Крупнейшие морские порты. Где находятся крупнейшие морские и речные порты мира? Самый крупный морской порт

Недавно я делал по итогам 2015-го.
И меня несколько раз спрашивали, какая картина в целом по миру.

Так вот, на сейчас можно посмотреть ситуацию по итогам 2014-го (по рейтингу AAPA World Port Rankings). В нём учитывается 100 крупнейших портов планеты по двум показателям - грузообороту и контейнерообороту. Поскольку рейтинг ведётся уже много лет, то весьма любопытно сравнить порты-рекордсмены в сопоставимых показателях с расстоянием примерно в 10 лет: такой подход хорошо показывает глобальный сдвиг мировой торговли и активности в Восточную Азию, которая теперь генерирует основную часть тоннажа.

Кроме того, видна относительно скромная роль ЕС и Соединённых Штатов в морском торговом обороте. Главным содержанием десятилетия 2003-2014 было возвышение Китая: теперь порты этой страны - "мастерской мира" начала XXI века - занимают большую часть Топ-25. Их рост за десятилетие - наиболее быстрый, если не сказать взрывной.

Как видите, общий оборот 25-ти крупнейших портов за десятилетие вырос на 82% - с 4,2 млрд. до 7,7 млрд. тонн и отражает общий рост интенсивности мировой торговли. Средняя величина порта также существенно выросла - если в 2003-м в Топ-25 попали даже порты с грузооборотом менее 100 млн. тонн, то сейчас порог входа в "высшую лигу" - 150 млн. тонн. Но это только самая общая картина, многое изменилось и внутри.

А в структуре изменений самое существенное - бурный рост Китая (на таблице выделен жёлтым).
Если в 2003-м в десятке лидеров - 2 китайских порта: Шанхай и Гуанчжоу, плюс Гонконг (исторически унаследовавший это положение ещё с момента британского протектората и только 6 лет назад вошедший в КНР на правах специального административного района), то в 2014-м - 6 (!), то есть больше половины верхней десятки! Причём Шанхай вышел на безоговорочное первое место.

Продолжается падение роли Японии, которая неуклонно сокращает свою роль в мировом судоходном трафике уже полтора десятилетия. В 2003-м два японских порта (Тиба, Нагоя) были в десятке и на 21-м месте находилась Иокогама, то спустя десятилетие их осталось два и они упали на 16-е и 23-е места. Некоторое снижение доли произошло и у Южной Кореи, при абсолютном росте грузооборота (2003 - 4 порта в Топ-25, 2014 - 3 и позициями ниже). Выбыл из Топ-25 Тайвань (Гаосюн).

Евросоюз в 2003-м был представлен четырьмя портами в Топ-25 - Роттердам (главный европейский хаб), Антверпен, Гамбург и Марсель. К середине "десятых" их осталось только два, причём они существенно опустились в рейтинге - скажем, Роттердам со второго места в мире на седьмое. Германские и французские порты выбыли из Топ-25 вообще, и сейчас они занимают 26-е (Гамбург) и 47-е (Марсель) места. Далее идут Амстердам (39-е место), испанский Альхесирас (43-е) и Бремен (48-е). Итальянские и английские порты (эти страны ранее - крупные морские державы) находятся в арьергарде списка. Так, английский Гримсби занимает 68-ю позицию, а итальянский Триест - 71-ю. Лондон - когда-то ворота "мастерской мира" - и вовсе на 96-м месте.

Соединённые Штаты также потеряли относительные позиции: в 2003-м - 3 порта в Топ-25, в том числе 5-е и 6-е места; в 2014-м - только 2 и ниже, а Нью-Йорк опустился с 18-го на 34-е место. Выросла доля Австралии: если десятилетие назад она была представлена единственным портом на 25-й позиции, то сейчас их три, в том числе и пятая позиция в мире. Однако австралийский грузооборот очень специфичен и представляет собой вывоз ресурсов полезных ископаемых.

Вообще, в таблице можно выделить два принципиально разных вида портов: специализированные и универсальные. Первые обрабатывают преимущественно определенный вид груза, который занимает подавляющую долю в их погрузке (австралийский Порт-Хедленд, например). Вторые работают с широкой номенклатурой грузов - обслуживая, как правило, крупный экономически активный регион (Шанхай, Роттердам).

Здесь тоже можно выделить два вида: порты, находящиеся непосредственно в местах генерации грузопотоков (скажем, Шанхай) и те, которые специализируются на перевалочных операциях в удобной точке Мирового океана с пересечением маршрутов, т.н. трансшипменте (Сингапур).

