Угольный терминал. Находкинский морской торговый порт

В мировом экспорте угля на долю 5 стран приходится порядка 70-80% всех экспортных поставок - это Австралия, Индонезия, Китай, ЮАР и Россия. В предыдущих репортажах я рассказывал об угольных разрезах ОАО "Кузбассразрезуголь", которое является одним из крупнейших угледобывающих предприятий России. Основные экспортные отгрузки угля производятся морским путем - он отправляется зарубежным потребителям через терминалы в двух разных частях страны: в Находке (Восточный порт) и вблизи Санкт-Петербурга (порт Усть-Луга).


Восточный - один из крупных портов на Дальнем Востоке России. Расположен в Приморском крае на побережье Японского моря в бухте Врангеля в 20 км от города Находка.


В структуру ОАО "Восточный Порт" входят два производственно-перегрузочных комплекса. Первый - единственный в Приморском крае специализированный Угольный комплекс с системой конвейерного оборудования и станцией разгрузки вагонов.
Второй - Универсальный производственно-перегрузочный комплекс - специализируется на грейферной перевалке угля.


Основной груз - каменный уголь, добываемый в Кузбассе.
Объем отгрузки угольной продукции "Кузбассразрезугля" через порт "Восточный" составляет 23%


Угольный терминал ППК-3 - крупнейший в России специализированный терминал по перевалке каменного угля и кокса.
Производственно-перегрузочный комплекс специализируется на перевалке угольной продукции с использованием конвейерного оборудования. Обрабатывается более 80% от всего грузооборота компании.
Площадь комплекса составляет 44,5 га.


Пропускная способность терминала превышает 12 млн.тонн в год.


Терминал оснащен специализированным перегрузочным оборудованием, включающим: станцию разгрузки вагонов, состоящую из двух вагоноопрокидывателей, систему ленточных конвейеров, осуществляющих погрузку угля с вагонов как на судно, так и на склад; четыре судопогрузочные машины.


На терминале имеется станция по разгрузке вагонов с двумя тандемными вагоноопрокидывателями. Обрабатывают до 700 вагонов в сутки
Также, в наличии 4 вагоноразмораживающих устройства (вмещают одновременно 80 полувагонов)


Уровень автоматизации на ППК-3 достигает почти 98,9%.


Складские площади терминала позволяют хранить единовременно до 600 тысяч тонн угля.
На четырех складах одновременно может быть размещено до 25 различных марок угля.


На терминале функционируют 4 реклаймера и 2 стакера


Стакер-реклаймеры используются для распределения груза на площадках хранения и отгрузки на ленточные конвейеры


Кабина управления реклаймером


Терминал включает два глубоководных причала № 49 и 50, расположенных по обеим сторонам угольного пирса.
Длина каждого из них 381 м, глубина 16,5 м. (Восточный - самый глубоководный российский порт на Дальнем Востоке)
Навигация в порту длится круглый год.


На причалах имеются 4 судопогрузочные машины с производительсностью 3 тыс. тонн в час


Оператор судопогрузочной машины


Южно-Корейское судно-балкер "M.V C.YOUNG"


К причалам могут швартоваться суда грузоподъемностью до 150 тысяч тонн с осадкой до 16,0 м и длиной до 300 м.


Универсальный производственно-перегрузочный комплекс ППК-1
Способен обрабатывать навалочные и генеральные грузы, в настоящее время специализируется на грейферной перевалке угля.


Площадь комплекса составляет 134,7 тыс. квадратных метров, с возможностью единовременного хранения 200 тыс.т. угольной продукции.
Мощность перевалки - 3 млн. тонн угольной продукции в год.


Кран-манипулятор Liebherr L934 разгружает железнодорожный вагон


Данный манипулятор укомплектован ковшом, грейфером и подъемной кабиной оператора)


Терминал оснащен одиннадцатью портальными кранами грузоподъемностью до 40 т, двумя мобильными кранами г/п 30 и 64 т, тремя мостовыми перегружателями г/п 16-20 т, колесными бульдозерами. седельными тягачами с трейлерами, автопогрузчиками различной грузоподъемности.


Причалы общей длиной 405 м и глубиной 13,0 м.


Погрузка


Строительство третьей очереди углепогрузочного комплекса "Восточного порта"
В 2017 году пропускная способность Порта возрастет с 17 до 27 млн. тонн угля.


Контейнерный терминал ЗАО "ВМКС"
Контейнерный терминал - один из крупнейших в России специализированных терминалов по перевалке контейнеров.
Его пропускная способность - 300 тысяч контейнеров в год.


Вертолет, с которого я снимал порт, оказался 1969 года!!!
Это французский вертолет Alouette II. Как сказал КВС, раньше он состоял на вооружении в Венгрии.
Машина юркая, но шумная.


Чайки


Угольный терминал в порту Усть-Луга - самый большой угольный терминал на Балтике
33% отгрузки угля, добытого ОАО "Кузбассразрезуголь", осуществляется через этот морской порт.


Порт Усть-Луга расположен на северо-западе России, в Ленинградской области, в Лужской губе Финского залива Балтийского моря, в 70 км от границы Санкт-Петербурга.


Порт начал работу с открытия угольного терминала в декабре 2001 года.
Регулярные отгрузки на угольном терминале начались в 2002 году, после ввода в эксплуатацию первой очереди мощностью 4 млн тонн.
Комплекс второй очереди принял первое судно в январе 2006 года.


На угольном терминале можно обрабатывать до 350 вагонов в сутки, при полном выходе на проектную мощность - до 700 вагонов


Полная мощность терминала составляет 12,4 млн тонн угля в год


Можно сказать, что сегодня - это самый современный портовый технологический комплекс для перегрузки угля.


Площадь перегрузочного комплекса: 53,2 га.


На терминале работают 4 стакер-реклаймера MAN TAKRAF


Мощность каждого из них составляет 3500 тонн в час


Угольный терминал имеет два глубоководных причала общей длиной 540 метров и глубиной у причалов 14 метров.
В планы компании входит и строительство третьего вспомогательного причала длиной около 200 метров, с глубиной у причала до 12 метров.


Терминал рассчитан на прием судов - навалочников дедвейтом до 50 тыс. т, а после проведения дноуглубительных работ до - 16.0 м можно будет принимать суда дедвейтом 70 тыс. т.


Оператор судопогрузчика


На предприятии внедрена информационная система, позволяющая осуществлять эффективный контроль за производственным процессом, вести оперативный учет груза, обмен информацией с ОАО «РЖД» и клиентами в режиме реального времени, введена система электронного документооборота.


Пылеподавление
Простое опрыскивание водой склада с углем


Универсальный перегрузочный комплекс, расположенный по соседству.
Занимается перегрузкой угля и чугуна в чушках из вагонов на морские суда.

Как отгружают уголь в морских портах (Угольные терминалы в Находке и Усть-Луге) gelio wrote in October 19th, 2013

В мировом экспорте угля на долю 5 стран приходится порядка 70-80% всех экспортных поставок - это Австралия, Индонезия, Россия, ЮАР и Колумбия. В предыдущих репортажах я рассказывал об угольных разрезах ОАО "Кузбассразрезуголь", которое является одним из крупнейших угледобывающих предприятий России. Основные экспортные отгрузки угля производятся морским путем - он отправляется зарубежным потребителям через терминалы в двух разных частях страны: в Находке (Восточный порт) и вблизи Санкт-Петербурга (порт Усть-Луга).



Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке России. Расположен в Приморском крае на побережье Японского моря в бухте Врангеля в 20 км от города Находка. Крупнейшая припортовая железнодорожная станция Дальневосточной железной дороги «Находка-Восточная» является конечной точкой Транссибирской железнодорожной магистрали.


В структуру ОАО "Восточный Порт" входят два производственно-перегрузочных комплекса. Первый – единственный в Приморском крае специализированный Угольный комплекс с системой конвейерного оборудования и станцией разгрузки вагонов.
Второй - Универсальный производственно-перегрузочный комплекс - специализируется на грейферной перевалке угля.


Основной груз – каменный уголь, добываемый в Кузбассе.
Свыше 30% от общего объема угольной продукции "Кузбассразрезугля" отгружается через ОАО "Восточный порт".


Угольный терминал ППК-3 – крупнейший в России специализированный терминал по перевалке каменного угля и кокса.
Производственно-перегрузочный комплекс специализируется на перевалке угольной продукции с использованием конвейерного оборудования. Обрабатывается более 80% от всего грузооборота ОАО «Восточный порт».
Площадь комплекса составляет 44,5 га.


Пропускная способность ОАО «Восточный порт» превышает 17 млн.тонн в год.


Терминал оснащен специализированным перегрузочным оборудованием, включающим: станцию разгрузки вагонов, состоящую из двух тандемных вагоноопрокидывателей, систему ленточных конвейеров, осуществляющих погрузку угля с вагонов как на судно, так и на склад; четыре судопогрузочные машины.


На терминале имеется станция по разгрузке вагонов с двумя тандемными вагоноопрокидывателями. В среднем обрабатывается около 700 вагонов в сутки. Также в наличии 4 вагоноразмораживающих устройства (вмещают одновременно 80 полувагонов).


Уровень автоматизации на ППК-3 достигает почти 99%.


Складские площади терминала позволяют хранить единовременно до 600 тысяч тонн угля.


На складе ППК-3 функционируют 4 реклаймера и 2 стакера.


Стакеры и реклаймеры используются для распределения груза на площадках хранения и отгрузки на ленточные конвейеры при погрузке угля на суда.


Кабина управления реклаймером


Терминал включает два глубоководных причала № 49 и 50, расположенных по обеим сторонам угольного пирса.
Длина каждого из них 381 м, глубина 16,5 м. (Восточный – самый глубоководный российский порт на Дальнем Востоке)
Навигация в порту длится круглый год.


На причалах имеются 4 судопогрузочные машины с производительсностью до 3500 тонн в час.


Оператор судопогрузочной машины


Южно-Корейское судно-балкер "C.YOUNG"


К причалам могут швартоваться суда грузоподъемностью до 150 тысяч тонн с разрешенной осадкой до 16,0 м.


Универсальный производственно-перегрузочный комплекс ППК-1.
Способен обрабатывать навалочные и генеральные грузы, в настоящее время специализируется на грейферной перевалке угля.


Площадь комплекса составляет свыше 18 га, с возможностью единовременного хранения 200 тыс.т. угольной продукции.
Мощность перевалки - 3 млн. тонн угольной продукции в год.


Манипулятор Liebherr укомплектован ковшом, грейфером и подъемной кабиной оператора.


Терминал оснащен двенадцатью портальными кранами грузоподъемностью до 60 т, семью мобильными перегружателями, тремя мостовыми перегружателями г/п 16-20 т, колесными бульдозерами, седельными тягачами с трейлерами, автопогрузчиками различной грузоподъемности.


Четыре причала общей длинной 800 м. и глубиной до 13,0 м.


Грейферная погрузка


Портальные краны


Строительство третьей очереди углепогрузочного комплекса "Восточного порта"
В 2017 году пропускная способность Порта возрастет на 10 млн. тонн угля.


Контейнерный терминал ЗАО "ВМКС"
Контейнерный терминал – один из крупнейших в России специализированных терминалов по перевалке контейнеров.
Его пропускная способность – 300 тысяч контейнеров в год.


Вертолет, с которого я снимал порт, оказался 1969 года!!!
Это французский вертолет Alouette II. Как сказал КВС, раньше он состоял на вооружении в Венгрии.
Машина юркая, но шумная.


Чайки


Угольный терминал в порту Усть-Луга - самый большой угольный терминал России на Балтике,
33% отгрузки угля, добытого ОАО "Кузбассразрезуголь", осуществляется через этот морской порт.


Порт Усть-Луга расположен на северо-западе России, в Ленинградской области, в Лужской губе Финского залива Балтийского моря, в 130 км от границы Санкт-Петербурга.


Порт начал работу с открытия угольного терминала в декабре 2001 года.
Регулярные отгрузки на угольном терминале начались в 2002 году, после ввода в эксплуатацию первой очереди мощностью 4 млн тонн.
Комплекс второй очереди принял первое судно в январе 2006 года.


На угольном терминале можно обрабатывать до 700 вагонов в сутки.


Полная мощность терминала составляет 12 млн тонн угля в год.


Можно сказать, что сегодня - это самый современный специализированный портовый автоматизированный комплекс для перегрузки угля в России.


Площадь перегрузочного комплекса: 53,2 га.


На терминале работают 2 стакер-реклаймера, 1 реклаймер и 1 стакер, производства компании TAKRAF.


Производительность каждой единицы складского оборудования составляет до 3500 тонн в час.


Угольный терминал имеет два глубоководных причала общей длиной 540 метров и глубиной у причалов 14 метров.


Терминал рассчитан на прием балкеров дедвейтом до 100 тыс. т.


Оператор судопогрузочной машины.


На предприятии внедрена информационная система, позволяющая осуществлять эффективный контроль за производственным процессом, вести оперативный учет груза, обмен информацией с ОАО «РЖД» и клиентами в режиме реального времени, введена система электронного документооборота.


Стакер-реклаймер


Складская система пылеподавления.


Универсальный перегрузочный комплекс, расположенный по соседству.
Занимается перегрузкой по грейферной технологии угля и чугуна в чушках.

Про порт Усть-Луга - новое "окно России на Запад", которое пришлось сооружать с нуля после отпадения Прибалтики в 1991 г., я рассказывал уже несколько раз. Был и , и рассказ о , построенной не так давно, и сравнение восточной Балтики.

В конце прошлой недели довелось посмотреть вживую и близко познакомиться с одним из крупнейших терминалов Усть-Луги - угольным. Собственно, только он один сейчас перерабатывает столько же тоннажа, сколько средний порт Балтийского бассейна типа Таллина или Вентспилса - порядка 18 млн. тонн/год. А ведь там разных терминалов уже много. В этом посте будет рассказ о технологиях и состоянии именно этого, угольного терминала. Как он выглядит сегодня и каким образом всего лишь 500 человек, работающие в 4 смены круглосуточно, умудряются перерабатывать такие объемы.

