Подводные клады черного моря. Путин ищет клады на дне Черного моря, это нормально. Пассажиры вертолета застыли в креслах, как манекены

Как сообщает директор Института археологии Национальной академии наук Украины Денис Козак, в прибрежной акватории Чёрного моря обнаружено 494 затонувших объекта, принадлежащих к разному времени, из них 141 объект идентифицирован археологами, как остатки кораблей, относящихся к античным временам истории Причерноморья.

В Украине планируется составление государственного атласа объектов подводного культурного наследия и антиквариата Черного моря.

Директор Института археологии Денис Козак подготовил отчёт о результатах экспедиции, исследовавшей участки дна Черного моря от мыса Херсонес до мыса Меганом. За прошедшие тысячелетия в Чёрном море затонуло большое количество разнообразных судов — это и военные, и торговые, и прогулочные суда, совершающие морские круизы . Не всегда морские круизы в Чёрном море заканчивались счастливо, как далёком прошлом, так и в наши дни.
В 31 августа 1986 года у берегов Новороссийска затонул круизный пароход «Адмирал Нахимов» , построенное в 1925 году в Германии («Berlin», III). Пароход затонул в 4 километрах от берега, он и до сих пор покоится на морском дне. Подводная археологическая экспедиция провела фото и киносъёмку затонувших объектов, исторических памятников найденных в акватории прилегающей к крымскому побережью.
Как сообщает Lenta.ru, для исследования черноморского дна украинские археологи использовали поисковое оборудование Института археологии и океанографии США. Украина не предоставила средств на исследование, подводная экспедиция была профинансирована американской стороной, на экспедицию было израсходовано около $2,5 млн. долларов.

Активное участие в исследовании морского дна принимал доктор Роберт Баллард американский исследователь и ученый, известный в научных кругах, тем, что он обнаружил место катастрофы «Титаника».

На глубине около километра археологическая экспедиция обнаружила на дне Черного моря затонувшее византийское судно IX-X веков. От самого деревянного корабля почти ничего не осталось, кроме 200 амфор на дне.

Аквалангистами было обследовано пассажирский пароход «Ленин», затонувший в 1941 году, на борту которого было около 4 тыс. пассажиров. Среди затонувших объектов, обнаружен броненосец Российской империи «Екатерина II», эсминец «Дзержинский», который затонул в 1942 году, военный самолёт времён Второй мировой войны и военный вертолёт Черноморского флота СССР.

9 августа 2010 года во время испытаний экспериментального глубоководного научно-исследовательского аппарата «Софокл» с дистанционным управлением, Сергей Воронов заметил лежащий на дне корабль.
По мнению археологов, кораблю, по предварительным оценкам, около 1,2 тысячи лет. О возрасте амфор, лежащих на палубе, можно судить по их форме и размерам.

Корпус византийского военного корабля прекрасно сохранился, как целостный объект, оттого, что он частично погружён в морской ил. Длина корабля — около 50 метров, на нём уцелели две мачты, из уключинторчат около 15 весел.

Об этой находке сообщил Сергей Воронов — директор департамента подводного наследия Института археологии Национальной академии наук Украины.

Подобное судно в Чёрном море археологам еще не попадалось. На затонувшем корабле находится несколько тысяч артефактов «не старше VIII и не моложе XIII века нашей эры» — целый музей! Затонувшее византийское парусно-гребное судно лежит на глубине около 130 метров в 20 километрах от недалеко от курортного поселка Форос.

Раскопки и процесс поднятия корабля может затянуться до трех лет, то есть до 2013 года. Участники археологической экспедиции делают всё возможное, для успешного поднятия средневекового корабля и сожалеют о том, что летний сезон подводных раскопок на очень короткий и осенние штормы не дают возможности их продолжить. Планируется и восстановление корабля.

От разграбления чёрными археологами затонувший византийский корабль защищает не только глубина, на которой он находится, но и Служба Безопасности Украины и пограничники, которым известны координаты находки.
Лето 2011 года оказалось необычайно богатым на открытия и новые находки для российских археологов. Институт археологии РАН снарядил научные экспедиции на Кавказ, Урал и даже Чукотку.

Результатами археологических исследований явились уникальные открытия очага античной цивилизации в . В этом древнем античном городе обнаружены общественные и жилые здания древнего города, найдено большое количество разнообразных предметов из Средиземноморья.

На некрополе Фанагории археологи исследовали каменный склеп IV в. до н.э., никогда раньше в нашей стране не было обнаружено подобных архитектурных сооружений.

Как стало известно археологам, часть античной Фанагории находится под водой. По сообщению доктора исторических наук Владимира Кузнецова археологическая провела принесшие важные открытия. Проведя подводные раскопки аквалангисты обнаружили портовые сооружения Фанагории, фрагменты мраморных архитектурных деталей античных храмов, древнегреческие надписи, обломки мраморных статуй и постаменты, древнегреческая керамика и .

Если совочек и кисточка археолога опередят экскаватор грабителя и лопату «чёрных археологов», у нас появится шанс чуть больше узнать о быте наших далеких предков.

Даже сейчас, погружаясь с маской и трубкой, разглядывая подводное царство Черного моря сквозь колючие водоросли, из-под которых выглядывают крабы и прочие морские обитатели, хочется найти клад.

