения, долго беседовали о спасении души. Несколько дней пробыл преподобный Сергий в Махрищском монастыре, после чего с иноком этой обители Симоном, хорошо знавшим окрестные места, отправился далее в путь и в живописной местности на крутом берегу реки Киржач по благословению митрополита Алексия основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором и прожил около трех лет. Сам преподобный Стефан проводил своего друга за три версты от монастыря. У источника, на том месте, где они расстались, позднее была поставлена часовня, к которой ежегодно до революции бывал крестный ход из Махрищской Сергиевской приходской церкви.

емало скорбей пришлось претерпеть и преподобному Стефану в деле устроения монастырской жизни. Крестьяне деревни Юрцово грубо восстали против преподобного, боясь, что он овладеет их землями. Не внимая кротким увещаниям преподобного, они грозили убить его, если он не уйдет из Махрищской пустыни. «Бог вас простит, чада, - смиренно ответил святой, - не вы это злобствуете, но лукавый диавол!» С этими словами преподобный покинул обитель, поручив управление ею священноиноку Илии. Тайно ночью с учеником своим Григорием он вышел из монастыря, отправившись на Север, где в 60-ти верстах от древнего города Вологды, в удельном княжестве Авнежском, близ реки Сухоны, (около 1370 г.) основал Троицкую Авнежскую пустынь. Шедрым жертвователем новой обители стал богатый местный землевладелец Константин Димитриевич, впоследствии постриженный преподобным Стефаном в монашество с именем Кассиан. Первые насельники Авнежского монастыря - Григорий и его ученик Кассиан были умерщвлены татарами в 1392 году во время нашествия татарского князя Бехтута, посланного Тохтамышем в Северную Русь. Мощи преподобномучеников, открытые в 1524 году, почивали в приходском храме упраздненного монастыря.

Далеко разнеслась слава о новоустроенной обители и достигла великого князя Димитрия (Донского), повелевшего преподобному Стефану явиться в Москву и пожаловавшему обоим его монастырям земельные и лесные угодия и озера. Житие упоминает и том, что великий князь много раз призывал Преподобного для духовных бесед, а последняя их беседа продолжалась столь долго, что многие из вельмож дивились такому почитанию князем махрищского игумена.

звестный во многих московских княжеских домах подвижник, преподобный Стефан не отказывал в беседах и наставлениях тем, кто приходил к нему с верою. Промыслом Божиим было устроено так, чтобы в некоем человеке по имени Косьма, ищущем духовного совета, опытный старец прозрел будущего великого подвижника и угодника Кирилла Белозерского . Воспитанник и сродник великокняжеского окольничьего Тимофея Васильевича Вельяминова Косьма был казначеем его имения, но с юных лет имел тайное желание удалиться в монастырь. Косьме было уже около сорока лет, когда (возможно, 1380 году) в Москву прибыл преподобный Стефан. Узнав об этом, Косьма искал встречи с ним и со слезами просил игумена Махрищского постричь его в монахи, вопреки воле Тимофея Васильевича. Судя по всему, преподобный Стефан облек его в иноческие одежды (в рясофор) без пострижения и подобающих обетов и молитв, но нарек ему новое имя - Кирилл, а непреклонному опекуну представил дело так, будто бы Косьма уже пострижен. Гнев окольничьего был страшен, видимо, он даже не побоялся оскорбить преподобного, и только богобоязненная жена его Ирина смягчила суровость Тимофея Васильевича. Опомнившись, тот вернул Стефана, примирился с ним и, уступив его просьбе, позволил Косьме удалиться в святую обитель.

тефан же поручил Кирилла архимандриту Московского Симонова монастыря Феодору, племяннику и ученику преподобного Сергия Радонежского, который и совершил его монашеский постриг. Приняв благословение святителя Алексия никогда более не оставлять обители, преподобный вернулся в Махрищскую пустынь, где игуменствовал уже до конца дней своих. Жил же он, по свидетельству древнего жития, «подвизаяся о церковном устроении и еже в монастыре совокуплении братии, и о сих спасении, яко отец чадолюбивый печашеся; не токмо словом учаше их, но и делом наказуя и нравом, сам собою во всем образ дая им: кроток же бе от юности, и тих и молчалив, и божественным писанием не токмо послушатель и хранитель, но и творец. Многим же видящим его смирение и кротость, паче же и ризную худость, не мнети его настоятеля братии, но единаго от последних в братии. Николи же бо видети его когда случися разъярившася на кого согрешающаго, но тихостию, словом и смирением учаше; бе же милостив толико, яко николи же просяща убога или странна отпустити тщима рукама. И слышавше сия добродетельная многая блаженнаго Стефана исправления окрест места того живущии людие христолюбивии прихождаху пользы ради.»

Достигнув глубокой старости (в возрасте около девяноста лет), предчувствуя приближение своей кончины, преподобный дал последнее наставление братии, поручая управление обителью священноиноку Илии. Облекшись в великую схиму, 14 июля (н.с. 27 июля) 1406 г. преподобный Стефан предал дух Господу. Честные останки его погребли у стены срубленного им храма. Благоухание, исходившее от тела преподобного, уверило осиротевшую братию в святости их игумена, укрепив в ней ревность и стремление жить по заветам отошедшего в вечность старца: хранить страх Божий, нести неустанный монашеский подвиг, помнить час смертный, иметь нелицемерную любовь в общежитии и всецелое отречение от мира.

осле преставления преподобного Стефана основанная им обитель переживала самые разные времена. Были в ее истории и периоды упадка, и периоды расцвета. Но всегда на этом святом месте ощущались присутствие и благодатная помощь стяжавшего дерзновение ко Святой Троице игумена Махрищского преподобного Стефана.

Первые преемники святого Стефана - игумены Илия и Николай - строго соблюдали заветы преподобного, а день его праведной кончины по установленному обычаю освящался сугубой молитвой.
В 1408 году после страшного Едигеева разорения на пепелище осталось лишь несколько иноков, которые уже не сохраняли общежительный устав. Только при игумене Феогносте (после 1425 - до 1462) началось восстановление обители.

Однако последующие настоятели не соблюдали во всей строгости устав, введенный Стефаном, а почитание памяти первоначальника обители было уже не столь ревностным. Но и в эти годы люди приходили поклониться могилке преподобного старца, над которой, по преданию, выросли из одного корня три березки, сомкнувшиеся и сросшиеся кронами. Этот зеленый шатер, раскинувшийся над местом упокоения праведника, явился как бы прообразом того Троицкого храма, который в недалеком будущем был воздвигнут на этом месте. Сохранилось предание, относящееся к первой трети 16 века, о столетнем старце Германе, дни и ночи проводившем в молитве и удостоенном дивного видения. Однажды ночью, выйдя из своей кельи, старец увидел на могиле преподобного Стефана горящий огонь, который озарял своим светом всю обитель. Изумленный старец поспешил разбудить игумена, а тот, собрав братию в церкви, совершил молебное пение святой Живоначальной Троице. Вскоре посетил обитель игумен Троице-Сергиева монастыря Арсений Сухарусов, его повелением над местом погребения преподобного Стефана была поставлена гробница, покрытая пеленой, а на ней большая свеча.

Святитель Варлаам, ставший игуменом монастыря в 1557 году с особым усердием собрал все сведения о жизни святого первооснователя обители и преподнес свой труд митрополиту московскому Макарию. По благословению святителя иеромонах московского Данилова монастыря Иоасаф составил службу и житие преподобному Стефану, а царь Иван Васильевич Грозный пожертвовал средства на строительство каменного храма в честь Святой Живоначальной Троицы. При этом строительстве чудесным образом были обретены мощи святого. Когда был открыт гроб, поверх мощей обнаружили черный кожаный пояс с изображением двунадесятых праздников, подобный которому носили монахи Киево-Печерского монастыря. Пояс этот был вложен в серебряный крест, от которого многие стали получать исцеления.

