Церковь святой варвары в кутной горе. Московский варваринский храм на варварке Церковь варвары великомученицы

Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. В советское время с 1933 года улица носила имя Степана Разина – именно этой дорогой в июне 1671 года его везли на казнь к Васильевскому спуску.

А еще раньше, в 1380 году по этой дороге возвращался в Кремль Дмитрий Донской с битвы на Куликовом поле. В честь славной победы над Мамаем повелел князь основать здесь церковь Всех Святых на Кулишках, отчего эта улица до постройки в самом начале XVI века Варварской церкви называлась еще Всехсвятской.

Варвара, святая мученица III – IV веков нашей эры, была дочерью знатного и богатого Диоскора из финикийского города Илиополя. Во время гонений на христианство она приняла святое крещение и была за это посажена под стражу собственным отцом. Затем Диоскор и вовсе выдал дочь правителю города Мартиану. Св. Варвару заточили в темницу и жестоко пытали, но сам Спаситель явился ей ночью и уврачевал раны. Раз Варвару вывели на улицу, и из собравшейся толпы одна христианка по имени Иулиания во весь голос стала обличать мучителей. Ее схватили и обезглавили вместе с Варварой в 306 году.

Как и Параскева Пятница, св. Варвара почиталась в Москве как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в самом сердце московского торгового посада. Еще с глубокой древности здесь, около кремлевской восточной стены, селились ремесленники и купцы и прямо у Кремля кипела оживленная торговля.

На главной площади города разместился тогда самый крупный в первопрестольной торг, и от него эта площадь поначалу так и называлась Торговой. Только в XIX веке, сменив еще несколько названий (Троицкая, Пожарная), она стала официально именоваться Красной.

А уже в 1534-1538 г.г., через 20 лет после возведения здесь первой Варварской церкви, повелением матери Ивана Грозного, великой княгини Елены Глинской весь московский торговый посад обнесли каменной крепостной стеной Китай-города, также по проекту итальянского мастера Петрока Малого, построившего в Кремле Успенскую звонницу.

Предполагают, что столь необычное для московского языка название – «Китай-город» – произошло от связок – жердей, называвшихся кит, использовавшихся при строительстве стены. Другая версия связывает название «Китай» со словом «средний», то есть расположенный между Кремлем и Белым городом.

В стене были проездные ворота, названные по главным улицам Китай-города, на которые они вели: Никольские, Ильинские, Варварские – а те в свою очередь были названы по стоявшим на них церквям. Именно у Варварской башни вспыхнуло известное московское восстание во время страшной эпидемии чумы 1771 года.

В далекую старину здесь, в торговом Китай-городе, стояли дома знатных и богатых, и даже высочайших лиц Московского государства – именно на Варварке находились палаты бояр Романовых. С середины XIX века Китай-город стал только деловой частью города, чем-то вроде московского Сити. Здесь выросли здания магазинов и банков, вытеснив почти все жилые дома. И днем в Китай-городе, как и в наши дни, кипела деловая жизнь, а с приходом вечера этот уголок в самом центре Москвы становился пустынным и тихим.

Но «городом в городе» Китай-город стал с самого начала своего появления именно благодаря торговле и своей собственно торговой специализации. На территории между Варваркой и Москворецкой набережной, в том числе и на месте гостинцы «Россия», находилось древнее Зарядье, означавшее «за торговыми рядами», которые в огромном множестве стояли в Китай-городе вплоть до Тверской улицы, включая знаменитый Охотный ряд.

Здесь, в Зарядье, согласно научным изысканиям историка Москвы Петра Сытина, находилась первая известная в Москве улица по имени Великая, которая появилась еще в 1468 году. И здесь же, в древнем Зарядье жили богатые торговые люди, или, как их называли в старину, гости – т.е. купцы, занимавшиеся иностранной или оптовой торговлей.

Именно такие гости, богатые сурожане с колоритными старорусскими именами-прозвищами Василий Бобер, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов (говорили, что это были родные братья) просили построить на посаде храм св. Варвары и дали на него средства. И на правой стороне улицы от Кремля в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор, возвел каменную церковь св. Варвары. Эта посадская церковь под кремлевскими стенами строилась с явным участием и одобрением московской власти, следившей за своим посадом.

Купец Юшка, кстати, надолго остался в памяти Москвы: именно его имя до самой революции носил один из китай-городских переулков – Юшков, ныне Никольский, где стоит известный храм Николая Чудотворца «Красный звон».

