Свято троицкое подворье. Троицкое подворье. Что такое Подворье

Дата создания: начало XVII в. Описание:

История

В 1609 г. по указу царя Василия Ивановича Шуйского был пожалован земельный участок в Москве на берегу реки Неглинной в память о героическом стоянии Лавры за веру и Отечество в Смутное время польско-литовского разорения.

Первое упоминание о Троицком подворье и деревянном храме Живоначальной Троицы относится к 1638 г. В 1696 г. на территории подворья возводится каменный Троицкий храм.

В 1766 году настоятелем Лавры становится наставник наследника престола Павла I архимандрит Платон (Левшин; †1812) — будущий митрополит Московский и Коломенский. С этого времени он активно принимается за благоустройство Троицкого подворья: в 1767 г. построено здание Митрополичьих палат (арх. Василий Яковлев) с домовым храмом в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

С 1815 по 1923 г. подворье являлось постоянной резиденцией московских митрополитов. 46 лет (с 1821 по 1867 год) прожил на подворье святитель Филарет (Дроздов; †1867).

С 1868 года подворье становится резиденцией святителя Иннокентия (Вениаминова-Попова; †1879), митрополита Московского и Коломенского, в 1879-82 гг. здесь проживает митрополит Московский Макарий (Булгаков).

В разные годы своего земного служения посещали это место и проживали здесь святитель Игнатий (Брянчанинов; †1867), священномученик Владимир (Богоявленский; †1918), святитель Макарий (Невский; †1926).

На Троицкое подворье 5 ноября 1917 г. будущий священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир принес (Белавину; †1925) весть об избрании его на Патриарший престол. В 1917-22 гг. Митрополичьи палаты подворья становятся резиденцией Патриарха Московского и всея Руси Тихона, арестованного в мае 1922 г.

В 1922 г. подворье было упразднено, здания переданы обновленцам, затем светским учреждениям.

24 июля 1993 г., в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги, состоялась первая Литургия в храме Живоначальной Троицы — во Владимирском приделе. 1 мая 1994 г., на Пасху, была совершена первая Литургия в центральном приделе Троицкого храма. В том же году на колокольне храма были установлены колокола.

Первое подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве появилось еще при жизни преподобного Сергия Радонежского.В начале XIV века благоверный князь Димитрий Донской пожаловал монастырю землю в Кремле под церковь и кельи. В 1460 году здесь была поставлена каменная церковь в честь Богоявления Господня с приделом преподобного Сергия Радонежского, во имя которого позднее соорудили одноименный храм с крытыми переходами к царскому дворцу. Во второй половине XV века Троицкое подворье в Кремле стали называть Богоявленским монастырем. С ним связаны важнейшие события в истории России. В 1532 году государь московский Василий Иоаннович крестил здесь своего новорожденного сына Юрия. В 1607 году горожане, предавшие царя Бориса Годунова ради самозванца Лжедмитрия, принесли на подворье свое покаяние.

В 1764 году по Указу императрицы Екатерины II земля, отведенная под Троицкое подворье, была передана в пользу государства. В зданиях монастыря разместился Судный приказ и Комендантский дом.Через полвека на этом месте начнется строительство Оружейной палаты Кремля. Так закончилась история первого подворья.

Спустя два года после указа императрицы настоятелем Троице-Сергиевой лавры стал архимандрит Платон (Левшин). Его трудами на берегу реки Неглиннойвыросло новоеблагоустроенное Троицкое подворье. 18 августа 1767 года архимандрит Платон освятил в только что отстроенныхархимандричьих(позднее митрополичьих) палатах домовый храм во имя святых апостолов Петра и Павла.

Эти земли царь Василий Шуйский пожаловал Лавре еще весной 1609 года в память героической обороны монастыря от польско-литовских войск. В 1630-х годах здесь образовалась лаврская слободка. Ее приходским храмом стала деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом преподобных Сергия и Никона, игуменов и чудотворцев Радонежских. По пути из обители в столицу в этих местах останавливались насельники Лавры: Троицкая дорога проходила как раз мимо Троицкой слободкы. В начале дороги в 1695 году была выстроена знаменитая Сухарева башня. И в XVIII веке Подворье получило название Троицко-Сухаревского. В 1815 году оно становится постоянной резиденцией московских митрополитов - настоятелей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Поэтому и в документах, и в литературе Троицко-Сухаревское подворье часто называлось Митрополичьим. Первым здесь поселился архиепископ Августин (Виноградский) - духовный писатель и блестящий проповедник. В 1819 году его сменил митрополит Серафим (Глаголевский). А с 1825 года на долгие 46 лет хозяином Подворья становится митрополит Филарет (Дроздов). Он пожертвовал значительную сумму денег на устройство благотворительного учреждения при Троицкой церкви.В 1868 году сюда переезжает новый Московский митрополит Иннокентий (Вениаминов), просветитель Алеутских островов и Аляски.При нем восточной стороны домовой церкви Митрополичьих палат был достроен второй придел.17 сентября 1875 года его освятили в честь Иверской иконы Божией Матери.

В 1898 году на Московскую кафедру вступает митрополит Владимир (Богоявленский) - строгий и мудрый архипастырь, пламенный проповедник. При нем над домовым храмом возводится световой барабан, сооружается купол и устраивается колокольня. 1 сентября того же года митрополит Владимир в сослужении наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Павла (Глебова) совершил полное переосвящение храма.

Святитель Макарий (Невский), ревностный миссионер, просветитель алтайского края, молитвенник и аскет занимал московскую кафедру с 1912 по 1917 год. При нем в 1913-1915 годах возводится трехэтажный надвратный корпус.

До революцииТроицкое подворье не раз посещали царствующие особы. Здесь бывал император Александр II с супругой императрицей Марией Александровной, наследник престола Николай Александрович,последний императорНиколай II, великая княгиня Елизавета Федоровна.

5 ноября 1917 года на Троицком подворье митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин) получил весть об избрании его на Патриарший престол. Здесь же в мае 1922 года святитель был арестован.После этого на Подворье ненадолго разместилась Московская богословская академияьобновленческой Церкви.В 1929 году ее сменил детский сад.Домовую церковь разорили, а ее купол и шатровый верх звонницы снесли. Храм Живоначальной Троицы власти превратили в склад, потом в него вселился Мюзик-холл, Московский академический симфонический оркестр...

В 1992 году Троицкое подворье было возвращено Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II иеромонах Лонгин (Корчагин), ныне епископ Саратовский и Вольский, возродил здесь монашескую и приходскую жизнь.Первая Литургия на Подворье была отслужена на Пасху 1993 года. А в 1995 году состоялось первое патриаршее богослужение. Святейший Патриарх Московский Алексий II в сослужении Духовного Собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры во главе с отцом наместником, архимандритом Феогностом (Гузиковым) и лаврским хором под управлением архимандрита Матфея (Мормыля) совершилна Подворье БожественнуюЛитургию.

Сейчас при Троицком подворье работает воскресная ихоровая школы, театральная студия, молодежный клуб, книжное и музыкальное издательство, паломнический центр, приходская библиотека, иконописная мастерская, а также мастерская по пошиву церковных облачений.Завершена реставрация храмаЖивоначальной Троицы. Его Великое освящение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в 2000 году на празднование Похвалы Пресвятой Богородицы. Сейчас богослужения совершаются в трех восстановленных его приделах - во имя Живоначальной Троицы, в честь Владимирской иконы Божией Матери, во имя преподобных Сергия и Никона, Радонежских чудотворцев.

Одна из наиболее почитаемых икон Подворья – образ Божией Матери «Достойно есть» афонского письма. Это список чудотворной афонской иконы, находящейся в соборном храме Протата в Карее - столице Афона. Он был привезен на Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 16 июня 1999 года.Еще одна святыня - икона Живоначальной Троицы, написанная на доске из Мамврийского дуба и освященная на Гробе Господнем. Она была подарена Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Русской Духовной Миссией в Иерусалиме в 1912 году.На Подворье также хранятся два креста-мощевика, в которые заключены более двух десятков мощей почитаемых в России святых.


Всего 41 фото

Это продолжение моего рассказа о Московском подворье Свято-Троице Сергиевой Лавры, что в Троицкой слободе. В первой части мы коснулись истории Патриаршего подворья. По большому счету - это основа для моего подробного рассказа о Подворье - его прошлом и настоящем. Здесь же будут опубликованы фоторафии Троицкого храма и краткая его история. Эти фотки - с двух съемок этой замечательной церкви - в мае 2013 и декабре 2015 годов. Так вы увидите Троицкий храм в двух основных контекстах - летнем умиротворенном и зимне-осеннем, немного напряженным и, все равно, - устремленным в горние выси.

С церковью Живоначальной Троицы история Сухаревского подворья была связана теснейшим образом: во-первых, сам лаврский двор изначально образовался поблизости от нее; во-вторых, на протяжении многих лет, до тех пор, пока не появились митрополичьи палаты с домовым храмом, эта церковь являлась приходской не только для лаврской слободы, но и для самого Подворья. И потому, рассказывая о Подворье, нельзя обойти вниманием этот старый приходской храм.