Мощи преподобного Стефана были оставлены под спудом, а над ними вскоре была сооружена каменная церковь (в честь преподобного), ставшая северным приделом нового Троицкого храма. Придел был освящен в 1558 году в присутствии самого государя Ивана Грозного и царицы Анастасии, пожертвовавшей облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного.

Множество исцелений совершалось у гроба преподобного Стефана: над бесноватыми, расслабленными и немыми, которые сами приходили или приводимы были в монастырь родными. Особенно много известно случаев исцелений от падучей болезни. Некоторые из чудесно исцеленных навсегда оставались в обители или ежегодно приходили сюда на поклонение святыне.
В 1997 году над местом упокоения преподобного Стефана был восстановлен храм в его честь, разрушенный в 1942 году, а над почивающими под спудом мощами поставлена рака. Память святого преподобного Стефана

Пару лет назад я случайно наткнулась на видеорепортаж из женского монастыря. Розовощекое юное личико в апостольнике, подвижный, открытый, почти детский взгляд. Инокиню явно смущало пристальное внимание к ней камеры и соседство микрофона: розовые щечки то и дело заливались краской. Но еще больше девушку вводили в замешательство вопросы журналиста. В самом деле, что скажешь человеку, который смотрит на тебя, как на потерю для общества, вздыхая и охая:

– Что же вы, такая красивая, молодая в монастырь-то ушли?

Девушка от такого вопроса удивленно раскрыла глаза, улыбнулась и тихо сказала:

– А я не уходила в монастырь. Я в него пришла.

В этих простых словах оказалось столько мудрости, что опытный и уверенный в себе журналист, вооруженный списком вопросов, растерялся.

Многие и впрямь считают монастырь чем-то вроде тюрьмы, где девушки маются в заточении. Не понимают, что это совсем другая жизнь, ничуть не менее радостная, насыщенная и интересная. Другие, напротив, романтизируют монашество. Одна моя знакомая, вполне воцерковленная православная девушка, всерьез рассуждала:

– Женихов у меня нет. Пора в монастырь.

Как будто за его стеной собрались не невесты Христовы, а сплошь старые девы. Мои доводы о том, что монашество – большой труд и не каждому по плечу, игнорировались.

Есть и такие, для кого монастырь – экзотика, а сестры вроде заморских птиц: одеваются чудно, разговаривают "не по-нашему". В общем, странные. Переубеждать никого не стану. Просто расскажу одну историю. Кого-то она, возможно, заставит посмотреть на монашество с другой стороны или же поскорее разобраться в себе и принять важное решение.

– В монастырь я попала чудом, – вдохновенно делилась со мной красивая инокиня со звучным именем Магдалина.

Мы беседовали за чаем с душистым вареньем в светлой, очень уютной монастырской трапезной. Если когда-нибудь доведется побывать в г. Александрове, Владимирской области, непременно загляните в ставропигиальный Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь. Всего несколько километров от города, а сколько радости получите! Внутри тихо и спокойно. Дышится монастырским воздухом удивительно легко, в голове сами собой рождаются светлые мысли, хочется молиться и еще нестерпимо тянет фотографировать все вокруг. Ведь даже зимой здесь удивительно красивая природа.

Инокине Магдалине тридцать два. В монастырь она пришла послушницей три года назад. И не сказать, чтобы жизнь у нее не сложилась: коренная москвичка из интеллигентной семьи, два любящих брата, прекрасное образование.

– Я музыковед – специалист по теории музыки, – приготовилась рассказывать, отставив в сторону недопитую чашку. – Окончила музыкальное училище Ипполитова-Иванова. Несколько лет преподавала в музыкальной школе, занималась научной деятельностью. И о монастыре не думала.

Понимание, что это ее путь, приходило постепенно. Студенткой первый раз поехала в паломническую поездку в Киев. Целую неделю жила в Покровском женском монастыре, ходила на богослужения и радовалась. Тогда-то заронилась в ее душу мысль о монашестве.

– Богослужения мне всегда нравились, – вспоминает. – Девчонкой часто забегала в храм на минутку послушать хор. А потом и самой захотелось петь на клиросе.

Свою мечту она осуществила в 80-х годах. Просто пришла в маленький храм на Таганке и честно созналась регенту: "Службы не понимаю, но очень хочу петь". Ее прослушали и взяли. Обезумев от счастья, будущая инокиня прибежала к своему педагогу по вокалу и объявила, что поет на клиросе. Та вдруг прикрыла дверь и испуганно зацыкала на ученицу: "Только не вздумай об этом рассказывать!"

– Я не могла понять ее страха, – говорит сестра Магдалина, – и неловко оправдывалась: "Ведь служба такая красивая!"

Потом оказалось, что и она сама, и многие другие педагоги – глубоко верующие люди. Благодаря им студенты приходили к Богу, многие стали работать при храме. Вот и сестру Магдалину жизнь все больше привязывала к церкви. Поездки по монастырям продолжались. Глядя на монашескую жизнь изнутри, сердце девушки всякий раз сжималось: "Я тоже так хочу!" Но потом она возвращалась в Москву, окуналась в привычный ритм – и все забывалось. Пока однажды на регентских курсах не повстречалась с сестрами из Стефано-Махрищского монастыря.

– Глядя на меня, трудно было догадаться, что я собралась в монастырь, – улыбается сестра Магдалина. – На вид абсолютно светская девушка. Но одна из сестер подошла почему-то именно ко мне. Разговорились. Она пригласила меня в обитель на престольный праздник. Да с такой любовью, что я поняла: уж этот монастырь точно мой!

И тут начались страхи: как поеду? О чем буду разговаривать с матушкой? (Раньше девушка с настоятельницами не общалась.) Вдруг ничего не получится? Но собралась с духом и поехала. В монастыре ее встретили ласково. Матушка оказалась очень мудрой, проницательной и быстро помогла разрешить сомнения.

С миром девушка порвала не сразу. А когда решилась, встали в позу родители. Они и раньше не одобряли ее горячее стремление к церкви. А тут монастырь! Это уж слишком! Начались семейные диспуты. Мама смирилась быстрее, даже со временем заинтересовалась Православием. А вот отец и слышать ничего не хотел, пытался образумить дочь: ездил к ней в монастырь, писал письма в Патриархию. Тщетно.

– Теперь притих и осмысляет, – смеется. – Просто со временем отношение родителей к моему выбору поменялось. Жаль, сами они в храм не ходят. Человек ведь делает первый шаг к Богу, когда осознает необходимость личного спасения.

Братья решение сестры восприняли спокойней. Наверно потому, считает инокиня, что выросли в другое время. В 80-е годы вера уже не считалась чем-то неприличным. Сейчас она частенько ночует дома у родителей. По послушанию – создание истории монастыря и монастырского музея – ей приходится регулярно выбираться в московские библиотеки и архивы.

– Что было самым трудным в начале? – спрашиваю ее.

Инокиня задумывается и отвечает не сразу:

– Оставить весь свой светский жизненный опыт за порогом монастыря и целиком ввериться воле Божией. Поначалу в любом послушании вылезало свое Я: вот это надо бы сделать так, тут поступить эдак. В обители меня поставили на клирос. Нелегко было привыкнуть к иному обиходу, гласам, к регенту. Иногда ужасно хотелось спорить. Наверное, мне было бы проще смириться, – размышляет, – если б я выросла при монастыре.