Вскоре Варварская церковь стала одной из самых чтимых в Москве. Расположение ее в ту далекую старину указывалось как «за торгом, против Панского двора» – где стоял Панский двор с жившими в нем поляками, или по другой, недостоверной версии, – там, где проживали просто богатые люди.

В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. Церковь стала сенью всей торговли Китай-города. Более древняя церковь св. Параскевы Пятницы находилась за его пределами, и значит, Варварскую церковь построили только для кремлевского посада, заимевшего свой собственный посадский храм. Позднее близ Гостиного Двора была построена китай-городская церковь Параскевы Пятницы, но ее разобрали задолго до революции.

Первоначально на Торгу стояли длинные деревянные ряды, каждый для особого товара. Названия некоторых из них до сих пор сохранились в именах китайгородских переулков – Рыбный, Ветошный... А были тут и серебряный, и медный, и квасной, и лапотный, и даже иконный ряды. Кстати, иконы в Москве никогда не продавали – это считалось святотатством, – а только «выменивали» и не торговались о цене. Если же приобретавший икону считал назначенную цену слишком высокой для обмена, то хозяин говорил ему, что это – «божеская» цена.

В первой половине XVI века царь решил как-то упорядочить торговлю, которая раскинулась почти что под его окнами, и приказал построить особое здание, чтобы перевести лавки под крышу.

В 1547 году на месте древних торговых рядов между Ильинкой и Варваркой был построен знаменитый Гостиный двор – далекий предок современного Гостиного Двора и ГУМа, с названием, произошедшим от слова «гость». Частью этого огромного двора были будущие Верхние и Нижние Торговые ряды, в конце XIX века объединенные в единый торговый комплекс (в советское время – ГУМ). Только для Нижних рядов было построено отдельное здание. (В 1626 году Гостиный двор сгорел и был выстроен заново, получив название Нового Гостиного двора, еще перестроенный царем Алексеем Михайловичем).

А вскоре рядом с церковью появился и Английский двор (дом №4) – одно из древнейших гражданских сооружений Москвы, дожившее до наших дней. Установив в 1552 году торговые отношения с Англией, Иван Грозный пожаловал эти старинные палаты английским купцам. Через сто лет, по указу Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского короля Карла I во время Английской революции («короля своего Карла до смерти убили»), купцы покинули Россию, и Петр I открыл здесь «цифирную» (математическую школу).

Около церкви в старину располагался еще судебный приказ, где учиняли дознание. Отсюда сложилась поговорка «Идти к Варваре на расправу».

В конце XVIII века алевизовская церковь св. Варвары была разобрана, потому что митрополит Платон (Левшин) считал ее недостаточно красивой и «нимало благолепию на таком особливо месте не соответствующей». К тому же в 1730-х годах в ней случился пожар, хотя она после этого была возобновлена императрицей Анной Иоанновной и вновь освящена.

О строительстве новой красивой церкви еще просили майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1 гильдии Н. Самгин – их тяжелобольные жены чудесно исцелились от мощей св. Варвары. Они же и дали средства на ее постройку.

И тогда архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик прославленного московского мастера, возвел прекрасное здание Варварской церкви в стиле классицизма, сохранившееся до нашего времени. (Среди работ Родиона Казакова, много строившего в Москве, можно еще назвать дивную церковь Мартина Исповедника в Таганке и усадьбу Баташовых на Яузской улице, где сейчас находится 23-я городская больница.)

Новая церковь вышла настолько изящной, что этому храму стали подражать в других постройках. Так, один помещик построил в своем селе Михалеве точную копию Варварской церкви.

Тогда же, на рубеже XVIII – XIX столетий, был перестроен в современном виде и Гостиный двор. Архитектор Джакомо Кваренги, строивший Гостиный Двор на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, получил заказ на постройку в Москве точь-в-точь такого же здания, по образцу столичного.

После пожара 1812 года Гостиный двор был отреставрирован и перестроен архитектором О. Бове. Вместе древних торговых рядов здесь появились линии с торговыми лавками. Поначалу еще Уложением 1649 года в Гостином дворе вели только оптовую торговлю, оставляя розничную для торговых рядов.

