Эсминец гремящий. Эсминец «Гремящий. Модернизации и переоборудования

Сначала несколько слов об участниках тех событий. Боевой путь кораблей рассмотрим только до осени 1943 года - времени описываемых событий.

Tранспорт «Марина Раскова»: Построен в 1919 году под названием «Солсбери» (Salisbury) для судовладельческой компании Shawmut Steamship Co.. Вступил в строй в апреле 1919 года и принят Государственной комиссией по судоходству США (US Shipping Board, USSB) под название «Майстик» (Mystic). В том же году возвращён первоначальному судовладельцу и находился у него в эксплуатации до 1924 года, когда был продан судовладельческой компании «Юнайтед Шип энд Коммерс» (United Ship & Commerce). С 1930 года под именем «Мэнмайстик» (Munmystic) принадлежал судовладельческой фирме «Мэнсон Стимшип Лайн Инкорпорейтед» (Munson Steamship Lines Inc.), с 1937-го как «Ибревиль» (Iberville) – «Уотермэн Стимшип Компании» (Waterman Steamship Co.). В 1941 году принят от неё Государственной военной судоходной администрацией США (US War Shipping Administration, WSA) и переименован в «Айронклэйд» (Ironclad).

Корабль участвовал и уцелел в печально знаменитом конвое PQ-17. Лейтенант Гредуэлл, командир военизированного английского транспорта «Айршир», спас три транспорта – «Трубадур», «Сильвер Сворд» и «Айронклайд», уведя их в ледяные поля. Там они были перекрашены в белый цвет и продолжили движение к Новой Земле, вдоль берега которой дошли до места назначения. Если говорить о везении как о важном элементе жизнеспособности корабля, то к этому пароходу, фортуна была далеко не благосклонна. Осенью 1942 г., два раза выходя обратно в Англию с экспортным грузом, пароход садился на мель в различных частях Белого моря – сначала на Молотовском рейде, а затем близ устья р. Поной. Аварийно-спасательная служба Северного флота сняла его с камней и привела в Молотовск. Там судно некоторое время стояло в полузатопленном состоянии, круглосуточно работали водоотливные средства, из американской команды оставались только стармех и старпом. Больше полугода шёл ремонт. Пароход осушили, очистили, на заводе № 402 в Молотовске изготовили руль и раму ахтерштевня.

В конце марта 1943 года, судно было предоставлено американцами в рамках ленд-лиза советской стороне, после чего его передали в состав Северного государственного морского пароходства (СГМП) уже под новым именем – «Марина Раскова».

Эскадренный миноносец проекта 7 «Гремящий»: «Гремящий» был заложен 23 июля 1936 года заводе № 190 в Ленинграде под заводским № С-515. В 1939 году зачислен в состав Балтийского флота. Вскоре после вступления в строй «Гремящий» в паре с кораблём «Сокрушительный» совершил переход по Беломорско-Балтийскому каналу из Кронштадта в Полярное. Во время советско-финской войны «Гремящий» использовался в качестве дозорного корабля, выполнял разведывательные операции, участвовал в конвоировании транспортных судов. С ноября 1940-го по май 1941 года корабль прошел гарантийный ремонт и к моменту нападения гитлеровской Германии находился в хорошем техническом состоянии.
2 марта 1943 года эскадренный миноносец «Гремящий» был удостоен гвардейского звания «за проявленную отвагу в боях за отечество с немецкими захватчиками, за стойкость и мужество, за высокую воинскую дисциплину и организованность, за беспримерный героизм личного состава».

Всего за период с начала войны до 1 июня 1943 года «Гремящий» прошел 27043 мили за 1921 ходовой час. За это время он провел 9 стрельб по береговым целям (4 раза по пеленгу и дистанции и 5 раз с корректировкой с берега), выпустив 1425 130-мм снарядов. Корабль отразил 66 воздушных атак, израсходовав при этом 1115 76-мм, 3633 37-мм и несколько сотен 45-мм снарядов. За два года войны он 6 раз использовал противолодочное оружие, сбросив в сумме 31 малую и 30 больших глубинных бомб.

Эскадренный миноносец проекта 7 «Громкий» «Громкий» был заложен 29 апреля 1936 года в Ленинграде на заводе №190 (заводской № 503), спущен на воду 6 декабря 1937 года, вступил в строй 31 декабря 1938 года и вошел в состав Балтийского флота.
19 мая 1939 года по Беломоро-Балтийскому каналу ушел на Север и 26 июня 1939 года прибыл в Полярный и вошел в состав Северного флота. Там же проходил боевую подготовку, с ноября 1940-го по 8 июня 1941 года находился на ремонте в Мурманске. Всего до начала войны прошел 14 302 мили.
С началом войны эминец занимался постановкой оборонительных минных заграждений, вел обстрел вражеских сухопутных позиций на побережье. С марта 1942 года использовался в основном для эскортирования союзных и внутренних конвоев.

Всего за период с начала Великой Отечественной войны до 1 января 1943 года «Громкий» совершил 33 похода, пройдя 9700 миль за 719 ходовых часов. За два года войны (до 1 июля 1943 года) им было выполнено 18 артобстрелов береговых позиций противника (выпущено 2755 130-мм снарядов), еще 7 раз применялся главный калибр при отражении воздушных атак (38 130-мм снарядов). За тот же период было истрачено 680 76-мм, 520 45-мм, 1084 37-мм снарядов и 1531 12,7-мм патронов (без учета учебных стрельб). При этом на счету «Громкого» восемь сбитых самолетов: пять Ю-88 и три Ю-87.

Перейдем непосредственно к событиям октября 1943 года.
В октябре Баренцево море редко бывает спокойным. Северные и северо-восточные ветры то и дело вырываются на просторы океана, поднимая огромную волну. Хмурым становится день. Сорванные ветром гребни волн замерзают на лету и ледяными колючками секут лицо.

Часто налетают метели. Обычно они идут полосами, поэтому и получили название снежных зарядов. Трудно мореплавателю в такую погоду. Видимость сокращается до нуля, к тому же начинает входить в свои права и полярная ночь. Дни становятся короткими, тусклыми и больше походят на вечерние сумерки.
Вот в таких условиях осенью 1943 года миноносцы «Гремящий» и «Громкий» получили задачу отконвоировать транспорт «Марина Раскова» на Новую Землю. Транспорт большой - двенадцать тысяч тонн водоизмещением, но ценен был не только своей величиной. Он вез грузы северным островным базам и полярникам-зимовщикам: продовольствие, боеприпасы, теплую одежду, топливо, а также тракторы, самолеты и другую технику. Кроме того, на судне следовало сотни полторы пассажиров - новые зимовщики и их семьи.

Навигация закрывалась. Если «Марина Раскова» не сможет дойти по назначению, полярники останутся на зиму без самого необходимого.

На «Гремящем» шел его бывший командир, а ныне командир дивизиона и старший конвоя капитан 2 ранга Гурин Антон Иосифович.
На пути от выхода из Белого моря до Белушьей губы конвой подстерегали не только плавающие мины и не только шесть подводных лодок противника, отмеченных радиоразведкой флота, но и опасность, которую таил в себе прогноз погоды, который дали метеорологи - надвигался мощный циклон.

Вначале ветер был слабым. Но часа через три прогноз погоды стал оправдываться. Черные тучи низко нависли над морем. Над волнами стлался туман. Наступила кромешная тьма. Даже самые зоркие сигнальщики с трудом различали шедший неподалеку транспорт.

Гурин принял решение зайти в Иокангу, чтобы поставить дополнительные крепления и провести дополнительную балластировку для увеличения живучести и остойчивости кораблей. В свободные балластные цистерны были загружены и там зацементированы чугунные болванки. Тем самым обеспечивалась более надежная остойчивость кораблей на волне.

Эти работы заняли около суток, после чего конвой вышел по назначению, несмотря на шторм.

Опасения командира конвоя были вполне понятны - именно в такой же 11-бальный шторм 20 ноября 1942 в Баренцевoм морe погиб эсминец «Сокрушительный», напарник «Гремящего» и «Громкого» по многим операциям. Его корпус не выдержал и на волне переломился пополам. После неудачной спасательной операции эсминец затонул.

Стоит отметить, что и у «Гремящего» и особенно у «Громкого» был печальный опыт плавания в тяжелых штормовых условиях.