Хорватский балкер грузится углем у причальной стенки терминала


2. Едем на территорию порта, неоднократно пересекая подъездные линии. На горизонте - пути станции Лужская-Северная, куда прибывают полувагоны с углем и другие грузы.

3. Заворачиваем левее и выгружаемся тут, близ бело-синего здания. Здесь и базируется АО "Ростерминалуголь".

4. В холле на входе - изображение самого терминала.

5. После краткого инструктажа по ТБ и получения спецодежды идём на крышу, откуда открывается панорама порта и терминала.

6. Границы угольного склада-хранилища наглядно обозначает система синих сооружений - пересыпных станций и конвейеров, которыми можно подавать уголь в любое место по периметру терминала, а также прямо к судну, если это необходимо.

7. Внутри - громадные угольные горы, высотой на глаз где-то до 20 метров. Обратите внимание, что они постоянно охлаждаются водой - как для исключения угольной пыли на территории, так и для поддержания безопасной температуры в угольной толще. Дело в том, что уголь - это субстанция, способная к самопроизвольному возгоранию и температуры свыше 60° внутри слоёв являются потенциально опасными. Для этого на терминале установлена целая система наблюдения - более десятка тепловизоров, которые контролируют состояние угольной массы без механического вмешательства, в инфракрасном спектре (см. также фото 34). Всего ёмкость открытого склада составляет порядка 640.000 тонн. Однако терминал грузит на суда в месяц до 2 миллионов тонн, так что сменяемость этих "гор", как я понял, достаточно быстрая.

8. С крыши также видно часть акватории Южного района порта, но не всю. Сейчас порт разросся до громадных размеров и его площадь составляет около 11 кв.км., если считать вместе с портовыми станциями. Многие части порта находятся в процессе строительства или реконструции, так что почти везде можно видеть какие-то работы, бытовки строителей, вбиваемые сваи или строящиеся цеха.

9. Теперь посмотрим на общую планировку терминала. В центре - угольные склады, разделенные на 4 сегмента конвейерными линиями. Причальная стенка рассчитана на приём одновременно двух судов класса Panamax (сейчас уже, после очередной реконструкции, ) с максимальной осадкой до 14,5 м. Сменяемость судов и быстрота их загрузки очень высокая, так что балкер обычно стоит недолго. За полугодие 2017 г. Ростерминалуголь обработал тут 167 судов (2016-й - 122 судна), а за одну смену на судно грузится порядка 50-57 тыс. тонн угля. Такая высокая производительность стала возможна с применением судопогрузочных машин (СПМ) - их 2, они хорошо видны на причальной стенке. Рекордный по величине балкер был тут принят месяц назад - Navios Pollux класса Capesize дедвейтом 180 тыс. тонн и длиной 292 м.
Вдали расположен участок выгрузки прибывающего угля, о нём - ниже. Ещё дальше и правее - станция Лужская-Северная, а левее - Лужская-Нефтяная. Слева с терминалом граничит УПК (универсальный перегрузочный комплекс), который тоже занимается углем, но в несколько более архаичной форме, без такой высокой степени механизации процесса.

10. Перемещаемся в зону прибытия вагонов. Вообще, со стороны управления терминала станция на первый взгляд выглядит буколически: огромный газон, две лесополосы у путей.

11. Но это впечатление обманчиво: движение тут очень интенсивное. Маневровая работа здесь исключена. Достигается это применением трансбордеров, которые переставляют пары вагонов практически непрерывно на соседние пути после выгрузки. Технологически это хорошо видно на макете, который я снял в ведомственном музее. Смотрите, по обеим внешним сторонам расположены пути для порожняка, а на центральные - прибывают груженые составы. Они проходят через вагоноразмораживатели (это актуально для зимы), расцепляются сегментами по 2 вагона и попадают в вагоноопрокидыватели (на макете - желтого цвета). Затем выгруженные вагоны парами подаются дальше, и трансбордерами их перемещают на внешние пути, где формируют порожний состав. После формирования состава его утаскивает локомотив из зоны терминала.

Вагоноопрокидыватель, честно говоря, поразил меня здесь больше всего. Такой скорости выгрузки полувагона я ещё никогда не видел. Судите сами, два полувагона с углём выгружаются всего за 140-145 секунд - причём просто путём переворота, без механических воздействий и всяких там хитроумных грейферов! Поэтому тут не надо содержать и ремонтный участок для вагонов, а можно сразу после выгрузки отдавать их на пути РЖД.

12. Вначале два вагона подают внутрь вагоноопрокидывателя, он их обхватывает...

13. ...и шустро поворачивает вокруг своей оси! На фото даже видно, как начинается высыпаться уголь. Ему, конечно, внутри ещё помогают воздухом, но без механического воздействия. Я еще видео покажу, там вообще картинка впечатляет.

14. Каких-то 2 с половиной минуты - и вагон пуст! Тут же его поворачивают обратно и безлокомотивно вытаскивают трансбордером на перестановку.

15. Вот здесь наглядно видно устройство перемещения вагонов, оно вблизи. И пустой вагоноопрокидыватель - в день нашего визита он был на техобслуживании. Обычно же они работают парой и обрабатывают сразу два состава.

16. Вагоноопрокидыватель со стороны цеха. Таких устройств выгрузки в России только два - здесь, в Усть-Луге и в порту Восточный. (UPD: выяснил, что есть ещё в Посьете - установлен недавно и в Ванино - раньше, но украинского производства) Производители - наши незаметные стратегические партнеры немцы, фирма "Крупп унд Тиссен". Именно они помогают России эффективно противостоять Западу, НАТО и прибалтам, причём не только тут:)

18. ...вот, заезжает очередная пара.

19. После команды фотоэлемента о полном вьезде трансбордер перемещает вагоны на один из двух соседних путей, которые предназначены для порожняка. И - вуаля, через полчаса можно оттаскивать целый порожний состав!
Всё это происходит в очень быстром темпе, подчинённом циклу вагоноопрокидывателя в 145 секунд. Подача и выгрузка угольных полувагонов в сутки достигает невероятной величины в 1259 вагонов. А среднесуточная выгрузка тут - порядка 1043 вагона, или 15-16 составов. Это - за одни сутки! Так что интенсивность работы очень высокая.

Следующий пункт визита - территория угольного склада.

20. Настоящие горы угля! Высотой этажей в 6-7, не меньше.

21. Они разделены на сегменты (см. фото 9), где в промежутках между горами работают стакеры-реклаймеры. Один из них немного виден на кадре.

22. Стакер-реклаймер поближе. Чтобы было понятней: "стакер" - формирует штабеля угля, а "реклаймер" - забирает (черпает) уголь со складов для погрузки на суда.

23. Вот это устройство целиком в работе. Обратите внимание, что целая система транспортеров внутри реклаймера соединяет углечерпалку и возможность подачи угольной массы в любое место терминала или даже прямо на корабль, если надо. Все конвейеры - реверсивные. Можно подавать уголь на склад, можно забирать со склада для погрузки.

24. Подавление угольной пыли всей этой колоссальной массы хранения в более чем полмиллиона тонн обеспечивают 48 водяных пушек. Они же орошением профилактически понижают температуру угольной массы. Зимой, как мне сказали, их на этих же точках воздействия меняют на снеговые пушки. Пока мы были рядом, диспетчера их выключали, но их работа хорошо видна на фото №7.