Во все времена через бушующее море на земли Тавриды шли корабли. Черное море не всегда спокойно, здесь бушуют постоянные шторма и корабли бесследно уходят в морскую пучину. У берегов Крыма достаточно затонувших кораблей, и вместе с их останками живут мифы о затонувшем золоте.

Сказка о «Черном принце»

Я не буду рассказывать о нем много. Подробности и целый экскурс по этой легенде я уже давала в специальной статье . Если вкратце, то во времена Крымской войны и первой обороны Севастополя, в Балаклавской бухте затонул британский фрегат. По по некоторым данным, он ушел на дно вместе с 200 000 фунтами стерлингов золотом. Реальность же оказалась не столь обнадеживающей: в 2010 году в бухте после обнаружения «типового корабля», археологи отыскали десятки вещей - вероятнее всего, c «Черного принца»: пушечные ядра, медицинскую утварь (корабль перевозил полевой лазарет), деталь от парового двигателя британского производства. Не нашли только легендарные бочонки с золотом...

Севастополь, Балаклавская бухта

Однако старожилы Балаклавы говорят, что огромное количество золотых монет нашли простые дайверы, которых больше здесь никогда и никто не видел. Судите сами, может, не там ищем?

Византийский купец

В 2006 году вблизи поселка Форос украинские археологи организовали масштабную экспедицию по исследованию Черного моря. В итоге ученые наткнулись на интересную вещь. На глубине 124 метра исследователи засекли через объективы аппарата, рыскавшего по дну в 20 километрах от берега, торчащую из ила мачту. Ученые поначалу не поверили своим глазам, ведь никаких исторических данных о крушении в этих местах большого парусного судна в архивах не имелось.

Во время экспедиции удалось поднять на поверхность часть деревянной доски. Анализ в лабораторных условиях позволил определить предварительную датировку – 1120-1190 гг. С уверенностью 80% можно утверждать, что это византийский корабль.

Судно было обнаружено при помощи телеуправляемого подводного робота "Софокл-1".

Еще большим чудом археологи называют то, что древний корабль сохранился почти в первозданном виде. Даже весла до сих пор торчат из уключин. Причина – в уникальном составе черноморской воды. На большой глубине в ней присутствует особая концентрация сероводородных газов, которые являются естественным природным консервантом. В такой воде не только дерево не гниет, но даже бумага и папирус сохраняют свой изначальный вид.

В том, что в трюмах вполне могут лежать сундуки с золотом и драгоценностями, археологи почти не сомневаются – державы богаче Византии в те времена в мире не было. В любом случае, стоимость находки заранее исчисляется миллионами долларов.

Останки византийского судна.

И похоже, что она не последняя. За время экспедиции у крымского побережья были обнаружены останки 494 затонувших кораблей, в том числе 40 древнегреческих, которые до сих пор остаются неисследованными!

Ответ на вопрос поднятия судна будет решаться этим летом. Ученые сегодня в предвкушении сенсации: какие сокровища могут находиться на борту судна богатейшей империи, можно только предполагать.

Награбленное немцами

В апреле 2017 года подводно-исследовательской группой у берегов Евпатории на глубине 90 метров был найден пароход Boy Feddersen.

Поисками корабля дайверы занимались почти 25 лет. По предварительной информации, на борту найденного судна находятся золотые слитки и антиквариат, который нацисты собирались вывезти из Крыма.

Гидроакустическое сканирование дна поможет исследователям получить больше информации о находке. После этого водолазы спустятся на борт затонувшего корабля и смогут своими глазами увидеть таинственные трюмы с сокровищами.

Уже сейчас известно, что на борт Boy Feddersen были свезены самые ценные экспонаты из всех музеев полуострова Крым. А стоимость их измеряется в сотнях миллионов долларов.

У корабля Boy Feddersen интересная биография.

Изначально это судно было построено в 1914 году в Германии под названием Anhalt. В 1919 году оно была передано англичанам по мирному Версальскому договору, по которому все вооружение Германии должно было быть передано союзникам Антанты. После того, как англичане продали корабль испанцам, те переименовывали его в Aya-Mendi. Потом немцы выкупили его обратно. В итоге пароход приобрел СССР, дав ему название "Харьков". Позже, после наступления немцев на Севастополь, он был поврежден. Немцы его восстановили и назвали Boy Feeddersen. В свой последний рейс он вышел в акваторию Черного моря в 1943 году, когда немцы спешно отступали и пытались забрать с собой все ценности, которые «приватизировали» за время оккупации полуострова.

Корабль был атакован советской авиацией и быстро пошел ко дну. Долгих 74 года прошло с тех пор, как удача улыбнулась дайверам. Будем следить за новостями! Надеюсь, после детального исследования парохода, мы будем приятно удивлены.

Пароход «Ленин»

Самая масштабная катастрофа XX века на Черном море: в 1941 году этот пароход затонул у мыса Сарыч. Погибли около 5 тысяч человек.