После выхода конвоя из Святоносского залива в открытое море шторм разыгрался с новой силой. Огромные волны перехлестывали через палубы кораблей. Вскоре ветер перешел в ураган. Ударами волн эсминцы клало на борт по кренометру до 53 градусов, то есть крен был на пределе остойчивости кораблей. Наглухо принайтовленные предметы внутри помещений срывало. Гул шторма и удары волн не могли заглушить непрестанное скрипение корпусов. Корпусa эсминцев изгибались на волне, верхушки мачт то сходились, то расходились, грозя оборвать антенны. Корабли терял ход и переставали слушаться руля. До полуночи конвой шел на норд-ост малым ходом.

Только 150 миль оставалось до пункта назначения конвоя, когда случилась беда. Около полуночи сигнальщик «Громкого» доложил, что транспорт изменил курс и идет на эсминец. Едва корабль уклонился от встречи, как с другого борта последовал доклад старшины сигнальщиков «Гремящего» Николая Фокеева, что судно вновь изменило курс и идет уже в сторону «Громкого».

Гурин запросил капитана транспорта. Ответ пришел тревожный. У судна вышло из строя рулевое управление, исправить его нет возможности: руль отбит волной. Попытки управлять транспортом при помощи машин в такой шторм ни к чему не привели. Беспомощный пароход стал огромной металлической коробкой, гонимой по воле ветра и волн.
Нередко волны достигали такой высоты, что транспорт совершенно исчезал в провалах между ними. Время от времени наползал туман и набегали снежные заряды, разобщая корабли охранения и поврежденный пароход. Все это могло быть чревато непоправимыми последствиями, которые угрожали сорвать снабжение Новой Земли.

О создавшемся положении радиограммой доложено командующему флотом. Это была единственная радиограмма за весь поход (работа рации могла привлечь подводные лодки). Получили ответ: «Продолжать операцию».

Гурин принял решение взять транспорт на буксир, прекрасно понимая всю сложность буксировки беспомощного парохода. Для безопасности решили прибегнуть к способу, не предусмотренному в учебниках морской практики. «Гремящий» носом приблизится к корме транспорта, передаст буксир. После этого «Марина Раскова» даст ход, а эсминец будет заносить корму транспорта то вправо, то влево, чтобы удерживать его на курсе.

Но до утра нечего было и думать о спасательных работах, важно было не потерять транспорт из виду.

Наступил пасмурный день, утренний свет едва пробивался сквозь черные рваные тучи, несущиеся над морем. Гурин объявил свое решение: экипажу «Гремящего» подготовиться к буксировке «Марины Расковой», «Громкому» обеспечивать прикрытие, чтобы не допустить торпедной атаки подводных лодок противника и столкновения конвоя с плавающими минами.
Ураган продолжал трепать корабли. Сила ветра достигала одиннадцати - двенадцати баллов. Верхушки волн, иссеченные ветром, превратились в сплошную пену. Перед кораблями вставали валы такой высоты, что «Гремящий» не успевал взбираться на вершину их, и они обрушивались на него.
Корпус и верхняя палуба исчезали в бурлящих потоках. Волны непрерывно перекатывались через корабль, заливали вентиляционные устройства. Грохот шторма заглушал все звуки движения, даже бешеное вращение вхолостую винтов, то и дело висевших в воздухе, едва корабль зарывался форштевнем в море.

На мостике нельзя было разговаривать. В шуме урагана люди не слышали друг друга, приходилось кричать прямо в ухо. Непрерывное нервное напряжение изматывало людей. Рулевые сменялись через каждый час. Но как ни тяжело было верхней вахте, в машинных и котельных отделениях было еще труднее. Здесь к качке добавлялась жара, так как все помещения были наглухо закрыты, как положено по боевому расписанию. Машинисты уже несколько вахт работали без смены, и сменить их не представлялось возможности: пройти по верхней палубе в такую волну нельзя без риска быть смытым за борт.

По сигналу аврала моряки «Гремящего» вышли на верхнюю палубу. На полубаке подчиненные боцмана Речкина, артиллеристы носового орудия и другие матросы готовили тяжелый стальной трос. Волны обрушивались на людей, грозили их смыть. Но моряки трудились, поддерживая друг друга. Руководили работами помощник командира Васильев и корабельный артиллерист Гаврилов.

Сразу подойти к транспорту не удалось. Корабль стремительно кидало на транспорт. Долго маневрировали, прежде чем сумели перекинуть бросательный конец.

Наконец буксирный трос был подан и закреплен. Транспорт дал ход. «Гремящий» помог ему лечь на заданный курс. Так прошли около сорока миль. Они стоили неимоверных усилий. Транспорт не хотел слушаться, да и эсминец еле-еле управлялся на высоких, как горы, волнах. Судно постоянно сбивалось с курса.

Наступивший рассвет не принес ничего хорошего. Ураган неистовствовал. Продвижение все замедлялось. Гурин решил рискнуть и изменить вид буксировки.

Вновь моряки выбрались на верхнюю палубу. Теперь они работают на юте, на кормовой ее части. Здесь им еще труднее. Полубак, где вчера мучились моряки с тросами, высоко поднят над водой. Сюда доходила не каждая волна. На юте дело другое. Здесь палуба низкая и волны свободно перекатываются через нее. Людей временами захлестывает с головой. Помощник командира капитан-лейтенант А. М. Васильев, главный боцман П. В. Речкин, моряки Н. Афонин, М. Цуриков, А. Кавунев растаскивают и заводят на кнехты стальные и пеньковые тросы. К ним подоспели сменившиеся с вахты матросы из всех боевых частей корабля. Вода по-прежнему заливает палубу, сбивает людей с ног, ее потоки тащат их к срезу кормы, в бурун от винтов.


(Красноречивая характеристика плохой мореходности эсминцев-«семерок»:
при зарывании в волну корабль полностью закрывало облако брызг.)

Матросам приходится привязываться веревками, чтобы ненароком не очутиться за бортом. И когда волны спадают, моряки поднимаются на ноги, отряхиваются от воды, принимаясь за дело. А дело подвигается медленно. Волна раскидывает, путает тросы. Захлебываясь, окоченев от холода в промокшей одежде, матросы снова и снова распутывают стальные канаты, укладывают их на палубе.

Самое сложное в подобной обстановке - подать на транспорт буксирный трос. Гурин приказал командиру «Гремящего», капитану 3 ранга Николаеву, сманеврировать кораблем так, чтобы его корма оказалась рядом с форштевнем парохода. Риск был велик. Потерявший управление транспорт под ударами волн мог навалиться на борт корабля, который также кидало в стороны.

Осторожно «Гремящий» приближается кормой к носу транспорта. Допусти командир малейший просчет при маневрировании, и «Гремящий» бросит на транспорт, разобьет корму, поломает винты и руль. Эсминец работает машинами то назад, то вперед. Тысячи перемен хода потребовалось произвести машинистам, чтобы удержать корабль на заданном расстоянии.

Прошли часы, а не минуты, прежде чем маневр удался. Долгие восемь часов понадобились для того, чтобы передать буксирный трос на транспорт. Но вот «Гремящий» задним ходом медленно придвинулся к транспорту на короткую дистанцию. Трос был закреплен за кнехт. Эсминец дал малый ход вперед. Пароход медленно, как бы нехотя, разворачивался на заданный курс. Но в этот миг очередной девятый вал набросился на эсминец, отвалил его в сторону. На юте матросы не успели дать слабину, по тросу с треском пробежали зигзаги синего огня, и он лопнул, словно тонкая нить.

Маневр повторили. И снова неудача: трос лопнул, как и первый, с той лишь разницей, что его обрывок упал на винты «Гремящего». Пришлось застопорить ход.
Все это время, пока моряки «Гремящего» делали свое нелегкое дело, «Громкий» был в охранении и также делал свое дело: расстрелял плавающую мину, обнаруженную сигнальщиками среди вспененного моря, и отогнал от конвоя подводную лодку противника. «Громкий» ходил вокруг конвоя по увеличивающейся спирали и бросал глубинные бомбы, загоняя лодку на глубину.