25. А вообще, у Ростерминалугля есть и своя пожарная часть, на случай самовозгорания угля. Она расположена прямо у периметра открытого склада.

26. Наконец, причальный фронт терминала, где сейчас грузится хорватский балкер. К собственно причальной стенке в Усть-Луге не подойти, как это можно сделать в обычном порту. Видите разделяющее нас с судном ограждение? Это потому, что не так давно порт получил статус пограничного пункта пропуска. Т.е. операции погрузки/ выгрузки и оформления (таможенного/ пограничного) теперь выполняются одновременно , что сильно ускоряет цикл. Поэтому, формально за ограждением уже "стерильная зона", как в международном аэропорту после прохождения погранконтроля. Загрузили судно целиком - через полчаса оно уже отходит.

27. У второго причала РТУ тоже стоял большой балкер. Синяя эстакада вдоль причала - это система конвейеров для подачи угля на судопогрузочную машину. Можно брать уголь с любого места, удобно.

28. А вот судопогрузчная машина вблизи (их тут две - по числу причалов). Снимать её пришлось из открытого окна машины, не сходя на землю - чтобы не нарушать режим пограничного пункта пропуска. Он сделан тоже нашими стратегическими друзьями-немцами (компания Takraf).

29. Вот так выглядит работа СПМ в реале. Смотрите, свой "хобот" он погружает непосредственно в трюм: это делается для того, чтобы избежать угольной пыли. Производительность его - 3500 тонн угля/час, а за сутки на судно можно погрузить до 57 тыс. тонн. Высота судопогрузочной машины - 38 метров, движется она вдоль причального фронта по рельсам.

30. Фото сделано с высоты СПМ. Собственно, тут виден тот самый 300-метровый мега-балкер дедвейтом в 180.000 тонн и шириной 45 метров, который мы не застали.

31. После осмотра цикла выгрузки и погрузки угля на суда мы отправились в столовую. Тут всё обычно и по советской традиции: заводская столовка - салат, первое, второе, третье. На фото мой обед: рассольник, винегрет, печенка с рисом, компот (~140 р.). Есть несколько видов каждого из блюд, пирожки, сметана, соусы и проч.

32. Наконец, рассмотрим пункт управления терминалом - его "нервный центр", т.е. диспетчерскую. Управление происходит в реальном времени, всё автоматизировано и нити оперативного управления оборудованием стянуты именно сюда. Смена, если я верно понял рассказ дежурного диспетчера - 3 чел.

33. На экранах мониторов показаны режимы работы и местонахождение всех единиц: стакеры-реклаймеры, СПМ, водяные пушки, зона разгрузки и проч. В общем-то, всё визуализировано предельно наглядно и позволяет принимать быстрые решения. Поработали над интерфейсом взаимодействия явно немало. Большая красная кнопка - это аварийный рубильник, который сразу и полностью обесточивает терминал, "если что".

34. А это - вывод показаний тепловизоров, т.е. состояние угольных пластов ("гор") склада в инфракрасном диапазоне. Считается, что нормальная температура пластов внутри - до 45°С, от 45 до 60° - зона повышенного внимания, а свыше 60° - надо принимать меры против самовозгорания.

* * *
Несколько слов надо сказать и о том, куда отсюда идёт уголь и откуда он поступает. Терминал сугубо экспортный, Россия уголь вывозит за рубеж и много. Конечно, она не на уровне гигантов Австралии и Китая, которые экспортируют свыше 300 млн.т/год., но примерно на уровне Соединённых Штатов - и мы и они экспортируем примерно по 110-115 млн.т./год. И 25 млн. из этих 110 обеспечивает порт Усть-Луга. На прибалтийские порты угля теперь идёт немного, так что деньги за транзит остаются у российских транспортников. Экспорт идёт в основном на Западную Европу, Англию-Ирландию, на Турцию (сейчас много) и на Израиль. Оказывается, тамошние евреи потребляют много российского угля - в основном он идёт на обеспечение повсеместного кондиционирования, которое очень энергозатратно. Есть поставки и в Латинскую Америку, а из-за перегруза Транссиба - эпизодически и в бассейн Индийского океана до Сингапура/Малайзии.

35. А кто поставляет уголь на экспорт? Это Кузбасс: он выдаёт высокосортный энергетический уголь и его примерно 85% в общей массе этих угольных гор. Так что угольные составы из Новокузнецкого промышленного района беспрерывно идут в трёх направлениях: на Усть-Лугу (больше всего), на Туапсе (меньше всего) и на Находку/Восточный (много). Однако Транссиб сейчас перегружен и буквально задыхается, так что не может обеспечить пропуск всего экспортного потока через более короткий путь по Тихому океану - и поэтому Усть-Луге приходится напрягаться и за себя и за того парня, и отправлять балкеры порой и в бассейн Индийского океана и даже на Малайзию.

36. Напряжение работы Усть-Луги хорошо видно и в росте грузооборота терминала, несмотря на кризисы-шмизисы в стране и мире.
Реально коммерческая деятельность тут началась в 2003 году с мизерных цифр в 300-400 тыс. тонн/год. Это была только первая заявка на "своё окно в Европу". Затем в 2006 открыли вторую очередь с цифрами грузооборота в 4 млн.т. Это уже был веский шаг к перетягиванию на себя грузов. В 2011 г. грузооборот превысил знаковую цифру в 10 млн.т., после пуска третьей очереди. Наконец, 4-я очередь расширения позволила довести грузооборот до проектных 16 млн.т. (2015), но сейчас эта цифра превышена ещё на 2 млн.т. и в 2017 году может составить 20 млн.т. В основном терминал отнял угольный транзит у портов Новоталлина (Мууга) и Рига, заодно серьёзно урезав транзитные доходы эстонской и латвийской ж/д.
(нижняя часть кадра - текущие цифры, снятые мной с табло внутри управления. Годовой план - 19 млн.т.)

37. На предприятии применяется не так мало и советских рудиментов. Начиная с доски почёта, на которой и рабочие, и ИТР, и служащие. Строят они и своё жилье в Усть-Луге, делают корпоративные соревнования и проч. Контингент работников живёт в основном в Кингисеппе (возят посменно развозками, 45 км) и в Усть-Луге, 5-7 км от порта. Текучки в кадрах почти нет, одна смена - чуть больше 120 чел.; а всего тут работает 520-530 чел. И вот эти полтысячи человек перерабатывают 20 миллионов тонн! Почти все технологии тут малолюдные, ставка сделана на высококвалифицированных рабочих и инженеров.

38. Зелёный скверик у управления. Пожалуй, пора завершать пост:)

В целом, очень интересная и познавательная поездка получилась.
Спасибо за организацию и возможность доступа на объект сообществу

В последнее время редакция сайт уделяла немало внимания теме заторов из порожних вагонов и не самым однозначным решениям этой проблемы, к примеру, в районе порта «Находка». Вопросы развития морских гаваней и железнодорожных подходов к ним остаются очень актуальными в отрасли. Особенно, когда дело касается Дальневосточного региона. Наши коллеги из приморского издания «Золотой рог» подготовили подробный материал , посвящённый развитию портовой инфраструктуры. Его мы и предлагаем вашему вниманию.