Московский Гостиный двор под сенью святой Варвары прославился в первопрестольной еще тем, что подарил городу знаменитое выражение «остатки сладки», а также опыт оптовой распродажи товаров по сниженным ценам. Было это так. Однажды торговец Ножевой линии Гостиного двора шел в конце трудового дня по улице, и его остановил разносчик с изюмом: «Купите, сударь, остатки, дешево отдам для вечера». Изюм тому был не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал: «Возьмите, сударь, остатки ведь! Дешево и сердито!» Тот не выдержал и повернулся к нему: «Ну, показывай свой остаток!». Однако остатков изюма оказалось много – 7 фунтов (около 3,5 кг). «Что ж, остаток, как и положено быть остатку!» – оправдывался продавец. А покупателя вдруг осенила гениальная догадка о продаже дешевых остатков: «Продажа остатков таких-то товаров по самым дешевым ценам». От покупателей не было отбою... Отсюда и пошла поговорка – «остатки сладки», видимо с намеком на вкус того самого изюма.

Потом эта практика вошла в официально установленное правило – устраивать подобную распродажу остатков товаров оптом в первый день недели после Пасхи – на Фомин Понедельник. Скоро коммерческое открытие Китай-города охватило всю Москву. «Остаточной» лихорадкой заболели даже шикарные французские магазины Кузнецкого моста. Один торговец и вовсе выдумал торговать «литературными остатками», устроив... распродажу книг в своей лавке по сниженным ценам. Над ним хорошо посмеялись...

Вообще китайгородские купцы обладали большим чувством юмора, и многие их шутки остались в памяти старой Москвы. Объектом таких невинных развлечений были в основном покупатели. Так, приметив в толпе любителя поторговаться, купец из суконной лавки отправлял к другим продавцам посыльного мальчишку с вопросом: «Краснить или зеленить будем?». Допустим, сговаривались «краснить». Ни о чем не подозревающий покупатель входит в лавку и просит показать материал серого цвета – жене на платье. Купец с добродушной улыбкой раскидывает перед ним рулон красной ткани и долго расхваливает ее глубокий серый цвет. Разозлившись на выжившего из ума продавца, бедолага отправляется во вторую лавку, в третью... Везде повторяется та же история. В итоге покупатель в ужасе убегает, решив, что у него проблемы со зрением, а то и еще похуже – с головой.

В 70-80-е годы в Москве были только булочные, овощные и табачные продовольственные магазины, и поэтому за каждой мелочью приходилось посылать в «город», то есть в Гостиный двор. Перед лавками Гостиного двора стояли мальчики – зазывалы, которые приглашали зайти внутрь. Отовсюду раздавались их крики: «Вакса, личная помада, духи «Сирень» – прямо из сада!» или «Сходно продаем, премию в сувенир даем!». Купцы Гостиного двора часто посылали своих мальчиков за покупателями и на Красную площадь, вручив им образец товара, например, пару сапог. Такие мальчики (а часто и зашедшие оттуда покупатели) назывались «площадными».

Здесь же на Варварке, были не только торговые, но и питейные заведения. На углу с нынешним Никольским переулком стоял, судя по названию, старинный питейный дом «Ветошная истерия», искаженное от латинского слова «аустерия» – так при Петре называли трактиры, гостиницы и питейные дома. «Ветошный» же исходило от Ветошного ряда, где торговали поношенными вещами, отчего и одни из переулков Китай-города до сих пор называется Ветошным.

По поводу обилия подобных увеселений появилась забавная песенка «Как на улице Варваринской спит Касьян, мужик камаринский». Хотя не только в кабаки ходил на Варварку развлекаться китай-городский люд. О том гласит милейшая старомосковская частушка:

Шел я улицей Варваркою
Со знакомою кухаркою,
По причини воскресеньица
Завернул я в заведеньице,
Заказал чайку две парочки
Для себя и для кухарочки.

«Заведениями» назывались и обычные трактиры, где посетителям предлагали чай в двух больших чайниках – для кипятка и для заварки. Один из самых известных московских трактиров – знаменитый Трактир Бубнова стоял в том же Ветошном переулке.

А перед Варварской башней Китай-города прежде находился водозаборный фонтан, где водовозы наполняли свои бочки. Этот фонтан поставлял воду всей Москве, и долгое время использовался в ней в качестве водопровода.

Храм св. Варвары был закрыт в советское время и частично разрушен – сломан верх колокольни и снесена глава с крестом. Внутри сначала устроили склад, а потом здание храма отдали под конторские учреждения. В 1920-х годах 20 века снесли и почти всю стену Китай-города, и все Зарядье, на месте которого построили гостиницу «Россия».

История пощадила только Варварскую церковь. Она уцелела как памятник архитектуры и как определенная архитектурная доминанта улицы. Впоследствии в ней помещалось отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, и проводились краеведческие выставки.

В 1991 году церковь св. Варвары возвращена верующим.