Надо также отметить, что оборот контейнеров в мире рос заметно быстрее общего грузооборота (по портам ТОП-25 - 113% прироста против 66%).

Когда-то крупнейшим контейнерным портом планеты был Роттердам (1987). Это время давно минуло - в 2003-м он опустился на 8-е место, а теперь находится всего лишь на 11-м месте, непрерывно теряя позиции. В начале "нулевых" безоговорочное лидерство держали Гонконг и Сингапур, преимущественно за счёт операций трансшимпента. Однако сейчас лидерство и тут захватил "основной" (материковый) Китай: даже если вычленить Гонконг с его статусом специального района, то в первой десятке 6 (!) китайских портов - Шанхай, Шэньчжэнь, Гонконг, Нинбо, Циндао, Гуанчжоу, Тяньцзинь. Настоящая "мастерская мира"!

Закономерности с падением роли ЕС и Соединённых Штатов с Японией действуют и тут: их доля падает, несмотря на то, что они специализируются на продукции с более высокой добавленной стоимостью (2014: ЕС - 4 порта в Топ-25, США - 3). Японских портов по этому показателю в Топ-25 теперь нет, зато появились вьетнамцы (Сайгон).

В качестве хаба для ближневосточного региона выступает Дубай, выросший втрое. Пусан в Южной Корее сохранил свои позиции, а вот Индонезия и Филиппины выбыли из Топ-25. Тайваньские порты "похудели" в табели о рангах - так, Гаосюн спустился с 6-го на 13-е место.

Российские порты занимают в обоих рейтингах скромное место: доля нашей страны в мировой торговле невелика, а транспортный трафик в весьма немалой степени - континентальный, а не морской. Крупнейший порт России - Новороссийск (127 млн.т., 2015), которого сейчас стремительно догоняет Усть-Луга, приближающаяся к стомиллионному рубежу (87,9 млн. т.). Крупнейший контейнерный порт России - Санкт-Петербург (ок. 2,5 млн. TEU). Кстати, в таблицах AAPA грузооборот российских портов приведён в существенно заниженном размере - возможно, различается методика учёта.

2) Показатели грузооборота: MT - метрическая тонна, FT - фрахтовая тонна, RT - таможенная тонна. Два последних показателя учитывают не только вес, но и объем, учитывая случаи "груз тяжелый, но компактный" и "легкий груз с большим объёмом" и задавая строго определенное соотношение веса и объёма. Порты разных стран исчисляют свои показатели в эти незначительно отличающихся единицах измерения.

3) Трансшипмент – режим перевозки, при котором перевозчик вправе в любое время перегрузить груз на другое судно, не снимая с себя ответственности за его доставку перед владельцем.

В наше время Европа, является лидером по общему количеству портов (от малых до огромных). Так как ее омывает 9 морей и Атлантический, Северно-Ледовитый океаны. В настоящее время насчитывается более девятисот морских портов.

Большим плюсом любого порта является его грузооборот. Маленькие могут за год переработать всего лишь 1 миллион тонн, а крупные, на которые уже стоит обратить внимание, перерабатывают более 40 миллионов тонн. Им дают название самые большие порты, потому что они играют огромную роль в мировом хозяйстве.

Самым крупным морским портом в Европе и мире является рыболовная бухта Роттердам.

Небольшая часть из истории мирового порта

Возведен на берегу северного океана в Нидерландах. Это был маленький рыбацкий поселок, в котором процветала рыболовство. Обычные рыбаки меняли свой улов на нужную группу товаров. Со временем в поселке начали появляться драгоценности и заморские фрукты, о существовании которых многие даже не знали. Ближе к 19 веку случились серьезные перемены, масштабно начали застраивать промышленными зданиями, шахтами и т.д. История этого поселка всегда тесно связана с морем, и теперь это самый крупный порт в Европе. В год он мог обслужить до 40 тысяч судов.

Во времена Второй мировой войны от города мало что осталось. Были разрушены дома и памятники. Люди с нуля своими силами восстанавливали и ставили на ноги свой город.

Сейчас порт Роттердам всеми узнаваемый в Нидерландах и во всей Европе

Информация о городе

Один из крупных городов Нидерландов, с огромным количеством людей, известен лучшими учебными заведениями, удивительными видами на реку и, конечно же, необычными постройками. Вот так из обычного поселка получился огромный мегаполис. Культура этого города развита, поэтому регулярно проводят гуляния с переодеваниями.

