Дуомо-Санта Мария дель Фьоре: роскошный собор Флоренции. Кафедральный собор во флоренции санта-мария-дель-фьоре Собор святой девы марии во флоренции

«Я и Мир» приветствует читателей на своих страницах и сегодня речь пойдёт об одном из прекраснейших соборов Флоренции Санта-Мария-дель-Фьоре.

Отправляемся в прошлое

История создания дуомо (собора) начинается ещё в Древнем Риме. Это готическое здание – истинное украшение города вот уже на протяжении семи веков. Ранее на этом месте стояла церковь, которая в свою очередь была построена на руинах древнего храма. Строительство началось в конце 13 века, когда церковь ещё действовала. Автором флорентийского собора был избран Арнольфо ди Камбио. Почти столетие спустя старое здание было полностью разобрано, и основные работы по строительству собора были закончены. Фасад был доделан только в 19 веке – можно сказать, что здание делали понемногу на протяжении нескольких столетий.


Купол разрабатывал архитектор Филиппо Брунеллески, который строили по новой технологии без лесов около 15 лет. Верхушка предстала перед жителями Флоренции восьмигранником, увенчанным оригинальной фонарной башенкой. Сам по себе купол был украшением храма и не нуждался в дополнительной росписи, но в следующем столетии его всё-таки украсили фресками. В последнее время у архитекторов города появилась задумка вернуть куполу прежний вид, без фресок и покрашенный белоснежной краской.


В итоге получился огромный кафедральный собор, вмещающий до 30 000 прихожан. Можно сказать, что это целая площадь под единым куполом, вес которого около 37 000 тонн. Построенный храм освятил сам Папа Римский.


Внешний вид

Помимо прекрасного купола внешний фасад отличается необычной отделкой – полихромным мрамором. Такая облицовка «играет» на солнце разными цветами: белый перетекает в серый, зелёный и розовый. Эти оттенки имитируют флаг Италии. Посмотрите на фото собора при свете дня.



Треугольные арки украшены росписями из жизни Богоматери, а центральный вход украшен барельефом, где младенец Христос восседает с матерью на троне, а вокруг стоят 12 проповедников. Чуть выше на фасаде сделано огромное круглое окно, а вокруг – медальоны с изображениями известных жителей города. Находящаяся рядом прямоугольная колокольня украшена статуями и изображениями из библейских сюжетов.



Неподалёку стоит баптистерий – место для крещения. Здание входит в комплекс храма и носит имя Иоанна Крестителя, хотя построено ещё в 5 веке. Невысокое, шестигранное, выполненное в романском стиле, но переделанное ещё в 12 столетии. Ворота баптистерия украшают изображения самого Иоанна Крестителя и Основных добродетелей. Второе название – Врата рая.



Внутреннее убранство

Огромное впечатление на туристов оказывает не только внешняя отделка собора, но и архитектура внутри. Попав внутрь поражаешься той строгости в отделке, которая присутствует во внутреннем интерьере. С улицы храм украшен каменными кружевами и узорами, а отделка в здании – это образец морали и сдержанности. Высота огромная, если смотреть сверху, то люди кажутся маленькими точками.


Главная достопримечательность собора – мощи святого Зиновия Флорентийского, найденные ещё в руинах старой церкви.


А часы, созданные в 15 веке, отличаются тем, что стрелки вращаются в обратном направлении, отсчитывая время назад.



44 витража из стекла, посвящены делам святых и мучеников из Старого и Нового завета. Купол внутри расписан изображениями Страшного суда.


Часть предметов собора, ранее украшавшие внутреннюю или внешнюю отделку, или просто не уместившиеся в интерьере, перемещена в музей Дуомо, расположенный на Соборной площади. Это помещение когда-то было мастерской архитектора Бруннелески, и посетители смогут увидеть различные проекты, чертежи и планы, в том числе и купола собора.


Информация для посетителей

Самый знаменитый собор Санта-Мария-дель-Фьоре на карте Флоренции находится по адресу: площадь Piazza del Duomo, здание № 17.