Первоначально начиналась от Спасских ворот Кремля и шла по гребню холма над Москвой-рекой. По некоторым данным, по её трассе проходила древняя дорога на Владимир. Впервые упоминается под названием Всехсвятской (по церкви Всех Святых на Кулишках) в конце XIV в., когда по ней въехал в Москву князь Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы (1380). С 1434 называлась Варварской или Варьской.

Каменная церковь Св. Варвары Великомученицы была построена в 1514 году зодчим Алевизом Новым. Сохранившееся до наших дней здание в стиле русского классицизма было сооружено в 1796—1801 годах по проекту архитектора М.Ф. Казакова на том же месте. Судя по тому, что в одной из записей в летописи середины XV века улица упомянута как Варьская, деревянная церковь стояла тут ещё до Алевизового здания.

Улица сложилась как дорога по бровке холма над Москвой-рекой, проходившая из Кремля на Владимирскую, Рязанскую, Коломенскую дороги. В посаде на Варварской улице жили бояре, о чём свидетельствует музей — «Палаты бояр Романовых». В то же время это был торговый район, где селилась беднота, где сходились люди со всей Москвы, чтобы купить или продать что-либо в многочисленных рядах и лавках.

В XVII веке улица одно время называлась то Знаменской (по Знаменскому монастырю), то Большой Покровкой (по церкви Покрова Божией Матери на Псковской горе), но названия не прижились.

В конце XVIII в. Варварку очистили от ветхих зданий. После пожара 1812 года большинство домов и магазинов на Варварке отстроено в камне.

После 1917 года Варварка была занята учреждениями и складами.

В 1933 году улица была переименована в улицу Разина в честь вождя крестьянского восстания 1670—1671 гг. С.Т. Разина, в 1993 году улице было возвращено историческое название.

После сноса в 1934 г. Китайгородской стены открылся выход на площади Ногина (площадь Варварские Ворота).

В 1960-х гг. вместе со всей жилой застройкой Зарядья уничтожена застройка южной стороны Варварки, кроме древних памятников архитектуры и нынешнего дома № 14.

Пространство

Варварка движется плавной волной от Варварских ворот к Красной площади. Сторона, обращённая к Зарядью, поражает древностью и простором неба по контрасту с противоположной стороной, заставленной монументальными зданиями. Это видно уже на фото А1.

Здания

фото Б1

Фото Б1 - храм Максима Блаженного (Максима Исповедника). Полагают, что первоначально немного южнее существующей церкви со второй половины XIV века здесь стояла домовая церковь купцов из г. Сурожа (Судак) с главным престолом Бориса и Глеба. В 1434 г. при ней был похоронен почитаемый на Москве юродивый Максим Блаженный. В начале XVI в. была построена каменная церковь на средства купца - сурожанина Василия Бобра. В 1568 г. церковь имела название св. Максима Исповедника, покровителя юродивого. В 1676 г. церковь горела и была обновлена царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью будущего императора Петра I.

В 1698 г. два богатых купца, московский Максим Верховитинов и костромской Максим Шаровников построили нынешнее здание церкви, которая упоминается уже под именем церкви Максима Блаженного. Во время пожара 1737 г. церковь почти полностью сгорела и была отремонтирована к 1742 г. В 1829 г. выстроена современная колокольня.

Храм - сооружение, характерное для XVII в.: бесстолпный прямоугольник со световой главой, с трапезной и узким приделом справа. Нижний этаж - подклет - служил для хранения имущества горожан. Основной объем - двусветный четверик - перекрыт сомкнутым сводом, прорезанным световым барабаном. Стены и детали из кирпича. Большое пространство внутри перекрыто без устройства дополнительных опор.

Храм был закрыт в начале 1930-х гг., после чего у него были сломаны главы. В 1969 г. церковь отреставрирована (архитектор С.С. Подъяпольский). С 1992 г. в здании храма расположен выставочный зал общества охраны природы.

Богослужения возобновились после 1994 г. Храм входит в состав Патриаршего подворья в Китай-городе.

фото Б2

Фото Б2 - храм Варвары Великомученицы. Церковь Варвары Великомученицы на Варварке , давшая название одной из старейших улиц Москвы, была построена на этом месте в 1514 г. зодчим Алевизом Новым по заказу богатых «сурожан» - купцов, выходцев из Судака (тогда называвшегося Сурож). В летописи место постройки обозначено «за торгом, против Панского двора». Эта церковь вскоре после постройки приобрела в Москве большую популярность. По ней в XVI в. была названа не только улица, но и угловая башня Китай-Города - Варваринская. Варварка до XVI в. называлась Всехсвятской улицей, по церкви Всех Святых на Кулишках.