В Роттердаме есть один из масштабных аэропортов. Имеется 7 железнодорожных вокзалов, один из них является международным. Благодаря этому за несколько часов можно доехать в ближайшие страны мира. А вот велосипеды здесь не развиты, из-за современной постройки города. Здесь больше ценятся автобусы, метро и, конечно же, морское такси. Погода здесь умеренная, зимой не холодно, около +5 С, а летом не подымается выше 20 С. Большое количество осадков выпадает в осенне-зимний период.


Роттердам – первый город, в котором открыли метро, и уже насчитывается в районе 60 станций

Преимущества порта Роттердам

В городе Роттердам развито судостроение. Имеется огромный арсенал разнообразных яхт, буксиров, кораблей-такси (пользуется большим спросом), кораблей-маяков. Они поражают своим внешним видом и оригинальностью. Находится порт в самом сердце Нидерландов, занимается импортом и экспортом товаров и сырья. Что играет огромную роль в жизни данного порта.

Общая площадь этого порта составляет 105 квадратных километров, а длина 40 километров. Благодаря своим габаритам, он может обслуживать очень большие суда, что себе не могут позволить их многочисленные конкуренты.


Роттердам называют «немецким портом», так как он импортирует все необходимые товары в Германию

Достопримечательности

Одной из самых знаменитых достопримечательностей является высокая 185 метровая башня. На нее можно подняться с помощью лифта, а там открывается великолепная картина города. А еще выше находится 85-ти-метровая «Космическая башня». У нее прозрачные стены и люк в полу, спуститься можно на ней же, а можно с помощью альпинистских снаряжений. Она крутится вокруг своей оси, самая высокая точка ее – 185 метров.


В городе есть 19 мельниц, одна из них является музеем, а в 18 остальных все еще проживают предки мельников

Мост «Эрасмус» был построен в 1996 году, высотой 800 метров. Это самый тонкий разводной мост, который есть в мире. Ширина более 2 метров. Он сделан из стали никеля и хрома. Мост служит переходом от Роттердама к городу и Северному морю. Особый вид открывается ночью, когда включается его подсветка.

В 20 столетии Бломом – один из известных архитекторов, построил 3-х этажные здания. Они построены в виде кубов, которые соединяются в один мост вдоль улицы. У них прозрачные крыши, и прохожие могут наслаждаться видом.


В кубических домах находятся школы, рестораны и тд.

Другие крупные порты Европы

Роттердам самый крупный морской порт Европы, но не единственный. Ниже перечислены другие большие портовые города:

  • Антверпен (Бельгия). Второй в Европе, входит в двадцатку крупнейших портов мира. Суммарный грузооборот - около 200 млн т в год.
  • Гамбург (Германия). Протянулся на 100 км. Был образован в 1189 году. Грузооборот - более 138 млн т в год.
  • Новороссийск (Россия). Крупнейший в Краснодарском крае, рекордсмен в России по протяженности причальной линии, достигающей 8,3 км. Оборот морских грузоперевозок - более 117 млн т в год.
  • Амстердам (Нидерданды). Столица Нидерландов. Соединен с Северным морем Нордз-каналом. Грузооборот - более 78 млн т в год.
  • Марсель (Франция). Крупный портовый комплекс, включающий Восточный Марсель и несколько портов залива Фос. Грузооборот основного порта - 110 млн т в год, района Фос - более 73 млн т.
  • Приморск (Россия). Крупнейший в нашей стране нефтеналивной порт на Балтийском море. Грузоборот - более 64 млн т в год.
  • Альхесирас (Испания). Крупнейший на юге Испании, входит в десятку портом Европы с грузооборотом, превышающим 50 млн т в год.
  • Гавр (Франция). Первый в стране по перевозке пассажиров, второй - по перевозке грузов. Грузооборот превышает 50 млн т в год (в основном это нефть).
  • Бремен (Германия). Второй по величине после Гамбурга. Грузооборот - около 50 млн т в год.

Определение самых больших портов в мире позволяет правильно организовывать логистику. Уровень загруженности различных портов играет важную роль при обработке и анализе имеющихся данных. Объем загрузки контейнеров – это одна из самых важных характеристик, которая должна учитываться при определении оптимального направления транспортировки товаров.

Морской порт Шанхая является самым крупным в мире, что обуславливается удобным расположением. Порт располагается между южной и северной сторонами Китая и обладает прямым выходом к морю. Показатель 2012 года является одним из лучших: за год удалось обслужить 32 с половиной миллионов двадцатифутовых контейнеров.

Шанхай – это основной ВМБ и самый крупный порт Китая, расположенный на реке Хуанпу на расстоянии 50 километров от побережья Восточно-Китайского моря. Портовые сооружения занимают 60 километров побережья реки, причем протяженность причального фронта превышает 40 километров и включает в себя более 100 причалов. Общий оборот морских грузовых перевозок в Шанхае превышает 100 000 000 тонн.

