Команы абхазские. Каманы (абхазия) Паломники и их отзывы

Село Команы в Абхазии расположено в 15-ти километрах от Сухума на западном течении реки Гумисты. Дорога в Команы лежит через села Яштуха и Шрома, сильно пострадавшие во время тяжелейших боев Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. Отсюда открывается замечательный вид на ущелья Восточной и Западной Гумисты. Между ними поднимается гора Гумбиху с небольшим средневековым храмом на вершине. Каманы — одно из самых почитаемых христианами мест Абхазии, очень намоленное и благодатное место.

Храм святителя Иоанна Златоуста

История Каман тесно связана с именем святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Констатинопольского и одного из трех Вселенских святителей. Святитель Иоанн Златоуст, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 г. Златоустом святого Иоанна прозвали за небывалое красноречие, привлекавшее к нему не только христиан, но даже еретиков и язычников. В марте 404 г. в Константинополе состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. Зимой 406 г. святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Каманах силы оставили его. У склепа святого Василиска (память 22 мая), утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за всё!» отошел к Господу 14 сентября 407 г. в Каманах. После смерти в 407 г. его тело находилось в Каманах, а в 483 г. его мощи с большими почестями были перенесены в Константинополь по указу нового императора Феодосия II. Позднее мощи святителя были вывезены в Рим. 26 ноября 2004 г. мощи Иоанна Златоуста, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова. В настоящее время мощи Иоанна Златоуста хранятся в соборе Святого Георгия в Стамбуле. Иоанн Златоуст — христианский святой, почитаемый в лике святителей (святой из епископского чина).

Саркофаг, где эти годы покоился Иоанн Златоуст, находятся в Каманском храме. Рядом с храмом бьет ключом из карстового источника целебная вода, называемая богомольцами святой, исцеляющей от всех недугов. В течение последних двух веков Каманский храм является одним из крупнейших действующих центров паломничества православных христиан.

Храм Иоанна Златоуста, возвышающийся над Западным течением реки Гумисты, относится к XI в. Изначально храм представлял собой однозальное каменное сооружение без выступающей наружу апсиды, с внутренним алтарным полукружием. Помещение освещалось с помощью двух узких окон, расположенных в алтаре и в западной стене.В конце XIX в. он был восстановлен и получил дополнительные пристройки, с севера и с юга были возведены два придела, а с запада — трехэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром. Поляна вокруг храма была окружена каменной стеной, как и в настоящее время.

При возведении колокольни храма в земле был найден саркофаг, высеченный из известняка и весивший около тонны. Считается, что в нем было погребено тело святителя до его переноса в Константинополь. Посетивший в 1884 г. Каманы известный греческий археолог Г.Вризис, подтвердил церковную версию о погребении здесь, в каменном саркофаге в церкви у села Каманы, мощей христианского праведника Иоанна Златоуста. По его утверждению, в одной из европейских библиотек им был найден древнейший пергамент, в котором указаны Каманы, где на пути в Питиус (Пицунду) скончался Иоанн Златоуст. В настоящее время гробница находится в церкви, а место погребения Иоанна Златоуста стало центром паломничества.

Часовня и источник Святого Мученика Василиска

Еще одна остановка в Каманах — у источника Святого Василиска, расположенного справа от проселочной дороги. За исповедание христианской веры Святого Василиска сначала держали в темнице, несколько раз били и жестоко пытали, но он не отрекался. Многие же язычники уверовали во Христа. Василиска за приверженность христианской вере отправили в Каманы, где содержали в темнице. Правитель Агриппа начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Каманах. На святого Василиска надели тяжелые оковы, а ноги обули в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями и отправили в Каманы. Когда наконец мученик предстал перед Агриппой тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: «Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения». Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 г.

Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. Гробница Василиска — объект паломничства и место исцеления. Ныне имеющийся небольшой деревянный храм (часовня) христианского мученика Святого Василиска возведен на средства от частных пожертвованийна месте более древнего храма, построенного на месте захоронения святого мученика. Близ места, где по преданию был убит Василиск, по сей день бьет источник, который считается святым.

Каманы — место Третьего Обретения Главы Иоанна Крестителя

Из Каман можно совершить небольшую конную прогулку в горы или подняться на внедорожнике к еще одному почитаемому христианами месту в Абхазии. В нескольких километрах от храма Иоанна Златоуста находится место третьего обретения главы Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) — предскал пришествие Мессии, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, а затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна вместе с его телом и спрятала её в своём дворце, откуда она была выкрадена благочестивой служанкой и в глиняном кувшине захоронена на Елеонской горе.

