Церковь святой троицы в никитниках. Церковь троицы живоначальной в никитниках Церковь троицы в никитниках стиль архитектуры

Всего текстов: 2

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 37-41

Церковь Троицы в Никитниках, иначе называвшаяся "Грузинской Божией Матери на Варварке" или "Великомученика Никиты в Глинищах"

Грузинский, ныне Никитников, пер., 3

"Построена в 1628-1651 гг. по заказу купца Григория Никитникова на месте сгоревшей в 1626 г. церкви Никиты мученика на Глинищах; уцелевшая при пожаре местная икона "Никита воин с житием" 1579 г. была перенесена Г. Никитниковым во вновь отстроенную церковь, южный придел которой был посвящен Никите мученику. "Северный придел - св. Николая, под колокольней придел Иоанна Богослова".

"Храм был возведен рядом с двором Г. Никитникова. В 1904 г. в подклете центрального четверика был устроен придел во имя Богоматери Грузинской, икона которой (1654 г.) хранилась в храме, отчего Троицкую церковь иногда называли церковью Грузинской Богоматери".

"Церковь построена в 1631-1634 гг. на средства купца Григория Никитникова, выходца из Ярославля, на дворе его московской усадьбы. Одновременно являлась и приходской церковью. Первоначально она, вероятно, соединялась с жилыми хоромами, разобранными в 1657 г. Южный придел - Никиты Воина - служил фамильной усыпальницей рода Никитниковых. Северный придел Николы и крыльца (северное крыльцо не сохранилось), по некоторым данным, построены в 1653 г. при наследниках Никитникова. Еще позже завершена внутренняя отделка: роспись окончена к 1656 г.

Многие детали никитниковского храма - пирамиды кокошников, крепованные карнизы, тяги - еще напоминают архитектуру конца XVI в. Однако характер профилей, абрис стрельчатых профилированных кокошников, парные колонки, членящие фасады вместо лопаток, которые применены лишь в подклетном этаже, разнообразие в оформлении окон и порталов, а главное - объемно-пространственное решение храма создали настолько новый образ здания, что оно сразу стало "образцом" для церковного строительства в Москве и за ее пределами. В оформлении порталов и окон южного фасада, плоскую орнаментальную резьбу которых когда-то дополняла раскраска, много похожего на декор Теремного дворца. В связи с этим можно предполагать участие царских мастеров в постройке никитниковской церкви. Кроме них здесь могли работать и земляки Никитниковых. Об этом свидетельствуют постановка колокольни над северо-западным углом галереи, как это было в Николо-Надеинском храме Ярославля (1620-1622), и размещение внутри нее придела (вход в который по был из притвора по лестнице. - П. П.), как в колокольне ярославской церкви Рождества Христова на Волге (1630-е - 1644 гг.). В московской архитектуре XVII в. такие явления встречаются впервые. Кроме того, резной орнамент на западном портале сходен с резьбою деревянных сеней церкви Илью Пророка в Ярославле (1657 г.). Изразцы, использованные в декоре венчающих частей здания, могли быть сделаны белорусскими мастерами.

Иконостас главного храма выполнен московскими и ярославскими резчиками в 1640-х гг. (до росписи интерьеров). В верхних ярусах помещены иконы "строгановского" письма того же времени. Стенопись храма принадлежит, возможно, "царским" мастерам Оружейной палаты: Якову Казанцу, Симону Ушакову, Осипу Владимирову и Гавриле Кондратьеву, написавшему также иконы местного ряда иконостаса главного храма и южного придела. Среди росписей храма необычной трактовкой выделяются сцены из Апокалипсиса на стенах придела Иоанна Богослова, что под колокольней".

"Церковь Троицы в Никитниках - типичный образец памятника второй четверти XVII в. Это бесстолпный пятикупольный храм на высоком подклете (центральная глава - световая). По традиции с северо-востока и юго-востока к основному четверику примыкают два придела (значительно больший северный имеет трапезную, как и главный храм). Шатровая колокольня (в связи с размерами участка и местоположением церкви относительно улицы, куда она выходит южным фасадом) отнесена в северо-западный угол и соединена с трапезной крытой галереей - папертью. Вход в церковь оформлен шатровым крыльцом (впервые в храмовом зодчестве), настолько полюбившимся в XVII в., что такие "хоромные" крыльца стали пристраивать и к более древним памятникам. Близость форм декора крыльца, крытой галереи, наличников двух главных окон южного фасада и внутренних порталов церкви к декору кремлевского Теремного дворца (1635-1636 гг.) и его Верхнего Золотого крыльца заставляют предполагать, что не все элементы этого сложного комплекса храма были отстроены одновременно. Завершенная в 1634 г., церковь, находившаяся при усадьбе г. Никитникова, по-видимому, имела вход со стороны двора (входной западный портал восходит к северному порталу Благовещенского собора Кремля, но без его декора и, вероятно, был отделан до внутренних порталов северного и южного приделов, украшенных пышной белокаменной резьбой, - иначе трудно объяснить его скромные формы). Южный придел, который стал родовой усыпальницей Никитниковых, сообщался только с храмом и также не имел входа со стороны улицы, хотя и выходил на нее своими фасадами. В дальнейшем церковь была "выведена" на улицу - тогда, надо думать, и были сооружены шатровое крыльцо, галерея, возможно, трапезная северного придела и усилена пышность декора южного, ставшего теперь главным, фасада за счет двух сложно скомпонованных резных наличников. Произошло это уже после 1636 г., то есть после постройки Теремного дворца, знакомство с формами которого обнаруживают все эти нововведения. К 1652 г. переделки должны были быть завершены, так как в этом году уже приступили к росписи стен (кроме того, в духовной грамоте Г. Никитникова, датированной 23 сент. 1651 г., дается наказ внукам расписать церковь и написать иконы для иконостаса, следовательно, сама церковь к этому времени уже была полностью отстроена). В белокаменный декор храма введены цветные изразцы.

