Газовые платформы в черном море. Ресурсы крымского шельфа: что скрывает Черное море. Кумжинское газокондесатное месторождение

Рассматривая рельеф черноморского дна, можно выделить:

  • шельф;
  • протяженный материковый склон;
  • глубокую котловину.

Самая широкая часть шельфа (около 200 км) находится на северо-западе Черного моря . Толщина водного слоя здесь 110 – 160 метров. Глубина воды над шельфом в других местах моря меньше и, как правило, не превышает 110 м. Ширина – от 10 до 15 км (у турецких берегов – 2,5 км).

Материковый склон неоднородный, сильно расчлененный подводными долинами и каньонами. Крутизна его на некоторых участках достигает 20-30°. От Синопа до Самсуна почти параллельно берегу протянулась система глубинных хребтов. Их общая длина – около 150 км. Дно котловины представляет собой аккумулятивную равнину, плоско углубляющуюся к центру до 2000 м. Максимальная глубина Черного моря – 2211 м .

Дно моря состоит из разновозрастных и разнородных в геологическом отношении частей. Больший участок котловины расположен в Альпийской геосинклинальной области. Земная кора под ней состоит из множества слоев, которые можно условно разделить на «осадочные» и «базальтовые». Осадочные слои составляют толщину около 16 км, причем их верхняя, 4-километровая, часть расположена горизонтально. В центральном участке котловины плотность земной коры достигает 25 км. По периферии базальтовый слой прячется под 35-километровым гранитным слоем. Северо-западный участок черноморского шельфа захватывает эпипалеозойскую Скифскую платформу и юг Восточно-Европейской платформы.

Береговая зона Черного моря – это грубообломочные отложения, такие, как галька, гравий и пески. При отдалении от берега эти отложения сменяются на алевриты и мелкозернистые пески. В северо-западном регионе Черного моря идет обильное образование ракушечника и банок, населенных устрицами, мидиями и другими моллюсками.

В Черном море есть залежи полезных ископаемых – нефти и газа. Их основные запасы сосредоточены в северо-западной части котловины. Кроме того, береговые зоны Тамани и Кавказа могут похвастаться россыпями титаномагнетитовых песков.

Территория современного Черного моря имеет непростое геологическое прошлое. Ученые и сегодня обнаруживают под спокойными морскими волнами следы тех или иных природных катаклизмов.

Сорок миллионов лет назад, в начале третичного периода, Азия и Южная Европа представляли собой дно огромного океанического бассейна , называвшегося морем Тетис. Гигантским каналом это море соединяло Атлантический океан с Тихим. В середине третичного периода движения земной коры отделили Тетис от Тихого океана, а затем и от Атлантического.

Активные горообразовательные движения в Евразии начались около семи миллионов лет назад, в период миоцена. За четыре миллиона лет сформировались Карпаты, Альпы, Балканы и Кавказские горы. Площадь моря Тетис уменьшилась, из него образовались отдельные бассейны. Одним из таких бассейнов стало Сарматское море, протянувшееся от предгорий Тянь-Шаня до современной Вены.

В начале периода плиоцена (1,5 – 3 миллиона лет назад) Сарматское море уменьшилось в размерах, став сначала соленым Меотическим морем , а позднее – почти пресным Понтическим озером-морем. Один миллион лет назад размеры этого озера были сопоставимы с размерами Чаудинского озера.

Примерно 500 тысяч лет назад закончилось миндельское оледенение. Начали таять ледники. Их воды потоками стекали в Чаудинское озеро, наполняя его и превращая в Древнеевксинский бассейн . Его площадь была близка к площади современного Черного моря .

150 тысяч лет назад из Древнеевксинского бассейна образовалось Карангатское море. Соленость воды в нем намного превышала соленость воды в Черном море наших дней.

20 тысяч лет назад Карангатское море медленно «превратилось» в Новоевксинское море. Его появление совпало с окончанием последнего Вюрмского обледенения. Преобразование Новоексинского моря продолжалось 10 тысяч лет, после которых наступил новый, современный этап жизни Черного моря . И на этом этапе мы, люди, усиленно помогаем природе «ускорять» ход черноморской истории…

Киев официально выразил протест против перемещения буровых установок Черноморнефтегаза, а его военный флот теперь демонстрирует присутствие в регионе в той мере, в которой на это способен. Погранслужба ФСБ России отправила на защиту буровых сторожевой корабль. Эксперты сходятся во мнении, что реальных возможностей нанести ущерб интересам России в Черном море у Украины сейчас просто нет.