Мыс Сарыч

Построен был пароход для России в нынешнем Гданьске, в прошлом - на немецкой верфи, в 1909 году. Назвали его «Симбирск» и отправили на Владивосток для осуществления перевозок в Японию и Китай. В 1923 году пароход был переименован в «Ленин» и направлен в Крым. Там он курсировал между Одессой и Новороссийском, осуществляя пассажирский перевозки.

В свой последний рейс «Ленин» отправился из Одессы в Мариуполь 12 июля 1941 года. На борту были эвакуированные жители и запасы сахара.

22 июля на капитанский мостик поступило сообщение о возвращении в порт Одессы. Там в трюмы погрузили 350 тонн цветного метала в слитках. Испуганные жители осажденной Одессы просились на пароход. В результате вместо 482 пассажиров и 400 тонн груза, согласно официальному регламенту, пароход "Ленин" одних только пассажиров принял на борт, по оценкам, около четырех тысяч человек.

Пароход «Симбирск»

24 июля забитый пассажирами до отказа пароход вышел из порта в направлении Мариуполя. В то время вся акватория возле Крымского полуострова была заминирована Черноморским флотом. Так что пароход "Ленин" сопровождали пароход "Ворошилов" и теплоход "Грузия". Выйдя из Казачей бухты в Севастополе, они отправились дальше.

В полночь, уже у мыса Сарыч, на пароходе "Ленин" в носовом отсеке произошел взрыв. Пароход стал оседать носом вниз, и в итоге ушел в пучину моря за 7 минут. Точное количество спасенных и погибших до сих пор не известно.

Официальной причиной трагедии был признан подрыв на мине оборонного минного заграждения, произошедший из за ошибок в расчетах во время управления судном. Лоцманы своей вины не признали. Тем не менее, лейтенант Свистун был разжалован и расстрелян, а старший лейтенант получил восемь лет с отбыванием наказания после войны.

Но есть еще одна предполагаемая причина: в то время на Черном море курсировала румынская вражеская подводная лодка.

Точно выяснится причина гибели судна только тогда, когда его поднимут или тщательно исследуют.

В 2009 году по инициативе Севастопольского гидрологического центра была организована экспедиция к месту крушения. С помощью подводного аппарата на глубине 97 метром был найден пароход.

Корма затонувшего парохода «Ленин», капитанский мостик.

Насчет подъема пока ничего не известно, будем ждать новостей.

На дне Черного моря, еще столько неизученных мест! За огромную историю существования Крыма, постоянных войн, проходивших здесь, и глобальных переселений народов. Столько неизведанного скрывается под тоннами воды, что трудно представить, сколько людей и техники погибло на этом, бушующем море. И наверняка на дне есть еще сокровища, которые дожидаются своих первооткрывателей!

В 1790 году турецкий флот, действовавший на Черном море, держал весь свой золотой запас, всю свою казну на 74-пушечном корабле «Капитания». Это было новое судно, впервые участвовавшее в военных действиях. Оно по праву считалось и самым красивым, и самым быстроходным.

Командовал им опытный капитан Магомет-Мустафа-ага. Кроме того, на этом судне свой флагманский вымпел поднял знаменитый тогда трехбунчужный паша Саид-бей, присланный султаном в помощь двадцатидвухлетнему капудан-паше всего турецкого флота Гассану. Турецкий флот насчитывал 48 судов, и среди них было 15 громадных линейных кораблей, восемь больших фрегатов, а еще бомбарды, малые фрегаты, шебеки, лансоны… Одним словом, на «Капитании», за семью замками, в строго охраняемых трюмах стояло сто бочек с золотой и серебряной звонкой и отлично конвертируемой турецкой монетой…

В августе 1790 года Черноморская эскадра контр-адмирала Ушакова вышла из Севастополя с единственной целью: найти турецкий флот, завязать с ним бой и тем самым поставить точку в войне.

Знаменательная встреча состоялась в шесть часов утра. Выяснилось, что турецкий флот стоит между островом Тендрой и Хаджибеем на якорях. Черноморская эскадра шла по ветру. Это было как нельзя кстати, и на флагманском корабле появился сигнал: «Всем идти на сближение!»… На турецких кораблях быстро поняли, чем это им грозит, а поэтому тут рубили канаты, чтобы как можно быстрее уйти от невыгодного боя. Морской волк Саид-бей сидел на подушках возле бизань-мачты. Он велел передать Гассану, что одобряет это решение. Но вдруг, о, молодость, Гассан дал сигнал своим судам замедлить ход и выстраиваться в линию для боя! С его стороны это было опрометчиво: во время завязавшейся длительной пушечной дуэли русские имели преимущество в маневрировании.

Дуэль длилась до вечера, обедали и меняли вахты под несмолкаемый грохот орудий. Потери исчислялись в порванных парусах, разбитом рангоуте, снесенных мачтах как с той, так и с другой стороны. Но, наконец, русская эскадра воспользовалась даваемым ветром преимуществом: кильватерной колонной, оставив три фрегата в резерве, устремилась к турецкой линии. Та была смята, потеряла боевые порядки и стала уходить. Сумерки и крепчавший ветер остановили преследование: и турки, и русские бросили якоря.
Утром 29 августа турецкий флот снова выстроился в линию, и адская морская дуэль возобновилась. Кончилась она так же, как и предыдущая: эскадра Ушакова выстроилась в кильватерную колонну, а турецкий флот предпочел сняться с якорей и уйти мимо Хаджибея к Дунаю.