Внешний вид белокаменного алевизовского храма можно только представлять по старинным генеральным планам. Церковь Варвары была квадратной в плане, с выступающими с четырех сторон полукружиями, может быть, сходная с церковью Петра Митрополита в Высокопетровском монастыре.

В 1795 г. московский митрополит Платон приказал разобрать старинное здание церкви, которая к тому времени еще была «вся в твердости, утварью предовольная», из соображений ее несоответствия общему облику места. Новый храм строился с 1796 по 1804 гг. по проекту Родиона Казакова на старом алевизовском фундаменте. Основной его объем - крестообразный в плане, с портиками, фронтоны которых опираются на коринфские колонны. Внутри церковь очень светлая - за счет двух ярусов окон и подкупольного барабана со световыми окошками. Это прекрасная представительница зрелого московского классицизма - сдержанный внешний декор с четкими линиями всего основного объема, широкий круглый купол с небольшой главкой. Колокольня храма - не очень высокая, завершается небольшой полусферой с крестом; верхний ярус звона с широкими арочными проемами, обрамленными пилястрами с коринфскими капителями и фронтонами. Второй ярус был сломан после 1917 года и восстановлен в 1967 году при реставрации (под руководством архитектора Г.А. Макарова). Внутри церкви сохранились росписи XIX века и хоры-ложа в западной части.

Как было со многими храмами, и в Варваринской церкви в советское время находился склад; позже ее передали под конторские учреждения; к 1980 г. в ней помещался Совет московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). С 1991 г. она снова передана верующим.

фото Б3

Фото Б3 - Старый Английский двор. Здание Старого Английского двора - одно из древнейших гражданских сооружений в Москве. Белокаменные палаты появились здесь в XV - начале XVI вв. и в то время принадлежали купцу И. Бобрищеву. Установив в 1552 г. торговые отношения с Англией, царь Иван IV Грозный пожаловал палаты английским купцам. А через сто лет, по указу царя Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского короля Карла I во время Английской революции, купцы покинули Россию. В начале XVIII в. Петр I открыл здесь Цифирную (математическую) школу.

Потом здание неоднократно перестраивалось, полностью потеряв свой первоначальный облик, но в XX в. его восстановил архитектор П.Д. Барановский. Ныне здесь филиал Исторического музея.

фото Б4

Фото Б4 - собор Иконы Божьей Матери «Знаменье». Первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович Романов основал Знаменский монастырь в 1629-30 гг. на месте своей бывшей родовой усадьбы.

Собор иконы Божией Матери «Знамение» являлся центром монастырского ансамбля. Престолы верхнего храма - иконы Божией Матери «Знамение», придел - прп. Михаила Малеина; нижнего храма - прп. Сергия Радонежского, придел свт. Николая.

Строительство начали в 1679 г. Строили собор по заказу И.М. Милославского крепостной из Костромского уезда Федор Григорьев и «боярина князя Голицына крестьянин» Григорий Анисимов «со товарищи». В 1683 г. Милославский умер, не закончив строительство собора. Закончили его в 1684 г. По указу царя строительство «сметил» боярин Василий Федорович Одоевский.

Пятиглавый кубовидный собор с высокой шатровой колокольней, галереями и лестницами был поставлен на склоне горы на фундаменте из дубовых свай. В нижнем ярусе собора размещалась теплая зимняя церковь Афанасия Афонского и обширная трапезная. С севера примыкала «поварня с хлебодарней», с северо-запада - помещение, сдаваемое внаем. На втором этаже - летняя холодная церковь Богородицы Знамения с галереями-папертями с западной и северной сторон и ризницей.

Колокольня была с юго-запада, каменная лестница - с северо-запада. Колокольня и лестница разобраны в конце XVIII в. Многочисленные пожары и возобновления после них привели к большим изменениям в облике собора. Прекрасные росписи в интерьере производились в 1740 г. и в 1782-83 гг. В 1929 г. монастырь был закрыт и приспособлен под жилье.

При реставрации 1967 г. за основу был взят образ собора, сложившийся к 1684 г. В здании был открыт лекционный зал. Нижний храм был освящен в октябре 1992 г. Храм входит в состав Патриаршего подворья в Китай-городе.