Нужно было начинать все сначала. На «Гремящем» больше не оказалось подходящих тросов. Запросили капитана транспорта. Он ответил, что на судне тросы имеются, но находятся в трюме. Капитану предложили мобилизовать для авральных работ не только членов команды, но и всех пассажиров независимо от пола. Переговоры семафором затянулись. Чтобы действовать флажками в такую качку, сигнальщику нужно обладать искусством канатоходца. Пока один из сигнальщиков «писал» флажками, другой его поддерживал, чтобы товарищ не сорвался с мостика. Для того, чтобы достать трос, команде «Марины Расковой» в условиях 11-12 бального шторма пришлось вручную, с помощью пассажиров, переместить стоявщий на люке трюма трактор.

Наконец завели буксир - стальной шестидюймовый трос. Теперь уже для большей гарантии его сохранности, использовали якорную цепь и якорь транспорта. Их стравили за борт вместе с буксирным тросом, чтобы провиснув они своим весом смягчали рывки. На «Гремящем» конец троса усилили своим, обвели его петлей вокруг тумбы четвертого орудия, так как ближайшие кнехты были уже выворочены со своих мест.

Буксировка началась. С большим трудом удалось развернуть транспорт на нужный курс. Идти прямо он упорно не хотел, рыскал то в одну, то в другую сторону и тянул за собой корму миноносца, который по сравнению с ним казался очень маленьким.

Тогда кто-то высказал мысль: а что, если «Громкий» свяжется буксиром с кормой транспорта и таким образом послужит ему рулем? Предложение понравилось. Сигнальным прожектором вызвали «Громкий», который все еще носился вокруг каравана, сбрасывая глубинные бомбы. Подойти «Громкому» к корме транспорта было уже значительно легче, так как судно теперь имело поступательное движение вперед и его меньше швыряло на волне.

В результате дружных усилий команд эсминца и транспорта кормовой буксир был заведен. Скорость движения после этого увеличилась. Имея такой «руль», как корабль, транспорт лег на заданный курс. Теперь беспокоило другое: корабли и транспорт, связанные в одну «цепочку», потеряли свободу маневра и стали прекрасной целью для подводных лодок.
(Последовательность вариантов буксировки «Марины Расковой» эсминцами «Гремящий» и «Громкий»:
1. Сначала буксир был подан с носа эсминца «Гремящий» на корму транспорта. «Марина Раскова» шла своим ходом, а эсминец заносил корму транспорта то вправо, то влево, удерживая его на курсе. Так прошли около сорока миль.
2. Однако транспорт не хотел слушаться нового "руля" и постоянно сбивался с курса. Гурин решил изменить вид буксировки. Буксир передали с кормы эсминца «Гремящий» на нос «Марины Расковой». С большим трудом удалось развернуть транспорт на нужный курс и начать буксировку.
3. Но и при этом варианте идти прямо транспорт упорно не хотел, рыскал то в одну, то в другую сторону и тянул за собой корму эсминца. Тогда «Громкий» связался буксиром с кормой транспорта и таким образом послужил ему рулем. Скорость движения после этого увеличилась. Имея такой "руль", как корабль, транспорт лег на заданный курс.)

Но делать было нечего. Это был единственный способ, позволявший уверенно буксировать транспорт на огромной волне. Машинам «Гремящего» приходилось теперь обеспечивать ход трех кораблей. По оборотам винтов эсминцу полагалось бы двигаться со скоростью 12 узлов, на самом же деле он еле-еле «выжимал» два - три узла.

Люди измучились. Уже два дня экипажи не получали горячей пищи: в условиях страшной качки приготовить ее было невозможно. Каким-то чудом удалось сменить вахту в машинных и котельных отделениях, дав возможность отдохнуть вконец обессилевшим машинистам.

Но караван ждали новые испытания. До базы оставалась еще добрая сотня миль, а топливо на «Гремящем» подходило к концу. Нефтяные насосы вместо мазута все чаще захватывали воздух, и тогда в котлах гасли форсунки. Чтобы избежать этого, все топливо собрали в две цистерны, а остальные заполнили забортной водой, рассчитывая этим уменьшить качку корабля.

Внезапно эсминец «Громкий» отдал буксирные концы и стремительно, насколько позволяла волна, пошел в сторону, часто скрываясь за гребнями волн. Над морем загремели взрывы глубинных бомб. Оказывается, экипаж вторично обнаружил в такой круговерти перископ фашистской подводной лодки, выходившей в атаку на транспорт.

«Громкий» пробомбил район обнаружения глубинными бомбами и не только не дал противнику возможности выпустить торпеды, но и вынудил его отказаться от преследования конвоя. Отбомбившись, эсминец снова занял свое место в походном ордере. Правда, еще несколько раз он отрывался от конвоя и охотился за другими гитлеровскими субмаринами.
Это была та самая «волчья стая», о которой предупреждал командующий флотом перед выходом в море. Значит, противник знал о конвое и поджидал его.


(На мостике эсминца «Гремящий». Командир корабля Николаев (у пеленгатора), связист Кривощеков и сигнальщик.)

На четвертые сутки караван все-таки настолько продвинулся вперед, что простым глазом стали видны низкие берега Новой Земли. Ветер постепенно стих. Волны тоже стали меньше под защитой берега и уже не перекатывались через корабль.

На пятые сутки похода (вместо 50 - 60 часов в нормальных условиях) эсминцы и спасенный ими транспорт втянулись в узкие ворота бухты Белушьей. Путь закончен!

Задание командования было выполнено. Корабли стояли на рейде, и казалось, что они отдыхают после тяжелой работы. Эсминцы выдержали такую нагрузку, о которой, может, и не думали даже их создатели. На кораблях шел пир. Впервые за четверо суток была приготовлена горячая пища. Командиры приказали выдать положенную по нормам водку. Офицеры обедали вместе с матросами. Вспоминали трудности похода, восхищались героизмом тех, кто в шторм работал на верхней палубе, заводя буксирные концы.

Наутро корабли вышли в обратный путь. Нужно было торопиться: в базе их ожидало новое боевое задание.
Через полтора суток эсминцы «Гремящий» и «Громкий» прибыли в Архангельск. В Соломбале первым встретил корабли командующий флотом адмирал Головко. Он поздравил команды с успехом и поблагодарил за образцовое выполнение сложнейшей задачи.

A 9 ноября в штабе Северного флота было получено сообщение о том, что пароход «Марина Раскова», сдав по назначению груз в Белушьей губе, благополучно возвратился в Архангельск.

В годы Великой Отечественной войны каждая единица техники - самолет, корабль, и даже простой солдат, вносили свою лепту в защиту Родины и вели ее к приближению Дня Победы. Казалось бы, что может зависеть от простого матроса или одного корабля? Каким образом они могут привести страну и весь мир к завершению войны? Современники и исторические хроники описывали отвагу, мужество и доблесть не только отдельных солдат и матросов, но и целых подразделений и корабельных соединений, танков и самолетов. Внутреннее качество людей как бы передавалось на технику, которой они управляли.

Так и эсминец «Гремящий» вместе с командой, ее делами и поступками заслужил свое грозное для врагов название. Что же это за такой с названием эсминец?

Эсминец - вспомогательный боевой корабль

Как корабль назовешь, так он и поплывет

Эсминец «Гремящий» в годы войны действительно заслужил свое название. Он исполнил более 90 боевых задач, поставленных ему высшим командованием, прошел около 60 тысяч морских миль. Миноносец отбил 112 атак вражеской авиации, сбил 14 и серьезно повредил более 20 самолетов, успешно сопроводил порядка 40 союзных и 24 наших конвоев, потопил одну и нанес повреждения двум немецким подлодкам, десятки раз проводил обстрелы вражеских портов и позиций. И это только по официальным, документированным данным.

Летом 1945 года командир корабля А. И. Гурин получил высокое звание Героя Советского Союза.

После победы

В 1956 году с эсминца было снято вооружение, и он стал тренировочным кораблем. А еще через пару лет был исключен из состава ВМФ. Эсминец «Гремящий» 1941-1945 годов отправился на отдых, а ему на смену пришло новое современное противолодочное судно под таким же названием, которое продолжило славную боевую традицию знаменитого эсминца советского Северного флота.