Корабли капудан-паши Гассана развивали скорость, недоступную судам Ушакова. Но… не все. В результате многочасовой дуэли были сильно повреждены «Капитания» (по другим источникам «Капитание») и «Мелеки Бхари». Они стали отставать от остального турецкого флота, и, в конце концов, 46-пушечный корабль «Иоанн Богослов» настиг «Мелеки», ударил в упор из орудий левого борта, сбил все мачты, и на верхней палубе «Мелеки» туркам ничего не оставалось, как махать белыми платками - они сдались, и над их судном был вскоре поднят Андреевский флаг.

Но «Капитания» сдаваться не думала. Присутствие любимца султана Саид-бея, курбач (кнут из крокодиловых ремней) капитана Магомета и, главное, наличие на судне казны всего турецкого флота заставляли надеяться на чудо, дарованное Аллахом. «Капитания» отстреливалась отчаянно. На ней были самые современные и только медные английские пушки. «Святой Андрей» к ней подошел первым, начал беглый огонь и сбил фор-марсель. А когда к замедлившей ход «Капитании» приблизились «Св. Георгий», «Преображение» и «Мария Магдалина», она была обречена. На флагмане «Рождество Христово» был поднят для авангарда сигнал: «Стараться взять в плен». Но «Капитания» сбила мачты на «Св. Андрее» и нанесла ощутимый урон другим кораблям. Тогда «Рождество Христово» приблизилось к неприятельскому судну почти на тридцать саженей и барабанной дробью предупредило турок о готовящемся ударе.

Но «Капитания» не унималась, и раздался роковой залп гранат и брандкугелей, после которого верхняя палуба турецкого корабля запылала так жарко, что русским пришлось отойти и поливать свои паруса водой, чтобы они не загорелись от сыпавших отовсюду искр. У турок началась паника: моряки бросились к шлюпкам, прыгали за борт. Саид-бей с офицерами успел занять одну из шлюпок, которая вскоре была пленена. Огонь выжигал «Капитанию», как яичную скорлупу, и вскоре волны с шипением сомкнулись над остатками палуб - золотой запас турецкого флота навсегда ушел на дно Черного моря.
Итак, господа акционеры будущей компании по подъему этого серебра и злата! Для вас, несомненно, представляет определенный интерес, сколько, хотя бы приблизительно, денег там покоится? Судя по всему, немало.

Во-первых, любой турецкий капитан считал свой корабль персональной собственностью. Он был феодалом на судне и свои запасы держал при себе. В его ведении были не только военные моряки, но также и вольнонаемные. Им платили звонкой монетой. Во-вторых, кампания 1790 года предполагала высадку войск в Крыму. Десант и действия на суше требовали не только хорошего запаса оружия, но также и денег. Так что сотня бочек пиастров - факт весьма реальный. Автору этих строк приходилось сталкиваться в архивах с упоминанием о сотнях бочек золота для армии Потемкина в 1790 - год захвата Измаила.

Ответ на вопрос, какая польза России от Крыма, может быть дан уже нынешним летом. Черноморский центр подводных исследований объявил о своих планах поднять наконец лежащий на дне близ мыса Форос древний византийский корабль. Торговое судно, затонувшее тысячу лет назад, археологи обнаружили ещё в 2006-м, однако скудный украинский бюджет не позволил провести подъёмные работы. Учёные застыли в предвкушении сенсации: какие сокровища могут находиться на борту судна богатейшей империи всех времён и народов, можно только предполагать.

На покоящиеся на 124-метровой глубине останки византийского «купца» украинские археологи наткнулись в ходе масштабной экспедиции по изучению Чёрного моря у Южного берега Крыма. Когда объективы аппарата, рыскавшего по дну в 20 километрах от берега, вдруг поймали торчащую из ила мачту, учёные поначалу не поверили своим глазам – каких-либо исторических данных о крушении в этих местах большого парусного судна в архивах не имелось. Впрочем, приглядевшись, они поняли: искать письменные упоминания бесполезно – найденный корабль старше любой сохранившейся хроники.

– Это исключительный объект, – признаётся директор Черноморского центра подводных исследований Сергей Воронов. – На нём могут быть бесценные находки. Учитывая большое удаление места затопления от берега, корабль скорее всего не подвергся разграблению.

Ещё большим чудом археологи называют то, что древний корабль сохранился почти в первозданном виде. Даже вёсла до сих пор торчат из уключин. Причина – в уникальном составе черноморской воды. На большой глубине в ней присутствует уникальная концентрация сероводородных газов, которые являются естественным природным консервантом. В такой воде не только дерево не гниёт, но даже бумага и папирус сохраняют свой естественный вид.

Поэтому сегодня учёные тайно лелеют в душе мечту: а ну как удастся найти на борту древнюю рукопись? Например, неизвестную трагедию Эсхила? В том, что в трюмах вполне могут лежать сундуки с золотом и драгоценностями, археологи почти не сомневаются – державы богаче Византии в те времена в мире не было. В любом случае стоимость находки заранее исчисляется миллионами долларов.