После второго обретения в середине V в., глава Иоанна была найдена и перенесена в Константинополь, откуда христиане тайно вывезли ее в начале IX века в Каманы в период иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания на Константинопольском соборе в 842 г., по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении реликвии. По приказанию императора Михаила III в Каманы было направлено посольство, которое около 850 г. обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте. После этого глава была перенесена в Константинополь и была положена в придворной церкви. Так, в третий и последний раз она была обретена в абхазских горах. Каманский грот почитается как священное место для христианского мира.

Монастырь Святого Иоанна Златоуста

Ниже храма, по правой стороне проселочной дороги, видны руины основанного в 1898 г. женского Василиско-Златоустовского монастыря. Число насельниц в нем достигало 300 человек, что позволяло обители вести крупную хозяйственную и просветительскую деятельность. В советское время в разрушенных монастырских постройках разместился дом престарелых. С 2002 г. в Каманах действует мужской монастырь.

Абхазия привлекает гостей не только великолепными вершинами Большого Кавказа и галечными пляжами Черного моря, но и памятками старины.

Особый след оставило христианство, пришедшее в Абхазию в первом веке. Новую религию принесли в тогда еще римскую провинцию Андрей Первозванный и Симон Кананит. Апостолы проповедовали в Себастополисе, нынешнем Сухуме; после Андрей двинулся дальше, а Симон остался нести веру абхазам, за что был убит римлянами на месте современного города Новый Афон.

Симон - первый, но не последний мученик, погибший от римских мечей. Абхазия до V века была одной из дальних римских провинций, куда ссылались неугодные Риму христиане. Многие из них нашли на землях Абхазии последнее земное прибежище…

Особое место для Абхазского христианства сыграло село в полутора десятках километров от Сухума, Команы. Здесь мученически погиб святой Василиск, отошел к Господу святитель Иоанн Златоуст, также в Команах прятали во время гонений на христиан главу Иоанна Крестителя.

Храм Иоанна Златоуста

Возле поселка Команы (другие названия: Команы Абхазские, Каманы, Каман ), в предгорье, расположен храм Иоанна Златоуста . Самая древняя часть храма - здание из простого камня с одним залом и алтарным полукружием. Эта часть была возведена в XI веке. Свод храма в то время лежал на двух арках, поддерживали свод каменные пилястры. Свет проникал в старый храм только через два окна, а каменная стена вокруг здания оберегала от хищников. В конце XIX века храм реставрировали и достроили два придела и трехэтажную колокольню.

Имя храму дал величайший теолог и философ раннего христианства Иоанн Златоуст. В преклонные годы Иоанн активно противостоял мирской власти и высшим церковникам Константинополя, за что попал в немилость у императрицы и епископов. Противостояние привело к изгнанию 59-летнего ослабленного болезнями Иоанна в абхазский город Питиус. Три месяца длился невероятно тяжелый путь, но, не доехав немного до цели, святитель и архиепископ Иоанн Златоуст обрел покой возле поселка Команы в 407 г. от Рождества Христова.

Более тридцати лет прах Иоанна покоился в саркофаге. Саркофаг, а также часть мощей святого сейчас находятся в храме Иоанна Златоуста. Несколько последних веков Команский храм - один из главных центров паломничества всего региона.

Монастырь Святого Иоанна Златоуста

Монастырь объединяет два храма: Иоанна Златоуста и мученика Василиска. Нельзя сказать, что какой-либо из храмов более важен или чаще посещаем, нет. Оба храма, как и двое святых, одинаково почитаемы: паломники и туристы обязательно их посещают, тем более находятся они недалеко друг от друга - всего в километре, если по прямой.

Стоит сказать и о красотах местности: деревня Команы и монастырь Св. Иоанна лежат между горными склонами в прекрасной долине, сплошь укрытой зеленью. Команы буквально сияют святостью и благостью.

Часовня и источник святого Василиска

Часовня святого Василиска находится перед входом в деревню Команы. Дорога в село уходит чуть правее, а левей - тропка к часовне. Часовня срублена из дерева, слева от нее каменные развалины древнего храма, ориентировочно IV века.