Два года она проходила в послушницах, а на третий приняла иноческий постриг. Еще не совсем монашество, но уже и не послушничество. Как обручение перед венчанием: ты приняла решение, но теоретически еще есть время подумать. Иноки не приносят обетов, но им разрешается носить часть монашеской одежды: рясу, апостольник, камилавку или клобук. Имя, как правило, меняется. Бывали случаи, когда инок уходил из монастыря.

– Такого человека ни в коем случае нельзя осуждать, – убеждена сестра Магдалина. – Ведь обстоятельства у всех складываются по-разному. Но лично мне запомнились слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина), когда он уговаривал одного послушника не покидать монастыря: "Уйдешь – всю жизнь промаешься". Так в итоге и вышло. Раз уж принял решение, не стоит оборачиваться назад.

Жизнь сестры Магдалины устроена по расписанию. Подъем в шесть, потом богослужение, завтрак и после этого все расходятся по послушаниям. Всего сестер в обители около 70. Плюс трудницы. Новоначальные обычно трудятся на общих послушаниях, которые не требуют личной ответственности: кухня, уборка, летом – огород. За некоторыми сестрами закреплено швейное послушание. У них свой распорядок и дневная норма.

– А вот тут у нас временно расположилась иконописная мастерская, – инокиня проводит меня в только что отремонтированную комнату одного из корпусов. На столах оставлены иконы, которые самостоятельно реставрируют и пишут сестры, кисти, какие-то специальные приспособления. К Пасхе насельницы расписывают яйца, колокольчики, шкатулки для подарков. В этом году монастырь впервые участвовал в православной выставке-ярмарке.

Вокруг столов расставлены новые витрины, на полу – книги.

– Бог даст, скоро откроем музей, – объясняет сестра.

Обед в обители в два. В трудах проходит и вся вторая половина дня. Сестры ведают стройкой, организуют ремонтные работы, занимаются церковной лавкой. Сами ездят за продукцией, производят восковые свечи и просфоры. Есть тут и библиотека (в новом корпусе будет оборудован читальный зал), котельная, огород, птичник и даже молочная кухня (сметана и творог просто отменные!). Многим профессиям сестры обучились уже в монастыре.

– Мы и ландшафтным дизайном немножко занимаемся, – скромно добавляет инокиня Магдалина, – бываем на специализированных выставках. Пытаемся к нашему саду подойти с профессиональной точки зрения.

Многие сестры пришли в монастырь с высшим образованием. Профессиональные навыки пригодились. Педагоги и психолог теперь воспитывают в монастырском детском приюте 30 девочек. Профессиональный врач возглавляет лазарет. Финансовыми делами ведает сестра-бухгалтер.

– Нагрузка у всех индивидуальная, – говорит инокиня. – Бывает, что молодая сестра здоровьем похвастаться не может. А иная бабушка в работе заткнет за пояс десяток молодых. Матушка все учитывает.

После вечернего богослужения – ужин. В одиннадцать – отбой. Но рано лечь спать у сестер обычно не получается. Нужно ведь и келейное правило прочитать, и просто убраться в келье.

День прошел. Послушание выполнено. А в чем духовный смысл?

– Во внутреннем перерождении, – считает инокиня Магдалина. – Мы ведь и в миру редко поступаем так, как хотим. Большинство наших поступков обусловлены внешними обстоятельствами. Например, начальник со своими требованиями… А иной раз и выбор работы от нас не зависит: нужно зарабатывать деньги, кормить семью. Вот и получается послушание от Бога. В этом смысле монастырская жизнь от мирской ничем не отличается. Только Господь знает, через какое занятие человек лучше подготовится к жизни будущей. Главное, не лениться и делать свое дело аккуратно, как пред лицом Божиим. Тогда смысл послушания становится великим.

Наталья Соснова,
"ПРАВОСЛАВИЕ.РУ"

В прошлый четверг солнечным днем мы с мужем по приглашению отправились в Ярославскую область село Махра - в Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь. Я ехала по работе, муж - за компанию.
День стоял чудесный, облачка лениво плыли по ярко-голубому бездонному небу, и когда впереди показалась крепостная белоснежная стена монастыря, мы возликовали - нашли! Приехали! Ура!

Так выглядит въезд в скромное сельцо Махра, названное так по имени реки, на берегах которой и размещается монастырь.

Если вылезти у указателя из машины и посмотреть по сторонам, можно увидеть прекрасные строгие пейзажи с лесами и полями, меж которых петляет плавящаяся на солнцепеке дорога.

Первая встретившая нас угловая башня.

Рядом, буквально в пяти метрах, реставрируют прекрасную церковь с колокольней. Коммунисты срезали ровно половину всего комплекса примерно на уровне третьего этажа. Сегодня ансамбль возрождается и вскоре, по праву, станет еще одной местной достопримечательностью.

На следующий день нашего приезда привезли новенькие колокола - освятили и втащили в мгновение ока на вновь отстроенную колокольню. На пробные удары большого колокола сбежалось все село - звук мерно плыл в воздухе, низкий и невозможно красивый.

Весь монастырь огораживает белая стена - местами это просто высокая крепостная стена с узкими бойницами, местами - задняя часть строений (как здесь). Мимо этой стены местные жители ходят в магазинчик. Завидую. Потому что лично я хожу в магазин мимо помойки и места встречи всех окрестных алкоголиков.

Окошечки узкие-узкие, и расположены довольно высоко - фотография плохо передает масштабы строений. Кстати, напротив этого как раз места монастырь при помощи благотворителей из Росэнергоатома построил превосходную школу для сельских детей - большое красивое здание красного кирпича в стиле монастырского ансамбля. С уютным зеленым двором за изысканной оградой, и с симпатичной спортивной площадкой. Я бы в такой школе училась с удовольствием. Сегодня сельские школьники благодаря монастырю имеют современно оснащенную школу рядом с домом, и им не приходится мотаться в дальние дали за знаниями.

Кстати - и это очень важно, я считаю: в монастыре размещается детский приют для девочек, которым не повезло с родителями... Детей собирали с вокзалов, привозили из переполненных детских домов. В приюте, хотя он и монастырский, свой режим и распорядок жизни. Среди сестер обители почти все имеют высшее образование, некоторые сестры, как выяснилось и не одно. Есть педагоги, психологи, врачи, инженеры, филологи в миру. Теперь свои знания и опыт сестры отдают на благо обители и детям. Монастырь организовал уроки Закона Божиего в сельской школе - и результат потрясающий для всех скептиков - на эти уроки ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ ходят ВСЕ ПОГОЛОВНО сельские школьники. Есть специальные уроки для их родителей и светских педагогов - классы переполнены.

Когда мы проезжали на велосипедах между новой школой и монастырем, я все время думала - как, наверное, хорошо, выйти после уроков и, открыв калиточку, ступить в тишину обители.

И слева от нас НЕИМОВЕРНО ухоженный монастырский скотный двор - коровки, козочки, птица. Работают здесь по послушанию сестры. Внутри там очень чисто, уютно, и все животные просто лощеные - хоть в рекламе снимай, до чего красивые. (И любопытные - меня на велосипеде все коровы обнюхали).

С погодой нам повезло. И даже очень Все эти дни, что мы провели в монастыре, стояло настоящее лето. Солнце, лазоревое небо - красота!

Небо над Махрой.

Послушаниями нас не загрузили, и мы сразу отправились фотографировать монастырь. На велосипедах. Благо, мы их всегда возим с собой. Толстая ненакрашенная Анни Маннинен в юбке на своем железном коне.

"Тихие" ворота. От них открывается чудесный вид на озеро.