фото Б5

Фото Б5 - Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Псковской горе. Другое название - храм Георгия Победоносца, что на Псковской горе. Храм построен в 1657-58 гг. на Псковской горе (поселение псковичей, переселенных Великим князем Василием III в начале XVI века. В него была включена часть его предшественника - храма Покрова Пресвятой Богородицы (первое письменное упоминание - 1462 г.). Сильно пострадал во время нашествия наполеоновских войск в 1812 г.

Возобновлен в 1818 г., с запада к нему пристроена вдвое большая трапезная, с севера - паперть-гульбище и двухъярусная колокольня (всё в псевдоготическом стиле, верхний ярус колокольни - в стиле ампир). Тип посадского храма XVII в. Четырехугольный в плане. Пятиглавый. На высоком подклете, сохранившемся от старого храма, с отдельными, перекрытыми сводами, помещениями (в них хранилось имущество горожан во время пожаров и бедствий). Фасады венчает многорядный карниз из профильного кирпича с кокошниками, глухими барабанами с луковичными главами. Окна алтарных выступов украшают наличники. Зал - двусветный с сомкнутым сводом. Роспись на стенах и сводах - XVII-XVIII вв.

Главный престол - Покрова Пресвятой Богородицы, приделы: Георгия Победоносца, великомученика (1818 г.), южный - Петра, митрополита Московского (1837 г.). После 1917 г. закрыт. Находился в запустении. Использовался под склад, в 1979 г. передан Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры. В 1965-72 гг. проведена внешняя реставрация. В 1991 г. возвращен Русской православной церкви. Богослужения совершаются с 1995 г.

Формы

фото В1

Фото В1 - перспектива келейного корпуса с колокольней Знаменского монастыря, смыкающаяся на руинах Зарядья. Колокольня была возведена в 1784-89 гг. на основании бывшей здесь церкви Иакова 1756 г. Нижняя часть колокольни с двумя большими арочными проемами служила парадным входом на территорию монастыря. Примыкающий к ней корпус келий построен также в конце XVIII в. Хоть колокольни и не видно здесь, ну буду ли я разве врать вам?

фото В2

Фото В2 - крыльцо Старого Английского Двора. Мы видим арку, ворота, а также ступени собственно крыльца, которое, по принципу русских теремов, имеет три поворотные точки, имевшие социально-церемониальное значение. Если гость был желанным, хозяин спускался к нему вниз. Если гость так себе - встречал с середины крыльца, ну а если гость незваный, то хозяин выходил только на верхнюю площадку.

фото В3

Фото В3 - светозвуковой столб. Словно цветок, испускает он волнами благоухание света ламп и звука громкоговорителей.

Время

фото Г1

Фото Г1 - колоритная, кондитерская картина наличников храма Пресвятой Богородицы на Псковской горе.

фото Г2

Фото Г2 - древность палат бояр Романовых. Палаты — единственная постройка, сохранившаяся от большой усадьбы бояр Романовых. С середины XVI в. она принадлежала боярину Никите Романовичу Юрьеву, затем его старшему сыну Федору Никитичу Романову, ставшему впоследствии патриархом Московским и всея Руси. По преданию, в этой усадьбе 12 июля 1596 г. родился Михаил Федорович Романов, ставший Родоначальником новой царственной династии. В 1633 г. Михаил Федорович жалует эту усадьбу Знаменскому монастырю, который неоднократно перестраивал здания старинной романовской усадьбы, но несмотря на это дом Романовых и поныне не утратил своей значимости как памятник русской гражданской архитектуры XV-ХVII вв.

В середине ХIХ в. по высочайшему повелению императора Александра в палатах открылся один из первых музеев Москвы - «Дом бояр Романовых». В настоящее время внутреннее убранство Палат знакомит с патриархальным боярским бытом конца ХVII в. По традиции Палаты разделены на мужскую и женскую половины. На первом этаже - мужской половине - представлены интерьеры: «Столовая палата», «Кабинет боярина», «Библиотека», «Комната старших сыновей». На втором этаже - женской половине - «Сени», «Комната боярыни», «Светлица». В подвалах представлены кладовые. Интерьеры древних Палат передают своеобразие русской жизни и культуры ХVII в. В экспозиции демонстрируются подлинные шедевры прикладного искусства из фондов Государственного Исторического музея.

фото Г3

Фото Г3 - постапокалиптический пейзаж, вмещающий церковь Зачатия праведной Анны, что в углу Китайгородской стены. Стена Китай-города в древности выходила к Москворецкой набережной и делала здесь поворот до Беклемишевской башни Московского Кремля. В этом углу сохранилась одна из древнейших московских посадских церквей «на каменное дело» — церковь Зачатия Анны. Угол или Острый Конец - название места, где была построена церковь. Храм впервые упоминается при описании московского пожара 1493 г., но не сказано, был ли он тогда уже каменным или еще деревянным.