Технические параметры эсминца «Гремящий»

Эсминец «Гремящий», фото которого мы видим выше, обладал мощностью в 48 тысяч лошадиных сил и водоизмещением в 2380 тонн, длиной 113 и шириной 10 метров. судна - 32 узла, запас хода при экономичном режиме - более 1600 миль. На вооружении эсминец имел четыре 130-милиметровых орудия, две 76,2-миллиметровых и четыре 37-миллиметровых пушки, а также четыре спаренных пулемета, два бомбомета и два торпедных аппарата. Кроме этого, на борту корабля помещалось 56 мин, около 55 глубинных снарядов различных размеров. Экипаж судна насчитывал 245 человек.

Итог обзора

По записям немецких офицеров и солдат ВОВ, советский флот всегда поражал их не столько техническими характеристиками орудий, сколько мужеством матросов и капитанов, которые могли воевать в любых синоптических условиях при самых разных обстоятельствах.

Так и «Гремящий» заслужил свое грозное название многими годами боевой службы по охране и защите нашей страны от вражеского нашествия. В современном российском флоте на вооружении ВМФ, конечно же, стоят более совершенные корабли, чем судна 1941-1945 годов. Однако дух боевых традиций остается прежним.

«Гремящий»

Вскоре после вступления в строй эс­минец «Гремящий» в сентябре 1939 года ушел по Беломорско-Балтийскому кана­лу на Север и 8 ноября прибыл в Поляр­ный. Во время войны с Финляндией нес дозорную службу и сопровождал тран­спорт, непосредственно в боевых дей­ствиях участия не принимал. С ноября 1940-го по май 1941 года корабль про­шел гарантийный ремонт и к моменту нападения гитлеровской Германии нахо­дился в хорошем техническом состоянии.

В ночь на 22 июня 1941 года, в 1.30, по флоту была объявлена оперативная готовность № 1, и «Гремящий» согласно плану рассредоточения немедленно пе­решел из Полярного в губу Ваенга. Здесь на второй день войны он впервые отк­рыл огонь по атаковавшим его немецким самолетам. А 24 июня эсминец вышел в первый боевой поход - правда, непро­должительный: он эскортировал тран­спорты «Моссовет» и «Циолковский» из Мурманска в Титовку. До середины ав­густа «Гремящий» базировался в Ваенге, совершая кратковременные выходы в море. За это время он отразил более 20 воздушных атак, 14 июля его зенит­чики добились попадания 45-мм снаря­да в мотор вражеского бомбардировщи­ка, а на следующий день совместно с береговой батареей сбили фашистский самолет, записав на свой счет первую документально подтвержденную победу.

18 августа «Гремящий» прибыл в Мур­манск, где ему усилили зенитное воору­жение: в придачу к двум 45-мм полуавтоматам добавили пару 37-мм пушек 70-К: одну - на рострах позади дымовой трубы, другую - на юте. Во время этих работ 22 августа корабль подвергся ата­ке с воздуха и получил первые боевые повреждения. От сотрясений, вызванных 8 разрывами 250-кг бомб (в 10 - 15 м от борта), на эсминце были выведены из строя правое 45-мм орудие, оба дально­мера ДМ-4, визир центральной наводки, в нескольких местах лопнули трубы по­жарной и санитарной магистралей, обор­вались антенны и разбились лампы ра­диоаппаратуры. К счастью, из экипажа никто не пострадал.

Четыре дня спустя эсминец ждало еще одно испытание. Срочно отремонтиро­ванный корабль в составе конвоя нахо­дился в море, когда поступило сообще­ние о торпедировании вражеской под­лодкой плавбазы ВВС Северного Флота «Мария Ульянова». Теплоход, сопровож­даемый эсминцами «Урицкий» и «Куйбы­шев», находился восточнее о.Кильдин, когда взрывом торпеды ему оторвало корму. «Гремящий» вместе с эсминцем «Громкий» устремился к месту трагедии.

С большими трудностями «Урицкому» удалось взять плавбазу на буксир, но их движение было крайне медленным. Этим не преминули воспользоваться немцы. В течение четырех часов наши корабли подвергались почти беспрерывным воз­душным атакам. «Гремящий» уклонялся от бомб сложным маневрированием. При этом ему удалось прямым попаданием 45-мм снаряда сбить один «Юнкерс-88», хотя опыта борьбы с пикирующими бом­бардировщиками у его моряков тогда практически не было. Расход боезапаса за этот день составил 55 76-мм снарядов, 138 45-мм и 265 37-мм, а также 328 12,7-мм патронов. От близких разрывов бомб кор­пус эсминца получил множество вмятин, была сорвана одна малая глубинная бом­ба и повреждена дымоаппаратура. Если учесть, что немцы сбросили около полу­сотни бомб весом от 100 до 250 кг, то можно утверждать, что эсминец еще лег­ко отделался. Плавбазе удалось благопо­лучно дойти до Териберки.

В сентябре «Гремящий» занимался в основном постановкой оборонительных минных заграждений, а в конце месяца четыре раза выходил для обстрела вра­жеских сухопутных позиций на побе­режье. Всего эсминец поставил 194 мины КБ-3 и выпустил свыше 300 130-мм фу­гасных и осколочно-фугасных снарядов. 10 и 11 сентября, следуя к месту минной постановки, корабль потерял два пара­вана - вероятно, задев ими грунт.

До конца года «Гремящий», базиру­ясь в Ваенге, Полярном и Мурманске, многократно выходил на обстрелы вра­жеских позиций, занимался боевой под­готовкой, дважды чистил котлы. Его на­иболее примечательная боевая операция - обстрел норвежского порта Варде, осуществленный в ночь с 24 на 25 нояб­ря совместно с эсминцем «Громкий» и английским соединением (крейсер «Ке­ния» и 2 эсминца). За 6 минут «Гремя­щий», следуя 21-узловым ходом, выпус­тил 87 130-мм снарядов. После откры­тия ответного огня вражескими берего­выми батареями наши корабли легли на обратный курс, благополучно избежав попаданий.

В 1942 году первый боевой поход «Гремящий» (24 - 28 января) сопровож­дался неприятными инцидентами. Три раза лопались латунные трубки главно­го холодильника, из-за чего приходилось поочередно выводить из эксплуатации котлы. При включении котла № 2 вслед­ствие гидравлического удара скопивше­гося в трубопроводе конденсата про­изошла авария паровой турбины высо­кого давления. Поскольку требовалось сохранить 20-узловый ход, ТЗА не оста­навливали, и она с сильной вибрацией проработала еще 14 часов 10 минут - вплоть до прибытия эсминца в базу. Повреждения турбины оказались серьез­ными (отклепались от бандажей лопатки трех секций первых трех ступеней, смя­лись ножи уплотнения диафрагмы, носо­вого и кормового сальников, подплавился кормовой подшипник и т.д.), их устра­нение при помощи плавучей мастерской № 104 заняло 15 суток.

21 февраля эсминец в течение 3 ча­сов обстреливал неприятельские пози­ции из губы Ара, израсходовав 121 сна­ряд главного калибра. А с марта основ­ным занятием «Гремящего» стало сопро­вождение конвоев.

Походы, как правило, проходили в сложных погодных условиях. 14 марта «Гремящему» пришлось малым ходом форсировать несколько полей сплошно­го льда и в этот же день впервые атако­вать вражескую подводную лодку (сбро­шено 3 глубинные бомбы). 22 марта во время сопровождения конвоя QP -9 эс­минец попал в 8-балльный шторм. От ударов волн корпус получил ряд повреж­дений. В частности, треснул лист верхней палубы в районе 119-го шпангоута (зазор при качке достигал 3 мм), появилась тре­щина в котельном кожухе на 75-м шпан­гоуте, лопнула труба магистрали пить­евой воды. Из-за сплошных снежных за­рядов транспорты и эскорт потеряли друг друга. 24 марта «Гремящий» вернулся в базу, но через 4 дня вместе с «Сокруши­тельным» и английским эсминцем «Ориби» вновь вышел в море для встречи оче­редного конвоя - на сей раз идущего из Англии PQ -13.

29 марта конвой подвергся атаке гер­манских эсминцев, но очень плохая ви­димость помешала «Гремящему» принять участие в артиллерийском бою, хотя «Со­крушительному» удалось сделать не­сколько залпов. К вечеру эсминцы ока­зались в сплошном поле льда.