Набежало мимолетное облачко и прикрыло солнце. Но вид все-равно прекрасный.

Под сенью этого облачка мы покатились к берегу, сложили велосипеды кучей, и я защелкала папиным фотоаппаратом. На фото - вид напротив нас.

Вид налево.

Вид направо.

Но через пять минут солнце вернулось, а я увидела вдали двух монахинь, идущих к святому источнику. Не удержалась - приблизила и запечатлела для потомков. Идилия.

Если кому интересно - пишите, и тогда последует продолжение в следующем посте.

В этом твердо убеждена игумения Елисавета (Жегалова) - настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря. И более двадцати лет назад, когда только начиналось возрождение древней обители, матушка понимала, что выполнение богослужебного молитвенного устава должно быть на первом месте. И сегодня, когда число насельниц обители достигает почти 90 человек, а саму обитель не узнать (благолепные храмы; ухоженная территория, которую с любовью называют «кусочком Крыма»; современное подсобное хозяйство; детский приют), молитва по-прежнему остается стержнем монашеской жизни, ее незыблемым фундаментом. Времени у сестер хватает на все: и на ответственное выполнение послушаний, и на участие в богослужениях, и на келейное правило. А еще - на чтение духовной литературы, которая не пылится на полках большой монастырской библиотеки, а очень даже востребована. О многих проблемах современного монастыря и жизни монашествующих мы говорили с игуменией Елисаветой. Но первый вопрос был таким:

- Матушка Елисавета, в честь какой святой вас нарекли в постриге?

Нарекли меня в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Постриг я принимала в Шамординской обители. Настоятельница монастыря, ныне покойная игумения Никона (Перетягина), спросила меня и другую сестру, какие имена мы бы хотели носить. До этого я десять лет подвизалась в Свято-Успенском Пюхтицком монастыре, и вот однажды туда прислали из Джорданвилля книгу Любови Миллер «Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Федоровна», прочитав которую я так прониклась любовью к Великой княгине, что ее имя стало для меня родным и близким. Но, поскольку у нас она еще не была канонизирована, я назвала матушке Никоне еще одно имя. И вдруг, кажется, за неделю до моего пострига Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил ее к лику святых новомучеников Российских!

Наверное, для вас это было как чудо. А повлияло ли каким-то образом имя небесной покровительницы на ваш монашеский путь?

Я очень благодарна Богу, что ношу имя этой святой. Но быть похожей на нее, то есть иметь такую самоотверженность, такую великую любовь к людям, невероятно сложно. К этим духовным вершинам надо взбираться и взбираться.

И в то же время одна из таких «вершин» взята. В непростое для монастыря время, отмеченное трудностями разного рода, вы, тем не менее, озаботились попечением обездоленных детей...

Это вовсе не моя заслуга. Все получилось так: наш благотворитель Эраст Николаевич Поздышев, руководивший государственным концерном «Росэнергоатом», однажды сказал: «Давайте сделаем детский приют». Мы тогда жили в стесненных условиях, вокруг царила разруха, и трудно было даже представить, где и как тут можно разместить детей. Однако Эраст Николаевич, глубоко церковный человек, человек деятельный, пообещал выстроить специальный корпус в стенах обители. А вскоре последовали события, показавшие нам, что на создание приюта есть Воля Божия. Дело в том, что некая женщина попыталась организовать в нашей деревне Махра семейный детский дом и взяла на попечение нескольких детдомовских мальчиков и девочек. Она купила в Махре дом, приезжала сюда из Москвы, но ничего у нее не вышло. Ребята решили разбежаться кто куда. Правда, девочки, которые в воскресные дни приходили к нам на службу, и мы видели, что им здесь нравится, сказали: «Или вы возьмете нас к себе, или мы убежим из Махры». Пришлось их взять. Вначале те семь девчушек жили все вместе в одной из монастырских комнат, затем со временем они перебрались в выстроенный благотворителями корпус с удобными спальными комнатами, классом для занятий, уютной трапезной, библиотекой, небольшим спортзалом. И на сегодняшний день в приюте около тридцати подопечных. Такая вот история!

Сильное впечатление на нас произвело подсобное хозяйство монастыря. Признаться, ни в одной обители мы не видели такого современного коровника с крышей, частично сделанной из прочного стекла, причем с той целью, как нам пояснили, чтобы попадающий через стекло солнечный свет улучшал настроение телят, быков и коров.

О подсобном хозяйстве разговор особый. В любом сельском монастыре оно необходимо. У нас есть поля, огороды, курятник с пятьюстами кур, пчелиные ульи. Скотный двор, который вы видели, довольно-таки большой, но мы хотим развивать его дальше. Причин для этого много, и одна из них: надо думать, как жить и обеспечивать себя, поддерживать в должном состоянии транспорт, обновлять по весне некоторые монастырские здания, решать другие денежные проблемы, если вдруг не будет благотворительной помощи. Ведь сегодня человек, допустим, может дать какие-то средства на нужды монастыря, а завтра у него такой возможности уже не будет. Поэтому мы подумали, порассуждали, прикинули в уме и решили развивать сельское хозяйство. И в первую очередь, животноводство. Если сумеем выйти на хороший уровень, то сможем свои продукты, натуральные, без всякой там химии и ГМО, выращенные и произведенные с молитвой, продавать населению. Тогда нам не придется, что называется, побираться.

- А сейчас приходится?

Пока что все работает на организацию дела, на перспективу, и серьезного дохода у нас еще нет. Когда, например, монастырь, получил счет за газ и электричество, израсходованные в январе нынешнего года, и там была выставлена фантастическая сумма в 500 тысяч рублей, конечно, пришлось обращаться к людям, способным такую сумму оплатить. Иначе нам бы все отключили, и страшно подумать, что бы случилось...

Дохода пока нет, но экономия для самого монастыря большая. Нам не надо покупать молочные продукты, яйца - у нас все свое. Недавно мы приобрели хорошее итальянское оборудование, и итальянец-сыродел Иван (ударение на первом слоге) Новелли с помощью переводчика обучает сестер варить сыры, известные под названиями «Фантазия», «Моцарелла», «Рикотта». Мы сами печем разные сорта хлеба и пирожки с несколькими видами начинок - для себя и на продажу. Какая-то «живая копеечка» с этого всегда имеется, и часто нас это выручает.

Что касается животноводства, то сестры обители ездят на животноводческие выставки, которые проводятся на ВВЦ. Хорошо знают они дорогу и в Московскую сельскохозяйственную академию имени Тимирязева. К себе мы приглашаем специалистов фермерских хозяйств, готовых подсказать, чем и как надо кормить коров, чтобы получать хорошие надои молока. Кроме того, к нам приезжают профессора из Москвы и Санкт-Петербурга, и, общаясь со всеми специалистами, сестры набираются опыта.

- Матушка Елисавета, по вашему благословению мы побывали в просторной иконописной мастерской и познакомились с ее хозяйками - двумя монахинями-иконописцами. Заглянули также в медицинский кабинет, который поразил не меньше, чем скотный двор. Настоящая современная медицинская амбулатория! Заходишь туда и понимаешь, насколько серьезно в монастыре заботятся о телесном здоровье сестер, проводящих время в трудах и молитвах. Но особую радость мы испытали в монастырских храмах. Это было не просто сильное впечатление. Впечатление неизгладимое! Подумалось: если насельницы обители с огромной любовью восстанавливали разрушенные храмы, то с какой, должно быть, любовью к Богу и людям они здесь молятся?!