Здание относится к группе храмов с крестчатым сводом и одной главой. Такой свод дает возможность решать внутреннее пространство без опорных столпов, тем самым увеличивая его внутренний объем. Среди узких посадских улиц не было места для больших зданий. У прихожан не было средств на их возведение. Такая форма решала две задачи: здание занимало мало места на улице и вмещало достаточно прихожан внутри за счет отказа от столпов. Храм был из белого камня.

В 1480 г. в память освобождения от татарского ига (татары отступили от Угры в день поминовения св. Мины) с юга пристроили придел св. Мины. После 1547 г. свод был выложен из кирпича. Фасады получили завершение в виде трехлопастной арки. Около 1617 г. придел построили в камне. Он связан с именем князя Пожарского и с избавлением от польско-литовского нашествия. Придел св. Екатерины с севера пристроен в 1658 г.

Был закрыт в 1920-х гг. При реставрации в 1960-х гг. здание освобождено от поздних пристроек. Наслоения, возникшие в допетровское время, сохранены, так как они не спорят с ранними архитектурными формами. Возвращен Церкви и освящен в 1994 г. Храм входит в состав Патриаршего подворья в Зарядье.

Место в действии

фото Д1

Фото Д1 - намек на Гостиный двор (см. ).

Декор

фото Е1

фото Е2

Фото Е1 - балкон с балясинами дома, где заседает Организация Договора о Коллективной Безопасности. Бывший конторский и торговый дом «Варваринское подворье». Построен в 1890-92 гг. архитектором Р.И. Клейном. На фото Е2 - балясины крупным планом.

фото Е3

Фото Е3 - одна из ваз по верху колокольни Знаменского монастыря.

фото Е4

Люди

фото Ж1

Фото Ж1 - группа косвенных участников фестиваля «Спасская башня» накануне Дня города.

Метафизика

Варварка соединяет Красную площадь с Варварскими воротами. Улица выходит на Васильевский спуск и Солянский проезд. Васильевский спуск нисходит к реке, Солянский проезд восходит на Ивановскую горку. В то же время Васильевский спуск переходит в Кремлевскую набережную, которая по бровке Кремля переходит в западную дорогу, а Солянский проезд переходит в купеческую Солянку, которая начинает восточную, владимирскую дорогу.

По правую руку от Варварки Собор Василия Блаженного и храм Всех Святых на Кулишках. Оба - шедевры древнерусского зодчества, но храм Всех Святых построен позже, да и стиль его проще.

По левую руку - Большой Москворецкий мост и Старая площадь, их просторы. Мост служит началом степной дороги, а Старая площадь - началом северных дорог, ярославской и тверской.

Таким образом, Варварка соединяет средокрестие западной и южной дорог, означенное Собором Василия Блаженного, и средокрестие восточной и северной дорог, означенное храмом Всех Святых на Кулишках и следами купеческого присутствия.

Начинаясь от Красной площади, Варварка движется от знаков юга и запада к знакам севера и востока. В самом деле, вспомним сурожских купцов, Старый Английский Двор, Псковскую горку… Влияние Запада на Варварке очень сильно, его знаки вытеснили знаки севера и востока, мы можем видеть их присутствие только по нарастанию торговых и деловых домов ближе к концу улицы.

Церковь Святой Варвары расположена в самом центре Москвы, в двух шагах от Красной Площади, рядом со станцией Метрополитена «Китай-город». Улица, на которой находится церковь, получила название в честь возведенного храма — Варварка.

Место для строительства было выбрано не случайно. Великомученица Варвара считалась покровительницей торгового люда, а Китай-город с давних времен считался важным «бизнес-центром» Москвы. Здесь селились мастера, ремесленники и купцы, располагались торговые ряды. Практически с момента строительства и до наших времен Храм Святой Варвары считался одним из самых почитаемых в Москве.

История церкви

Церковь Святой Варвары была возведена в 1514 году, во время правления князя Василия Иоанновича. Средства выделили купцы Василий Бобр, Федор Вепрь и Юшка Урвихвост, а автором архитектурного проекта был знаменитый итальянский зодчий Алевиз Фрязин. Именно этот мастер строил и Кремлевский Архангельский Собор.