Хорошо сохранившаяся роспись церкви была выполнена в 1652-1653 гг. Как предполагают, ее авторами были те же мастера - Я. Казанец, И. Владимиров, Г. Кондратьев и С. Ушаков, - которые в дальнейшем писали иконы для иконостаса (с 1657 по 1668 г.). Они принадлежали к числу лучших царских изографов XVII в., были связаны с Оружейной палатой и участвовали в росписи кремлевских соборов (И. Владимиров в росписи Успенского собора, Я. Казанец и С. Резанец были привлечены в 1652 г. к работам по росписи Архангельского собора). Росписи обнаруживают знакомство их создателей с гравюрами Библии Пискатора, изданной в Амстердаме в 1650 г. Стенопись церкви Троицы в Никитниках, насыщенная бытовыми деталями, стала образцом для росписей церквей второй половины XVII - нач. XVIII в. ряда городов - Ярославля, Ростова, Костромы, Вологды. Среди икон местного ряда иконостаса обращает внимание "Благовещение с акафистом" 1659 г. письма Я. Казанца, С. Ушакова и Г. Кондратьева".

"Церковь построена ярославским гостем Григорием Леонтьевичем Никитниковым в 1628 г. В 1653 г. расширена".

"Подклет храма использовался как склад для товаров".

"Церковь построена на средства ярославского гостя Григория Леонтьевича Никитникова, который в 1614 г. был пожалован в московские купцы и построил рядом свой каменный дом, двор и службы. Первое упоминание о дворе от 1626 г.; в 1698 г. он уже не существовал.

Попытка снести церковь Троицы в целях расширения строительства деловых зданий приостановлена в 1871 г. московским Императорским археологическим обществом".

"В 1622 г. персидский шах Аббас вторгся в пределы Грузии и, предав страну огню и мечу, ушел с добычей. В числе прочих сокровищ была похищена Риза Господня многоцелебная, которую шах подарил впоследствии Михаилу Феодоровичу, а также много икон, за которые персы рассчитывали получить с русских купцов хорошие деньги.

В 1629 г. в Персии приказчику ярославского купца Егора Лыткина Стефану Лазареву предложили образ Богоматери, унизанный драгоценными камнями и похожий на Тихвинский, столь почитаемый на Руси. Лазарев приобрел ее для Лыткина. Одновременно его господин Георгий Лыткин в ночном видении получил извещение о покупке для него в Персии бесценного бисера и повеление по получении отослать его в Черную Гору. Когда Стефан вернулся и принес икону, Георгий с радостью и слезами принял ее и уразумел - что это и был тот бесценный бисер, который показался ему в видении. По совету и разрешению Патриарха Филарета Георгий отправил икону в 1629 г. в Черногорский монастырь на реке Пинеге Архангельской губернии. С 1629 г. этот монастырь стал называться Красногорским, а св. икона - Грузинской как первоначально находившаяся в Грузии. В 1650 г. по благословению Патриарха Иосифа установлен ежегодный праздник 22 августа, в день принесения иконы в монастырь" .

"Пустынь Черногорская была основана в 1604 г. ниже поселка Пинега (Пинежский волок) в 15 км, расположена в гористой местности, известной под именем "Черной горы". Была бедна. Основоположником был священник соседнего Юрольского прихода Мирон, который и постригся здесь впоследствии под именем Макария.

Постройки монастыря сохранились до наших дней, находятся ныне в аварийном состоянии" ( - 1971 г.).

"Икона Грузинской Богоматери в Красногорской обители прославилась чудотворениями, привлекла много богомольцев".

"При царе Алексее Михайловиче икону носили в Сибирь - на Лену, в В. Устюг, Вологду, Переславль-Залесский и в Москву. В 1650 г. Патриарх Никон, тогда еще митрополит Новгородский, опросил, записал и исследовал сказания о чудесах этого образа - что и послужило основанием для установления Патриархом Иосифом праздника ей 22 августа. В 1698 г. постановлено ежегодно приносить икону в Архангельск и тогда же составлен канон ей смотрителем московской типографии Федором Пашкарповым. В 1654 г., во время морового поветрия, икону приносили в Москву для поновления и поставили в церкви Троицы в Никитниках. С нее сняли точный список, который остался в церкви после возвращения подлинника в Красногорскую пустынь. В 1904 г. в нижнем ярусе Троицкой церкви был устроен придел в честь этого образа.

Другой список иконы находился в Алексеевском женском монастыре. Известна также икона Грузинской Богоматери в церкви Покрова на Воронцовом поле, сломанной в 1932 г., - иногда эта церковь так и называлась по иконе церковью Грузинской Богоматери на Воронцовом поле.

Список иконы, находившийся в церкви Троицы в Никитниках, вскоре прославился чудотворениями"[по 6 и 7] .

"Церковь обновлялась в 1900 г.".

"Чудотворный образ Грузинской Божией Матери, находящийся в церкви Троицы в Никитниках, прославился чудесами с 1654 г. во время бывшей в том году в Москве моровой язвы. В память 250-летия явления от нее великого чуда избавления от губительной болезни и в ознаменование посещения в 1900 г. Троицкого храма Государем Императором Николаем Александровичем в нижнем этаже храма в 1904 г. устроен на средства бывшего церковного старосты Алекс. Вас. Александрова особый придел, освященный 20 августа того же года".

"В 1918 г. Всероссийская реставрационная комиссия отнесла церковь к памятникам I категории. В 1924-1930 гг. велась ее реставрация. В 1934 г. церковь передана в систему Гос. Исторического музея (ГИМ) как его филиал, которым является и поныне. Во время подготовки к открытию филиала в 1935-1940 гг. произведено раскрытие стенных росписей от двух слоев позднейших записей. В 1958-1959 гг. установлено центральное отопление прямо посреди храма. Вновь для посетителей он был открыт в 1968 г.".