Как попасть к храму в городе? Очень просто, т. к. он является самой знаменитой достопримечательностью в центре Флоренции. До него можно доехать на любом автобусе, который едет к Соборной площади. Часы работы: с понедельника по пятницу с 10 до 17 часов. В выходные: до 16:45. Музей открыт все дни с 9 до 19:30. Полюбоваться красотой собора можно совершенно бесплатно, а вот подъём к куполу стоит 6 евро.


Вот такое краткое описание и интересные факты знаменитого Флорентийского собора у нас получилось уместить в одном тексте. Если понравилась информация, поделитесь ею с друзьями. До новых встреч, друзья!

Общие сведения о соборе

Одной из самых красивых и величественных достопримечательностей Флоренции и Италии в целом является собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore). Это роскошный комплекс, возведенный в готическом стиле, который помимо самого собора, включает в себя баптистерий и колокольню.

Великолепная достопримечательность, название которой дословно переводится на русский язык как «цветок святой Марии» , в настоящее время принадлежит к Всемирному наследию ЮНЕСКО и находится под охраной государства.

Местонахождение собора Санта-Мария-дель-Фьоре и фотографии

Расположился величественный собор Санта-Мария-дель-Фьоре на просторной главной площади , которая носит название Дуомо.

Это местечко по праву считается самым сердцем этого итальянского города.

Удобнее и быстрее всего добираться сюда, воспользовавшись автобусными маршрутами №6, 14, 17, 22, 23, 36, 37, а также 71. Если же вы прибыли во Флоренцию на поезде, прогулка от железнодорожного вокзала до собора займет у вас не более пятнадцати минут.

Время работы и режим экскурсий

Соборный комплекс Санта-Мария-дель-Фьоре открыт для посещений ежедневно, кроме Новогодних праздников, Рождества, Крещения и Пасхи.

График работы собора:

  • С понедельника по четверг: 10:00-17:00
  • В пятницу: 10:00-16:00 или 10:00-17:00 (в зависимости от времени года)
  • В субботу: 10:00-16:45
  • В воскресенье и по всем религиозным праздникам: 13:30-16:45.

Вход в собор Санта-Мария-дель-Фьоре является свободным . Каждый день с 10:30 по 12:00, а также с 15:00 для посетителей этой достопримечательности проводятся бесплатные экскурсии.

Баптистерий Сан-Джованни, входящий в состав этого готического комплекса также открыт для ежедневных посещений. За вход сюда необходимо заплатить три евро.

Несколько дороже обходится туристам экскурсия в башню собора. Стоимость билета в эту достопримечательность составляет шесть евро. Башня открыта для посетителей каждый день с 08:30 до 19:00.

Знаете ли вы о существовании такой достопримечательности Италии, как ? Историю создания и фото этого архитектурного творения найдете на нашем сайте!

История, архитектура и описание собора Санта-Мария-дель-Фьоре


Величественный и грандиозный комплекс Санта-Мария-дель-Фьоре по праву завоевал звание символа Флоренции. В конце XIII столетия началось строительство кафедрального собора, автором которого являлся знаменитый архитектор Арнольфо ди Камбио.

Собор был возведен в том самом месте, где в былые времена располагалась древняя базилика Санта Реперата. Спустя почти двести лет у собора Санта-Мария-дель-Фьоре появился красивейший купол, изготовленный из красного кирпича - этот элемент признан самым крупным куполом в мире .

Что касается строительства фасада собора, оно было завершено только лишь в девятнадцатом столетии. Освятил собор Папа Римский Евгений IV, а произошло это знаменательное событие 25 марта 1436 года.

Благодаря неповторимому и гармоничному сочетанию натурального мрамора трех различных оттенков - белого, розового и зеленого - фасад этой величественного здания постоянно притягивает к себе восторженные взоры туристов, прибывших во Флоренцию со всего мира.

Выдающийся комплекс сооружений Санта-Мария-дель-Фьоре включает в себя целых пять самостоятельных памятников архитектуры, каждый из которых заслуживает особого внимания туристов.

К ним относятся:

  • огромный кирпичный купол;
  • баптистерий Сан-Джованни;
  • склеп Святого Репарата;
  • колокольня Кампанила Джотто;
  • галерея-музей Опера-дель-Дуомо.

