Варницкий во имя святой троицы сергиев мужской монастырь. Ростов Великий: Троице-Сергиев Варницкий монастырь Варницкий монастырь

Троице-Сергиев Варницкий монастырь - православный мужской монастырь в Ярославской области, основанный в 1427 г. в память прп. Сергия Радонежского. По одним сведениям – на территории поместья Кирилла и Марии. По другим – на месте, где монах явился отроку Варфоломею.
О первых веках существования Троице-Сергиева Варницкого монастыря известно очень мало. Он не был ни богат, ни знаменит, и теплился, как тихая лампада, обозначая и охраняя место, где родился и вырос преподобный Сергий.

1. Собор Троицы Живоначальной
2. Собор прп. Сергия Радонежского
3. Трапезная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
4. Надвратная церковь прпп. Кирилла и Марии Радонежских
5. Часовня прп.Сергия Радонежского
6. Колодец прп. Сергия Радонежского
Другие постройки монастыря:

7. Странноприимный дом
8. Старый братский корпус
9. Настоятельский корпус(к северу) и Трапезный корпус(к югу)
10. Южные Святые врата
11. Поклонный крест
12.Новый братский корпус
13.Учебный корпус (гимназия)
14. Монастырская постройка
15.Миссионерский корпус и Православная гимназия с домовым храмом во имя прпп. Кирилла и Марии
16.Башни и стены ограды
17.Монастырский пруд

Троице-Варницкий монастырь, заштатный, в 3 верстах от Ростова, на берегу реки Ишни, на месте бывших соляных варниц. Основана обитель была в 1427 году, пять лет спустя после обретения честных мощей игумена Радонежского. В то время в Ростове и его окрестностях еще живы были люди, которые слышали рассказы своих родителей о преподобных Кирилле и Марии и могли указать основателю монастыря, архиепископу Ростовскому Ефрему, место, где некогда находился их дом.

Слобода была довольно многолюдной, здесь стояло три храма, из которых к концу XVIII столетия остался лишь один - во имя свт. Климента, Папы Римского.

Процветание слободки уместно связать с соляным промыслом. Когда добыча соли прекратилась, то и слобода начала пустеть.

А монастырь между тем жил своей смиренной жизнью. Подвижников, известных особыми молитвенностью и прозорливостью, здесь не было, святынь, ради которых паломники были бы готовы преодолевать десятки и сотни верст, - тоже. И поэтому отнюдь не странно, что долгое время он оставался не просто бедным, а очень бедным, и не имел каменных храмов даже в XVII веке, когда уже во многих городских и «пригородных» обителях они появились.

Во время польско-литовского нашествия Варницкий монастырь не избежал печальной участи - интервенты сожгли его и разграбили. После этого обитель влачила самое жалкое существование вплоть до 1624 года, когда царь Михаил Федорович дал ей жалованную грамоту.

В 1725 году последовало определение архиепископа Ростовского и Ярославского Георгия, согласно которому Варницкий монастырь обращался в девичий и сюда переводились монахини Рождественского монастыря. Варницкую братию переселили, в свою очередь, в Спасо-Песоцкий монастырь, находившийся бок о бок с Яковлевским монастырем и спустя несколько десятилетий приписанный к нему.

Инокиням в Варницах пришлось тяжело. Испытывая недостаток во всем, начиная с дров и пропитания, они в том же 1725 году обратились к владыке Георгию с просьбой перевести их обратно в Рождественский монастырь. Ходатайство было удовлетворено, однако не сразу. Шесть лет сестры переносили невзгоды, подвизаясь в бедной, удаленной от города обители. В 1731 году в Троице-Сергиев Варницкий монастырь вернулись монахи.

В 1770 году началось строительство каменного собора с колокольней, освященного в 1771 году во имя Святой Троицы (как и прежний, деревянный, храм).

В 1829 году в монастырской летописи впервые встречается упоминание о новой Введенской церкви - в связи с приездом архиепископа Ярославского и Ростовского Авраама, осматривавшего ее.

В 1892 в память 500-летия преставления преподобного Сергия вблизи монастыря с южной стороны выстроена богадельня для престарелого и бедного духовенства Ярославской епархии и странноприимный дом. Постройки созданы на деньги разных благотворителей, первым из которых был ярославский владыка Иоанафан, Варницкая обитель внесла 1 тысячу рублей.

Запись эта показывает, помимо всего прочего, что состояние Варницкого монастыря в течение XIX века настолько поправилось, что он уже сам получил возможность благотворить.

1923. 20 марта иеромонах Георгий (последний настоятель Варницкой обители) в Яковлевском монастыре возведен во игумена и архимандрита, а 26 февраля 1924 г. архимандрит Георгий по распоряжению безбожной власти выселен из келий и монастыря.

В 1995 году монастырь был возвращен Церкви.

В 1989 г. была зарегистрирована церковная община из 111 граждан, проживающих в поселке Варницы. Церкви были переданы приходские храмы Воскресения Словущего (1814) и святых Паисия и Уара (1893) близ Варницкого монастыря. Насельниками Троице-Сергиевой Лавры они были отремонтированы.

В 1995 году по указу Святейшего Патриарха Алексия II и по просьбе архиепископа Ярославского и Ростовского Михея Троице-Сергиевская Лавра взяла Варницкую обитель под свое покровительство. Начались восстановительные работы. Первым настоятелем монастыря был игумен Борис (Храмцов). При нем была сделана объездная дорога вокруг монастыря. Церкви была возвращена часть монастырских помещений.

В 2000 году начал возводиться новый Троицкий собор (по возможности сходный со снесенным).

В 2002 году в Варницкой слободе начала работу православная гимназия имени Преподобного Сергия. В 2005 году в самом монастыре открыто отделение гимназии с пансионным проживанием для молодых людей, учеников X – XI классов. Эта гимназия-пансион получила широкую известность по все стране.

В 2014 году Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл освятил собор преподобного Сергия Радонежского - главный храм обители.