02.

Ранее на этом месте находилась деревянная церковь. В 1631 году она уже существовала. В 1688 году осенью от бывшего большого пожара, начавшегося от Ильинских ворот в Стремянном полку, эта деревянная церковь сгорела. В каком точно году на ее месте возникла новая, каменная, сохранившаяся до наших дней, точно не известно. В клировой ведомости церкви за 1825 год сообщается, что каменный храм построен "по благословению Святейшего Иоакима, Патриарха Московского в 1688 году тщанием прихожан вместо сгоревшей деревянной". Вероятнее всего, что в 1688 году церковь была заложена, а к 1696 году отстроена окончательно, хотя, существуют и другие предположения. Строителем этой каменной церкви был, судя по всему, «…священник Иоанн Алексеевич - первый иерей ее…, который служил при сей церкви более 30-ти лет…».
03.

С 1721 года настоятелем Троицкой церкви являлся благочинный священник Авксентий Филиппович Малиновский. Прослужил он при ней 44 года и по кончине, последовавшей 17 декабря 1765 года, был погребен в приделе подле столпа на западной стороне. Именно по его прошению Екатерине II церковь разрешили реконструировать в мае 1726 года.

04.

Портрет А.Ф. Малиновского - историка, архивиста, археографа,
писателя, автора путеводителя "Обозрение Москвы".

Неизвестный художник. Вторая четверть XIX в.


Отца Авксентия сменил испрошенный им первоначально в качестве помощника сын - "протоиерей благочинный и ордена Святой Анны 2-го класса кавалер Феодор Авксентьевич Малиновский". Пять с лишним лет прослужил он викарным при отце и затем без малого 33 года настоятелем. Впоследствии протоиерей Феодор был переведен в московский придворный Благовещенский собор.

Всего в приходе Троицкой церкви проживали 280 мужчин, 264 женщины; духовных: протоиерей, 3 дьякона, дьячок, пономарь и певчие; военные: штат-, обер- и унтер-офицеров, солдат - 13; дворовых людей - 99; поселян - 12; раскольников - 7 с семьями. Здесь, на окраине Москвы, селились в основном люди среднего достатка. Так, в 1739 году, когда отцу А. Малиновского был всего один год, в слободе в основном жили ремесленники, крестьяне, сторожа Неглинских прудов, "фабришные" люди и один обер-офицер. А к 1745 году среди населения слободы преобладали военные…

05.


Священник Феодор Малиновский провожал деда А.С. Пушкина в последний путь и сделал в метрической книге запись об этом печальном событии: "Умре по христианской должности в покаянии октября 24 дня артиллерии подполковник Лев Александрович Пушкин...".

В продолжение многих лет священники Троицкой церкви происходили из одной семьи: сначала Авксентий Малиновский, начавший служить в 1721 г., потом его сын Федор, определенный в помощь отцу в 1760 г. У последнего здесь родился сын известный архивист А.Ф. Малиновский. Другой сын - Василий - был дипломатом, первым директором Царскосельского лицея, писателем и автором одного из первых проектов освобождения крестьян

Сама же Троицкая церковь, хоть и не была в отличие от лаврского Подворья сожжена пожаром 1812 года, пострадала все-таки достаточно сильно. "Она была разграблена и лишилась своих богатых сокровищ, приобретенных в продолжение многих лет*, но спасена была от поругания и осквернения, какому подверглись многие другие церкви, которые неистовыми врагами обращены были в конюшни. В приделе преподобного Сергия оставшимся священником отправляема была служба с дозволения французского начальства; а в трапезе жили многие разоренные, которые, по причине сгоревших домов их, находили здесь убежище от холода. Настоящий храм, по изгнании неприятеля, освящен августа 30 дня 1813 года, а придельный, по причине совершавшейся в нем службы, освящен не был, и таких храмов в Москве находится немного".


При церкви было создано три богадельни: первая - в 1759 году, «Остермановская» - в 1804 году и третья - в 1825-м. Это как раз первая богадельня - одна из двух сохранившихся до наших дней.
06.

Она была устроена около 1759 г. женой московского купца В. В. Суровщикова при Троицкой церкви. Татьяна Ильинична часто посещала основанное ей заведение и своими щедрыми подаяниями весьма благодетельствовала его обитательницам. «В бедственный 1812 год богадельня выгорела и исправлена потом прихожанами от добровольных их приношений. Богаделенки занимают одну половину, а в другой устроена овощная лавочка, от отдачи которой получает ныне церковь 308 рублей ассигнациями в год. При богадельне имеется дворик, разделенный также на две половины, огороженный с левой стороны от погоста, а с задней от двора просвирни дощатым забором».
07.

Здание Троицкой церкви, выстроенное с использованием декоративных приёмов московского барокко, первоначально обладало традиционной для приходских церквей своего времени несимметричной композицией, состоявшей из храма с апсидой и трапезной с северным приделом Сергия и Никона Радонежских.
08.

В 1726 с запада была пристроена колокольня, в 1851 расширена трапезная: её северный придел перестроили полностью, а с юга возвели новый симметричный придел, освящённый во имя иконы Владимирской Богоматери.
09.

В оформлении фасадов храма, принадлежащего к типу восьмерик на двухсветном четверике с трёхчастной скруглённой апсидой, сочетаются первоначальные декоративные формы и детали, появившиеся в ходе поновлений в XVIII-XIX вв.
10.

Оконные наличники с навершиями в виде парных волют и колонки на углах восьмерика храма характерны для рубежа XVII-XVIII вв., несколько архаичны для этого времени перспективные арочные порталы с дыньками и капителями, обрамляющие входы на боковых фасадах четверика. В середине XVIII в. на окнах восьмерика появились замечательные по насыщенности рисунка лепные наличники, выполненные в стиле зрелого барокко. В интерьере трапезной сохранилась барочная лепная отделка XVIII в. Церковный участок обнесён оградой конца XVIII в. Церковь была закрыта в 1930-х гг. - 1993. Реставрирована в 1979-80 гг. перед Олимпиадой в Москве.

А это Северные врата Троицкой церкви. Сюда - со стороны жилых домов рекдко кто заходит - обычно подобных фоток церкви нет в сети.
13.


14.

Это как раз граница территории церкви. Правее вы видите здание второй богадельни при церкви, "что на погосте" - Остермановской, о которой я еще расскажу.
15.


16.

10 августа 1911 года Московская Духовная Консистория обратилась к Императорской Археологической комиссии № 195 1911 года об устройстве воздушного отопления и вентиляции в Троицкой церкви , что в Троицкой слободе, в Москве. В приложении к делу есть метрика об этой церкви - там много интересного. Давйте полюбопытствуем, ознакомившись с выдержками оттуда.

17.

"На церкви три главы: одна большая над настоящей церковью и две малые над придельными алтарями, все покрыты листовым железом - позолоченные, и еще одна, четвертая, над колокольней, из белой жести, некрашенная". "Кресты железные четырехконечные с полулунием на подножии, вызолоченные. На главной церкви у креста есть цепи". "Пол во всей церкви плитяной из подольского мрамора".
18.

"Алтарь. До 1865 года помост алтаря возвышался от храма на 5 ступеней, а в 1865 году при возобновлении церкви и устройстве нового иконостаса помост алтаря опущен на две ступени и в то же время расширены окна, дабы сделать алтарь более открытым и светлым". "Престол деревянный, от помоста не возвышен; в ширину и длину - 1 аршин 8 вершков; а в вышину - 1 аршин 6 вершков, никакими металлическими листами не обложен".

"Иконостас устроен весь вновь в 1865 году, столярной резной работы с колоннами, сплошь позолоченный, о пяти ярусах. Царские двери из створов одинаковой резьбы с иконостасом; в них шесть клейм, <...> форма верхушек дверей полукруглая".

19.

"Все иконы в иконостасе, кроме 4 икон святых пророков и апостолов, написанных в 1865 году, - XVII в. Писаны, как некоторые заключают, знаменитыми иконописцами, известными под названием "Бароновских" или "Строгановских". Две иконы: "Нерукотворенный Убрус" и "Казанская икона Божией Матери" писаны, как полагают знатоки, Симоном Ушаковым. Все иконы в ризах и в деревянных рамах; надписей на них не видно. Дальнейшее их сохранение обеспечено. Есть местночтимая как чудотворная, икона Спаса Исцелителя, или Спасителя, исцеляющего при овчей купели расслабленного".
20.

"Стены настоящей церкви в 1865 году вновь оштукатурены и расписаны живописью художниками Мячковым и Колесовым. Фресок не было. Снаружи, на восточной стороне церкви в верхнем ярусе вместо окна живописное изображение Святой Троицы ".

"Колоколов семь. На первом надпись: "1826-го отлит сей колокол к церкви Живоначальной Троицы, что в Троицкой, из прежнего большого разбившегося колокола, весом 159 пудов, литого 1768 года из придачи малого разбившегося колокола, весом 8 пудов; перелил завода содержатель и мастер купец Михаил Астраханцев, вес 193 пуда 37 фунтов". На втором: "1783 года апреля 12 дня, 86 пудов". На третьем: "Вылит сей колокол в Москве в заводе майорши Анны Петровны Венкович, весом 33 пуда 15 фунтов". На остальных 4-х малых колоколах надписей нет".