Для соборного комплекса Санта-Мария-дель-Фьоре характерен весьма строгий дизайн интерьера. Фасад собора украшает статуя Божьей Матери, которая держит на своих руках святого младенца и цветок лилии.

По обе стороны от статуи Девы Марии выстроились скульптуры всех двенадцати апостолов . В самой верхней части фасада - в круглом окошке, носящем название «тимпан» — находится изображение Небесного Отца, который будто бы наблюдает за грешным миром со своей высоты…

Купол для собора спроектировал известный итальянский архитектор по имени Филиппо Брунеллески. Это сооружение по праву является единственным и уникальным в своем роде. Во время его возведения, которое продолжалось с 1418 по 1434 год, совершенно не прибегали к использованию лесов.

Вес этой грандиозной конструкции, на строительство которой было потрачено приблизительно четыре миллиона кирпичей, составляет около сорока тонн. При этом высота купола - 42 метра, а ее диаметр - 45 с половиной метров. Постройка настолько крепка, что ей абсолютно не страшны ни грозы, ни землетрясения, ни любые другие устрашающие явления природы.

Необходимо пешком преодолеть 460 ступеней для того, чтобы перед глазами открылся наиболее красивый и выигрышный вид на купол собора. Удивительной красоты фрески, созданные мастером Джорджо Вазари и завершенные его учеником Федерико Цуккари, будоражат воображение каждого, кому посчастливилось хоть раз взглянуть на них!

А на верхней части этого великолепного купола яйцевидной формы располагается смотровая площадка , забравшись на которую можно вдоволь наслаждаться самыми привлекательными и живописными видами Флоренции.

Наиболее древним сооружением в комплексе является Баптистерий Сан-Джованни (святого Иоанна). Построенный в 5 столетии, изначально он исполнял роль языческого храма, однако, спустя определенное количество времени был перестроен и видоизменен исходя из потребностей последователей христианской религии.

Свой теперешний вид баптистерий приобрел в середине XI века, когда его богато украсили дорогим мрамором, а также дополнили монументальным куполом и апсидой прямоугольной формы с западной стороны сооружения. Несколько столетий позже баптистерий приобрел в качестве наружного украшения великолепные дверные комплекты, выполненные из бронзы, над которыми расположились мраморные скульптуры.

Одним из ярчайших примеров готической архитектуры, которая процветала во Флоренции в 14 столетии, является восхитительная колокольня Джотто , входящая в комплекс Санта-Мария-дель-Фьоре.

Для этой часовни создано четкое квадратное основание, а также оформление фасада мрамором выполнено точно таких же цветов, которые использовались при оформлении собора - белого, розового и зеленого.

Неповторимую элегантность колокольне придает значительное количество оконных конструкций, которые имеют преимущественно крупные размеры и остроконечную форму. На 400-метровой высоте располагается большая и просторная терраса, с которой открываются чарующие панорамы Флоренции.

Склеп Святого Репарата располагается прямо на том самом месте, где некогда (а именно, до 1379 года) располагалась старинная базилика под названием Санта Репарата. Судя по обнаруженным в 1965-1973 годах остаткам древней базилики, можно было определить, что она состояла из трех нефов, области поклонения, а также центрального зала, окруженного колоннадами.

Повышенное внимание туристов привлекает разноцветная мозаика, использовавшаяся для декорирования пола. Один из малочисленных элементов, сохранившийся в мозаике до сегодняшнего времени - павлин бессмертия . На стене, имеющей полукруглую форму, сохранилась красивая фреска, создателем которой являлся знаменитый итальянский живописец Джотто.

Музей собора Опера ди Санта Мария дель Фьоре

Одним из наиболее значимых сооружений в соборном комплексе Санта-Мария-дель-Фьоре является музей Опера ди Санта Мария дель Фьоре. Основанный в далеком 1296 году в качестве здания, предназначенного для администрации строительства Собора, он пережил несколько реставраций и был торжественно открыт 3 мая 1891 года.

На сегодняшний день музей соборного ансамбля Санта Мария дель Фьоре официально признан второй по счету (после Ватикана) самой крупной и обширной в мире коллекцией священного искусства. Кроме того, на территории этого музея по сей день находятся реставрационные мастерские.