В порт традиционно ввозят следующие грузы:

  • зерно;
  • уголь;
  • промышленное оборудование;
  • зерно.

Из порта чаще всего вывозят генеральные грузы.

Комплекс включает в себя:

  • специальный узел для погрузки – разгрузки морских грузов;
  • контейнерный терминал, который принимает и обрабатывает контейнеры;
  • специальная пристань для транспортировки угля;
  • причалы;
  • складские помещения общей площадью 260 000 квадратных метров;
  • открытые грузовые площадки площадью 100 000 квадратных метров;
  • судостроительные и судоремонтные предприятия.

Можно догадаться, что порт Шанхая не просто так оказался самым важным в мире.

Данный портовый комплекс занимает второе место по крупности. При этом оборот контейнеров в год может превышать 30 миллионов.

Порт в Сингапуре традиционно называют «ворота Европы», ведь именно он позволяет соединять азиатские и европейские страны. В большинстве случаев именно через этот транспортный объект проходят все образцы техники, реализуемые в Европе. Каждый день сотрудники порта обрабатывают около 80 тысяч контейнеров, причем большие судна всегда ожидают специального разрешения для заплыва на территорию.

Высокие технологии морского порта включают в себя 11 радаров для контроля за суднами, больше тысячи инновационных и надежных видеокамер. Только современные технологии позволяют успешно обслуживать все контейнеровозы и грузовые судна.

Данный портовый комплекс располагается на юго-восточном побережье Китая и обладает 14 причалами. Годовой оборот составляет около 23 000 000 TEU. Ежегодно сотрудники порта обслуживают около 7500 грузовых судов, а также 15 000 небольших лодок, кораблей. Такие показатели, как и в остальных случаях, оказываются достойными.

Данный портовый комплекс может принять до 23 000 000 двадцатифутовых контейнеров в год.

Порт включает в себя:

  • 141 причал;
  • 27 верфей;
  • 18 пассажирских терминалов;
  • площадь крытого склада – 360 тысяч квадратных метров;
  • площадь контейнерной площадки – 60 000 квадратных метров.

Подобные цифры свидетельствуют о высоком уровне функциональности порта Шэньчжень, который в большинстве случаев импортирует рассыпные руды, зерновые культуры, химическую и нефтяную продукцию, металлопрокат, сжиженный газ.

В Южной Кореи порт Пусан способен принимать грузовые судна, способные транспортировать до 50 000 тонн груза. Портовый комплекс находится на побережье Корейского пролива в естественной гавани. Протяженность причального фронта превышает десять километров.

Портовый комплекс располагается на пересечении северных и западных направлений. Кроме того, Нинбо успешно используют для внутреннего судоходства по реке Янцзы. Порт включает в себя несколько подразделений, которые успешно взаимодействуют друг с другом.

Данный портовый комплекс может обслуживать более 12 000 000 контейнеров, грузоподъемность которых составляет до 20 футов.

Терминалы портового комплекса могут успешно обрабатывать до 14,5 миллионов контейнеров.

Данный порт успешно обслуживает до 13,4 миллионов контейнеров в год.

Именно этот портовый комплекс готов ворваться на десятое место самых крупных портов с годовым объемом транспортировки в 12,3 миллионов.

Все грузовые порты в мире, которые обслуживают большое число суден и контейнеров, должны соответствовать высоким требованиям надежности, функциональности и современности. Войти в ТОП-10 самых больших портов мира и надежно сохранять позиции не так-то просто, но самые лучшие предприятия успешно справляются с поставленной задачей.

Видео: Топ 10 самых больших портов мира

Рейтинг порта определяется по уровню загруженности порта на основе объема загрузки контейнеров, иными словами по его контейнерообороту. Понятно, что рейтинг порта может изменяться, поэтому такой рейтинг целесообразно проводить каждый год. Ниже приведен перечень самых загруженных портов мира в 2012 году.

1
Крупнейший порт мира сохраняет свою первую позицию с 2010 года, когда обогнал Сингапурский порт. В 2012 году показал лучший результат среди портов-гигантов – 32,5 млн. двадцатифутовых контейнеров (TEU) в год.

2 Порт Сингапур (Singapore) — Сингапур

Хотя порт Сингапура уступил лидерство, он по-прежнему считается самым оживленным портом мира. В 2012 году в третий раз подряд стал вторым контейнерным портом мира – оборот контейнеров составил 31,7 млн. TEU в год.