"Церковь имеет наружное сходство с церковью святого Иоанна Воина, что на Божедомке".
21.


Еще кое-что любопытное. "Главная церковь с фасадов - южного, северного и восточного - сохранилась удовлетворительно, южный и северный порталы сохранились и интересны в художественном, архитектурном и археологическом отношениях. Внутри церкви на сводах приделов и трапезной красивые плафоны с скульптурными рамами вокруг священных изображений; кажется, что эти украшения сделаны в одно время с картинами, то есть примерно в 1865 году, однако интересны в художественном отношении..."

"...По словам священника, прихожанин этой церкви В.М. Васнецов (известный художник), высказывался за сохранение этих плафонов, когда возникал вопрос о расширении церкви; теперь мне сообщено предположение о расширении приделов путем смещения алтарей к востоку, но этим исказились бы боковые фасады, закрылись бы интересные порталы; расширение возможно бы сделать в южную сторону, но для этого необходимо умело обрисованный проект, так как вид с юго-востока на церковь, стоящую на возвышении, очень хорош...".

П. Покрышкин. 16 ноября 1911 года.
22.

Комплекс главной лестницы входа в Троицкую церковь необычен и очень красив.
23.


24.

В это время в храме было больше смотрительниц, чем посетителей, - поэтому я сделал только одну фотку на камеру своего смартфона для общего представления

Конечно же, нет ни одной одинаковой по ощущениям церкви. Троицкая церковь оставила строгое, легкое и умиротворенное впечатление. Бывает - чувствуешь как церковь только начинает возрождаться, но в Троицкой церкви присутствовала "живая", плотная и смиренно-возвышенная энергетика.Такое ощущение, что церковь полна прихожан, несмотря на их реальное отсутствие в настоящий момент на физическом плане. В общем, только пожелаю от души побывать здесь. Сам еще раз собираюсь, потому как планы по съемке и временной график не дали побыть здесь подольше.

Храмовые иконы церкви.
26.

Икона Божией Матери, именуемая "Достойно есть". Храмовая,
особо почитаемая икона, афонского письма. Конец ХХ века.

Преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец.
Храмовая икона с житийными клеймами. Конец ХХ века.


Сейчас мы находимся в церковном дворе Троицкой церкви. Для входа он обычно перекрыт)
28.

Это дом притча Троицкого храма. 2-й Троицкий переулок, дом 6А, строение 2.
29.

Так он выглядит со двора Надвратного корпуса дома номер 6.
30.

Первая богадельня Троицкой церкви. Вид с церковного двора.
31.


32.

В 1804 году при Троицкой церкви возникла еще одна богадельня - Остермановская, называвшаяся так по имени устроителя и попечителя ее графа Ивана Остермана. Задумав осуществить столь богоугодное дело, он получил на это благословения митрополита Платона. На Делегатской улице сохранился дом графа И.А. Остермана, видного государственного деятеля времен Екатерины, которого очень чтил А.В. Суворов. Его дом в 1844 году казна выкупила под Московскую духовную семинарию. Теперь там Музей декоративно-прикладного искусства.

Построена Остермановская богадельня была каменной, одноэтажной, "мерою по улице на 5, а по погосту на 10 сажен, разделена кухней на две половины, мужескую и женскую. Позади богадельни есть дворик, простирающийся до двора просвирни, в длину имеет 7, а в ширину 5 сажен".

В 1812 году она так же, как и приходская, выгорела, но вскоре была восстановлена наследником фамилии и всего имения покойного Ивана Андреевича, его двоюродным внуком генералом от инфантерии графом Александром Ивановичем Остерман-Толстым. А впоследствии, уже в 40-х годах XIX столетия, как пишет священник Иоанн Орлов, "принял особенно попечение о богадельне, вместе с управлением всем имением графа Остерман-Толстого, племянник его камергер, статский советник и кавалер князь Леонид Михайлович Голицын, и его попечением богадельня в 1842 году вся переделана внутри и исправлена в лучшем виде". В 1901-1902 годах Остермановская богадельня была капитально перестроена; на втором этаже ее разместилась церковно-приходская школа.

Современный адрес этого охраняемого исторического объекта - Троицкий 2-й пер., дом 8/10, строение 4.
33.


Позднее в приходе Троицкой церкви устроилась еще одна, третья по счету, богадельня: она была открыта в 1825 году в доме, который проживавший неподалеку от церкви "коммерции советник и почетный гражданин Андрей Петрович Петров" уступил несколько ранее Московскому Цеховому обществу. "При начале ее богаделенных было мужчин 40, женщин 41. В 1837 году дом распространен еще прикупкой двух смежных домов мещан Сырова и Белкина, и Главный корпус увеличен новой пристройкой при цеховом главе Семене Печкине. По всей видимости эта богадельня не сохранилась, по крайней мере в "объектах культурного наследия" указаны только две.

Когда церковь была закрыта, на ее территории разместили объект НКВД, просуществовавший здесь до 1952 г. Это подтверждается и списком репрессированных жителей дома № 6а, в котором большинство жильцов было сотрудниками НКВД.

Через несколько лет после ареста патриарха Тихона были закрыты все храмы подворья, в том числе и Троицкая церковь. Кресты с нее сбили, а помещение переделали под новые нужды. Храм был разделен на три этажа, в нем были комнаты и кабинеты Государственного симфонического оркустра, разместившиеся также и в помещении алтаря. Накануне Олимпиады-80 исчезла и старинная застройка Троицких переулков. Здесь проложили Олимпийский проспект, а территорию Троицкой слободы застроили многоэтажными домами, совершенно изменив облик этого уголка столицы.
37.

Лишь в 1993 году Троицкий храм вернули Церкви. В те же годы было восстановлено и подворье лавры. На первых порах, пока организации освобождали помещения, богослужения шли в наскоро приспособленном под храм здании остермановской богадельни: именно здесь на Пасху 1993 года состоялаяь первая литургия.
38.

Первое богослужение в возвращенном Троицком храме состоялось 24 июля 1993 года, на праздник равноапостольной княгини Ольги. Уже в 2000-м году храм, обретший свое второе рождение, был освящен Святейшим Патриархом Алексием.

Вид Троицкой церкви со стороны юго-восточных ворот.

39.

Издательство Московского подворья Свято-Троицко-Сергиевой лавры. 2009.
Энциклопедия «Академик» об архитектуре Троицкой церкви.

Vladimir d’Ar

Другие мои публикации о Московском Подворье Свято-Троице Сергиевой Лавры в Москве.

Троицкое подворье

Мы пойдемъ отъ Троицкихъ воротъ по правой сторон? улицы. Какъ упомянуто, у самыхъ воротъ на этой сторон? находился дворцовый Судебный приказъ, примыкавшій къ городовой ст?н?. Дал?е саженяхъ въ двадцати отъ воротъ, по направленію на уголъ зданія теперешнихъ Судебныхъ м?стъ, находилось подворье Троице-Сергіева монастыря.

Основаніе Троицкому подворью съ церковью Богоявленія было положено еще при жизни Преподобнаго Сергія, которому В. К. Дмитрій Донской, какъ записано въ Кормовой книг? Троицкаго монастыря, далъ въ монастырь пятно Ногайское съ лошади по 8 денегъ и Московское пятно съ лошади по 2 деньги на площадк? (передъ городомъ Китаемъ у Спаса на Глинищахъ), и м?сто на Москв? въ город? (Кремл?) подъ церковь и подъ кельи. Пятно Ногайское, т. - е. пятнаніе тавромъ продажныхъ лошадей съ записью ихъ прим?тъ, происходило въ Москв? же, за городомъ, за Москвою-р?кою, гд? существовалъ въ ХІV и XV ст. Ногайскій дворъ и гд? и донын? идетъ торговля лошадьми на Конной площади. Московское пятно существовало для города, Ногайское-для приводимыхъ лошадей отъ Татаръ.

Когда именно было дано м?сто въ Кремл? для устройства монастырскаго подворья, объ этомъ прямыхъ св?д?ній мы не встр?тили. Есть изсл?дованіе (О вотчинныхъ влад?ніяхъ Троицкаго монастыря при жизни пр. Сергія, от. Арсенія), написанное съ ц?лью доказать, что при жизни Преподобнаго Троицкій монастырь не влад?лъ вотчинами, а сл?довательно и подворьемъ въ Кремл?. Однако подворье невозможно равнять съ населенною крестьянами вотчиною. Авторъ старательно утверждаетъ, что, «лично для себя преп. Сергію не было нужды въ этомъ подворь?. Въ бытность свою въ Москв?, говорить онъ, св. старецъ могь останавливаться сначала у брата своего Стефана, игумена Богоявленскаго монастыря (за торгомъ, въ Кита?), потомъ съ 1361 г. у своего ученика въ Андрониковомъ монастыр?, съ 1378 г. въ Симоновомъ монастыр?, у племянника?едора. Братіи же, продолжаетъ авторъ, преп. Сергій не только въ престольный градъ, но и по селамъ и деревнямъ запрещалъ ходить даже въ крайней нужд?«. Зат?мъ авторъ неосновательно предполагаетъ, что дворъ для подворья могъ быть зав?щанъ сыномъ кн. Владиміра Андреевича, Андреемъ, умершимъ въ 1425 г., получившимъ отъ отца половину отцовскаго двора, которую онъ и отдалъ монастырю безъ всякаго акта. Надо припомнить, что дворъ кн. Владиміра Андреевича, а сл?довательно и половина двора его сына Андрея находились на другомъ м?ст? (см. выше, стр. 239).