И похоже, что она не последняя. За время экспедиции у крымского побережья было обнаружено 494 затонувших судна, в том числе 40 дневнегреческих, которые до сих пор остаются неисследованными. Для сравнения: у берегов Турции за шесть лет поисков нашли всего четыре более-менее интересных «утопленника».

Тайна советского «Титаника»

Впрочем, десяткам историков, кладо­искателей и просто любителям конспирологических тайн вполне достаточно было бы узнать о местонахождении всего одного корабля.

Утром 7 ноября 1941 года из ялтинского порта вышел теплоход «Армения». Капитан Владимир Плаушевский торопился с отправлением – в 10 километрах от города были замечены немецкие танки, в любую минуту немцы могли прорваться в Ялту. Рисковать судном он не мог – на борту «Армении» находилось около 7 тыс. пассажиров. Когда стало ясно, что удержать Крым не удастся, круизный теплоход наскоро переоборудовали в санитарный транспорт. Теперь «Армения» увозила в Туапсе раненых и медперсонал главного госпиталя Черноморского флота, а также семьи работников НКВД и партийных деятелей. По идее, теплоход уже должен был прийти в пункт назначения. Но после выхода из Севастополя прямо в пути судно нагнал приказ срочно завернуть в Ялту и принять особо ценный груз. Плаушевский видел, как под покровом ночи группа энкавэдэшников погрузила на «Армению» несколько десятков объёмных ящиков. В результате отправляться в путь пришлось с задержкой на сутки, когда фашисты уже наступали на пятки.

Это последнее, что доподлинно известно о теплоходе. Спустя три с половиной часа он был атакован немецким торпедоносцем и за четыре минуты ушёл на дно. Из почти 7 тыс. находившихся на борту спастись удалось только восьмерым. Место гибели «Армении» до сих пор остаётся загадкой. Искать транспорт пробовали уже не раз. Но не нашли ни одного следа – ни обломков, ни личных вещей, вообще ничего. А ведь даже «Титаник» обнаружили по «фирменным» тарелкам, вынесенным течением из недр разбитого ко­рабля. Заглянуть же в трюмы «Армении», на которой погибло в четыре раза больше людей, чем на легендарном трансатлантике, мечтают многие. Ведь всё указывает на то, что в секретных ящиках находились экспонаты крымских музеев, предназначенные к срочной эвакуации. Среди них раритеты Алупкинского и Бахчисарайского дворцов-музеев, Ялтинского музея краеведения, коллекции античных древностей и восточных ковров, полотна Караваджо, Маратти, Доу, Брюллова и Шишкина – словом, ценности на немалые суммы. Археологи признают: обнаружение «Армении» станет событием мирового масштаба.

Золото «Принца»

Не меньшая интрига сохраняется и вокруг самой знаменитой жертвы корабле­крушения у крымского побережья – британского корабля «Принц». Отчего же такое внимание досталось именно «Принцу»? Всё просто: как оказалось, на борту транспорта находилось жалованье, предназначенное для британских солдат, – всего около 500 тыс. фунтов стерлингов.

Итальянцы, американцы, французы – кто только не искал на дне балаклавской бухты останки «золотого» транспорта. В 1923 году о лежащем на дне сокровище узнало советское правительство. В результате на Чёрном море было создано спецподразделение подводных работ. Пять лет водолазы тщетно обшаривали дно, пока «сверху» им не начали намекать, что за зря потраченные народные деньги хорошо бы и ответить. К счастью для подводников, золотой дым застил глаза японцам. Свои услуги СССР самураи предлагали на куда как выгодных условиях: расходы за их счёт, доходы – пополам. Буквально через несколько месяцев японцы доложили: «Принц» найден. В подтверждение прикладывался поднятый со дна золотой соверен. Однако найти удалось ещё всего шесть монет. В конце концов на поиски окончательно махнули рукой.

И вот теперь появились новые данные: найденный японцами корабль был вовсе не «Принцем». А сам он, как пояснял Сергей Воронов, лежит совсем в другом месте. Вот только золота на нём нет. «Его выгрузили ещё в Стамбуле», – утверждает исследователь.

Впрочем, в ответ на все клятвы археологов, что на самом деле в трюмах «Принца» нет ни пенни, знающие люди только хитро подмигивают. Драгоценный клад – такая штука, о которой лучше молчать. Если только не хочешь остаться с носом.

Всё дело в том, что в мире до сих пор нет единого понимания, кто же должен считаться владельцем затонувших сокровищ. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, если затонувшее судно лежит в пределах 24-мильной прибрежной зоны прибрежного государства, то оно и имеет на него все права. Если же обломки находятся в международных водах, то тогда в силу вступает Брюссельская конвенция и распоряжаться кладом может тот, кто его первым обнаружил. Однако это на бумаге, а на деле отдавать своё пусть и давно затонувшее имущество не интересно никому. Поэтому любая крупная находка затонувших сокровищ сразу же обрастает скандалами. Страны-судовладельцы и частные лица подают в международный суд, требуя признать их право на сокровища. Судебные тяжбы могут идти годами и стоить огромных денег и нервов. Так что желание кладоискателей не афишировать свои находки вполне понятно. Хорошо, что в случае с византийским парусником никаких проблем России не грозит совершенно точно.