В Приморье готовятся к запуску еще несколько угольных портов

В настоящее время на Дальнем Востоке работает более 18 угольных терминалов, но только три из них являются специализированными. На подходе, как минимум, три интересных проекта.

Рост спроса на российский уголь в странах Азиатско-Тихоокеанского региона обнажил «болевые» точки углеперевалочного комплекса на Дальнем Востоке – недостаток современных специализированных мощностей и вопросы к организации бизнес-процессов - так называемых «независимых терминалов», работающих с пылящим грузом по устаревшим технологиям на площадках, изначально не предназначенных для перевалки столь специфичных грузов.

Закон о запрете открытой перевалки угля в портах, который, как ожидается, может вступить в силу уже в 2018 году, может всерьез перекроить карту стивидорного бизнеса в Приморье, при этом на авансцену выйдут новые специализированные терминалы, которым придется конкурировать за грузовую базу с АО «Восточный порт», которое находится на завершающей стадии строительства третьей очереди Угольного комплекса.

По данным Деловой газеты «Золотой Рог», наиболее проработано сегодня выглядят проекты строительства терминалов в Фокино («Порт Вера») и Шкотовском районе («Суходол»), а вот проект рядом со Славянкой при всей очевидности его выгоды для инвестора должен предоставить наилучший вариант решения экологического фактора.

Неспециализированным терминалам, а таковых только в Приморье больше десятка, грозят существенные затраты в переоснащение портовой инфраструктуры. На этом фоне более выигрышным выглядит строительство терминала «с нуля», с учетом закрытия всех возможных претензий.

Участники рынка отмечают, что спрос на отправку угля качества «премиум» в АТР через порты Дальнего Востока будет расти, как минимум, ближайшие пять-шесть лет. Весь запланированный объем перевалки обеспечен грузовой базой российского угля, добываемого в Кузбассе и других угольных бассейнах страны. Более половины потенциального груза уже раскуплено, а это значит, что на первый план выходит организация технологического процесса, в том числе взаимодействие с железной дорогой, мощности которой, увы, не всегда поспевают за требованиями рынка.

К росту грузопотока лучше всех подготовились ведущие игроки на этом рынке. В настоящее время на Дальнем Востоке работает более 18 угольных терминалов, но только три из них являются специализированными для перевалки угля, то есть изначально построенными для перевалки только угля и обладающими необходимым комплексом мероприятий по снижению вредного воздействия угольной пыли: это АО «Дальтрансуголь» (Хабаровский край), АО «Восточный Порт» и АО «Торговый порт Посьет» (оба – Приморский край).

«Порт Вера»

На прошлой неделе стало известно, что строительство угольного терминала в Приморском крае рядом с ЗАТО Фокино мощностью перевалки 20 млн тонн в год одобрена на самом высоком уровне. Распоряжение правительства о расширении границ морского порта Владивосток за счет нового проекта подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Согласно документу, границы порта будут расширены за счет включения в его состав участков, предназначенных для строительства морского терминала для перевалки угля грузооборотом 20 млн тонн в районе мыса Открытый и бухты Беззащитная.

Досье «Золотого Рога»: ООО «Порт «Вера», зарегистрированное в городе Фокино в декабре 2012 года с уставным капиталом в 100 тыс. рублей. Гендиректор – Евгений ДИЕВ. Единственный учредитель – ООО «Порт Вера Холдинг» (Москва). 75% «Порт Вера Холдинг» принадлежит ООО «ПВ-Развитие», принадлежащее Дмитрию НОВИКОВУ, бывшему гендиректору и совладельцу АО «Росинжиниринг». Еще 25% принадлежит ООО «Ростех - Глобальные ресурсы» (дочернее предприятие группы компаний «Ростех»).

Весной этого года Евгений Диев сообщал, что инвесторы уже приступили к активной фазе строительства.

«Сейчас идут подготовительные работы: устройство дорог и площадки для склада, планировка территории под пирс и конвейерную линию. Первый этап – объем перевалки до 1 млн тонн – планируем запустить уже в следующем году. При выходе на проектную мощность будем переваливать 20 млн тонн в год. Объем инвестиций составит почти 40 млрд рублей. Более 1,6 млрд рублей уже вложено в проект», – говорил г-н Диев. Угольный морской терминал «Порт «Вера» располагается на территории рядом с городом Большой Камень. Акватория терминала расположена в районе мыса Открытого и бухты Беззащитной. Естественные глубины в районе строительства достигают 25 метров. Для размещения терминала выделен земельный участок площадью 826 га. Планируемая мощность - 20 млн тонн в год. Предусмотрен склад временного хранения вместимостью 1,5 млн тонн.

Инвестором проекта выступает ООО «Порт «Вера», зарегистрированное в городе Фокино с уставным капиталом в 100 тыс. рублей. Гендиректор – Евгений ДИЕВ. Единственный учредитель – ООО «Порт Вера Холдинг» (Москва). Конечными бенефициарами проекта выступают Дмитрий НОВИКОВ (75%), бывший гендиректор и совладелец АО «Росинжиниринг» и ООО «Ростех - Глобальные ресурсы» (25%).

Плюсы:

Положительное заключение госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту получено еще весной 2016 года. Поддержка на уровне администрации Приморья.

С начала 2017 года на объекте ведутся активные подготовительные работы в рамках «нулевого цикла» - обустройство дорог и площадки для склада, планировка территории под пирс и конвейерную линию.

Первую очередь терминала с тестовым объемом перевалки до 1 млн тонн (грейферный способ) планируется запустить в 2018 году.

Минусы:

Проект был рассчитан на грузовую базу Огоджинского угольного месторождения в Амурской области, однако на данном этапе известно, что китайская государственная корпорация «Шэньхуа» (ShenhuaGroup) сочла нецелесообразным участие в разработке месторождения. В настоящее время «Ростех» ищет замену «Шэньхуа» в Китае и Южной Корее.

Суммарные запасы энергетического угля на Огоджинском месторождении оцениваются в 1,5 млрд тонн, бюджет проекта – $3,6 млрд. Мощность планируемых к строительству разрезов – около 20 млн тонн угля в год.

Проект «Север» в порту Восточный

Группа «Сумма» (контролирует ПАО «Владивостокский морской торговый порт») и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) еще в рамках I Восточного экономического форума подписали соглашение о сотрудничестве в реализации проекта по строительству угольного терминала «Север».

Соглашение предусматривает участие РФПИ в строительстве терминала в бухте Врангеля в восточной части залива Находка, рядом с территорией АО «Восточный Порт». Общая стоимость проекта на тот момент оценивалась в 24 млрд рублей без учета государственных инвестиций.

Первую очередь на 7 млн тонн «Сумма» планировала ввести в начале в 2016 году, затем в 2018 году. Проект предполагает создание искусственного земельного участка под размещение складов угля открытого типа, перегрузочного оборудования, оборудования для очистки и дробления угля. Общая площадь территории УППК (универсальный производственно-перегрузочный комплекс) составляет 64 га, включая вновь образованную территорию. Мощность терминала заявлена в 20 млн тонн угля в год.