На следующий день ветер усилился до 7-8 баллов. В 19.16 на Кильдинском пле­се, несмотря на отвратительную погоду, сигнальщик с «Гремящего» старшина 1-й статьи Н.И.Фокеев на дальности около 10 кбт обнаружил подводную лодку, караулив­шую конвой у входа в Кольский залив. Эсминец на скорости 20 узлов устремил­ся навстречу неприятелю и сбросил в рай­оне погрузившейся субмарины 9 больших и 8 малых глубинных бомб. В момент ата­ки «Гремящий» зарылся в волну так, что ее вершина захлестнула ходовой мостик. Одного комендора, находившегося у второго 130-мм орудия, смыло за борт, а под тяжестью огромной массы воды прогну­лись пиллерсы полубака. Тем не менее бомбометание оказалось успешным: на поверхности воды всплыли пятна масла, обломки, немецкая сумка. После войны по немецким документам удалось установить, что погибшей подлодкой была U -585.

С 10 по 13 апреля «Гремящий» вмес­те с «Сокрушительным» и английскими кораблями эскортировал конвой QP -10. 11 апреля в 14.15 транспорты были ата­кованы самолетами «люфтваффе». При выходе из пике один из «юнкерсов» был сбит прямым попаданием 45-мм снаря­да с «Гремящего». А через полтора часа, во время второго воздушного налета, зенитчики эсминца записали на свой счет еще один Ю-88. Всего за день по фа­шистским бомбардировщикам ими было выпущено 49 76-мм, 66 45-мм, 73 37-мм снарядов и 178 12,7-мм пуль.

Почти весь апрель «Гремящий» нахо­дился в море. 16 и 17 апреля он дважды безуспешно атаковывал немецкие подвод­ные лодки (сброшено 7 глубинных бомб). 30 апреля эсминец вместе с «Сокруши­тельным» вступили в охранение английско­го крейсера «Эдинбург», торпедированно­го германской субмариной U -456. Однако нехватка топлива (вот где сказалась не­достаточная дальность плавания!) заста­вила советские эсминцы уже ночью 1 мая возвратиться в базу. Когда на следующий день «Гремящий» вновь вышел на помощь крейсеру, было уже поздно: «Эдинбург» добили эсминцы «кригсмарине». «Гремя­щий» вернулся в Ваенгу, но 4 мая вновь вышел в море для встречи конвоя PQ -15. В тот же день он атаковал немецкую под­лодку серией из 19 глубинных бомб (10 Б-1 и 9 М-1). С корабля наблюдали силь­ный взрыв, на поверхности воды появил­ся большой воздушный пузырь и масло, но... после войны факт гибели лодки не подтвердился.

7 мая «Гремящий» обстреливал пози­ции противника из губы Вичаны. Стрельба велась с помощью берегового коррек­тировочного поста. Всего было выпуще­но 238 снарядов главного калибра.

С 9 мая по 27 июня 1942 года «Гремя­щий» прошел текущий ремонт, выполнен­ный силами плавучей мастерской № 104. В ходе ремонта 15 июня 45-мм полуавто­матические пушки заменили 37-мм авто­матическими, а на кормовой надстройке дополнительно установили два спаренных 12,7-мм пулемета «Кольт-Браунинг» с во­дяным охлаждением стволов.

Несмотря на ремонтные работы, кораб­лю почти ежедневно приходилось отражать воздушные атаки. За это время зенитчики эсминца сбили три Ю-87 и столько же пов­редили, причем 1 июня в один из «юнкерсов» прямой наводкой угодил 76-мм сна­ряд, на бомбардировщике сдетонировал еще неиспользованный боекомплект, мгновенно уничтожив его. Кстати, тогда же наши моряки впервые попытались применить для противовоздушной обо­роны 130-мм пушки Б-13.

С конца июня «Гремящий» снова при­ступил к охране конвоев. В ночь на 10 июля он вместе с «Сокрушительным» и «Гроз­ным», осуществляя поиски одиночных транспортов разгромленного конвоя PQ -17, был атакован четырьмя бомбардиров­щиками Ю-88. Два из них выбрали своей жертвой «Гремящий» - 4 бомбы взорва­лись в воде в 4-5 м от его левого борта. От сотрясения вышли из строя гироком­пас, 2-й дальномер ДМ-4, лопнул прием­ный патрубок циркуляционного насоса. В дальнейшем управление кораблем велось по магнитному компасу. Вечером того же дня он вернулся в Ваенгу.

В течение двух недель «Гремящий», стоя на якоре на рейде Ваенги, отражал почти ежедневные налеты самолетов «люфтваффе». 23 августа один из пуле­метчиков эсминца в пылу боя зацепил очередью «кольта» кормовой дальномер ДМ-3, всадив в него десять 12,7-мм пуль и полностью выведя прибор из строя.

С 25 по 28 августа «Гремящий» конвоировал до Новой Земли транспорт «Диксон», а по возвращении до середи­ны сентября стоял в Росте, производя чистку и щелочение котлов и одновре­менно выполняя роль зенитной батареи, включенной в систему ПВО Мурманска. 5 сентября зенитчики эсминца вместе с береговыми батареями внезапно откры­ли огонь по большой группе бомбарди­ровщиков, летевших в сопровождении истребителей на Мурманск, и сбили 3 «юнкерса». Разъяренные немцы сброси­ли на эсминец 12 бомб, но все они разо­рвались не ближе чем в 50 м от корабля и никакого вреда не причинили.

Но, пожалуй, наиболее успешно про­явил себя экипаж эсминца две недели спустя в открытом море, во время кон­воирования каравана PQ -18. 18 сентяб­ря в 10.35 в районе мыса Канин Нос на транспорты попытались совершить ата­ку сразу 18 торпедоносцев, летевших на предельно малой высоте (6-10 м). На­блюдатели с «Гремящего» - краснофлот­цы Листенев и Лужков своевременно об­наружили противника. Вот тут-то 130-мм пушки «Гремящего» показали себя пре­красным зенитным оружием! Корабли эс­корта открыли огонь из орудий всех ка­либров. В результате примерно из 60 немецких бомбардировщиков (39 Хе-111, 19 Ю-88 и несколько четырехмоторных «Фокке-Вульф» FW -200), налетевших на конвой двумя волнами, 15 были сбиты, в том числе 3 - «Гремящим». При этом конвой потерял лишь один транспорт - сухогруз «Кентукки», в который попала торпеда с «хейнкеля». Расход боеприпа­сов на «Гремящем» составил 72 139-мм, 145 76-мм, 1494 37-мм снарядов и 1704 12,7-мм патронов.

Не пострадав во время боя, «Гремя­щий» на следующий день попал в 8-балльный шторм и получил ряд повреж­дений (лопнула верхняя палуба в районе 173-го шпангоута, сорвало вьюшку на полубаке и т.д.). 20 сентября эсминец вместе с судами конвоя прибыл в Архан­гельск, а через два дня ушел в Поляр­ный. 14 октября под флагом командую­щего флотом адмирала А.Г.Головко он выходил в море встречать прибывшие с Дальнего Востока лидер «Баку» и эсмин­цы «Разумный» и «Разъяренный».

21 октября «Гремящий» опять попал в шторм и вновь потерял обе носовые вьюшки (включая только что установлен­ную), а также кормовой кранец с боеза­пасом. В следующем походе эсминцу досталось еще больше. 30 октября ра­зыгрался 7-балльный шторм со сплош­ными снежными зарядами, к вечеру уси­лившийся еще больше. Крен «Гремяще­го» при качке достигал 52°. Затем нача­лись неприятности: в 1-м и 3-м котлах попеременно начали лопаться водогрей­ные трубки. Котлы приходилось выводить из строя и трубки заглушать, что в усло­виях жестокого шторма было очень не­просто. Корабль был вынужден прервать поход и вернуться в базу.

С ноября 1942 года «Гремящий» нахо­дился в Ваенге и Мурманске. Экипаж чис­тил котлы, занимался боевой подготовкой и нес службу ПВО. 16 января 1943 года корабль поставили на ремонт на Север­ной судостроительной верфи в Мурманс­ке. 2 марта эскадренный миноносец «Гре­мящий» был удостоен гвардейского зва­ния - как говорилось в приказе, «за про­явленную отвагу в боях за отечество с не­мецкими захватчиками, за стойкость и мужество, за высокую воинскую дисцип­лину и организованность, за беспример­ный героизм личного состава».