О пожалованіи монастырю м?ста для подворъя княземъ Дмитріемъ Ивановичемъ Донскимъ въ монастырскомъ архив? не найдено никакихъ свид?тельствъ, и св?д?ніе объ этомъ записано только во вкладной книг? 1673 г.

Все это однако не можеть служить доказательствомъ, что подворье не существовало еще при жизни св. Сергія. Этому должно противор?чить самое пом?щеніе подворья возл? Великокняжескаго двора. Въ первой половин? XVII ст. подворье именуется Богоявленскимъ монастыремъ, что у Дворца (въ 1640 г. марта 25 по указу государя дураки государевыхъ комнатъ были отведены поститься на Страстную нед?лю: въ Богоявленскій м. Мос?йка; въ А?анасьевскій мон., что у Фроловскихъ воротъ, Исакъ да Симонка) (А. О. II., № 696). Только св. старцу Донской могъ отдать для подворья такое близкое къ дворцу м?сто, съ желаніемъ всегда вид?ть его возл? себя. И св. старцу во время пребыванія его въ Москв? также было необходимо останавливаться въ близости отъ вел. князя, не странствуя для этого напрасно за ц?лыя версты отъ Кремля. Что вотчины и пошлины съ пятнанья лошадей даны монастырю уже посл? кончины св. старца (1391 г.), это в?роятно; но также в?роятно, что подворье возл? Великокняжескаго двора для временнаго пребыванія въ Москв? и именно у вел. князя было дано еще при жизни святого. Такимъ образомъ, съ большою в?роятностью, можно предполагать, что основаніе Троицкаго подворья должно относить къ первому времени близкихъ сношеній преподобнаго Сергія съ Москвою, то-есть съ ея вел. княземъ Дмитріемъ, часто приходавшимъ въ Сергіевъ монастырь подъ благословенье святого его основателя.

Для зарождавшагося Сергіева монастыря, принимавшаго въ святомъ лиц? его основателя живое участіе во вс?хъ бол?е или мен?е важныхъ д?лахъ Великаго княженія, было необходимо устроить въ город? свое собственное пристанище, которое и основалось на особомъ подворь? близь Троицкихъ воротъ. Во вкладной книг? Троицкаго монастыря прямо говорится, что вел. князь Дмитрій Иван. пожаловалъ въ Москв? въ город? м?сто подъ церковь и подъ кельи близь своего государева двора.

Первая на подворь? церковь во имя Богоявленія была, конечно, деревянная. Впервые о ней, а съ нею и о самомъ подворь?, л?тописецъ упоминаетъ съ 1374 г., какъ можно предполагать, по сл?дующему обстоятельству:

17 сентября 1374 г. скончался посл?дній Тысяцкій города Москвы Василій Васильевичъ Протасьевъ, внукъ перваго Московскаго Тысяцкаго Протасія. Василій Вас. былъ погребенъ у церкви Богоявленія, «преставися въ чернецехъ и въ схим?; положенъ бысть у церкви Богоявленія», въ монастыр? св. Богоявленія, присовокупляетъ бол?е поздній л?тописецъ. Выраженіе у церкви Богоявленія можетъ относиться и къ Кремлевской церкви и къ Кремлевскому Богоявленскому монастырю, который, несомн?нно, и основанъ бьглъ въ одно время съ постройкою церкви.

Въ такомъ случа? исторія подворья должна начинаться отъ временъ самого св. Сергія.

Но сколько изв?стно, первое прямое л?тописное свид?тельство о существованіи Троицкаго подворья относится къ 1460 году, когда Сергіевскіе старцы поставили на своемъ двор? при игумен? Вассіан? Рыло каменную церковь Богоявленія. Зат?мъ л?тописцы разсказываютъ, что въ 1473 году, на пятой нед?л? Великаго поста, 4 апр?ля, случился не малый пожаръ внутри Кремля у великокняжеской церкви Рождества Богородицы, откуда огонь разнесся по близь стоявшимъ дворамъ и не пощадилъ и митрополичъяго двора, сгор?вшаго дотла, а также и многихъ другихъ дворовъ по Богоявленье Троицкое, уц?л?вшее отъ пожара.

Митрополитъ Филиппъ, только что заложившій постройку новаго большого Успенскаго собора, столько былъ потрясенъ этимъ несчастнымъ обстоятельствомъ, что забол?лъ и почувствовалъ приближеніе своей кончины. Отъ пожара онъ удалился изъ Кремля на Никольскую улицу Китай-города въ монастырь къ Никол? Старому. На другой день, возвратившись въ Кремль, въ соборъ, ко гробу св. Петра, совс?мъ изнемогая, сталъ просить вел. князя отпустить его въ монастырь на покой отъ святительскаго сана. Вел. князь не захот?лъ отпустить его куда-либо за городъ въ дальній монастырь, но отвезъ его въ близь тутъ сущій монастырь къ Богоявленію на Троицкомъ двор?.

Святитель тотчасъ позвалъ къ себ? своего отца духовнаго, причастился и пособоровался. Князю же великому только объ одномъ приказывалъ, чтобы церковь (соборная) была совершена. О томъ же приказывалъ и Ховрину, Владиміру Григорьевичу, и сыну его Голов?; говорилъ, что на совершеніе церкви уготовлено у него все, только попекитесь о д?л?, а то все есть, все готово, не умолкая говорилъ. И людей, которыхъ накупилъ на то д?ло, приказывалъ отпустить. На другой же день 6 апр?ля, по другимъ показаніямъ 5 апр?ля, онъ и померъ на этомъ Троицкомъ двор?.

Въ этотъ пожаръ 1473 г. церковь Богоявленія, какъ упомянуто, уц?л?ла. Погор?ли сос?дніе дворы митрополита и князя Бориса Васильевича (впосл?дствіи Годуновскій), огонь дошелъ только по церковь Богоявленія; то же случилось и въ новый пожаръ 1479 г.

В?роятно, постройка 1460 г. была произведена неискусными мастерами и изъ матеріаловъ недобраго качества, такъ что л?тъ черезъ 20 церковь была разобрана, «б? бо трухла вельми», и на томъ же м?ст? заложена новая. Но зд?сь у л?тописцевъ это заложеніе новой церкви и разобраніе старой упоминается подъ тремя разными годами: въ 1479 (ошибочно), потомъ въ 1480 и 1482 гг., такъ что трудно съ точностью опред?лить, въ какой именно годъ совершилась новая постройка. Можно съ в?роятностью предположить, что разобраніе старой посл?довало въ 1480 г., а строеніе довершилось въ 1482 г., при чемъ упомянуто, что оно сооружено изъ кирпича, вм?сто б?лаго камня, какъ строили въ старину и какъ въ это время, по наученію итальянскихъ архитекторовъ, стали строить уже изъ кирпича.

Такимъ образомъ, во второй половин? XV стол?тія Троицкое подворье уже именовалось Богоявленскимъ монастыремъ, сл?довательно было управляемо по крайней м?р? строителемъ въ зависимости отъ Троицкаго игумена. Въ Москв? въ т? же времена существовалъ другой Богоявленскій монастырь за Торгомъ, что и подаетъ поводъ см?шивать изв?стія объ этихъ двухъ монастыряхъ, если точно не обозначаются ихъ м?стности.

Другая церковь на Подворь? во имя св. Сергія по всему в?роятію была выстроена вскор? посл? обр?тенія его св. мощей въ 1423 г. и причисленія преподобнаго къ лику святыхъ угодниковъ, т.-е. въ первой половин? ХV стол?тія.

Для митрополичьяго и для Великокняжескаго двора такой храмъ вблизи ихъ жилищъ являлся необходимою святынею для царскаго моленія и служенія во дни памяти святого. Поэтому въ эти дни митрополиты, а впосл?дствіи патріархи, почти всегда сами служили въ этомъ храм? на память св. Сергія, куда нер?дко приходилъ къ служб? и государь, если по какому-либо случаю оставался въ Москв? и не отъ?зжалъ на обычное богомолье въ самый монастырь Троицкій, для котораго Кремлевскій храмъ былъ непосредственнымъ молебникомъ.