Скажу вот о чем: сейчас как бы одновременно у тех российских монастырей, что прошли двадцати- или двадцатипятилетний восстановительный период (тяжелый, напряженный, суетный), наблюдается стремление к уставной духовной жизни. Заметен всеобщий подъем. И вот на памятных всем нам Международной конференции в Свято-Троицкой Сергиевой лавре «Монастыри и монашество: традиции и современность», на XXII Международных Рождественских образовательных чтениях (направление «Монашеская традиция: от древности до наших дней») был очевиден живой интерес игуменов и игумений, сестер и братии наших обителей к жизни греческих монастырей. Почему? Объяснение простое. Потому, что там не прерывалась богослужебная традиция, традиция молитвенного делания. А наши монастыри стараются эту традицию у себя возродить. Все, в том числе и мы, понимают, что будет много трудов, проблем и скорбей и по-прежнему предстоит где-то добывать деньги на разные монастырские нужды, но в основном-то все уже образовалось! Мы в Стефано-Махрищском монастыре живем теперь спокойной размеренной жизнью, - слава Богу, появилась такая возможность. Никто из сестер не торопится, не суетится: мол, быстрей, быстрей все надо сделать! Богослужения, монашеское молитвенное правило являются приоритетами. Повторю, что даже при большом хозяйстве, при любой нагрузке можно постараться все так организовать, распределить, чтобы у сестер оставалось время и на келейную молитву, и на службы в храме. У нас, замечу, каждый день вывешивается расписание: куда какая сестра идет на послушание; с каких часов она трудится. Много лет я его составляла, но сейчас народу прибавилось и тяжеловато стало. Теперь расписание составляет благочинная, хотя, конечно, под моим контролем. А расписание певчих по-прежнему составляю я, указывая, какие песнопения мы исполняем в субботу, какие - в воскресенье. Я сама певчая - пела на клиросе и в Пюхтицах, пою и здесь...

- А кто духовник вашей обители? Какие взаимоотношения у вас с ним сложились?

Духовником обители является насельник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Мефодий (Ермаков). Великим постом он приезжает к нам каждую неделю. Я за сестер спокойна: у них есть возможность исповедовать свои помыслы, просить совета у монаха высокой духовной жизни. Иногда я тоже советуюсь с батюшкой по поводу той или иной сестры, и он всегда деликатно высказывает свое мнение, никогда ничего не навязывая. Так что взаимоотношения у нас замечательные. Какое-то время отец Мефодий был келейником у старца Кирилла (Павлова), многолетнего духовника Троице-Сергиевой лавры, и это много значит.

Наверное, у некоторых сестер есть духовные отцы, у которых они начали окормляться еще до прихода в Стефано-Махрищский монастырь?

Есть. И тоже в Троице-Сергиевой лавре. Сестры нечасто просят отпустить их к своему духовному отцу, но когда они просят, я со спокойной душой разрешаю. Потому что знаю: это замечательные батюшки, и от встреч с ними будет только польза.

Матушка, вы как член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви участвовали в разработке проекта документа «Положения о монастырях и монашествующих». Можете рассказать, как шла работа над ним?

Напряженно, ответственно и интересно. Часто собирались совещания. Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност подвигал нас к деятельному участию в этой работе. Многие, исходя из своего опыта, высказывали свое мнение. Нам давались какие-то темы, кто-то писал доклад. Потом на совещания стали приезжать наместники и игумении ставропигиальных монастырей тоже со своими взглядами на проблемы. Во всем чувствовалась творческая атмосфера, и мне это очень нравилось. Вообще в последнее время жизнь Русской Православной Церкви настолько оживилась, стала динамичной, появился интерес к монашеству, устройству монашеской жизни в монастырях, так что документ, о котором мы говорим, на мой взгляд, очень своевременный.

Еще хочу вас спросить о монашеских форумах, конференциях. Нужны ли они для монашествующих, или все же это обременительно - приезжать на них, что-то часами обсуждать, отрываясь от неотложных дел своего монастыря? Кстати, один серьезный церковный публицист в статье «Не читайте форумов перед обедом», написал, что церковные люди часто не знают, о чем им говорить на таких форумах друг с другом. И тогда, по его словам, начинается «пинг-понг» цитатами из Святых Отцов...

Если конференции проводятся не слишком часто, то это необременительно и польза от них большая. Мне лично они многое дают. Мы, к примеру, живем-живем в своем монастыре и думаем: как все у нас хорошо, как правильно все обустроено! А послушаешь выступления других игумений или игуменов и начинаешь понимать, что это лучше сделать так, а это - вот так. То есть нельзя стоять на одном месте, надо развиваться. И как раз церковные конференции, форумы дают стимул для дальнейшего развития монашеской жизни. А по поводу «пинг-понга» я категорически не согласна. Даже если в иных докладах бывает много цитат из Святых Отцов, то, полагаю, лишний раз услышать их духоносные мысли никому из нас не помешает.

И последний вопрос, матушка. Вернемся к вашему монастырю - к детскому приюту. Интересно, его воспитанницы, среди которых мы увидели и девочек-школьниц, и дошколят, знают жития великих святых: преподобного Сергия Радонежского и его духовного друга и сподвижника, основателя вашей обители преподобного Стефана Махрищского? Чтут их?

Эти два великих святых им особо близки. Девочки не раз совершали паломничество в Троице-Сергиеву лавру. Все они хорошо знают тот факт, что однажды Игумен Земли Русской преподобный Сергий, терпя скорби от братии, покинул родную обитель и пришел в Махрищскую пустынь, где несколько дней провел с преподобным Стефаном в беседах о спасении души. Юные воспитанницы, как и сестры обители, постоянно с молитвою обращаются к небесному покровителю монастыря преподобному Стефану, Махрищскому чудотворцу. Каждую неделю они бывают на службе, исповедуются и причащаются. И я вижу, с каким благоговением девочки прикладываются к раке, поставленной над почивающими под спудом мощами великого святого. Не могу не сказать, что, подрастая, достигая совершеннолетия, наши воспитанницы самостоятельно, без всякого давления, выбирают свой дальнейший путь - работу, учебу в высшем учебном заведении. Мы с сестрами радуемся их успехам и надеемся, что та «закваска», которую они получили, живя при монастыре, тот молитвенный настрой и настрой на доброделание помогут им в жизни.

Беседовала Нина Ставицкая
Фотограф: Владимир Ходаков

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь — женский монастырь Владимиро-Суздальской епархии РПЦ на реке Молокча в селе Махра Александровского района Владимирской области.

1353 г. приход преподобного Стефана Махрищского из Киева в Москву. Основание Свято-Троицкой Стефано-Махрищской обители.

Стефан Махрищский

О детстве и юности будущего подвижника известно очень немного. Родился он в Киеве в самом начале XIV века и немало лет подвизался в Киево-Печерском монастыре, где принял постриг с именем Стефан. Преподобный Стефан был хорошо образован и начитан. Подвизаясь в монастыре под руководством опытных старцев, он приучился к духовному житию, воздержанию от страстей, непрестанному посту, неусыпной молитве и беспрекословному послушанию, подавая пример строгой иноческой жизни всей братии. Современниками преподобного Стефана были многие, прославленные в лике святых, преподобные, чьи нетленные мощи до сего дня почивают в Дальних пещерах Лавры. Среди них - преп. Силуан схимник, архимандрит Игнатий, затворники Лаврентий и Руф, Ипатий целебник, воин Тит, Арсений трудолюбивый, диакон Макарий, канонарх Леонтий…

Возможно, из-за притеснения униатов, начавшихся в землях Киевского княжества после овладения им великим литовским князем Гедимином, а может быть, по причине общего неустройства южнорусской церкви, преподобный Стефан был вынужден покинуть родные места и уйти в Московскую землю. Произошло это, вероятно, еще при митрополите Феогносте, который и благословил подвижника на подвиг пустынножительства. Несмотря на уговоры великого князя Иоанна Иоанновича Кроткого (1353-1359 гг.) остаться в любом из московских монастырей, преподобный Стефан испросил дозволения поселиться в безлюдном и уединенном месте.