Погранслужба ФСБ направила сторожевой корабль «Аметист» для защиты буровых установок Черноморнефтегаза.

«Когда вы начинаете добычу в спорных водах, это означает, что вы чувствуете за собой какую-то силу»

Причиной стало появление украинского корабля возле самоподъемной плавучей буровой установки (СПБУ) «Таврида». «Командир корабля связался по радиостанции с СПБУ «Таврида» с требованием предоставить информацию о составе экипажа и целях нахождения российской буровой установки в данном районе. Капитан СПБУ, понимая, что украинская сторона не имеет полномочий на запрос подобного рода, информацию не предоставил», – уточнили в пресс-службе ФСБ.

Затем украинский корабль направился на объекты Черноморнефтегаза, находящиеся на Голицынском газоконденсатном месторождении, где «осуществил их фото- и видеосъемку».

«Для обеспечения безопасности судокоманды «Тавриды», а также защиты и охраны экономических интересов Российской Федерации в данный район был направлен пограничный сторожевой корабль второго ранга «Аметист» Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым. Прибыв в район Одесского и Голицынского месторождений, «Аметист» обнаружил рядом с СПБУ два военных корабля ВМС Украины», – заявили в погрануправлении

Сейчас российский сторожевик продолжает патрулирование района Черного моря, где работает Черноморнефтегаз, для обеспечения «экономических и иных законных интересов России».

В то же время пресс-секретарь украинской госпогранслужбы Олег Слободян прямо заявил, что украинские корабли «наблюдают» за районом: «Наши корабли там ведут наблюдение. Отслеживаем обстановку», – сказал Слободян РИА «Новости» .

Бывший главком Черноморского флота, первый заместитель главнокомандующего ВМФ Игорь Катасонов заявил газете ВЗГЛЯД, что у Украины просто нет сил на море, которые могли бы угрожать интересам России. «Это больше попытка подчеркнуть свою значимость, повлиять на события в регионе, – сказал он. – А то, что это происходит в международных водах, за пределами территориальных вод Украины, – это бесполезное и неправовое мероприятие, нарушение норм международного морского права. Это комариные укусы. Но если что-то понадобится, то Черноморский флот во всей своей мощи сможет противостоять любым попыткам со стороны как Украины, так и НАТО».

По его мнению, в нынешней обстановке российскому командованию достаточно держать в районе лишь сторожевые катера.

«С помятым носом в нейтральные воды вышвырнут»

Губернатор Севастополя Сергей Меняйло заявил по этому поводу, что любая попытка угрожать экономическим интересам России в водах Черного моря не останется безнаказанной.

«Если кто-то себя тешит мыслью, что можно безнаказанно войти в наши территориальные воды и угрожать экономическим интересам, то все закончится, как в известной пословице «Любопытной Варваре нос оторвали»: или с помятым носом в нейтральные воды вышвырнут, или, как говорят в Одессе, «жди решения суда: суровое, но справедливое», – приводит слова Меняйло ТАСС .

Глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что не видит никаких угроз со стороны Украины для буровых платформ Черноморнефтегаза. «России военной силой никто угрожать не может. Ну, прошли мимо эти корабли, завтра еще кто-то пройдет. Мы вообще на это не реагируем. Никакой угрозы я лично не вижу. Ну кто может России угрожать? Тем более Украина, не смешите меня», – попросил он.

Спикер Госсовета Крыма Владимир Константинов, однако, заявил, что опасность действий Украины, корабли которой были замечены около буровых платформ Черноморнефтегаза, нельзя недооценивать. «Правительство Украины очень серьезно экстремистское. Пока они будут у власти, от них можно ожидать все что угодно, мы постоянно об этом говорим. Люди, которые с автоматами захватили власть, у них мышление совершенно другое», – отметил Константинов.

Несогласный Киев

Черноморнефтегаз до 17 марта 2014 года принадлежал «Нафтогазу Украины», а после возвращения Крыма в состав России был национализирован. Управляет компанией министерство топлива и энергетики Крыма. Предприятие эксплуатирует месторождения углеводородов на шельфе Черного и в акватории Азовского моря и на территории Крымского полуострова.