Внешний вид монастыря снаружи.

Надвратная церковь преподобных Киррила и Марии.

Собор и часовня Преподобного Сергия Радонежского.

Троицкий собор, Собор прп. Сергия Радонежского,Церковь прпп. Киррила и Марии, миссионерский корпус.

Братский корпус, Собор прп. Сергия Радонежского, Троицкий собор.

Собор прп. Сергия Радонежского, часовня, Троицкий собор.

Часовня прп. Сергия Радонежского, Троицкий собор.

Настоятельский корпус, Троицкий собор, братский корпус.

Троицкий собор.

Введенская церковь.

Введенская церковь и братский корпус.

Еще фотографии, сделанные внутри монастыря:

Поклонный крест на месте встречи святого отрока с таинственным черноризцем.

В Варницком монастыре очень немного святынь. Здесь нет ни мощей, ни чудотворных икон, ни каких-либо иных предметов, пользующихся особым почитанием верующих. Но дело в том, что Варницкий монастырь - с его Троицким собором, построенным на месте дома родителей преподобного Сергия, с памятным крестом на месте встречи святого отрока с таинственным черноризцем, с самой землей, по которой ходили преподобные Кирилл и Мария и их богоизбранный сын, - уже является святыней.
Источники.

Адрес: Россия, Ярославская область, Ростовский район, поселок Варницы
Дата основания: 1427 год
Основные достопримечательности: Собор Троицы Живоначальной, собор Преподобного Сергия Радонежского, Введенская церковь
Координаты: 57°12"05.1"N 39°22"38.0"E

Историю монастыря, названного в честь одного из самых почитаемых на Руси чудотворцев, трудно назвать простой. Он выдержал тяжелые Смутные времена, разорение, пожары, страшный ураган, а также почти полное разграбление в годы борьбы советской власти с религией. Однако сегодня обитель полностью возрождена, и сюда едет много туристов и паломников. Они стремятся увидеть древние иконы, отреставрированную Введенскую церковь, а также заново выстроенные Троицкий собор и Сергиевский храм, которые расположены там, где был рожден Сергий Радонежский.

История Троице-Сергиева Варницкого монастыря

Место для нового монастыря было определено решением ростовского архиепископа Ефрема. Им стало село, где появился на свет младенец Варфоломей – будущий Сергий Радонежский. И, разумеется, новую обитель нарекли именем чудотворца. Произошло это в начале июле 1427 года, через 5 лет после того, как были обретены мощи преподобного Сергия Радонежского.

Семья родителей Сергия жила неподалеку от Ростова , в старинной Никольской слободе, на берегу речки Ишна. Люди здесь издавна занимались соляным промыслом, отсюда возникло и название – «Варницы». Но слободской быт не был простым – местные жители терпели набеги ордынцев, а также последствия междоусобных войн между ростовскими князьями. И когда юному Варфоломею едва исполнилось 10 лет, обедневшая семья вынуждена была покинуть место его рождения и перебраться ближе к Москве - в Радонеж.

Первые документальные свидетельства об обители относятся к 1482 году. Известно, что до XVIII века все ее строения были деревянными. А в 1685 году в монастыре уже стояли большой Троицкий собор, храм, посвященный Сергию Радонежскому, и кельи, где жила братия. Территория же монастыря была обнесена крепкой деревянной оградой.

Во время наступления польско-литовских захватчиков монастырь не избежал печальной участи многих русских сел и пустыней. Он был разграблен и сожжен до основания. После Смуты обитель бедствовала до 1624 года, пока царь Федор Михайлович не поддержал ее «жалованной грамотой». До благополучия, а тем более процветания было еще далеко, но монастырь хотя бы воспрял после тяжелого разграбления.

Cобор Преподобного Сергия Радонежского

Документы свидетельствуют, что начиная с 1726 года в течение пяти лет монастырь стал девичьим. На это время по решению ростовского архиепископа сюда перевели монахинь из Рождественской обители. А насельники, жившие в Варницком монастыре, в свою очередь, переехали в Спасо-Песоцкую обитель близ Яковлевского монастыря.

При проведении церковной секуляризации, во второй половине XVIII века, Варницкий монастырь едва не упразднили. Но все же удалось оставить его в статусе «заштатного», то есть находящегося на самообеспечении. Чуть позже, в 70-е годы XVIII века здесь началось большое каменное строительство, финансируемое на средства благотворителей. Сначала был возведен Троицкий собор, а затем – Никольский храм. Однако последний простоял менее 50 лет и был разобран в 1820-е годы.

В 1811 году монастырские строения пострадали от сильной бури, прошедшей вокруг Ростова. Во время нее сильным ураганным ветром были снесены крыши почти со всех зданий Варницкой обители. Но спустя некоторое время их покрыли новым железом, закупленным на средства благотворительницы графини А.А. Орловой.

Внутри монастыря издавна располагалось кладбище, большой яблоневый сад и огород, школа и богадельня. А вне каменных стен обители принадлежали гостиница, в которой приживали многочисленные паломники, и кирпичный завод, сдаваемый монастырем в аренду.

Святые ворота (Южные)

Но времена изменились, и в 1919 году обитель упразднили. Сразу же начались изъятия самого ценного церковного имущества и реликвий. За последующие годы практически все монастырские постройки, включая ограду, были разорены, разобраны или взорваны. А через территорию была проложена дорога. Из всех зданий в полуразрушенном состоянии остались только Введенский храм и несколько братских корпусов.

Восстановление обители пришлось на середину 1990-х годов, после того, как она получила статус подворья Троице-Сергиевской Лавры. На месте уничтоженного Троицкого собора в те времена была помойка, а в разбитом Введенском храме находился сломанный инкубатор. За прошедшие годы полностью отреставрировали Введенскую церковь, вновь отстроили Троицкий собор и храм Сергия Радонежского. Огромная работа была проделана по возведению монастырской ограды и новой надвратной церкви, нескольких жилых зданий и вспомогательных построек.