Храм стоит на государственной охране под № 104.

Рядом с ним до 1960-х гг. стояло одноэтажное здание - домик причта, снесенное почем зря при постройке ворот и дома, закрывших ход по Ипатьевскому пер. (дом входил в комплекс новых зданий ЦК КПСС). По Ипатьевскому пер., 12 сохранились палаты Симона Ушакова, наполовину отреставрированные, и передвинутое во двор их здание палат Боровского подворья (о них подробнее см. в кн. ).

Чудотворный образ Грузинской Богоматери стоит ныне у северной стены главного храма.

Согласно решению президиума Моссовета от 25.7.1991 г. храм возвращается верующим. Им будет ведать братство св. Владимира.

Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 437-439.

Александровский, № 50.

Рукопись Александровского, № 194.

По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917.

Овчинникова Е. С. Реставрация одного редкого памятника архитектуры и живописи XVII в. // Ежегодник ГИМ на 1961 г. К статье приложена обширная хронология памятника.

Московские церковные ведомости. 1904. № 33.

Богословский Т. М. Грузинская икона Божией Матери // Журнал Московской Патриархии. 1945. № 4. С. 63-65.

Мильчик М. И. По берегам Пинеги и Мезени. Л., 1971. С. 82-86.

Синодальный справочник.

Вся Москва: Адресная книга на 1916 г. Отд. I. С. 236.

Путеводитель Машкова. С. XXXIII-CXXXVIII.

Овчинникова Е. С. Церковь Троицы в Никитниках. М., 1970.

Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973. С. 60-62. Фото № 117-134.

Тренев Д. К. Памятники древнего русского искусства церкви Грузинской Богоматери в Москве. Краткое описание церкви, икон Симона Ушакова и достопамятностей. 15 таблиц, 45 фотокопий, 24 с. текста. М., 1903.

Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916.

Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 453-456; план и фото.

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 9.

Материалы = Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы, собранные из книг и дел преждебывших Патриарших приказов свящ. В. И. и Г. И. Холмогоровыми / Под ред. И. Е. Забелина. М., 1884. Т. 1-2.

Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.

Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.

Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.

Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.

Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916, с. 12-13

Церковь Грузинской Божией Матери. Находится в Грузинском переулке, близ Варварских ворот. Иначе называется "Троицы, что в Никитниках". Первоначально построена была деревянная в XVI столетии и называлась "Великомученика Никиты, что на Глинищах". Нынешняя выстроена на месте прежней в 1628 году ярославским гостем Григорием Леонтьевичем Никитниковым с главным престолом Св. Троицы и с южным приделом Св. Никиты. В 1653 году, по случаю моровой язвы в Москве, в церковь был привезен из Красногорского монастыря Архангельской епархии образ Грузинской Божией Матери, который за 28 лет перед тем был выменян у персов в Грузии братом храмоздателя Степаном Никитниковым. К чудотворной иконе стекалось столь большое число богомольцев, что понадобилось расширить церковь, почему и был выстроен северный придел, освященный во имя Иоанна Богослова. Некоторое обновление церкви было около 1700 года, когда в трапезной установлены нынешние оконные решетки, а потом в 1845 году, когда сменены кресты на главах, снята главка с крыльца и разделаны окна главного алтаря. В 1904 г. в подклете устроен престол Грузинской Божией Матери. Храм очень замечателен как по особому изяществу постройки и тщательной отделке во всех частях, так и потому, что старина в нем и снаружи и внутри сохранилась достаточно хорошо. Выдвигающиеся на сводах ряды кокошников "в перебежку" составляют оригинальную особенность этой пятиглавой бесстолпной церкви. Крыльцо с шатровым верхом является первым по времени образцом подобного рода церковных входов. Колокольня находится не на оси всего здания, как установилось только со второй половины XVII века, а у северо-западного угла церкви. Внутри сохранился многоярусный иконостас с образами работы Симона Ушакова. Над верхним ярусом помещены изображения херувимов, как это было и в Успенском соборе до времени царя Алексея Михайловича, и как это до сих пор сохранилось в Троицком соборе Сергиевой Лавры. Стенопись средины XVII века. Замечательны клироса особой формы и каменная резьба на входах в приделы и в главную часть церкви. Придел Никиты Мученика имеет такие же древние иконостасы и стенопись, как главная церковь.

Храм Святой Троицы в Никитниках - уникальное строение, которое может претендовать на одну из красивых церквей Москвы. Гуляя улицами Москвы, невозможно не восторгаться архитектурой церкви Троицы Живоначальной, которая является единственной достопримечательностью самого короткого переулка в столице, Никитникова. Старомосковская святыня буквально спрятана среди современных новостроек.

Исторические сведения

До 1626 года на месте Троицкого храма стояла Никитская церковь, которая сгорела, но икона святого Никиты была спасена.

Купец Григорий Никитников увековечил свое имя в названии московского переулка тем, что в 1628 году начал строительство каменный Троицкий храм. Почти четверть века строительство то начиналось, то прекращалось, менялись декоративные украшения, вносились изменения во внутреннюю отделку.

Храм Святой Троицы в Никитниках, Москва

Параллельно с возведением церкви Святой Троицы купец позаботился и о своем семействе, построив семейную усыпальницу в домовой церкви, которая расположилась в южном престоле великомученика. Никиты. Церковный подклет одновременно служил хранилищем для купеческих товаров. Из домовой церкви попасть в храмовое помещение можно было по специальному переходу.

Благодаря многофигурной, динамичной росписи, сделанной по рисункам Святого Писания голландского художника Бохта, которая создавалась лучшими специалистами своего дела из Оружейной палаты, началось новое направление в русском церковном зодчестве.

Художники Иосиф Владимиров и Симон Ушаков написали шедевры икон, которые украсили местный иконостас. Уникальная картина «Древо государей Российских» стала местной достопримечательностью.