В первой экспозиции музея Опера ди Санта Мария дель Фьоре были представлены шедевры искусства, которые сейчас располагаются в самом здании кафедрального собора - скульптура папы римского Бонифация VIII, а также статуя «Мадонна с младенцем на троне», которую гораздо чаще называют «Мадонной со стеклянными глазами».

А также здесь были представлены художественные работы Арнольфо ди Камбио, выполненные специально для первого фасада собора. Декорацию двух хоров выполняли знаменитые мастера Донателло и Лука делла Роббиа .

А над созданием серебряного алтаря для баптистерия, отображающего фрагменты из жизни Иоанна Крестителя, работали такие выдающиеся мастера, как Микелоццо, Веррокьо, Поллайоло и Кенини.

Спустя некоторое время экспозиция музея была дополнена другими скульптурными композициями, созданными великими мастерами Донателло, Масо ди Банко, Андреа Пизано, а также Нанни ди Бартоло.

В настоящее время среди экспонатов музея Опера ди Санта Мария дель Фьоре представлены :

  • скульптура «Мария Магдалина» из дерева, выполненная мастером Донателло;
  • работа Андреа Сансовино «Крещение Христа»;
  • работа Лоренцо Гиберти «Врата рая»;
  • знаменитая скульптура под названием «Пьетта», созданная Микеланджело специально для собственного надгробия автора;
  • барельефы для хоров собора, изготовленные из мрамора скульптором Баччьо Бандинелли;
  • пляжей Портофино — замечательного города, находящегося на берегу Лигурийского моря!

    Чем известен Римини — один из самых популярных среди туристов городов Италии? Достопримечательности и фото смотрите .

Красный купол Дуомо виден во Флоренции почти отовюду. Возвышаясь над городом, купол стал символом Флоренции и символом новой эпохи - эпохи Возрождения.

1. Говорят, что Пьяцца дель Дуомо, Соборная площадь - одно из самых посещаемых мест не только в Европе, но и во всём мире. Мы там тоже побывали и посмотрели на собор Санта-Мария-дель-Фьоре, кампанилу Джотто, баптистерий Сан-Джованни.

2. Многие страницы истории Флоренции связаны с собором - здесь проповедовал Савонарола, в соборе во время заговора Пацци в 1478 году было совершено покушение на Лоренцо Медичи и его брата Джулиано. Организатором покушения был папа Сикст IV. В результате нападения Джулиано Медичи был убит, а Лоренцо спасся в одной из ризниц собора.

4. Строительство грандиозного собора было начато в 1296 году по проекту великого архитектора Арнольфо ди Камбио, и завершено в 1436 году установкой знаменитого купола, спроектированного Филиппо Брунеллески. Новизна решения состояла и в том, что купол опирался не на своды церкви, а исключительно на барабан. Купол Брунеллески весит 37 тысяч тонн.

5. Великолепный и сложный фасад из разноцветного мрамора был создан в неоготическом стиле Эмилио де Фабрисом в XIX веке. Внешние стены соборы были украшены вертикальными и горизонтальными вставками из разноцветного мрамора (белый из Каррары, зеленый из Прато, красный из Сиены). Эти мраморные вставки должны были гармонировать с уже существующим украшением фасада Баптистерия и Колокольни Джотто. Собор имеет форму латинского креста, три нефа, два боковых трансепта и полукруглую апсиду.

6. Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвящёнными жизни Богоматери. Стиль оформления фасада Дуомо действительно отличается от многих - это флорентийская неоготика, разноцветный мрамор, безупречная и элегантная каменная резьба, богатство отделки.

7. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции.

9. Ниши с двенадцатью проповедниками и в середине - Богоматерь с Младенцем.

10. Центральная бронзовая дверь, над ней мозаичный люнет - Христос на троне.

12. Во фронтоне на центральном портале размещен барельеф Богоматерь на троне.

14. Мозаичный люнет на тему Милосердие.

17. Правый мозаичный люнет - Поклонение Деве Марии.

21. Больше этого собора в Италии только Собор Святого Петра в Риме. Размеры собора во Флоренции огромны: длина 153 метра, ширина нефов 38 метров, ширина трансепта - 90 метров. Высота арок в проходах составляет 23 метра. Общая высота здания от основания до медного шара на куполе - 90 метров.