Сегодня обитель считается восстановленной практически полностью, и по праву считается одним их красивейших архитектурных ансамблей Ростовской земли – прекрасным памятником «Золотого кольца » России. Ведь кроме нее, едва ли много найдется монастырей, которые основывали на месте рождения почитаемого религиозного подвижника.

Троицкий собор с колокольней

Архитектурные памятники на территории Троице-Сергиева Варницкого монастыря

Первые строения, сделанные из камня, в обители появились только в XVIII веке. Освящение каменного собора Живоначальной Троицы и колокольни произошло в 1771 году, когда ростовским епископом был Афанасий. Его возвели на месте древнего деревянного храма. Однако, в 1930 году этот собор и колокольня советскими властями были взорваны, а его фундамент срыт до основания.

После возврата монастыря церкви, в 2005 году собор возвели заново. Этот одноглавый храм построен в традиционном архитектурном решении «восьмерик на четверике». А его основание с трех сторон украшено классическими портиками. К Троицкому собору примыкает высокая четырехярусная колокольня, увенчанная шпилем.

В первой половине XIX века на средства, выделенные ростовскими купцами, в обители из кирпича построили теплую Введенскую церковь, ограду с башнями, а также жилые здания. Современную реставрацию Введенского храма закончили в 2002 году. Кроме того, совсем недавно, в 2014 году в центральной части монастыря был построен новый большой величественный храм, который посвятили преподобному Сергию Радонежскому.

В современной обители расположены также настоятельский корпус и корпуса для монахов, трапезная, учебный корпус гимназии, странноприимный дом, северная надвратная церковь, посвященная родителям Сергия - преподобным Кириллу и Марии, Святые Врата, а также Сергиев колодец, восстановленный в 1991 году. За пределами стен обители, там, где юный Варфоломей встретился с иноком, с 1992 года стоит Поклонный крест.

Введенская церковь

Современное состояние и режим посещения Троице-Сергиева Варницкого монастыря

Монастырь можно посетить как в составе организованных туристических или паломнических групп, так и самостоятельно. Экскурсии на территории проводят каждый день с 8.00 до 19.00, и длятся они от 40 минут до часа. На территории монастыря все желающие могут остановиться в гостинице и питаться в монастырской трапезной.

Братский молебен в обители начинается ежедневно в 6.15. Утренние богослужения проходят по будням в 7.00, а по воскресным и праздничным дням - в 9.00. Вечерние службы по будням начинаются в 16.30, а по воскресным и праздничным дням – в 17.00.

В 700 м от монастыря открыта православная гимназия, носящая имя Сергия Радонежского. В ней в 1-9 классах проходят обучение дети из Ростова и окрестных сел. Ученики старших классов проживают в пансионе и учатся на монастырской территории. Все обучение в Варницкой гимназии бесплатное.

Для гостей в обители продают собранный монахами мед, вкусный бездрожжевой хлеб и выпечку, а также ароматный квас. Кроме того, в монастыре открыта церковная лавка, где можно приобрести иллюстрированную книгу по истории обители, свечи и необходимую церковную литературу.

Внутренний двор Троице-Сергиева Варницкого монастыря

Как добраться до Троице-Сергиева Варницкого монастыря

Монастырь находится в Ярославской области пос. Варницы, с северо-запада от Ростова Великого, в нескольких километрах от городского центра.

На автомобиле. В Ростов ведет федеральная автотрасса М8, связывающая Москву и Архангельск. От столицы до города - 220 км, а от Ярославля – 55 км. После въезда в город со стороны Москвы, нужно повернуть налево на Борисоглебском повороте, проехать через железнодорожный переезд и повернуть направо. Отсюда до Свято-Троицкого Варницкого монастыря остается полтора километра. Рядом с обителью есть место для бесплатной парковки.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь красив особой, приветливой красотой. Его храмы как-то необыкновенно точно вписаны в смиренную природу ростовской земли. Трудно представить себе, что совсем недавно здесь, на родине преподобного Сергия Радонежского, царила мерзость запустения.

Варницкая обитель стала памятником Преподобному Сергию на Ростовской земле. Троице-Сергиев Варницкий монастырь уникален именно тем, что он сохранил святым место рождения, физического и духовного возрастания мальчика, ставшего впоследствии «обителью Святой Троицы». Едва ли много найдется монастырей, которые основывались на месте, отмеченном рождением какого-либо подвижника. Варницкий в этом отношении исключителен.

На родине преподобного Сергия

С благоговением заходит паломник в его врата (и особое значение имеет то обстоятельство, что над этими вратами сейчас расположена церковь преподобных Кирилла и Марии: так мы словно исполняем завет прп. Сергия - поклониться, прежде чем идти к нему, его родителям) и направляется по дороге к Троицкому собору. Предание гласит, что собор стоит точь-в-точь на том месте, где находился дом родителей отрока Варфоломея. И, конечно, молитва в этом храме становится большим событием для верующего.Церковь во имя преподобных Кирилла и Марии над северными воротами монастыря появилась уже в наши дни, после возвращения монастыря Церкви. Собственно, в XIX веке строительство такой церкви было и невозможно - поскольку в то время благочестивые родители преподобного Сергия почитались лишь местно, не будучи канонизированными.

Довольно высокая, с одной золотой главкой, церковь эта весьма органично дополнила ансамбль монастырских строений. Именно она, вместе с доминантой колокольни, сейчас формирует восприятие архитектурного комплекса обители с северной стороны - то есть со стороны главной дороги к монастырю. Впоследствии, когда будет построен собор во имя прп. Сергия Радонежского, вид монастыря с севера еще более выиграет. Строилась церковь прпп. Кирилла и Марии в 2003-06 годах. Сейчас она полностью готова, уже установлен иконостас. В храме устроена просторная и теплая крещальня с большой купелью.