Въ 1532 г. октября 30 первый царь Московскій Василій Ивановичъ у Богоявленія на Троицкомъ двор? даже крестилъ новорожденнаго своего второго сына Юрья, отдавая такимъ образомъ новорожденяаго подъ покровъ кр?пкаго заступника и молитвенннка за вс?хъ государей Москвы. Крещеніе совершалъ Троицкій же игуменъ Асафъ Скрипицынъ да старецъ Данилъ изъ Переяславля. Радость этому событію была неимов?рная для всего города Москвы.

Въ 1542 г., во время неистовыхъ боярскихъ смутъ, митрополитъ Іоасафъ подвергся великимъ оскорбленiямъ за то, что не былъ на сторон? князей Шуйскихъ, руководившихъ смутою, «начаша ему безчестіе и срамоту чинити великую и каменіемъ по кель? шибати. Святитель невозможе того терп?ти, сойде съ своего двора на Троицкое подворье… Бояре послали за нимъ д?тей боярскихъ Новгородцевъ съ неподобными р?чьми, и съ великимъ срамомъ поносили его и мало его не убиша, едва у нихъ умолилъ игуменъ Троицкій Алекс?й Сергіемъ чудотворцемъ да бояринъ кн. Дмитрій Палецкой. И бысть мятежъ великъ въ то время на Москв?; и государя въ страхованіи учиниша». Святителя сослали въ Кирилловъ монастырь.

1 февраля 1565 г. въ ночи загор?лся дворъ кн. Владиміра Андреевича (Годуновскій) и возл? него дворъ кн. Ивана Мстиславскаго; потомъ задній дворъ митрополита, а возл? и Троицкій монастырь съ церковью Богоявленія, у которой сгор?ли три верхи. Тогда же сгор?ла передъ дворомъ Мстиславскаго и церковь, тоже о трехъ верхахъ, деревянная (Рождества Христова?). Три верха у Богоявленской церкви должны обозначать, что окладъ ея былъ сооруженъ, хотя и изъ кирпича, но по образцу деревянныхъ церквей въ род? церкви Рождества Путинки. Однако по рисункаиъ ХVІІ ст. она была одноглавая, шатровая, быть можетъ въ такомъ вид? выстроена посл? этого пожара.

Въ начал? 1607 г. по мысли царя Василія Ив. Шуйскаго и патріарха Ермогена со вс?мъ освященнымъ соборомъ было р?шено принести всенародное покаяніе въ совершонныхъ при появленіи Самозванца клятвопреступленiяхъ, когда ц?ловали крестъ царю Борису, а потомъ его сыну?едору, и изм?нили имъ, присягнувъ Самозванцу, которому тоже изм?нили, хотя и по правд?. Клятвы эти лежали тяжелымъ нравственнымъ бременемъ на всей народной Москв?. Душа Московская тревожилась этими гр?хами и требовала молебнаго очищенiя ихъ. Для этой ц?ли было р?шено призвать изъ Старицы въ Москву отставленнаго при Самозванц? патріарха Іова и просить его простить, разр?шить, очистить сод?янные гр?хи клятвопреступленія. 14 февраля 1607 г. бывшій патріархъ прибылъ въ Москву и по царскому вел?нію поселился на Троицкомъ подворь?.

Всепрощеніе совершено торжественно 20 февраля въ Успенскомъ собор?, куда была призвана вся посадская Москва, гости и изъ вс?хъ слободъ и сотенъ старосты, сотскіе, торговые и мастеровые и всякіе люди мужеска полу, подавшіе бывшему патріарху челобитную отъ всенароднаго множества, съ великимъ плачемъ и неут?шнымъ воплемъ, простить и разр?шить всенародные клятвенные гр?хи. Въ собор? архидіаконъ съ амвона велегласно прочелъ эту челобитную, а потомъ и прощальную разр?шительную грамоту, написанную по р?шенію всего духовнаго собора. Все это было очень надобно новому и не совс?мъ правильно избранному царю Василію Шуйскому; очень надобно было укр?пить народную Москву въ мысляхъ неизм?нно служить новому царю и доподлинно знать, что Лжедимитрій былъ истинный Самозванецъ, такъ какъ уже являлся новый самозванецъ, изв?стныйпотомъ подъ именемъ Тушинскаго Вора.

По сказанію Авраамія Палицына, во время избранія на царство Михаила Романова, къ старцу въ Богоявленскій монастырь на Троицкое подворье приходили многіе дворяне и д?ти боярскія и гости многихъ разныхъ городовъ; и атаманы и казаки открывали ему свою мысль и благое изволеніе избрать именно Михаила. Приносили объ этомъ и свои писанія, моля старца да возв?ститъ о семъ державствующимъ тогда боярамъ и воеводамъ. Старецъ отъ великой радости исполнился многихъ слезъ и скоро пошелъ возв?стить о томъ всему освященному собору и боярамъ и воеводамъ и всему Синклиту, которые, слышавше, благодарили Бога о преславномъ начинаніи. Пов?ривши на слово старцу, историки стали утверждать, что избраніе Михаила происходило на Троицкомъ подворь?.

Въ Смутное время старецъ, конечно, не однажды проживалъ на своемъ подворь? и писалъ оттуда поучительныя грамоты въ свой монастырь.

Когда въ 1619 г. отецъ царя Михаила, митрополитъ Филаретъ Никитичъ, возвратился 14 іюня изъ Польскаго пл?на, то, прибывъ въ Москву, онъ остановился на Троицкомъ подворь? и жилъ тамъ до Посвященія его въ санъ патріарха 24 іюня того же года. Къ его прі?зду были изготовлены каменныя кельи, къ шести дверямъ которыхъ для ихъ обивки было отпущено сукно…

Такъ какъ въ Кремл? церковь во имя Богоявленія на Троицкомъ подворь? была единственною, то царь Михаилъ?едоровичъ въ день Богоявленія всегда слушалъ въ ней литургію, приходя туда посл? Іорданскаго крестнаго хода. Въ этомъ году онъ выходилъ обыкновенно въ большомъ царскомъ наряд?, который, придя на Троицкое подворье, перем?нялъ на бол?е легкій нарядъ и въ немъ и слушалъ церковную службу.

Въ дни памяти преподобнаго Сергія, 5 іюля и 23 сентября, государь праздновалъ также на подворь?, въ храм? св. Сергія, приходя наканун? къ вечерни и въ самый праздникъ къ литургіи. Для этой ц?ли отъ Дворца на подворье были устроены особые внутренніе переходы.

Особое благоволеніе къ подворью оказывалъ царъ Алекс?й Михаиловичъ. На подворь? имъ была построена въ 1661 г. новая пред?льная церковь во имя?еодора Стратилата, тезоименитаго царевичу?едору Алекс?евичу. Строили каменныхъ д?лъ подмастерье Иванъ Апсинъ и каменщики Емелька Семеновъ съ товарищи. Постройка этой церкви именно на Троицкомъ подворь?, а не въ другомъ м?ст?, несомн?нно была вызвана т?мъ обстоятельствомъ, что царевичъ родился (30 мая) дня за три до Троицына дня (2 іюня), а вм?ст? съ т?мъ и особымъ почитаніемъ памяти преподобнаго Сергія, о которой благочестив?йшій въ точномъ смысл? государь заботился съ большимъ усердіемъ. Вь егожизни много было поводовъ для усердной молитвы къ великому заступнику Московскихъ государей.

Царь по сл?дамъ отца приходилъ на подворье къ церковнымъ службамъ и въ день Богоявленія до 1653 г., когда сталъ выходить уже въ Успенскій соборъ, и въ дни памяти св. Сергія, а также 8 іюня на именины царевича?едора Алекс?евича. Въ особенныхъ случаяхъ онъ самъ провожалъ туда св. иконы отъ крестныхъ ходовъ, выносимыя въ эти ходы и изъ церквей Троицкаго подворья.

Такіе случаи встр?чались по поводу молебствій о поб?дахъ, «что милостію Божіею и помощью и заступленіемъ Пресв. Богородицы и молитвами Московскихъ чудотворцевъ и великаго въ чудотворцахъ препод. Сергія ратные Русскіе люди Крымскихъ татаръ или польскихъ и литовскихъ людей побили».

Случалось, хотя и очень р?дко, что на Сергіеву память 25 сентября вм?сто обычнаго похода къ Троиц? въ монастырь государь совершалъ это празднованіе на Троицкомъ подворь? въ храм? преподобнаго Сергія.

Когда въ 1667 г. генваря 31 посл? Никона былъ избранъ въ патріархи архимандритъ Троицкаго монастыря Іоасафъ, онъ пребывалъ въ то время на своемъ Троицкомъ подворь?, въ Богоявленскомъ монастыр?, и посл? избранія, которое происходило въ царскомъ дворц?, въ Верху, т.-е. въ Теремныхъ покояхъ, шествовалъ къ себ? на подворье, шелъ въ святыя ворота, въ церковь Богоявленія, потомъ въ церковь Сергія чудотворца, гд? слушалъ об?дню и зат?мъ удалился въ келью.

8 февраля было ему нареченіе у Вселенскихъ патріарховъ въ полат? (въ Чудовомъ монастыр?), откуда новонареченный патріархъ снова шелъ на свое подворье торжественно, при чемъ у него у саней на запяткахъ ?хали соборный протопопъ да дьяконъ.