Стаття о сокровищах наших морей:

С 7 по 23 августа ученые из Института археологии НАН Украины исследовали дно Черного моря. Руководил экспедицией директор Департамента подводного наследия Сергей Воронов. Недавно он буквально на пару дней вернулся в Киев и рассказал о двух сенсационных открытиях и о неромантичных буднях своей романтической профессии.

Часть шасси немецкого военно-транспортного самолета «Юнкерс-52» на дне Черного моря близ Одессы. Это единственная подобная модель, которая уцелела после Второй мировой войны. Ни в одном музее такого нет


Сергей реализовал мечту миллионов мальчишек о поиске подводных кладов. Правда, на любимую работу есть только полгода – остальные полгода он ищет спонсоров. Зато ехать далеко не надо – сокровищ полно в Черном море. Хваленое Карибское и рядом не стояло, уверяет специалист. По словам Сергея, подводная археология, несмотря на международный кризис, на взлете. Но без спонсоров ничего бы не было. – Полевые подводные исследования вообще не финансируются бюджетом, – говорит Сергей. – Так что ищу спонсоров. И они сами предлагают помощь: «Читал в интернете – это круто! А вам деньги не нужны?». Потом приезжают на корабль и во-о-о-т такими глазами смотрят на все. Это нормальные люди. И 90% – украинцы. Мы стараемся не связываться с импортными деньгами. С ними труднее работать. – А сувениры со дна спонсорам дарите? – С благодарностью от государства нет проблем – знаки, именные часы, «подяки». Но со дна – нет! Если инвестор говорит: «Вот из этих 200 амфор нельзя ли мне одну?» – я поясняю сразу: «И не мечтайте. Вы первый в руках ее подержите, сфотографируетесь – вот вам и все культурное наследие».

Что за сокровища в ларчике лежат?

Этим летом экспедиции удалось обнаружить сенсационные находки – хорошо сохранившиеся корабли разных эпох. Один – 11–13 вв., второй – 18–19 вв. Первое, более древнее судно археологи назвали «форосским» – оно затонуло недалеко от Фороса. Второе – «гриновским», мол, в своих романах Александр Грин описывал парусники именно такими.

– Самое древнее судно мы нашли в 20 км от Фороса на глубине примерно 140 м, – прямо напротив Горбачевской дачи. Сначала мы думали, что это византийский корабль 9–10 вв., но по керамике определили, что все-таки 11–13 вв. Возможно, корабль принадлежал одной из итальянских республик – Венеции, Генуе или Пизе (именно в эти годы они колонизировали Южный берег Крыма). Судно – скорее всего, галера – гигантское по тем временам: 50 метров в длину. Уникален корабль и тем, что на 70% сохранился. Палубные доски, обшивка, мачты, реи, весла...

Археологи обнаружили на нем три десятка амфор, но это явно не «главный приз». Что еще найдут в заиленном трюме корабля, кроме «банальной» керамики, пока неизвестно. Но учитывая, что в те времена спасательные средства не практиковались, вероятно, люди бросались вплавь и много чего оставили на борту – жизнь дороже. Оставили и «предмет, похожий на кованый сундук». Размер интригующей находки – полметра на полметра. Стоит просто посреди палубы. Именно ларец будут поднимать первым. На участие в таинстве уже выстроилась очередь из профессиональных аквалангистов.

– И что в нем может быть?

– Непредсказуемо. Поскольку корабль с неопределенными функциями, то все что хотите. От золотых монет и драгоценностей до какой-нибудь переписки. Пергаменты, кстати, могут сохраниться благодаря слою сероводорода.

В подъеме будут участвовать шесть сильнейших аквалагнистов. У них будет всего лишь 10 минут и три попытки. Чтобы ларец не рассыпался, на него надвинут специальный контейнер, а потом будут медленно поднимать.

Тонны мрамора для ялтинского дворца

Второй корабль – «гриновский» – в длину 30–40 м, лежит на глубине 139 м. Под завязку загружен мраморными плитами. Вероятно, они и стали причиной кораблекрушения.

– Мрамором загружены оба трюма, часть плит лежала на палубе. Это был явный перегруз, – предполагает Сергей Воронов. – Возможно, капитан решил больше заработать. Но попал в шторм, груз сместился, завалился центр тяжести – и корабль утонул.

Мрамор, как думают археологи, предназначался для строительства одного из дворцов Ялты. Тайна, возможно, откроется 5 октября, когда поднимут один из блоков. Далее нужно будет просто сравнить строительный материал.

Пассажиры вертолета застыли в креслах, как манекены

Самой интересной своей находкой Сергей Воронов считает библиотеку с эсминца «Лейтенант Зацаренный», который затонул в годы Первой мировой возле острова Змеиный. Записки, личные письма, книги с секретными приказами, лоции, карты минных полей сто лет пролежали на дне Черного моря. И все читабельно! Библиотека преподнесла и любопытную загадку.

Все «кирпичики» книг были без обложек и переплетов. Археологи не могли понять, почему «начинка» сохранилась, а «оболочка» – нет. Разгадка была в... бычках. Оказалось, что рыбкам пришелся по вкусу столярный клей, которым обрабатывали книги.