22. Кампанила Джотто, стоящая отдельно от собора и баптистерия, спроектирована великим мастером Возрождения Джотто ди Бондоне. Она богато украшена различными скульптурными элементами и полихромной мраморной инкрустацией.

25. Баптистерий Сан-Джованни, стоящий перед входом в собор, был выполнен в романском стиле. Построенный между 1059 и 1128 годами, он является одним из старейших сооружений в городе. Осенью был в процессе реставрации.

26. Музей Опера ди Санта-Мария-дель-Фиоре (слева на фото) был открыт 3 мая 1891 года. В музее выставлены шедевры собора Санта-Мария-дель-Фьоре, в котором сейчас находятся их копии. Расположен позади апсиды собора во дворце, который уже использовался Донателло и Брунеллески, как мастерская при строительстве собора. Первый камень в здание будущего музея был заложен 8 сентября 1296 года, само здание предназначалось для администрации строительства собора. Сегодня в музее также располагаются реставрационные мастерские.

Адрес: Италия, Флоренция
Начало строительства: 1296 год
Окончание строительства: 1436 год
Архитектор: Арнольфо ди Камбио и Филиппо Брунеллески
Координаты: 43°46"23.2"N 11°15"24.0"E

Содержание:

Краткое описание

Многочисленные исторические документы свидетельствуют о том, что в VIII веке до нашей эры, земли окруженные реками Арно и Муньоне, были заселены древними племенами. Тогда же античные флорентинцы на месте, где сегодня возвышается величественный собор Дуомо, создали форум, который со временем превратился в торговую площадь.

В средние века центр Флоренции также был местом, где проводились многолюдные общественные собрания. Чуть позже, когда к власти пришли республиканцы, именно на центральной площади оглашались приказы правителей коммуны. Не лишним будет сказать, что и во время правления династии Медичи, на этом месте проводились различные действа: от торжественных обрядов бракосочетания и до, заставляющих застывать в жилах кровь, казней.

Сегодня, также как и много веков назад, в центре Флоренции по-прежнему всегда многолюдно. Ежедневно на этом месте собираются толпы туристов для того, чтобы воочию увидеть один из самых больших кафедральных соборов в Италии Санта-Мария-дель Фьоре. Кроме этого, на площади можно встретить довольно много торговцев, зазывающих путешественников к своим прилавкам с сувенирами, попрошаек и блюстителей порядка - жизнь в этом месте не затихает ни на минуту.

Санта-Мария-дель-Фьоре, имеющий еще и второе название – Дуомо, самый знаменитый кафедральный собор во Флоренции. Он по праву считается символом этого итальянского города , и является наиболее посещаемым туристами архитектурным строением. Храм вызывает неподдельный интерес у всех без исключения гостей Флоренции. Название одного из самых главных соборов Италии Санта-Мария-дель-Фьоре дословно переводится на русский язык, как «цветок святой Марии». Это одно из наиболее крупных сооружений на территории страны, увенчанное самым большим в мире (!) кирпичным куполом. Величественный комплекс, построенный в готическом стиле, состоящий из собора, баптистерия и колокольни, в настоящее время включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор c высоты птичьего полёта

Флорентийский собор удивляет и восхищает одновременно. Его внушительного размера купол будто бы парит над городом, а строгость четких линий, присущих готическому стилю, уникальная роспись храма, средневековые барельефы, интересная древняя история, уходящая корнями в XII- XIII столетия, привлекает к себе внимание туристов со всего мира. «Сколько бы раз не посещал Дуомо, каждый раз нахожу для себя нечто новое и интересное. Удивительно то, что, делая на память снимки этого итальянского архитектурного шедевра, каждый раз поражаешься, насколько многогранен собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Невозможно сделать две одинаковые фотографии с одного ракурса. Солнце, пасмурное небо, настроение - все это меняет «картинку» и заставляет по-новому взглянуть на уже знакомое здание!», - восхищается один из туристов, после очередного посещения кафедрального собора Дуомо.