9 февраля въ Успенскоиъ собор? посл? малой вечерни было ему же благовъстіе, т.-е. торжественное провозглашеніе, что Вселенскіе патріархи призываютъ его святыню на патріаршество богоспасаемаго царствующаго града Москвы и всея Россіи.

Посл? того новонареченный пошелъ въ сопровожденіи архіереевъ ко Вселенскимъ патріархамъ, въ ихъ полаты, гд? вначал? было восп?то многол?тіе государю и патріархамъ трижды потомъ посадили нареченнаго на лавк? подл? патріарховъ, по л?вую руку отъ угла, и поставили передъ патріархами столъ и на немъ наставили овощей, сладкихъ ядей всякихъ, сахаровъ и дыней въ паток?, и передъ властей Русскихъ, сидящихъ за другимъ столомъ и въ скамь?; и питье подносили въ кубкахъ и въ ковшахъ. Это было угощеніе, в?роятно, по обычаю антіохійскому и александрійскому, откуда были Вселенскіе патріархи. И потомъ, благодаря Бога, пареченный патріархъ Московскій, по?халъ къ себ? на подворье и тамъ жаловалъ протопопа, ключаря, дьякона и дьяковъ домовыхъ, потчивалъ самъ въ кель? у себя, а п?вчихъ вел?лъ на погреб? потчивать.

10 февраля совершилось торжество поставленія, посл? котораго новопоставленный патріархъ вм?сто Троицкаго подворья шествовалъ уже на патріаршій дворъ въ сопровожденіи архіереевъ и п?вчихъ, восп?вавшихъ по чину подобающіе стихи. Зат?мъ былъ столъ у государя въ Грановитой полат? и объ?здъ новаго патріарха вокругъ города Кремля. Должно зам?тить, что каждый избранный изъ архимандритовъ Троицкаго монастыря или въ архимандриты этого монастыря всегда им?лъ хотя и временное пребываніе на Троицкомъ подворь?.

Въ 1674 г. на память препод. Сергія 25 сентября государь, отправившись въ походъ къ Троиц?, назначилъ торжественную службу и на Троицкомъ подворь?, гд? служилъ самъ патріархъ Іоакимъ и съ нимъ два митрополита, 3 архіепископа, 1 епископъ, архимандриты, игумены, протопопы, въ присутствіи бояръ, оставленныхъ во дворц? оберегать Москву.

Такое же торжественное служеніе происходило и въ 1675 г. на праздникъ Богоявленія, когда 5 января государь выходиль на подворье къ вечерн? и къ об?дн?. И тогда служилъ самъ патріархъ и съ нимъ 3 митрополита, 2 архіепископа, 1 епископъ, 4 архимандрита, 6 игуменовъ и протопопы.

Въ 1675 г. іюля 5 приходилъ государь изъ похода съ Воробьевой горы праздновать Сергію на подворье въ торжественномъ шествіи, въ карет?, въ сопровожденіи бояръ и другихъ чиновъ и въ предшествіи Стремяннаго полка стр?льцовъ. Церковная служба также совершалась патріархомъ съ 2 митрополитами и прочимъ духовенствомъ. Посл? об?дни государь возвратился за Воробьеву же гору.

Вс? патріархи также праздновали память св. Сергія и іюльскую и сентябрьскую на Троицкомъ подворь?, раздавая при этомъ обычную милостыню нищимъ и въ тюрьмы несчастнымъ сид?льцамъ. Около Троицкаго подворья постоянно обитали нищіе леженки въ кибиткахъ, такъ и называемые кибиточными, числомъ 14 челов?къ.

Какъ изв?стно, у царя Алекс?я Михаиловича во дворц?, въ особыхъ хоромахъ, жили придворные верховые нищіе богомольцы, старики ветхіе л?тами, о которыхъ царь заботился вс?ми м?рами, а потому, въ случа? ихъ смерти, похоронялъ ихъ на Троицкомъ подворь?, а впосл?дствіи въ Екатерининской подмосковной пустын?. Но отп?ваніе всегда происходило на подворь?, въ церкви преподобнаго Сергія.

Такъ, въ 1669 г. апр?ля 9 государь хоронилъ богомольца Венедихта Тимо?еева, при чемъ на отп?ваніи и погребеніи были патріархъ и Паисій папа и патріархъ Александрійскій и судія Вселенскій, Троицкій и Чудовской архимандриты, 10 священниковъ, архидіаконъ, 11 дьяконовъ, которымъ вс?мъ роздано похоронныхъ денегъ 31 р. 28 алт. 2 деньги.

Въ 1670 г. мая 19 государь схоронилъ на подворь? другого нищаго богомольца, Павла Алекс?ева, а въ 1674 г. генваря 8 государь былъ на отп?ваніи третьяго нищаго, Мартиніана, а потомъ, генваря 23, четвертаго, Климента, которые оба были похоронены въ Екатерининской пустын?.

Но былъ случай и бол?е торжественнаго отп?ванія. 19 мая скончался въ Кремл? на своемъ двор?, впосл?дствіи перестроенномъ въ Пот?шный дворецъ, тесть государя, отецъ царицы Марьи Ильичны, великій бояринъ Илья Даниловичъ Милославскій. На другой день, въ среду, его вынесли на Троицкое подворье въ церковь св. Сергія, что у Трапезы.

Въ тотъ день праздновали св. Алекс?ю митрополиту и потому государь слушалъ литургію въ Чудов? монастыр?, гд? служили Макарій, патріархъ Антіохійскій, и Іоасафъ, патріархъ Московскій. Третій патріархъ, Паисій Александрійскій, совершалъ службу надъ т?ломъ покойника на подворь? вм?ст? съ митрополитомъ Павломъ Сарскимъ.

Посл? об?дни въ Чудов? государь и оба патріарха перешли по переходамъ на подворье и тамъ три патріарха съ другими властями совершили отп?ваніе въ трапез?; въ самой церкви было непом?стимо.

Посл? отп?ванія покойнпка проводили митрополитъ Сарскій со властями и бояре къ церкви Николы, именуемаго Столпа, для погребенія, гд? были похоронены родители покойнаго. Въ проводахъ восп?вали п?вчіе государевы и патріарховы вс? станицы. Кому выходило такое счастіе на погребеніи, что отп?вали три патріарха!

Царь Алекс?й Михаиловичъ не забывалъ Троицкое подворье и во время своихъ ночныхъ выходовъ въ прощеные дни Масляницы и Страстной нед?ли для раздачи братіи милостыни, и особенно на Святой для христосыванья съ иноками, или въ дни рожденія государевыхъ д?тей, а также и при другихъ особенныхъ случаяхъ.

Такъ, въ 1674 г. октября 24, нам?реваясь на время переселиться со вс?мъ семействомъ въ загородный Дворецъ въ сел? Преображенскомъ, государь д?лалъ выходъ по монастырямъ и подворьямъ, какъ обычно ходилъ въ прощеные дни и на Святой нед?л?, въ томъ числ? и на Троицкое подворье. Сл?домъ за нимъ ходила и царица съ младшими царевичами и царевнами по т?мъ же монастырямъ и подворьямъ, именно въ соборы Успенскій и Архангельскій, въ Вознесенскій и Чудовъ монастыри, на Троицкое и Кирилловское подворья да къ Никол? Гостунскому.

Женская и малол?тная половина царской семьи, какъ изв?стно, всегда была сокрыта для народныхъ очей и потому если и случалось ей приходить въ Сергіевъ праздникъ къ церковной служб? на подворье, то такіе выходы всегда совершались втайн?. Въ церковныхъ запискахъ 1685–1691 гг. упоминается, что къ литургіи въ Сергіевъ праздникъ на Троицкое подворье приходилъ и молодой царь Петръ, а также царица и большія царевны, обыкновенно внутренними переходами съ Дворца.

Патріархъ также ходилъ къ празднику и отъ праздника переходами, архіереи каретами, а черныя власти п?шкомъ. За патріархомъ сл?домъ приходили царевны тайно и стояли во время службы въ трапез? за занав?сками. Кажденіе имъ бывало и прежде патріарха, какъ онъ самъ приказывалъ.

А. В. Горскій въ «Описаніи Троицкой лавры» приводитъ свид?тельство, что «въ 1666 г. августа 18 монастырь Богоявленскій на Троицкомъ подворь? вм?ст? съ патріаршимъ дворомъ сгор?лъ».

Но зд?сь кроется какая-либо неточность, потому что въ томъ году, августа съ 26 на 27, царь Алекс?й Мих., обрадованный рожденіемъ царевича Ивана Алекс?евича, совершивъ богомольный выходъ въ соборы и монастыри Вознесенскій и Чудовъ, возвратился въ свои хоромы изъ Чудова монастыря переходами, которые пролегали чрезъ улицу и чрезъ весь патріаршій дворъ, чего не могло бы случиться, если бы патріаршій дворъ гор?лъ за н?сколько (за восемь) дней передъ т?мъ.