В ведомстве Черноморнефтегаза находятся одно нефтяное и шесть газовых месторождений. Помимо добычи нефти и газа, Черноморнефтегаз занимается разведкой и бурением скважин на шельфе Черного и Азовского морей. Черноморнефтегаз осуществляет бесперебойное снабжение природным газом потребителей Крыма. Является одним из бюджетообразующих предприятий в Крыму.

Правительство независимой постсоветской Украины российского суверенитета на Крым и месторождения не признает и считает их своими, что и пытается демонстрировать при каждом удобном случае. Недавно сообщалось о намерении «Нафтогаза Украины» судиться за месторождения в международном арбитраже, глава украинского государства Петр Порошенко также заявлял, что Киев возвращения контроля над месторождением в черноморском регионе. А весной украинский премьер Арсений Яценюк даже выдвигал России претензии на миллиард долларов – во столько он оценил объемы добытого в Крыму газа, после того как полуостров вернулся под юрисдикцию Москвы.

«Там есть, чем заняться в наших территориальных водах, думаю, буровые не будут простаивать»

В среду украинские дипломаты , что буровые вышки и платформа «Таврида» у побережья Крыма являются собственностью Украины, и Киев оставляет за собой право требовать возмещения ущерба. Россия, изменив расположение буровых установок в Черном море, нарушила суверенные права и юрисдикцию Украины, заявили в Киеве.

«Расцениваем вызывающее изменение российской стороной расположения в Черном море двух самоподъемных буровых установок В-312 и В-319 и нефтедобывающей платформы «Таврида», которые являются собственностью Украины, как очередной эпизод широкомасштабного грабежа имущества и природных ресурсов. Министерство иностранных дел Украины оставляет за собой право требовать возмещения от российской стороны вреда от причиненных действий, которые имеют все признаки международного правонарушения», – говорится в сообщении.

«На этих вышках работы-то продолжались, где Украина была, они не в курсе, что ли, были? – задал риторический вопрос в интервью газете ВЗГЛЯД директор Национального фонда энергетической безопасности Константин Симонов. – Это же не то, что на вышках были украинские рабочие, мы подплыли ночью, их вышвырнули и украли эти платформу. Украина пытается это представить как кражу, но это вопрос вовсе не кражи. Это было частью Черноморнефтегаза. Поскольку это стало Россией, то и компания стала российской со всем имуществом, работы продолжаются».

Замороженная история

В последнее время на фоне напряженных отношений с Турцией вокруг месторождений складывалась неспокойная обстановка, в связи с чем две буровые установки Черноморнефтегаза были перемещены с Одесского газового месторождения в территориальные воды России. Гендиректор Черноморнефтегаза Игорь Шабанов это тем, что буровые платформы переместили с территории Одесского газового месторождения к берегам Крыма в связи с повышенной террористической угрозой.

Глава республики Сергей Аксенов заявлял, что передислокация буровых установок Черноморнефтегаза в территориальные воды России, к берегам Крыма, исключительно технической необходимостью.

При этом, как сообщал в понедельник Шабанов, каравану, буксировавшему буровые установки в территориальные воды России, турецкий танкер. «24 ноября во время транспортировки одной из двух буровых установок на пути движения появился турецкий танкер. Он действовал в нарушение морских инструкций о том, что судно должно уступать движение каравану судов и буксиров. Этот танкер остановился по ходу движения нашего каравана», – рассказал он. Позднее погранслужба ФСБ уточнила, что дело было несколько иначе: турецкое судно выходило на связь и изменило курс.