Подвижник отправился на северо-восток и, после долгих поисков, избрал себе тихое место в дебри лесной, в 35 верстах от обители преподобного Сергия Радонежского, в бывшем княжестве Переяславля-Залесского, в волости Кинельской, при маленькой речке, именуемой Махрище. Здесь около 1353 г. он водрузил крест, соорудил убогую келью и стал возделывать землю, а вскоре стали стекаться сюда окрестные жители, нуждавшиеся в духовном совете и благословении. Вняв неотступным просьбам, преподобный позволил поселиться рядом тем, кто желал разделить с ним труды и скорби пустынного жития. Около 1358 г. святитель Московский Алексий благословил грамотой освящение церкви во Имя Святой Живоначальной Троицы и учреждение при ней иноческой обители, самого же Стефана поставил игуменом собранной братии. От великого князя Иоанна преподобный Стефан получил дарственную грамоту на пользование землей и значительные пожертвования на строительство монастыря.

Близость расположения двух монастырей и духовная дружба тесно связывали преподобного Стефана и игумена Земли Русской, преподобного Сергия. Они посещали друг друга, имели всякий раз между собой добрые и продолжительные беседы, взаимно утешавшие их в земных скорбях. Однажды, терпя скорби от братии, преподобный Сергий покинул родную обитель и пришел в Махрищскую пустынь, где провел несколько дней. В ожидании его махрищский игумен благословил ударить в било и со всею братиею вышел к нему навстречу. Поклонившись взаимно до земли, подвижники просили друг у друга благословения, по великому смирению не желая принять на себя первенства. Едва был умолен преподобный Сергий, как гость, благословить Стефана и братию, после чего преподобные вошли в церковь и, по совершении молебного пения, долго беседовали о спасении души. Несколько дней пробыл преподобный Сергий в Махрищском монастыре, после чего с иноком этой обители Симоном, хорошо знавшим окрестные места, отправился далее в путь и в живописной местности на крутом берегу реки Киржач по благословению митрополита Алексия основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором и прожил около трех лет.

Встреча преподобных Стефана и Сергия

Немало скорбей пришлось претерпеть и преподобному Стефану в деле устроения монастырской жизни. Крестьяне деревни Юрцово грубо восстали против преподобного, боясь, что он овладеет их землями. Не внимая кротким увещаниям преподобного, они грозили убить его, если он не уйдет из Махрищской пустыни. «Бог вас простит, чада, - смиренно ответил святой, - не вы это злобствуете, но лукавый диавол!» С этими словами кроткий игумен покинул обитель, поручив управление ею священноиноку Илии. Тайно ночью с учеником своим Григорием он вышел из монастыря, отправившись на Север, где в 60-ти верстах от древнего города Вологды, в удельном княжестве Авнежском, близ реки Сухоны, в 1370 г. основал Троицкую Авнежскую пустынь. Первые насельники Авнежского монастыря - Григорий и его ученик Кассиан были умерщвлены татарами в 1392 году во время нашествия татарского князя Бехтута, посланного Тохтамышем в Северную Русь. Мощи преподобномучеников, открытые в 1524 году, почивали в приходском храме упраздненного монастыря.

Далеко разнеслась слава о новоустроенной обители и достигла великого князя Димитрия Иоанновича, повелевшего преподобному Стефану явиться в Москву и пожаловавшему обоим его монастырям земельные и лесные угодия и озера.

Беседа преподобного Стефана с великим князем московским Димитрием Донским

Будучи в столице, преподобный Стефан по просьбе родственника великокняжеского окольничьего Тимофея Васильевича Вельяминова - Косьмы - тайно постриг его в рясофор с именем Кирилл, провидя в нем будущего Белоезерского подвижника. По ходатайству прп. Стефана инока Кирилла приняли в Симонов монастырь, игуменом коего был архимандрит Феодор - племянник преподобного Сергия. В этой обители Кирилла вскоре постригли в монашество.

Приняв благословение святителя Алексия никогда более не оставлять своей обители, преподобный вернулся в Махрищскую пустынь, где игуменствовал уже до конца жизни. Жил же он, по свидетельству древнего жития, "подвизаяся о церковном устроении и еже в монастыре совокуплении братии, и о сих спасении, яко отец чадолюбивый печашеся; не токмо словом учаше их, но и делом наказуя и нравом, сам собою во всем образ дая им: кроток же бе от юности, и тих и молчалив, и божественным писанием не токмо послушатель и хранитель, но и творец. Многим же видящим его смирение и кротость, паче же и ризную худость, не мнети его настоятеля братии, но единаго от последних в братии. Николи же бо видети его когда случися разъярившася на кого согрешающаго, но тихостию, словом и смирением учаше; бе же милостив толико, яко николи же просяща убога или странна отпустити тщима рукама. И слышавше сия добродетельная многая блаженнаго Стефана исправления окрест места того живущии людие христолюбивии прихождаху пользы ради." Достигнув глубокой старости, предчувствуя приближение своей кончины, преподобный дал последнее наставление братии, поручая управление обителью священноиноку Илии.

Облекшись в великую схиму, 14/27 июля 1406 г. преподобный Стефан предал дух Господу. Честные останки его погребли у стены срубленного им храма. Благоухание, исходившее от тела преподобного, уверило осиротевшую братию в святости их игумена, укрепив в ней ревность и стремление жить по заветам отошедшего в вечность старца: хранить страх Божий, нести неустанный монашеский подвиг, помнить час смертный, иметь нелицемерную любовь в общежитии и всецелое отречение от мира.

Рака над мощами преподобного Стефана Махрищского

Тропарь преподобного Стефана Махрищского, глас 8

Православия ревнителю, благочестия наставниче и чистоты, ищущим спасения путеводительный светильниче, монашествующих Богодухновенное удобрение, преподобнаго Сергия духовный собеседниче, Стефане премудре, ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси и пустыни населил еси,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Стефана Махрищского, глас 8

Чистотою душевною божественно вооружився, блаженную жизнь совершил еси, в пустыню, яко во град, вселився, благодать приял еси от Бога исцеляти недуги приходящим к честней твоей раце и всех возвышати к Божественней высоте, темже, имея дерзновение ко Святей Троице, поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, преподобне Стефане, постником удобрение.

После преставления преподобного Стефана основанная им обитель переживала самые разные времена. Были в ее истории и периоды упадка, и периоды расцвета. Но всегда на этом святом месте ощущались присутствие и благодатная помощь стяжавшего дерзновение ко Святой Троице игумена Махрищского преподобного Стефана. Первые преемники святого Стефана - игумены Илия и Николай - строго соблюдали заветы преподобного, а день его праведной кончины, по установленному обычаю, освящался сугубой молитвой. Однако последующие настоятели не соблюдали во всей строгости устав, введенный Стефаном, а почитание памяти первоначальника обители было уже не столь ревностным.

В конце XV века в монастыре случился сильный пожар, уничтоживший храм, трапезную и келии. На пепелище остались лишь несколько иноков, которые не сохраняли общежительный устав. Но и в эти годы люди приходили поклониться могилке преподобного старца, над которой, по преданию, выросли из одного корня три березки, сомкнувшиеся и сросшиеся кронами. Этот зеленый шатер, раскинувшийся над местом упокоения праведника, явился как бы прообразом того Троицкого храма, который спустя время был возведен на этом месте.