Составъ монашествующей братіи, пребывавшей на подворь?, не всегда бывалъ одинаковъ по числу лицъ.

Постояннымъ управителемъ подворья былъ строитель. Въ 1626 г. при строител? находилось 12 челов?къ старцевъ. Въ 1628 г. числилось три попа, 2 дьякона и 16 братовъ. Въ 1665 г., кром? строителя, было 15 челов?къ рядовой братіи. Спустя почти сто л?тъ, въ 1763 г., на подворь? пребывали: строитель, 2 іеромонаха, іеродіаконъ, понамарь и б?льцы: 2 псаломщика, 2 трудника и для караула 2 челов?ка. Монахи изъ лавры назначались посм?нно. Въ 1764 г. подворье было упразднено.

Прицеркви?едора Стратилата, построенной царемъ Алекс?емъ Михаиловичемъ, состояло съ 1664 г. на служб? б?лое духовенство: 2 попа, дьяконъ, 2 дьячка, понамарь, сторожъ, которые получали содержаніе, ругу, изъ Дворца слишкомъ сто рублей на всю братію, кром? годовыхъ суконъ (12 руб.) и хл?бнаго жалованья.

При цар? ?еодор? Алекс?евич? эта руга была увеличена до 196 рублей, въ томъ числ? значилось питья и?ствъ изъ Дворца слишкомъ но 90 руб.

Такъ молодой царь благоволилъ къ церкви своего Ангела.

При строгой разборк? ружныхъ окладовъ по вс?мъ Московскимъ соборамъ, монастырямъ и церквамъ, произведенной Петромъ Великимъ въ 1699 и 1700 гг., о руг? духовенству церкви?едора Стратилата государь далъ сл?дующую отм?тку: «Буде та церковь построена по государскому изволенію и имъ руга давать сполна, а буде строена изъ монастыря и имъ тое ругу имать изъ доходовъ Троицкаго монастыря…» По справк? въ приказ? Большаго Дворца не оказалось св?д?нія, что церковь построена по государскому изволенію, хотя въ томъ же 1700 году церковь была поновлена и подписана ст?ннымъ иконнымъ письмомъ, и для службы книги и всякая церковная утварь были даны изъ приказа Большаго Дворца, а ризы изъ Казеннаго приказа, сл?довательно на царское иждивеніе. Но государь р?шилъ быть у той церкви Троицкаго монастыря чернымъ попамъ, для того, что тотъ пред?лъ на ихъ монастырскомъ подворь?, а б?лымъ попамъ не быть и руга отставить.

Во время великаго пожара въ 1737 г. подворье все выгор?ло и потомъ было возобновлено. Церковь св. Сергія съ пред?ломъ?едора Стратилата вновь была освящена въ март? 1738 года. Объ освященіи церкви Богоявленія св?д?ній не встр?тилось, что даетъ м?сто предположенію, существовала ли эта церковь во время пожара, такъ какъ есть свид?тельство, хотя и сомнительное, что въ 1722 г. архимандритъ Троицкаго монастыря Гавріиль Бужийскій самовольно разобралъ на подворь? церковь во имя преп. Сергія, о чемъ жаловались Синоду власти Троицкаго монастыря въ 1727 г., а въ 1729 г. подали жалобу на Высочайшее имя въ Верховный Тайный Сов?тъ, присовокупляя, «что церковь до Литовскаго раззоренія за многіе годы была создана каменная, изряднаго мастерства, съ теплою трапезою, съ папертьми и съ колокольнею». Едва ли можно допустить, чтобъ эти офиціальныя жалобы были пустою ябедою на архимандрита, который на самомъ д?л? могъ разобрать церковь не св. Сергія, а именно церковь Богоявленія, по случаю ея в?ковой ветхости. Въ «Путеводител? къ древностямъ и достопамятностямъ Московскимъ» приведена л?топись объ освященiи на подворь? церкви Богоявленія 14 мая 1754 г.

«Освятися жертвенникъ Господа Бога нашего Іисуса Христа въ царствующемъ град? Москв?, въ Богоявленскомъ монастыр?, что на Троицкомъ подворь?, во храм? св. Богоявленія Господня при держав?«и пр. Это очень важное показаніе заставляетъ предполагать, что церковь на самомъ д?л? была разобрана и выстроена вновь, почему о ней и не помянуто при возобновленіи церквей посл? пожара 1737 г. Новая церковь по разм?ру была меньше старой. Относительно зам?ны одно другимъ именъ, вм?сто Богоявленія-св. Сергія, могла произойти ошибка, очень возможная для Троицкихъ властей, повсюду помнившихъ только св. имя Сергія.

Къ коронаціи 1762 года обветшавшее снаружи подворье было обновлено поправкою и покраскою.

Въ 1764 году по указу отъ 26 февраля вся м?стность подворья была присоединена къ Кремлевскому дворцу. По этому случаю еще въ 1763 г. была составлена опись зданіямъ подворья, изъ которой узнаемъ, что на немъ существовали сл?дующія строенія:

1) Каменная церковь Богоявленія, длиною 6 саж., шириною 5 саж. 1 арш., крытая жел?зомъ.

2) При ней церковь чуд. Сергія, длиною 15 саженъ въ томъ числ? и трапеза, шириною 6 саж., крытая тесомъ.

3) Между Богоявленской и Сергіевской пред?льная во имя?едора Стратилата, длиною 5 саженъ, шириною 21/2 саж., крытая тесомъ.

4) При одной изъ церквей подъ деревянною крышкою вис?ло 6 колоколовъ, - это была небольшая колокольня.

5) Подъ церквами въ подкл?тномъ этаж? въ разныхъ полатахъ находились подъ Богоявленскою церковью молельная (?) полата, хл?бодарня, 2 кельи, братскій погребъ; подъ церковью?едора Стратилата-кладовая полата, подъ трапезою церкви Сергія-магазейная полата.

6) Настоятельскія кельи въ два яруса занимали пространство длиною въ 17 саж., шириною 4 саж. 2 арш. съ с?нями, дл. 51/2 саженъ, шириною 3 саж. Въ верхнемъ ярус? находилось 10 келей и с?ни. Въ нижнемъ-келья, кухня, 2 погреба. Крыты черепицею. Настоятельскія кельи по описи 1769 года заключали въ себ?: залъ, длиною почти 15 арш., шириною 11 арш., въ которомъ въ ст?н? находилось два шкафа съ створчатыми дверцами со стеклами и три окна, въ каждомъ по 8 стеколъ; дв? двери съ м?дными замками. Дал?е сл?довали: 8 келей, каждая въ длину 7, въ ширину 6 аршинъ съ двумя окнами и съ однимъ или съ двумя шкафами въ ст?н? за стеклами. Въ двухъ кельяхъ было по четыре окна. Во вс?хъ кельяхъ было пять печей галанскихъ изразчатыхъ синихъ со шкафами. Ст?ны везд? были обиты бумажными обоями разныхъ цв?товъ. Снаружи покрытое черепицею, зданіе было выкрашено желтою краскою; съ двухъ сторонъ у него было два крыльца каменныя.

7) Другія настоятельскія кельи, длиною 61/2 саж., шириною 6 саж., содержали въ верху 4 комнаты, подъ которыми находились кухня и присп?шная полата, да полатка сторожевая; крыты тесомъ.

8) Братскія кельи въ два же яруса на 13 саж. длины и 2 саж. 1 арш. ширины; въ верху 5 келей и с?ни, внизу келья съ с?нями, кухня, кладовая; крыты тесомъ.

9) Другія братскія кельи, длиною на 20 саж. 1 арш.; въ нихъ въ верху 9 келей, трои с?ни, кухня, кладовая, чуланъ; въ нижнемъ ярус? шесть келей, дв? хл?бныхъ, трои с?ни, чуланъ каменный, другой деревянный, кладовая, погребъ; возл?-каменный ледникъ и каменная конюшня на 61/2 саженъ.

10) Конюшня каменная, длиною 8 саж., шириною 41/2 сажени, крытая тесомъ. Деревянная конюшня, пристроенная къ оград?, длиною 8, шириною 3 сажени.

11) Ограда каменная около церквей, длиною 321/2 саж., вышиною 11/2 сажени, шириною полсажени. По описи подворья 1642 года значится, что ограда им?ла 3 ст?ны каменныя, а четвертая ст?на отъ патріаршаго двора забрана заборомъ.

Поступившее сначала въ Дворцовое, а потомъ вскор? въ Сенатское в?домство, Троицкое подворье по распоряженію Сената въ томъ же 1764 г. было занято Суднымъ приказомъ. Зат?мъ въ 1778 г. по такому же распоряженію часть подворья со стороны Троицкихъ воротъ была отдана для пом?щенія оберъ-коменданта генералъ-поручика Ржевскаго, при чемъ въ 1776–1777 году были произведены исправленія вс?хъ потребностей, хотя комендантъ тогда же доносилъ Сенату, что починка произведена непрочно.

Съ этого времени церковь Богоявленія обозначалась, что въ Комендантскомъ дом?.