Санта-Мария-дель-Фьоре: история строительства

По сохранившимся до наших дней документам, многие историки сделали вывод, что храм Дуомо был возведен в конце XIII века на месте кафедрального собора Санта-Репарата. В этом не было ничего удивительного, ведь стены древнейшего собора, построенного еще в IV столетии, обветшали и стали рушиться. Устаревшее здание было решено снести еще и потому, что именно в конце XIII века наблюдался экономический и демографический рост во Флоренции. Храм по своим размерам не мог вместить в себя всех желающих. Свое превосходство над доминирующими городами Тосканы, заключающееся во власти и богатстве, флорентинцы решили подчеркнуть еще и самым большим кафедральным собором, который превзошел своими размерами не менее великолепные соборы Сиены и Пизы. Забегая немного вперед, хотелось бы добавить, что по завершению всех строительных работ, в 1434-м году храм Санта-Мария-дель-Фьоре был признан самым большим в Европе .

Фасад собора

Первым разработчиком грандиозного проекта, который и заложил основание храма в 1296-м году, считается Арнольд ди Камбио, однако, Санта-Мария-дель-Фьоре является результатом плодотворной работы и многих других художников и архитекторов. Арнольд ди Камбио спроектировал три широких нефа, вершина которых была увенчана куполом восьмиугольной формы. В 1302-м году архитектор умирает, строительство прерывается практически на три десятилетия. В 1331 году гильдия торговцев шерстью решает возобновить работы по возведению храма, а на пост главного архитектора назначает известного в те времена, архитектора и художника Джотто. Однако вместо того, чтобы продолжить строительство собора, новый архитектор берется за разработку проекта колокольни или кампанилы. Смерть мастера, при жизни которого был возведен только лишь первый ярус колокольни, вновь останавливает едва начавшееся строительство: в это время в городе во всю «властвует» чума, безжалостно уносящая жизни тысяч горожан.

Работы продолжились в 1355-м году, на этот раз их возглавили сразу три архитектора: Джованни д"Амброджо, Альберто Арнольди, Нери ди Фьораванте. Возведение нефа было завершено в 1380-м году, а вот купол так и оставался незавершенным. В 1418-м году был объявлен конкурс на лучший проект купола, в котором победу одержал Филиппо Брунеллески. Именно этот архитектор разработал легендарный и самый большой в мире кирпичный купол восьмиугольной формы.

Баптистерий Сан-Джованни на фоне собора

Строительство купола было начато через два года, а завершено лишь в 1436-м году. На то время это был единственный в мире восьмиугольный купол огромных размеров, в основе которого не было ни одной деревянной опоры. Несмотря на незавершенность фасада храма, его освятил Папа Римский. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре перестраивался еще много раз с большими перерывами и под руководством многих архитекторов. Сегодня многочисленные путешественники, пришедшие к храму Дуомо, могут увидеть строение, которое окончательно было завершено в 1887-м году.

Санта-Мария-дель-Фьоре: внутренний интерьер

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре привлекает к себе внимание сотни тысяч туристов благодаря своим внушительным размерам и оригинальному фасаду, украшенному многочисленными статуями .

Форма готического собора представляет собой латинский крест, в котором имеются три нефа, два боковых трансепта и апсид полукруглой формы. Размеры храма действительно большие: его длина чуть более 153-х метров, а ширина – 90 метров (в трансепте). Высота арок превышает отметку в 20 метров, а высота всего сооружения, от самого основания и до верха купола, составляет 90 метров. На тот момент, когда флорентийский собор только начал принимать в своих стенах прихожан, он был самым большим в Европе , его вместимость составляла практически 30 тысяч человек. Со временем появились куда большие строения, среди которых можно выделить Миланский собор в Италии, собор Святого Павла в Великобритании , Кельнский собор в Германии и собор Богоматери Мира в Кот-д"Ивуаре.

Интерьер собора

Внутреннее убранство храма Дуомо не может оставить равнодушным ни одного его посетителя. А как же может быть иначе, ведь над его интерьером трудились самые знаменитые художники и скульпторы. Многие витражи были созданы в 1400-х годах. Кроме этого на внутренних стенах купола сохранились фрески, датируемые XVI веком, на которых изображена сцена «Страшного суда».