В 1525 году игуменом становится старец Иона, управлявший обителью 32 года в царствование государя Ивана Васильевича Грозного. Согласно записям монастырской вкладной книги, при Ионе монастырю были пожалованы многие земельные вотчины, обитель понемногу благоукрашается, трудами настоятеля в монастыре были поставлены часы с самобоем, а на колокольне повешены новые колокола...

К этому же времени относится предание о столетнем старце Германе, дни и ночи проводившем в молитве и удостоенном дивного видения. Однажды ночью, выйдя из своей кельи, старец увидел на могиле преподобного Стефана горящий огонь, который озарял своим светом всю обитель. Изумленный старец поспешил разбудить игумена, а тот, собрав братию в церкви, совершил молебное пение святой Живоначальной Троице. Вскоре посетил обитель игумен Троице-Сергиева монастыря Арсений Сахарусов, его повелением над местом погребения преподобного Стефана была поставлена гробница, покрытая пеленой, а на ней большая свеча.

В 1557 году игумен монастыря становится Варлаам, будущий святитель Суздальский и Тарусский. С юных лет подвизаясь в святой обители, Варлаам имел огромную веру в молитвенное предстательство преподобного Стефана, а, став игуменом, не раз получал помощь в затруднительных обстоятельствах, с горячей молитвой обращаясь к преподобному. Будучи свидетелем многих чудесных исцелений, происходивших у гроба преподобного Стефана, игумен Варлаам с особым усердием собрал все сведения о жизни святого и преподнес свой труд митрополиту московскому Макарию. По благословению святителя иеромонах московского Данилова монастыря Иоасаф составил службу и житие преподобному Стефану, а царь Иван Васильевич Грозный пожертвовал средства на строительство каменного храма. При этом строительстве чудесным образом были обретены мощи святого. Когда был открыт гроб, поверх мощей обнаружили черный кожаный пояс с изображением двунадесятых праздников, подобный которому носили монахи Киево-Печерского монастыря. Пояс этот был вложен в серебряный крест, от которого многие стали получать исцеления.

Над мощами прп. Стефана вскоре была сооружена каменная церковь (в честь преподобного), ставшая северным приделом нового Троицкого храма. Придел был освящен в 1558 году в присутствии самого государя Ивана Грозного и царицы Анастасии, пожертвовавшей облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного. Сам царь неоднократно посещал Махрищскую обитель во время своих богомольных поездок, делая крупные денежные вклады и жалуя земли. Братии в эти годы в обители было более 60 человек. По благословению святителя Макария игумен Варлаам участвовал в восстановлении разоренной Авнежской пустыни, основанной некогда преподобным Стефаном и его учеником Григорием. Преподобномученики Григорий и Кассиан Авнежские были убиты при набеге вятчан и казанских татар в 1392 году. Память их совершается 15/28 июня.

В 1570 году игумен Варлаам был возведен в сан епископа Суздальского и Тарусского. Возглавляя Суздальскую кафедру, святитель много потрудился для прославления преподобной Евфросинии, княжны Суздальской, житие которой ему посчастливилось найти в книгохранилище Махрищского монастыря. Слава о преподобной княжне распространилась далеко за пределы древнего града, когда святитель представил все собранные материалы на суд Московского митрополита. Святая Евфросиния была канонизирована в 1698 году, при патриархе Адриане, с почитанием ее памяти 25 сентября в день блаженной кончины преподобной.
После 13-летнего управления кафедрой святитель вернулся на покой в Махрищский монастырь, где и провел последние годы до дня своей праведной кончины 21 августа 1585 года. Покидая Суздальскую кафедру, святитель Варлаам взял с собой Тихвинский образ Божией Матери, прославившийся затем в обители многими чудотворениями. Позднее при перестройке Троицкого собора при митрополите Московском Платоне могила святителя находилась в нижнем храме в особой палатке с северной стороны. На гробнице темно-серого мрамора было высечено две надписи:
"Святый Варлаам здесь телом почивает,
Но духом в небесах он с Богом обитает.
Благий рабе и верный вниди в радость Господа Твоего!"
Ныне мощи святителя Варлаама, обретенные в 1998 году при раскопках, покоятся в восстановленном храме Пресвятой Троицы.
Во второй половине 16 века Махрищский монастырь становится крупным церковным землевладельцем. Вкладная книга монастыря упоминает многих именитых землевладельцев, пострадавших в годы опричной политики Ивана Грозного. Среди них - Кротковы, Клобуковы, Макаровы, Таратины, Обуховы, Баскаковы… Разоряясь, такие вотчинники жертвовали свои земли соседнему монастырю, некоторые из них вступали в его братство. Так, представители старинного рода вотчинников Кинельского стана сыновья Петра Зубова - Гавриил и Филипп (в иночестве - Герасим и Филофей) стали впоследствии старцами Махрищского монастыря, а в 1580 году, во время междуигуменства, управляли обителью.

Смутное время - междуусобия и междуцарствия - Махрищский монастырь был разорен, разграблен и почти дотла сожжен польскими интервентами. В 1613 году все Залесье представляло собой пустыню. Дозорщику Ивану Воейкову, посланному в 1614 году по повелению царя Михаила Федоровича описывать села и станы смежных с Великой (Александровской) слободой земель, предстала страшная картина: разоренные сожженные села - Зеленцино, Неглово, Юрцово - с заброшенными избами и неубранными трупами. ("А ныне все пусто: села и деревни запустели от литовских людей".) Десятки монастырей навсегда исчезли с лица земли. В Махрищской обители уцелели лишь остовы каменных стен церквей. В народе долго сохранялся рассказ о том, как злодейские руки, дерзнувшие прикоснуться к гробнице преподобного Стефана, были попалены огнем, и как враги Церкви Божией, устрашенные этим чудом, разбежались, оставив святую обитель.

На разоренный монастырь обратили внимание Троицкие старцы. Братия с архимандритом Дионисием били челом царю и государю Михаилу Федоровичу и просили разрешить переписать обитель и земли на их имя. В августе 15 дня 1615 года (на Успение Пресвятой Богородицы) архимандрит Дионисий и келарь Авраамий были пожалованы государевой грамотой, согласно которой обитель преподобного Стефана была приписана к Троице-Сергиевому монастырю. Старцы "сыскали" утраченные жалованные грамоты на села и деревни монастыря, а дозорщики, посланные царем, произвели опись и межевание земель.
Лаврский архимандрит Дионисий Зобниновский и келарь Авраамий Палицын вошли в историю как истинные патриоты, много сил приложившие к освобождению Москвы от польских захватчиков и умиротворению России в период Смуты. Незаурядные политические деятели и ученые книжники - оба они в разные годы подверглись опале и мужественно претерпели клевету и гонения, вернувшись впоследствии оправданными в Троице-Сергиеву Лавру. В октябре 1612 года архимандрит и келарь вместе с народным ополчением, возглавляемым князем Дмитрием Михайловичем Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым, вступили в ворота Московского Кремля. Их стараниями, а затем и усердием других наместников Троице-Сергиевой Лавры начала возрождаться разоренная обитель преподобного Стефана. Потерявшая свою самостоятельность с этого времени она подчинялась управлению "учрежденного собора", т.е. архимандритов Троице-Сергиевой Лавры. Именно они определяли в Махрищский монастырь строителей - руководителей братии.
Не забывали о древней обители русские государи, присылая сюда деньги и дары. Во вкладной книге монастыря есть записи о вкладах на поминовение рода царей Бориса Годунова и Алексея Михайловича, тщанием которого были устроены резные решетки у гробниц чудотворцев Махрищских Стефана и святителя Варлаама, украшены храмовые иконы. Есть в книге и запись о том, что в том же 1670 году января 12-го дня государь Алексей Михайлович прислал пять рублей на молебен и "братии на милостыню, да пять осетров, пять белуг, да два пуда зернистой икры". Нередко встречается во вкладной книге и имя императрицы Анны Иоанновны.