Во времена Иоанна Грозного церковь великомученицы Варвары стала важным местом паломничества москвичей и людей, приезжавших из других городов. В Храме хранилась чудотворная икона Святой Варвары.

В 1730 году пожар сильно повредил храм, по указанию императрицы Анны Иоанновны церковь Великомученицы Варвары полностью восстановили. Но уже к концу восемнадцатого столетия власти сочли, что старая церковь не соответствует великолепию Китай-города. К этому времени был отстроен Английский двор, Гостиный двор, появились благоустроенные крытые торговые ряды.

Митрополит Платон объявил церковь недостаточно красивой, его инициативу о строительстве нового Храма поддержали знаменитые московские купцы Барышников и Самгин. Именно они и выделили на это средства. Жены предпринимателей чудесным образом исцелились, благодаря чудотворному образу и, в конце концов, было принято решение о сносе здание и возведении на Варварке более современного храма.

Так в Москве появилось новое изящное строение в стиле классицизма. Автором проекта был Родион Казаков. Здание, действительно, получилось настолько красивым, что многие русские зодчие при строительстве храмов брали церковь Святой Варвары за эталон.

В 20-х годах почти все постройки Китай-города снесли, улицы переименовали. Так, Варварка стала называться улицей Степана Разина. Когда-то предводителя повстанцев по этой улице везли на казнь на Красную площадь.

Церковь уцелела, но с Храма снесли кресты, разрушили колокольню, а в помещениях сначала устроили склад, а позднее отдали под нужды Общества Охраны памятников.

Церковь вернули верующим в 1991 году.

Сейчас Храм восстановлен, в нем проводятся Богослужения. Церковь входит в комплекс Подворья Патриарха Московского в Зарядье.

Не так давно археологи в подклете обнаружили элементы белокаменных сводов, возведенных еще Фрязиным. Это свидетельство истории Москвы скоро увидят все желающие.

Святая Покровительница Храма

Храм освящен в честь Святой Великомученицы Варвары. Эта женщина жила на рубеже третьих–четвертых столетий и была дочерью знатного финикийца Диоскора. Это были времена гонений на Учеников Христа, но Варвара искренне уверовала и приняла Крещение. Об этом узнал ее отец и заключил ее под стражу, пытаясь добиться, чтобы дочь отреклась от Веры. Но Варвара была непреклонна. Тога Диоскор выдал дочь городским властям. По приказу правителя Мартиана, Варвару жестоко пытали. Однако к девушке явился Сам Спаситель, он исцелил ее раны и велел ей ничего не боятся.

Фото: Церковь Великомученицы Варвары на Варварке

Фото и описание

Церковь Великомученицы Варвары на Варварке находится в самом центре Москвы - в Китай-городе. Сохранившийся до нашего времени храм строился с 1796 по 1801 год. Средства на строительство храма выделили майор артиллерии Барышников и московский купец первой гильдии Самгин. Проект церкви выполнил архитектор Родион Казаков. Он использовал фундамент старого строения храма, построенного в 1514 году Алевизом Новым. А тот храм, вероятно, был построен на месте деревянного храма, построенного тоже на средства купцов. Их имена сохранились. Это - Василий Бобр, Юшка Урвихвостов и Федор Вепрь.

Святая Варвара была всегда почитаема среди торговцев. Согласно каноническим преданиям, она родилась в Египте, в городе Гелиополе. Единственная дочь Диоскора - знатного жителя города, отличалась благочестивостью и красотой. Святая Варвара отказалась от выгодного замужества, отвергла мирскую жизнь и приняла святое Крещение. Диоскор был разгневан. Варвару заточили в темницу, но пытки не поколебали ее веру. Варвару осудили на смерть. Казнил Варвару ее собственный отец. Мощи святой Варвары в 6 веке были перенесены в Константинополь.

В 12 веке царевна Варвара (дочь византийского императора Алексея Комнина) вступила в брак с русским князем Изяславичем. Именно она перевезла мощи святой Варвары в Киев. Мощи покоятся во Владимирском соборе Киева и в наше время. Частички мощей святой великомученицы Варвары хранились и в Москве, в церкви на Варварке. В 1812 году ризница церкви св. Варвары была разграблена французами. Сам храм, находясь в центре военных событий, чудом сохранился.

После революции 1917 года купеческое сословие исчезло, приходская жизнь замерла, а в тридцатых годах церковь закрыли. Последняя реставрация церкви Святой Великомученицы Варвары была проведена в 1965-1967 годах. Восстановлением церковной колокольни, разобранной ранее из-за аварийного состояния, руководил архитектор Макаров.