Источник святого Василиска , как и часовня, известен благодаря мученику Василиску, отказавшемуся приносить жертвы языческим идолам по приказу римского правителя Агриппы. Когда святого вели на расправу к Агриппе, солдаты зашли в дом отдохнуть и подкрепиться. Василиска же привязали на улице к дереву под палящими солнечными лучами. Но после молитвы Василиска заколебалась земля, и рядом забил ручей! Именно к этому источнику и приходят сейчас паломники и обычные туристы.


Место обретения главы Иоанна Крестителя

И еще одно святое место есть в небольшой деревни Команы. Именно здесь христиане прятали главу Иоанна Крестителя.

Один из самых известных христиан, погибших за веру, Иоанн Креститель, стал жертвой блудницы Саломеи и царя Ирода. Глава Иоанна - величайшая святыня, которую тысячи лет хранили и оберегали преданные христиане.

Главу унесли из Константинополя после ссылки Иоанна Златоуста в начале V века. Более четырех веков глава Иоанна Крестителя находилась в деревне Команы, а в середине IX века случилось обретение главы Иоанна Крестителя. Это было третье обретение честной главы Крестителя Господня.

В пещере, где находилась святыня, осталось нерукотворное ее изображение.


На левом берегу Западной Гумисты. Село полностью сгорело в 1990-е, во время грузино-абхазской войны.

Местные легенды называют это абхазское поселение местом третьего обретения главы Иоанна Крестителя , местом гибели и погребения мч. Василиска Команского и местом первоначального погребения свт. Иоанна Златоуста . По-видимому, легенда о кончине свт. Иоанна в Абхазии и дала название развалинам древнего поселения (см. ниже), а затем, уже исходя из названия, появилась легенда о местном обретении главы пророка (о котором известно, что оно произошло в Команах). В абхазских Каманах действует монастырь свт. Иоанна Златоуста

Т.н. абхазская теория, согласно которой свт. Иоанн Златоуст умер в абхазском селении Гума (в XIX в.- село Михайловка, ныне - с. Шрома), в 15 км на север от совр. г. Сухума , появилась в конце XIX века. Авторство этой теории приписывается «греческому археологу из Константинополя» К. Вриссису, о личности и деятельности которого ничего не известно, кроме небольшой заметки архим. Леонида (Кавелина) :

«В то время, когда составлялось это описание, мы получили из Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря известие, что в ноябре месяце 1884 г. прибыл к ним из Константинополя один ученый грек-археолог, Константин Вриссис, и поведал им, что он, занимаясь церковной археологией, при помощи недавно обнаруженной в одной из европейских библиотек пергаментной рукописи 6403 (895 г.), нашел точное указание места города Команы, где скончался на пути в Питиус и был погребен св. Иоанн Златоуст в 407 г. Рукопись эта, по его словам, заключает в себе «археологические добавления» к известному ученому труду патриарха Фотия «Библиотека, или Описание 1000 книг». Господин Вриссис привез с собою и карту Восточного берега Черного моря, составленную им на основании упомянутых «археологических добавлений». Из Сухума он взял проводника и отправился прямо на речку Гумисту, где в 12 верстах выше Сухума (древнего Севастополиса) на одном из притоков реки Гумисты, речке Гума (Кума) близ селения Гуми (ныне Михайловка); и действительно указал, руководясь своею картою, развалины древнего поселка и развалины большого храма, доселе малоизвестные и малоисследованные. Эти развалины, по его изысканиям, суть развалины города Коман или, точнее, Коуман и его храм во имя священномученика Василиска, епископа Команского (IV в.), где, как известно, были погребены в 407 г. и мощи св. Иоанна Златоуста до их перенесения в Константинополь в 437 г.» .

Ни о каких печатных трудах Вриссиса не известно; записка, оставленная Вриссисом в Новоафонском монастыре, также утеряна. Т. о., сведения, изложенные архим. Леонидом, являются единственным источником о Вриссисе и его до сих пор не найденном «археологическом дополнении». Вероятность обнаружить это дополнение (не известное никакому визант. автору) невелика, особенно после капитальной работы, проделанной франц. исследователем Рене Анри с рукописями «Библиотеки» Фотия в процессе издания этого сочинения , а также учитывая, что предполагаемая рукопись хранилась в одной из европейских библиотек, фонды которых хорошо описаны и каталогизированы к наст. времени.