Также во внутреннем убранстве собора выделяются оригинальные часы 1443-го года, создателем которых является Уччелло. В отличие от привычного для современных людей движения стрелок часов по циферблату - справа налево, эти стрелки движутся в противоположном направлении. Подобные часы можно увидеть на одной из ратушей в европейском квартале Праги.

Архитектурное сооружение украшено также и барельефом, на котором изображен Джотто, занимающийся выкладыванием мозаики. На стенах собора можно увидеть картины с изображением английского кондотьера Джона Хоквуда и итальянского кондотьера Никколо да Толентино, поэта Данте со своей «Божественной комедией». Кроме этого в соборе можно увидеть бюсты Брунеллески, органиста Антонио Скварчалули, философа Марсилио Фичино. Интерес вызывает и тот факт, что на территории храма захоронены сразу два его создателя: Брунеллески и Джотто.

Колокольня Джотто

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции: памятка туристу

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре ежедневно открыт для посещения туристами: понедельник, среда, пятница - с 10 утра и до 5 вечера, в четверг с 10 утра и до 15.30, в субботу с 10.00 и до 16.45, а вот в воскресенье храм работает только с 13.30 и до 16.45. Абсолютно бесплатные (!) экскурсии по собору проводятся каждые сорок минут.

Без билета войти в собор может каждый желающий, тем же, кто решил подняться на башню, придется заплатить 6 евро. Не лишним будет сказать, что башня открыта для посещения ежедневно с 8.30 утра и до 7 часов вечера, исключением является суббота: в этот день она закрывается в 17.00. Всем путешественникам стоит знать, что кафедральный собор закрыт 1 и 6 января. Не пускают сюда туристов за три дня до Пасхи. Также храм закрыт от любопытных глаз путешественников 25 апреля, 24 июня, 15 августа, 1 ноября и 25-26 декабря.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре – красивейший флорентийский храм, великолепный образец зодчества кватроченто. Его стройная кампанила и яркий красно-коричневый купол величаво возвышаются над крышами Флоренции.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре — «цветок святой Марии», символ Флоренции, фото michael hamburg69

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Cattedrale di Santa Maria del Fiore) – красивейший флорентийский храм, великолепный образец зодчества кватроченто. Собор виден в городе издалека – его стройная кампанила и яркий красно-коричневый купол величаво возвышаются над крышами центральной части Флоренции. Облик этого здания сочетает массивность с лёгкостью, изящество с монументальностью. «Цветок святой Марии» – так звучит в переводе его название.

Этапы строительство собора Санта Мария дель Фьоре

Строительство было начато закладкой первого камня в сентябре 1296 г. Новому храму предназначалось затмить своим масштабом и красотой грандиозные тосканские соборы – Сиенский и Пизанский. По замыслу создателей, в огромное здание могло поместиться разом 90 тысяч человек.

Скульптурная пластика собора, фото shebicycles

Первоначальный проект собора принадлежал Арнольфо ди Камбио. Зодчий работал над зданием до 1302 года. С его смертью строительство было приостановлено. Через тридцать лет работу продолжил Джотто. Он занялся возведением колокольни и создал эскизы отделки фасадов собора.

В 1337 году великий Джотто скончался. Вскоре во Флоренции разразилась чума и строительство вновь было отложено. Только к началу XV столетия монументальные стены были полностью возведены. Встал вопрос установки купола. Для постройки такого сооружения на высоте не существовало подходящих инженерных решений – ограждение корпуса здания лесами требовало неимоверных затрат.

Купол, фото oriana.italy

Свой вариант предложил архитектор Филиппо Брунеллески. Он просчитал параметры строения и придумал поднимать секции купола на высоту посредством уникальной системы консолей. Для устойчивости сооружения было использовано шесть горизонтальных поясов и двадцать четыре вертикальных ребра жёсткости. Купол был увенчан изящной башенкой-латерной – её установил друг Брунеллески – архитектор Микелоццо. Монтаж занял 16 лет, а все работы над сложным сооружением завершились к 1461 году. Купол Брунеллески стал воплощением наступившей эпохи итальянского Ренессанса.

После этого строительство вновь было приостановлено – фасад и интерьеры остались незаконченными. Работы возобновились только в XIX веке и завершились в 1887 году. Есть исторические сведения, что деньги на украшение фасадов собора пожертвовал русский промышленник Демидов. Герб нашего соотечественника можно увидеть справа от входа в храм.