Были и страшные находки. Например, эсминец «Дзержинский», затонувший в 1942 году.

– Да, людей там нет, но есть ошметки одежды, куски тельняшки. Пулеметы сведены и нацелены в небо. Жизнь приостановилась. И чем глубже лежит корабль, тем печальнее это выглядит.

Но самая шокирующая находка команды Сергея – не корабль, а палубный вертолет Черноморского флота Ка-25. Это братская могила на глубине 1060 м, законсервированная в сероводородном слое.

– Мы случайно наткнулись на него в 2006 году во время совместной украинско-американской экспедиции. Судя по налету ила, ему лет 25–30. Когда американский робот заглянул внутрь, мы увидели на мониторах, что в креслах, будто манекены, сидят пристегнутые пассажиры. Около двух десятков. Одна из многих засекреченных в советское время аварий... Мы сообщили координаты российскому консульству, нас поблагодарили, но какова дальнейшая судьба вертолета – неизвестно.

«А «Титаник»-то уже разграбили»

Выдающийся морской археолог Роберт Баллард нашел «Титаник», прославившись на весь мир. У Сергея Воронова, который, кстати, дружит со знаменитым американцем, тоже есть корабль-мечта – санитарное судно «Армения». Он ищет его три года.

– Это одна из самых трагических катастроф в истории. После налета немецкого летчика погибло 7 тыс. эвакуированных из Севастополя, раненых из 23 госпиталей, медперсонал. Выжили всего 8 человек. Их родственников найти не удалось. Но осталось уже мало мест в Черном море, где мы не искали «Армению». Предел глубины был до 700 метров, теперь попробуем до 1200 метров.

– Мы сейчас настолько загружены работой, что мечтать о Карибском некогда. Хотя французы пригласили поискать каравеллы. Может, зимой поедем. Роберт Баллард предлагает совместные экспедиции в Средиземном, Эгейском морях.

– А на «Титаник» Баллард вас приглашал?

– Он сам на «Титаник» ходит редко. Его очень удручило увиденное в позапрошлом году – все растаскивается. Глубина около 4 тыс. м не проблема, туда погружаются обитаемые аппараты – российские, французские, американские. Это туристический бизнес. Каждое погружение кончается взятием сувениров.

Дошли до того, что уже ванну капитана Смита подготовили на сувенир. Баллард так и не смог добиться присвоения «Титанику» статуса международного морского мемориала. Сейчас идет спор между Канадой, Англией и США, поскольку «Титаник» лежит в нейтральных водах.

– Неужели вы не мечтаете там побывать?

– Я больше мечтаю в Черном море найти что-нибудь этакое. Мы еще не работали серьезно на глубине 2 км – котловина Черного моря. Баллард и я уверены, что там можно найти античные корабли в идеальной сохранности. Внутри могут быть папирусы, драгоценности. Но, безусловно, если Роберт пригласит на «Титаник», то почему бы и нет.

Самые ценные подводные объекты

1. «Форосский» корабль. Приблизительно 11-13 века. Предположительно класс корабля – итальянская галера. На 70% сохранен. Лежит на глубине 130 м.

2. «Гриновский» корабль. Парусник 18-19 века. Генеральный груз в трюмах – мрамор, предназначавшийся для строительства дворца. Лежит на глубине 139 м.

3. Теплоход «Ленин». Братская могила. Официальное количество погибших – 900 человек. Затонул в 1941 году всего за 10 минут. Возможная причина крушения – подрыв на плавучей мине. Лежит на глубине 97 м.

4. Немецкий транспортный корабль «Санта Фэ». Затонул в результате подрыва на мине в 1943 году. Вез более 3 тыс. тонн вооружения. 3 пушки похитили «черные» дайверы. Лежит на глубине 21 м.

5. Немецкий транспортный корабль «Волго-Дон» («Wolgo-Don»). Затонул в 1943 году. 80% сохранности. В трюме среди прочего кассеты с авиабомбами, автомобиль и мотоцикл. Лежит на глубине 25-30 м.

6. Болгарский транспорт «Варна». Затонул в 1943 году в результате торпедной атаки с советской подлодки. Вез боеприпасы. На 50% сохранен. Лежит на глубине 50 метров.

7. «Цесаревич Алексей». Транспортный корабль российского императорского флота. Затонул в 1916 г. от подрыва на мине. Генеральным грузом было 1120 тонн сахара для Кавказской Армии. Лежит на глубине 47 м.

8. Российский транспорт «Ростов». Атакован немецкой подлодкой в 1918 году. Сохранились два паровых котла. Лежит на глубине 19 м.

9. Грузовой теплоход ЧФ «Жан Жорес». На 70% сохранен. В трюмах масса вещей, остались даже бутылки из-под шампанского – праздновали Новый 1942 год. Затоплен 16 января 1942 г. после атаки немцев. Лежит на глубине 15 м.

10. «Святой Александр». Один из самых крупных линейных кораблей ЧФ Российской империи. Затонул в 1786 году, налетев на подводные камни. Лежит на глубине 6 м.