Въ первый же годъ XIX стол?тія начались ретивыя заботы объ очищеніи Кремля отъ древнихъ зданій, которое и совершалось очень д?ятельными руками изв?стнаго начальника Дворцоваго В?домства П. С. Валуева . Годъ за годомъ онъ сп?шно производилъ такое очищеніе, и въ 1806 г. д?ло дошло до Троицкаго подворья и съ Комендантскимъ зданіемъ. 25 февраля 1806 года митрополитъ Платонъ писалъ къ своему викарію преосв. Августину, что получилъ писаніе изъ Петербурга, о томъ, «чтобы сломать все, что отъ Двунадесяти Апостолъ до Троицкихъ воротъ и церковь Богоявленскую; оть меня спрашиваютъ, можно ли церковь разобрать… Чудно, какъ будто напущено, и моя конюшня уничтожится. Я отв?чалъ, что надлежитъ. Не знаю, что выйдетъ…»

По проекту Валуева сл?довало сломать старыя и уже ветхія зданія Цареборисовскаго двора и задней половины патріаршаго двора, гд? и находилась митрополичья конюшня, а дал?е и все Троицкое подворье съ Комендантскимъ домомъ. На этой площади была назначена постройка новой Оружейной полаты (нын? казармы) (Альбомъ видовъ No XXI).

Для пом?щенія коменданта предполагалось взять у митрополита выстроенный имъ Архіерейскій домъ, о чемъ такъ скорб?лъ владыка Платонъ (см. Описаніе этого дома, стр. 279).

Кончилось однако т?мъ, что указомъ 5 апр. 1806 г. коменданту для житья отведенъ, былъ старый Пот?шный Кремлевскій дворецъ, а въ іюл? того же года посл?довало Высочайшее повел?ніе разобрать Богоявленскую церковь и самое подворье, которое и было разобрано въ 1807–1808 году.

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

«Дон» Куликовской битвы и Подонское подворье в Москве Согласно летописям, русские войска, двигаясь на Куликово поле, перешли через реку ДОН (см. ПСРЛ, т.37, с.76). Да и победитель Дмитрий, и даже его брат, назывались Донскими.Сегодня считается, что речь идет об известной реке

Из книги Изба и хоромы автора Беловинский Леонид Васильевич

Глава 13 Жизнь в избе и на крестьянском подворье Нашему современнику совершенно неизвестен весь строй старой крестьянской жизни в избе и на подворье. Между тем, это была совершенно особая жизнь, нисколько не похожая на сегодняшнюю. Впрочем, многое из того, что будет

Из книги Повседневная жизнь Тайной канцелярии автора Курукин Игорь Владимирович

Крепость и подворье Местопребыванием Тайной канцелярии в Северной столице стала Петропавловская крепость. Там же находились в предварительном заключении подследственные. В 1715 году в крепости была «взята в разработку» группа взяточников и казнокрадов, среди которых

автора Забелин Иван Егорович

Кирилловское подворье Входя въ Кремль, надо припомнить, что въ древнее время вся его м?стность была очень т?сно застроена, кром? монастырей и церквей, главнымъ образомъ домами и дворами бояръ, между которыми по уголкамъ т?снились также и дворы церковныхъ причтовъ,

Из книги История города Москвы автора Забелин Иван Егорович

Крутицкое подворье Теперь перейдемъ прямо по Спасской улиц? къ Крутицкому подворью, которое по межамъ отстояло отъ Кирилловскаго невступно саженъ на двадцать. Въ этомъ промежутк? между подворьями находился боярскій дворъ, о которомъ будемъ говорить посл?.Исторія

Из книги Москва еврейская автора Гессен Юлий Исидорович

Глебовское подворье Исторические события определяют судьбы народов и отдельных людей. В конце XVIII в. завершился раздел Польши, и миллионное еврейское население былой Речи Посполитой стало подданными Российской империи. Именно тогда была узаконена черта оседлости, за

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Крутицкое подворье Мало кто знает, что здесь-то и находился райский сад. Именно так, Райским, назывался сад митрополита в Крутицком подворье.Крутицкое подворье по праву называют «замечательным явлением древнерусской архитектуры». Оно расположено на юго-востоке столицы

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

1.12. Река Дон Куликовской битвы и Подонское подворье в Москве Согласно летописям, русские войска, двигаясь на Куликово поле, перешли через реку ДОН. См. ПСРА, т. 37, с. 76. Да и победитель Дмитрий, и даже его брат, назывались ДОНСКИМИ.Сегодня считается, что речь идёт об известной

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Петербург экскурсионный. Рекомендации по проведению экскурсий автора Шишков Сергей Иванович

Подворье Александро-Невского монастыря Наименование объекта. Подворье Александро-Невского монастыря.Маршрут следования к объекту. Пройти по чётной стороне проспекта до пересечения с Малой Морской улицей.Остановки на маршруте. У дома № 1 по Малой Морской улице.Элементы

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Село Троицкое-Голенищево Остановим наш взгляд на замечательном в историческом отношении селе Троицком-Голенищеве. Туда любил удаляться от шумной городской жизни св. митрополит Киприан (родом серб) как в место неплещно и безмятежно. Туда приезжал к нему беседовать и за

Из книги Прогулки по Москве [Сборник статей] автора История Коллектив авторов --

Из книги Под знаменами Москвы автора Алексеев Юрий Георгиевич

Глава IX «Троицкое стояние» «Тое же зимы, марта, архиепископ Новугородцкий Феофил и весь Великий Новгород прислали к великому князю… и сыну его… послов своих, Назара Подвойского да Захарья дьяка вечного, бити челом и называти себе их государи». Это сенсационное сообщение

Из книги Скопин-Шуйский автора Петрова Наталья Георгиевна

«Троицкое стояние» Осада обители началась в сентябре 1608 года, когда первые отряды тушинского «царика» подошли к Троице и расположились на Клементьевском поле перед монастырем. Их общая численность составляла примерно от 10 до 15 тысяч человек. Что могли

Из книги Москва дворянских гнезд. Красота и слава великого города, пережившего лихолетья автора Волков Олег Васильевич

I. Владычное подворье на Крутицах Основание Крутицкого подворья переносит нас в один из самых тяжелых периодов отечественной истории. Еще не залечены раны, нанесенные опустошительными нашествиями орд Батыя, в низовьях Волги закрепилась могущественная Золотая Орда,

Из книги Монастыри Московского Кремля автора Воронов Александр Александрович

«Афанасьевский монастырь, что подворье Кириллова монастыря» Как известно, в Кремле было только три полноценных монастыря: Спасо-Преображенский на Бору, Чудов и Вознесенский. В то же время кроме этих бесспорных по монастырскому статусу объектов в исторической


Фото 1892 г.

Земли на берегу реки Неглинной царь Василий Иванович Шуйский пожаловал Троице-Сергиевой Лавре еще в 1609 году - в самый разгар драматических событий времен польско-литовского разорения.
Владение простиралось по обе стороны реки Неглинной, в длину с левой стороны 174, с правой 160 сажен, поперек с левой 80, а с правой 123 сажен:
"...По Государеву Цареву и Великаго Князя Василия Иоанновича всея Русии Указу, дано Троицы Сергиева монастыря Архимандриту Иоасафу с братиею, за деревянным городом, за Сретенскими вороты у Неглинной на берегу, от дороги, что подле городовыя стены, вверх Неглинной по левую сторону в длину сто семьдесят четыре сажени, а поперек восемьдесят сажен; а прежде сего то место было за переводчиком за Вельямином Стефановым, да за Кляусом Савосьяновым, а после их лежало впусте лет с семь. Да по другую сторону Неглинки от тояж дороги, что подле городовой стены, в длину сто шестьдесят сажен, а поперек сто двадцать три сажени, худыя земли с бугры, что в пашню не пригодятся.
<...> Царь Михаил Феодорович подтвердил тоже, и дана сему Архимандриту новая Данная, с показанием тойже меры, и чтоб владеть им по обе стороны реки Неглинны по прежним их дачам" (Священник Иоанн Орлов. Историческое описание Московской Троицкой Церкви, что в Троицкой, с ея приходом. Москва, в Университетской Типографии. 1844 г.).
В конце 30-х годов 17-го столетия сложилась здесь, за Земляным городом, на берегу Неглинки, лаврская слобода. Переписная книга Москвы за 1638 год, насчитывала в то время всего "56 дворов монастырских тяглых крестьян, да 3 двора тяглых посадских людей разных сотен"
А вот другая перепись, уже за 1846 год: "129 дворов безпашенных бобылей, а кормятся на Москве работою". Называлась слобода в официальных документах по своей принадлежности к Лавре и по расположению на берегу Неглинки "Троицкой Неглиненской".


Фото 1950-х - 1970-х гг. Надвратный корпус доходного дома и приюта (1915 г., арх.А.Латков). До надстройки 1920-х годов имел над вратами колокольню.

"Центром" ее в далекие эти годы являлась деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом преподобных Сергия и Никона, игуменов и чудотворцев Радонежских - приходской храм слободы.