По мнению Константина Симонова, перемещение платформ является проявлением непоследовательной политики. «Когда вы начинаете добычу в спорных водах, это означает, что вы чувствуете за собой какую-то силу, и тогда вы эти проекты прикрываете, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – А у нас возникла спорная ситуация, когда мы туда пригнали две платформы, а потом, когда возникли моменты давления, мы неожиданно стали их отгонять назад. Если вы чувствуете за собой основания – защищайте их. А если не чувствуете – зачем вы провоцируете? Китайцы строят насыпные острова и говорят: «Это мое». Когда там появляются американские корабли, они начинают протестовать, заявлять о провокации и начале серьезного конфликта. Решение спорное, все страны недовольны и считают, что Китай незаконно их строит. Масса таких ситуаций, когда одна страна начинает добывать, а другая считает, что добыча ведется на спорных территориях. Но это если ты чувствуешь за собой силу. А если нет – то не делай этого и не давай делать другим. Вопрос, почему мы, собственно, вложили миллиарды долларов в две буровых, а потом начали их лихорадочно отгонять. На самом деле на территории Крыма, в наших территориальных водах есть перспективные проекты, где можно начинать нефтедобычу».

По прогнозам эксперта, в ближайшее время буровые вряд ли вернутся туда, откуда их увели. «Там были военные корабли. Если уж их увели и не стали защищать, не думаю, что мы сейчас готовы эту ситуацию обострять. Эти проекты будут заморожены до лучших времен, потому что буровые все равно уже отогнали. Там есть чем заняться, в наших территориальных водах, думаю, буровые не будут простаивать.

Другое дело, что, если там будут с украинской стороны попытки начать добычу, мы тоже какие-то силовые действия предпримем. Но, думаю, пока эта история перейдет в замороженную фазу, а мы сосредоточимся на добыче углеводородов на нашем шельфе, тем более что там есть варианты и без этих спорных историй», – сказал он.

Симонов отметил, что у Украины нет возможностей вести добычу на покинутых российскими нефтяниками месторождениях. «Ни технических, ни финансовых возможностей у них нет, но они могут для клоунады кого-нибудь прислать. Украинская сторона мастерица на различные фокусы, это при всех режимах было. Можно пригнать надувную платформу, цирк устроить. Но я сомневаюсь, что на это хватит фантазии», – заключил он.

Копірайт зображення УНИАН Image caption Самоходная плавучая буровая установка (СПБУ) "Петр Годованец" - одна из так называемых "вышек Бойко". В 2014 году крымские власти "национализировали" ее вместе с другим имуществом "Черноморнефтегаза"

ВВС Украина решила проанализировать историю газовых платформ, которые были аннексированы Россией одновременно с Крымом и, вопреки позиции Киева, ведут добычу у берегов Одесской области.

Министр обороны Степан Полторак заявил, что именно с них недавно был обстрелян украинский военный самолет.

Обстрел Ан-26

1 февраля, на фоне обострения в Авдеевке, Минобороны Украины сообщило о том, что в Черном море с "ранее захваченных Российской Федерацией буровых вышек" был обстрелян украинский военный транспортник Ан-26.

Речь идет о бывших "вышках" дочерней компании "Нафтогаз Украины" - "Черноморнефтегаза", - которые расположены в Одесском месторождении, в 100 км от побережья Одесской области.

Экипаж самолета не пострадал и борт успешно приземлился в аэропорту своего назначения. Минобороны опубликовало фото, на которых видны отверстия, очевидно - от пулеметных пуль (по данным украинской стороны, обстрел велся из РПК).

Копірайт зображення Міноборони України Image caption Степан Полторак опубликовал фото, по его словам, пулевых отверстий в корпусе Ан-26

В Черноморском флоте РФ такие обвинения назвали "абсолютной ложью" и обвинили украинский самолет в провокационно низком полете над буровыми платформами "Таврида" и "Крым-1".

"Во время второго захода украинского Ан-26 для предотвращения возможной авиакатастрофы из-за столкновения с мачтой вышки сотрудник подразделения охраны буровой платформы подал 4 световых сигнала из "сигнального" пистолета", - говорилось в заявлении.

Платформы

Газовые месторождения, где произошел инцидент, расположены на шельфовой зоне между побережьем Одесской области и Крымом - примерно в 100 км от Одессы и в 150 км от крымского полуострова.

До 2014 года там вели добычу несколько украинских стационарных газовых платформ и передвижных самоподъемных буровых установок.

Среди последних - так называемые "вышки Бойко" (передвижные платформы, приобретенные при министре энергетики Юрии Бойко).

Как рассказывает ВВС Украина президент Центра глобалистики "Стратегия ХХ" Михаил Гончар, в свое время введение их в эксплуатацию позволило нарастить добычу газа на Черноморском шельфе в украинском секторе с 1,1 до 1,7 млрд кубометров в год.