Появление монастыря на родине преподобного Сергия не случайно. Игумен Радонежский еще при жизни был широко известен во всей Русской Земле и за пределами ее. А уж на родине, рождение его в Ростове и при жизни великого старца было предметом благоговейной любви. Да и в свои посещения Ростова игумен Радонежский бывал на родине, где прошли его годы детства и отрочества. Поэтому место строительства обители было обозначено точно в памяти жителей, воспитанных среди святынь, которыми издавна славился древний город. Ростовская земля, казалось, только и ждала всероссийского прославления преподобного Сергия, чтобы обозначить свою причастность к жизни и подвигу угодника Божия строительством приличного для данного случая памятника. Таким памятником и явился Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Ко времени основания обители в Ростове были еще живы люди, знавшие от своих родителей, где находилась усадьба боярина Кирилла, отца преп. Сергия. В окрестностях монастыря старожилы указывали и дуб, выросший на том месте, где было явление отроку Варфоломею Ангела Господня. Славился монастырь святым целебным колодцем, именовавшийся «Сергеевым». После закрытия монастыря колодец был разрушен. Большого труда стоило братии найти его и расчистить, когда обитель вернули Церкви.

Нельзя не рассказать и о том, что5 июля 1913 года, в день памяти обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского, Божественную литургию в Троицком соборе обители служил святитель Тихон (Белавин, 1907-1913), архиепископ Ярославский и Ростовский, будущий Патриарх Московский и всей России. За шесть лет своего пребывания на Ярославской кафедре святитель Тихон трижды бывал в Троице-Варницком монастыре. При отъезде святителя Тихона из Ярославской епархии к месту нового служения насельники Варницкой обители подарили ему икону Преподобного Сергия. А через 6 лет, в марте 1919 года, декретом новой власти Троице-Сергиев Варницкий монастырь был закрыт. Братию приписали к приходской церкви. Начались изъятия монастырского имущества. Последние записи в «Книге» такие: «1923. 20 марта иеромонах Георгий (последний настоятель Варницкой обители) в Яковлевском монастыре возведен во игумена и архимандрита», «1924. 26 февраля архимандрит Георгий по распоряжению безбожной власти выселен из келий и монастыря. 27 февраля. «Гонимый архимандрит Георгий здравствует». На этом летопись обрывается. Дальнейшая судьба архимандрита Георгия неизвестна. Не знаем мы и о судьбе других варницких иноков. Где настигла их кончина, в каких могилах упокоились они? Кто из них окончил свои дни мирно, кто принял мученическую смерть? Поиски в архивах пока не дают результата, и вопросы остаются без ответов.

Но известна судьба Варницкого монастыря. Несмотря даже на то, что долгие годы советской власти место рождения преп. Сергия находилось в запустении, через монастырь шла проезжая дорога, а на месте взорванного Троицкого собора смердила свалка, память о том, какое значение имеет этот небольшой клочок земли на берегу речки Ишни, сохранялась. И разве не удивительное чудо, еще раз напоминающее нам об особой роли этого места, - столь быстрое возрождение монастыря? Возрождение даже не из руин, поскольку и таковых, по большому счету, не имелось. А из ничего. Уже в который раз подает нам Господь надежду через преподобного Сергия. Как тут не вспомнить возвращение Церкви Троице-Сергиевой Лавры в 1940-е годы, расцененное многими верующими как обетование грядущего возрождения религиозной жизни в измученной стране.

В Варницком монастыре нет ни мощей, ни чудотворных икон, пользующихся особым почитанием верующих. Но дело в том, что Варницкий монастырь - с его Троицким собором, построенным на месте дома родителей преподобного Сергия, с памятным крестом на месте встречи святого отрока с таинственным черноризцем, с самой землей, по которой ходили прпп. Кирилл и Мария и их богоизбранный сын, - уже является святыней. Однако нельзя сказать, что в Варницком монастыре совсем нет и никогда не было «привычных» для нас святынь. Были. Например, одной из наиболее чтимых икон оставалась здесь на протяжении веков икона преподобного Сергия Радонежского с житием - храмовый образ Троицкого собора. Написанный во второй половине XVII века именно для Троицкого собора (об этом, в частности, говорит клеймо с изображением Святой Троицы, помещенное в верхнем ряду в самом центре), он был изъят из Варницкой обители и передан в ростовский музей. Сейчас эта икона, замечательная как своей художественной ценностью, так и, по меньшей мере, «историчностью» (легко представить себе, сколько поколений иноков и паломников, церковных иерархов и простых мирян молилось перед ней!), находится в музее.

В самом же Варницком монастыре заслуживают особенного внимания как минимум две иконы. Обе они нового - и весьма приличного - письма, обе - с частицами мощей. Речь идет об иконах прп. Сергия и свт. Климента, Папы Римского. Нахождение в Варницкой обители иконы свт. Климента - отнюдь не случайность, а проявление «исторической памяти». Дело в том, что в былые века (согласно письменным источникам - уже в XVI веке) в Никольской слободе, как называлась ранее Варницкая слобода, был деревянный кладбищенский храм во имя святителя Климента, Папы Римского.Впоследствии его за ветхостью разобрали. Сейчас на месте древней церкви высятся два храма - Воскресения Словущего и прп. Паисия Великого и мч. Уара. Хотя раньше эти храмы не являлись монастырскими, сегодня они имеют статус подворья Варницкой обители. Храмы были возвращены Церкви в 1989 году - первыми из всех храмов Ростова и Ростовской области.

Для возрождения богослужебной жизни в возвращенных храмах на родину преподобного Сергия были «командированы» из Троице-Сергиевой Лавры трое монахов - Феодор, Сергий и Никон. Им пришлось приложить немало усилий, чтобы церкви стали пригодными к проведению богослужений, поскольку к моменту передачи их Церкви они находились в полуразрушенном состоянии. В храме прп. Паисия Великого и мч. Уара в первое лето вставили окна, переложили печи и перекрыли крышу. Средства на ремонт собирались при помощи окрестных жителей. Они же приносили иконы.