Фрески Симона Ушакова в интерьере верхнего храма Троицкой церкви

Со времени постройки шедевра русского зодчества в дизайне многих московских церквей появились шатровые пристройки, крылечка, колокольни, с декорированными наличниками окон. Если внимательно присмотреться к фасадному окну, выходящему в переулок, можно увидеть уникальную резьбу, на которой изображены попугаи.

Декор Троицкой церкви перекликается с еще одним шедевром зодчества, московским Теремным дворцом, построенным в Кремле в 1636 году. У историков возникали предположения, что именно царские мастера были приглашены на строительство нового храма.

Интересно! До 1926 года Никитников переулок называли Грузинским, хотя с Грузией он не имеет ничего общего. Это название закрепилось за переулком благодаря Грузинской иконе Богородицы, ставшей святыней церкви. Список чудотворного образа был написан в 1654 году в память об избавлении Москвы от моровой язвы.

1871 год едва не стал последним годом существования красавицы-церкви, когда на ее месте было решено возвести торговые здания. Торговый комплекс вырос в 1901 году, закрыв своим видом шедевральную постройку XVII века, но это не повредило храму.

Через три года после революции храм закрыли, но не снесли и не разрушили, признав в нем архитектурный памятник культуры первого порядка.

Интерьер нижнего храма Троицкой церкви

Через 14 лет в 1934 году здесь стал работать Государственный исторический музей, затем музей художника, создавшего уникальные шедевры для церкви в Никитниках, Симона Ушакова, с 1963 года здесь работали выставки, демонстрирующие древнерусскую живопись.

Возрождение прихода началось в 1999 году и только через девять лет храм вернули Православной Церкви.

Святыни Троицкой церкви в Никитниках

Жители Москвы и гости города приходят в Троицкий храм поклониться около икон Божьей Матери:

  • «Владимирская»;
  • «Благовещение»;
  • «Грузинская»;
  • «Благодатное небо»;
  • «Казанская» и другие.

Престольные праздники

Троицкий храм в Никитниковом переулке имеет несколько престолов. Каждый из них отмечает престольный праздник, на который собирается множество прихожан.

  • Грузинский престол 4 сентября почитает основную святыню Троицкой церкви, Грузинскую икону Богородицы.
  • Весной, 21 мая и зимой, 9 декабря прихожане собираются на праздник чествования памяти Иоанна Богослова.
  • 28 сентября благодарные потомки чествуют день памяти Никиты Готфского.
  • 22 мая, весной, и зимой, 19 декабря - праздник почитания Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского.

Богослужение в храме Живоначальной Троицы в Никитниках

Особенно людно в храме в День Святой Троицы, который венчает пасхальные праздники. Этот праздник отмечается на пятидесятый день от Дня Воскресения Господнего, светлого праздника Пасхи.

Вечернее богослужение перед Троицей открывает престольный праздник. Во время вечерней службы идет чтение умилительных молитв Василия Великого, в это время христиане исповедуют грехи и просят помилования, дарования Духа Святого, вспоминая в молитвах усопших близких.

Интересно! На пятидесятницу храм украшается зелеными ветвями и цветами, прихожане так же стоят на богослужении с цветочными букетами.

В помощь паломникам

Проще всего добраться до Троицкой церкви в Никитниках на метро. На карте следует найти остановку Китай-город, которая находится на Старой площади, а там пройти в Никитников переулок, дом 3. Храм уникальной архитектуры виден сразу.

Храм Святой Троицы открыт ежедневно с 10.30 утра до 15.30.

Накануне христианских праздников в 17.00 начинается всенощное бдение, по воскресным и праздничным дням в 9.00 звучит литургия.

Все желающие исповедоваться, могут это сделать после всенощного служения или перед литургией.

Каждую среду в 17.00 - молебен с чтением акафиста Богородице и святому лику «Грузинская».

Храм Троицы Живоначальной в Никитниках

August 18th, 2012 , 01:23 pm

Иногда, очень редко, нам с мужем удается прогуляться вдвоем (т.е. без наших милых детушек). И в такие прогулки моя наблюдательность за окружающим миров, ясное дело, возрастает. И вот совсем наш выбор пал на (Никитников пер., д. 3). Ну и пока мы туда шли, каким то чудом, нас занесло на ул. Варварку. Жаль что время было позднее и внутрь всех церквей попасть не удалось. Кроме, одной...



Иногда, очень редко, нам с мужем удается прогуляться вдвоем (т.е. без наших милых детушек). И в такие прогулки моя наблюдательность за окружающим миров, ясное дело, возрастает. И вот совсем наш выбор пал на Церковь Святой Троицы в Никитниках (Никитников пер., д. 3). Ну и пока мы туда шли, каким то чудом, нас занесло на ул. Варварку. Жаль что время было позднее и внутрь всех церквей попасть не удалось. Кроме, одной...

Как только мы вышли из метро Китай- Город начался сильный ливень и мы поспешили укрыться в Церкови Всех Святых на Кулишках. Какое же это чудо: на улице дождь стеной, а ты на крыльце церкви (это само по себе символично). И ты смотришь и понимаешь, что на распутье: направо теплый свет от свечей, мерцающий, дрожащий полумрак и с иконостаса на тебя выступают милостивые лики, запах воска и ладана и как контраст, ты смотришь налево: стена холодного, свежего дождя, барабанная его дробь по металлической крыше (как будто специально, для усиления ощущений).

Мы вошли в глубину церкви. Там шло таинство исповеди и напоказ были выставлены мощи Николая Чудотворца. Помню свое сильное смущение и робость.. ведь шла я не молиться сюда, а смотреть и воспринимать. И так мне стало неловко... Я купила свечи и зажгла их, прочитала молитву. Стало легче... Потом я села на скамейку, напротив иконостаса и стала смотреть... Муж сказал: "Пока не воспримешь дождь не кончиться..." , а я подумала: "Это небо плачет..." (не знаю почему...). О Церкови Всех Святых на Кулишках напишу в следующем посте

Церковь Святой Троицы в Никитниках
(Церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке). (Никитников пер., д. 3).