«Абхазская теория» вызвала скептическое отношение в научной среде; в зарубежной литературе она не принимается во внимание. Из дореволюционных российских исследователей на нее обратили внимание помимо архим. Леонида Г. Ласкин и А. В. Карташёв , которые с осторожностью высказались по этому вопросу, - хотя еще в 1904 г. российское правительство поручило профессорам истории Церкви А.И. Бриллиантову и византинисту В.Н. Бенешевич у исследовать этот вопрос . Однако эта инициатива была проигнорирована, и, вопреки мнению Карташёва, отнюдь не по причине случившейся войны и революции: рус. ученые-византинисты сочли «абхазскую теорию» совершенно безосновательной. В работах исследователей советского и постсоветского периодов не появилось ничего нового на данную тему, кроме пересказа вышеприведенного текста архим. Леонида. В новейшее время одним из главных приверженцев «абхазской теории» является иером. Дорофей (Дбар) , подведший в одной главе своей монографии итог всех исследований по настоящему вопросу.

Самое слабое звено «абхазской теории» заключается в отсутствии «археологического дополнения», которое никому, кроме не менее загадочного Вриссиса, не было известно. Кроме того, ни в одном позднерим. или визант. источнике не упоминается г. Команы на территории совр. Абхазии. Этот топоним появляется только в кон. XIX в. (не без влияния теории Вриссиса) как попытка интерпретации тогдашнего абх. названия этой местности (Гума) . Несмотря на большое количество древностей, в т. ч. рим. и ранневизант. периодов, найденных в Гуме, создание т. н. Команского храма может быть датировано не ранее, чем в. .

«Абхазская теория» зиждется, с одной стороны, на указании позднего визант. хронографа Иоанна Зонары (XII в.), что патриарх Прокл убеждал императора Феодосия II перевезти мощи Иоанна Златоуста из Питиунта в Константинополь , с другой - на букв. интерпретации слов Палладия «проходя по этому тяжелейшему трехмесячному пути» - т. е. что святитель провел в пути от Кукуса до Коман 3 месяца. Фраза Палладия допускает и др. интерпретацию: Иоанну Златоусту предстояло провести в пути до Питиунта 3 месяца - употребление причастий наст. времени может указывать на незавершенность действия - т. е. лишь намеченный трехмесячный путь. Указание же Иоанна Зонары вполне может быть неточным, что вообще характерно для его хроники; в любом случае оно противоречит др. источникам, которые не упоминают о пребывании останков святителя в Питиунте. Кроме того, «абхазская теория» противоречит прямому указанию Феодорита Кирского , писавшего всего через три десятилетия после смерти святителя Иоанна, что «Господь не попустил ему вселиться в это скопище варваров» : данное замечание было бы лишено смысла, если бы святитель умер всего в 20 километрах от Питиунта, на землях (на территории совр. Абхазии), также населенных варварским народом. Созомен свидетельствует, что Иоанн Златоуст умер в Команах «в Армении» : он мог подразумевать Малую Армению как историческую область, включавшую также внутренние районы провинции Понт Полемониакский. В то же время эта провинция сама в поздней рим. номенклатуре имеет параллельное название - Армения Третья (Кукус находился в Армении Второй с центром в Мелитине).

Несмотря на безосновательность гипотезы о кончине свт Иоанна Златоуста на территории совр. Абхазии, не исключено, что святитель имел там особое почитание, в первую очередь - в

Село Каманы (Абхазия) переводится как «святое место». И название полностью соответствует действительности. Это место трижды святое. Почему уединенное небольшое село, находящееся в 15 километрах от столицы Абхазии города Сухуми, притягивает к себе сотни паломников со всего света?

Трижды святое место

Село Каманы (Абхазия) потому является крупным центром паломничества, что связано оно с именами трех святых. Здесь покоятся мощи Святого мученика Василиска. В этом же селе умер, не добравшись до места ссылки, один из трех Вселенских Святителей Иоанн Златоуст. Тесно связаны Каманы (Абхазия) и с Иоанном Предтечей.

Надо сразу оговорить тот момент, почему в скобках уточняется принадлежность села именно к Абхазии. В Малой Азии тоже есть одноименный населенный пункт, и очень долго факт смерти и захоронения Иоанна Златоуста именно в абхазском селе оспаривался. И почему-то особенно яро в советское время. Но проведенные исследования подтвердили, что в Константинополь мощи святителя были перевезены именно из абхазских Каман.