"С точки зрения удовлетворения потребностей Украины - это цифра мизерная. Этот газ никогда на материковую часть не поступал, он шел только на территорию АР Крым", - рассказывает эксперт.

По его словам, 1,7 млрд кубометров в год в целом достаточно для удовлетворения всех потребностей Крымского полуострова.

"Неслучайно, что российская сторона, окупируя Крым, "не забыла" и про шельфовые месторождения. Хотя они к Крыму никакого отношения не имеют, поскольку расположены исключительно в морской экономической зоне Украины и удалены от захваченного полуострова настолько, что выходят за пределы так называемого территориального моря - 12-мильной зоны", - добавляет Михаил Гончар.

Копірайт зображення УНИАН Image caption На платформе "Петр Годованец" (фото 2012 года)

Россия, которая настаивает на законности присоединения Крыма, отмечает, что и все упомянутые платформы принадлежат ей - как имущество национализированного "Черноморнефтегаза".

В марте 2014 года их взяли под контроль российские военные.

Международное волонтерское сообщество InformNapalm даже опубликовало расследование , в котором приводятся фото из соцсетей бойца 104-го полка ВДВ российской армии.

Военный проиллюстрировал процесс переброски его части из Пскова на Черное море и базирования на "вышках".

Украинский флот и пограничная служба сопротивления тогда не оказали.

Копірайт зображення http://gas.crimea.ru Image caption Крымский "Черноморнефтегаз" опубликовал фото транспортировки платформ

В декабре 2015 года "вышки Бойко" (до аннексии Крыма они назывались "Украина" и "Петр Годованец")переместили в территориальные воды Крыма.

Как пояснили тогда в национализированном "Черноморнефтегазе", на такой шаг пошли из-за "сложной международной обстановки и риска потери жизненно важных активов".

Буровые платформы тогда сопровождали сторожевой катер пограничной службы ФСБ России и ракетный катер Черноморского флота, которые отогнали даже турецкое судно, встретившееся им на пути.

Инциденты

"Нам известно, что украинские буровые установки находятся под охраной российских боевых кораблей. При малейшем приближении нашей Госпогранслужбы к вышкам путь им преграждают сторожевые корабли Черноморского флота РФ", - рассказала ВВС Украина представительница InformNapalm Кристина Захарова.

Копірайт зображення Getty Images Image caption Российский фрегат "Пытливый" в Севастополе

Последний подобный инцидент произошел в начале декабря 2016 года. Тогда военный прокурор Анатолий Матиос

25/03/2014

По итогам крымского референдума Россия стала обладательницей не только живописных крымских пляжей и черноморских вин, но и богатого газом черноморского шельфа. Естественно, что стать конкурентом сибирских месторождений он не может, да и не претендует, но зато самому полуострову эти запасы как минимум помогут обрести независимость от поставок из других регионов.

В условиях кризиса, понимая ценность черноморского шельфа, новые крымские власти начали действовать быстро и решительно. Сразу же охраной были обеспечены Одесское и Безымянное месторождения, находящиеся на этапе обустройства, также охранять стали газовые и нефтяные платформы «Черноморнефтегаза», являющегося государственной украинской компанией.

От новых властей Крыма уже поступило заявление о том, что они планируют национализировать эту газодобывающую компанию, производящую работы на черноморском шельфе. В этом случае Украина может потерять две современные платформы «Петр Годованец» и «Независимость», которые, кстати, купили совсем недавно — в позапрошлом году, и обошлись они бюджету страны в 800 миллионов долларов.

Эксперты по поводу данной ситуации говорят следующее: «Это будет очень дорогой подарок новым властям Крыма. Сейчас вмешиваться в работу компании вряд ли кто-то будет. Дело в том, что в такой напряженной ситуации при силовом вмешательстве в работу может произойти техногенная катастрофа. На это сейчас вряд ли кто-то решится», — комментирует член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.

Итак, что же включает в себя шельф у побережья Крыма.

Черноморский шельф у кавказских и крымских берегов — пологий подводный склон с глубиной, достигающей 100 – 150 метров и распространяющийся на несколько километров от береговой линии. За этой зоной шельф образует крутой континентальный склон. Глубина обрыва доходит до 1000 метров. Исключение тут составляет мелководная Северо-Западная часть Черного моря, которую относят к шельфовой зоне.