За время ремонта, продолжавшегося до 29 апреля, эсминец десять раз отра­жал воздушные атаки. 10 марта из пуле­мета был сбит истребитель Ме-109, а неделю спустя, 17-го, - еще один само­лет, тип и принадлежность которого ус­тановить не удалось. В документах он значится как «самолет с советскими опознавательными знаками».

В мае - июне «Гремящий» участвовал в семи боевых походах, главным обра­зом это было эскортирование конвоев. 19 июня эсминец успешно отразил атаку «волчьей стаи» немецких подлодок, сбросив 14 глубинных бомб и выпустив 6 130-мм ныряющих снарядов.

Всего за период с начала войны до 1 июня 1943 года «Гремящий» прошел 27043 мили за 1921 ходовой час. За это время он провел 9 стрельб по береговым целям (4 раза по пеленгу и дистанции и 5 раз с корректировкой с берега), выпустив 1425 130-мм снарядов. Корабль отразил 66 воздушных атак, израсходовав при этом 1115 76-мм, 3633 37-мм и несколько со­тен 45-мм снарядов. За два года войны он 6 раз использовал противолодочное оружие, сбросив в сумме 31 малую и 30 больших глубинных бомб.

В дальнейшем «Гремящий» использо­вался в основном для эскортирования со­юзных и внутренних конвоев. Исключение составляли две набеговые операции, осу­ществленные в 1944 году. Вечером 9 ок­тября эсминец вместе с «Громким» при­были в Мотовский запив, где состоялось демонстративная высадка десанта (с целью отвлечь противника от направления главного удара). Корабли выпустили по 475 снарядов главного калибра, подавив немецкую 150-мм батарею и разрушив часть переправы через реку Титовку.

В ночь на 26 октября «Гремящий» вместе с «Разумным», «Разъяренным» и лидером «Баку» (флаг контр-адмирала В.А.Фокина) участвовал в обстреле пор­та Варде. Огонь велся централизованно, по данным РЛС. Всего было выпущено 597 снарядов (со всех кораблей), но пос­ле того как начали отвечать береговые батареи врага, отряд советских кораб­лей поспешил уйти. Эффект обстрела оказался невелик: известно лишь о пов­реждениях одного находившегося в пор­ту дрифтербота и трех причалов.

Это была последняя боевая операция «Гремящего». Сильно изношенный не­прерывной боевой службой корабль 19 января 1945 года был поставлен на ка­питальный ремонт, продолжавшийся без малого пять лет.

Всего за годы войны самая знамени­тая «семерка» нашего флота выполнила 90 боевых заданий, прошла в боях и похо­дах 59 850 миль, отразила 112 воздушных атак, сбив 14 и повредив более 20 само­летов противника, потопила одну подвод­ную лодку, обеспечивала переходы 63 кон­воев. Командовали «Гремящим» капитан 3 ранга А.И.Турин (до 16.12.1942; 8 июля 1945 года ему было присвоено звание Ге­роя Советского Союза), капитан-лейте­нант, затем капитан 3 ранга Б.Д.Николаев (до 26.6.1944), капитан-лейтенант Б.В.Гаврилов (до 16.7.1944и с 14.1.1945, времен­но исполняющий должность), капитан 3 (позже 2) ранга Е.Т.Кашеваров (с 16.7.1944 по 14.1.1945).

)

Если у "Беспокойного", "Безбоязненного" и "Бурного" . всё же есть какие-то (пусть и незначительные) шансы снова выйти в море, то последним четырём оставшимся во плоти эсминцам пр. 956 надеяться больше не на что. Они исключены из состава ВМФ , их экипажи расформированы (вместо них - вахты обхода или команды "отстоя") , флаги сданы на хранение во флотские музеи , а имена переданы другим кораблям или зарезервированы до лучших времён. Сейчас это - памятники последней эпохи безвременья в истории отечественного военного флота. Будем надеяться, что именно последней , а не крайней.

Глядя на это фото, верится, что для ВМФ РФ всё худшее уже позади, потому что хуже быть просто не может - 12-летний эсминец "Стойкий", затонувший 06.04.1999 у 1-го пирса в Фокино из-за расхищения забортной арматуры (из книги А. Павлова)


7. " Боевой "

Исключён из состава флота, находится в Фокино (1-й пирс) в ожидании утилизации. Самый старый из сохранившихся до сегодняшнего дня эсминцев пр. 956 (28 лет) - передан ВМФ 28.09.1986, флаг поднят 11.10.1986. . В августе 1995 г. завоевал приз главкома ВМФ за ракетную стрельбу в составе КУГ (с "Безбоязненным"). В следующем году "Боевой" снова взял приз в той же номинации, . несмотря на то, что часть его котлов вышла из строя . . В 1997 г. в "Дальзаводе" выполнили ремонт котлов . (Ю. Апальков), и тем не менее в 1998 г. в возрасте 11-12 лет корабль был выведен в резерв (ссылка 3 ).


"Боевой" (б/н 720) и "Безбоязненный" в Фокино, 02.07.2011 (фото от пытливый808 с forums . airbase . ru )

По имеющимся данным, с тех самых пор эсминец не покидал своей "вечной" стоянки у 1-го пирса в Фокино, а 01.12.2010 был исключён из состава флота (russianships . info ). "В связи с тем что корабль использовался (разбирался) как источник запчастей для однотипных эсминцев ТОФ" его техническая готовность по состоянию на 11.03.2013 оценивалась не более чем в 20% от "номинала" (ссылка 3). Факт активного использования "Боевого" в качестве ЗИП-донора подтверждается также сообщениями участников известного морского форума (ссылка 4 , ссылка 5 ).

8. " Гремящий " (б/н 404 )

Исключён из состава флота, . находится в Североморске (предположительно, у 5-го пирса) . в ожидании утилизации. . Кораблю 26 лет - передан ВМФ 30.12.1988, флаг поднят 14.01.1989, переименован в "Гремящий" незадолго до передачи флоту - 18.08.1988 (по данным А. Павлова - 14.09.1988), . до этого назывался " Ведущий ". . 23.04-27.10.1994 прошёл текущий ремонт в 35-м СРЗ с заменой трубок котлов . В период 03.1995-01.1996 периодически выходил в море. В сентябре 1996 г. по состоянию трёх котлов (из 4-х штатных) выход в море был запрещён.

28.03.1997 эсминец вывели из состава сил постоянной готовности в технический резерв 2-й категории в ожидании среднего ремонта, 15.06.1998 сократили экипаж. 18.12.2006 корабль исключили из состава флота (russianships . info ), хотя собирались сделать это ещё в июне 2005 г. (ссылка 6 ). 09.12.2007 наименование "Гремящий" передали однотипному "Безудержному" (ссылка 7 ), а приваренные буквы закрасили шаровой краской. Использовался в качестве "донора". . В 2013 г. корпус эсминца дал течь, по причине чего корабль пришлось отбуксировать в Мурманск (в 35-й СРЗ), . где был произведён аварийный ремонт по герметизации (конвертации) корпуса. 07.09.2013 бывший "Гремящий" вернули на место (ссылка 8 ).


Два бывших "Гремящих" (404 и 406) у одного пирса, Североморск, 10.07.2014 (фрагмент фото Кай-8 с fotki.yandex.ru, 3250 пикс.)

9. " Гремящий " (б/н 406 )

Исключён из состава флота, находится в Североморске (у того же пирса, что и б/н 404) в ожидании утилизации. Кораблю 23 года - передан ВМФ 25.06.1991 под наименованием " Безудержный ", флаг поднят 12.07.1991, переименован 09.12.2007. 14.04.1997 выходил в море для комплексной проверки боеготовности (возможно, в последний раз). В мае 1998 г. выведен в технический резерв 2-й категории из-за необходимости докования, замены дизель-генераторов и трубок на всех котлах .

По имеющимся данным, 01.12.2012 эсминец был исключён из состава флота (ссылка 3), спуск флага (с последующей передачей на храненее в музей Атлантической эскадры) состоялся 01.05.2013 ( ссылка 9 ). Приведённые даты не слишком хорошо согласуются с тем фактом, что 01.02.2012 на Северной верфи был заложен корвет "Гремящий" пр. 20385 (ссылка 10 , ссылка 11 ), если не предположить, что с момента передачи имени до списания эсминец числился в составе ВМФ под прежним наименованием - "Безудержный" (по крайней мере, официально - согласно приказу главкома).