Тяжелые моменты истории

Эти три имени значат для Православия очень много. Здесь до наших дней сохранились свидетельства их действительного пребывания в упомянутом месте - Часовня с мощами Мученика Василиска и святой источник, забивший в ответ на его мольбы; грот с нерукотворным следом головы Иоанна Крестителя; каменный саркофаг весом в 1 тонну, в котором покоились останки Иоанна Златоуста.

Воистину святые места, намоленные, благостные, способные исцелять недуги и укреплять веру... Вот и едут сюда православные паломники со всего мира. И не только верующие - едут и атеисты. Надо заметить, что эти святые места, а именно село Каманы (Абхазия), страдали при атеистической власти - например, Василиско-Златоустовский монастырь был превращен в дом престарелых. Сильным разрушениям подверглось село и в годы военного конфликта 1992-1993 годов.

Святой мученик Василиск

Кто же они, эти святые? Известным христианским мучеником был Феодор Тирон. Его родные племянники - Василиск, Клеоник и Евтропий, молодые римские воины - были брошены в темницу за христианские проповеди среди язычников. Правящий в то время император Максимиан Галерий (305-311 гг. н. э.) отличался особой жестокостью по отношению к христианам. Именно его считают инициатором антихристианских гонений. Праведники в тюрьме не раскаялись, и два брата Василиска были распяты на крестах. Его самого отправил в ссылку прибывший в Амасию - город, где происходили описываемые события, - жестокий правитель-язычник Агриппа. Дабы показать, что Василиск публично откажется от веры, он привел его на языческое капище. Но в ответ на требование принести жертвы языческим идолам Василиск сказал, что своему Богу он приносит жертвы постоянно. И тут же с небес снизошел огонь и испепелил и капище, и идолов... Разъяренный Агриппа приказал отправить Василиска в Каманы, которые считались тогда далеким местом ссылки, и вести его было приказано в медных сапогах с гвоздями, торчащими из подошв вовнутрь. Добравшись до места назначения, мученика приковали к старому высохшему дубу и в ответ на просьбы о глотке воды велели попросить ее у своего бога. Василиск и попросил. В тот же момент из камня ударил источник, который существует и поныне. Святая вода напоила и омыла мученика, но конвоиры, взбесясь от увиденного, отрубили ему голову. Тело святого выкупили жители села Каманы (Абхазия). Монастырь на месте казни был воздвигнут спустя несколько лет - в 308 году.

Он не сохранился, а мощи и сейчас покоятся под каменным надгробием. И сколько ни пытались позднее перевезти останки святого в другое место, каждый раз что-то мешало этому. Сейчас там воздвигнута часовня, а рядом с ней бьет древний святой источник, обладающий удивительной силой. На дне его, на камнях, четко видны красные пятна, и тысячи верующих считают их следами крови святого.

Вселенский святитель Иоанн Златоуст

Три Вселенских святителя - Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов - жили в IV-V веках. Иоанн Златоуст, как можно догадаться, прозван так был из-за своего удивительного красноречия, которое он использовал во благо христианской веры. Будучи Архиепископом Константинопольским, он неустанно утешал страждущих и обращал в веру язычников. Константинополь в то время погряз в бесстыдстве, особенно императорский двор. Усердствовала в грехах беспутная императрица Евдоксия. В непримиримую борьбу с ней вступил Иоанн Златоуст. Несколько раз по просьбе святого Господь являл свою силу (землетрясение и сильный пожар) и пугал на некоторое время шальную бабу, но она приходила в себя и опять сражалась с праведником. В последнем приступе гнева она велела его казнить, но более благоразумный супруг, император Аркадий, заменил жестокий приговор ссылкой на край империи, в далекую Армению. В изгнании Златоуст, известный своей фразой «Спасибо Богу за все», учил прихожан и последователей благодарить Господа за каждый прожитый день, даже за посланные страдания. И в далекой ссылке он не прекращал просветительской деятельности и переписывался с единомышленниками - до наших дней дошло 245 его писем.