На данный момент проект находится в замершем состоянии из-за отсутствия финансирования, хотя частично подготовительные работы уже проведены.

Согласно предварительным планам, необходимо строительство собственного железнодорожного парка на 9 путей с тремя станциями для размораживания вагонов. Предусмотрены три сдвоенные вагоноопрокидывателя производительностью до 25 циклов в час каждый. Под погрузку запланированы три причала общей длиной 860 метров, в том числе один причал с глубиной до 20 метров и два на 17 метров. В перспективе может быть выполнено дноуглубление под прием судов до 150 тыс. тонн на всех причалах.

Досье «Золотого Рога»: Проект «Север» реализует АО «Открытый порт Находка» (ранее – ЗАО «Приморское объединение нефтегазовой промышленности «Приморнефтегазпром»), зарегистрированное в поселке Врангель. Уставный капитал компании составляет 18 млн рублей. Единственный учредитель – кипрский офшор SilkenioEnterprisesLtd., также владеющий ООО «Дальпорт» (Врангель).

По данным Деловой газеты «Золотой Рог», проект может быть реанимирован после того, как «Сумма» продаст до 39% акций Транспортной группы FESCO арабскому портовому оператору DP World (ранее участвовал в проекте контейнерного терминала в порту Восточный). Проект «Север» также может быть включен в периметр сделки. Ранее DP World и РФПИ создали совместное предприятие с заявленным объемом инвестиций в $2 млрд.

Плюсы:

Расположение вдали от городской черты.

Минусы:

Неопределенность с грузовой базой. «Сумма» рассчитывает привлечь в проект трейдера, который сможет обеспечить загрузку терминала. Готова отдать 35% в проекте.

Проект поддерживался администрацией Приморского края в бытность губернатором Владимира МИКЛУШЕВСКОГО, известного хорошими отношениями с Зиявудином МАГОМЕДОВЫМ (владелец «Суммы»). После смены главы региона «Сумме» придется искать подходы к Андрею ТАРАСЕНКО, который для губернатора прекрасно разбирается в стивидорном бизнесе.

«Восточный порт»

Еще за четыре года до того как проблема угольного пыления в Находке прозвучала на всю страну, крупнейший угольный порт России «Восточный порт» начал реализацию проекта по строительству третьей очереди. Проект предполагает создание четырех складов общей вместимостью до 800 тыс. тонн груза, системы конвейерного оборудования со станцией разгрузки вагонов, а также комплекса оборудования для обработки угольной продукции в зимний период, не имеющего аналогов в России.

Досье «Золотого Рога»: В 2016 году грузооборот «Восточного Порта» составил 23,5 млн тонн угля – пятую часть всего угольного экспорта из морских портов России и почти треть от перевалки угля в портах Дальнего Востока. В декабре прошлого года АО «Восточный порт» стало резидентом Свободного порта Владивосток с инвестиционным проектом строительства третьей очереди углепогрузочного комплекса в Находкинском городском округе. Объем инвестиций - 17,2 млрд рублей. Единственным владельцем АО «Восточный порт» является кипрская StarlionLimited. По данным участников рынка, контроль над стивидором осуществляет «Кузбассразрезуголь».

Ключевой объект нового проекта - закрытая станция разгрузки вагонов. Это целый комплекс высокотехнологичного оборудования, масштабная техника с применением точной электроники, высокочувствительных датчиков, уровень автоматизации процесса выгрузки достигает 100%. Под зданием вагоноопрокидывателей скрывается подземный комплекс с многосоттонным бетонным каскадом приемных бункеров высотой с многоэтажный дом, сетью подземных конвейерных галерей.

Особого внимания заслуживает факт создания искусственного земельного участка, на котором ведется строительство, его размер – более 170 тыс. кв. м суши. АО «Восточный Порт» является единственным на Дальнем Востоке России морским терминалом, которому удалось претворить в жизнь задуманное в этом отношении.

В настоящее время «Восточный Порт» продолжает строительство двух железнодорожных парков на станции Находка-Восточная (инвестиции – 5 млрд рублей собственных средств), после чего парк отправки вагонов (Парк Б) будет передан на баланс ОАО «РЖД».

Уникальность парка «Новый» в том, что впервые стивидорная компания строит железнодорожный парк для своих целей, при этом его вместимость и оснащенность, а также возможности по приему инновационных вагонов повышенной грузоподъемности, позволят не только занять одну из лидирующих позиций в стране, но развивать его пропускную способность в дальнейшем.

Проект «Суходол»

Угольный терминал в северной части бухты Суходол в Шкотовском районе Приморского края планирует построить АО «Холдинговая компания «СДС-Уголь» (входит в холдинговую компанию «Сибирский деловой союз», Кемерово).

Проект реализуется с 2012 года. В ценах 2012 года инвестиции оценивались в 18 млрд рублей. Ввод первой очереди на 6 млн тонн намечался на июль 2017 года, второй и третьей - на 2019-2021 годы. В феврале 2014 года в проект вошла VolgaGroup Геннадия ТИМЧЕНКО, выкупив у СДС 50% в ООО «Морской порт «Суходол» (зарегистрировано в с.Романовка). Предполагалось, что она выступит как инвестор, а СДС - как инвестор и управляющая компания. В 2015 году VolgaGroup вышла из проекта.

В начале 2016 года президент СДС Михаил ФЕДЯЕВ заявил, что холдинг остановил строительство угольного терминала в бухте Суходол и планирует его возобновить при появлении возможности длинного кредитования по комфортным ставкам.

В сентябре 2017 года ФАС удовлетворила ходатайство СДС о приобретении 100%-й доли в ООО «Морской порт «Суходол», что позволит холдингу возобновить строительство угольного терминала.

В мае гендиректор ООО «Морской порт «Суходол» Павел КОЛБАСЮК заявлял, что инвестор планирует вложить в строительство порядка 30 млрд рублей.

Запуск первой очереди мощностью до 6 млн тонн запланирован в 2019 году. Именно на данный объем портом получены технические условия от ОАО «РЖД» на провоз груза.

В 2020 году с вводом второй очереди объем перевалки может быть увеличен до 12 млн тонн, после ввода третьей очереди (2021 год) - до 20 млн тонн.

В настоящее время в рамках проекта уже спроектированы два причала длиной более 640 метров и необходимые производственные мощности, в том числе железнодорожная ветка протяженностью почти 11 км от станции Смоляниново. Последняя предназначена для разгрузки поступающего в порт угля и будет построена с 20 путями. Непосредственно для приемки грузовых судов в порту запланировано построить два грузовых причала, способных принимать суда грузоподъемностью до 120 тыс. тонн. Погрузочные комплексы будут располагать производительностью 3,5 тыс. тонн угля в час.

Угольный склад с трех сторон закрыт естественными барьерами рельефа - сопками и возвышенностями с высотой до 100 метров.

Плюсы:

Положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» на строительство транспортно-перегрузочного комплекса и железнодорожных путей получено еще в 2015 году.

У инвестора есть подготовленные земельные участки, выполненная проектная документация и открытое финансирование.

По словам президента СДС, помимо предприятий собственно холдинга уже есть предварительные договоренности на отгрузку угля через новый порт с несколькими компаниями из Кузбасса.