После долгих лет запустения, Троице-Сергиев Варницкий монастырь возрождается. Уже отреставрирован Введенский храм, заново отстроен Троицкий собор. И сравнительно недавно в обители был заложен обширный каменный храм во имя преподобного Сергия. «Это будет храм, - говорил наместник монастыря архимандрит Силуан в 2007 году, когда строительство было еще только в планах, - который займет центральное место в монастыре. Святейший Патриарх благословил строительство, лично подписал проект строительства этого храма». К январю 2009 года заложили фундамент. Конечно, завершение собора - дело не самого ближайшего будущего. Предполагается, что закончат его к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия, которое выпадает на 2014 год.Достаточно посмотреть на макет будущего храма, чтобы убедиться в том, что он действительно будет очень величественным и масштабным. Особенно видно это при взгляде на макет монастыря в целом. Появление такого храма, несомненно, станет большим событием не только для самого монастыря и окрестных жителей, но и для паломников издалека - ведь во время праздничных богослужений (в частности, в дни памяти преподобного Сергия) он сможет вместить в себя гораздо больше богомольцев, чем нынешний соборный храм обители, Троицкий.

Ныне Троице-Сергиев Варницкий монастырь - подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры - состоит в непосредственном ведении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995).Название происходит от соляных варниц, в XV-XVII вв. находившихся близ мон-ря на р. Ишне. По преданию, В. м. основан на месте дома преподобных Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия Радонежского . В Житии прп. Сергия название имения его родителей отсутствует, в Пространной редакции жития сказано, что оно «бе в пределех Ростовьскаго княжения, не зело близ града Ростова» (ПЛДР. XIV - сер. XV в. С. 288). В примечаниях А. А. Титова к «Летописцу о Ростовских архиереях» свт. Димитрия (Туптало) сказано, что В. м. был заложен 5 июля 1427 г. Ростовским еп. Ефремом на месте, где прежде стоял дом отца прп. Сергия, однако источник этого утверждения неизвестен. Е. Е. Голубинский считал предание об основании В. м. на родине прп. Сергия «совсем новым» и не могущим претендовать «на особую достоверность». Косвенным образом предание подтверждается существованием в обители по крайней мере с XVII в. престола во имя прп. Сергия; в собрании ГМЗ «Ростовский Кремль» сохранился Синодик В. м. кон. XIX в., в к-ром перечислены родственники прп. Сергия (Р-1135. Л. 2).

Впервые В. м. упоминается в тарханной грамоте мон-рю 1614 г. царя Михаила Феодоровича , в к-рой говорится о существовании обители при вел. кн. Василии III Иоанновиче (1505-1533) (ИРИ. Т. 3. С. 500). В 1609 г. мон-рь был разорен польск. и литов. отрядами и шайками разбойников; восстановлен по инициативе Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) , в дозорной кн. 1619 г. упомянут «Троецкого монастыря от варниц поп Овдоким», участвовавший в дозоре. В переписной книге 1678 г. мон-рь назван Троицким Сергиевым, в писцовой книге 1685 г. перечислены постройки В. м.: деревянные Троицкий храм, шатровая ц. прп. Сергия Радонежского, 2 надвратные церкви - свт. Николая Чудотворца и святых Космы и Дамиана, колокольня с часами, ограда, игуменская и братские кельи, помимо игумена и казначея в обители в то время жили 4 монаха. В кон. XVI в. в обители подвизался блж. Стефан Ростовский († после 1592), в нач. XVIII в.- блж. Стефан († после 1718), родственник Ростовского еп. Досифея (Глебова) , предсказавший последнему архиерейское служение и казнь.

В 1725 г. указом Ростовского еп. Георгия (Дашкова) мон-рь был обращен в жен., в него перевели ок. 100 сестер упраздненного ростовского в честь Рождества Богородицы монастыря , 7 бывш. насельников В. м. перешли в ростовский Преображенский мон-рь. Из Рождественского мон-ря в В. м. были перевезены деревянные кельи монахинь. В 1731 г. настоятельница В. м. игум. Христофора обратилась к Ростовскому архиеп. Иоакиму с прошением о переводе сестер обратно в Рождественский мон-рь, поскольку в В. м. ощущался недостаток во всем, даже в питьевой воде и дровах. В 1731 г. В. м. вновь стал муж. К 1744 г. к мон-рю были приписаны 300 чел. крестьян. В 1764 г. В. м. был выведен за штат с управлением строителями. Состав братии (до 10 чел.) был непостоянен, настоятели часто менялись (с сер. XVIII по сер. XIX в. сменилось ок. 35 настоятелей). С 18 марта 1819 г. в В. м. пребывал на покое по собственному прошению Уфимский еп. Августин (Сахаров) , родиной к-рого было с. Зверинец близ В. м. В монастыре еп. Августин составил «Полное собрание духовных законов» (в 15 томах) и др. сочинения, архиерей погребен у юж. стены Троицкого собора.