Эта активная деятельность не осталась незамеченной, и было принято решение отправить его еще дальше. Наверное, село Каманы (Абхазия) представлялось правителям тех времен чем-то похожим на ад, если они самых злейших своих врагов отсылали именно туда. И вот, спустя сто лет история Мученика Василиска повторилась. Три месяца жестокие стражники, всячески издеваясь над больным и изможденным конвоируемым, доставили его в село Каманы, где он спустя два дня умер, произнеся перед кончиной свою знаменитую фразу. А в Константинополе все помнили и помнили о любимом наставнике. И вот по просьбе жителей города в 438 году Феодосий II вернул мощи святого в столицу Византии. Но саркофаг, высеченный из цельной известняковой глыбы, в котором покоился Вселенский Святитель, остался в Каманах, и во славу святого местные жители соорудили над ним храм, обновление которого началось в 1989 году. Тогда же при возведении трехъярусной колокольни и был найден знаменитый саркофаг, память о котором советская власть старалась всячески истребить. До войны 1992-1993 года в храме хранилась плащаница Иоанна Златоуста. Она была утеряна (предположительно выкрадена) в тяжелое и смутное военное время.

Иоанн Креститель

Третий покровитель каманских святых мест крестил в водах Иордана самого Иисуса Христа. Родившийся чуть раньше, он своим появлением на свет предвосхитил скорый приход Спасителя, почему и называется Предтечей.

Легендарная личность, значение которой для всего христианского мира переоценить невозможно, он был убит путем отсечения головы Иродиадой, иудейской царевной. Дочь ее Соломея забрала голову Иоанна (этот сюжет запечатлен на многих полотнах мировой живописи) и спрятала ее. Потом начались злоключения. Всего было три обретения головы Иоанна Крестителя. В Каманах произошло третье, последнее. Сюда голова была тайно вывезена в IX веке во времена гонения на христиан. Ценную реликвию нашли благодаря вещему сну священнослужителя Иннокентия.

Михаил III, император Византии, в 850 году направил посольство в Каманы, и с великими почестями голова была возвращена в Константинополь. До этого она хранилась монахами у подножья живописной горы в селе Каманы (Абхазия). Фото грота с нерукотворным следом от головы прилагается ниже.

Возрождение монастыря

Село Каманы расположено на западном течении местной речки Гумисты. А есть еще и Восточный рукав. Между ними возвышается гора Гумбиха, на ней-то и находится Храм Иоанна Златоуста, в котором с 2001 года возобновилась монашеская жизнь.

Древняя церковь, возведенная не позднее XI века, с давних времен была обнесена каменным забором. На основе фундамента старинной церкви выросли стены нового храма, с двумя вновь созданными приделами.

Паломники и их отзывы

Ниже его, с правой стороны, находятся руины основанного в 1898 году Василиско-Златоустовского женского монастыря. Село Каманы (Абзазия), монастырь которого объединил на своей территории объекты поклонения всего православного мира, в наше время стало еще более популярным - до 50 000 паломников в год приходят в стены обители. Надо отметить, что власти непризнанной Абхазской республики в феврале 2011 года безвозмездно передали объект православной церкви. Недалеко от обители, на холме находится могила и источник Святого Василиска. Центр паломничества православных - село Каманы (Абхазия) - отзывы может иметь только восторженные. Это божье место, наполненное благостью.

Люди едут сюда поклониться святым местам, едут зимой и летом не за комфортом, а за помощью. Слава о целебной силе этого места и святого источника распространилась очень далеко. Приехавшие останавливаются возле монастыря в палатках. Возле всех святых мест в пик паломничества землю просто покрывают соломой, на которой спят люди, прибывшие в село Каманы (Абзазия). Монастырь стараниями игумена Игнатия все время отстраивается. Так, был восстановлен мост, разрушенный войной, в результате чего добираться к обители нужно было по небезопасной дороге через село Верхняя Эшера. Теперь все иначе...

Добраться легко

Выше уже отмечалось, что всего в 15 км от Сухуми находится этот всемирно известный центр паломничества - село Каманы (Абхазия). Как добраться до этих святых мест? Село лежит выше в горах (по отношению к Сухуми). Если двигаться на север, то через 12 км можно попасть в село Шрома (Гума), за которым у слияния Западной и Восточной Гумист и расположен искомый объект.

Дорога пролегает мимо знаменитого обезьяньего питомника, через ущелье Гумисты, затем через село Михайловку со Спасо-Преображенской церковью. Посетить эти святые места, находящиеся в получасовой езде (если передвигаться на авто) от Сухуми, можно по программе «По святым местам Абхазии». С каждым годом все более популярным становится направление «Каманы, Абхазия. Монастырь». Как доехать туда - знает абсолютно каждый житель этой страны, кроме того, существует множество указателей, продаются путеводители, так что не заблудитесь.