Главной святыней храма с 1654 года служит список (копия) Грузинской иконы Богоматери, выполненный в честь избавления столицы от морового поветрия (эпидемии чумы). По этой причине храм в обиходе именовался церковью Грузинской Богоматери. К 250-летию этого события в подклете Грузинской Богоматери был посвящён особый придел. Отсюда пошло старое наименование Никитникова переулка - "Грузинский", которое было изменено на текущее в 1926 году

О иконе

Согласно преданию икона имеет грузинское происхождение и при завоевании страны шахом Аббасом в 1622 году была вывезена в Персию. Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя.

В это время Ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с Грузинской иконой в Двинские приделы в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование. Черногорской обитель была названа потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной под именем Черной горы. Наименование "Красногорский монастырь" обитель эта получила только впоследствии.

После появления иконы в Красногорском монастыре ей стали приписывать многочисленные чудотворения. В 1654 году Грузинскую икону привезли в Москву для поновления и изготовления нового оклада. В этот год в городе была эпидемиячумы и с привезённым образом связывают ряд исцелений. Так в благодарность за исцеление своего сына серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов заказал список с Грузинской иконы для церкви Святой Троицы в Никитниках, который приписывают кисти Симона Ушакова.

Из-за сообщений о чудесах в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона иконе было установлено празднование 22 августа в день её появления в монастыре. В 1698 году указом было предписано ежегодно приносить Грузинскую икону в Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Кроме Архангельска образ носили в Вологду, Великий Устюг, Переславль-Залесский, Москву и в Сибирь.

В 1707 году изографом Оружейной палаты Кириллом Улановым был сделан точный мерный список Грузинской иконы (цветное фото). На его нижнем поле помещена надпись: « написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския». В иконе находятся 4 мощевика. С иконы были сделаны и другие списки, некоторые из которых почитались чудотворными.

В 1920—1922 годы после закрытия Красногорского монастыря икона исчезает, а затем в 1946 году после открытия монастыря вновь появляется в нём. Архангельский епископ Леонтий (Смирнов) в 1946 году сообщал в Московскую патриархию, что Грузинская икона участвовала в крестном ходе в Архангельске. После этого судьба иконы остается неизвестной.

Икона относится к типу Одигитрия и близка к изводу Перивлепты. Иконография Грузинской иконы имеет аналоги среди других Грузинских иконописных памятников X—XVI веков и особо была распространена в Кахети.

Дева Мария изображена со слегка повёрнутой и наклонённой к сидящему на её левой руке Богомладенцу Христу. Голова Иисуса немного откинута, в левой руке находится свиток, а правая сложена в благословляющем жесте. Особенностью изображения Иисуса Христа является правая нога, повёрнутая обнажённой подошвой наружу.

Грузинская икона Богоматери

История церкви

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках - нарядный образец московского узорочья (архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта) середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе. Архитектура храма является значимой вехой в истории русского зодчества, храм послужил эталоном для множества московских церквей второй половины XVII века

Ещё в XVI веке на этом месте стояла деревянная церковь во имя святого мученика Никиты. В 1620-е годы она сгорела и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1631 -1653 годы был сооружён новый каменный храм во имя Святой Троицы. Источники упоминают о строительных работах в 1631-34 и 1653 годах. По поводу того, к какой из этих дат следует приурочить возведение церкви у историков нет общего мнения

Хотя заказчиком выступал купец из Ярославля, архитектурное решение церкви не имеет ничего общего с огромными четырёхстолпными храмами ярославской школы. На высоком подклете поставлен бесстолпный четверик, крытый сомкнутным сводом. Церковь увенчана пятью чисто декоративными главками (из которых только центральная является световой), покоящимися на двух ярусах кокошников.

С северной и южной стороны к нему примыкают приделы с похожими горками кокошников и одной главкой.

В западной части храма располагается паперть с галереей, к которой с северной стороны примыкает парадно оформленный, высокий шатёр колокольни, а с южной - вынесенное на проезжую часть переулка крыльцо, также оформленное небольшим шатром.


Крыльцо, 20011 г. фото Чеботарь А. М.


Свод крыльца, фото 2011 г., Чеботарь А. М.


Восточная гирька крыльца, 2011г, фото Чеботарь А. М.


Западна галлерея,2011г, фото Чеботарь А. М.

Южный придел храма был посвящён Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей инициатора строительства и членов его семьи. В начале XX века северный фасад, где имелось симметричное южному крыльцо, был искажён пристройками.


Южный придел Никиты Мученика 2008 г фото Чеботарь А. М.

Каждый из фасадов этого нарядного московского храма отличается от другого обликом и деталями убранства, что придает ему гармоническое разнообразие, столь ценимое в искусстве русского зодчества XVII в. На красном фоне стен яркой белизной выделяются резные наличники асимметричных окон, многочисленные пилястры, колонки, резные пояски и медальоны, полотенца, киотцы, вкрапления из зеленых изразцов. А первоначально резьба храма (в частности, наличники) была сплошь покрыта росписью красной краской и золотом по голубому фону.


Разные наличники

Аналогию этим декоративным решениям можно найти в Теремном дворце; не исключено, что это работа одной артели

По заключению П. А. Раппопорта, "живописная асимметричная композиция церкви в сочетании с чрезвычайной насыщенностью её декоративными элементами сделали памятник как бы образцом для московских храмов последующего периода". Для позднемосковского зодчества будут характерны сложно декорированные наличники, арки с висячими гирьками, широкое использование поливных изразцов.