До сер. XVIII в. все постройки В. м. были деревянными. 16 окт. 1771 г. Ростовский еп. Афанасий (Волховский) освятил в обители первый каменный храм - одноглавый Троицкий собор с приделами во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских (юж.) и святителей Александрийских Афанасия и Кирилла (сев.). С запада к собору над папертью была пристроена трехъярусная колокольня. В 1784-1785 гг. у сев. стены собора был возведен теплый каменный Никольский храм (прежняя деревянная Никольская ц. «по вынесении из нее святого антиминса» в 1784 была продана «на обжиг кирпича»). В 1800 г. напротив зап. входа в собор был выстроен двухэтажный настоятельский каменный корпус (перестроен в 1847), в 1828 г.- одноэтажное здание братских келий (перестроено в 1897). Пожар 26 сент. 1824 г. уничтожил крышу и часть иконостаса Никольской ц., все хозяйственные постройки. Вскоре попечением еп. Августина (Сахарова) и ростовского купца М. М. Плешанова по проекту ярославского архитектора П. Я. Панькова было начато возведение каменного Введенского храма. 27 мая 1828 г. состоялась закладка храма, 7 окт. освящен главный престол, в следующем году освящены приделы: во имя ап. Иоанна Богослова (сев.) и во имя прор. Илии (юж.). Иконостас исполнил московский резчик М. М. Ермолаев, иконы написал ярославский мастер Н. Антонов, позже ростовский худож. Н. Д. Гладков расписал стены храма. В 1840 г. для Введенской ц. Плешанов заказал 11 серебряных риз на иконы, в 1845 г. пожертвовал иконы свт. Николая и прп. Феодора Студита. В 1854 г. неизвестным благотворителем в Троицкий собор мон-ря была передана написанная в ТСЛ икона прп. Сергия с частицей мощей преподобного, а также частицами мощей вмч. Димитрия Солунского, Иоанна и Никиты, свт. Новгородских, прп. Макария Калязинского. В 1848-1852 гг. В. м. был обнесен каменной оградой с 4 башнями, в 1867 г. над св. вратами в юж. стене иеродиак. Меркурий написал на железном листе картину «Явление отроку Варфоломею ангела Божия» с надписью: «На сем месте явился ангел Господень во образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский».

25 сент. 1892 г., когда праздновалось 500-летие преставления прп. Сергия, праздничную литургию в В. м. совершил Угличский еп. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) в сослужении духовенства 22 храмов и 5 мон-рей. В том же году при В. м. были устроены странноприимный дом и богадельня для престарелого духовенства Ярославской епархии, уч-ще. Обители принадлежало неск. часовен при Московской дороге и при железнодорожной станции «Ростов». На средства купцов В. А. Мальгина и И. А. Рулёва в 1897 г. в В. м. были произведены ремонтно-реставрационные работы. Благодаря пожертвованиям ростовских купцов к нач. XX в. капитал мон-ря, хранившийся в гос. банке, насчитывал более 60 тыс. руб. Мн. благотворители мон-ря (купцы М. М. и Д. М. Плешановы, В. А. Малыгин и др.) похоронены на монастырском кладбище, у алтаря Введенской ц.

В. м. посещали святители Филарет (Дроздов) (1836), Иннокентий (Борисов) (1841), св. прав. Иоанн Кронштадтский (1894). В 1907-1913 гг. обитель трижды посетил Ярославский архиеп. св. Тихон (буд. Патриарх Московский и всея России), содействовавший ремонту монастырских храмов. 12 янв. 1914 г., в день отъезда святителя в Виленскую епархию, насельники В. м. подарили архиеп. Тихону икону прп. Сергия Радонежского. С 1 окт. 1915 г. в связи с первой мировой войной в В. м. находились насельницы Евфросиниева суздальского монастыря (30 сент. 1918 эвакуировались в Полоцк), располагалось епархиальное ДУ.

1 марта 1919 г. В. м. был закрыт, из храмов была изъята серебряная утварь (более 5 пудов). Согласно отчетам местных властей, при изъятии церковных ценностей в апр. 1922 г. в В. м. «толпа верующих в количестве 300 чел. не допустила изъятие. Члены комиссии действовали насильно» (ЦА ФСБ. Ф. 1. Оп. 6. Д. 497. Л. 45). Последний настоятель В. м. иером. Георгий с братией оставались жить в обители, но были приписаны к варницкому приходскому Никольскому храму, 20 марта 1923 г. иером. Георгий был возведен в сан игумена, затем архимандрита, 26 февр. 1924 г. 80-летний архим. Георгий был насильно выселен из мон-ря вместе с др. иноками. Троицкий собор с колокольней был взорван, разрушены келейный корпус у юж. стены, ограда, уничтожено монастырское кладбище. В 60-90-х гг. XX в. в перестроенной Введенской ц. находился гараж, инкубатор птицесовхоза. Часть икон и утвари, принадлежавших В. м., в наст. время хранится в ГМЗРК.

В 1989 г. РПЦ были переданы приходские храмы Воскресения Словущего (1814) и святых Паисия и Уара (1893) близ В. м., насельниками ТСЛ они были отремонтированы, в наст. время приписаны к В. м. В 1992 г., когда праздновалось 600-летие преставления прп. Сергия, на месте разрушенного Троицкого собора в В. м. была поставлена деревянная часовня, над древним св. колодцем устроена сень. 13 февр. 1995 г. В. м. был передан РПЦ, указом Свящ. Синода стал подворьем Троице-Сергиевой лавры, настоятелем был назначен игум. Борис (Храмцов). 30 апр. 2003 г. наместник Троице-Сергиевой лавры еп. Феогност (Гузиков) освятил в В. м. отреставрированную Введенскую ц. К июлю 2003 г. в обители построены Троицкий собор с 4-ярусной колокольней, двухэтажное здание трапезной, 3 стены с башнями. 29 июля 2003 г. состоялась закладка надвратного храма свт. Николая Чудотворца. К июлю 2003 г. в обители жили 12 насельников, настоятель - игум. Силуан (Глазкин; с 1998). При обители действуют православная гимназия, воскресная школа и б-ка. Постановлением Свящ. Синода от 16 апр. 2016 г. настоятелем мон-ря назначен иером. Пемен (Артюхов). 9 июня 2016 г. Святейшим Патриархом Кириллом (Гундяевым) иером. Пимен возведен в сан игумена.

Арх.: ОР РНБ. Ф. 775 (Фонд А. А. Титова). Ед. хр. 1256, 2886; РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 839. Л. 290-290 об.; Книга для записок о случившихся достопамятностях исторических, служить могущих к продолжению российской истории // ГМЗРК. Р-763; ГАЯО, Ростовский фил. Ф. 125. Оп. 1. Д. 2. Л. 132, 135; Ф. 197. Оп. 1. Д. 778. Л. 1, 21, 31-31 об.