3 Порт Гонконг (Hong Kong) — Китай

Контейнерооборот этого порта в 2012 году составил 23 млн. TEU. Гонконг является вторым крупнейшим портом Китая и имеет 14 причалов.

4

Каждый год расширяет свою долю на рынке на юге Китая за счет близости к металлургическим заводам и дельте реке Чжуцзян. В 2012 году принял около 23 млн. 20-ти футовых контейнеров.

5

Показатель в 22,5 млн.TEU в 2012 году позволил этому оживленному южнокорейскому порту сохранить достойное пятое место в рейтинге.

6 Порт Нинбо (Ningbo-Shoushan) — Китай

Порт расположен на пересечении крупного северо-западного пути и внутреннего судоходства по реке Янцзы и является шестым контейнерным портом мира (16,8 млн. TEU в год)

7

Порт в дельте реки Чжуцзян – Гуанчжоу в 2012 году принял более 12 млн. 20-ти футовых стандартных контейнеров.

8

Стремительно развивающийся еще один китайский порт, терминалы которого в 2012 году обработали 14,5 млн. контейнеров.

9

Имеет четвертый по величине в мире контейнерный терминал – оператор. В 2012 году обслужил 13,4 млн. контейнеров, в том числе самый большой в мире контейнеровоз грузоподъемностью 16 020 TEU «Marco Polo».

10

Достиг отметки 12.3 млн.TEU в 2012 году и занял десятое место в рейтинге крупнейших портов, тем самым потеснив старейший европейский порт Роттердам в Нидерландах. Несложно заметить, что порты Китая вышли на лидирующие позиции в рейтинге (7 из 10). По причине глобальных изменений в мировой экономике азиатские порты полностью вытеснили порты Европы из рейтинга самых больших портов нашей планеты.

Морские порты — важные транспортные узлы, связывающие между собой регионы, страны и континенты. Сегодня, как и много веков назад, морской транспорт остается самым масштабным каналом логистики. На его долю приходится более 70 % грузооборота в мире. По морям и океанам с помощью контейнеров перевозят автомобили, компьютеры, запчасти, продукты питания, одежду и многое другое. Не удивительно, что самый большой порт в мире находится в Шанхае, ведь именно Китай считается крупнейшим производителем всего, что можно найти на прилавках магазинов.


Порт-гигант

Шанхайский морской порт расположен в западной части тихоокеанского побережья , обслуживая суда, осуществляющие морские и речные перевозки. Площадь его грузовых терминалов составляет более 3619,6 кв. км. Отсюда производится отправка контейнеров практически во все страны мира. На его долю приходится более 20 % всего грузооборота Китая, осуществляемого морским транспортом. Но так было не всегда...


Всего каких-то 20 лет назад Шанхай не входил даже в число 20 крупнейших портов в мире. Лидирующую позицию тогда занимал Роттердам. Он расположен вдоль рек Ниуве Ватервех и Маас у побережья Северного моря, а его площадь составляет порядка 100 кв. км. Ежегодно здесь швартуется более чем 30 тыс. единиц морского транспорта. Основную часть грузооборота порта составляют нефть, руда и каменный уголь. Его пропускная способность в 2010 году составила 430 млн тонн. С 1962 по 1986 год порт Роттердама был крупнейшим в мире, но затем уступил свои позиции. Однако он по-прежнему остается лидером среди морских портов в Европе.


Пересечение шести континентов

После Роттердама мировое лидерство в сфере контейнерных перевозок перешло к Сингапуру. Население этого небольшого города-государства составляет всего лишь 5 млн человек. Если разделить количество контейнеров, проходящих через местный порт, на число жителей города, то на одного человека их придется по 5 штук.


Порт Сингапура расположен на пересечении транспортных потоков шести континентов . Он соединен более чем с 600 портами из, по крайней мере, 100 государств мира. До 2009 года транзит контейнеров через порт ежегодно возрастал, что и позволило ему стать крупнейшим в мире. Однако мировой экономический кризис повлиял на товарооборот, и в 2010 году Сингапур уступил по своим показателям морскому порту в Шанхае.


Отечественный лидер

Морской транспорт является для России самым выгодным средством экономических связей с дальним зарубежьем. На его долю приходится около 90 % международного грузооборота в государстве. Самый большой порт России находится в Новороссийске (Краснодарский край) и расположен на северо-восточном побережье Черного моря .


Он является единственным в южном бассейне России незамерзающим глубоководным портом. В последние несколько лет его грузооборот держится в пределах 110-116 млн тонн в год, что обеспечило ему место в пятерке лидеров среди европейских морских портов.