1971 год


1982 г


1982-1986


1984 год


Вид с юго- запада и южная часть церкви, 1955 год


Вид с востока, 1995 год

Храм почти полностью сохранил первоначальный интерьер с росписями, воспроизводящими голландские гравюры Библии П. Борхта 1643 г

Многофигурная, динамичная роспись выполнена в 1652-53 годах лучшими мастерами Оружейной палаты - Иосифом Владимировым (икона "Сошествие Святого Духа на Апостолов" является одной из немногих точно связанных с его именем икон), Симоном Ушаковым и другими. Их авторству принадлежат и иконы местного ряда иконостасов главного храма и южного придела

В 1920 храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея. В 1923-41 гг. здесь действовал Музей Симона Ушакова, с 1963 года - Музей древнерусской живописи. В 1991 было принято решение вернуть церковь верующим, ныне богослужения ведутся в подклете храма.

Мои ошущения.

Внутрь попасть не удалось, но обойти вокруг получилось. И первое, что бросаетья в глаза - это то, что "бедняга зажата" со всех сторон и "взята в плен советскими монстрами".


Если же абстрагироваться от окружения, то возникает чувство радостного, веселого, хаотичного (не упорядоченного) взлета вверх к небу. Это как полет стрижа или ластоочки перед дождем (птица летит "рвано", догоняя насекомых). Взгляд от максимально устойчивого нижнего яруса, с его ритмом прямоугольников и квадратов (хотя есть и ритм треугольков над окнами, намекающих нам на подъем вверх), скользит выше, а далее все легче и легче, игривей и затейливей. Тебя заманивают разные узоры, говоря: "Загляни сюда и сюда... ".

В самом центре Москвы, в двух шагах от Красной площади, почти напротив на Варварке, стоит храм Живоначальной Троицы в Никитниках. Немного у нас осталось таких удивительных церквей, шедевров дивного русского узорочья.

До недавнего времени пройти к нему было очень просто – от Васильевского спуска подняться вверх по улице Варварка и, не доходя до площади Варварских ворот, свернуть налево в Ипатьевский переулок. Можно и от метро “Китай-город” дойти.

Теперь Ипатьевский перегородили воротами, поставили шлагбаумы. Слава Богу, хоть в будний день с 9 до 18 есть щель для пешеходов. В выходные и праздники ворота закрыты на мудрёный электронный засов. И Старую площадь теперь забором перегородили. Благо, что пешеходов ещё пускают на Ильинку и к храму можно пройти по Никитниковскому переулку.

Об этой необыкновенной красоты церкви очень подробно рассказано на сайте храма. http://www.nikitniki.ru/istoriya. Это большая подробная статья научного характера. Наш рассказ предназначен не специалисту, а любопытствующему; мы остановимся лишь на самых ярких моментах истории и архитектуры храма.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках. История

Деревянный храм на этом месте стоял, вероятно, ещё в XVI веке. Называлась церковь «святого мученика Никиты на Глинищах». Скорее всего, она сгорела в пожаре 1626 года. Пожары в ту пору были обычным делом на Москве. Из охваченной пламенем церкви вынесли древнюю храмовую икону великомученика Никиты.

Несколько лет спустя, в 1631-1634 годах, богатый и благочестивый прихожанин, Григорий (Георгий) Леонтьевич Никитников построил нынешний храм во имя Живоначальной Троицы. В храме устроили придел во имя святого великомученика Никиты. То ли по этому приделу, то ли по имени домовладельцев Никитниковых, это место стало называться Никитниками, а храм – Живоначальной Троицы в Никитниках.

Возвели храм близ большого купеческого двора ярославского гостя Никитникова. Разбогатели Никитниковы на рыбном и соляном промысле. В то время по величине двора мерили богатство и состоятельные жители старались расширить свои земельные владения. Никтитниковы в этом преуспели – их двор распространялся на 37 саженей в длину и 31 сажень в ширину. Для сравнения скажем, что соседний церковный двор занимал площадь 11 х 19 саженей.

Богат был двор Никитниковых. Павел Алеппский писал, что дом купца по красоте и обширности не уступал роскошным каменным палатам царских дьяков. Кроме каменных палат на их усадьбе стояли многочисленные деревянные хоромы – колодец, баня, конюшня, сараи, амбары, скотный двор. Но из всех построек сохранился лишь храм Живоначальной Троицы.

В память о сгоревшей деревянной церкви, один из пределов нынешнего храма освятили в честь святого великомученика Никиты. Да ещё и имя святого было созвучно фамилии купца. Именно этот придел стал родовой усыпальницей заказчиков храма. Но возможно, что совсем не созвучие имён побудило Никитникова устроить предел во имя этого святого. Ведь именно Никите молятся о богатстве и благополучии.

Святой Великомученик Никита Воин. Храм Живоначальной Троицы в Никитниках

По преданию святой Никита Готский жил на берегах Дуная в IV веке. Он всей душой проповедовал христианство и воевал с язычниками. Но после того, как к власти пришёл предводитель язычников Атанарих, Никиту схватили, мучили и сожгли в 372 году. Но по легенде, тело святого огонь не опалил, а Атанарих запретил предавать его тело земле. Но благочестивый христианин, друг святого, Мариан, спрятал и похоронил тело святого Никиты в своём доме. И стал дом Мариана богатым и благополучным. И те дома, где хранят икону великомученика Никиты, почитают и молятся святому, умножаются изобилием и богатством. Никитниковы стремились к благополучию и, вероятно, поэтому, устроили придел святого в храме Живоначальной Троицы. Так и вышло, хоть храм и считался приходским, но, в первую очередь прославлял и увековечивал семью заказчика.

Святыни храма Живоначальной Троицы в Никитниках

Икона Грузинской Божией Матери

Первоначально образ Грузинской Божией матери находился в Грузии. В 1622 году во время одного из набегов шаха Аббаса на Грузию персы захватили множество православных святынь в надежде продать их русским купцам. Их чаяния оправдались. В 1629 году приказчику ярославского гостя Егора (Георгия) Лыткина Стефану Лазареву предложили образ Богородицы, усыпанный жемчугами, унизанный драгоценными камнями. Примерно в то же время Егор Лыткин во сне получил извещение о том, что для него куплен драгоценный бисер и повеление отправить его в дар в Чёрную Гору. Когда Лазарев привёз хозяину образ Богородицы, купец понял, о каком бисере шла речь в его ночном видении. По совету и благословению патриарха Филарета в 1629 году бесценный образ Богородицы отправили в монастырь на Чёрной Горе на Пинеге Архангельской области. В том же году монастырь стал называться не Черногорским, а Красногорским, а икона Богоматери – Грузинской, по месту её первоначального нахождения.

В 1654 году, когда в Москве свирепствовала чума, из Черногорской обители в Троицкую церковь привезли чудотворную икону Грузинской Божьей Матери и многие, молившиеся перед этим образом, исцелились. Перед тем, как вернуть икону в монастырь с неё сделали список и оставили в церкви Живоначальной Троицы в Никитниках. С тех пор многие москвичи называли храм в Никитниках церковью Грузинской Божией Матери. А в 1904 году в подклете церкви освятили придел в честь этого образа.

Икона не только прославилась многочисленными чудесами исцеления, но в советское время спасла храм от разрушения. Говорят, что когда «вождь народов» узнал, что храм освящён в честь Грузинской иконы Божией матери, он произнёс: «Очень правильное название». И храм не разрушили.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках. Владимирская икона Божией Матери “Насаждение древа государства Российского”

Любопытно, что попытка снести храм предпринималась в ….1871 году. Для расширения строительства деловых зданий необходимо было место, занятое храмом. Тогда за церковь вступилось московское императорское археологическое общество и не допустило сноса.
Владимирская икона Божией Матери “Насаждение древа Государства Российского” – ещё одна особо почитаемая икона храма. В храме находится список с образа, написанного Симоном Ушаковым. Подлинник хранится в коллекции ГТГ.

Иконография образа призвана прославлять Великую Заступницу и Покровительницу земли русской. Древо Государство Московского Божием промыслом насадил собиратель русских земель Иван Данилович Калита, а взрастил и поливал виноградную лозу Московский Митрополит Пётр. Благодатной почвой стал Успенский собор Московского Кремля. На кремлёвской стене стоят: слева царь Алексей Михайлович, справа царица Мария Ильинична с царевичами – старшим Алексеем Алексеевичем (умер в 16 лет) и младшим Фёдором Алексеевичем, будущим третьим государем династии Романовых.

В медальонах на ветвях древа изображены святые, благоверные князья, блаженные и преподобные Древней Руси.

Хранится в церкви и другой особо почитаемый образ Казанской (Тобольской) Божией Матери.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках и Симон Ушаков

В 1923 году в храме открыли музей живописца Симона Ушакова. Прославленный изограф в 1657-58 годах написал несколько икон для храма. Рядом с храмом, напротив церкви в Ипатьевском переулке находятся палаты XVII века, их принято называть палатами Симона Ушакова.

Знаменитый московский краевед Сергей Романюк считает иначе. “Однако же они ему не принадлежали: когда надо было спасать редчайшее здание палат от вандалов, то ревнители нашей истории прибегли ко лжи во спасение. Назвали эти палаты именем знаменитого художника, чтобы придать дополнительный вес своим аргументам и таким образом спасти их”, – пишет Романюк в книге “Китай-город”.

На сайте храма сообщается, что имя Симона Ушакова и его родных записано в синодик церкви, что даёт основание думать, что знаменитый царский изограф жил в приходе Никитниковской церкви. Есть сведения, что Симон Ушаков был домовладельцем до 1668 года. Сохранилась челобитная иконописца, в которой он сообщает: «А дворишко у меня малое и в грязи в Китай-городе и хоромишек построить для иконного письма и для учеников негде». Просьбу его уважили и С.Ушаков переехал на Посольскую улицу.

Архитектура храма Живоначальной Троицы в Никитниках

“Московско-русский» стиль”- так специалисты определяют архитектурный характер церкви.
Историк архитектуры, Н. В. Султанов так определяет черты этого стиля:

«С помощью технических познаний западных зодчих и тех восточных и византийских художественных элементов, которые были у нее под руками, а также и обоих собственных, Московская Русь создает ту своеобразную и причудливую архитектуру, которая известна под названием «московской». Этот московско-русский стиль достигает своего наибольшего, хотя далеко не полного, развития в XVI и XVII вв. и представляет нам образцы самостоятельного русского искусства».

Самыми яркими примерами московско-русского стиля профессор Султанов называет Покровский собор (храм Василия Блаженого), Дьяковскую церковь, храм Грузинской Божией Матери и Троицкую церковь в селе Останкино.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках очень похож на деревянную теремную постройку. Фасад у неё совсем не правильный, а состоит из отдельных частей. Четверик храма со всех сторон окружают разные постройки – с востока – алтарь, с запада – колокольня и паперть, с севера – трапезная с приделом святого Николая Чудотворца, а с юго-востока примыкает отдельный придел святого Никиты мученика. Вся церковь стоит на высоком подклете и это ещё больше делает его похожим на деревянную хоромину.

План церкви Живоначальной Троицы в Никитниках

Храм асимметричен и с разных точек зрения воспринимается по-разному. Если подойти к нему с запада, из Ипатьевского переулка, то перед нами разворачиваются все его части – и высокий четверик и растянутая трапезная, и колокольня и удивительно лёгкий шатёр крыльца.

А с Никитского переулка храм выглядит как стройный сказочный теремок, устремлённый ввысь пятиглавием на высоких барабанах. Световой барабан только один, центральный.