Минусы:

Администрация городского округа Большой Камень не согласовала проект внесения изменений в генеральный план Романовского сельского поселения Шкотовского района, предусматривающих строительство угольного терминала. Против проекта последовательно выступала предыдущий губернатор Приморья.

«Проектом предусмотрено размещение производственной зоны в районе бухты Теляковского. Учитывая климатические условия, наличие на южном побережье бухты Суходол населенного пункта - села Суходол, строительство угольного терминала в бухте Теляковского, предусмотренного проектом генерального плана, может оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории городского округа Большой Камень», - говорится в сообщении администрации городского округа Большой Камень.

Против проекта последовательно выступал предыдущий губернатор Приморья. И это при том, что СДС вложил значительные средства в социальную сферу Шкотовского района.

«Тихоокеанский балкерный терминал»

ООО «Тихоокеанский балкерный терминал» (Владивосток) планирует инвестировать 10,4 млрд рублей в строительство угольного терминала в районе пос. Славянка Хасанского района в Приморье. Проект реализуется в рамках режима Свободного порта Владивосток, резидентом которого стало ООО. Первый этап инвестпроекта запланирован на 2017-2021 годы. В рамках проекта будут построены основные и вспомогательные объекты комплекса, транспортная и инженерная инфраструктура, приобретено и смонтировано необходимое технологическое оборудование. На полную мощность терминалы планируется вывести к 2028 году.

Инвестор – Руслан КОНДРАТОВ, гендиректор и основной владелец ОАО «Терминал Астафьева» (владеет угольным терминалом в г.Находке).

Плюсы:

Поддержка врио губернатора Андрея Тарасенко.

Подтвержденные контракты на перевалку угля через Находку.

«Восточно-Уральский терминал»

ООО «Восточно-Уральский терминал» эксплуатирует неспециализированный терминал в порту Находка.

Предприятие создано в 1998 году на базе реконструированного щепового комплекса в порту Восточном, входит в холдинг «Трансхимэкспорт». Терминал расположен на территории почти 11 гектаров, имеет причал длиной 218 метров, где принимает суда дедвейтом до 50 тыс. тонн, перегрузочный комплекс с выставочными, грузовыми и погрузочно-разгрузочными путями, общей протяженностью более четырех километров, который примыкает к железнодорожной станции Находка-Восточная. Большая часть угля (40%) отправляется в Южную Корею, около 30% - в Японию, до 20% - в Китай.

В 2016 году терминал перевалил 4,1 млн тонн угля, в 2017 году намерен обработать до 5,5 млн тонн.

Минусы:

В случае в ведения запрета открытой перевалки угля инфраструктуре потребуется серьезная модернизация.

Находкинский морской торговый порт

АО «Евраз Находкинский морской торговый порт» («Евраз НМТП», крупнейшая стивидорная компания в порту Находка) планирует увеличить объем перевалки к 2020 году на 17% по сравнению с показателем прошлого года - до 12 млн тонн в год. Основной груз – уголь.

Технологические возможности порта уже сегодня позволяют переваливать до 12 млн тонн грузов в год, но выход на такие объемы сдерживает недостаточная пропускная способность подъездных путей.

«Железная дорога пока не может подвозить такие объемы из-за недостатка пропускной способности. Мы находимся в постоянном контакте с железной дорогой, обсуждаем возможность расширения за счет строительства второй железнодорожной ветки в порт. Мы, в принципе, могли бы стать полностью угольным портом, если сохранится нынешняя конъюнктура. Пока же у нас примерно 70% общего объема перевалки приходится на уголь, остальные 30% - на металлы», - говорил ранее бывший управляющий директор ОАО «Евраз НМТП» Вячеслав САРАЕВ.

Строительство второй ветки стивидор может профинансировать и за счет собственных средств, но для этого нужны четкие гарантии, что объемы угля, переваливаемого на экспорт в Азиатско-Тихоокеанский регион, будут сохраняться, как минимум, на сегодняшнем уровне.

В 2018-2020 гг. стивидор планирует провести комплексную модернизацию производственных мощностей. В его рамках в порту будет установлен новый вагоноопрокидыватель и произведена замена кранового оборудования. Инвестиции оцениваются в сумму до 2,5 млрд рублей.

Вагоноопрокидыватель немецкого производства уже приобретен, его стоимость составила около 1,5 млрд рублей. «Идет проектирование запуска нового оборудования, рассчитываем начать монтаж в 2019 году. После запуска вагоноопрокидывателя рассчитываем выйти на 12 млн тонн перевалки в год», - говорит Сараев.

Досье «Золотого Рога»: Evraz в июне закрыл сделку по продаже 100% АО «Евраз Находкинский морской торговый порт» крупнейшая стивидорная компания в порту Находка) основному акционеру холдинга - LanebrookLimited, конечными бенефициарами которой являются Роман АБРАМОВИЧ с партнерами, за $354,4 млн. Генеральным директором АО «Евраз НМТП» вместо Вячеслава Сараева назначен Владимир ГРИГОРЬЕВ.

Основными клиентами «Евраз НМТП» являются Evraz и холдинг «Сибуглемет» (Кемеровская область).

Минусы:

Расположение в городской черте и нерешенность вопроса с дополнительными подъездными путями.

Проект «Сахатранс» в Ванино

ООО «Сахатранс» (100%-я «дочка» ООО «Волга Груп» Геннадия Тимченко) планирует построить в бухте Мучке угольный терминал мощностью перевалки до 24 млн тонн угля в год. Проект реализуется на условиях государственно-частного партнерства между ФГУП «Росморпорт» и ООО «Сахатранс».

В составе терминала планируется возведение двух причалов для отгрузки угля, участка с причалом портофлота, корневого участка с берегоукреплением, комплекса навалочных грузов, топливозаправочного комплекса, а также железнодорожное хозяйство и административно-бытовой комплекс.

Стоимость реализации проекта оценивается в 35 млрд рублей. Проект будет реализован в два этапа. До 2019 года будут построены объекты терминала по перевалке угля мощностью 12 млн тонн в год. На втором этапе мощности будут увеличены до 24 млн тонн к 2021 году.

«Сахатранс» испытывает трудности с финансированием, поэтому в проект привлечена группа «Колмар». Строительство ведет 100%-ная дочка «Колмара» АО «ВаниноТрансУголь» (ВТУ), получившее статус резидента Свободного порта в Ванино.

Плюсы:

Наличие собственной грузовой базы. «Колмар» объединяет угледобывающие предприятия, трейдинговые и логистические компании. Компании группы обладают лицензиями на разработку участков Чульмаканского и Денисовского каменноугольных месторождений. Балансовые запасы - более 1 млрд тонн коксующегося угля.

«Дальтрансуголь» СУЭК

В настоящее время угольным терминалом в бухте Мучке располагает АО «Дальтрансуголь» (входит в «СУЭК»). Это единственный специализированный порт по перевалке угля в Хабаровском крае. За счет мощностей терминала осуществляется экспорт угля с месторождений Кузбасса, Бурятии, Забайкальского края, Иркутской области, Хакасии, а также с Ургальского месторождения Хабаровского края.

В 2016 году терминал перевалил 19,535 млн тонн угля, в 2017 году намерен обработать 21 млн тонн.