11. «Агнес Блейки». Английский двухмачтовый бар. Возможно, назван в честь реального человека – Agnes Blaiki, жены мэра г. Абердина Томаса Блейки. Корабль богат на находки и стал объектом грабежа для «черных» дайверов. Лежит на глубине 86 м.

12. Эсминец «Дзержинский». В 1942 году подорвался на мине. Погибло 158 членов экипажа и 110 военных. Лежит на глубине 120 м.

13. Минный тральщик «Дооб». Затонул в 1942 г., подорвавшись на мине. Лежит на глубине 26 м.

14. Транспорт «Игнатий Прохоров». Затонул в 1922 году. На 70% сохранен. Обнаружена табличка с годом строительства (1886 г. в Англии), судовой журнал. Лежит на глубине 90 м.

15. Броненосец «Екатерина Вторая». Толщина брони доходила до 4 м. Затоплен в 1908 г. На 80% сохранен. Лежит на глубине 139 м.

16. Минный заградитель «Прут». Экипаж корабля присоединился к восстанию на броненосце «Потемкин» в 1905 г. В 1914 году, пересекшись с немецко-турецким крейсером, капитан принял решение затопить корабль. Лежит на глубине 110 м.

17. Немецкий транспорт «Тотила» (Totila). Название – в честь восточно-готского короля. Затонул в 1944 г. после бомбардировки советскими самолетами. Официально погибли 500 солдат Вермахта. Лежит на глубине 97 м.

Все они, кроме «гриновского» (по нему еще предстоит оформить документацию), будут защищены постановлением Кабмина о присвоении статуса охранных историко-археологических территорий.

А вы знаете, что...

Черное море «пиратистее» Карибского

Черное море – Клондайк для археологов всего мира. Здесь идеальные условия – сероводород и древнейшая история. Сергей Воронов говорит, что в 2006 году они обнаружили окаменелости носорога и дикого коня, которым от 7 до 25 млн лет. Роберт Баллард ищет в Черном море следы Великого потопа, произошедшего по легенде 7 тыс. лет назад.

Он уверен, что на глубине 200 метров, когда море было пресным озером, должны остаться следы портовых сооружений и даже древних городов. На побережье было много городов итальянских республик, воевавших друг с другом. Очень активным было пиратство – в этом плане Карибское море просто отдыхает по сравнению с нашим. Византия и Рим посылали флотилии и эскадры, чтобы на какое-то время прекратить бардак.

Особенно буйствовали тавры, которых в современном мире можно сравнить с сомалийскими пиратами. Ночью на легких парусно-весельных судах они облепляли корабль-жертву со всех сторон и проводили мгновенный абордаж. А если византийцы прижимали их к берегу, то экипаж просто поднимал лодку на руки и убегал.

Азовское море археологи считают бесперспективным. Во-первых, шторм разбивает любой объект на глубине 20 м. Глубина Азовского моря – 14 м. Во-вторых, в 19-м–начале 20 века, судя по метеосводкам, море промерзало до дна. А лед рвет как бумагу даже броню.

...сероводород – природный консервант

То, что затонувшие объекты так хорошо сохраняются в Черном море – «заслуга» сероводорода, слой которого сейчас на глубине 207 метров. Но в разные периоды он был ниже или выше 100 метров. Так что корабли проходили этап консервации. Но на поверхности добытое со дна моря дерево сразу превращается в труху, поэтому в Украине создается лаборатория по консервации.

Большую помощь оказывает археолог Роберт Баллард. Все, что достается со дна, хранится в фондах Института археологии. Специалисты обрабатывают артефакты – и передают в музеи Украины. Работают морские археологи и над созданием своего национального морского музея.

...целый корабль пока поднять нельзя

Корабли специалисты собираются поднимать по частям. В Украине пока нет техники и денег, чтобы вытащить на поверхность целое судно. На богатом Западе такие подъемы практикуются. Например, в Стокгольме есть музей одного корабля «Васа». Но, по словам Сергея, на это мероприятие было потрачено 20% бюджета города. Для нас это фантастика.

...на «черных» дайверов будут охотиться пограничники

Находки морских археологов привлекают и «черных» дайверов. Любители прихватить что-то «на память» и профессиональные расхитители гробниц не дают покоя. В основном берут небольшие вещицы: на сувениры или на заказ толстосумам. Заказчики – 99% российские.

Недавно государство пообещало помочь в борьбе с кладоискателями. Кабмин вскоре должен принять постановление о присвоении 16-ти самым ценным объектам статуса охранных историко-археологических территорий. После этого их на законных основаниях будут охранять пограничники.

...робот-археолог – гордость Украины

Еще один предмет гордости наших археологов – робот «Софокл». Он, конечно, выглядит неопытным юнцом рядом с такими «дядями», как высокотехнологичный американский «Геркулес», способный погружаться на несколько километров, зато он сделан в Украине – в судостроительном университете в Николаеве. Обошелся «Софокл» в $20 тыс. Сейчас робот улучшают для подводных работ 5 октября – добавляют манипуляторы, увеличивают мощность осветителей.

Археолог Сергей Воронов: «В октябре мы будет доставать во-о-от такой сундук»

Аэродромный джип в трюме затонувшего немецкого транспортника Wolgo-don