До 1764 года монастырь владел многими землями. По писцовым книгам 1627-1629 гг. за ним числилось четыре сельца, восемь деревень, 44 пустоши, немало строевого лесу и 760 душ крестьян. Кроме того, по указу 1765 года обители принадлежало право рыбной ловли в реках Молокче и Шерне на протяжении 30 верст. Новый расцвет обители связан с именем митрополита Платона (Левшина). Переведенный в Москву на архиепископскую кафедру указом императрицы Екатерины второй в 1775 году митрополит Платон оставался наместником Троице-Сергиевой Лавры и не оставлял своим вниманием подведомственные Лавре монастыри. Случалось, летом Владыка иногда помногу недель проводил в обители преподобного Стефана, отдыхая здесь от многочисленных трудов по управлению епархией. В монастыре были устроены для него особые покои, позднее обращенные в монастырскую гостиницу. По воспоминаниям современников, во время пребывания в Махре митрополит вел себя на удивление просто. В одном простеньком подряснике он совершал прогулки по окрестным лесам и лугам, подходил к работавшим в поле крестьянам, преподавал им святительское благословение, входил в их заботы, часто помогая деньгами нуждающимся.

С конца 18 века начинает складываться основной архитектурный комплекс монастыря. Тщанием митрополита Платона в 1791-1792 гг. над восточными вратами обители была построена каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, в эти же годы обитель была обведена новой каменной оградой, с четырьмя башнями по углам. В 1806 году над северными вратами построили каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла.
К 1807 году главный собор обители - Троицкий - сильно обветшал. Его разобрали и иждивением митрополита Платона выстроили новый собор, который был освящен 23 августа 1808 года, в день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы. Слово на освящение храма произнес молодой учитель красноречия и риторики Московской Духовной семинарии Василий Дроздов - будущий святитель Филарет, митрополит Московский.

В самой планировке комплекса и, главным образом, в формах Троицкого собора сказалось влияние архитектурного ансамбля Спасо-Вифанского монастыря. Главный храм обители во имя Живоначальной Троицы был сооружен по образу Вифанского Преображенского храма. Собор был двухэтажным: в нижнем храме находился престол в честь свт. Иоанна Златоуста, в верхнем - во имя Святой Живоначальной Троицы. В верхний храм вели широкие лестницы, а сам он представлял собой круглую галерею на колоннах.
Не только внешнее благоустройство беспокоило митрополита Платона. В разные годы обитель приходила в совершенный упадок. Так к 1787 году (при строителях Досифее и Иакове) братии в монастыре оставалось несколько человек, в связи с чем Духовный собор Лавры рекомендует новому строителю "по благословению митрополита Платона завести братство…, подобно Берлюковой пустыни, для чего велено туда съездить, побыть в ней неделю, поговоря и посоветуясь с той пустыни строителем, который из ничего устроил монастырь и содержит хорошо".
Тринадцать лет управлявший монастырем иеромонах Астион (1787-1800 гг., † 1801 г.) сумел поднять обитель на прежнюю высоту. Посетивший в 1789 году обитель Высокопреосвященнейший митрополит Платон, остался весьма доволен тем, что "братия в послушании трудятся, пруд сами чистят, общую трапезу имеют, странноприимствуют, мельницу устроили, службу церковную производят тщательно, по монастырскому обыкновению".

За полвека с 1802 года в Махрищской обители сменилось тринадцать настоятелей, среди которых были строители Паисий (июнь 1824 - 1825 гг.), Геннадий (август 1830 г. - февраль 1833 г.) и Парфений (февраль 1833 - 1839 гг.) - ученики старцев Николо-Пешношского монастыря Макария и Максима, известных своей высокой подвижнической жизнью. При них неукоснительно исполнялся издавна введенный устав церковного богослужения и сохранялось столповое пение.






Последний настоятель Махрищской обители игумен Евгений (в миру Ефрем Лукьянов) положил начало иноческой жизни в Гефсиманском скиту, где подвизался почти тридцать лет, проходя послушания пономаря, ризничего, чредного священнослужителя. 6 апреля 1916 года иеромонах Евгений был назначен строителем Махрищского монастыря, а 8 мая (нового стиля) 1918 года Святейшим Патриархом Тихоном был возведен в сан игумена в Троицком соборе Лавры. еками складывавшейся красоте и мерному строю монашеской жизни, внешнему благолепию и той духовной высоте, на которую поднялась обитель в начале 20 века, оставалось цвести совсем недолго. Шесть тревожных лет до закрытия обители не прекращается монашеская жизнь, совершаются постриги, не угасает монашеская молитва. Но сухие строки архивных документов доносят до нас отголоски страшных революционных событий: обыски, погромы, арест монахов, сопровождавших во время крестного хода чудотворную Тихвинскую икону, изъятие церковных ценностей. По последним послужным спискам перед закрытием монастыря в обители оставалось не более тридцати насельников, из них больше половины уже немолодые монахи. Все они встретили 1922 год и стали свидетелями закрытия и разорения родной обители. Законодательно монастырь был закрыт 5 января 1923 года. В 1922-1924 гг. в стенах монастыря размещалась сельскохозяйственная школа, в 1924 храм преподобного Стефана был передан в ведение Главмузея, а остальные постройки - Александровского уездного исполкома, часть построек сдавалась в аренду Карабановской ткацкой фабрике, часть - была отдана детскому дому беспризорных детей. В 1925 году были сняты и переданы в распоряжение Госпромцветметалла древние монастырские колокола. До войны в монастыре была устроена больница, в закрытых храмах - склады. В 1942 году взорвали Стефановскую и Троицкую церкви, колокольню, щебень от которых был использован на сооружение аэродрома в д. Слободка Киржачского района. В послевоенные годы в уцелевших зданиях размещались детский дом, дом отдыха Академии наук, а с 1989 года - пионерский лагерь Мурманского отдела народного образования. Монастырь все больше терял свой вид, перестраивался, ветшал и разрушался. И уже не верилось, что когда-нибудь здесь вновь возродится иноческое служение. Но нет невозможного у Бога.

В 1993 году архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием на оскверненной территории монастыря был водружен памятный крест в честь 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, не раз бывавшего в этой обители. Вслед за этим в полуразрушенном корпусе, примыкавшем к храму Святых апостолов Петра и Павла, поселились и первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой, ставшей вскоре их настоятельницей. Не мало трудностей пришлось перенести, прежде чем наладилась жизнь и начались первые богослужения в Петропавловскои храме.

Чудом нашлись и благотворители. В 1995 году сестры обратились за помощью к Президенту концерна «Росэнергоатом» Поздышеву Эрасту Николаевичу. С тех пор на протяжении более пятнадцати лет Эраст Николаевич со своими сотрудниками делают все возможное для возрождения этой древней обители. Они не только восстанавливают монастырь, но и участвуют в церковной жизни обители, в богослужениях, приезжают на праздники.

Постепенно восставали из руин жилые корпуса, старинная трапезная. Котельная была выстроена заново. Проложены коммуникации. Организовано подсобное хозяйство. Построена новая общеобразовательная школа в селе.







Храм Стефана Махрищского. 1997 г.


Храм Петра и Павла. 1806 г.