Лит.: Титов А . А . Историческое описание Троицко-Варницкого заштатного муж. мон-ря близ Ростова Великого Ярославской губ.: Родина прп. Сергия, Радонежского чудотворца. Серг. П., 1893; Ярославская иерархия в описании прот. Иоанна Троицкого // С предисл. и примеч. А. А. Титова. Ярославль, 1901. Вып. 1: Заштатные мон-ри Петровский, Белогостицкий и Варницкий; Голубинский Е . Е . Прп. Сергий Радонежский и основанная им Троице-Сергиева лавра. М., 1909; Мельник А . Г . Уничтоженные храмы Ростова Великого // Моск. журнал. 1991. № 11. С. 18-19; она же . Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С. 56-57; Виденеева А . Е . К истории Ростовского Троице-Варницкого мон-ря // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы междунар. конф. 1998. М., 2000. С. 196-208; Вахрина В . И . Троице-Сергиев Варницкий мон-рь. М., 2001.

Д. Б. Кочетов

Расскажите немного об истории монастыря и о том, как вы начали возрождать обитель.

– Троице-Сергиев Варницкий монастырь основан 5 июля 1427 года как своеобразный памятник преподобному Сергию Радонежскому. Дело в том, что в 1422 году были обретены нетленные мощи преподобного. А через пять лет ростовцы, чтобы почтить память своего земляка – великого русского святого, решили на том месте, где стоял дом родителей преподобного Сергия, основать монастырь. Так и было сделано.

Сначала монастырь был деревянный, до XVIII века все строения монастыря были деревянными. Затем обветшавший Троицкий собор, стоявший на месте дома, в котором родился преподобный Сергий, был заменен на каменный. А потом – в XIX веке – были построены уже другие каменные здания, стены, башни…

После революции, в 1919 году, Варницкий монастырь был закрыт, разграблен, а в братских кельях, настоятельском и странноприимном домах были устроены коммунальные квартиры. Монахи репрессированы. Сам Троицкий собор в 1930 году был взорван вместе с колокольней, разрушены стены, башни. Вдоль монастыря была проложена автомобильная дорога. Новая власть решила уничтожить память о преподобном Сергии, и было сделано все, чтобы ничто из монастырских построек не напоминало о святом месте. Даже фундамент Троицкого собора был срыт, а на месте собора была устроена, страшно сказать, мусорная свалка. Вот такое было кощунство, такое было надругательство над памятью великого русского святого.

Слава Богу, что безбожный вавилонский плен кончился и в нашей стране появилась возможность восстанавливать разрушенные святыни. В 1995 году вышел указ Святейшего Патриарха Алексия II, чтобы наместник Троице-Сергиевой лавры принял место рождения преподобного Сергия под свое попечение. И по просьбе архиепископа Ярославского и Ростовского Михея лавра взяла это святое место под свое покровительство. Начались восстановительные работы. Сначала они проводились неспешно – возможности были ограничены. Первым настоятелем монастыря был игумен Борис. Он потрудился два года, при нем была сделана объездная дорога вокруг монастыря. Это очень важно, поскольку тогда территория освобождалась от того большого количества машин, которое проезжало через монастырь. Церкви была возвращена часть монастырских помещений в братском корпусе, странноприимном и в настоятельском домах.

Потом, через два года, отец Борис уехал в город Иваново. А в 1998 году Святейший Патриарх назначил на восстановление монастыря меня, и вот уже восемь лет приходится мне выполнять послушание – восстанавливать эту древнюю замечательную Варницкую обитель.

– Вы ведете здесь не только монашескую жизнь, но и занимаетесь просветительской деятельностью. Есть школы. Не могли бы вы немного рассказать, как появилась идея создать на территории обители православную школу?

– До пятнадцати лет преподобный Сергий, тогда еще Варфоломей, прожил в Варницах. Его детские годы прошли рядом с древними святынями Ростова Великого. Здесь он был воспитан своими родителями в вере и благочестии, здесь впитал в себя все святое, чем украшена Ростовская земля. И у нас появилась мысль, что и мы можем поучаствовать в благом деле созидания, восстановления духовности и нравственности в нашем отечестве тем, что поможем молодым людям, поможем подготовить желающих школьников для поступления в духовные семинарии, на богословские факультеты университетов и институтов, чтобы уже в 10–11 классах они могли получать параллельно и начальное богословское образование. Для того чтобы такая идея осуществилась, у нас в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха был открыт пансион при гимназии. Мы учим не только тех, кто живет рядом с монастырем, в поселке Варницы, в соседних селах, деревнях, городе Ростове, но стали приглашать и из других регионов желающих получить полное среднее и начальное богословское образование.

Начальное богословское образование у нас основывается на семи дополнительных предметах. Это закон Божий, история Церкви, литургика (изучение богослужения), церковно-славянский язык, церковное пение, основы иконописи и гомилетика (умение проповедовать слово Божие). К нам приезжают ученики из разных мест. Здесь во время учебы они знакомятся друг с другом, дружат, участвуют в совместных молитвах и службах, вместе ездят в паломнические поездки по святым местам. Мы находимся в центре «Золотого кольца», и ученики очень любят посещать наши древние города: Ярославль, Углич, Переславль, Владимир, Суздаль, Сергиев Посад и другие святые места. Мы используем любую возможность, чтобы лучше познакомить учеников со святынями нашей Церкви. За два года у учеников есть возможность получить начальное богословское образование, которое является хорошим базисом для поступления в духовные и православные учебные заведения и для дальнейшего служения Церкви Христовой.

– Ученики как-то участвуют в жизни монастыря, выполняют какие-то послушания?