Освоение шельфа Черного моря начали еще в 1974 году. В северо-западной его части было открыто первое черноморское месторождение — Голицынское газоконденсатное. А в 2003-2006 годах ряд компаний и научно-исследовательских организации, в их числе — Московский государственный университет, Научно-исследовательский институт «Океангеофизика», ОАО «Севморнефтегеофизика», совместными усилиями провели геофизические исследования восточной части шельфа.

Что касается территориального разделения, то Россия, Турция, Грузия и Абхазия обладают глубоководными участками, а Болгария, Румыния и Украина – мелководными. Сейчас мы сконцентрируем свое внимание на крымской части шельфа.

У Украины на данный момент есть немалые результаты в освоении месторождений шельфа Черного моря. В общей сложности в данном регионе открыли восемь газовых и газоконденсатных месторождений, а также обнаружили немалое количество высокоперспективных структур. Каркинитский прогиб представлен Рифтово-Осетровой, Западно-Голицинской, Штормовой-глубинной, Гордиевича, Межводненской, Гамбурцева, Сельского, Штилевой. В центральной части Каламитского вала находятся структуры Нахимова, Корнилова, Карбышева. Прикерченский шельф, глубина которого составляет от 200 до 2000 метров, располагает нефтяным месторождением Субботина.

Эксперты сходятся во мнении, что точных данных о запасах нефти и газа на украинском черноморском шельфе пока нет. Например, «Нафтогаз» утверждает, что в акваториях Черного и Азовского морей содержатся запасы объемом 48 млрд. кубометров. Эксперт из «Альпари» Анна Кокорева говорит следующее: «Черноморнефтегаз» и вовсе приводит данные в единицах условного топлива, которые вот так просто не переведешь в объемы газа или нефти. По данным добытчика, запасы акватории Черного и Азовского морей составляют 1,5 млрд. тонн условного топлива», – отмечает Кокорева. Плюс говорится о запасах сланцевого газа, которые, по разным оценкам, колеблются от 1 до 1,5 трлн. кубометров газа».

Еще один экспертный источник отмечает, что ресурс северо-западной части шельфа Черного моря можно оценить в 495,7 млрд. кубометров газа и 50,4 млн. тонн нефти и конденсата. В Прикерченской зоне содержится 321,2 млрд. кубических метров газа и 126,8 млн. тонн нефти и конденсата, а на континентальном склоне объем газа составляет 766,6 млрд. кубометров и 232,6 млн. тонн нефти и конденсата.

Один из украинских аналитических источников представил следующие подсчеты. Залежи газа на черноморском шельфе более 1 трлн. кубометров, а так как потребление всей Украины в прошлом году составило 50 млрд. кубов, то можно сделать, вывод, что шельф, принадлежащий Крыму, содержит запас, которого хватило бы стране на 20 лет. Важно отметить, что здесь говорится только о разведанных запасах. Ведь по самым смелым предположениям, залежи шельфа оцениваются в 3,5 трлн. кубометров. А такого количества газа стране хватило бы лет на 70.

Но дела с добычей и разработкой месторождений шельфа обстоят далеко не радужно. Как говорит одна из пословиц: «близок локоток, да не укусишь». Добыча этих запасов требует немалых инвестиций. Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов указывает проблемы экологического и коммерческого характера, которые могут возникнуть при разработке шельфа Черного моря: «Даже если большие запасы будут подтверждены, то затраты на извлечение углеводородов с учетом технической сложности и экологического фактора там могут оказаться довольно велики. Поэтому я бы не стал говорить, что на крымском шельфе будет нефтегазовый Клондайк», – говорит эксперт в интервью газете «ВЗГЛЯД».

«Надо осознавать, что Черное море – это непростой регион. Там тепло, хорошо, но внешность обманчива», – отмечает Симонов. «Черноморский шельф отличается сложными условиями дна, наличием сероводорода, там большая глубина: добывать углеводороды надо на глубине 1500–1700 метров».

«Это больше, чем, например, в Мексиканском заливе. Знаменитая авария там произошла на глубине 1350 метров, и из-за такой глубины не могли заглушить скважину. Поэтому высоки и экологические риски. Про проблемы Арктики много говорится, но там есть плюсы, например, глубина лишь 200–300 метров», – отмечает Симонов.