Фасад собора со стороны площади, фото scott dolman

Отделку фасадов собора выполнил Эмилио де Фабрис. Он предложил использовать для декора горизонтальные и вертикальные панели разноцветного мрамора. Был привезён белый, зеленоватый и розовый камень из карьеров Пратто, Сиены, Каррары. Мраморная отделка гармонировала с облицовкой стен кампанилы и ранее существовавшего баптистерия. Фабрис создал великолепное ажурное оформление фасада. Некоторые современные искусствоведы считают его работу слишком перегруженной, однако именно эти каменные «кружева» придают собору яркий неповторимый облик. В рельефном декоре господствует тема посвящения Богоматери.

Оформление фасада, фото Felix-Haslimeier

Трёхнефный собор представляет собой латинский крест с полукруглой апсидой и двумя трансептами. Длина огромного здания составляет 153 м; максимальная ширина — 90 метров. Верхняя точка фонарной башни, завершённая медным шаром, поднимается на высоту 90 м.

Кампанила

Собор Санта Мария дель Фьоре, Кампанила Джотто, Баптистерий Сан-Джованни, фото mio-idgm

Стройная прямоугольная кампанила, которую называют «Башня Джотто», облицована белыми и зелёными мраморными панелями и вставками из мозаики. Её наружные стены украшены многочисленными сюжетными барельефами, фигурами святых пророков и патриархов церкви. На башне открыта обзорная площадка, к которой ведёт лестница из 414 ступеней. Поднявшись наверх, можно вблизи рассмотреть главный символ Тосканы – купол Брунеллески. С площадки на кампаниле открывается лучший панорамный вид Флоренции.

Центральный вход

Центральный портал, фото oriana.italy

В арке над главным порталом собора можно увидеть полихромную фреску, изображающую Мадонну с лилией. Бронзовые врата украшены множеством рельефных изображений из жития Богоматери. Эти двери считаются значительным произведением неоготического искусства. На фронтоне центрального портала установлен барельеф Богоматери, сидящей на троне, работы Тито Саррокки.

Внутреннее убранство собора

Интерьер Санта-Мария-дель-Фьоре, фото Exmam

Внутри пространство собора кажется огромным. Великолепный наружный декор контрастирует с лаконичным интерьером. Главным элементом внутреннего убранства являются витражи XV века, расположенные в арках нефов и барабане купола. Необычная деталь обстановки – часы с обратным ходом, работы Паоло Учелло (1443 г.). Главная священная реликвия храма – урна с мощами св. Зиновия Флорентийского, работы скульптора Лоренцо Гиберти.

Внутренняя отделка нижнего уровня здания имеет аскетический вид, однако роспись сводов купола поражает яркостью красок. Многоярусная картина работы Федерико Цуккари и Джорджио Вазари изображает сцены Страшного суда.

Главный неф, фото Exmam

Часы, фото Umberto Fedele

Склеп

Подземные помещения собора веками использовались, как усыпальница флорентийских священников. В склепе находится и могила архитектора Брунеллески – она открыта для обозрения.

Комплекс Дуомо

На площади Дуомо возле собора находится баптистерий Сан-Джованни, V века постройки – это старейшее из зданий Флоренции, дошедших до нашего времени. Баптистерий входит в комплекс Дуомо. Грандиозный флорентийский собор, его кампанила и баптистерий внесены в реестр ЮНЕСКО, как выдающийся памятник мирового зодчества.

О других достопримечательностях Флоренции читайте в моем путеводителе .

Время работы

Собор

Пн-ср, пт 10:00-17:00, чт 10:00-15:30, сб 10:00-16:45 (каждая первая суббота месяца до 15:30), вс 13:30-16:45.

Купол собора

Ежедневно 08:30-19:00, сб 08:30-16:40 (первая суббота месяца до 15:20).

Музей

Ежедневно 09:00-19:30, вс 09:00-13:45

Стоимость билета 10 евро

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Cattedrale di Santa Maria del Fiore)
Piazza del Duomo Firenze Италия
operaduomo.firenze.it

Ехать автобусом С2 до остановки Duomo.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.