– Да, участвуют. Из учеников гимназии создан хор, который поет во время богослужений. Ученики гимназии читают во время богослужений часы, шестопсалмие, кафизмы, Апостол, различные молитвы, служат в храме в качестве алтарников, учатся колокольному звону, несут послушание дежурных по храму… К нам приезжает много паломников из разных мест. Некоторые ученики несут послушание экскурсовода, рассказывают о преподобном Сергии, об истории обители, о гимназии. Наши ученики и проповедуют. У нас существует расписание проповедей. Каждый день мы вспоминаем каких-то святых, и перед братским молебном ученики по очереди произносят проповедь. Это очень помогает им почувствовать себя служителями Церкви, а проповедь заставляет глубже задуматься о духовной жизни и брать пример с того святого, материал о жизни которого они изучили и о котором они рассказывают. Несут послушание ученики и в трапезной, помогают нам в благоустройстве монастырской территории. Зимой убирают снег. Летом наводят порядок, убирая и подметая территорию монастыря. Также они делают посильные добрые дела, помогая нуждающимся людям, которые обращаются за помощью.

Но у вас есть еще и гимназия для младших школьников. Как она появилась?

– Да, она появилась в 2002 году. Сначала у нас при монастыре возникла воскресная школа, потом, видя опыт других храмов и обителей, мы решили открыть полную общеобразовательную школу, тем более что рядом с монастырем сохранилось здание бывшей церковно-приходской школы. Мы добились, чтобы это здание возвратили монастырю (там находилась контора лесхоза) и организовали православную гимназию.

– Чем отличается программа этой гимназии от общеобразовательных школ, например, города Ростова? Какие у вас особенности?


– Особенностью обучения и воспитания в православной гимназии является то, что у нас изучается закон Божий, ученики молятся перед началом уроков и по окончании уроков. Утром, когда они приходят на занятия, то прежде всего совершают утреннее молитвенное правило в Воскресенском храме, который находится рядом с гимназией. Особенностью обучения и воспитания является также и то, что храм Божий является очень важным учебным классом, посещение которого помогает лучше понять значение молитвы и непосредственно участвовать в общей молитве, приобщиться к прекрасному, духовному, святому. К большим праздникам, к Рождеству Христову, к Пасхе наши учащиеся готовят духовно-нравственные постановки, даже спектакли. Когда наступают эти праздники, то мы приглашаем учеников из других школ, разных людей, благотворителей, и эти выступления бывают очень интересны и полезны как участникам, так и зрителям. Ученикам с интересом ездят по другим школам, выезжают в детские дома, посещают воинскую часть и там, поздравляя других людей с праздниками, поют замечательные песни и показывают свои духовно-нравственные постановки.

То есть это своего рода миссионерская деятельность…

– Совершенно верно.

– Я знаю, что у вас в обители строится также миссионерский корпус, значит вы как-то собираетесь расширять миссионерскую деятельность?

– Да, она у нас ведется, но с каждым годом расширяются возможности, и одно из направлений – паломническое. К нам приезжают люди из разных мест, мы рассказываем им не только об истории обители, но и о преподобном Сергии, отвечаем на самые разные вопросы. Люди присылают письма – мы отвечаем на них. У нас есть гостиница для паломников, есть возможность для желающих остановиться, помолиться на богослужении, чтобы ощутить духовную жизнь обители, не только посмотрев на храмы, но и непосредственно приняв участие в богослужении.

– Сейчас очень остро стоит вопрос введения основ православной культуры в российских школах. Как в Ростове и вообще в Ярославской области обстоит с этим дело?

– Этот предмет сейчас вводится у нас в Ростове. Введение этого предмета поддерживает департамент образования Ярославской области во главе со Степановой Татьяной Александровной, которая написала учебник по основам православной культуры с акцентом на изучение тех святынь, которые есть в Ярославской епархии. У нас в Ростове начальник управления образования Скворцова Александра Николаевна также содействует этому благому делу, и этот предмет уже преподается в некоторых школах. Сегодня у нас в гостях были ученики пореченской школы, которые изучают этот предмет. Он введен еще пока не во всех школах, но процесс идет, и я думаю, что в скором времени все ученики будут иметь возможность получать религиозную грамотность, а, следовательно, полноценное образование.

То есть здесь нет таких битв, как, например, в Москве?

Расскажите немного о ваших духовных и организационных планах.

– В настоящее время мы готовимся строить храм, посвященный преподобному Сергию. Это будет храм, который займет центральное место в монастыре. Святейший Патриарх благословил строительство, лично подписал проект строительства этого храма. Даст Господь, после Пасхи будет заложен фундамент.

Еще мы работаем над книгой о нашем монастыре, и надеемся, что в скором времени она выйдет в свет. Эта книга об истории Варницкого монастыря и православной гимназии, существующей при нем.

Нами был создан фильм о возрождении Варницкого монастыря – «Под благодатным покровом преподобного Сергия Радонежского». Недавно он был показан по телевидению на канале «Россия». Мы надеемся, что будет возможность сделать определенный тираж этого фильма и таким образом шире знакомить желающих с жизнью обители.

Также у нас уже несколько лет развивается издательская деятельность. Мы печатаем настенные и карманные церковные календари с указанием дней памятей святых. Особенно отмечаем память святых Ярославской земли, среди которых много новомучеников и исповедников Российских.

Вы упомянули о новомучениках. Кто-то из братии монастыря тоже пострадал в те годы?

– Пока таких материалов мы не нашли, но поиски в архивах продолжаются. Известны новомученики других обителей и храмов Ярославской епархии из числа священников и монахов, но будем надеяться, что нам удастся узнать о судьбе той братии, которая подвизалась здесь в годы революции.

– Наверное, еще сохраняется духовная связь вашего монастыря с Троице-Сергиевой лаврой?

– Да, нам оказывают ощутимую помощь и наместник лавры епископ Феогност, и братия. Они приезжают к нам, а наша братия регулярно ездит за духовной поддержкой в лавру. Связь самая живая и непосредственная.

А ваши ученики поступают в лаврскую, то есть в Московскую духовную семинарию?

– Да, ряд выпускников нашей гимназии поступил учиться в Московские духовные школы, да и некоторые послушники нашей обители учатся там же.