Согласно презентации на Восточном экономическом форме в сентябре, в 2018 году «Дальтрансуголь» планирует обработать 22 млн тонн угля, в 2019 году - 23 млн тонн, в 2020-2021 годах - 24 млн тонн грузов. К 2025 году – выйти на уровень до 30 млн тонн.


Денис Илатовский

Заместитель гендиректора, директор по логистике АО «СУЭК» Денис ИЛАТОВСКИЙ на форуме заявил, что для обеспечения потребности существующих терминалов и реализации заявленных планов развития и строительства новых портов на Дальнем Востоке необходима провозная способность РЖД в 80 млн тонн, в то время как целевая провозная способность после первого проекта БАМ/Транссиб составляет 42 млн тонн.

«Надо помочь РЖД утвердить проект БАМ-2, в котором будет целый ряд мероприятий. Одним из самых важных должна быть электрификация участка Комсомольск-на-Амуре - Ванино, сплошные вторые пути. Потому что в противном случае мы не сможем существенно превысить те 42 млн тонн, которые планируются к 2020-2021 году», - сказал Илатовский.

«Дальтрансуголь» уже рассматривает варианты реконструкции комплекса по перевалке угля для увеличения мощности до 40 млн тонн в год.

Компания ищет подрядчика, который разработает технико-экономические решения реконструкции существующего терминала под увеличение объемов перевалки без выхода за его границы либо при расширении территории на суше и в акватории. Согласно техзаданию, необходимо просчитать варианты перевооружения комплекса, локальных изменений в технологии и организации перегрузочных работ.

В техзадании отмечается, что оба варианта реконструкции угольного комплекса - без выхода за его границы и с расширением территории - должны обеспечивать в итоге перевалку порядка 40 млн тонн угля на экспорт в год. Этот показатель приводится с учетом временного накопления угля на площадках терминала. На разработку предпроектных технико-экономических решений компания выделила 15 млн рублей, заявки на участие в тендере принимались до 16 ноября.

Плюсы:

Гарантированная грузовая база.

Минусы:

Недостаточная провозная мощность железной дороги.

Олег Клименко

В мировом экспорте угля на долю 5 стран приходится порядка 70-80% всех экспортных поставок - это Австралия, Индонезия, Россия, ЮАР и Колумбия. В предыдущих репортажах я рассказывал об , которое является одним из крупнейших угледобывающих предприятий России. Основные экспортные отгрузки угля производятся морским путем - он отправляется зарубежным потребителям через терминалы в двух разных частях страны: в Находке и вблизи Санкт-Петербурга.

Фотографии и текст Славы Степанова

Восточный - крупнейший порт на Дальнем Востоке России . Расположен в Приморском крае на побережье Японского моря в бухте Врангеля в 20 км от города Находка. Крупнейшая припортовая железнодорожная станция Дальневосточной железной дороги «Находка-Восточная» является конечной точкой Транссибирской железнодорожной магистрали.



В структуру ОАО «Восточный Порт» входят два производственно-перегрузочных комплекса. Первый - единственный в Приморском крае специализированный Угольный комплекс с системой конвейерного оборудования и станцией разгрузки вагонов. Второй - Универсальный производственно-перегрузочный комплекс - специализируется на грейферной перевалке угля. Грейфер - устройство представляет собой приспособление, представляющее большой железный черпак.

Основной груз - каменный уголь, добываемый в Кузбассе.

Угольный терминал ППК-3 - крупнейший в России специализированный терминал по перевалке каменного угля и кокса. Производственно-перегрузочный комплекс специализируется на перевалке угольной продукции с использованием конвейерного оборудования. Площадь комплекса составляет 44,5 га:

Пропускная способность ОАО «Восточный порт» превышает 17 млн.тонн в год.

Терминал оснащен специализированным перегрузочным оборудованием, включающим: станцию разгрузки вагонов, систему ленточных конвейеров, осуществляющих погрузку угля с вагонов как на судно, так и на склад; четыре судопогрузочные машины.

На терминале имеется станция по разгрузке вагонов с двумя вагоноопрокидывателями. В среднем обрабатывается около 700 вагонов в сутки. Уровень автоматизации достигает почти 99%.

Складские площади терминала позволяют хранить единовременно до 600 тысяч тонн угля.

На складе угольного терминала ППК-3 функционируют 4 реклаймера и 2 стакера (заборщики угля):

Стакеры и реклаймеры используются для распределения груза на площадках хранения и отгрузки на ленточные конвейеры при погрузке угля на суда:

Терминал включает два глубоководных причала № 49 и 50, расположенных по обеим сторонам угольного пирса. Длина каждого из них 381 метров, глубина - 16,5 м. (Восточный - самый глубоководный российский порт на Дальнем Востоке). Навигация в порту длится круглый год:

На причалах имеются 4 судопогрузочные машины с производительсностью до 3 500 тонн в час.

Южно-Корейское специализированное судно для перевозки грузов насыпью «C.YOUNG»:

К причалам могут швартоваться суда грузоподъемностью до 150 тысяч тонн с разрешенной осадкой до 16,0 м.

Универсальный производственно-перегрузочный комплекс ППК-1. Способен обрабатывать навалочные и генеральные грузы, в настоящее время специализируется на грейферной перевалке угля:

Площадь комплекса составляет свыше 18 га, с возможностью единовременного хранения 200 тыс.т. угольной продукции. Мощность перевалки - 3 млн. тонн угольной продукции в год:

Манипулятор Liebherr укомплектован ковшом, грейфером и подъемной кабиной оператора.

Терминал оснащен двенадцатью портальными кранами грузоподъемностью до 60 т, семью мобильными перегружателями, тремя мостовыми перегружателями г/п 16-20 т, колесными бульдозерами, автопогрузчиками различной грузоподъемности.

Четыре причала общей длинной 800 м. и глубиной до 13,0 м:

Портальные краны:

В 2017 году пропускная способность Порта возрастет на 10 млн. тонн угля.

Контейнерный терминал ЗАО «ВМКС» . Контейнерный терминал - один из крупнейших в России специализированных терминалов по перевалке контейнеров. Его пропускная способность - 300 тысяч контейнеров в год.

Вертолет, с которого я снимал порт, оказался 1969 года!!! Это французский вертолет Alouette II. Как сказал КВС, раньше он состоял на вооружении в Венгрии. Машина юркая, но шумная.

Угольный терминал в порту Усть-Луга - самый большой угольный терминал России на Балтике:

Порт Усть-Луга расположен на северо-западе России, в Ленинградской области, в 130 км от границы Санкт-Петербурга.

Порт начал работу с открытия угольного терминала в декабре 2001 года. На угольном терминале можно обрабатывать до 700 вагонов в сутки. Полная мощность терминала составляет 12 млн тонн угля в год.

Можно сказать, что сегодня - это самый современный специализированный портовый автоматизированный комплекс для перегрузки угля в России.

Площадь перегрузочного комплекса: 53,2 га.

Производительность каждой единицы складского оборудования составляет до 3 500 тонн в час:

Угольный терминал имеет два глубоководных причала общей длиной 540 метров и глубиной у причалов 14 метров.

Стакер-реклаймер (заборщик угля роторного типа):