Так вышло, конечно, не по злому умыслу, но с именем "Гремящий" путаница получилась основательная. Рассказывают анекдот, как "в одном ведомстве люди, далёкие от ВМФ, впали в ступор, когда им принесли документы на утилизацию сразу двух "Гремящих" (ссылка 12 ). Тем временем, на "404-м" и "406-м", продолжающим украшать собой гавань Североморска, по праздникам по-прежнему поднимают флаги расцвечивания (ссылка 13 ), а в некоторых сообщениях пресс-службы Минобороны гвардейский эсминец "Гремящий" всё ещё числится в составе 43 дрк СФ (ссылка 14 ).

10. " Расторопный "

Исключён из состава флота, . находится в Военной гавани Кронштадта . в ожидании утилизации. . Кораблю 25 лет - передан ВМФ 30.12.1989, флаг поднят 23.03.1990. Последний выход в море состоялся , скорее всего, 20.08.1996 , когда из всех задач боевой подготовки была выполнена только артиллерийская стрельба, т. к. из-за плохого технического состояния котлов пришлось вернуться в базу (в дальнейшем выход в море запрещён). 31.12.1997 выведен в тенический резерв 2-й категории, 18.01.1998 выгружен боезапас.


"Расторопный" во время буксировки с Северной верфи в Кронштадт, 16.09.2014 (фото Алексея Акентьева vs kuleshovoleg , 2560 пикс.). Один из редких снимков эсминца пр. 956 с ангаром (укрытием для вертолёта) в рабочем (раздвинутом) положении

В начале ноября 2000 г. , совершив (на буксире?) межфлотский переход, корабль прибыл на Северную верфь (СПб) для прохождения среднего ремонта. Ремонтные работы начались через два-три месяца и продолжались в течение полугода, после чего были свёрнуты по причине прекращения финансирования. Иногородние офицеры "всеми правдами и неправдами пытались вырваться из завода обратно на Север... Экипаж вёл минимальные работы собственными силами" (ссылка 6 ). Из-за отсутствия средств ремонт был заморожен на долгие 14 лет (считая со дня прибытия).

По одним данным, эсминец был списан 08.08.2012 ( russianships . info ), по другим - давно поданные документы на списание на 29.05.2013 так и не были подписаны (ссылка 15 ). Надо полагать, что присутствие в акватории предприятия "постороннего" объекта и отсутствие денег на его ремонт с каждым годом всё больше раздражало руководство Северной верфи, что стало причиной судебной тяжбы между СВ и Министерством обороны (ссылка 16 ). В конце концов, проблема с "Расторопным" была решена - 16.09.2014 . корабль отбуксировали в Военную гавань Кронштадта. . Есть не вполне достоверная информация, что на 20.12.2014 с него уже демонтировали кормовую башню (ссылка 17 ).

Помимо прочего, использована информация с RussianShips . info ( ссылка 18 ), из книги А. Павлова "Эсминцы первого ранга" (Якутск, 2000) . и справочников Ю. Апалькова "Корабли ВМФ СССР", Том II , Часть I (СПб, 2003) и "Ударные корабли" (М., 2010).

Другие фото:

Вооружение

Однотипные корабли

История создания

Постановление «О программе военно-морского судостроения на 1933-1938 гг.» от 11 июля 1933 года предусматривало строительство 50 эсминцев. Техническое задание со следующими параметрами утвердили в 1934 году: водоизмещение стандартное 1425 т, полное 1715 т, длина наибольшая 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 3,3 м, скорость хода 38 узлов , вооружение - четыре 130-мм орудия и два трехтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм.

Постройка

На строительство кораблей нового проекта 7 , к которому относился и «Гремящий», мобилизовались практически все заводы судостроительной промышленности СССР. «Гремящий» был заложен на Ленинградском судостроительном заводе №190, под строительным номером С-515 23 июня 1936 года. Строительство корпуса велось чуть более года, и уже 12 августа 1937 года эсминец был спущен на воду. После спуска на воду еще 2 года велась достройка и испытания. 28 августа 1938 года «Гремящий» был принят в состав флота.

Модернизации и переоборудования

К 1943 году вспомогательное и зенитное вооружение «Гремящего» было усилено: взамен демонтированных 45-мм полуавтоматов было установлено 4 37-мм полуавтомата 70-К и 2 12,7-мм спаренных пулемета Kolt-Browning. Запас торпед был сокращен до 6 в торпедных аппаратах, торпеды со стеллажей были убраны. Было установлено 2 бомбомета БМБ-1. Также на «Гремящий» установили РЛС английского производства типа «286М».

История службы

  • Ноябрь 1938 года: после завершения всех испытаний, бывший командир подводных лодок капитан-лейтенант Гурин А.И. был назначен командиром эсминца «Гремящий».
  • Сентябрь 1939 года: «Гремящий» в паре с эсминцем «Сокрушительный» совершает переход по Беломорско-Балтийскому каналу на север и 8 ноября 1939 года, сразу после прибытия, включается в состав Северного флота .
  • Ноябрь 1940 года – май 1941 года: «Гремящий» находится на гарантийном ремонте в Полярном.
  • 22 июня 1941 года: сразу после объявления готовности №1 эсминец переходит из Полярного в Ваенгу.
  • 23 июня 1941 года: находясь в Ваенге, «Гремящий» впервые открывает огонь в боевой обстановке по немецким самолётам.
  • 24 июня 1941 года: «Гремящий» выходит в первый боевой поход с задачей эскортировать транспорты «Моссовет» и «Циолковский» с войсками из Мурманска в Титовку.
  • 14-15 июля 1941 года: ведя огонь по самолетам противника, зенитчики «Гремящего» сбивают немецкий бомбардировщик, еще один повреждают прямым попаданием. Таким образом, «Гремящий» записал на свой счет первую документально подтвержденную победу.
  • 14 июня 1941 года – 15 августа 1941 года: «Гремящий» базируется в Ваенге, совершая кратковременные выходы в море. За это время было отражено более 20 воздушных атак.
  • 15-18 августа 1941 года: эсминец совершает переход в Мурманск.
  • 22 августа 1941 года: во время стоянки в Мурманске корабль попадает под воздушный налет и получает повреждения: 8 250-кг бомб взорвались в 10-15 м от борта. «Гремящий» незамедлительно поставлен в срочный ремонт.
  • 27 августа 1941 года: «Гремящий» вместе с эсминцем «Громкий» получают приказ оказать помощь торпедированной плавбазе ВВС Северного флота «Мария Ульянова» и сопроводить ее в Териберк. Во время эскортирования корабли в течении 4-х часов отражают налеты вражеской авиации, «Гремящий» прямым попаданием сбивает немецкий Ju-88. Расход боезапаса за этот день составил 55 76-мм снарядов, 138 45-мм и 265 37-мм, а также 328 12,7-мм патронов. От близких разрывов бомб корпус эсминца получает множество вмятин, была сорвана одна малая глубинная бомба и повреждена дымаппаратура. Плавбазе удалось добраться до Териберка без серьёзных повреждений.
  • Сентябрь 1941 года: «Гремящий» занимается постановкой оборонительных минных заграждений, а в конце сентября четыре раза выходит для обстрела вражеских сухопутных позиций на побережье Мотовского залива. Всего было поставлено 194 мины и выпущено свыше 300 130-мм фугасных и осколочно-фугасных снарядов.
  • 24-25 ноября 1941 года: «Гремящий» совместно с эсминцем «Громкий» и английским соединением (крейсер HMS Kenya и 2 эсминца). участвует в обстреле норвежского порта Варде. За 6 минут корабль, следуя 21-узловым ходом, выпустил 87 130-мм снарядов.
  • 21 февраля 1942 года: эсминец в течение 3 часов обстреливает вражеские наземные позиции из губы Ара (Мотовский залив), израсходовав 121 снаряд главного калибра.
  • Март 1942 года: «Гремящий» начинает сопровождать «полярные» конвои .
  • 22 марта 1942 года: во время сопровождения конвоя QP-9 «Гремящий» попадает в 8-балльный шторм , получает повреждения корпуса и теряет конвой . Командир корабля Гурин А.И. принимает решение вернуться на базу.
  • 24 марта 1942 года: корабль возвращается в Мурманск.
  • 29 марта 1942 года: «Гремящий» совместно с эсминцами «Сокрушительный» и английским HMS Oribi вновь выходит в море для встречи очередного конвоя PQ-13. К вечеру 29 марта эсминцы оказались в сплошном поле льда.
  • 30 марта 1942 года: ветер усиливается до 7-8 баллов . В 19-16 сигнальщик с «Гремящего» замечает рубку подводной лодки . «Гремящий» на скорости 20 узлов выходит на боевой курс и сбрасывает 9 больших и 8 малых глубинных бомб на месте погружения подводной лодки. Бомбометание оказалось успешным: на поверхности воды всплыли пятна масла, обломки, немецкая сумка. После войны было установлено, что «Гремящий» потопил U-585.
  • 10-13 апреля 1942 года: вместе с «Сокрушительным» и английскими кораблями «Гремящий» эскортирует конвой QP-10. 11 апреля в 14-15 транспорты были атакованы немецкой авиацией. «Гремящий» добивается прямого попадания в Ju-88 и сбивает его. В 15-45, во время второго налета, «Гремящий» записывает на счет еще один Ju-88.
  • 16-17 апреля 1942 года: во время обратного перехода в Мурманск, «Гремящий» дважды атакует немецкие подводные лодки, сбросив 7 глубинных бомб, однако, безрезультатно.
  • 30 апреля 1942 года: «Гремящий» вместе с «Сокрушительным» вступает в охранение торпедированного немецкой подлодкой английского крейсера HMS Edinburgh . Нехватка топлива заставляет советские эсминцы уже ночью 1 мая возвратиться в базу. На следующий день, когда «Гремящий» и «Сокрушительный» вновь выходят в море, выясняется, что HMS Edinburgh был повторно торпедирован и затоплен командой.
  • 4 мая 1942 года: Эсминец выходит в море для встречи конвоя PQ-15. На пути к конвою «Гремящий» атакует немецкую подлодку серией из 19 глубинных бомб. С корабля наблюдали сильный взрыв, на поверхности воды появился большой воздушный пузырь и масло, но после войны факт гибели лодки не подтвердился.
  • 7 мая 1942 года: «Гремящий» обстреливал позиции противника из губы Вичаны (Мотовский залив). Стрельба велась с помощью берегового корректировочного поста. Всего было выпущено 238 130-мм снарядов.