Определенные факты показали, что Украина своими силами не может разрабатывать данные месторождения. Для этого нет ни техники, ни опыта, ни финансов. Вот что по этому поводу говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич: «Украина не обладает значительными объемами собственных средств для того, чтобы самостоятельно вести разведку и добычу, поэтому подписание СРП с крупными западными компаниями - это, конечно, не идеальный путь, но единственно возможный в тех реалиях, которые мы сегодня имеем», ─ говорит Марунич.

В связи с этим в прошлом году согласовали проект соглашения, по которому компании Eni, Electricite de France, ГАО «Черноморнафтогаз» и ООО «Воды Украины» разделят продукцию в рамках добычи запасов углеводородов на площадях Субботино, Абиха, Маячная и Кавказская, которые относятся к черноморскому шельфу.

В то время этот проект оценили в 4 млрд. долларов, а продолжительность реализации рассчитали на период 6-7 лет. По плану в базовом варианте к 2020 году тут планировали добывать 2 млн. тонн нефти в год, а при самом оптимистичном раскладе предполагалась цифра в 3 млн. тонн.

Но ситуацию с разработкой черноморского шельфа иностранными компаниями кардинально изменили текущие политические события в Украине. Иностранные инвесторы приняли официальное решение о выходе из проекта.

Единственная компания, которая самостоятельно занимается разведкой, освоением и разработкой нефтеносных и газовых месторождений украинской части Черного и Азовского морей – это публичное акционерное общество «Черноморнефтегаз». Также компания осуществляет транспортировку и хранение углеводородов, снабжает природным газом крымских потребителей.

«Черноморнефтегаз» была основана 20 октября 1978 года. На сегодняшний день всеми ее акциями владеет Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины». За весь период деятельности специалистами «Черноморнефтегаза» было открыто 17 месторождений нефти, газа и газового конденсата.

Сегодня компанией на шельфе Черного и Азовского морей разрабатываются Голицынское и Штормовое газоконденсатные месторождения; Архангельское Стрелковое, Джанкойское, Задорненское, Восточно-Казантипское, Северо-Булганакское и Одесское газовые и Семеновское нефтяное.

Данные за прошлый год говорят о том, что «Черноморнефтегазом» было добыто 1 650,74 млн. кубических метров газа, что на 40,6 % больше, чем в 2012 году. Это 8% в общем балансе Украины. А так как сам полуостров Крым ежегодно потребляет 2,4 млрд. кубометров, то, таким образом, в данной ситуации его потребности обеспечены на 65%. «Черноморнефтегаз» к 2015-2016 годам планирует увеличение добычи до 3 млрд. кубометров, но пока факт остается фактом – существующих объемов для обеспечения полуострова не хватает, недостающий газ приходится брать с материка.

Мнения экспертов по этому поводу достаточно оптимистичны: «Крым уже практически сам себя обеспечивает. В прошлом году там добыли 1,65 млрд кубов газа, это примерно соответствует потребностям Крыма. Даже если потребление будет чуть больше добычи, то эта проблема легко устранима», – говорит газете «ВЗГЛЯД» гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

— пологий подводный склон (до глубины 100-150 метров) у гористых берегов Кавказа, Крыма, Анатолии, достигающий не более нескольких километров от береговой линии. Далее следует крутой (до 20-30 градусов) континентальный склон — обрыв до глубин более одной тысячи метров. Исключением является мелководная Северо-Западная часть Черного моря, которая относится к шельфовой зоне.

Освоение месторождений шельфа Черного моря началось в 1974 году в его северо-западной части. Здесь было открыто первое в Черном море месторождение углеводородов — Голицынское газоконденсатное.

Добыча природного газа в 2013 году составила 1 650,74 миллиона кубических метров, превысив показатель 2012 года на 40,6 %.

На 12,8 % перевыполнены плановые показатели по добыче газового конденсата (добыча в 2012 году — 62,8 тысячи тонн) и на 5,3 % — по нефти (добыча в 2012 году — 8,9 тысячи тонн).

Средняя суточная добыча углеводородов в 2013 году составила 4,9 миллиона кубических метров (в декабре — 5,7 миллиона кубических метров).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников