Пещеры могао в китае. Всемирное наследие юнеско в китае: пещеры могао. Скальный монастырь Цяньфодун в Могао

Сначала покажу больше фотографий самого комплекса. В этой скале-горе располагаются все пещеры. Здесь вид сбоку до центрального храма, накрытого крышей, как раз та часть, куда можно попасть китайцам, не бронируя билеты (лишь 4 больших пещеры). Пещеры располагаются довольно компактно на трёх уровнях, немного похоже на общежитие: одна дверь — пещера, за ней другая дверь — ещё пещера и так до бесконечности. И каждая пещера особенная.

Смотрите, сколько дверей! Всё сделано культурно, дорожки, перила, пещеры пронумерованы. Даже на секунду показалось, что ерунда какая-то, ничего за первой дверью нет. Ну не может за столь прилизанным фасадом скрываться что-то стоящее! На фото наша группа как раз заходит в первую пещеру.

На входе в самые популярные пещеры стоят охранники, остальные двери экскурсоводы открывают своим ключом. На входе рамки, не знаю, подключены ли они и работают ли, у нас они не пищали. Стены всех пещер огорожены пластиковыми щитами, все можно рассмотреть, но не потрогать. А то бы затрогали бы! Ещё внутри стоят камеры наблюдения.

Частично украшения на скале сохранились, но буквально несколько фрагментов, всё остальное заковано в бетон.
В правой части (если смотреть стоя лицом к скале) людей не так много, это люди по билетам, забронированным заранее и 1-2 группы иностранцев. Все ходят со своим экскурсоводом, но иногда пересекаются и надо подождать, пока предыдущая группа выйдет из пещеры. Экскурсовод всячески поощряла вопросы к себе, много раз спрашивала, что мы хотим спросить. А что мы могли спросить, мы там ходили как первоклашки, слушая про то, как создавали пещеры и что там изображено.

Многие старательно фотографировали номера пещер, и я в том числе. Потом долго пыталась восстановить, что же мы посетили и искала информацию про эти пещеры в интернете. Интересно, если записаться на экскурсию на другое время или другой день, увидишь разные пещеры? Если вдруг ещё там окажусь, надо попробовать, что ли.

Мы со своими забронированными билетами после центрально храма влились в общую очередь. Поначалу как-то расслабляешься, а тут эти очереди и ты их ненавидишь. Тем временем становится жарко, а мы только в начале очереди. Китайцы любят ставить перегородки и строить очередь «колбаской». Так все и топчутся почти на одном месте 20-30 минут, толкаются, но не сильно.

Итак, мы посетили:

«Маленькие» пещеры в правой части, по билету, 8 штук: №029, 332, 336-335-337, 16-17, 046, 259, 246, 231. Двойные числа означают, что в пещере есть ниша или меньшая пещера (боковая часть), которые идут под отдельным номером. По памяти я вообще сейчас ничего восстановить не могу, помню только в одной пещере синюю краску, про которую говорили, что это особенный лазурный цвет, она была очень дорогой и её привезли из-за рубежа (Персия? я не помню). Цвет там действительно особенный.

Из посещённых пещер нашла только, что №16-17 это та, в которой хранились манускрипты, а в №259 сидят 2 (!) статуи Будды. Про манускрипты говорят ещё на экскурсии, цвета там не такие яркие как на первой фотографии, но именно в этой нише хранилась монастырская библиотека. Статуя изображает главного монаха. А на чёрно-белой фотографии — француз Пеллио, который как синолог отобрал самые ценные рукописи.

«Большие» пещеры, в левой части, куда китайцы могут попасть, отстояв очередь, 4 штуки: №096, 100, 148, 138-139. Мне в какой-то момент показалось, что я одну пещеру пропустила, но по номерам фото сверила, все 4 пещеры посетила.

В этих пещерах нужно идти со всем потоком, остаться надолго там нельзя. Я останавливалась и рассматривала что-то пару минут, но охранники начинали нервничать, так что я уходила. Если китайцы останавливались надолго (больше минуты), их просили проходить дальше, не мешать остальным. Кстати, китайцы так типа случайно иногда фотографировали на телефон, на них кричали (не сильно), и они такие «да, да, мы больше не будем». Не знаю, получились ли у кого-нибудь нормальные кадры.

№148 пещера с огромным лежачим Буддой, она в желтых цветах расписана.

Есть ещё воссозданные пещеры в музее, которые разрисовали буквально недавно. Это имитация пещер под номерами 419, 003 (закрыта), 029, 217, 276, 285.

В создании пещёр принимало участие огромное количество людей, это различного рода ремесленники (штукатуры, художники, подмастерья, копатели), которые были заняты строительстве, военные, купцы и простой люд, которые жертвовали деньги на строительство, монахи, а также правители, которые иногда жертвовали достаточно денег для строительства и росписи пещеры полностью. Стены вырытой пещеры сначала покрывали раствором из земли и соломы, этот слой был толстым, несколько сантиметров. Сверху накладывался тонкий слой глины, а сверху белый слой слой глины (каолин), на котором велась роспись.

Затем сверяясь с предварительными набросками, контуры изображений переносились на стены и потолок, цифрами обозначали нужные цвета и подмастерья покрывали изображения нужными красками. После этого вырисовывали мелкие детали. Краски использовались природного происхождения, белый и красный цвет были замешаны с использованием свинца, который с течением времени окислился и потемнел. Белый цвет превратился в тёмный, а красный стал буро-коричневым. Сейчас во многих местах мы не можем различить оригинальный цвет, мы видим тёмный цвет, но не знаем, синий это, серый, или коричневый. В ультра-фиолетовом свете видны градиенты, но цвет не различим.

Оттенки цветов:

Скульптуры делали каркасные, с деревянной основой, соломенными внутренностями, которые обмазывали глиной. Мелкие детали — головы, ступни, руки в маленьких скульптурах и в больших скульптурах — пальцы, а также орнаменты для украшения стен — отливались в формах. Это не только ускоряло процесс, но и позволяло быстро заменить повреждённую деталь.

Пещеры Могао - это скальный комплекс, который некогда был местом для буддистских молитв и паломничества. История их началась в далёком IV веке, когда перед монахом Ло Цунь, который волею судьбы оказался на вершине скалы, предстало видение.

Именно на этом месте вырубил первую пещеру. Случайно или нет - мимо неё проходил Великий Шёлковый путь, поэтому в скором времени у него появилось немало сподвижников, желающих обустроить личное место для молитв. Постепенно их количество росло и в итоге достигло 1000.

В XIV веке буддисты покинули пещеры Могао и о них надолго, вплоть до начала XX века, забыли. Когда начались восстановительные работы, часть ниш и культурного наследия, в них хранившегося, была навсегда утрачена.

Сегодня Могао - это 500 пещер, в каждой из которых есть настенные росписи, скульптуры и предметы, связанные с буддизмом. Время создания шедевров - различно. Авторы некоторых известны, имена других - загадка. По сути, это самая настоящая энциклопедия, по которой можно изучать когда-либо существовавшие в буддизме течения. В наши дни этим активно занимаются специалисты из разных стран мира.

Для туристов открыто лишь 30 пещер, однако и этого достаточно для того, чтобы получить представление о прошлом и настоящем буддизма. Отправляясь на экскурсию, следует учесть, что все входы закрыты стальными дверями, открыть которые может только сопровождающий сотрудник. Поэтому, скорее всего, индивидуальным посетителям придётся примкнуть к организованной группе. Кроме того, в Могао полностью отсутствует освещение, поэтому нужно иметь при себе фонарик. Его можно взять напрокат в кассе.

Чтобы гости могли хорошо ориентироваться в пещерах, они пронумерованы. Самая большая, №96, является визитной карточкой комплекса. Именно в честь неё он получил своё название. Главная достопримечательность, хранящаяся под этим сводом - 34,5-метровая статуя Будды, считающаяся самой большой интерьерной в мире.

Планируя путешествие в пещеры Могао, нужно непременно учесть, что количество посетителей, которые могут посещать комплекс каждый день, ограничено шестью тысячами человек. Именно поэтому билет лучше бронировать заранее - на официальном сайте или в одной из касс.

Достопримечательности рядом

Неподалёку от пещер Могао находится ещё одна известная достопримечательность региона - озеро Юэяцюань, имеющее форму полумесяца. Вокруг него, окружённого дюнами, образовался небольшой, но очень красивый оазис, который по праву считается одной из «китайских жемчужин».

Где остановиться

В непосредственной близости от пещер Могао отелей нет. Удобнее всего будет остановиться в городе Дуньхуан, расположенном в 20 километрах. Вариантов размещения здесь очень много - от бюджетных хостелов, например Dunhuang Taoyuan Hostel или Dunhuang 8090 Guest House, где ночь в общем номере, рассчитанном на 8 гостей, можно провести за 350-400 рублей с человека, до роскошного четырёхзвёздочного The Silk Road Dunhuang Hotel, больше напоминающего дворец. Правда, за двухместный номер в нём придётся заплатить не меньше 5000 рублей в сутки.

Как добраться до пещер Могао

Начинать путь к пещерам Могао нужно из уже неоднократно упомянутого города Дуньхуан. От железнодорожного вокзала регулярно отправляется маршрутка, которая довезёт прямо до места. Ещё один вариант - такси. Конечно, оно обойдётся дороже. Кроме того, с водителями нужно торговаться - таксометры по маршруту Дуньхуан-пещеры Могао они никогда не включают.

Согласно легенде, в 366 году монаху по имени Ло Цунь было видение - 1000 Будд, после чего он начал вырубать первую пещеру. Пещеры Могао расположены на Великом шелковом пути, одном из самых важных торговых маршрутов Востока. Монах просил проезжавших купцов жертвовать деньги на устройство пещер. По мере распространения буддизма, пещеры стали местом паломничества. До наших дней сохранилось 492 пещеры. Самая большая - высотой 40 м, самая маленькая - менее 1 м, а общая длина их - около 1,6 км. Комплекс, называемый также «Пещеры 1000 Будд», славится тем, что тут хранятся 2415 раскрашенных глиняных статуй Будды, святых и бодхисатв (существ, которые помогают человеку на пути к просветлению) размером от 10 см до 33 м. Сохранилось около 50 000 кв. м рисунков и росписей на разные сюжеты - от цветочных орнаментов, учения Будды, волшебных сказок и легенд до эпизодов из священных книг. Их цель - наставлять и вдохновлять неграмотных верующих, примерно так, как это делали витражи средневековых соборов. В пещерах сохранилось всего пять деревянных построек.

Примерно в XIV веке пещеры Могао были заброшены и практически забыты, а на рубеже XIX - XX веков вновь открыты. Китайское правительство отправило сюда в 1949 году археологическую экспедицию, работа которой продолжается и по сей день. Сюда устремляется немало туристов, так что в пещерах бывает многолюдно, однако невозможно устоять перед красотой росписей и величием всего комплекса.

Мотивы и развитие стилей

В первую фазу строительства храмов на Великом шелковом пути буддизм еще пропагандировал самоотречение вплоть до полного самопожертвования. Типичное выражение эта позиция получает в «Джатаках», созданных в Индии легендах о прежних инкарнациях Будды Гаутамы. События часто рассказываются как своего рода религиозный комикс в виде последовательности картин (частично в форме буквы «S», начинаясь вверху справа) . Стиль изображений в пещерах Могао также несет ярко выраженные индийские черты: люди завернуты в бесшовные юбки или набедренные повязки, верхняя же половина тел обнажена, их кожа - темная, черты лица - индийские или азиатские.

С распространением китайского махаяна-буддизма, который сулит избавление не только монахам, но и мирянам и предпосылает абстрактной нирване наглядный промежуточный рай, а с конца VI в. с возникновением нового китайского государства под властью династии Суй, отвоевавшей Дуньхуан, характер изображений резко меняется. Типичное выражение новое учение получает в картинах рая. Дворцовая архитектура отмечена центральной перспективой и многочисленными прудами; в центре на цветах лотоса восседают Будды, музицируют оркестры, элегантные танцовщицы поднимают ножки и машут развевающимися шалями, причем у большинства участников этих сцен ярко выраженные китайские черты лица. Меняется и сама архитектура: ранние скальные храмы Могао имеют центральную колонну, поддерживающую потолок, в с VI в. - благодаря пирамидальным потолкам - такие колонны становятся излишними и площадь основания становится больше.

Осмотр

Входы в пещеры Могао закрыты стальными дверями, поэтому следует примкнуть к одной из групповых экскурсий. В пещерах нет никакого освещения. Лучше всего приносить с собой карманные фонарики, кроме того, можно взять их напрокат во входном тамбуре; там же надо сдавать свои сумки и фотокамеры. Время работы: ежедн. 8.00-17.00.

Внимание! Днем гиды делают перерыв, поэтому приходить надо либо до 10.00, либо в 14.00.

Обзор наиболее часто посещаемых пещер

Пещера № 16 и № 17

№ 16 - очень большая пещера с тысячей живописных изображений Будды эпохи Западная Ся. Притом, что сама пещера как таковая еще более древняя, предположительно столь же древняя, как и доступная отсюда пещера № 17, в котором была замурована монастырская библиотека.

Пещера № 61

Пещера № 61 (эпоха Западная Ся) знаменита изображениями ее основательниц в натуральную величину - в том числе, изображением принцессы из Хотана, которая вышла замуж за правителя Дуньхуана. Слева изображена монастырская гора Утайшань.

Пещера № 96

Самая большая пещера в Могао, № 96, был создана в 695 г. в период династии Тан. Поскольку она выше, чем скальная стена, то покрыта деревянной крышей и снаружи сразу бросается в глаза своей пагодовидной формой. Изображение Майтрейи высотой 34,5 м считается самой большой интерьерной фигурой Будды в мире. Его руки были реставрированы в 1980 г. У входа демонстрируются различные слои настилов пола, древнейший из которых относится ко времени строительства пещеры.

Пещера № 130

Эта пещера, обустроенна в 713-741 гг. (династия Тан) , также таит в себе монументального Майтрейю высотой 26 м. Слева и справа видны настенные изображения боддхисаттв. Росписи и напольные керамические плитки перед входом созданы в эпоху Западная Ся. Апсары, танцующие наверху на стенах, имеют 2 м в длину - таким образом, они самые большие во всем Дуньхуане. Пещера была основана женой военного губернатора и двумя ее дочерьми.

Пещера № 148

В пещере № 148, построенной в 775 г., находится лежащий Будда длиной 15,6 м, о котором скорбят семьдесят два ученика, боддхисаттвы и другие существа. Напротив Будды видны замечательные изображения рая. Слева и справа скачут верхом на своих ездовых животных боддхисаттвы Манджушри и Самантабхадра.

Пещера № 158

В то же время или чуть позже возникла эта пещера с 15-метровым лежащим Буддой, у которого особенно красива голова. О нем скорбят боддхисаттвы и другие сверхъестественные создания, но есть среди плакальщиков и вполне земные существа, в том числе - отчасти карикатурно изображенные чужестранцы, образующие целую группу в изножье. Некоторые заглушают боль, нанося себе раны ножом. Можно распознать и одного «человека с запада» в колпаке с кисточкой - ни дать ни взять «немецкий Михель»!

Пещера № 196

Пещера № 196 из поздней эпохи Тан знаменита изображением борьбы демона Раудракши с учеником Будды Шарипутрой; оно занимает всю западную стену. Только что Раудракша хотел применить против Шарипутры пламя, но его благочестивый соперник, не менее искушенный в волшебстве, заставляет дуть могучий ветер, который гонит пламя назад и наводит ужас и панику среди полчищ Раудракши.

Пещера № 249

Пещера № 249 с великолепными росписями создана в эпоху династии Западной Вэй. На своде потолка напротив центрального входа распростерся великан Асура в окружении бога ветра и грома (узнаваемого по венцу из барабанов) , гаруд, гандхарв и других сверхъестественных существ. Слева и справа узнаваем мотив «Тысячи Будд», внизу видны основатели. Оригинальные фигуры не сохранились, представленные здесь были созданы 1000 лет спустя.

Пещера № 257

В Пещере № 257 можно увидеть популярную джатаку: легенду о чудесной девятицветной антилопе (здесь она изображена белой) , которая спасает утопающего и взамен просит обещать ей, что он никому не выдаст место ее обитания. Но когда эта антилопа приснилась некой царице, наутро пообещавшей вознаграждение тому, кто может дать об антилопе сведения, спасенный нарушает свой обет - и чудесную антилопу ловят. Но она рассказывает, как было дело, и предатель подвергается наказанию.

Пещера № 323

На левой лицевой стене пещеры № 323 (ранний VII в.) изображена ранняя история Великого шелкового пути: можно увидеть императора У-ди из династии Хань и путешествовавшего по его поручению в «западные земли» (вплоть до территории сегодняшнего Узбекистана) Чжан Цяня, чьи отчеты послужили основой для разработки завоеваний, расширивших территорию Китая до Дуньхуана и еще дальше.

Пещера № 428

Пещера № 428 была сооружена объединением приверженцев буддизма в составе тысячи двухсот членов. Это - одна из самых молодых пещер, с центральной колонной. На правой стене слева можно увидеть одну из легенд о Будде: демон смерти Мара приказывает своей красавице-дочери танцевать перед Гаутамой, чтобы возбудить в нем мирские страсти и тем самым лишить его окончательной победы. Далее представлены две джатакп: о щедром царевиче Судане, который дарит вражеской соседней стране, охваченной засухой, чудесного слона, умеющего заклинать дождь, а также история о царевиче Саттве, который во время верховой поездки со своими братьями принес себя в жертву умирающей от голода тигрице.

Пещерный музей

Полезную дополнительную информацию после экскурсии по пещерам Могао предлагает пещерный музей. Неподалеку от входа есть музейный киоск с прекрасным ассортиментом, но особенно хороши фотографии фрагментов восьми пещер в натуральную величину: на досуге наконец-то можно будет рассмотреть отдельные детали.

Уникальная библиотека

В 1900 г. даосский монах по имени Ван, который жил отшельником в пещерах Могао, очищал одну из них от нанесенного ветром песка. Вдруг часть боковой стены обвалилась. Ван расширил образовавшееся отверстие, прополз в него - и сделал в мрачной, до тех пор скрытой от глаз соседней пещере открытие, значение которого он, малообразованный монах, в свое время не смог оценить по достоинству: он набрел на гору старых письменных свитков высотой более трех метров.

Почтенный монах, правда, заявил о своем открытии губернатору провинции, но тот, очевидно, счел транспортировку находки чересчур дорогостоящей и приказал Вану хранить свитки под замком на том месте, где они были найдены. Семь лет спустя о находке узнал британский археолог сэр Аурел Стейн, который в то время занимался поисками остатков Великой стены в Дупьхуане. Постепенно Стейну удалось втереться в доверие к монаху и уговорить его передать ему рукописи, великолепно сохранившиеся в сухом и прохладном месте... Из двадцати тысяч свитков более трети он благополучно сумел переправить в Лондон.

Ученые или грабители?

Вскоре прибыл еще один исследователь, французский китаист Поль Пелльо. Он также сумел снискать доверие Вана и, поскольку он, в отличие от Стейна, владел китайским языком, то отсортировал самую ценную часть оставшихся рукописей и... перевез их в Париж. Подобным же образом поступали и другие ученые. Когда, наконец, последовала реакция китайских властей, большинство свитков, причем самых ценных, уже находилось за пределами страны.

Бесценные сокровища

Клад рукописей в Дуньхуане, как понял уже Стейн, был монастырской библиотекой неизмеримой ценности. Древнейшие рукописи относились к V в. Когда, предположительно в 1035 г., явились чужеземные захватчики, ради сохранности эти свитки были замурованы, а позднее - забыты. Большей частью здесь содержались буддистские тексты, но обнаружилась и масса иной литературы. Многое было прежде совершенно неизвестно. Среди самого ценного -текст «Алмазной сутры», изданный в 868 г.: это древнейшая печатная книга в мире.

Дуньхуанский храмовый комплекс-древнейший памятник буддизма в Китае

Ранние буддийские скальные храмы Китая представляли собой и по назначению и по эстетическому облику явление необычное в китайском зодчестве. Расположенные в горах иногда высоко над землей, изрезанные многочисленными нишами и пещерами, вырубленные без единого четкого плана в толще диких гор, они возникали подобно сказочным городам на пути распространения буддизма, связывая в неразрывное целое с природой архитектуру, скульптуру и живописное убранство. В отличие от небольших святилищ древности, связанных с культом предков, эти храмы открывались путникам с далекого расстояния поражая их своими масштабами и протяженностью. Каждый из пещерных комплексов имел свои художественные особенности. Важное место занимал ансамбль монастыря Цзяньфондун. В его вырезанных в лессовых склонах пещерах скульптурное и архитектурное оформление составило неразрывное единство. Дополнением в раскрашенным статуям святых служили росписи на стенах на темы духовных подвигов Будды Шакьямуни

Пещеры тысячи Будд в Дуньхуане (Цзяньфодун) расположены вдоль границы бескрайней пустыни Гоби, близь Юймэньского прохода.
С 336 г н.э. в рыхлой породе горы Минша, в ее скалистом склоне было выдолблено около тысячи пещер разной величины.
Это самый впечатляющий китайский религиозный комплекс, вырезанный в цельной горной породе.
492 пещеры сохранились до наших дней. Древнейшие из них датируются 5 веком, 23 были созданы в эпоху Северных династий (386-581), 95 в эпоху Суйской династии (581-618), 213 при Танах (618-907), остальные 161 – между 10 и 14 веками.

Одной из особенностей этого комплекса является необычное, но гармоничное сочетание различных архитектурных, скульптурных и живописных стилей. Пещеры просто устроены. Некоторые состоят из одного зала, как правило самые древние, другие же имеют нечто вроде вестибюля, ведущего в зал, богато украшенный росписями, статуями, колоннами, алтарями и нишами различного размера.

Площадь пещер варьируется от 9 до 70 кв. м, а высота-от 1,5 до 5 м.

Древнейшие пещеры обнаруживают влияние центрально-азиатской и индийской религиозной архитектуры (например, столб в центре зала), но это влияние постепенно становится все менее ощутимым, и, наконец, полностью исчезает в храмах Суйской и Танской эпох.

Сокровища пещер Могао — это тысячи скульптур, алтарей и колон, а так же настенные росписи, иллюстрирующие эпизоды из жизни Будды и священные буддийские тексты.
2400 статуй божеств и скульптурных групп бодхисатв и святых обширного буддийского пантеона выполнена в комплексе Могао из расписной глины. Самые древние работы обычно представляют собой группы с фигурой Будды в центре с бодхисатвами по обе стороны от него, более поздние насчитывают более девяти персонажей.
Скульптуры различной степени проработки размещаются вдоль стен или в нишах. Некоторые отличает необыкновенное совершенство пропорций. Таковы, например, величественная 26-метровая статуя Будды Майтрейи (пещера № 130), авторство которой приписывается художнику начала VIII в. Ма Сычжуну, или статуя в пещере № 96 высотой 33 м.
Фресковая живопись занимает 42000 квадратных метров площади пещер. Она доминирует в убранстве пещер. Росписи выполнены клеевыми красками по сухому грунту.
В ранних росписях пещеры Могао в Дуньхуане изображались длинные полосы похожие на ленты, которые как будто танцевали в воздухе, производя впечатление, будто вся стена движется на ветру.

В это время на некоторых фресках Дуньхуана, появилось многоголовое и многорукое индуистское изображение дхармапалы, Махешвары с тремя головами и шестью руками, четыре вооруженных Сканда верхом на павлине, Ганеша, держащий трезубец с головой слона и телом человека, Вишну с тремя головами и шестью руками в росписи на южной стене. В росписи Дуньхуана использовалась техника индийских традиционных росписей из западных регионов, «вогнуто-выпуклая» техника для создания трехмерного изображения.
Темы росписей стен многообразны. Это образы божеств, святых и культовых мест, сцены, иллюстрирующие буддийские притчи и сказания, в изобилии покрывают стены и потолки. Иногда на задних планах появляются сельские пейзажи с изображением простых людей за повседневными делами: крестьян, работающих на полях, ремесленников, занятых резьбой и литьем, рыбаков и охотников, а также акробатов,
Самые древние фрески, созданные еще до Суйского периода, служат иллюстрациями к историям, почерпнутым из сутр или джатак — повествований о похвальных деяниях Будды его различных жизнях, предшествовавших воплощению в принце Шакьямуни. Эти истории являют верующему пример смиренного поведения, основанного на благородстве и высочайшей жертвенности.
Роспись пещеры для медитаций. 538-539. Династия Суй.

На этой фреске изображен фрагмент истории о 500 смельчаках, ставших буддами: лучник приготовился выпустить стрелу в газель, прыгающую по холмам.


В пещерах много изображений Будды. Недаром эти пещеры названы «Пещерами тысячи Будд».

Пещера 320, северная стена, изображение будды Амитабхи, Тан 705 — 781
Эта впечатляющяя роспись иллюстрирует эпизод из Джатаки Шамаки — истории, повествующей о любви молодого человека к своим родителям. Наградой за сыновнюю любовь стало божественное сочувствие, вернувшее его к жизни, после того как он умер от раны.

Некоторые исследователи проводят параллели между чертами и позами выписанных тушью или на шелке бодхисатв из Дуньхуана, датируемых Танской эпохой — и изображениями придворных дам в работах Чжань Сюаня и Чжоу Фаня (Тан).

В 1899 г. даосский отшельник Ван Юаньлу, живший в пещерах, случайно наткнулся на вход в каменную часовню, в которой обнаружил свыше 40000 манускриптов и несколько тысяч рукописей, прекрасно сохранившихся благодаря сухому воздуху подземелья. Эти бесценные сокровища включали преимущественно буддийские религиозные тексты, однако среди них были и конфуцианские и даосские документы, а так же труды по истории, праву, астрономии, медицине и литературные произведения. Большинство текстов написано на китайском языке.


Со временем важность находки привлекла внимание исследователей со всего мир. Сейчас рукописи находятся в музеях Пекина, Лондона, Парижа, Киото, Дели и других крупных музеях.


Кришна Васудева

Кришна Васудева показан здесь худым старцем с длинной белой бородой, его тело покрыто лохмотьями. Такой образ резко контрастирует с традиционной иконографией, изображающей его молодым и исполненным энергии (пещера 285)(Западная Вэй).


Вималакирти. Деталь сцены «Вималакирти беседует с Манджушри». Середина VIII в. Роспись стены пещеры №103 буддийского храма в Дуньхуане.
Вималакирти (санскр. «Прославленный непорочностью», по-китайски Вэймоцзе, по-японски Юймаки) - первый упасака, ставший бодхисаттвой, современник Шакьямуни, прославившийся своим мастерством в диалектике. Легенда о нём описана в Вималакирти нирдеша сутре, которая выражает в образе мирянина Вималакирти, превзошедшего всех последователей Будды и равного по уму лишь Манджушри, принципы махаяны и светского буддизма, что определило популярность персонажа в тогдашнем Китае.


Молитвенное знамя с изображением Будды и воинством демона Мары.
Это изображение могло использоваться как знамя. Оно найдено в пещере монастыря Цзяньфодун, провинции Ганьсу. Его относят к VIII веку

В течении тысячи лет сотни мастеров создавали полтысячи святилищ, которые сегодня являются каменной энциклопедией истории буддизма. Пещеры Могао– это целая система храмов, вырезанных в скале словно пчелиные соты. Наполненные фресками и скульптурами, комплекс иллюстрирует жизнь Будды в разные периоды жизни и даже после.

Пещеры Могао расположились на восточном склоне Песчаной Поющей Горы – Миншашань– в 25 км от города Дуньхуан на юго-востоке пустыни Такла-Макан. Пещерный комплекс разместился в самом сердце оазиса, сочная зеленая растительность которого поддерживается водами реки Данцюань. Именно здесь в древние временасходились две ветки Великого Шелкового пути. Через эти места в Китай купцы привозили драгоценные камни, ковры, шерсть и религии.

До того, как буддизм прибыл в страну из Индии, все китайские храмы строились из дерева. Традиция сооружать пещерные культовые сооружения также берет начало в Индии: из-за бедности и отсутствия строительного материала паломники находили себе убежище в пещерах, которые затем перестраивали в духовные обители.

Как же появились китайские пещеры Могао? Существует легенда, что в 366 году у одного монаха по имени Ло Цунь случилось видение тысячи Будд. Именно после этого Ло Цунь принялся вырубать первую пещеру в скале. Помогали проезжавшие мимо купцы: монах просил жертвовать деньги на обустройство пещерных храмов. И так постепенно, по мере распространения буддизма на территории Китая, пещеры Могао стали местом паломничества. В них работали сотни художников и ремесленников, причем условия жизни были более чем аскетичные: мастера жили в крошечных пещерах на севере комплекса, а спали на кирпичных кроватях.

Работа не прекращалась долгие годы, десятилетия, века. И лишь в 7 веке образовался храмовый комплекс, похожий на то, что мы можем видеть сейчас. Кстати, все пещеры имеют разный размер. Есть совсем крошечные, самая маленькая меньше метра. 16 храмов просто необъятного размера. А 96 пещер имеют высоту до 40 метров. До наших дней сохранилось 492 храма.

Перед мастерами стояла задача не только соорудить храмы, но и украсить их согласно традициям. Так на стенах появлялись фрески, а внутри пещер – скульптурные композиции из глины. В Могао хранятся почти две с половиной тысячи глиняных статуй Будды, святых и бодхисатв – существ, помогающих человеку на пути к просветлению. Размеры статуй от 10 до 33 метров. Более того, на стенах пещер сохранилось 50 тысяч квадратных метров росписей и рисунков по разным сюжетам: от орнаментов и сказок до учений самого Будды и священных книг. Все эти реликвии должны были наставлять необразованных верующих по примеру витражей в средневековых соборах. Еще в пещерах Могао сохранилось 5 деревянных построек. Расцвет изобразительного искусства храмового комплекса пришелся на времена династии Тан.

Однако, начиная с 14 века,пещеры Могао были заброшены и практически забыты. В 1900 году даосский монах по имени Ван, живший отшельником, очищал одну из пещер от нанесенного ветром песка. В этот момент обрушилась одна из стен, за которой он обнаружил гору старых свитков три метра высотой. Монах нашел тайник коллекции рукописей и картин на бумаге и шелке. Были там и сутры, и буддийские тексты на разных языках. Самым ценным из всех трудов стал текст «Алмазной сутры» – древнейшая печатная книга в мире. Её датируют 868 годом.

О своей находке Ван сообщил губернатору провинции, а тот, не желая тратиться на транспортировку ценнейшего груза, приказал ему охранять свитки. Через 7 лет о горе древних рукописей узнал английский археолог АурелСтейн. Британец сумел расположить Вана к себе и забрал более трети из 20 000 свитков, которые тут же увез в Лондон. Сейчас все они хранятся в британском музее.

Заполучить часть клада смог и французский исследователь Поль Пелльо. Владевший китайским языком, он перебрал оставшиеся рукописи, выбрал самые ценные и увез их в Париж. Когда китайские власти наконец опомнились, большая часть национального достояния уже была вывезена за пределы страны.

Находка монаха Вана была ничем иным, как монастырской библиотекой. Самые древние рукописи были датированы 5 веком. Когда в 1035 году пещеры Могао атаковали чужеземцы, свитки замуровали, а затем просто забыли по прошествии лет.

В 1949 году китайское правительство отправило к Могаоархеологическую экспедицию, которая работает в пещерах и по сей день.

В 1961 году пещеры Могаополучили статус национального памятника, а в 1987 году стали считаться объектом Всемирного наследия.

Из тысячи буддийских храмов только шесть сотен были восстановлены. А для посетителей доступно в разы меньше – всего 30 святилищ. Остальные храмы закрыты, так как они или не представляют большого интереса, или содержат тантрические фрески.

Наиболее древние пещеры расположены в центре скалы. Каждый храм четко обозначен при входе. Для сохранности фресок и скульптур, в пещерах отсутствует искусственное освещение, поэтому все посетители и их проводники должны запастись фонариками, чтобы окунуться в историю религиозных верований и во всех деталях рассмотреть пещеры Тысячи Будд.