«Гремящий» ставит дымовую завесу. 1942 год.

  • 9 мая – 27 июня 1942 года: «Гремящий» находится в текущем ремонте около плавмастерской №104. Также была произведена модернизация по замене 45-мм полуавтоматов четырьмя 37-мм . Не смотря на ремонт, эсминцу приходилось практически ежедневно отражать налеты вражеской авиации. За это время «Гремящий» сбил 3 Ju-88 и столько же повредил.
  • 9-10 июля 1942 года: «Гремящий» совместно с «Сокрушительным» и «Грозным» осуществляет поиски одиночных транспортов разгромленного конвоя PQ-17, следующих в Белое море. По пути эсминцы попадают в плавучий лед, волнение достигает 4-х баллов. Вынужденные сбавить ход до малого и лишенные возможности маневрировать, эсминцы подвергаются атаке четырех бомбардировщиков Ju-88, сбросивших на каждый корабль по 8 бомб. 4 бомбы взорвались в воде в 4-5 м от его левого борта «Гремящего». От сотрясения вышли из строя гирокомпас , 2-й дальномер ДМ-4, лопнул приемный патрубок циркуляционного насоса. В дальнейшем управление кораблем велось по магнитному компасу.
  • 10 июля – 25 августа 1942 года: «Гремящий» приходит в Ваенгу, где, стоя на якоре и маневрируя на рейде, отражает почти ежедневные налеты авиации.

Матрос наблюдает за воздушной обстановкой в походе. На заднем плане - «Гремящий». 1942 год.

  • 25-28 августа 1942 года: «Гремящий» конвоирует до Новой Земли транспорт «Диксон».
  • 29 августа – 15 сентября 1942 года: эсминец стоит в Мурманске, производя чистку и щелочение котлов и одновременно выполняя роль зенитной батареи, включенной в систему ПВО Мурманска. 5 сентября зенитчики «Гремящего» сбивают 3 Ju-88.
  • 18 сентября 1942 года: во время эскортирования конвоя PQ-18 в 10-35 в районе мыса Канин Нос корабельные наблюдатели с «Гремящего» своевременно замечают 18 немецких торпедоносцев, летящих на малой высоте по направлению к конвою. Корабли эскорта открыли сильный зенитный огонь, в том числа и из главного калибра. В результате примерно из 60 немецких самолетов (39 He-111, 19 Ju-88 и несколько четырехмоторных FW-200), налетевших на конвой двумя волнами, 15 были сбиты, в том числе 3 огнем с «Гремящего». При этом конвой потерял лишь один транспорт, в который попала торпеда с He-111. Расход боеприпасов на «Гремящем» составил 72 130-мм снаряда, 145 76-мм снарядов, 1494 37-мм снарядов и 1704 12,7-мм патронов. Не пострадав во время боя, эсминец на следующий день попадает в 8-балльный шторм и получает ряд повреждений. 20 сентября эсминец вместе с судами конвоя прибывает в Архангельск.
  • 21 сентября 1942 года: «Гремящий» совершает переход в Полярный.

Эсминец «Гремящий». Сентябрь 1942 года.

  • 14 октября 1942 года: под флагом командующего флотом адмирала А.Г. Головко «Гремящий» встречает в море прибывших с Дальнего Востока лидер «Баку» и эсминцы «Разумный» и «Разъяренный» .
  • 30 октября 1942 года: «Гремящий» попадает в 7-8 -балльный шторм. Крен корабля при качке достигал 52°. Вскоре в 1-м и 3-м котлах попеременно начали лопаться водогрейные трубки. Котлы приходилось выводить из строя и трубки заглушать. Корабль был вынужден прервать поход и вернуться в базу.
  • Ноябрь 1942 года – январь 1943 года: «Гремящий» находится в Ваенге.
  • 16 января – 29 апреля 1943 года: «Гремящий» переходит в Мурманск и встает на ремонт. За время ремонта эсминец неоднократно принимает участие в отражении воздушных атак. 10 марта из пулемета был сбит истребитель Me-109, а неделю спустя еще один самолет, тип и принадлежность которого установить не удалось. В документах он значится как «самолет с советскими опознавательными знаками».
  • 1 марта 1943 года: эсминцу «Гремящий» было присвоено гвардейское звание.
  • Май-июнь 1943 года: «Гремящий» участвует в семи боевых походах по сопровождению конвоев . 19 июня эсминец срывает атаку немецкой «волчьей стаи» подлодок, сбросив 14 глубинных бомб и выпустив 6 ныряющих 130-мм снарядов.
  • Июнь 1943 года – октябрь 1944 года: «Гремящий» сопровождает конвои, не участвуя в бою.
  • 9 октября 1944 года: «Гремящий» вместе с эсминцем «Громкий» прибыли в Мотовский залив, где состоялось демонстративная (с целью отвлечь противника от направления главного удара) высадка десанта в районе Титовки. Корабли выпустили по 475 130-мм снарядов, подавив немецкую 150-мм батарею и разрушив часть переправы через реку Титовку.
  • 25-26 октября 1944 года: «Гремящий» совместно с эсминцами «Разумный», «Разъяренный» и лидером «Баку» (флаг контр-адмирала В.А. Фокина) участвует в обстреле порта Варде. Огонь велся централизованно по данным РЛС. Всего было выпущено 597 130-мм снарядов (со всех кораблей), но, после того как немецкие береговые батареи открыли ответный огонь, отряд кораблей отошел. Это была последняя боевая операция «Гремящего».
  • 19 января 1945 года: как сильно износившийся, эсминец «Гремящий» встал на пятилетний ремонт в Мурманске.
  • 3 апреля 1956 года: «Гремящий» исключен из состава флота.
  • 27 декабря 1956 года: «Гремящий» переклассифицирован в опытовое судно ОС-5.
  • 21 сентября 1955 года и 7 сентября 1957 года: эсминец принимал участие в ядерных испытаниях в Заполярье.
  • 1 марта 1958 года: исключен из списков флота и передан для разделки на металл.

Общий боевой итог

  • 1418 суток боевой службы
  • 90 выполненных боевых заданий
  • пройдено 59 850