Тот, кому знакомы каменные храмы Ярославля, непременно увидит некоторое сходство в деталях убранства ярославских церквей и храма в Никитниках. В Ярославле в Николо-Надеинском храме колокольня также стоит над северо-западным углом галереи. А резной орнамент на западном портале очень похож на резьбу деревянных сеней ярославской церкви Ильи Пророка. Наверное, в строительстве церкви принимали участие ярославские каменных дел мастера. Сам Григорий Никитников был ярославским гостем и вполне мог пригласить своих земляков.

Белокаменный узор храма уравновешен и совсем не перегружен, он оставляет ощущение целостности. А вот характер белокаменных деталей поражает разнообразием. Наличники с валиками, ширинки с цветными изразцами и кокошники поражают разнообразием форм и почти не повторяются.

Такое пышное убранство храма делает его похожим скорее на гражданское здание. Ещё одна «светская» черта в архитектуре храма – его окна.

Они различаются по размеру и расположены неравномерно. Объясняется это разным назначением внутренних помещений.

Убранство порталов и окон южного фасада очень напоминает декор Теремного дворца Кремля. Скорее всего, наряду с ярославскими зодчими в строительстве Никитниковской церкви участвовали и царские мастера. Архитектор Л.В.Даль и вовсе предполагал, что такой замысловатый вид храму придал не строитель, а иконописец, сам Симон Ушаков.
Белокаменное кружево верхних ярусов дополнено цветными изразцами, вероятно, работы белорусских мастеров.
Хочется обратить особое внимание на главный вход, увенчанный шатровым крыльцом. Его украшают двойные арочки с резными гирьками из белого камня.

Крыльцо выдвинуто в сторону улицы и как бы приглашает посетителя зайти внутрь и полюбоваться храмом.


Внутреннее убранство храма Живоначальной Троицы в Никитниках

Поднимаемся вверх на высокое крыльцо и попадаем внутрь трапезной. Широкая арка справа зовёт в главный храм. Небольшая дверь слева ведёт в Никольский придел.
В главном храме Живоначальной Троицы роспись выполнена масляной краской поверх фресок. Темы росписей – Евангельские события и притчи Христа.

Голосники

Под сводами храма расположены голосники. Голосники – горшки из обожжёной глины. При строительстве церкви их специально заделывают в кирпичную толщу стены отверстиями внутрь церкви. Считается, что голосники необходимы для усиления звука внутри храма. Но русский архитектор Лев Владимирович Даль (1834-1878) утверждал, что прежде всего, голосники нужны для уничтожения отголоска. Когда звуковая волна поднимается вверх, то голосники задерживают её, дробят своими отверстиями.

Великолепен иконостас храма. Он не совсем обычный, не 5-ти, а 6-ти ярусный, середины XVII века. Полуколонки изящного рисунка прикрывают места соприкосновения икон. Иконостас покрыт такой прочной позолотой, что её состав удивляет даже специалистов. Резьба нижней части иконостаса отличается от верхней. Скорее всего, она была выполнена несколько позже.

В местном ряду иконостаса есть иконы строгановского письма, выполняли их мастера Оружейной палаты. Яков Казанец, Симон Ушаков и Гаврила Кондратьев написали икону “Благовещение с акафистом”. Тот же знаменитый Симон Ушаков создал образы Владимирской Богоматери “Насаждение древа Государства Российского” и “Великий Архиерей”. Во имя святого Иоанна Богослова

Богослужения в храме возобновились в 2004 году, а в 2007 году церковь официально вернули московской патриархии.

Церковь Троицы в Никитниках производит такое же впечатление, как если вы раскрыли раковину и нашли редкой красоты жемчужину. Ведь она окружена современными “никакими” зданиями и от этого её удивительной красоты убранство завораживает и восхищает. Белокаменная резьба настолько изящна, что кажется, будто она сделана из легчайшего кружева и выткана из шёлка. Храм очень радостный, он как будто весь движется вверх, увлекает за собой и ты вместе с кокошниками движешься ввысь! А потом, подойдя к широкой галерее немного успокаиваешься, рассматривая арочные окна разного ритма и узора. Церковь будто сама подводит зрителя к колокольне, основательной, словно укорененной в землю и опять – тот же порыв вверх.

По долгу службы часто подхожу к храму, показываю его туристам. Люблю наблюдать, как меняется настроение людей при виде этого архитектурного чуда древне-русских зодчих. Как бы не равнодушен был человек, как бы спокойно не относился он к архитектуре, подойдя к церкви Живоначальной Троицы в Никитниках еще никто не обходился без восторженного возгласа: “Ах!”и не уходил без яркого впечатления, которое производит этот храм.

Что есть что в церкви

Поэтому происхождение названия «Никитники» можно толковать двояко: то ли от древней церкви, то ли от фамилии владельца усадьбы. Но как бы там ни было, церковь сгорела в очередном московском пожаре. Пострадал и хранившийся в усадьбе товар. Тогда в 1628-1634 годах Григорий Никитников на собственные средства построил новый каменный храм. Он дошел до нас без изменений.

Кстати, желания у Никитникова были весьма прозаичные: в церкви Живоначальной Троицы устроили тайники для хранения ценностей, а в подклете - склад.

Храм в стиле русского узорочья получился нарядным, поэтому его черты копировали при строительстве многих других московских храмов. Например, здесь впервые вход в церковь оформили шатровым крыльцом. А хорошо сохранившиеся фрески в храме Троицы в Никитниках выполнил Симон Ушаков.

В 1904 году один придел церкви Живоначальной Троицы, в подклете, освятили во имя иконы Грузинской Божьей матери, поэтому церковь иногда называют церковью Грузинской Богородицы.

Мини-путеводитель по Китай-городу

Образ Грузинской иконы считался чудотворным: ему приписывали чудо избавления Москвы от моровой язвы в 1654 году. Это был список иконы, которую завоевавший Грузию в 1622 году персидский шах Аббас продал русским купцам. Подлинник иконы находится в Красногорском монастыре на Пинеге.